На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Тренинг общения. Дискуссия. Ролевая игра
Тренинг общения. Дискуссия. Ролевая игра
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет»
Педагогический факультет
Кафедра педагогики

 

«Методы активного социально-психологического обучения»
На тему: «Тренинг общения. Дискуссия. Ролевая игра»

Работу выполнила: студентка 4 курса гр.ПП-41, заочная форма обучения по специальности «Педагогика и психология» Трусова Екатерина
Работу проверила: Матанцева Татьяна Николаевна

 

Киров
2010
Содержание

  1. Тренинг общения.

а) общее представление о тренинге общения;
б) тренинг невербальной коммуникации (разработка и проведение);
в) анализ проведенного мероприятия.
2. Дискуссия.
а) общее представление о дискуссии;
б) игровая дискуссия «Потерпевшие кораблекрушение»;
в) анализ проведенного мероприятия.
3. Имитационная игра.
а) общее представление об имитационной игре;
б) Ролевая игра «Консультация»;
в) анализ проведенного мероприятия.

Библиографический список

  1. Тренинг общения.

а) Общее представление о тренинге общения.

Тренинг общения – ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

•Области применения
•Тренинги для педагогов
•Тренинги для студентов
•Тренинги для детей

Цели тренинга общения:
Участники групп общения должны научиться:

  • Правильно общаться друг с другом;
  • Давать и получать обратную связь;
  • Развивать чувство открытости и доверия;
  • Проявлять уважение к индивидуальности других;
  • Сохранять конфиденциальные факты и информацию интимного характера.

Требования к ведущему группы общения.

  • Должен обладать такими качествами, как уравновешенность, психологическая зрелость, воображение, уверенность в себе, умение доминировать.
  • Должен проявлять способность быстро реагировать на нестандартные ситуации, создавать в группе положительную обратную связь.
  • Должен являться организатором, режиссером и дирижером процесса общения, регулировать всевозможные варианты поведения участников, уровень тревожности в группе, пути исследования проблем.
  • Должен знать различные варианты выходов из конфликтных ситуаций и уметь прогнозировать возникновение конфликтов.
  • Должен владеть методами психологической диагностики, с тем чтобы уметь доказать на научном уровне эффективность и продуктивность своей работы.

Условия проведения тренинга.

  • Малые группы состоят из 12-15 участников, большие – из 25-30. Работа в больших группах предполагает участие ассистентов.
  • Работа будет эффективнее, если работать крупными временными блоками по 4-5 часов ежедневно.
  • Желательно ограничить участие лиц, которые под воздействием критики обычно демонстрируют излишнюю тревожность или агрессию, лиц с низкой самооценкой, психически незрелых, не чувствительных к другим и не способных к самоконтролю.

Положительное влияние тренингов общения

•1
• развивают коммуниативную, творческую, организационную способности, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям.
• помогают познать себя, свои возможности, увидеть себя глазами других, раскрепоститься, снять психологические барьеры
•2
• повышает уровень социальной адаптации, снижают уровень агрессии, формируют навык активной спмостоятельной деятельности, умение принимать решение в проблемных и нестадартных ситуациях.
• позволяет человеку увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития.
•3
• дают возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания
• дают возможность учаснику почувствовать себя принятым, пользующимся доверием, окруженным заботой, получающим помощь.
•4
• развивают умение индентифицировать себяс другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувтв и поведения.
• снимается психологический дискомфорт при произношении или получении комплиментов и критики.
•5
• формируются навыки выхода из сложных и конфликтных ситуаций.

б) тренинг невербальной коммуникации.
Как беден наш язык! – Хочу и не могу –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною
А. Фет.
Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя:

  • Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.
  • Экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касание и т.д.
  • Кинетические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, взгляд и т.д.
  • Проксемические средства: расстояния между участниками, пространственные передвижения.

Все эти средства имеют в общении существенную роль, они могут выразить то же, что и речь, превосходить то, что будет, сказано, акцентировать сказанное и т.д.
Многое становиться доступным, если овладеть этими средствами. Общение – не только природный дар, но и технология: приемы установления контактов, умение видеть, чувствовать, воспринимать. Овладение способами и средствами невербального общения требуют серьезного, вдумчивого подхода и систематического обучения. Данный тренинг помогает осуществить этот подход и специальное обучение.
Цель тренинга: развитие способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.
Задачи тренинга:

  • определение особенностей невербального общения в переговорах;
  • развитие навыков невербального общения;
  • построение доверительных отношений средствами невербальной коммуникации;
  • распознавание и обозначение вербально внутреннего состояния;
  • осознание своей позы и собственных жестов;
  • определение по бессознательным признакам внутреннего состояния собеседника;
  • эффективные невербальные приемы, воздействующие на бессознательном уровне;
  • умение контролировать речь в стрессовых ситуациях (раздражение, гнев, обида и т.д.).

Результат тренинга: умелое и грамотное использование навыков эффективной невербальной коммуникации как в профессиональной деятельности, так в семье и в кругу друзей.
Тренинг состоит из 8 сессий (по 2 сессии в день, по 2 часа на 1 сессию).
Инструментарий: спокойная музыка, аромосвечи, бумага, карандаши, карточки для упражнений, фотографии различных людей.
Адресат: начиная с подросткового возраста и старше.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.
Сессия первая. Введение.
Повестка дня.

