На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Рефлексивно-перцептивный тренинг «Театральный сезон молодежного театра «Волшебные камни»
Рефлексивно-перцептивный тренинг «Театральный сезон молодежного театра «Волшебные камни»
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги
Индекс материала
Рефлексивно-перцептивный тренинг «Театральный сезон молодежного театра «Волшебные камни»
Блок «СПЛОЧЕНИЕ»
Все страницы

Олейникова Елена Викторовна, педагог-психолог МОУ «СОШ № 5»
г. Лесосибирска Красноярского края;
Герт Наталья Ивановна , педагог-психолог школы-интерната г. Лесосибирска

Рефлексивно-перцептивный тренинг «Театральный сезон молодежного театра «Волшебные камни»;
Описывается сценарий рефлексивно-перцептивного тренинга для участников городского конкурса «Ученик года» (уч-ся 10-11-х классов), направленного на создание психологически комфортных условий участия в конкурсе, раскрытии творческого потенциала участников, развитие их перцептивно-рефлексивных способностей. В сценарии используются упражнения на саморегуляцию, театральные и рефлексивные этюды и т.д.

 

Рефлексивно-перцептивный тренинг
«Театральный сезон молодежного театра «Волшебные камни»»
О тренинге:
В преддверии городского конкурса «Ученик года» (в котором принимают
участие уч-ся 10-11-х классов) уже традиционно для конкурсантов проводятся психологические тренинги, нацеленные на создание для участников конкурса психологически комфортных условий, в которых они смогут наиболее полно продемонстрировать свои возможности и приобрести позитивный опыт. Специфика этих тренингов состоит в том, что на них собираются совершенно незнакомые друг с другом учащиеся старших классов, причем видящие друг в друге в первую очередь соперников в предстоящем конкурсе.
Поэтому при разработке тренинга практически необходимо использовать игровую оболочку, которая позволяет сократить время, необходимое для создания благоприятной психологической атмосферы в тренинговой группе.
Предлагаем вашему вниманию один из таких тренингов.
Цель тренинга: оказать психологическую поддержку участникам конкурса, способствовать снижению эмоциональной напряженности и творческому самораскрытию в процессе конкурса.
Участники : учащиеся 10-11-х классов (тренинг также может быть использован на этапе формирования тренинговых групп, как среди старшеклассников, так и среди педагогов).
Тренинг состоит из 1 занятия длительностью 5-6 часов.
Оборудование: листочки для визитных карточек; разрезные картинки, фишки для деления на пары и группы; доска, мел; фломастеры, краски, кисти, писчая бумага; рамки-вкладыши; магнитофон, аудиокассеты; программки театра, листы с текстами-сценариями; камни – аффирмации.
ЗАДАЧИ     ТРЕНИНГА:

  • Психологическое раскрепощение, создание благоприятных межличностных взаимоотношений; атмосферы доверия, поддержки;
  • Развитие рефлексивно-перцептивных способностей участников, оказание помощи участникам в самопрезентации;
  • Овладение участниками элементами психической саморегуляции;
  • преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; создание ситуаций успешности.

Структура тренинга:

  • Введение
  • основные блоки тренинга:
  • Блок «Знакомство»:
    • Имя-характеристика «Снежный ком »;
    • Динамическое упражнение «Мы с тобой похожи»;
    • "Представление-ассоциация";
    • Законы театра. Легенда
  • Блок «Сплочение»
    • Психологический этюд «ПРИНЦЕССА, САМУРАЙ, ДРАКОН»
    • Упражнение «Сиамские близнецы»
    • Этюд «Автобус»
  • Блок «Психосаморегуляция состояний»

1.Упражнения «Властелин эмоций»

  • Рассогласованность слов и телесного выражения;
  • Секреты дыхания:

а) Упражнение «Рубка дров»;
б) Упражнение «Собачье дыхание»

  • Блок «Актерское мастерство»
    • Этюд «Искусство перевоплощения»
    • Упражнение «Черный ящик»
    • Этюд «Тройка»


      Блок «УСПЕШНОСТЬ»
    • Этюд «Успешный герой – атрибуты»
    • Упражнение "Через тернии к звездам"
    • Личный герб «Звездный час»
    • Мини- спектакли «Этюды успешности»:
      • создание маски;
      • репетиция роли;
      • премьера спектакля

        Заключительный блок
      • упражнение «Сундук сокровищ»
      • Ладошки удачи.
      • Свеча по кругу «Хочу вам сказать…»

Содержание тренинга:
Введение
1. Обсуждение с участниками тренинга по кругу ожиданий от встречи.

