На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Арт-методы в индивидуальной психологической работе. диагностика психологических проблем
Арт-методы в индивидуальной психологической работе. диагностика психологических проблем
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Введение в арт-терапию


Информационный блок


Арт-методы - это особые способы и приемы, используемые в психокоррекционной и психотерапевтической работе психолога для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Арт- методы не имеют противопоказаний и ограничений, применяются почти всеми направлениями психотерапии, достаточно широко используются в педагогике, социальной работе и бизнесе. Как синоним часто применяется термин Арт-терапия [1,2,3].

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Термин «арт-терапия» ввел в употребление английский врач и художник Адриан Хилл (1938). Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности,
Еще Зигмунд Фрейд утверждал, что бессознательное проявляется в символических образах, а его ученик Карл Густав Юнг советовал клиентам рисовать. «Мы мыслим зрительными образами, - говорил он, - на них же держится живопись». Однако наиболее интенсивно арт-терапия начала развиваться в 1940-х годах, а окончательно оформилась в качестве терапевтической практики в 1970-х. Принцип ее прост. Переживания, вызванные произведением искусства, вызывают тот самый катарсис, об очистительных свойствах которого писал еще Аристотель. Оказавшись в роли творца, человек переносит на холст или бумагу (то есть на противоположный объект) все, что у него в подсознании, и получает возможность посмотреть на себя со стороны. Отстранившись от внутренних конфликтов, он говорит себе: «Я и моя проблема не суть одно и то же». Арт-терапевт же в свою очередь по этим рисункам считывает всю необходимую ему информацию и видит внутренние проблемы своего клиента, для описания которых тот не может подобрать слов.
Арт-методы наиболее гуманные, при этом эффективные способы коррекционного воздействия на клиента, так как они позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию. Работая с арт-методами, клиенты получают важное послание от собственного подсознания. Данные методы относятся к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.
В арт-терапии очень много разновидностей подходов. Классическая арт-терапия, включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но к современной арт-терапии относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.
Был разработан и комплексный метод - арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.
Основная цель арт-методов состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арт- терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы свести лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия, найти здоровый баланс. В качестве еще одного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание творческого продукта. Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

 

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.
1. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей самого человека.
2. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (катарсис).
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.


Практическое задание Упражнение «Разжать кулак»


Цель: Создание атмосферы безопасности и открытости, мотивации на самоанализ. Инструкция: «Разбиться на пары. Первый участник сжимает кулак, воображая, что в кулаке очень важная вещь (любому не покажешь). Второй участник должен кулак разжать, используя свой «арсенал» средств. Через 3 минуты участники меняются ролями». Рефлексия.
Достигнута ли цель?
Какие средства (способы использовались)?
Какие эмоции, чувства возникли?
Может ли это взаимодействие быть метафорой работы «клиент-психолог»?
Каковы позитивные стороны арт-методов в таком взаимодействии?


ИЗОТЕРАПИЯ


Информационный блок


Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением (М. Наумбург). В дальнейшем большое влияние на развитие изотерапии оказали психотерапевты гуманистического направления.
Когда уместно и полезно использовать методы изотерапии? Что позволяют сделать эти методы?
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.
2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку.
Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах, каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.
Приемы изотерапии и результат работы зависят от того с каким материалом работает клиент. Это могут быть: карандаши, фломастеры, краски (акварельные, гуашь, масло и др.), мелки, сангина, глина, пластилин, тесто, соломка, коллаж и пр. Для рисования можно использовать бумагу обычную, мятую, мокрую, тонированную; стекло, пластик, холст и т.д. (Н.Р. Назарова) [17].
Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.


Основные правила изотерапии
Первое и главное правило изотерапии
Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, «вырисовать» весь накопленный стресс, чтобы улучшить свое состояние.
Вторая правило изотерапии
Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психологом. Если Вы работаете одни, то о психологе и его интерпретациях речь не идет. Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя, созерцая свое творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему даже самый умудренный практикой психолог. Считается, что клиент сам может прийти к такому пониманию. Это бывает не сразу после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный рисунок нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.
Третье правило изотерапии
В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сейчас занимаетесь, даже если до инсайта Вам еще далеко, - помните, что изотерапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.
Рекомендации по изотерапии.
• Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции, Вам всегда стоит предпочесть лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот - успокоит.
• Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей - это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «черная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.
• В-третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры - карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски, потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.
• В-четвертых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
• В-пятых, занимаясь арт-терапией, Вы можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны все-таки на общечеловеческих архетипах. Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек», Вы легче достигнете инсайта, то есть найдете общий язык со своим бессознательным, поймете исходящие от него сигналы.
Изотерапия в работе с детьми
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психологической работы. Арт-методы предоставляют ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку:
• ощутить и понять самого себя, узнать свои возможности;
• выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды;
• освободиться от конфликтов и сильных переживаний;
• развить эмпатию;
• выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, негативные;
• не только отразить в сознании окружающую и социальную действительность, но и моделировать ее, выражать отношение к ней;
• развивать чувственно-двигательную координацию, так как рисование требует согласованного участия многих психических функций.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения отношения к ней. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. Изотерапия во многих случаях помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
«Правополушарное» рисование, лепка и пр. ловко обходит цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще все относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова - но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями [5,14,19].