  • Представление ведущего тренинга.
  • Организационные вопросы.
  • Главные правила.
  • Включение участников в работу.
  • Основная часть (кофепауза 10-15 минут).
  • Релаксация.
  • Рефлексия
  • Прощание.
  • Представление ведущего тренинга.

- Хочу всех вас поприветствовать. Меня зовут Екатерина, я ведущая тренинга «Невербальной коммуникации».
2. Организационные опросы.
- я прошу вас поставить стульчики кругом и занять, любое понравившееся вам место.
- у каждого из вас есть бэйдж, подпишите, пожалуйста, как бы вы хотели, чтоб вас называли. Это может быть имя или никнейм.
3. Главные правила.
- а теперь я хочу познакомить вас с главными правилами поведения в группе, более подробно вы можете ознакомиться с ними прочитав инструкцию (на пару выдаются правила). У кого есть вопросы, задавайте.
Правила:

  • Обязательное посещение каждого занятия.
  • Обращение друг к другу по именам и на «ты».
  • Слушать задания внимательно и не перебивать других.
  • Стараться активно участвовать во всех упражнениях тренинга.
  • Принцип «здесь и сейчас». То есть, за пределы не выносится то, что происходит на групповых занятиях.
  • Поддерживать других, не ставя себя выше или ниже, не перебивать и не говорить слишком долго.
  • Признавайте свои ошибки и старайтесь исправить их.

- а теперь давайте поговорим о теме нашего тренинга. Итак, название «Невербальная коммуникация». Что значит невербальное общение? Какие средства невербальной коммуникации мы используем при общении? Для чего они нам нужны и нужны ли они нам вообще?
После обсуждения вопросов, ведущий с участниками формулируют цель и задачи тренинга.

  • Включение участников в работу. Знакомство и разминка.

