На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Арт-методы в работе с психосоматическим симптомом
Арт-методы в работе с психосоматическим симптомом
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

ПСИХОСОМАТИКА

Информационный блок


Психосоматика - направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и развитие соматических заболевании. Возникло это направление в начале 20 века. Как правило, психосоматический симптом «маскируется» под симптомы того или иного заболевания. При возникновении недуга, человек обращается к врачам. Они направляют на обследование, ориентируясь на жалобы пациента. После прохождения обследования пациенту назначают ряд медикаментов, которые на некоторое время улучшают состояние, но приносят лишь временное облегчение, и болезнь возвращается снова. Тогда можно смело предположить, что человек имеет дело с психосоматикой. Психосоматика - это сигнал подсознательного телу, который проявляется через недуг, и медикаментозно эту проблему не разрешить.

Психологическими факторами, вызывающими данный вид симптома, могут быть:
• внутренний конфликт,
• длительное воздействие стресса,
• нарушение образа «Я» и т.д.
Психосоматический симптом - это сигнал о неблагополучии.
Психосоматическая терапия занимается как медицинскими, так и психологическими проблемами. Медицинские - хронические заболевания, высокое артериальное давление, головные боли, болезни сердца, проблемы с иммунитетом, ЖКТ, проблемы с потенцией, астма, кожные расстройства, и т.д. Психологические - тревожность, панические расстройства, депрессии, хроническую усталость, расстройства сна, снижение сексуальной активности; стресс на работе, в обучении, в семье, связанный с финансами, болезнями, старением, печалью, горем, неопределенностью и ощущением «потери контроля» над собой.
При психосоматическом заболевании организм как-будто хочет сказать хозяину что-то очень важное. При этом каждый симптом несет какое-то особое послание, а мы пытаемся глушить боль таблетками, даже не попытавшись с этим разобраться, прислушаться к своим ощущениям и переживаниям.
С точки зрения гештальт-подхода [18]:
• Симптом - это остановленная эмоция. Не проявленная эмоция становится разрушительной на телесном уровне.
• Симптом - это следствие длительного эмоционального напряжения низкой интенсивности. Симптом трансформирует ситуацию из острой в хроническую.
• Симптом - это превращенная форма контакта, организующий фактор в поле «организм-среда». Любой симптом когда-то был творческим приспособлением, превратившись впоследствии в стереотипный, ограничивающий способы реагирования на травмирующую ситуацию.
Для избавления от психосоматических заболеваний используются различные виды психотерапии (гештальт-терапия, когнитивно-бихевиоральная терапия, арт-терапия, телесноориентированная терапия). Учитывается весь узел взаимосвязей, способствующих возникновению заболевания. Психосоматическая терапия, является обязательной и очень важной частью лечения в комплексе мер, направленных на исцеление от соматического недуга.
Во взглядах на формирование психосоматического симптома в рамках психотерапевтического подхода большое внимание уделяется эмоциям: неспособности выделять и идентифицировать эмоции и невозможности их выражать, отреагировать. Следовательно, универсальным запуском патогенетического процесса является отказ от переживания (О.В. Немиринский).
В норме процесс взаимодействия человека со значимыми для него фигурами внешнего мира осуществляется в следующей последовательности: ощущение - эмоция (чувство) - объект чувства - отреагирование. Например: «Я злюсь на того-то». Как известно, чаще всего в основе образования психосоматического симптома лежит запрет на агрессию. В случае же нарушения творческого приспособления со средой происходит прерывание в одном из звеньев выше названной цепочки:
• Ощущение - нечувствительность к телесным проявлениям
• Эмоция - отсутствие чувств (алекситимия)
• Объект чувства - отсутствие объекта для выражения чувств, интроекты, запреты, нельзя злиться на ...
• Отреагирование - невозможность отреагировать чувство, запреты, травмы, нельзя проявлять злость.
Точка прерывания в данной цепи - «ощущение - чувство - объект чувства - отреагирование» - является диагностически значимой, так как определяет стратегию работы с симптомом.
Психосоматический симптом представляет традиционную сложность для психотерапевтов. Психотерапия имеет дело не с самим организмом, а с контактом между организмом и средой, рассматривая симптом как способ коммуникативного послания, симптом как способа организации поведения в социальной системе.
В основе психосоматического подхода лежит представление о связи тела и психики. О существовании такого рода связи знали очень давно. Об этом уже писали древнегреческие философы, рассуждая о природе болезни. Сократ говорит, что нет телесной болезни отдельно от души. Ему вторит Платон, утверждая, что нет отдельно болезней тела и болезней души. Оба считают, что болезнь и страдание - последствия неправильного мышления. Истинная причина болезни и страдания - всегда мысль, мысль ложная. Тело само по себе заболеть не может - оно лишь экран, проекция сознания. Поэтому нет смысла латать экран. Болезнь - это лишь выражение, форма «проблемы». Это только возможность, которой пользуется жизнь, чтобы сказать нам, что где-то неладно, что мы не те, кто мы есть на самом деле.
Симптом в гештальт-подходе рассматривается как способ саморегуляции, особая форма контакта. Чаще всего непрямой, «рэкетный» способ удовлетворения потребности. Поиски другого, прямого, более эффективного способа удовлетворения потребности - идея эксперимента. Работа с психосоматическим симптомом все равно сводится к работе со всей личностью. Это проникновение в жизнь клиента с черного хода, так как начинается такая работа первоначально «про симптом», а потом все равно приходится работать «про жизнь». Эта работа никогда не бывает быстрой (О.В. Немиринский) [18].


Психотерапевтические методы работы с психосоматикой
Фридрих Перлс, основатель гештальт-терапии, подчеркивал значимость телесных аспектов личности и был против их разделения, указывая на изначальную целостность человеческой природы. Перлс рассматривал возникновение и удовлетворение потребностей как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Для сохранения гармонии человеку нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Путь гармоничной, здоровой личности - быть самим собой, осуществлять свое Я, реализовывать свои потребности, наклонности и способности.
В гештальт-терапии принято выделять 3 зоны контакта с миром: внутреннюю, образованную ощущениями от собственного тела, внешнюю - ощущение и осознание свойств окружающей действительности и среднюю - зону воображения и фантазии, а также многочисленных мысленных игр. Уход и контакт не есть сами по себе что-то здоровое или болезненное. Перлс говорил, что контакт со средой и уход из нее, принятие и отвержение — наиболее важные черты здоровой и целостной личности. Но когда способность к различению, поддержанию правильного ритма отказывает, возникают невротические и, возможно, психосоматические нарушения.
Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, направление всех усилий на реализацию Я-концепции, создаваемой для него значимыми другими, приводят к нарушениям процесса саморегуляции. Нормально функционирующий человек легко переходит от цикла к циклу, присутствуя в каждом по принципу "здесь и теперь". Нарушения и сбои оставляют гештальт незавершенным, цикл прерывается. Незаконченные, непрожитые ситуации будут стремиться жить за счет актуальных, отнимая у них энергию, а у личности в целом - чувство уверенности в себе. Незакрытые гештальты превращают жизнь в хаос неразрешимых проблем.
НЛП в психосоматике.
Мак-Дермотт и О'Коннор в работе «НЛП и здоровье» утверждают, что господствующая медицинская метафора — это не баланс, а война. Здоровье описывается главным образом как успешная защита от постоянных нападений извне. Выздоровление означает «сражение» с болезнью, «борьбу» с недомоганием; у вас могут быть внезапные «приступы» или «схватки» и т.д.
Авторами предлагается метафора «здоровье как баланс», включающая следующие формулы: «Здоровье представляет собой равновесие нашего способа существования и окружения. Заболевание является признаком нарушения равновесия... Мы остаемся здоровыми, заботясь о самих себе и обращая внимание на сигналы своего тела. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и окружение. Выздоровление является естественным процессом. Мы всегда в некоторой степени являемся здоровыми постольку, поскольку мы постоянно так или иначе поддерживаем равновесие».