Погружение в игровую оболочку

Сегодня мы собрались здесь на тренинг, который называется «Театральный сезон молодежного театра «Волшебные камни»». Девиз нашего тренинга: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры» На самом деле ежедневно жизнь погружает нас во множество привычных и непривычных сцен, этюдов, мы ежедневно играем разнообразные роли, принимая участие в спектакле под названием «Жизнь».
Итак, каждый из нас в течение 5-6 часов (на столько рассчитан наш тренинг) будет актером молодежного театра «Волшебные камни». В традиции этого театра: набирать на каждый новый театральный сезон новую труппу актеров.
Мы – новая труппа, совершенно незнакомых друг с другом творческих дарований со своими ожиданиями, притязаниями и надеждами. Как сложится карьера каждого актера, насколько дееспособен будет творческий коллектив, и насколько успешным станет новый театральный сезон, будет зависеть от каждого из нас.
Начнем со знакомства.
Блок ЗНАКОМСТВО
Имя-характеристика «Снежный ком » Цель: Знакомство участников друг с другом
Участники по очереди называют свое имя с качеством своего характера на первую букву имени. Например: Наташа – надежная. Следующий участник повторяет высказывание другого и добавляет имя-характеристику о себе. И так проходит круг до последнего участника группы.
2) Динамическое упражнение «Мы с тобой похожи»
Цель: формирование установок на поиск общности, создание обстановки психологического комфорта; развитие умения входить в контакт с окружающими.
Участникам дается следующее пояснение: «Вы уже получили определенное представление об актерах нашей труппы. Теперь Ваша задача увидеть еще многое, что Вас объединяет». Участникам предлагается по сигналу ведущего как можно быстрее объединятся в группы по определенному признаку. Ведущим предлагаются полярные признаки, для того чтобы все участники распределялись на 2 группы. Примерные признаки: «Светлые волосы – темные волосы»; «одеты в брюки – одеты в платья, юбки»; «одноцветная одежда – цветная одежда»; «короткая стрижка – длинные волосы»; «наличие украшений – отсутствие украшений» и т.д.
Участникам раздаются парные фишки для деления на пары
3) "Представление-ассоциация"
Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга
Инструкция: «Каждый из вас вытянул определенную фишку. У каждой из этих фишек есть парная, вам нужно найти человека обладающего одинаковой с вами фигуркой. Этот человек будет вашим партнером в этюде «Представление-ассоциация»».
Участники разбиваются на пары, в начале работы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя (форма имени может быть уменьшительно-ласкательная, или наоборот официальная : например, варианты имени «Виктория»: Викуля, Викуся, Виктория, Вика и др. Главное, чтобы участнику было комфортно, когда к нему будут обращаться по этому имени) Для того, чтобы все участники сделали свои визитки, прикрепили их к одежде дается 3-5 минут.
Участники в парах в течение 10 минут беседуют со своим партнером, стараясь узнать о нем как можно больше, для того чтобы составить краткое представление своего собеседника, его презентацию, которая помимо краткого рассказа должна содержать ассоциацию о партнере в виде фразы из песни. После чего участники по очереди представляют друг друга.
4) Законы театра. Легенда.
«Теперь мы имеем довольно обширное представление о тех, с кем вместе будем работать, создавать, творить. Для того чтобы наша театральная жизнь была как можно более комфортной для всех ее участников, давайте создадим свод законов нашего театра. Как вы думаете, какие правила могут нам помочь чувствовать себя защищено и комфортно? Готовы ли вы выполнять эти правила? Эти законы призваны облегчить или осложнить нашу жизнь?»
Обсуждение правил и их принятие каждым участником.
Ведущий : «Название нашего театра связано с одной старинной легендой, с которой я вас сейчас познакомлю:
«Как-то вечером группа паломников готовилась ос­тановиться на ночлег, когда внезапно вокруг них засиял небывалый свет. Они поняли, что к ним снизошло небесное существо. С трепетом ждали они важного бо­жественного послания, которое было предназначено, как они считали, именно для них.
Наконец раздался голос: «Соберите как можно боль­ше камешков. Положите их во вьючные мешки. Путе­шествуйте в течение дня, и к следующему вечеру вы обретете радость и печаль».
Покинув место стоянки, кочевники выражали ра­зочарование и злились друг на друга. Они ожидали от­кровения, касающегося великой вселенской истины, которая поможет им принести в мир богатство, здо­ровье и смысл существования. Но вместо этого им дали какое-то незначительное задание, в котором они не видели никакого смысла. Однако, памятуя о сиянии, исходившем от посетившего их существа, каждый из них, недовольно ворча, положил по нескольку камешков в свой мешок.
Они проехали целый день и вечером, разбивая ла­герь, заглянули в свои вьюки и обнаружили, что камеш­ки превратились в алмазы. Люди обрадовались, что у них появились алмазы. Попечалились, что не взяли боль­ше камешков.»
Так и для каждого из нас любое произошедшее с нами событие может превратиться для нас в драгоценный камень личного опыта, а может так и остаться серым булыжником, мимо которого мы равнодушно прошли.
Для того чтобы хотя бы приблизительно осознать как мы обращаемся со своим личным опытом в течение всего сегодняшнего тренинга вам предлагается собирать волшебные камни: после каждого упражнения вы будете брать и складывать в свою копилку один из камней, если вы считаете, что во время упражнения вы пробрели важный для Вас личный опыт или вложили в его выполнение достаточно усилий.»