Итак, мы разобрали основные правила, поставили перед собой цели и задачи. Прежде чем приступить к работе, я предлагаю всем нам познакомиться. И придумать ритуал, с которого мы каждый раз будем начинать наши занятия.
Упражнение «Эмоциональное знакомство».
Представляясь, каждый произносит свое имя дважды. Первый раз произносит с положительными чувствами, как хотел бы, чтоб к нему обращались, второй раз – с отрицательными.
После того, как все участники произнесли свои имена, ведущий предлагает взяться всем за руки и подарить по цепочке дружественное рукопожатие. С этого ритуала теперь будет начинаться каждое занятие.
Упражнение «Снятие зажима».
Теперь, чтобы немножко расслабиться и снять напряжение я предлагаю вам выполнить упражнение, которое так и называется «Снятие зажима».
Примете самую неудобную позу для себя, например, не поворачивая плеч и туловища, оглянуться, прижав подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть вперед плечи. При этом в определенных мышцах возникает напряжение, мышечный зажим. Теперь, в течение нескольких минут постарайтесь сконцентрировать внимание в этой области и снять зажим усилием воли, постараться расслабиться.
Попробовать несколько раз. Обсуждение результатов.
- у кого возникли трудности?
- как эти трудности были преодолены?
Желательно, чтобы высказался каждый участник.
Упражнение «Почувствуй партнера».
А теперь встаньте поближе друг к другу и закройте глаза (участники встают в круг). Возьмите правой рукой руку соседа, левую руку берет сосед слева. Не открывайте глаза и постарайтесь сконцентрировать свое внимание на ладони соседа справа и оценить свои субъективные ощущения. Далее идет обсуждение, в котором каждый участник должен ответить на вопросы:
- какие чувства вызывает прикосновение руки партнера? Что можно сказать о состоянии партнера?
Партнер, в свою очередь, оценивает высказывание. Затем, в конце обсуждения, участники выбирают наиболее понравившегося им эксперта.
После выполнения упражнений участникам предлагается перейти за столы. Заранее следует заготовить листы и цветные карандаши (мелки, фломастеры).
Дается задание: «Выполнить рисунок на тему МОЯ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА В ОБЩЕНИИ». Нарисовать первое, что пришло в голову.
Во время рисования включить спокойную музыку.
Затем проводиться анализ рисунков. Следует организовать обсуждение таким образом, чтобы максимально активизировать всех участников на психологическую интерпретацию материала. Учатся проводить самодиагностику.
Дискуссия «Трудности взаимопонимания».
Все рисунки помещаются на доску.
- Итак, мы рассмотрели с вами разные проблемы в общении на собственных примерах. Давайте сформулируем, какие же существуют трудности во взаимопонимании между людьми (все предположения записываются на доску и обсуждаются).
- Обсуждение проблемных ситуаций (примеры из жизни).
- Игра «Демонстрация фильма». Участники делятся на пары и каждой паре дается задание с помощью мимики и жестов показать тот или иной жанр, остальные угадывают (ужасы, мелодрама, боевик, комедия, триллер).
Далее идет обсуждение с помощью, каких средств общения они показывали фильмы. Ведущий сообщает информацию о различных невербальных средствах общения.
Подводятся выводы.
Танец – это тоже язык жестов. Я предлагаю вам немножко расслабиться и потанцевать
Танцы под ритмичную музыку в течение 10-15 минут.
Кофепауза в течение 10-15 минут.
Сессия 2. Мимика.
Упражнение «Снятие зажима».
Участники свободно расходятся по комнате. По команде «Стоп!» каждый застывает в той позе, в которой его застал сигнал. После этого, не нарушая зафиксированных поз, каждому участнику нужно снять у себя мышечные зажимы (расслабиться). Как только это у вас получится, вы должны сказать «Готово!». Далее идет обсуждение процесса и результата выполнения.
Упражнение «Мимические маски».
Каждый из участников получает записку с заданием мимически представить определенное эмоциональное состояние из 10 основных: счастье, удивление, страх, злость, печаль, отвращение, презрение, интерес, смущение, решительность. Не следует подменять живую мимику гримасничаньем. Через 1-2 мин. все участники представляют «маски». Всем участникам надо постараться найти оптимальную и понятную форму выражения, пробудить свою фантазию.
Это упражнение помогает отрефлексировать особенности восприятия и понимания самим участником и другим членами группы лицевой экспрессии, а также дает возможность в полной мере осознать значение мимики в общении.
- Обсуждение.
Упражнение «Передача эмоций».
Участник предлагается сесть в круг (если есть, то на ковер) и закрыть глаза. Выбирается один участник, который с помощью жестов, движений и прикосновений передает какое-либо чувство или эмоцию своему соседу, этот сосед – следующему и т.д. содержание передаваемых сообщений может быть самым разным: дружеская поддержка, гнев, нежность, ужас, отвращение, восхищение. Упражнение можно повторять несколько раз. В итоге чувство, возникшее у последнего участника, сравнивают с исходной эмоцией (по принципу испорченного телефона).
- обсуждение силы невербальных проявлений и особенности такесики.
Упражнение «Вырази эмоцию».
Заранее подготавливаются 2 стопки карточек. В первой стопке – карточки с эмоциями, во второй – название разных частей тела. Каждый участник выбирает любые две карточки из двух стопок. Затем поочереди, участники соотносят выбранные карточки и пытаются выразить ту или иную эмоцию с помощью выбранной части тела. Следует раскрепоститься и позволить себе быть свободным в проявлении мимики и пантомимики и не бояться казаться немного смешным.
Упражнение «Тренировка мимики».
Заранее подготавливаются зеркала. Участникам дается задание отрепетировать при помощи зеркала по своему выбору несколько мимических выражений. Предлагается выразить с помощью лица не просто отдельную эмоцию, а эмоцию с некоторым оттенком (любовь с оттенком недоверия, счастье с оттенком печали, восхищение с оттенком ревности, гордость с оттенком печали, радость с оттенком безнадежности).
-обсуждение.
6. Релаксация.
Включается спокойная красивая музыка. Участники садятся на пол. Ведущий просит всех расслабиться и представить себе что-то приятное. Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места
7. Рефлексия.
- по часовой стрелке ведущий просит высказаться каждого о прошедшем занятии, о том что понравилось получилось, что не удалось.
8. Прощание.
- дается домашнее задание: при поездке в транспорте мельком посмотрите на соседа. Незаметно окиньте взглядом его лицо, одежду, позу, подумайте, кем работает этот человек, какой у него характер. Попробуйте определить его возраст и почувствовать его настроение. Естественно, не надо навязчиво смотреть на человека. Отрабатывайте у себя умение и способность по внешнему виду определять индивидуально-психологические особенности. Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы понять другого человека, не обязательно долго смотреть на него или долго разговаривать с ним. Первое интуитивное ощущение может быть самым верным. Важно только научиться доверять этому ощущению и не искажать его последующими интеллектуальными интерпретациями.
- ритуал прощания «Подари эмоцию соседу» (улыбнись). По часовой стрелке.
ВТОРОЙ ДЕНЬ.
Сессия 3. Взгляд.
Повестка дня.

  • Приветствие, разминка.
  • Базовые психологические упражнения (кофепауза 10-15 минут).
  • Релаксация.
  • Рефлексия
  • Прощание.
  • Приветствие и разминка.

