Работа психолога с детскими страхами
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Достижению максимального эффекта от психологической терапии способствует сочетание различных стратегий и методов психологической помощи детям. Искусство психолога состоит в привлечении детей к взаимодействию со специалистом и с другими детьми при групповой работе. При этом степень активности ребенка определяется его актуальным соматическим (физическим) и психологическим состоянием, структурой его личности, его психологическими проблемами, в том числе и степенью выраженности страхов, в частности страхов медицинских процедур.
По мере минимизации страхов энтузиазм в подобных играх у ребят будет уменьшаться. Однако время от времени им нужно предлагать беседы на эти темы; непременно следует поощрять даже минимальные успехи детей при посещении ими лечебных учреждений, в ходе производства профилактических прививок и т. д.

Важной составляющей этой работы являются обязательные беседы психолога с родителями, которые должны быть в курсе того, что происходит во время занятий. Вся работа по преодолению психологических трудностей ребенка проводится совместными усилиями педагога, психолога, медицинских работников детского учреждения и родителей.

В результате осуществления психологической коррекции страхов медицинских процедур у физически здоровых и онкологически больных детей наблюдались следующие эффекты:

1) значительное уменьшение страха медицинских процедур у детей с исходным резко выраженным страхом;
2) отсутствие сильного страха перед операциями, пункциями, перевязками, инъекциями; перед посещением стоматолога и т. д.;
3) улучшение субъективного состояния детей; по свидетельству анестезиологов, дети, подготовленные подобным образом, спокойнее воспринимают наркоз, им достаточно 40— 60% от обычной дозы анестезирующего вещества, они легче и с меньшим числом осложнений выходят из послеоперационного периода;
4) значительное улучшение эмоционального состояния каждого ребенка и группы детей в целом;
5) практически одновременно с ослаблением или уменьшением страха медицинских процедур — потеря интереса к играм, посвященным данной проблематике. И напротив, продолжение подобных игр — очевидный признак сохраняющегося страха процедур, требующий дальнейших занятий;
6) повышение общего уровня гигиенической культуры детей и уровня их самостоятельности в проведении гигиенических мероприятий;
7) приобретение детьми навыков сопереживания, сочувствия, навыков общения в сложных ситуациях ведет к уменьшению конфликтности, к зримому улучшению психологического климата в детском коллективе (группа в детском саду, школьный класс, палата в больнице и пр.): дети меньше ссорятся, преимущественно мирными способами и самостоятельно разрешают возникающие между ними противоречия; умеют утешить сверстника, малыша и даже страдающего взрослого;
8) дети становятся более открытыми, в большей мере доверяют работающим с ними взрослым свои чувства; научаются в случае необходимости просить о психологической помощи взрослых и сверстников;
9) коррекция самооценки ребят, рост их самоуважения («Я — не трус!», «Я — добрый, потому что умею сочувствовать другим детям, если они чего-то боятся. Я сам могу научить их не бояться!»);
10) дети, прошедшие обучение группы психологической коррекции страха медицинских процедур, с удовольствием и по своей инициативе передают усвоенные ими знания и навыки другим детям и родителям;
11) дети, просто присутствовавшие при работе психолога со сверстниками, но пока не участвовавшие в ней, настаивают на включении их в «игру».

Работа психолога и других специалистов с ребенком оказывается еще более продуктивной, если в ней участвуют родители (хотя бы один из них) ребенка.

Основные психолого-педагогические рекомендации, которые может использовать психолог в работе с родителями:


1. Относитесь к ребенку с уважением, с пониманием к его чувствам (страхам).
2. День ребенка должен быть наполнен радостью, смехом, новыми впечатлениями. Положительные эмоции снижают вероятность появления страхов.
3. Не допускайте выяснения отношений при ребенке, так как он чутко реагирует на конфликты близких людей появлением страхов.
4. Не наказывайте ребенка за страх, даже в шутку не называйте его «трусишкой». От этих слов страх не пройдет. Он может камуфлироваться внешне пристойным («хорошим») поведением ребенка, хотя на самом деле «не выраженный» страх может продолжать разрушать личность ребенка.
5. При страхе темноты совершите с ребенком небольшое «путешествие» по темной комнате, вокруг его кровати, прокладывая надежные «пути» к тем предметам, которые могут понадобиться малышу ночью. Используйте элементы игры, рисование, беседы.
6. Создавайте для ребенка атмосферу безопасности. Ребенку должно быть спокойно в родном доме, в детском саду; он должен знать, что ничто ему не угрожает, что его любят и всегда защитят и позаботятся о нем.
7. Проявляйте ласку, любовь к ребенку, выражайте позитивные чувства к нему, не опасаясь избаловать.
8. С проблемой детских страхов лучше справляются те родители, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с личностью ребенка.
9. Детей никогда не следует запугивать ради послушания. Воспитание страхом — наиболее частая и грубая ошибка.
10. Старайтесь воспитывать в детях уверенность в себе, оптимизм, самостоятельность. Гиперопека — частая причина развития страхов у детей.
11. Научите детей делиться с вами своими негативными переживаниями, разрешите им испытывать и негативные чувства (злость, обиду, отчаяние).
12. Не разрешайте детям, особенно перед сном, смотреть фильмы с элементами жестокости и насилия.

Бедрединова, С. В. Профилактика и коррекция страхов : учебное пособие / С. В. Бедрединова, А. И. Тащёва. - 2-е изд., испр. и доп. ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2015. — 178 с. ISBN 978-5-9275-1939-2

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.