 


 

Блок «СПЛОЧЕНИЕ»
1) Психологический этюд «ПРИНЦЕССА, САМУРАЙ, ДРАКОН»
Цель: энергетический настрой, сплочение участников группы, развитие экспрессивных способностей.

Участники разбиваются на две команды.
Инструкция: «Сейчас мы с вами разыграем этюд-соревнование. В этом этюде три действующих лица: принцесса, самурай, дракон. Принцесса жеманно приседает придерживая руками подол юбки и издает звуки: «Хи-хи-хи-хи-хи». Самурай со звуком «Ха» делает шаг правой ногой вперед, при этом обе руки заносит над левым плечом «с мечом». Дракон угрожающе поднимает над головой обе лапы с растопыренными пальцами с угрожающим звуком «УУУ». Каждая из групп должна выбрать одно движение и по команде ведущего участники обеих групп одновременно показывают соперникам свое движение. Почему соперникам? Потому что каждый из этих героев кого-либо побеждает: Дракон съедает принцессу, принцесса очаровывает самурая, самурай убивает дракона. Изображение одного и того же героя разными командами считается ничьей. Ваша задача не только артистично изобразить героев, но и постараться обыграть противоположную группу. Играем до трех побед.
Рефлексивные вопросы: каким образом вы договаривались между собой о выборе героев? какие факторы влияли на ваш выбор? какая стратегия оказалась наиболее успешной?
2) Упражнение «Сиамские близнецы»
Цель: повышение сплоченности членов группы, развитие коммуникативных навыков.
Участники разбиваются на тройки. Задача троек найти кусочки вкладыши из своей мозаики и постараться как можно быстрее собрать картинку. Причем все три участника составляют собой как бы единое целое: центральный из них является туловищем и обнимает руками за талию обоих партнеров, скрепляет тройку, правый и левый участники левой и правой рукой соответственно держат свое «туловище» за плечи. Таким образом, правый игрок держит рамку руками, центральный игрок может помогать только подсказками, а левый игрок вставляет найденные детали в рамку.
3) Этюд «Автобус»
Цель: развитие рефлексии, осознание жизненной позиции.
Один участник (водящий) стоит в центре круга, образованного стульями, на которых сидят остальные участники.
Инструкция: «Наш круг символически изображает переполненный автобус. В автобус на каждой остановке входят и выходят пассажиры. Движение автобуса и смену пассажиров мы будем изображать постоянным пересаживанием по кругу. Направление движения и его ритм регулируется ведущим (психологом).
Задача водящего во время пересаживания пассажиров занять освободившееся место. Участник оставшийся без места становится водящим.
Рефлексивные вопросы: Как часто вы были в роли водящего? Насколько легко удавалось занять освободившееся место? Какую стратегию поведения вы для этого использовали? Насколько вы были активны в игре? Легко ли вам было покидать «теплое местечко»? Насколько часто Вы брали на себя инициативу в активизации движения автобуса? Существует ли, по вашему мнению, аналогия между поведением в этом упражнении и в достижении намеченной цели в реальной жизни?
III. Блок «Саморегуляция эмоциональных состояний»
1) Упражнения «Властелин эмоций»
Цель: овладение приемами психической саморегуляции, развитие невебальной экспрессии.
Ведущий: «Для любого человека, а тем более для актера, очень важно уметь управлять своими эмоциями, уметь регулировать свое эмоциональное состояние.
В человеке все взаимосвязано: дыхание, поза, настроение, наши мысли, наше самочувствие прочно связаны друг с другом, изменение одного параметра ведет за собой изменение другого».
Попробуем прочувствовать это на себе в следующем упражнении:

  • Рассогласованность слов и телесного выражения;

Инструкция: « Сидя на стуле примите зажатую позу: перекрестите руки и ноги, голову наклоните вниз к коленям, напрягите все части тела. В таком положении произнесите фразу: «У меня отличное настроение. Я абсолютно счастлив(а)». Постарайтесь прочувствовать это состояние.
Теперь откиньтесь на спинку стула, займите удобное положение, расслабьтесь, примите открытую позу. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Произнесите в этом расслабленном состоянии фразу: «Я очень несчастен, мне безумно плохо».
Рефлексивные вопросы: Насколько легко вам было соединить настроение фразы с позой? Получилось ли это у вас? Что вам мешало? Как часто в жизни вы обращаете внимание на «язык тела»?

  • Секреты дыхания

«Слушай свое дыхание, и ты услышишь ритм Вселенной»
из йоги
Ведущий: «Один из мощных рычагов тонуса и настроения человека является его дыхание. Наше дыхание отображает каждое эмоциональное или физическое усилие, влияет на наше самочувствие. Тонус дыхания, дыхательный «стиль» вносит солидную лепту в создание внутреннего эмоционального фона».
а) Упражнение «Рубка дров»
Инструкция: « Расставьте ноги на ширине плеч, сделайте полный глубокий вдох носом, наполняя при этом живот и легкие воздухом, поднимая над головой руки. На несколько секунд задержите дыхание и затем резко наклоните туловище, опуская руки с силой вниз., как при рубке дров. При этом произнесите звук «Ха» за счет резкого выдыхания воздуха, но не за счет голосовых связок. Медленно выпрямитесь, производя плавный вдох и вновь поднимите руки над головой и резко выдохните, наклонившись вперед. При выполнении упражнения мысленно представляйте, что ваш организм вместе с резким выдохом покидают негативные мысли, все плохое и болезненное.
б) Упражнение «Собачье дыхание»
Теперь мы вам предлагаем перевоплотиться в собаку. Вспомните, как дышит собака в жару или после быстрого бега? Высуньте язык и сделайте ряд частых, поверхностных вдохов-выдохов. Это упражнение помогает снизить ощущение острой боли, если вы прищемили палец или ногу, потушить вспышку агрессии.
Рефлексивные вопросы: Какие чувства вы испытывали при выполнении этих упражнений? Считаете ли вы полезным лично для себя использовать такие регулирующие упражнения в повседневной жизни?
IV . Блок «Актерское мастерство»
1) Этюд «Искусство перевоплощения»
Цель: развитие сензитивности, эмпатии, невербальной экспрессии
Участники разбиваются на пары. Один изображает какие-либо действия человека. Второй: актер следует за ним как тень, старается скопировать его движения и угадать чем занимался герой. Второе задание: герой задумывает определенное чувство и действие с ним связанное (например: волнение во время экзамена), изобразить его в мимике и пантомимике, актер же как в зеркале копируя движения лица и тела должен догадаться об эмоциональном состоянии героя. Затем пары меняются ролями.
Рефлексивные вопросы: Насколько легко Вам было копировать движения, жесты и чувства другого человека? Что Вам помогало в угадывании ситуации, изображенной вашим партнером? Что было легче лично для Вас: угадывать состояние другого, или изображать заданное состояние? Какие чувства Вы испытывали, копируя движения другого человека?
2)Упражнение «Черный ящик»
Цель: развитие творческого воображения, умение вживаться в образ.
Участникам предлагается по очереди достать «вслепую» любой предмет из черного ящика. Задача участников рассказать короткую историю о «жизни» (его истории, мыслях, чувствах, мечтах) выбранного предмета от собственного имени. Например: « я - красивое зеркало, в которое очень любит смотреться моя хозяйка …»
3)Этюд «Тройка»
Цель: развитие групповой сплоченности, осознание жизненной позиции, развитие рефлексивных способностей.
Группе предлагается изобразить русскую тройку. Каждый участник выбирает какой-либо элемент: кто-то будет лошадями, кто-то кучером, колесом, колокольчиком, пассажирами, каретой и т.д. Все участники встают соответственно своей роли, и таким образом получается тройка, причем тройка должна проехать круг и постараться не развалиться по пути.
После выполнения упражнения участники делятся своими ощущениями, как себя чувствовали выбранным элементом. Например: «Я – колесо…» Общие впечатления о тройке, о поведении отдельных участников, о функциональных способностях средства передвижения.
Блок «УСПЕШНОСТЬ»