Участники садятся в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга рукопожатием по часовой стрелке.
- Ведущий делает маленькое сообщение.
Говорят, глаза – зеркало души. Согласны ли вы? Объясните свою точку зрения. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через орган зрения. Глаза сами по себе не выражают ничего. То или иное впечатление складывается из-за расширения или сужения зрачков, определенного положения прилегающих частей лица, бровей, век, лба, лица в целом, а так же от продолжительности взгляда. Цель наших сегодняшних упражнений – дальнейшее развитие наблюдательности, способности выделять и оценивать невербальную информацию в различных ситуациях общения.
Упражнения «Снятие зажима».
Упражнение «Визуальное взаимодействие».
Работа проходит в парах. Это упражнение помогает участникам понять и осознать мощь такого на первый взгляд незаметного средства общения, каковым является взгляд.
Задание – попробовать только взглядом передать разные эмоциональные состояния (кокетство, растерянность, печаль, радость, злость). Использовать визуальный контакт, меняя продолжительности и динамику взгляда.
- обсуждение.
Упражнение «Мой выбор».
Все члены группы садятся в полукруг, а один из участников располагается напротив и старается выбрать одного из участников занять свое место только взглядом. Если упражнение получилось и контакт состоялся, то выбранный занимает место того, кого выбрали и игра продолжается.
После завершения упражнения анализируются возможные способы осуществления выбора, обсуждаются возможные визуальные взаимодействия в общении.
Упражнение «Глаза в глаза».
Все участники разбиваются на пары. Один из партнеров должен вспомнить какой-либо случай из жизни, вызвавший сильные эмоции. Затем постараться передать своему партнеру при помощи взгляда свои чувства от этого воспоминания. Партнер должен понять и принять это сообщение. Но, запрещено использовать слова и ярко выраженные лицевые экспрессии. Надо постараться посредством взгляда, микродвижений глаз выразить свое внутреннее состояние.
Упражнение «Манера смотреть».
Мы с вами в течение нескольких упражнений наблюдали за манерой смотреть друг на друга. Теперь давайте попытаемся охарактеризовать разные манеры разных участников и дать им соответствующие названия. Например, «Фейерверк» - глаза широко открыты, растопырены, сильно блестят и видят всю картину в целом, но больше показываются, чем смотрят. Чувство такое, что глаза искрятся. Таким взглядом хорошо очаровывать.
Итак, наши глаза – эта окна вовнутрь. Они являются мощным каналом передачи информации. Беспокойный взгляд, свидетельствует о том, что на душе человека тоже беспокойно. Спокойный взгляд, в свою очередь, означает спокойствие и уравновешенность, которое сразу же передается собеседнику. Сейчас я хочу познакомить вас с упражнениями по тренировке спокойного взгляда, которые затем, вы можете выполнять самостоятельно дома.

  • Нарисуйте вокруг точки круг и внимательно смотрите на точку до тех пор, пока не появятся слезы или не задрожат веки. Затем закройте глаза на 20 секунд, чтобы мышцы глаз могли расслабиться и отдохнуть. Особенно важно постараться смотреть на точку дружелюбным, полным тепла взглядом. Это упражнение можно выполнять до тех пор, пока вы не сможете в течение нескольких минут смотреть на точку внимательным, одобряющим взглядом.
  • Если вы смотрите на лицо, то решите для начала, на чем лучше сконцентрировать свой взгляд. Нарисуйте у себя между бровями точку и сядьте перед зеркалом. Фиксируйте на точке дружелюбный взгляд пока вам не захочется моргнуть. Затем, закройте глаза, произнося мылено следующие слова: «Мои глаза закрываются. Мои глаза расслабляются. Мой взгляд становится более спокойнее, все мягче, все дружелюбнее. Мой взгляд никогда не бывает агрессивным, недружелюбным и презрительным».
  • Когда видите портрет или фотографию, сосредотачивайте взгляд на знакомой точке, между бровями. Благодаря постоянным тренировкам ваш взгляд будет более естественным.