Энергетическая парадигма в психосоматике.
А. Лоуэн явился автором метода биоэнергетического анализа. Его биоэнергетика берет свое начало в идеях Вильгельма Райха, чьим учеником Лоуэн был в 1945-53 гг. Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения, закрепощен- ность препятствует свободной циркуляции энергии. В понимании Лоуэна биоэнергетические нарушения способствуют невротическим расстройствам, а их устранение приводит к выздоровлению. В больном организме не происходит свободной циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, которые должен принимать пациент, направленных на разблокирование этих зон.
Для психосоматики интерес также представляет учение Лоуэна о пяти типах человеческого характера - или пяти защитных стилях поведения. С другой стороны, взгляды Лоуэна подвергались критике из-за предположения им прямой связи между функциями тела и психическими процессами.
Методика вайвейшн (vivation) разработана американцами Дж.Леонардом и Ф. Лаутом в 1975 году путем соединения опыта восточных практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как ребефинг и свободное дыхание. Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность. Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:
1. Связное дыхание. Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.
2. Полное расслабление.
3. Внимание к деталям. Свободное внимание эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.
4. Интеграция переживаний. Интеграция - это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие в новом контексте.
5. Активное доверие. Речь идет о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни.
Метод холотропного дыхания (holotropicbreathwork) был разработан Станиславом Грофом и его женой Кристиной Гроф. Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания, разделены на биографический, перинатальный и трансперсональный «уровни переживаний». Холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности измененных состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, не поддающимися рациональному постижению. Холотропное дыхание - это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней мудрости тела - здесь можно найти параллель с упомянутой методикой «вайвейшн».
Увеличение частоты и глубины дыхания ведет к ослаблению психологических защит и высвобождению и проявлению бессознательного материала. Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и расслабления. Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-ориентированных психотехник, С. Гроф трактует травмирующие воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их проработка способствует решению психосоматических проблем.


Основные положения психосоматики в позитивной психотерапии
Метод позитивной психотерапии, разработанный Н. и Х. Пезешкиан, основывается на 3-х принципах - надежд, гармонизации и консультирования. На этапе работы с учетом принципа гармонизации используется распределение энергии по 4-м основным сферам жизнедеятельности - телесной, ментальной, социально-коммуникативной и духовной. К телесной сфере относятся еда, сон, секс, телесные контакты, забота о внешности, физические упражнения, переживания боли и телесного комфор- та/дискомфорта. В идеальной, гармоничной модели на каждую сферу выделяется 25% жизненной энергии. Реальное распределение энергии выявляется с помощью неформализованного теста. Согласно Пезешкиану, дисбаланс в телесной сфере создает риск соматических и психосоматических заболеваний (в ментальной - агрессивных дистрессовых реакций и перфекционизма и так далее). При выявлении дисбаланса (например, менее 10% и более 50%) в какой-либо сфере с пациентом сначала рассматривают возможности гармонизации, перераспределения остальных 3 -х сфер и только на последнем этапе целенаправленно обсуждают мероприятия для сбалансирования наиболее проблемной сферы (в нашем случае, телесной). Достигается это путем директивных, конкретных и простых предписаний по изменению стиля жизни пациента, а также с помощью планирования будущего, задействуя все 4 сферы жизнедеятельности [12].


Практическое задание
Эксперимент «Три зоны контакта с миром»
Цель: Исследование специфики взаимодействия с миром и ведущей зоны контакта. Работа в группе.
1. Ходьба с закрытыми глазами внутри круга.
2. По сигналу ведущего «Стоп», не открывая глаза найти пару.
3. Открыть глаза. Поделиться осознаванием:
• «Я вижу, слышу...»
• «Я ощущаю в теле. »
• «Я думаю . »
Рефлексия в группе.
• Какие чувства, эмоции переживали в ходе эксперимента?
• Какую зону контакта было проще осознавать и предъявлять?
• Какие трудности испытывали в процессе работы?
• Что нового узнали о себе?


МЕХАНИЗМЫ ПРЕРЫВАНИЯ КОНТАКТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СИМПТОМА
Информационный блок