Цель: создание ситуации успеха;
Этюд «Успешный герой – атрибуты»
Цель: развитие чувства успешности, уверенности в общественном признании, в импонировании другим людям.
Слова Ведущего: « Социальные роли могут усиливаться определенными вещами – атрибутами и имиджем. Атрибут – то, что сопутствует роли: внешние предметы, вещи (например, у царя – корона, скипетр). Имидж – это ожидаемый внешний облик и особенности поведения данной роли (например, ученый – в очках, серьезный, рассеянный)».
Сначала на доске записываются имена успешных людей (политиков, выдающихся деятелей науки и искусства и т.д.) с точки зрения участников.
Затем участники делятся на 2 группы. Каждой группе выдается по 5-6 имен успешных людей из общего списка. Каждому герою группам нужно подобрать по 5-6 характеристик, связанных с имиджем и (или) атрибутом героя.
Далее каждая группа по очереди зачитывает характеристику своего героя команде соперников, которая должна догадаться, кому эта характеристика принадлежит.
Обсуждение. Какими качествами характеризуются чаще всего успешные люди? Что важнее: атрибуты или имидж? На что вы чаще обращали внимание в своих характеристиках? Какие личностные черты присущи успешным людям?
Этюд "Через тернии к звездам"
Цель: осознание необходимости преодолевать преграды на пути к цели ; развитие рефлексивных навыков, проблемного анализа
«Каждый из вас вытянул определенную фишку. У каждой из этих фишек есть парная, вам нужно найти человека обладающего одинаковой с вами фигуркой. Этот человек будет вашим партнером в этюде «Через тернии к звездам».
Участники разбиваются на пары. Каждая пара вытягивает карточку с именем сказочного персонажа (примеры заданий: Золушка; Щелкунчик; Чебурашка; Буратино и др.). Задача каждой пары в форме диалога, интервью или мини-рассказа представить информацию о том, какие трудности вставали на пути героя и как он достиг успеха ( в чем заключается его успех).
Участники в парах в течение 10 минут обсуждают со своим партнером образ героя, препятствия, возникающие перед ним и пути их преодоления, для того чтобы составить краткое представление этого персонажа, его презентацию. После чего каждая пара по очереди в выбранной форме представляет своего сказочного героя (не называя его имени). Задача других участников: узнать, о каком сказочном персонаже шла речь. Для этого после презентации сказочного образа, можно задавать вопросы на уточнение.
Возможные вопросы : Какие препятствия вставали на пути Вашего героя? В чем состоит главное жизненное приобретение Вашего героя? Кто или что помогли преодолеть ему трудности?
3)Личный герб «Звездный час»
Цель: осознание личностного ресурса, вклада в успех близких людей, значимых обстоятельств; развитие навыка самопрезентации.
Инструкция: «В жизни каждого актера наступает звездный час, признание его заслуг. Очень часто за светом рампы невидим путь пройденный к успеху, личные качества героя и те люди, которые внесли вклад в его успех. И мы предлагаем Вам представить все это с помощью личного герба».
Пятиугольник: 1 2 3 4 5
Каждому из участников предлагается изобразить контуры личного
герба, которые предстоит наполнить внутренним содержанием:
1. значимые личностные качества;
2.преодоленные преграды;
3. значимые события;
4. значимые люди;
5. Мой девиз.
Заполняя личный герб, участники должны пользоваться рисунками, а не словами. Исключение составляет 5 часть. После того, как гербы наполнены внутренним содержанием, участники приступают к их презентации.
Рефлексивные вопросы: Какой блок Вы считаете самым важным в Вашем гербе? Возникали ли трудности в процессе заполнения герба? В чем они заключались? Что нового Вы узнали друг о друге благодаря личным гербам? Как Вы считаете, полезным было бы наличие в реальной жизни личных гербов? Для чего?
4)Мини- спектакли «Этюды успешности».
Наконец настал ваш звездный час. Вам предстоит сыграть спектакль, где зритель придет смотреть только на вас, придет полюбоваться вашим талантом. А пока репетиции, примерка костюмов.
а) Ведущий : «Эмблема театра – маска. В Древней Греции в театре актеры использовали маски. А в Японии маски приносили зрители. Если им хотелось заплакать, они подносили к лицу «трагическую» маску, а если смеяться – «комическую». В жизни люди также часто «надевают» как маску выражение лица, или определенным образом гримируя лицо. Например, шаманы, разрисовывали себя для определенного ритуального действия, индейцы наносят боевую окраску, чтобы усилить свое внутреннее состояние действовать. Да и современные панки, рокеры создают себе определенную маску, используя для этого современные возможности грима. Ваша задача создать для себя маску успешного человека, маску- символ успешности».
Участники с помощью символов и знаков кистями с красками на вырезанных из бумаги масках создают маску – символ успешности.
б) Репетиция роли. Предлагаются каждому участнику листы с напечатанными текстами-сценариями (см. приложение № 2). Задача каждого из актеров выбрать один текст, объединится в группы по выбранному тексту по 3- 4 человека, распределить слова и роли. Участники из подручного материала подбирают реквизиты для спектакля, заполняют выданные каждой группе программки. Проводят репетицию.
в) Выступление. Мини-спектакль. Все остальные участники играют роль зрителей, награждающего кумира громкими аплодисментами.