Кофепауза в течение 10-15 минут.
Сессия 4. Невербальные аспекты речи.
Участники садятся в круг на места.
Комплекс невербальных аспектов речи включает в себя: интенсивность, высота тона, тембр, интонационный рисунок речи.
Интенсивность и громкость голоса – связаны с индивидуальной манерой распоряжаться пространством общения. Как и когда мы меняем свою громкость голоса? Какие причины повышения громкости голоса?
Паузы – формируют ритмический рисунок речи. Относятся к внятности произношения и к внятности самой мысли. Давайте сравним два высказывания (одно произносится быстро и без пауз, то же, но с другой интонацией и с паузами). Есть ли отличие? В чем?
Темп – какой темп речи бывает? (быстрый, замедленный, нормальный). В каких случаях, какой темп речи мы используем?
Люди, склонные подавлять свои эмоции, обязательно подавляют и голос. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно передает все оттенки эмоционального состояния человека.
Все голосовые характеристики охватить сейчас просто невозможно. Нам главное, понять и научиться слушать себя и других людей.
Упражнение «Снятие зажима».
Все участники усаживаются как можно более удобно. Всем предлагается расслаблять отдельные участки тела в определенной последовательности по команде руководителя. Затем после выполнения 6-8 заданий следует сделать паузу в течение 1 мин. для приведения каждого в общее расслабленное состояние. После этого также по команде руководителя проводится тонизация отдельных участков тела. Участники должны почувствовать прилив сил, бодрости, радости. После этого ведущий организует обсуждение эффективности данного упражнения.
Упражнение «Голосовая техника».
Всем участникам дается задание для снятия напряжения и «зажима» с артикуляционного аппарата в течение 3-5 минут говорить, не задумываясь о смысле, используя любые пришедшие спонтанно в голову языковые сочетания. Можно имитировать речь на иностранном языке. Одновременно с расслаблением речевого аппарата может произойти сброс негативных эмоций, скрытых в глубине подсознания.
- обсуждение эффекта от упражнения (происходит ли снятие напряжения? наблюдались ли выход негативных переживаний?).
Упражнение «Вокальная мимика».
Все участники получают задание, прочитать 2-3 фразы из газеты, вкладывая в читаемое определенный подтекст. Текст читается со следующими интонациями:
- недоверчиво (брось!);
- пренебрежительно (какая чепуха!);
- с удивлением (да не может быть!);
- с угрозой (ну, хорошо же!).
Остальные стараются угадать состояние человека или его отношение к произнесенному тексту, обсуждая успех или неуспех его попыток. Следует постараться на примере конкретных ситуаций, возникающих при выполнении упражнений, подвести участников к пониманию диагностических возможностей интонационных характеристик голоса.
Упражнение «Невербальный диалог».
Двум участникам предлагается вступить в диалог с тем, чтобы произносить вместо слов цифры. Необходимо, чтобы партнеры ставили перед собой абсолютно ясные задачи: доказываю, огорчаюсь, восхищаюсь, обвиняю и т.д. можно говорить спонтанно, можно по предварительной договоренности. Остальным участникам предстоит угадывать состояние участников. Анализируют задание сначала участники, а потом исполнители.
3. Релаксация.
Включается спокойная красивая музыка. Участники садятся на пол. Ведущий просит всех расслабиться и представить себе что-то приятное. Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места.
4. Рефлексия.
- по часовой стрелке ведущий просит высказаться каждого о прошедшем занятии, о том что понравилось получилось, что не удалось.
5. Прощание.
Домашнее задание.
Переговоры по телефону стали настолько привычными, что мы перестали замечать их ситуационную и коммуникативную сложность: вы не видите лица своего собеседника, но вынуждены поддерживать разговор, ориентируясь на его голос. Как правильно построить телефонный разговор и развить у себя интуицию? Наше задание заключается в следующем. По первым словам, сказанным вам по телефону, постарайтесь определить характер предстоящего разговора и цель вашего абонента. Поддерживая разговор, представьте лицо собеседника, мысленно представьте обстановку, в которой он находится.
- ритуал прощания «Подари эмоцию соседу» (улыбнись). По часовой стрелке.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ.
Сессия 5. Пантомимика (!).
Повестка дня.

  • Приветствие, разминка.
  • Базовые психологические упражнения (кофепауза 10-15 минут).
  • Релаксация.
  • Рефлексия
  • Прощание.
  • Приветствие, разминка.

Приветствие друг друга пожатием рук по кругу.
Упражнение «Снятие зажима».

  • Базовые психологические упражнения.

Упражнение «Походка».
Всем участникам предлагается разыграть ряд упражнений-этюдов. Каждому дается задание на листочках. С помощью походки изобразить различные состояния.
- изобразить походкой…
- изобразить походкой особенности людей во внешности или психологического склада.
- изобразить особенности поведения человека во время…
- обсуждение упражнения.
Упражнение «Говорящее тело».
Участникам тренинга предстоит с помощью позы, движений тела продемонстрировать то или иное отношение к партнеру или ситуации. Задания (выполняются по часовой стрелке):

  • Человек читает (любовную записку, учебник, неприятное сообщение);
  • Человек пишет письмо (любимой, другу, врагу);
  • На скамейке сидят двое людей. Следует выявить их отношения (в ссоре, не знакомы, но хотят познакомиться, один хочет познакомиться, а другой нет). Работа в парах.

Следует выразить позой их отношение к процессу общения и партнеру:

  • Если оба заинтересованы разговором.
  • Если один из партнеров реагирует негативно.
  • Если разговор идет через силу.
  • Если один из партнеров хочет закончить разговор.