Мы активно встречаемся с окружающей средой. Мы выбираем кого-то или что-то полезное для нас, и в то же время нас тоже кто-то выбирает. Таким образом, это взаимодействие является комплексным, но оно только часть нашего опыта. Эта важная часть представляет собой манипулирование контактной границей. Оно может осуществляться разными способами. Например, может быть изменена локализация границы контакта, или граница исчезает (игнорируется), или изменяются ее характеристики. Когда это происходит регулярно (стереотипно), такие способы называют расстройствами или нарушениями (disturbances) контактной границы. Этот термин используется для того, чтобы предположить, что свободное функционирование прервано или изменено и как именно прервано и изменено, а не для того, чтобы сказать, что данный человек болен.
Каждое прерывание отражает организацию индивидуумом своего опыта. Современный взгляд на теорию контакта является более сбалансированным, чем классический. Творческое приспособление рассматривается и как способность к контакту, и как способность к его прерыванию. Прерывание не является ни плохим, ни хорошим, оно рассматривается по отношению к потребности в контексте каждой конкретной ситуации. Здоровая личность в состоянии свободно двигаться в континууме от полного избегания контакта к полному контакту (в зависимости от ситуации). Эти позиции потенциально здоровы, и решение об их здоровье или патологии рассматривается самой личностью, пришедшей на терапию.
Механизм прерывания контакта - это особенность поведения, которая мешает человеку осознавать свои потребности или их реализовывать (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004), т.е мешает полноценному контакту [16].
Принято выделять пять основных механизмов прерывания контакта: 1) кон- флюэнцию(слияние), 2) интроекцию, 3) проекцию, 4) ретрофлексию, 5) дефлексию.(И. Польстер, М. Польстер). Рассмотрим некоторые из них [22].
Конфлюэнция (слияние) - это когда индивид вообще не чувствует границы между собой и средой. Когда он полагает, что он и среда - одно, находится в слиянии с ней. Части и целое оказываются неразличимыми. Этот механизм - норма для грудничка, потому что иначе он просто не выживет. Совсем другое дело, если взрослый человек не может отличить, где же его границы, а где чужие. Не имеет собственных интересов, а живет чужими.
Примеры конфлюэнции:
■ люди в состоянии «слияния» часто используют слово «мы»; мама 40-летнего сына, которая говорит окружающим: «А мы еще не женаты»;
■ страх одиночества. Такие люди очень боятся находиться наедине с собой, им постоянно нужна компания; они очень подвержены влиянию со стороны;
■ человек не может отделить свои желания от чужих. В частности, от желаний партнера или желаний собственных детей, и тогда полностью стираются границы. А где нет границ - там нет уважения и доверия.
Интроекция - это склонность неразборчиво поглощать и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгляды и т.д., без попытки разобраться в них критически и переосмыслить.
Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков, без ощущения вкуса; такую пищу организм не в состоянии усвоить, поэтому интроекты остаются чужеродными телами. Несовместимые друг с другом установки и мнения приводят к колебаниям, неуверенности и тревоге. Вся энергия интроецирующей личностью тратится не на развитие, а на примирение внутренних противоречий, избавление от психологической «тошноты».
Проекция - это попытка сделать ответственной среду за то, что исходит из самого человека. Граница между «Я» и средой немного сдвигается в свою пользу, дабы снять ответственность с себя за те аспекты личности, с которыми трудно примириться.
Ретрофлексия наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и энергия направляется на себя самого. Психосоматически ретрофлексия проявляется в мышечных зажимах. Патогенная вербализация играет при этом свою роль в возникновении телесных симптомов. Например, при ретрофлексии наблюдается использование в речи возвратных местоимений и частиц: «Я должен заставить себя сделать это».
Дефлексия - уклонение от контакта, распыление мобилизованной энергии, бегство из «здесь и теперь» с перенесением переживаний в зону умственных процессов, не связанную ни с внешней, ни с внутренней реальностью.
Любой механизм прерывания (избегания) контакта имеет и полезный, здоровый аспект. Мы нуждаемся во временном слиянии (конфлуэнции) с другими людьми, и это дает нам чувство защищенности и тепла. Одной из творческих форм слияния является интуиция - мы решаем, как поступить, не выделяя из фона специфическую информацию, на основе которой мы решаем.
Далее, наш организм постоянно занят интроекцией в ее пассивной форме - мы воспринимаем из окружающего мира запахи, образы, звуки, слова и далеко не всегда заняты их переработкой. Они существуют как фон жизни. Ребенок воспринимает многие аспекты своей жизни по принципу «как оно есть». Кроме всего, интроецирование - это общепринятый способ обучения и воспитания. Язык, походка, чувство юмора и многое другое интроецируется от родителей.
Проекция также не всегда мешает контакту - знакомство часто является сближением двух проекций. С помощью нашего проективного механизма мы можем обладать даром предвидения, понимания другого человека, творческого самовыражения и точного планирования.
Ретрофлексия иногда нужна для сдерживания в ситуациях, опасных для нас или не контролируемых нами, а дефлексия позволяет отдохнуть и не напрягаться по каждому поводу.
Патологическими или дисфункциональными эти механизмы становятся тогда, когда регулярно вмешиваются в процесс формирования и удовлетворения потребностей, так что индивидуум остается «хронически голодным».
Практическое задание


Упражнение «Мой сад» Тело как сад (А.И. Копытин)

Цель: исследование образа тела.
Образ сада представлен в разных культурных традициях и часто является метафорой природных процессов, окультуривания человеком естественных природных форм. Зачастую общая организация садового пространства и организуемые в нем человеком виды деятельности отражают бытующие в той или иной культуре представления о теле. Нет ничего удивительного в том, что, создавая рисунок на темы, связанные с образом сада («Сад», «Сад моей мечты», «Сад моей жизни», «Сад моей юности» и т. д.), клиент осознанно или неосознанно будет переносить на него свои представления о теле, его разных состояниях и этапах развития.
Начинается упражнение с техники направленной визуализации (М.В. Киселева).
В арт-терапии совместно с изотерапией часто используется техника направленной визуализации - направление потока воображения клиента в определенное русло [10].
Первый этап. Настройка на визуализацию
Положение тела в пространстве может быть разным, в зависимости от того, какая степень релаксации требуется данному клиенту. Релаксация может быть различной глубины. При поверхностной релаксации клиент сидит, закрыв глаза, и слушает рассказ; при релаксациисредней степени клиент лежит в удобной позе; при глубокой клиент лежит, прислушиваясь к своему дыханию, концентрируясвое внимание на телесных ощущениях, на процессе расслабления. Уровень релаксации зависит от степени готовности клиента.
Арт-терапевт на этом этапе может использовать следующий текст:
«Закройте глаза, и мы отправимся в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы возвратимся, вы откроете глаза инарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии».
«Теперь расположитесь удобнее, глаза закрыты. Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите себя. Это ваше пространство. Вы владеете таким пространством в этой комнате и в любом другом месте, где вы находитесь, но обычноне замечаете этого. При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство - в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство.
Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следите за всем телом от головы до кончиков пальцев».
«Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашаю вас совершить воображаемое путешествие. Представляйте, что мы идем вместе. Мысленно воображайте то, о чем я расскажу вам, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете делать это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет».
«Представьте сад, в котором вы могли бы быть садовником. Пройдитесь по воображаемому саду, потрогайте растения, предметы, почувствуйте запахи листьев, травы, земли. Найдите то место в саду, которое вам нравится больше других. Рассмотрите его внимательнее. Получите радость и удовольствие от созерцания этого места. Найдите место в саду, которое нравится меньше других. Что хотелось бы в нем изменить? Путешествие наше завершилось. Откройте глаза и нарисуйте ваш сад».
Выполняя такую работу, клиент может попытаться ответить на некоторые вопросы.
• Сколько лет саду?
• Какие территории он занимает?
• Огражден ли он?
• В каком состоянии находится этот сад? Достаточно ли о нем заботятся?
• Какая часть сада тебе нравится больше всего, а какая - меньше всего?
• Что можно делать в этом саду? И что нельзя?
• Что происходит или может произойти в этом саду такого, что не происходит за его пределами?
Второй этап. Сочинение рассказа.
Предложить клиенту за 10-15 минут сочинить небольшой рассказ, в котором описывается история создания и жизни изображенного на его рисунке сада, некоторые происходящие в нем события.
Третий этап. Путешествие.
С кем ты хотел бы отправиться в этот сад? (Выбор пары в группе)
Предложить клиенту совершить воображаемую прогулку по саду, во время которой клиент и психолог обращают внимание на возникающие ассоциации и телесные ощущения.
Затем можно задать клиенту ряд вопросов. Помимо указанных выше, вопросы могут быть следующими:
• Чем созданный сад похож на тебя?
• Может ли он выступать метафорой твоего тела?
• Что является сердцем сада?
• Где его легкие?
• Как сад питается, размножается?
• Как поступают с мусором и другими отходами?
• Что бы ты хотел сделать для того, чтобы в этом саду тебе было хорошо?
Особое внимание нужно обратить на то, что человек чувствовал эмоционально и
физически, мысленно совершая прогулку по саду, как реагировали разные ораны и части его тела при мысленном приближении к определенным объектам в этом саду.
Четвертый этап. Анализ рисунка, используя язык рисунка (линии, композиция, цвет, формы, фигуры, образы)
Пятый этап. Рассказать о своих впечатлениях в группе.
Шестой этап. Предложить клиенту внести изменения в свой рисунок.
Седьмой этап. Рефлексия.


МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СИМПТОМА


Информационный блок Г ештальт подход и психосоматика.
Основной тезис данного сообщения заключается в следующем: симптом есть ре- трофлексированная форма контакта с окружающим миром. Кроме того, при рассмотрении симптома мы сталкиваемся не только с ретрофлексией, но и с проекцией потребностей на какой-либо орган. При этом в ходе развития заболевания этот орган в конце концов частично отчуждается от целостного взаимодействия организма с окружающим миром. При этом не исключается роль других механизмов искажения контакта (интроекции, конфлюенции и др.) в формировании симптоматики, но акцентируется внимание на общей специфике психосоматического симптома, то есть на том, что делает его именно психосоматическим симптомом).
Базовые аспекты генеза симптоматики (по О.В. Немиринскому) [18].
Универсальным способом преодоления критической ситуации является переживание (Василюк, 1984). Универсальным запуском патогенетического процесса является отказ от переживания. Центральное место здесь принадлежит эмоциональному компоненту переживания, чувству, которое служит срочным и целостным сигналом об отношениях человека с миром и со своей жизнью. Однако чувства, как известно, бывают неприятными, а человек - «царь природы» - обладает развитыми способностями отвергать свои чувства, вмешиваться в процесс естественной саморегуляции и ущемлять активность своего организма. Ущемление активности организма приводит к появлению боли. (это прекрасно аргументировано и проиллюстрировано А. Минделлом).
Боль есть сигнал об ущемлении активности организма. Допустим, любимый мною человек меня все время огорчает, я его страстно люблю, но он меня огорчает. И я бессознательно решаю: «Лучше бы мне его не любить. Да, наверное, я и не так уж его люблю». Я ущемляю свое сердце, и оно начинает болеть. Это - первая стадия сома- тизации, от чувства к периодической боли.
Но боль - это громкий сигнал тревоги, требующий немедленной реакции. Боль очень трудно переносить долго. Здесь находится второй узловой пункт. Либо понять функцию боли, услышать, что она говорит, либо идти дальше по пути отчуждения, блокируя сознаваемое переживание боли. Для того, чтобы осуществить второе, необходимо создать в области возможной боли «хроническое напряжение низкой интенсивности» (Perls, Hefferline, Goodman). Это мышечное напряжение (и соответствующее напряжение психологических структур) призвано увести человека от сознавания своей боли, но оно должно иметь низкую интенсивность для того, чтобы оставаться хроническим. (Возрастание напряжения приведет к боли и, следовательно, будет требовать изменения ситуации либо, вновь, снижения интенсивности).
Итак, вторая стадия соматизации - это путь от боли к хроническому напряжению. Хроническое напряжение имеет ряд физиологических последствий: нарушение метаболизма в этой области тела, увеличение секреции одних гормонов и снижение других и тому подобные, известные врачам процессы. На пути от хронического напряжения к манифестации какого-либо заболевания ведущую роль уже играют физиологические механизмы, хотя и психологические воздействия также активно влияют на этот процесс.
Механизмы формирования симптома в гештальт-терапии.
Считается, что симптом формируется за счет образования в теле хроническое напряжения низкой интенсивности, обусловленного «сдерживающими» процессами.
Жизнь клиента, научившегося приспосабливаться к среде путем сдерживания и подавления собственных телесных импульсов, эмоций и действий - неизбежно сопровождает телесное страдание.
Представьте себе ситуацию: Вы автомобилист - что будет, если «погазовать» как следует на ручнике, особенно если делать это с некоторой регулярностью. Наверное, вскоре придется менять колодки, а то и машину. Позлиться - это погазовать, а остановить себя (не отреагировать злость) - это включить ручник. В результате то, что потом начинает напрягаться и болеть в теле - это условные «колодки».
Психосоматический симптом, по сути, является продолжением «сдерживающего» процесса, нереализованной потребностью человека. Упрощенная схема такова: человек прерывает удовлетворение какой-либо потребности, и тогда энергия, присущая этой потребности, не находит выход вовне, возвращается назад к человеку, начиная его разрушать. Энергия обязательно имеет какую-то эмоциональную окраску (злость, радость, печаль, удовольствие и т.п.). Остановленные действия и эмоции формируют напряжение в определенных группах мышц, что нарушает обменные процессы и создает телесную готовность для образования симптоматики. Через какое-то время функциональный характер психосоматического симптома теряется, и появляются органические изменения.
Таким образом, симптом - это такая форма контакта, которая, проделав своеобразную эволюцию, утратила признаки контакта. Следовательно, для того, чтобы симптом был вовлечен в пространство психотерапевтической работы, он должен оказаться, как говорят гештальт-терапевты, на границе контакта, тогда он станет подвижным. Схема работы с психосоматическим симптомом
• Определить реакцию или симптом, подлежащий изменению.
• Произвести процедуру разделения симптома и человека - вылепить, нарисовать и т.п. (объективировать симптом).
• Установить коммуникацию с симптомом (организовать диалог). Предложить клиенту идентифицироваться с симптомом.
• Прояснить, какую полезную функцию симптом выполняет для человека.
• Определить, о какой неудовлетворенной потребности сообщает симптом. Как клиент прерывает процесс ее удовлетворения (на телесном уровне)? Какие действия не разрешает себе выполнить? Какие чувства и эмоции при этом переживает? Кому в жизни клиента обращены эти эмоции и чувства? Здесь может появиться какая-то фигура из личного опыта клиента.
• Отреагировать эмоцию. Завершить прерванное действие (символически или на телесном уровне). Появившуюся фигуру можно «усадить» на стул (если работать в технике двух стульев).
• Ассимилировать проекцию. Сущность работы состоит в принятии ответственности за переживание того или иного желания или чувства, которое приписывалось органу и/или другому лицу.
• Выполнить экологическую проверку. (Изменился ли объект, символизирующий симптом? Какие ощущения присутствуют в теле? Какие чувства и эмоции переживает клиент?)[ 18 ].


