Конспект занятия «Лидер и его команда» Тип: Групповое Вид: Тренинг Цель: 1. Раскрытие личностного потенциала участников группы. 2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон. 3. Развитие способности к целеполаганию и организации групповой работы.
Задачи: 1. Развитие взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу. 2. Формирование навыков понимания друг друга. 3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга. 4. Выявление и развитие представлений о лидерстве. 5. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде. Средства: 1. Журналы, вырезки с подборкой картинок для коллажа. 2. Карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, ватманы А3 (на каждую подгруппу). 3. Анкеты для письменной рефлексии. Вводная мини-лекция: цель – расположить группу к тренинговой программе, рассказать о цели, задачи и средствах с помощью которых будет проводиться тренинг. Представления о лидерстве Индивидуальная работа на листочках (7—10 минут) Ведущий:Сейчас вам нужно будет ответить на два вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В первом столбце напишите: «Мои положительные качества», а во втором столбце - «Мои отрицательные качества». Подчеркните одной чертой качества, которые вы считаете, помогают вам быть лидером. Работа в парах (10—15 минут). Ведущий: В течение 5 минут по очереди расскажите друг другу о своих сильных и слабых сторонах. Есть ли у вас лидерские качества? Выделите три самых важных качества «настоящего лидера» и объясните почему? Работа со всей группой (20—30 минут). Ведущий: Итак, поработав в парах, вы рассказали друг другу о своих сильных и слабых сторонах, лидерских способностях каждого, и выделили три качества «настоящего лидера». Теперь по очереди вам нужно назвать эти качества, кратко аргументировав почему. Запись на доске называемых качеств. Обсуждение, ранжирование. Перерыв (15—20 минут).
Отношение к лидерству Коллаж «Настоящий лидер» Работа в мини-группах (по 4—5 человек). Ведущий: Каждой группе нужно будет создать коллаж на тему: «Настоящий лидер - это...» Для этого вы получите необходимые материалы, которые можно будет использовать при создании вашего коллажа. Время работы ограничено (30 минут), поэтому постарайтесь работать быстро и согласованно. Представление и просмотр получившихся работ. Обратная связь друг другу (10—15 минут). Умения лидера Игра 1 «Паровозики» (в мини-группах) Ведущий: Ребята, сейчас мы сыграем в известную игру «Паровозики». Каждый из вас по очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет первым «локомотивом», вторым и т.д. Условие проведения: Одновременно будут двигаться несколько «паровозиков». Тем, кто будет «локомотивом», важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой «вагончики», которые будут с закрытыми глазами. Задача для каждого участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива». Обсуждение: Ваши ощущения, когда вы были « локомотивом», « вагончиком»? Что было сложно? В какой роли больше понравилось, почему? Игра 2 «Ведущий телепередачи» Цель игры: Развитие умения брать на себя ответственность. Умение планировать и реализовывать поставленные цели, работая в группе. Самораскрытие посредством творческой деятельности. Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся на необычную телестудию, где вы сможете попробовать себя в роли телеведущего разных программ. Остаемся в тех же подгруппах, как на «паровозиках» (по 5—6человек). Вы побываете на нескольких передачах. На каждую программу команде необходимо выбирать телеведущего, без повторов участников.
- Первая передача «Новости»
- Вторая передача «Спорт»
- Третья передача «Самый умный»
- Четвертая передача «Про животных»
- Пятая передача «Культура»
Обсуждение итогов игры (10—15 минут). 1. Сложно ли было в роли телеведущего (продумывать, организовывать и реализовывать свои сценарии)? 2. Кто из телеведущих вам понравился больше всего, почему? 3. При обсуждении и планировании сценария трудно ли было договориться между собой? 4. Что вы делали для того, чтобы прийти к сотрудничеству и взаимопониманию в группе? Рефлексия. Завершение занятия: — Вспоминаем, во что играли и что делали. — Что лично для вас было сложно, но вы справились? — Что больше всего понравилось, было интересно?
Анализ проделанной тренинговой программы: Самым сложным было добиться расположения группы к программе тренинга. Благодаря вводной мини-лекции удалось подготовить группу к началу проведения. Представление о лидере позволило выяснить, что такое лидер, основываясь на мнение разных групп анализируя и синтезируя данные удалось сформировать понятии «лидер». Отношение к лидеру – это задание позволило объединить весь коллектив по средствам решения творческой задачи и разогреть соревновательный дух путем разделения всей группы на мини-группы. Умения лидера состоит из двух игр: 1 Игра «Паровозики»; 2 Игра «Ведущий телепередачи». Задача этих игр в том, что бы все участники попробовали побывать в ролях ведущего и ведомого, сравнить ощущения и почувствовать себя лидером. Рефлексия позволяет еще раз вернуться к тем чувствам, что были пережиты, осознать их и закрепить.
Вывод: В целом, считаю, что тренинг прошел хорошо благодаря творческому и игровым заданиям, удалось повысить уровень уверенности в себе путем раскрытие в каждом лидерский качеств. Литература:
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. — М.: Эксмо, 2007.
Психолог школы № 20 (Хохрякова П.М.)
Эта работа была подготовлена благодаря статье, которая опубликована в № 24/2006 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".
Автор тренинга Василиса НИКИТИНА, педагог-психолог, Москва |