- анализ ситуаций, обсуждение.
Упражнение «Репортаж».
Вбираются 3 участника. Двое из них предварительно советуются, разыгрывают небольшую пантомиму. Третий – репортер, который должен прокомментировать ее, оправдав действия и движения. Репортаж должен проходить одновременно с выполнением действий, как прямое включение. Участники затем оценивают все действие и предлагают собственную интерпретацию. Упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность пантомимы 5 минут.
Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало».
Выбирается один доброволец и два участника на роль зеркал «молчащего» и «говорящего». Остальные участники встают сзади добровольца. А зеркала – напротив. Суть – сзади к участнику подходит любой желающий, а зеркала должны как можно лучше его отразить. Сначала молчащее, если не получается, то говорящее. Но отражать не физическое Я, а психическое. Главная задача – угадать человека за спиной как можно быстрее. Затем идет смена участников.
- обсуждение. Кому понадобилось меньше всего зеркальных отражений? В чем секрет такой прозорливости? Кто удивлен тем, как был отражен в зеркале? Что почувствовали, когда увидели свое отражение?
Участники могут спрашивать друг у друга, интересующие их вопросы.
Кофепауза 10-15 минут.
Сессия 6. Перцепция.
Упражнение «Снятие зажима».
Тихая музыка, со звуками живой природы. Можно аромолампу.
Участникам предлагается сесть и закрыть глаза. Читается текст: «Представьте себе все, что сейчас будет рассказано. Вы входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая запах нежных бело - розовых лепестков и наслаждаясь ими. По узкой калитке вы подходите к голубой калитке, открываете ее и попадаете на душистый зеленый луг, весь пропитанный ароматом полевых трав и луговых цветов. Мягкая шелковистая трава качается, ветерок ласкает ваше лицо и волосы. Перед вами озеро. Вода прозрачная и серебристая. По поверхности скользят солнечные зайчики. Вы медленно идете вдоль ручейка, впадающего в озеро, и внезапно подходите к водопаду….вы входите в водопад, сияющие струи очищают вас, наполняют силой и энергией. За водопадом, за его прохладными и хрустальными струями находится грот – тихий и уютный. Вы остаетесь в тишине грота наедине с собой на некоторое время. А теперь пора возвращаться. Мысленно проделайте весь ваш путь в обратном направлении, выйдите из яблоневого сада и откройте глаза».
- обсуждение. Упражнение помогает расслабиться и получить положительный настрой.
Упражнение «Фотография».
Участники получают фотографии незнакомых им людей. Задание – всмотреться в лицо, обратить внимание на взгляд, мимическое выражение, позу, одежду. Постараться определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни и т.д. у этих людей. Попытаться понять, смогли бы вы подружиться с этим человеком? Почему? Постараться понять и рассказать.
- Обсуждение.
Упражнение «Сыщики».
Все участники расходятся по комнате и в течение 5 минут делают что угодно: прогуливаются, разговаривают. Причем, за это время каждый должен превратиться в сыщика, выбрать себе объект наблюдения – одного из членов группы – и постараться и запомнить какое настроение участника, какие действия и в какой последовательности совершил за это время наблюдаемый. Почему и для чего он их совершил, за кем он следит и как маскирует свою слежку.
При проведении игры ведущий должен стимулировать двигательную активность, не допускать, чтобы участники сидели и молчали. Возможно дать задание что-то найти в комнате. После окончания – групповой анализ. Каждый должен высказаться о результатах своего наблюдения, стараясь мотивировать свое суждение и оценки.
Упражнение «Окно».
Участникам группы по очереди предстоит передавать друг другу в парах информацию:

  • Через окно уходящего поезда.
  • У окна роддома.
  • В магазине в роли продавца и глухонемого покупателя.

Какая будет передаваться информация, могут придумать сами участники.
Упражнение «Я не Я».
Участникам дается задание разбиться по парам. Следует вспомнить о своем партнере как можно больше: как стоит, сидит, говорит, ходит, его привычки, настроение.
Затем каждой паре дается задание: сообща решить проблему, договориться. По сигналу каждый должен превратиться в своего партнера и продолжить общение уже не от своего лица, а от лица своего партнера по общению. Следует воспроизвести особенности невербального поведения партнера, его настроение, отношение к ситуации общения, точку зрения на обсуждаемую проблему, характерную манеру поведения.
- результаты упражнения обсуждаются и оцениваются совместно.
3. Релаксация.
Включается спокойная красивая музыка. Участники садятся на пол. Ведущий просит всех расслабиться и представить себе что-то приятное. Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места
4. Рефлексия.
- по часовой стрелке ведущий просит высказаться каждого о прошедшем занятии, о том что понравилось получилось, что не удалось.
5. Прощание.
Домашнее задание: выбрать фильм или спектакль. Выключить звук, а изображение оставить. Попробовать определить, о чем говорят люди, какие у них цели и мотивы. Вглядеться в лица говорящих, обратить внимание на их позы и жесты. Попробуйте воспроизвести их разговор. Через некоторое время включите звук, правильно ли вы определили предмет разговора?
- ритуал прощания «Подари эмоцию соседу» (улыбнись). По часовой стрелке.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ.
Сессия 7. Лидер и группа.
Повестка дня.

  • Приветствие, разминка.
  • Базовые психологические упражнения (кофепауза 10-15 минут).
  • Релаксация.
  • Рефлексия
  • Прощание.
  • Приветствие, разминка.

Приветствие друг друга пожатием рук по кругу
Упражнение «Снятие зажима».
Это физическое упражнение поможет понять что значит «включенность» и «выключенность» в группе, углубить межличностные взаимоотношения между членами группы, стимулировать групповую сплоченность.
Определить, кто в группе испытывает чувство одиночества или отторжения группой (при помощи прямой беседы или анкетированием). Затем все члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Участник, испытывающий чувство отторжения от группы, должен прорвать круг и проникнуть в него.
Далее все участники делятся на пары. Один участник будет падать, а другой его ловить. Следует прервать поддержкой падение до того, как партнер коснется пола. Падающий стоит спиной к партнеру и закрывает глаза, расслабляется и падает, стараясь довериться партнеру. Упражнение можно проводить как в паре, так и в кругу. При этом группа образует круг вокруг выбранного участника, затем толкает его с одной стороны круга на другую. Участник должен закрыть глаза и полностью расслабиться и чувствовать физическую поддержку группы.

  • Базовые психологические упражнения.