Проективный рисунок


Обратим особое внимание на одну из методик изотерапии - проективный рисунок. Эта методика интересна тем, что имеет двоякий характер. С одной стороны, это замечательная диагностическая методика, с другой - она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие.
Проективный рисунок можно использовать как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.
Суть проективной работы в том, что:
• человек имеет возможность с помощью рисунка показать свой внутренний мир, «вынести» его из себя на плоскость бумаги;
• таким способом на некоторое время дистанцироваться от своих проблем, переживаний;
• объективировать их с помощью образов рисунка;
• посмотреть на все со стороны;
• предпринять действия по реальному изменению рисунка (дорисовать, перерисовать, раскрасить и т.д.), изменению образа, а значит и собственного внутреннего мира.
Рисунок - одно из мощнейших средств самовыражения человека. Образы, возникающие в процессе рисования, строятся по законам зрительного восприятия. Зрительное восприятие является самой ранней системой распознавания. Информация, заложенная в зрительном восприятии, занимает важное место в обеспечении жизнедеятельности человека и большей частью архаична, особенно на уровне восприятия цветов, форм, характера движений и т.д.
Работая с арт-методами необходимо помнить о закономерности соотношения образа и рисунка.
Образ - это психическое явление, возникающее в нашем сознании. Это достаточно большая структура, которая включает в себя фигуру, фон (контекст), отношение между фигурой и фоном, возможна конкуренция между фигурами. В образе обязательно присутствует время. Например, рисует человек цветы в вазе. Где-то эти цветы росли, кто-то их сорвал и сделал букет, в момент рисования они живые и красивые, затем завянут и т.д. Каждый образ имеет свою историю. Поэтому при соотношении рисунка и образа нужно учитывать, что рисунок - это только часть образа, некоторая «вырезка» из него. Отсюда вытекает ряд известных технических приемов, используемых при работе с рисунком [20].
• Один из них - достроить образ до целого. Если человек рисует только часть фигуры, например, одну руку, необходимо дополнить этот образ до законченной фигуры и прояснить, какое чувство или потребность за этим стоят.
• Часто применяют прием увеличения или уменьшения рисунка. Если объект на рисунке имеет очень сильную эмоциональную окраску, есть вариант нарисовать его на большем листе. При этом увеличение площади фона позволит снизить эмоциональное напряжение фигуры.
• Хороший терапевтический эффект дает возможность использования цвета. Например, запретным действием для клиента является выражение вовне собственной агрессии. Можно предложить нарисовать рисунок, используя только красный цвет и посмотреть, что произойдет с чувствами клиента. Возможность отстраниться от своего чувства, спроецировав его на бумагу, позволяет отреагировать его, признать и в дальнейшем интегрироваться.
• Образ, возникающий в процессе психологической работы, может быть пугающим. Это проекция той части человека (его внутреннего мира), которую он не принимает. Тогда рисунок дает возможность отстраниться, дистанцироваться от пугающего объекта, произвести с ним какие-то действия, сделать более знакомым, менее опасным и не таким страшным как в начале работы. Это позволит клиенту принять свою часть, вернуть ее себе и стать более целостным.
Один из важнейших принципов — это работа в диалоге с клиентом. Никакая диагностика не возможна без диалога. Например, клиент нарисовал рисунок, на котором изображена маленькая фигурка в нижнем углу листа, а весь лист чистый. Конечно, можно констатировать, что у человека низкая самооценка. Но он и сам об этом знает. Гораздо полезнее будет прояснить следующие моменты:
Кто это такой маленький нарисован?
Как он там оказался?
Что делает?
Для кого или для чего оставлено столько свободного места?
Как хотел бы этим пространством распорядиться?
Кто или что мешает это сделать?
Может быть, в процессе такого разговора клиент осознает свою неудовлетворенную потребность и найдет способ ее реализации.
Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:
• Собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день»).
• Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Остров счастья», «Страх»).
• Отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).
Существует два способа работы с готовыми рисунками:
Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.
Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).
Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования являются:
1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование клиентом обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.
2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
3. Поиск адекватной формы выражения.
4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.