Практическое задание
Упражнение «Моя боль» (спонтанная лепка)


Цель: исследование особенностей конкретного психосоматического симптома, формирование навыков работы с психосоматическим симптомом по предложенной выше схеме.
1. Начинается упражнение с техники направленной визуализации (исследование собственного тела). Уровень релаксации зависит от степени готовности клиента.
2. Предложить клиенту вылепить свой симптом. «Отпустите сознание, не контролируйте действия и доверьтесь своим рукам. Пусть они лепят, что захотят».
3. Дать симптому голос. На этом этапе работы клиент берет свой «симптом» в руки и рассказывает историю от его имени. До конца всей работы «симптом» находится в руках клиента!
Терапевт задает вопросы «симптому», помогая клиенту удержаться в образе:
• Что делает симптом с клиентом?
• В какой части тела симптом находится?
• Как давно он там?
• Как туда попал?
• В одном месте или может передвигаться?
• В каких ситуациях проявляет большую активность?
• Когда он спокоен?
• Какие чувства испытывает к клиенту?
• Какую положительную функцию для клиента он выполняет? (Как заботится о клиенте?)
• От чего или от кого оберегает?
• Если дать возможность симптому сделать за человека какое-то действие, чтобы сделал?
4. На этом этапе происходит осознавание того, какие действия клиент не разрешает себе выполнить, какие чувства заблокированы и кому они адресованы. У клиента появляется возможность легализовать и признать собственные чувства, возможность их отреагировать.
5. Завершить незавершенные действия на телесном или символическом уровне. Появившуюся фигуру можно «усадить» на стул (если работать в технике двух стульев).
6. Выполнить экологическую проверку. (Изменился ли объект, символизирующий симптом? Какие ощущения присутствуют в теле? Какие чувства и эмоции переживает клиент?).


ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ
Информационный блок


Телесно-ориентированная психотерапия - это область психотерапии, осуществляющая психокоррекцию имеющихся психических, физиологических или энергетических нарушений с помощью процедур телесного контакта и/или использования телесных функций (дыхание, движение, стат. напряжение тела) [ 2].
Для телесно-ориентированной психотерапии характерен целостный подход к человеку, то есть человек рассматривается как единое целое. Наше тело помнит все: наши чувства, переживания, важные события, причем с самого момента появления на свет. Поэтому, работая с телом, мы имеем доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле, что позволяет выйти на истинные причины проблем, как телесных, так и психологических. Телесные техники позволяют воссоединить чувства, телесные ощущения и мысли, восстановить утраченные взаимосвязи между ними, и как следствие - восстановить хорошее самочувствие.
Среди наиболее известных видов телесно-ориентированной психотерапии можно назвать: биоэнергетический анализ А. Лоуэна, метод Ф.М. Александера, метод М. Фельденкрайза, структурная интеграция И. Рольф и система «Чувственное сознавание». Все они основаны на работах известного психоаналитика В. Райха, метод которого называется характерологическим анализом.
Телесно-ориентированная психотерапия опирается на положение о том, что тело представляет собой материальное отражение всех пережитых человеком эмоциональных состояний. Когда человек подавляет свои желания и эмоции, он прячет их в части тела, создавая при этом блоки и зажимы, которые становятся преградой для перемещения жизненной энергии. Тело «записывает» все пережитые эмоциональные напряжения и психические травмы. По В. Райху, если человек освобождается посредством специальных физических упражнений от мышечного панциря, он познает свое тело, начинает осознавать свои внутренние побуждения и принимает их. Это все способствует развитию в нем способности к саморегуляции и гармоничной жизни.
Телесно-ориентированные психотехники направлены на решение следующих задач:
• расширение сферы осознания собственного тела и использования его возможностей;
• повышение самооценки посредством развития «положительного» образа тела, тесно связанного с положительным и привлекательным образом «Я»;
• самосовершенствование с помощью группового опыта социальных и коммуникативных умений. Телесно-ориентированные техники позволяют индивиду установить связь с окружающими людьми, преодолевая при этом коммуникативные барьеры;
• приведение клиента в контакт с его чувствами путем установления связи чувств с движениями. Направленные или спонтанные движения позволяют освободить подавленные чувства и выявить скрытые конфликты, которые являться источником психического напряжения;
• приобретение группового опыта, действующего на бессознательном уровне.
По мнению современного исследователя И.Н. Юдиной, методы и техники телесноориентированной терапии являются особенно эффективными для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, психических травм, посттравматических стрессовых расстройств, а также депрессивных состояний. Эти методы также представляют собой инструмент личностного роста, позволяющий добиться наиболее полного раскрытия личностного потенциала, расширения самосознания, увеличения количества доступных индивиду способов самовыражения. Использование телесно-ориентированной терапии приводит к улучшению физического самочувствия.
Таким образом, телесно-ориентированная терапия представляет собой группу методов психотерапии, которые ориентированы на изучение тела, осознание клиентом телесных ощущений, на исследование влияния потребностей и чувств на телесные состояния. Телесно-ориентированная психотерапия предполагает работу через изменения тела с состояниями сознания, способствует достижению целостности в реагировании и проживании настоящего момента.
Практическое задание Упражнение «Поддержка и доверие»
Цель: Разогрев группы, снятие эмоциональных барьеров, подготовка к работе с техниками телесно-ориентированной терапии.
Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих участников. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.


Практическое задание
Упражнение «Мать и дитя» (И.В. Стишенок)


Цель: актуализировать и отреагировать эмоции и чувства, связанные с отношениями «мама-ребенок».
Вариант 1
Для выполнения упражнения необходимо мягкое покрытие.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам разделиться на две подгруппы, рассчитавшись на «первый - второй», и образовать два круга: внешний и внутренний.
• Участники во внутреннем круге садятся на корточки, обхватывают колени руками, закрывают глаза и пригибают голову.
• За ними встают участники внешнего круга, которые будут двигаться вокруг сидящих.
• По моему хлопку внешний круг остановит свое движение, и каждый участник из внешнего круга сядет за тем, кто сидит перед ним во внутреннем круге, обнимет его, наклонив немного в свою сторону, и станет мягко покачивать, стараясь почувствовать, какой ритм и какая интенсивность покачивания наиболее комфортны и естественны для их пары. При этом участники из внутреннего круга не будут знать, кто находится за ними (2 минуты).
• Затем участники из внешнего круга возвратят участников из внутреннего круга на прежнее место, встанут и продолжат движение по кругу. Процедура повторится три раза, а затем вы поменяетесь местами - те, кто был во внутреннем круге, перейдут во внешний, и наоборот.


Вариант 2
• Ведущий предлагает участникам разделиться на две подгруппы и стоя образовать два круга: внешний и внутренний.
• Участники из внутреннего круга поворачиваются спиной к участникам из внешнего круга и закрывают глаза.
• Участники из внешнего круга будут двигаться вокруг стоящих. По хлопку ведущего внешний круг остановит свое движение, и каждый участник из внешнего круга начнет поглаживание стоящего перед ним участника из внутреннего круга по плечам, голове, спине. Можно помассировать плечи.
• Ведущий: Постарайтесь почувствовать, какие прикосновения важны вашему партнеру - кому-то, возможно, необходим массаж, а кому-то легкие поглаживания. Вы можете поинтересоваться у партнера о качестве прикосновений (1-2 минуты).
• Затем участники из внешнего круга продолжат движение по кругу. Процедура повторится три раза, а затем вы поменяетесь местами.
Рефлекция
Участники рассказывают, какие чувства они испытывали в ходе упражнения, какие открытия для себя сделали. С кем им было комфортнее (называя только номера участников), когда они были во внутреннем круге, а с кем было сложно и почему. Какие чувства испытывали к участникам внутреннего круга, находясь во внешнем. Каждый участник делает для себя выводы.
Практическое задание Упражнение «Скульптура тела»
Цель: приобретение ресурсных телесных ощущений и закрепления этих ощущений в телесной памяти.
Метод телесно-ориентированной терапии, представляющий бережное воздействие на тело путем особых прикосновений, своеобразной телесной «лепки». Терапевтический эффект достигается путем приобретения ресурсных телесных ощущений и закрепления этих ощущений в телесной памяти. Воздействие на тело происходит в игровой манере, в предложенной самим ребенком (взрослым) форме, в ресурсной метафоре.