Заключительный блок

упражнение «Сундук сокровищ»
Цель: рефлексия полученного опыта, личной включенности в процесс; анализ полученных аффирмаций
Участники рассматривают приобретенные в ходе игры «сокровища», раскрывают и читают тексты аффирмаций. Выбирают наиболее значимую для них и зачитывают ее вслух другим участникам.
Рефлексивные вопросы: Какой «камень» оказался для Вас «самым драгоценным»? Почему? Довольны ли Вы собранным кладом? Насколько этот «клад» оказался полезным для Вас?
Ладошки удачи.
Цель: эмоциональная поддержка друг друга.
Каждый участник на листе бумаги обводит контур своей ладони и ставит свою подпись. Задача участников написать на каждой ладони добрые слова пожеланий, признаний, поддержки. Таким образом, все участники группы обмениваются пожеланиями.
Свеча по кругу «Хочу вам сказать…»
Цель: заключительная рефлексия.
Ведущий: «Все когда-нибудь заканчивается. Все мы с вами собрались на нашем острове у прощального костра. Сейчас у каждого из нас есть возможность поделиться своими мыслями, чувствами по поводу прожитого дня.
Участники высказываются, передавая свечу по кругу.
Мнения участников о тренинге:
Исходя из нашего опыта и по мнению участников, эти тренинги помогают снять эмоциональную напряженность перед конкурсом, создать атмосферу доверия и поддержки, способствуют полноценному самовыражению, а также позволяют найти новых друзей. Вот мнения некоторых из участников нашего тренинга:
Наташа: « … Раньше я представляла всех соперников, как безликое существо, против которого надо бороться. Теперь, когда я встретила всех вас, узнала… Я поняла, что на таких конкурсах надо бороться не против кого-то, а соревноваться с самим собой. Желаю всем плодотворного соревнования с собой…»;
Виталий: « Отправляясь сюда я даже представить не мог, что здесь с нами будет… Мне здесь очень понравилось.. Спасибо организаторам и всем вам друзья за плодотворную, на мой взгляд, работу»;
Катя: « Мне здесь очень понравилось. Мне очень приятно, что я на этом тренинге познакомилась с такими умными и интересными людьми. Мы здесь все сдружились. Я желаю Вам всем удачи и надеюсь на дальнейшее общение с вами…»
Литература:

  • Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 1999
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Части 1-4 / Пер. с нем. – М.: Генезис, 1999
  • Хей Л. Через медитации к лучшей жизни./ Пер. с англ. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997
  • Леви В.Л. Искусство быть собой. – Изд. Обновл. – М.: Знание, 1991
  • Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996
  • Исцеление души: Вторая ступень/ сост. Дж. Кэнфилд, М.В. Хансен; Пер. с англ. Е.В.Дод. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2004