Этапы работы с детьми по методу В. Оклендер


Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно. Независимо от того, что ребенок и психолог выбирают для своих занятий, основная цель работы всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Каждый психолог находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством и, направлением занятий в нужное русло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок с другой стороны. Работа с ребенком - это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе психолога, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Картинки можно использовать бесконечным числом способов и для самых разнообразных целей. Рисование как таковое, даже без какого-либо вмешательства терапевта, - это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств. С этого момента психотерапевтический процесс может проходить следующие стадии [19].
1. Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при рисовании чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.
2. Психотерапевт стремится к тому, чтобы ребенок поделился впечатлениями о самом рисунке, описывая картинку присущим ему образом. Это следующий этап осознания себя.
3. На более глубоком уровне самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.
4. Психотерапевт просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова Я.
5. Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировал с чем-нибудь.
6. В случае необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?». Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.
7. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка обострение осознания путем выделения и детально побуждается к максимально углубленной работе со специфической частью картинки, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или если отмечается необычный недостаток их.
8. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумя соприкасающимися либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль или линия вокруг квадрата, или счастливая и печальная сторона образа).
9. Психотерапевт просит ребенка обратить внимание на цвета, излагая свои предложения о том, как нарисовать картинку.
10. Осуществляется наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию, тревогу, страх или осознание чего-либо.
11. Психотерапевт работает над идентификацией, помогая ребенку отнести к себе то, что он говорит, описывая картинку или ее части.
12. На этом этапе рисунок откладывается, и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка.
13. Психотерапевт выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках, и обращает внимание на это.
14. Психотерапевт останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, или заостряет внимание на том, что ему самому кажется наиболее важным.
Составной частью рабочей модели Вайолет Оклендер является содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка. Здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка - это основа его чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении. Взрослея, дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мы живем в мире, полном хаоса, в мире противоречивом и двойственном. Более того, люди, которые растят детей, имеют свои собственные трудности, с которыми они борются. Дети учатся преодолевать трудности и использовать свои компенсаторные возможности.
По мнению В. Оклендер большинство детей, нуждающихся в помощи, обычно имеют одну особенность: выраженное в той или иной степени нарушение способности к установлению контактов. Для установления контактов необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и слова. Дети с болезненными явлениями не могут эффективно осуществлять одну или более функций, обеспечивающих возможность их контакта с взрослыми людьми, другими детьми и своим окружением в целом.
Дети в какой-то степени сами защищают себя. Некоторые из неприятной ситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и сделать свою жизнь легче и уютнее, создают фантастические образы. Некоторые играют, работают, учатся, как ни в чем не бывало, игнорируя свои болезненные переживания. Некоторые защищаются, стремясь выделяться каким-то образом; такие дети стараются привлечь к себе внимание, что часто сопровождается тенденцией к усилению тех самых поведенческих проявлений, которые более всего не переносят взрослые [19].
В проективном рисовании используются следующие способы организации процесса рисования (классификация C. Кратохвила):
• Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.
• Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.
• Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
• Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д. Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса [5, 15, 24].


Практическое задание Упражнение «Рисунок вдвоем»


Цель: Знакомство членов группы, создание атмосферы безопасности и доверия, мотивация на исследовательскую работу.
Инструкция: Используем один из способов организации процесса рисования.
«Для выполнения упражнения вам необходимо объединиться в пары. Постарайтесь выбрать человека менее знакомого вам. Все действия выполняются по инструкции и молча, т.е. разговаривать с партнером не разрешается. Возьмите на двоих один лист бумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок.
Время выполнения - Зминуты.
По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность.
Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков?».
Рефлексия.
• Какие эмоции и чувства вы сейчас испытываете?
• Что помогало и что мешало вам выполнять задание?
• Как вы распределяли функции? Кто из вас был лидером?
• Похоже ли ваше поведение сейчас на то, что обычно происходит с вами в жизни?
• Готовы ли вы брать на себя ответственность за принимаемое решение?
• Какие собственные идеи вам удалось реализовать и что не получилось?
• Какой новый опыт вы получили?
Во время выполнения упражнения в группе возникает много положительных эмоций, повышается активность.