Практическое задание Упражнение «Испечь пирог»


Цель: снятие эмоционального напряжения, вербализация негативных эмоций и чувств, приобретение ресурсных телесных ощущений и закрепления этих ощущений в телесной памяти.
Для выполнения упражнения необходимо мягкое покрытие, теплое помещение и мягкие добрые ласковые руки. Упражнение полезно выполнять перед сном.
Предложите ребенку игру.
• «Я буду пекарь, а ты тесто. Что нужно делать с тестом, чтобы пирог получился вкусным?
• Его надо хорошо вымесить, чтобы в тесте не было ни одного комочка.
• Покажи мне, где в тесте комочек? (Ребенок показывает).
• Что же находится в этом комочке? Может там обида? Или «капризка»? Или плохое настроение?
• Мы все это из теста удалим. (Разминающими и поглаживающими движениями комочек растирается и выводится из туловища через конечности. Имитируется движение выбрасывания, стряхивания с руки.)
• Так проверяем все тело. Поворачиваем на животик, на спинку. Помогаем ребенку вспомнить, проговорить неприятные эмоции, чувства, события, произошедшие за весь день и освободить от них тело, сняв мышечные зажимы.
• Когда от плохих комочков освободились, нужно тесто начинить разными «вкус- няшками» (радостью, уверенностью, хорошим настроением и т.д.). «Начинка» выполняется легкими поглаживаниями от кончиков пальцев рук и ног к туловищу и голове.
• Затем проверяем еще раз наличие комочков. Тесто обязательно должно быть мягким. Все комочки растираем.
• Готовый пирог отправляем в духовку (в теплое одеяло на колени к маме или папе).
• Пирог выпекается столько по времени сколько нужно ребенку (от нескольких секунд до спокойного сна).


ТЕХНИКА МЕДИТАТИВНОГО РИСУНКА - МАНДАЛА
Информационный блок


Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций - ман- дал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг» .
Понятие мандалы было внесено в западную психологию К. Юнгом. Он открыл ее, занимаясь собственным психоанализом. Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.
Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Это психологический преобразователь, помогающий человеку установить связь с самим собой. В некоторых случаях рисование мандал используется в контексте инсайт- ориентированной психотерапевтической работы. Это во многом напоминает юнгиан- ский анализ, когда клиент рисует в круге определенного размера серию композиций, а затем обсуждает их с психологом, что позволяет ему прийти к лучшему осознанию переживаемого им состояния, а также тех или иных препятствий, стоящих на пути его личностного роста.
В других случаях создание мандал протекает, в основном, в форме самостоятельной работы клиента, хотя он также время от времени обсуждает свои рисунки с психологом. В этом случае позитивный результат достигается за счет гармонизирующего воздействия самой процедуры рисования наличность клиента, которому таким образом часто удается достичь релаксации и психического равновесия.
Кроме этого, техника рисования мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой. Технику рисования ман- дал можно использовать как при индивидуальной, так и при групповой арт-терапии. В частности, ее можно включить в работу с тематически ориентированными группами. В этом случае возможно не только рисование участниками индивидуальных мандал и их последующее обсуждение, но проведение коллективной работы с использованием разнообразных материалов и средств.
Каждая мандала - это композиция символов и цветов. Мандала работает наилучшим образом, если она создана самим человеком. Мандала может отразить изменения внутреннего состояния клиента (взрослого или ребенка) [7].


Практическое задание Упражнение «Рисуем мандалу»