Упражнение «Выбор» (Е. Сидоренко).
Участникам дается задание. Нужно сесть таким образом, чтобы на месте ведущего оказался самый светловолосый человек, справа от него – более темноволосый и так далее по кругу, чтобы самый темноволосый оказался на стуле, который находится слева от ведущего. Во время упражнения не разрешается разговаривать. Стиль взаимоотношений в группе будет определяться в зависимости от того, как участники без слов будут советоваться друг с другом.
Упражнение «Выбор лидера».
Участники должны молча, с помощью мимики и жестов, договориться о том, кто будет лидером в группе. На это дается три минуты, после чего ведущий просит выбранного лидера поднять руку. При неудаче, игру можно повторить несколько раз.
Упражнение «Включенность в группу».
Ведущий просит участников задуматься над тем, насколько каждый из них включен в группу. Затем всем следует, молча встать и построиться в одну линию, чтобы у двери стоял человек, который чувствует себя максимально включенным в группу, а у противоположной стены – тот, кто чувствует себя абсолютно не включенным в группу. Все остальные должны расположиться по линии, соединяющей этих участников, не рядом, а друг за другом.
- вопросы для обсуждения: Кто чувствует себя наименее включенным в группу? Кто мешает, чувствовать себя включенным? Что вы можете сами сделать для того, чтобы почувствовать себя включенным? Каким образом вам могут помочь участники? В какой мере результат обсуждения показался неожиданным для вас?
Упражнение «Дискуссия».
Группа разбивается на тройки. В каждой тройке присутствует «глухонемой». Он ничего не слышит и не может говорить, но в его распоряжении зрение, мимика и пантомимика. Затем в группе есть «слепонемой». Но он может слышать и показывать. И «глухопаралитик». Он может видеть и говорить. Всей тройке предлагают задание: договориться о встрече в Москве, подарке имениннику, о том, в какой цвет покрасить забор, посоветовать новый только что просмотренный фильм. Рассказать о том, что встречается, с одной и той же девушкой, что и остальные.
- обсуждение упражнения.

Упражнение «Найди свое место».
Лучше проводить упражнение в полутемноте. Участникам предлагается без слов немного походить по тому помещению, в котором проходит встреча, присмотреться к нему, а затем занять то место, которое видится каждому наиболее комфортным: на полу, стуле, лицом к стене и т.д.
Затем предлагается осмотреть свою позицию с учетом размещения других людей и при желании поменять свое положение или обратиться к кому-то с просьбой переместиться в пространстве. Упражнение заканчивается, когда все заняли те места, которые им нравятся, и отказываются менять их по просьбе других участников. Затем обязательно проводиться обсуждение. Расстояние обычно показывает, насколько близким ощущает себя человек с другими членами группы. Наиболее популярный член группы, скорее всего, окажется в центре.
Кофепауза 10-15 мину.
Сессия 8. Подведение итогов.
Упражнение «Снятие зажима».
Упражнение на осознание и контроль собственных мышц. Достичь понимание, что мышечное напряжение парализует мысль.

  • На счет «раз» постараться напрячь мышцы до предела, на счет «два» расслабиться.
  • Сидя на стуле, поочередно напрячь мышцы плеч, спины, руки, затем расслабиться.
  • Напрячь мышцы лица, затем расслабить.
  • Напрячь мышцы лица, тела и мысленно разделить 3450 на 15.

Упражнение «Создание скульптуры».
Предлагается участникам создать скульптуру своей семьи. Вызывается любой желающий. Он может выбрать участников, которые, как ему кажется, имеют сходство с членами его семьи. Следует создать сцену, которая отражает фрагмент взаимоотношений в семье.
Необходимо проинформировать участников, занятых в создании скульптуры, о членах семьи. Участник должен включить себя как члена семьи и использовать дистанцию между участниками для того, чтобы отразить взаимоотношения всех членов семьи друг с другом. Когда сцена поставлена, можно сообщить каждому участнику фразу, характеризующего его персонажа.
Далее идет обсуждение. Должен высказаться каждый участник. Что он чувствовал, принимая роль другого человека. Члены группы, наблюдавшие за работой, обмениваются своими выводами.

  • Релаксация.

Все участники садятся в круг и берутся за руки, закрыв глаза. Ведущий включает спокойную красивую музыку. И дает задание, чтобы каждый участник постарался мысленно пожелать каждому что-то приятное.

  • Рефлексия и прощание.