ЯЗЫК РИСУНКА (ЯЗЫК ЛИНИЙ)


Информационный блок


Чтобы организовать разговор с клиентом по поводу его рисунка необходимо знать язык изобразительного искусства. Именно с помощью этого языка клиент сообщает психологу о своей проблеме. Языком изобразительного искусства являются: линия, форма, цвет, размер, композиция, способ изображения и т.д. [9, 11].
Язык линий - это то, какими средствами изображен объект (фигура). Язык линий базируется на характеристике самих линий, их форме, способе их проведения, взаимоотношений между линиями. Линия может демонстрировать эмоциональное состояние рисующего и его отношение к изображенным объектам. К характеристикам линий относят: размер, толщину, штриховку, изгиб, положение (вертикальное, горизонтальное, наклон).
Каждое эмоциональное состояние имеет свой ритм и алгоритм по интенсивности, динамике и характеру протекания, которые могут передаваться через линейные изображения. Например, агрессия и гнев всегда направлены на разрушение, а потому ритм их проявления связан с интенсивными, острыми, жесткими движениями, а, следовательно, и линейными их изображениями. Состояние страха связано с первичной оценкой опасности, сопровождается внутренним поиском средств избежать ее, т.е. или затаиться и остаться незаметным или бежать. Такой поиск сопровождается активацией всех систем, в первую очередь двигательной, что сопровождается дрожью мышц, готовностью к действию. Радость, горе, грусть, отчаяние - переживания, имеющие свою ритмическую экспрессию, зависящую от интенсивности переживания. Так, чувство удовольствия выражается более плавным ритмом, по сравнению с бурным переживанием радости - ликованием.


Практическое задание Упражнение «Каракули»


Цель: Знакомство с языком линий с помощью техники спонтанного (интуитивного) рисования
Инструкция:
Каракули - техника свободного путешествия карандаша по бумаге, движение руки не контролируйте, не задумывайте никаких образов. Просто рисуйте любые каракули, не придавая им никакого смысла.
Упражнение состоит из нескольких этапов.
1. Возьмите лист формата А4, любой карандаш (карандаши) или ручку и 3-5 минут рисуйте спонтанными движениями руки. Отключите максимально сознание, доверьтесь своему бессознательному.
2. Возьмите второй лист, разделите его на 12 квадратов. В каждом квадрате внизу напишите прилагательные: злая, добрая, веселая, грустная, любознательная, амбициозная, испуганная, смелая, спокойная, обиженная, тревожная, ликующая.
3. В каждом квадрате нарисуйте линию, соответствующую прилагательному. Рефлексия.
2. Поделитесь с другими участниками своими эмоциями, опытом, возникшими в процессе рисования.
3. Сравните линии на своем рисунке с линиями других участников группы. Есть ли похожие линии? Какие эмоции они выражают?
4. Вернитесь к рисунку «Каракули». Какие линии есть на рисунке? Каких больше? Какие эмоции, чувства они передают? Поделитесь с группой своими впечатлениями.
5. Присмотритесь к своему рисунку более внимательно, медленно поворачивая его, приблизьте, отдалите. Вы обязательно увидите какой-то образ или образы. На первый образ можно не откликайтесь, пробуйте найти и другие варианты.
6. Остановитесь на одном из вариантов. Выделите этот образ ярче, можно дорисовать. Какие эмоции вызывает образ, нравится, не нравится? Что он может символизировать?
7. Напишите 10 прилагательных, характеризирующих образ.
8. «Примерьте» к себе характеристики образа «Я» + прилагательные.
9. Расскажите о своем образе группе. Поделитесь своими эмоциями, получите обратную связь.