Рисование мандалы доступно каждому - как опытному мастеру, так и человеку, впервые узнавшему об этом искусстве.
Инструкцию оформления несложной мандалы (без заготовленных шаблонов).
Шаг 1. Возьмите лист бумаги и с помощью циркуля начертите круг. Диаметр круга должен быть большим, поскольку он представляет собой границы будущей мандалы.
Шаг 2. Проведите несколько диагональных линий, перпендикулярных друг другу. Для этого не обязательно использовать линейку. Конечное число диагоналей варьируется в зависимости от ваших вкусов. Как правило, их количество ограничивается восемью.
Шаг 3. В самом центре рисунка изобразите какую-либо фигуру. В качестве фигуры может выступить ромб, круг, многоугольник или любой образ. Обращаем внимание на то, что мандала рисуется от центра к периферии, а не наоборот.
Шаг 4. Дополняйте первоначальную фигуру, сосредоточенную вокруг центра, новыми деталями, окружающими ее.
Шаг 5. По мере добавления новых кругов или многоугольников заполняется пустое пространство различными символами, экспериментируя с цветами. Символы могут сосредотачиваться как вокруг центра круга, так и окружать диагональные линии, которые вы провели в самом начале.
Шаг 6. Выходите за края рисунка и дополняйте его - при наличии желания. Строгих правил при составлении мандалы не существует, а потому если вы хотите подойти к задаче нестандартно - не отказывайте себе в этом.
Особое внимание при создании изображения уделяется спонтанности. Чем дольше вы будете размышлять над отдельными элементами мандалы, тем тяжелее они будут даваться. Лучший способ рисования символов - это состояние медитации, в котором контроль рассудка ослабляется.
Рисование мандалы - это прекрасный способ остаться наедине со своими мыслями и разобраться в себе. Оно не требует художественной подготовки и наличия сложных инструментов. Творческий подход к использованию цветов и символов позволяет не только хорошо провести время, но и развить художественные навыки. После завершения рисунка, вы можете попробовать «прочитать» его и открыть непознанные грани своей души.
О чем расскажет ваша мандала?
Как «прочитать» ту информацию, которую подсознание «зашифровало» в этих рисунках? Попробуем разобраться. Прежде всего, разместите рисунок на уровне своих глаз. Можно прикрепить его к стене, можно поставить на полку шкафа, но, если такой возможности нет, просто положите его перед собой на стол. Лучше, чтобы мандала находилась на некотором расстоянии от вас, от 50см до 1м. Знаете выражение «большое видится на расстоянии»? Чтобы увидеть свою «маленькую вселенную», нужно немножко отдалиться от нее, посмотреть «со стороны». Если вы создали несколько мандал, поместите их также на некотором расстоянии от своих глаз в том порядке, в котором рисовали.
Для начала вспомните, для чего вы рисовали мандалу. Возможно, вы загадывали желание, а может быть, просто пробовали впервые создать красивый рисунок в круге. Или делали серию мандал, желая изменить что-то в одной из областей своей жизни. В любом случае информация о значении символов и цвета в ваших рисунках поможет вам больше узнать о своих глубинных желаниях, а, возможно, и сделать важные открытия о своих настоящих стремлениях и увидеть новые направления движения к своим целям.
Смотрите на мандалу в течение одной-двух минут, не стараясь рассмотреть подробности, не пытаясь анализировать, не оценивая... Просто смотрите. Какие чувства и эмоции возникают у вас?.. Похожи ли эти чувства на то, что вы испытываете, когда ваши желания осуществляются, или на то, что вы чувствуете в той области жизни, которую хотите изменить? Или это совсем противоположные чувства? Какие мысли приходят вам в голову, когда вы смотрите на свои мандалы? Возможно, эти мысли совсем не о том, что вы хотели выразить в своем рисунке. А о чем? Запишите то, что вам показалось важным на оборотной стороне листа.
А теперь давайте посмотрим, о чем говорят цвета, которые вы использовали в своем рисунке.
Красный - активность, упорство, настойчивость, энергия, радость, любовь, страсть физическая сила. Но, в то же время, красный цвет может указывать на разрушение, упрямство, агрессию и нетерпимость. Красный цвет указывает на важность момента, привлекает внимание, выделяет детали из общей композиции.
Оранжевый - энергия, жизнерадостность, сила, свободолюбие, терпимость. Также оранжевый цвет может указывать на демонстративные действия и неадекватную самооценку.
Желтый - радость жизни, уверенность в себе, восприимчивость к новому, свободное выражение своих мыслей и чувств. Но присутствие желтого цвета может говорить и о рассеянности, легкомыслии и язвительности.
Зеленый - уравновешенность, спокойствие, воля к жизни, обязательность, обновление, надежда. В то же время зеленый цвет может рассказать о негибкости, занудстве, ревности и эгоизме.
Синий - миролюбие, сила духа, организованность, умение строить отношения. Но также синий цвет может показывать страх, нерешительность, склонность к депрессии и унынию.
Белый - легкость, открытость, единение с другими людьми, начало перемен. В своем противоположном значении белый цвет расскажет о разочаровании, отрешенности от мира, бесплодности усилий, изоляции и некоторой чопорности в отношениях.
Черный - созидание, предвидение, сила воли, выход на новый уровень. Но, конечно, черный цвет может указывать и на присутствие страха, депрессивности, пустоты, протеста, подавления чувств и разрушение.
Серый - реализм, соединение противоположностей, здравомыслие, информированность. Использование серого цвета в рисунке мандалы также может говорить о скуке, равнодушии, ограниченности и неконтактности.
Розовый - доброта, нежность, любовь, романтичность. Но, в то же время, розовый цвет укажет на легкомысленность в отношениях, демонстрацию сексуальности, чрезмерную чувствительность.
Коричневый - надежность, здравый смысл, смирение. Кроме того, коричневый цвет может означать разочарованность, ограниченность, приземленность.
Голубой - творчество, свобода, свежесть взглядов и идей, полет мысли. Также голубой цвет покажет холодность, рациональность, отсутствие сексуальности.
Фиолетовый - интуиция, духовность, тайна, самопознание. А также фиолетовый цвет в мандале может указывать на скрытое напряжение, консерватизм, отрицание материальной стороны жизни.
Как же понять, какую именно информацию «зашифровало» ваше подсознание с помощью цвета? Прежде всего, когда вы прочитаете описание значений цветов и посмотрите на детали мандалы соответствующего цвета, «ловите» первую мысль о том значении, которое, как вам кажется, наиболее точно описывает ваши чувства и состояния в той теме, о которой вы создавали свою мандалу. Затем подумайте, что для вас означает данный цвет, независимо от описания выше. Похоже ли ваше личное восприятие цвета на те значения, которые мы вам предложили? Если нет, то какие чувства и мысли это несоответствие у вас вызывает? Как это характеризует ваше отношение к теме мандалы? Возможно, вам приходится доказывать окружающим вас людям, а может, даже и себе самому, что эта область жизни важна, а внутреннее чувство подсказывает вам, что для вас это не так уж и важно, что это, возможно, не ваше желание, а навязанное кем-то, что для вас было бы лучше сделать что-то другое, к чему стремится ваша душа... Если это так, то что же вам мешает?..
• Посмотрите, где расположены цвета в мандале.
• Центр - это то сокровенное, что действительно для вас важно, это отражение ваших глубинных чувств и желаний.
• Цвета, которые вы использовали ближе к краю окружности, рассказывают о том, что вы хотите показать людям, что несете в этот мир.
• Сравните цвета в центре и по краю окружности. Похожи ли они? Или их значения прямо противоположны? Возможно, вам трудно выражать свои желания или вы хотите скрыть свои переживания и стремления.
Поговорим немного о символах, наиболее часто встречающихся в рисунках мандал. Круг - совершенство, единение с Вселенной, целостность, законченность, чувство защищенности, наполненность жизни.
Квадрат - постоянство, равновесие, безопасность, ограничения, нравственность, моральные устои.
Треугольник - гармония, жизнелюбие, власть, мудрость.
Цветок - красота, гармония, обновление жизни, потребность в духовном совершенствовании, доброта, понимание быстротечности жизни.
Крест - равновесие, соединение противоположностей, единство души и тела, потребность в духовной поддержке, ситуация выбора, готовность принять своию темную сторону.
Спираль - жизненная сила, потребность в принятии циклических изменений в жизни, энергия перемен, развитие, движение.
Глаз - потребность в более ясном видении ситуации, ощущение контроля со стороны, потребность в духовном наставнике.
Сердце - переживание сильных чувств - любви, радости или горя; сострадание, отзывчивость, потребность в свободном проявлении чувств.
Рука - власть, защита, действие, сила, потребность в контактах с людьми, способность помогать другим людям, готовность начать новое дело, активность, уверенность в своих действиях.
Звезда - превосходство, постоянство, уверенность, целеустремленность, потребность в лидерстве, мистическое ощущение защиты и покровительства высших сил, успешное взаимодействие с материальным миром.
Дерево - развитие, потребность в единстве с другими людьми, семейственность, энергия созидания, принятие разнообразия жизненных циклов.
Животные - интуиция, потребность в защите, духовность, связь с природными инстинктами.
Конечно, это далеко не все символы, которые вы могли использовать в своих мандалах. Вы можете посмотреть значение других фигур в словарях символов, но лучше всего, если вы просто поразмышляете, какой смысл для вас имеет та или иная фигура или форма.
Выпишите все значения использованных вами в рисунках мандал символов и цветов и попробуйте составить целостное описание своей мандалы на основе предложенных нами трактовок и своих личных мыслей и ощущений.