в папке помещены фотографии с тренинга:
1. Упражнение «Сиамские близнецы»
2. Создание маски успешности
3. репетиция спектакля «Оптимист»

Приложение 1
Легенда «Волшебные камушки»
Как-то вечером группа паломников готовилась ос­тановиться на ночлег, когда внезапно вокруг них засиял небывалый свет. Они поняли, что к ним снизошло небесное существо. С трепетом ждали они важного бо­жественного послания, которое было предназначено, как они считали, именно для них.
Наконец раздался голос: «Соберите как можно боль­ше камешков. Положите их во вьючные мешки. Путе­шествуйте в течение дня, и к следующему вечеру вы обретете радость и печаль».
Покинув место стоянки, кочевники выражали ра­зочарование и злились друг на друга. Они ожидали от­кровения, касающегося великой вселенской истины, которая поможет им принести в мир богатство, здо­ровье и смысл существования. Но вместо этого им дали какое-то незначительное задание, в котором они не видели никакого смысла. Однако, памятуя о сиянии, исходившем от посетившего их существа, каждый из них, недовольно ворча, положил по нескольку камешков в свой мешок.
Они проехали целый день и вечером, разбивая ла­герь, заглянули в свои вьюки и обнаружили, что камеш­ки превратились в алмазы. Люди обрадовались, что у них появились алмазы. Попечалились, что не взяли боль­ше камешков.
Приложение 2

Два брата
Два брата работали вместе на семейной ферме. Один был женат и имел большую семью. Другой был холост. В конце каждого дня братья делили все поровну — полу­ченную продукцию и доходы.
Но однажды холостой брат сказал себе: «Несправед­ливо, что мы делим все поровну. Я один, и потребностей у меня меньше». Поэтому каждую ночь он брал мешок зерна из своего амбара и тихонько пробирался через поле к амбару брата.
Тем временем женатый брат сказал себе: «Это неспра­ведливо, что мы делим все поровну. В конце концов, у меня есть жена и дети, которые позаботятся обо мне в старости. А мой брат один, никто не позаботится о нем в будущем» Поэтому каждую ночь он приносил мешок зер­на в амбар брата.
Годами братья дивились, что запасы зерна у них не убы­вают, пока однажды ночью не столкнулись друг с другом и не догадались обо всем. Бросив мешки, они обнялись.
Автор неизвестен Из книги Брайана Кавано «Новые семена для посева»
Оптимист
Это история о близнецах. Один был полный надежд оптимист. «Все к лучшему!» — говаривал он. Второй был печальный и безнадежный пессимист, которого ничто не радовало. Встревоженные родители повели их к местно­му психологу.
Он предложил родителям план, чтобы как-то выров­нять отношение близнецов к жизни.
— В следующий день рождения пусть ваши дети раз­вернут свои подарки в разных комнатах. Пессимисту положите самые лучшие игрушки, которые вы можете себе позволить, а оптимисту подарите коробку навоза.
Родители последовали совету и терпеливо стали ждать результатов.
Когда они заглянули в комнату пессимиста, то услы­шали, как он жалуется вслух:
— Цвет компьютера мне не нравится... Готов спорить, что калькулятор сломается... Эта игра мне не нравится... Я знаю, что кто-то получил игрушечную машинку еще больше...
Родители на цыпочках прошли ко второй комнате и увидели, что их маленький оптимист весело подбрасыва­ет навоз в воздух. Мальчик хихикал:
— Вы меня не обманете! Столько навоза — значит, точно есть пони!
Автор неизвестен Из книги Брайана Кавана «Новые семена для посева»

Мудрость
Три ковбоя, один из которых был индеец навахо, с раннего утра объезжали свой участок. Весь день собирая отбившийся скот, они не нашли времени, чтобы поесть. К концу дня два ковбоя стали говорить о том, как они голодны и как наедятся, когда вернутся в город. Когда один из этих двоих спросил навахо, голоден ли он, тот пожал плечами и ответил «нет».
Прибыв в город, все трое заказали по огромному биф­штексу. И когда навахо с аппетитом принялся есть, один из его друзей напомнил, что всего час назад он утверж­дал, что не голоден. «Тогда было глупо хотеть есть, — ответил навахо, — еды-то не было».
Автор неизвестен

Приложение №3

программа психолога

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.