ЯЗЫК ЦВЕТА. ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА


Информационный блок
К основным характеристикам цвета относят: цветовой тон, насыщенность и светлоту.
Цветовой тон - качество цвета, определяемое длиной световой волны и приравниваемое к одному из спектральных или неспектральных (пурпурных) цветов. Цветовой тон дает название цвету.
Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте (яркости) ахроматического (серого). Из-за трудоемкости определения этой характеристики цвета ее обычно заменяют другой - чистотой цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность. Чистота (колориметрическая насыщенность) - это процентная доля чистого спектрального цвета в общей яркости данного цвета.
Светлота - степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различия от данного цвета до черного. Количественное определение светлоты сложно, требует специального оборудования. В практике колориметрии светлота нередко заменяется другой характеристикой - относительной яркостью.
Яркость (относительная яркость) - это отношение величины потока света, отраженного от данной поверхности, к величине потока света, на нее падающего. Измеряется коэффициентом отражения.
Психология цвета. Символика цвета. Цветотерапия.
Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются «основные цвета» (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый). Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры (Р.М. Фрумкина) [27].
Можно выделить три основных типа цветовой символики:
• цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) отличающийся многозначностью и противоречивостью
• цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельных цветов. Например, эмоцию гнева часто ассоциируют с сочетанием красного и черного цвета. Ни красный, ни черный в отдельности выразить «гнев» не могут. Черный придает красному зловещий характер, а красный - черному, недостающему тому активность («пробуждает» его), что позволяет охарактеризовать данное цветовое сочетание, как «злую, разрушительную активность»
• соединение цвета и формы - символика цветных форм, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов.
В символике цвета наиболее вероятно присутствие коллективных цветовых архетипов. Б. А Базыма [4] представляет следующую информацию о символике цвета. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный - цвет Марса, синий - цвет Венеры, желтый - цвет Меркурия, зеленый - цвет Сатурна, пурпурный - цвет Юпитера, оранжевый - цвет Солнца, фиолетовый - цвет Луны.
При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Красный цвет с древности вызывал у людей особый интерес. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красный символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями. Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге - со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь.
Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом облачаются в черное.
Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест - чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом».
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде»). У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.
Зеленый - цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой - и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище - «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоциональноволевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. [4].
Цветовой анализ рисунка. Анализ архетипического содержания цветов в рисунке
Д. Н. Хломов [28] предлагает следующий вариант анализа рисунка. Существует определенная традиция соотносить цвет, сочетание цветов с жизнью человека от рождения до смерти. Так, например, с детством чаще всего ассоциируются желтый и зеленый цвета. Эта фигура начинается с желтых и зеленых тонов, причем зеленый является энергетическим, а желтый скорее связан с определенным принятием, это теплый цвет. Потом фигура делится на две части - мужскую и женскую; появляется набор женских и набор мужских цветов. И, соответственно, мужская ветвь «синеет», то есть из желтого переходит в синий, а женская «краснеет», то есть переходит их желтого в красный, оранжевый. И дальше, в пожилом возрасте они оказываются связанными, и в этой части уже обозначаются тем, что и к тому, и к другому добавляется коричневый. Иначе говоря, если на рисунке есть фигура, обозначенная красным или оранжевым цветом, то речь скорее идет о женской идентификации; если на рисунке есть фигура, которая обозначена синим цветом, то речь скорее идет о мужской идентификации. Если там есть коричневый и тона, связанные с этим (серый и т.д.), то речь скорее идет о старшем, пожилом возрасте; если есть желтый и зеленый, то речь идет о детских чувствах. Если есть рисунок, в котором присутствует желтый, зеленый и красный, то это ребячливая молодая женщина. Желтый и синий - присутствуют две идентификации: одна детская, другая мужская. Синий цвет недаром часто применяется в деловых костюмах. Есть также цвета, которые гармонично друг другу соответствуют, есть цвета дополнительные: например, красный и зеленый.
Рисунок бывает сделан цветами, которые по отношению друг к другу являются разновидностями одного и того же: скажем, темно-зеленый, светло-зеленый, желтоватый. Т.е. может быть так, что все цвета «ходят» вокруг оттенков основного. Если вы во- обще-то хотите выяснить, что с основным чувством, то возьмите основной цвет, который в этих оттенках присутствует, и попросите человека нарисовать этим самым основным цветом какой-то еще один рисунок с тем, чтобы посмотреть, что у него получится, если его лишить по сути возможности ухода от какого-то переживания.
Также можно использовать для анализа и интерпретации систему Люшера.
Таким образом, действия с цветом - это способ работы с определенным чувством клиента [28].
Необходимо обращать внимание на то, сколько цветов взято для изображения. Чем большая палитра цветов, тем богаче эмоциональный мир человека. Рисунок, нарисованный одним цветом, вероятнее всего связан с одной эмоцией.
Есть цвета хроматические (цветные) и ахроматические (черный, белый, серый). Если в рисунке используется ахроматический цвет, то, скорее всего, речь идет об избегании чувств или их подавлении.
Характеристиками хроматических цветов являются: чистый этот цвет или смешанный, интенсивный он или размытый. То же можно предполагать и о чувствах клиента. Иногда интенсивный цвет пытаются изобразить неподходящими средствами (что-то яркое рисуют твердым карандашом). Возможно, что и в жизни клиент выражает свои сильные эмоции неподходящими средствами. То есть, из обращения с цветом можно получить информацию о том, как человек обращается со своими чувствами: смешивает он их или не смешивает, какие из чувств выдвигает на первый план, какие подавляет.
Есть цвета теплые и холодные. Действуют они на тактильном уровне, потому что это то, что относится к первым сигналам. Ребенок видит что-то красное, значит теплое, до какой-то степени, а потом сильнее - уже опасно, обжечься можно. Соответственно, холодное - синее, голубоватое, зеленое: дотронешься - замерзнешь. В этом смысле, теплые тона как бы приглашают: «потрогай меня!», а холодные как бы отталкивают: «отойди подальше!» Иной раз симпатичная фигура, а нарисована очень холодным, «прогоняющим» цветом. Можно увидеть, что привлекает, а что отталкивает, что на рисунке оказывается амбивалентным.