Практическое задание
Упражнение «10 мандал, чтобы вернуть жизни яркость»


Медитация на мандалу, помогает лучше понять себя, расслабиться и почувствовать прилив сил. Распечатайте понравившиеся мандалы, возьмите цветные карандаши и отправляйтесь в путешествие, полное творчества и безмятежности!
Доставьте себе удовольствие! Берите набор красивых цветных карандашей, устраивайтесь поудобнее в светлом месте, где вам легко и уютно, и начинайте творить. Раскрашивание этих мандал помогает успокоиться и получить доступ к своим внутренним энергетическим ресурсам. Не нужно браться за все сразу. Начните с той, которая понравится вам больше других.
Мандала 1: «Как мне почувствовать себя лучше?» Эта мандала поможет вам определить, что вам нужно, чтобы почувствовать себя лучше - и эмоционально, и физически. Сначала выберите какой-то один цвет. И, не раздумывая, раскрасьте им те части мандалы, которые захотелось. Самое важное в этом упражнении - поступать так, как подсказывает внутренний голос. Помедитируйте над недораскрашенной мандалой несколько минут. Потом возьмите карандаши других цветов, чтобы завершить ее. Не стремитесь к тому, чтобы получилось красиво, не задумывайтесь о сочетаемости цветов, пусть все происходит спонтанно! Когда вы закончили, посмотрите на мандалу. И запишите три слова, которые первыми пришли вам на ум. Поразмышляйте над смыслом этих слов по отношению к изначальному вопросу, на который призвана ответить эта мандала: что мне нужно, чтобы чувствовать себя лучше?

мандала

Мандала 2: «Какого цвета мое дыхание?» Мы редко задумываемся над тем, как мы дышим. И еще реже выполняем дыхательные упражнения. Так уделите этому время прямо сейчас! Расслабьтесь, посмотрите внимательно на мандалу и выберите цвет, который символизирует ваше дыхание. Раскрасьте им центральный круг. Выполняя упражнение, сосредоточьтесь на дыхании. Осознайте, как именно вы дышите. Потом раскрасьте один за другим лучи мандалы. Возьмите для этого тот или те карандаши, которые, как вам кажется, помогут «активировать» ваше дыхание: сделать его более медленным, глубоким, спокойным. Теперь, завершив раскрашивание этой мандалы, вы вошли в контакт с глубинной энергией жизни, которая живет в вас. Используйте ее! Мандала 3: «Как найти самого себя?» Выберите карандаш, который нравится вам больше всего, и раскрасьте центральный круг. Потом другим цветом выделите часть мандалы, которая нравится вам больше. Выберите ее интуитивно! Пройдите карандашом по лучам звезды, находящейся в этой части, как если бы вы бродили по лабиринту. Посмотрите на получившуюся цветную нить. И спросите себя: «Что мне напоминает этот путь?» Запишите три слова, словосочетания или предложения, которые придут вам на ум, чтобы описать ваш путь. Поразмышляйте над ними несколько минут.
Мандала 4: «В каком энергетическом состоянии я сегодня?» Позвольте цветам говорить с вами! Доверьтесь интуиции, раскрасьте эту мандалу так, как захочется. Выбранные цвета помогут определить состояние вашей энергии. Посмотрите на разукрашенный рисунок и запишите три ключевых слова, приходящих вам на ум. В течение пяти минут помедитируйте над их смыслом по отношению к вопросу: «В каком энергетическом состоянии я сегодня?» Обратите внимание, что избыток теплых цветов рассеивает энергию, холодных - парализует ее. И не забывайте о том, что мандала отражает ваше состояние в данный момент. Завтра она может получиться совершенно другой. Мандала 5: «Какие мои три самые лучшие черты?» Эта красивая мандала поможет определить, что вам нравится в себе больше всего. Подумайте над тем, какие три черты делают вас счастливым (-ой)? Запишите их под мандалой. (например, благодарность, честность, доброта, креативность...) Выберите три любимых цвета так, чтобы каждый символизировал одно из этих качеств, и раскрасьте мандалу. Когда рисунок закончен, рассмотрите его хорошенько. Посмотрите на каждый цвет, воплощающий одно из ваших своих любимых качеств, в отдельности. Попробуйте разобраться, какие чувства вы испытываете по отношению к этим своим качествам.
Мандала 6: «Где найти спокойствие внутри себя?» Выберите цвет, который символизирует для вас внутреннее спокойствие. Раскрасьте им все центральные круги сложных фигур, некоторые из которых переплетены. После этого возьмите другие карандаши, чтобы последовательно одну за другой заполнить внешние окружности этих кругов. Не думайте, а следуйте за вдохновением. Закончив, посмотрите на мандалу. Постарайтесь вспомнить три момента, когда вы чувствовали себя на удивление спокойно в сложные моменты раскрашивания этих непростых переплетенных фигур. Запишите эти воспоминания.
Мандала 7: «Что препятствует свободному течению моей энергии?» Раскрасьте эту мандалу, двигаясь от центра, задайте себе вопрос: «Что мешает плавной циркуляции моей энергии?» Закончив раскрашивать мандалу, рассмотрите ее в течение нескольких минут. Делайте это спокойно и безмятежно. Отпустите ваш ум, пусть мысли приходят и уходят, как облака на небе. А теперь посмотрите, какие цвета вы использовали - холодные (зеленый, синий, фиолетовый) или теплые (красный, оранжевый, желтый)? Первые «закрывают» энергетические каналы, вторые «открывают» их. Внимательно посмотрите, куда вы поместили эти цвета. Попробуйте вспомнить, какие образы и эмоции возникали у вас в те моменты, когда вы использовали карандаши разных цветов. И запишите то, что вспомните.
Мандала 8: «Как усилить свою энергию?» Начиная с центрального «цветка» этой мандалы, педантично раскрасьте его лепестки, используя три цвета, которые вам приглянутся. Для раскраски других «цветов» поменяйте карандаши, выбрав те, которые, как вам кажется, будут дополнять и активизировать первые три цвета. После этого выберите другой цвет для центра цветов. Дышите медленно, смотрите на свой рисунок и запишите три выражения, которые внезапно придут в голову. Поразмыслите над ними в спокойной обстановке.
Мандала 9: «Как сбалансировать эмоции? Определите три отрицательные эмоции, которые вам особенно мешают (например, страх, гнев, зависть...). Перечислите их под мандалой. Потом выберите три цвета, которые будут их символизировать. Следуя за интуицией, раскрасьте в эти цвета листья. Возьмите другие карандаши и раскрасьте ими стебли и фон мандалы. Расслабьтесь, закройте глаза на минуту. Потом посмотрите на свой рисунок. Опишите под мандалой то, что чувствуете.
Мандала 10: «Я активизирую и гармонизирую свою энергию» Посмотрите на эту мандалу в течение пары минут. Потом начните раскрашивать ее с центрального круга, выбрав для этого карандаш любимого цвета. Потом возьмите семь карандашей всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Прислушиваясь только к своим чувствам, раскрасьте каждую из человеческих фигур одним из этих цветов. В финале можно раскрасить границы мандалы любым понравившимся цветом или тем, который, как вам кажется, максимально гармонично дополнит рисунок. Это упражнение активизирует и гармонизирует энергию. Запишите то, что почувствуете после того, как закончите рисунок.

Источник: Арт-методы в психологическом консультировании : методические рекомендации : в 2 ч. / сост.: Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. - Ч. 1. - 49 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.