Практическое задание
Упражнение «Палитра эмоций и чувств»


Цель: Знакомство с «языком» цвета, исследование индивидуальных особенностей восприятия цвета и выражения эмоций и чувств с цветом.
Инструкция:
В течение дня мы испытываем разные эмоциональные состояния. Одни поддерживают нашу энергию (стенические), другие истощают (астенические). Эмоции - это индикатор удовлетворения потребности человека (степени удовлетворения потребности).
1. Возьмите карточки (7х10) и внизу напишите эмоции и чувства, которые всем нам известны. Например: радость; злость; обида; вина; нежность; любовь; страх; тревога; удовольствие; спокойствие; отвращение; стыд; интерес; горе; печаль; восторг; раздражение и т.д. Чем больше карточек, тем шире палитра эмоций.
2. С каким цветом или цветами ассоциируется данная эмоция? Раскрасьте карточки.
3. (Работа в парах или тройках). Цвет рассказывает о том, как человек распоряжается своими эмоциями.
Разложите карточки близкие по цвету. Какие эмоции они символизируют? Эти эмоции человек плохо дифференцирует, может путать. (Например, возбуждение принимать за тревогу) Карточки каких эмоций оказались рядом?
4. Есть цвета хроматические (цветные) и ахроматические (черный, белый, серый). К хроматическим цветам относятся красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый цвета и все их смеси. Если в рисунке используется ахроматический цвет, то, скорее всего, речь идет об избегании чувств или их подавлении.
Разноцветные карточки характерны для эмоций и чувств, которые сложно осознаются (много намешано)
5. Разложите карточки по спектру (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Положение карточки в этом ряду указывает на активность эмоции: чем ближе к красному, тем активнее.
Насыщенность или чистота цвета может быть понята как степень его близости к спектральному. Чем ярче цвет, тем сильнее выражает он эмоцию.
Изменение цвета по насыщенности, не меняя знака выражаемоцй им эмоции, сказывается на силе производимого им эмоционального впечатления.
Менее насыщенный (разбавленный цвет) теряет в своей выразительности, его эмоциональное содержание «растворяется».
6. Об оценке данной эмоции (+ или -) говорит светлота цвета. Светлота цвета - это отличие цветового тона от черного цвета. В психологическом плане светлоту цвета можно рассматривать как «меру влияния» черного на данный цвет. Мы уже знакомы с символическими значениями черного цвета, поэтому нетрудно догадаться, каков его вклад в эмоциональное содержание других цветов. Чем дальше цвет находится от черного, тем он светлее, тем позитивнее оценка выражаемой им эмоции.
7. Вернитесь к рисунку «Каракули». Рассмотрите полученный образ, используя «язык цвета».
8. Поделитесь своим опытом и чувствами в группе.

ЯЗЫК КОМПОЗИЦИИ, ФОРМ И ФИГУР


Информационный блок (Д.Н. Хломов)


Характеристики композиции базируются на законах восприятия и непроизвольного внимания. Изображенные объекты взаимодействуют между собой - «враждуют, дружат, противостоят друг другу» и вместе с тем находятся в зависимости от композиционного центра. Важно определить какой объект на рисунке является главным. Он и является центром композиции. Это тот объект, который в первую очередь обращает на себя взгляд. Следует обратить внимание на следующие характеристики:
• Это самый большой или самый яркий объект?
• Где он располагается и где центр рисунка?
• Есть ли конкурирующие фигуры?
• Есть ли парные объекты?
• Есть ли подавляющие фигуры и подавленные?
• Есть ли линии отделяющие объекты друг от друга?
• Есть ли центральная симметрия?
• Полный ли образ нарисован или только его часть? И т.д.
Рисунок содержит две центральные диагонали - время и сознательное- бессознательное. Диагональ времени идет из прошлого в будущее. На рисунке - из левого нижнего угла в правый верхний угол (для представителей европейской культуры). Диагональ сознательное - бессознательное идет из верхнего левого угла в правый нижний угол. Интерес представляет то, в какой области, какой объект изображен.
Определенный интерес представляет язык форм и фигур. Каждая из форм - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д., - ассоциируется не только с «основой» конкретных вещей, но и несет определенную эмоциональную нагрузку. Так, круг чаще всего ассоциируется с добротой, покладистостью, подвижностью, квадрат - с твердостью, уверенностью, устойчивостью. Но то, как изображена форма в пространстве может указывать на ее «латентные» признаки. Например, треугольник приобретает устойчивость только на боковых своих поверхностях. Стоять на одном из своих углов, да еще под наклоном, он может только на рисунке. В реальности, наверное, тоже можно так удержаться, только очень уж сложно. В этом случае необходимо прояснить, какая потребность клиента находиться в таком напряжении.
В самой композиции есть много важного, например, встречается такой феномен, как парные объекты. Если появляется один объект, то к нему обязательно появляется какой-то второй, похожий. Тогда можно предполагать, что это проекция некоторой привязанности, зависимости, и что тот человек, который рисует парными объектами, в жизни достаточно эмоционально зависим. Далее надо прояснять, так ли это.
Существует центральная симметрия фигур и разные варианты зеркальной симметрии - это то, к чему может быть привлечено внимание. В том случае, если есть центральная симметрия (фигуры очень похожи на фигуры-мандалы), мы можем предположить, что это нарцисический объект. Как всякий нарцисический объект, он может быть «здоровым», т.е. смыслообразующим в рисунке и вытаскивающим из хаоса, а может быть, наоборот, очень сильно доминирующим, подчиняющим всю композицию. Если есть такое подчинение, то можно говорить о нарцисическом проявлении, о повышенном уровне нарциссизма.
В анализе изображенных фигур может использоваться психоаналитическая символика. При этом важно внимательно относиться к тому, как какая фигура выполнена, в какой последовательности они рисовались, как долго, какая фигура прорисована лучше и т.д. Есть «хорошие» и «плохие» формы. Фигуры выполнены хорошо, когда они четко распознаются, а бывают фигуры, которые выполнены не очень четко в силу разных причин. Можно посмотреть, какие из фигур нарисованы как следует, а какие нет, т.е., когда рука у человека была неверна. Например, рисует фаллические символы, и все время рука дрожит.
Дальше то, что касается символики. Каждый из из объектов, который появляется на картинке, с чем-то связан и по поводу каждого из них можно двинуться в анализе дальше и обнаружить, что же это такое. Каждый из изображенных предметов - это реальный выход в какую-то другую реальность, в прошлое или в фантазии. Если мы обратимся к этому «окошку», то увидим связь с выходом в какой-то другой мир, который в этом рисунке в данный момент не представлен, но имеет значение для человека, и там многое можно обнаружить.
Следующий уровень анализа рисунка - это технический уровень (См. Модуль 2. Механизмы прерывания контакта)
Анализируется механизм прерывания контакта, проявляющийся в рисунке, как особенность поведения, которая мешает человеку осознавать свои потребности или их реализовывать, т.е мешает полноценному контакту [161.
Принято выделять пять основных механизмов прерывания контакта [221: 1) конфлюэнцию (слияние), 2) интроекцию, 3) проекцию, 4) ретрофлексию, 5) дефлексию
Приведем пример анализа рисунка в традициях гештальт-подхода, рассматривающего механизмы прерывания контакта, опираясь материалы Д.Н. Хломова, представленные в его работе [28].
В гештальт-подходе рисунок - это повод для контакта. И этот контакт, чаще всего, важнее, чем сам рисунок. Вся наша реальность состоит из сопротивлений. Если нет сопротивления - есть полный контакт, но тогда нет развития. Воспринимать реальность нужно только для того, чтобы правильно строить с ней отношения и добиваться того, что нужно. Любой рисунок содержит много «дверей», открыть которые может только сам клиент.
Необходимо обратить внимание на то, что, как, каким способом, где нарисовано. Вот, скажем, есть у нас на рисунке что-то неясное, т.е. какая-то штриховка, которая расплывается, и к ней другая штриховка присоединяется. Что это за форма сопротивления? Конфлюэнция (слияние), то есть индивид вообще не чувствует границы между собой и средой. Если мы видим такую размытую фигуру, то там достаточно много кон- флюэнции. Такой экспрессионистский рисунок характерен тем, что фигура не выделяется. Эти рисунки свойственны маленьким детям, которые не всегда в силах осознать свою потребность. Как только они осознают свою потребность, они ее обычно удовлетворяют, а если не осознают, то рисуют «каля-маля», пока не осознают случайно или кто-то их случайно не удовлетворит. Такова судьба человека, который находится в конфлюэнции.
Следующий характер - это интроекция (склонность неразборчиво поглощать и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгляды). Всякая законченная фигура хорошей формы - это интроект. Опять-таки, интроекты могут быть полезными, поскольку они позволяют расшифровывать и анализировать содержимое. Но, с другой стороны, каждый интроект - потенциальный источник страхов, потому что интроекты организуются энергией страха.
Проекция - это попытка сделать ответственной среду за то, что исходит из самого человека. Проекция выглядит, как параллельные линии: например, параллельная штриховка, параллельные линии, параллельные контуры. И тогда это подсказка, в какой форме придется работать с человеком для того, чтобы нам все-таки найти контакт. Проекция - это некоторая энергия, которую человек отправляет вовне и поддерживает. Как пишет Д.Н. Хломов «Пока я вижу, слышу, воспринимаю, пока нахожусь в группе, вы все сделаны для меня из моих проекций и, соответственно, в течение этого времени я в голове поддерживаю некоторый образ. Да, ко мне приходит какая-то информация, но каждый раз ее полностью расшифровывать - не экономично; гораздо более экономично поддерживать этот образ. Но соответственно на создание и поддержание образа человека уходит определенное количество энергии, особенно когда вы попадаете в среду, в которой вы должны поддерживать очень много образов... Поэтому в работе с проекциями задачей является в той или иной степени вернуть себе энергию, которую я отправляю в адрес этой самой проекции. Т.е. чрезмерно избыточное эмоциональное отношение к окружающему меня самого истощает, и задачей является вернуть все себе.
Вообще, любой рисунок - это проекция. Важно заставить его говорить. Например, при работе с ревностью - задача вернуть себе позитивную энергию, размещенную в другом человеке».
Следующая форма сопротивления - это ретрофлексия (потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия направляется на себя самого). Ее узнают по возвратному штриху, т.е. штриху к себе. Ретрофлексия - это круглые формы.
Эготизм - это, соответственно, замкнутые формы, они могут быть закрашены. Интересно, какой цвет, какая активность, какое переживание может оказаться связанным жесткими границами фигуры. Что произойдет, если выпустить этот цвет на свободу? Если предложить клиенту сделать рисунок этим цветом, как это изменит его состояние?
Рисунок очень сильное средство выражения и интеграции. Работа с рисунком не возможна без того, кто этот рисунок нарисовал. Это повод для контакта, для диалога, в процессе которого человек может изменить свой внутренний мир.


Практическое задание Упражнение «Нарисуй свой день»


Цель: Исследование диагностических и коррекционных возможностей рисунка, знакомство с «языком» рисунка.
Первый этап. Настройка на визуализацию.
Инструкция. Закройте глаза, и мы отправимся в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы возвратимся, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии.
«За окном вечер. День подходит к концу. У всех он прошел по-своему, у кого-то бурно и активно, у кого-то вяло и скучно. Вспомните, пожалуйста, события сегодняшнего дня, мысли, которые вас посещали, эмоции и чувства, которые вы переживали. Не торопитесь. Погрузитесь в свой сегодняшний день, проживите его еще раз в воображении. Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следуйте за всем телом от головы до кончиков пальцев. Тело подскажет вам о пережитых эмоциях».
Второй этап. Рисование. «А сейчас попробуйте этот день нарисовать, так как сможете. О качестве рисунка беспокоиться не надо. Рисунок - это просто материал для дальнейшей работы.
Третий этап. «Экскурсия в сегодняшний день»
Группа разбивается на пары. Один в роли экскурсовода (клиента), другой в роли экскурсанта (психолога). В процессе работы через 10 минут роли меняются.
«Начинаем экскурсию в сегодняшний день своего партнера. В процессе экскурсии очень важно выполнять следующее условие - быть терпеливым, аккуратным и внимательным! Внутренний мир человека не только таинственный, но и хрупкий, и нежный. Обходиться с ним нужно бережно и уважительно. Все, что вы встретите на своем пути, является важным и ценным для человека, даже тогда, когда это вызывает негативные эмоции.
Основная ваша задача - смотреть, слушать, расспрашивать. Не давайте никаких оценок, делитесь своими эмоциями, чувствами, переживаниями. Ваш эмоциональный отклик очень важен для партнера».
Четвертый этап. Анализ рисунка с использованием языка рисунка.
Обсуждение рисунка идет в диалоге.
Чтобы диалог был предметным можно использовать язык рисунка (См. выше):
Язык композиции:
• Где находится центр рисунка, и что является центром композиции?
• Есть ли парные объекты?
• Есть ли подавляющие фигуры и подавленные?
• Есть ли линии отделяющие объекты друг от друга? И т.д.
Диагонали: время и сознательное-бессознательное:
• В какой области, какой объект изображен?
Язык линий
Язык форм и фигур
Язык цвета
Технический анализ рисунка.
Пятый этап. Рассказать о своих впечатлениях в группе.
Шестой этап. Изменения рисунка.
• Если появилось желание дорисовать или внести какие-то изменения в
свой рисунок, это можно сделать как в группе так и дома.
Седьмой этап. Рефлексия.

Источник: Арт-методы в психологическом консультировании : методические рекомендации : в 2 ч. / сост.: Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. - Ч. 1. - 49 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.