Все участники сидят в кругу. Один встает и, обращаясь к своему соседу, последовательно проделывает следующие действия: приветствует его рукопожатием, стараясь при этом передать свое отношение к человеку; определяет одновременно его самочувствие и отношение в этот момент; на заранее заготовленном листе бумаги рисует своего партнера, отражая его манеру поведения и тип; высказывает свое отношение к человеку и свои пожелания.
После все берутся за руки и по часовой стрелке каждый высказывается о тренинге, о своем участии в нем.
Прощание проходит по ритуалу «Подари улыбку соседу».
в) Анализ проведенного мероприятия.
Тренинг «Невербальной коммуникации» я проводила на старшеклассниках в период каникул. Группу набирала по пожеланию самих ребят, в количестве 14 человек. 8 девушек и 6 юношей.
В соответствии с поставленными целями и задачами, я постаралась провести тренинговые занятия, чтобы добиться результатов – постараться показать и научить ребят способам эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.
Я считаю, что выбранные упражнения были актуальны для ребят и научили их быть более раскрепощенными и обращать внимание не только на слова, а так же на невербальные способы общения.
Удалось сплотить ребят, в процессе упражнений выявить наиболее необщительных и постараться включить их в процесс выполнения упражнений; заинтересовать темой тренинга, так как многие ребята приносили книги, или искали интересные статьи, приносили их на занятия, чтобы совместно обсудить.
Недостатки. Это в первую очередь – нет опыта в качестве ведущего тренингов. На первых занятиях было тяжело, дрожал голос, руки, путались мысли. Случалось, что объясняя то или иное упражнения, сама не могла понять его сути! Так же во время тренинговых занятий случались конфликты между участниками и не всегда хватало слов и терпения, чтоб все решить мирно.
Где то на третий день у самой возникло чувство ненависти ко всем участникам, хотелось прекратить все занятия, чтобы больше никого не видеть. Но постаралась и собралась с силами, сама стала проделывать дома все упражнения, прежде чем предлагать их ребятам. К концу тренинга стала увереннее в себе. Очень тяжело было расставаться с ребятами, так как в процессе занятий очень все привязались друг к другу и даже сложилось у нас две парочки.
Я считаю, что мероприятие прошло, не так успешно, как хотелось бы. Думаю, что сейчас, учтя все ошибки, получилось бы намного лучше.

 

  • Дискуссия.

а) Общее представление о дискуссии.
Дискуссияметод активного обучения, основан на публичном обсуждении проблемы, цель которой – выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В ходе дискуссии участники самостоятельно, по средствам спора и доказательств, приходят к тому или иному мнению.

Организация

•участникам предоставляется предмет, общие рамки дискуссии и порядок ее проведения.
•предварительно сообщается и поясняется тема вопроса
•создание благоприятной, психологически комфортной обстановки.
  • Вводная часть

Интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу, на предстоящее обсуждение

  • Краткое предварительное обсуждение вопроса.
  • Введение темы через проблему.
  • Краткий предварительный опрос по теме.

2. Введение в дискуссию.

Информирование участников о проблеме, заинтересовать дискуссией, завести.

  • Описание конкретного случая из жизни.
  • Использование текущих новостей.
  • Ролевая игра.
  • Демонстрация кинофильма.
  • Ролевое разыгрывание эпизода.
  • Магнитофонные записи.
  • Стимулирующие вопросы.

3. Деление на группы.

Решение о создании групп или индивидуальном решении вопроса

  • Правила для участников групп.
  • Преимущества работы в группе.
  • Недостатки работы в группе
  • Правила ведения дискуссии
  • Формулировки, используемые в споре

4. Ход дискуссии.

Совместное решение поставленной задачи.

  • Распределение ролей и функций.
  • Порядок работы
  • Руководство ходом дискуссии
  • Вопросы
  • Групповое решение

5. Итоговое заключение, оценка работы группы.

Выработка решения по проблеме, оценка работы групп и руководителя.

  • Совместное обсуждение и анализ.
  • Оценка-опросник.
  • Тестовый материал

б) Игровая дискуссия «Потерпевшие кораблекрушение».
Цель: используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, дает информацию относительно стилей коммуникации, руководства и доминирования в группе.
Время: 1.5 – 2 часа.
Адресат: школьники (подростки 13-14 лет)
Инструментарий: листы бумаги, ручки, доска и мел, секундомер, информация о предметах (заранее напечатана или прописана на доске).
Форма работы: групповая.
Заранее ребят знакомят с понятием дискуссия. Происходит деление класса на две группы. Каждой группе раздаются памятки: правила проведения и участия в дискуссии, формулировки, используемые в дискуссии, информация по формированию дискуссионной культуры, советы. Для самостоятельного изучения.
- Заранее подготавливаются два стола, за них рассаживаются две группы по 5 человек.
- Выбирается Хранитель времени. Он следит за временем обсуждения и принятия решения, а так же за временем выступления участников.
- Выбираются эксперты, которые будут все фиксировать в протокол.
-За обычными столами, вокруг групп располагаются наблюдатели, которые в конце должны оценить участие каждого члена группы на основе заданных критериев.

  • Вводная часть и введение в дискуссию.

Ведущий: представьте, что вы плывете на корабле по Тихому океану. Пожар. В результате которого большая часть яхты и его груза уничтожены огнем. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но ясно, что вы находитесь на расстоянии примерно тысяча миль от земли.
- У нас получилось два племени, потерпевших бедствие. Придумайте название своего племени и выберите вождя (5-6 минут).
Вам предоставляется список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнении к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас всех. Имущество оставшихся в живых – пачка сигарет, 3 коробка спичек, 5 однодолларовых купюр.
Ваша задача – классифицировать 15 предметов в соответствии с их значением для выживания. 1- это самый значимы предмет, цифра 2 – у второго по значению и так далее.
- каждой группе раздается перечень предметов. Этот же перечень выписан на доске. Предлагается так же и наблюдателям по желанию проставить цифры в соответствии с их мнением.
2. Ход дискуссии.
- обсуждение проблемы в группах.
- группам раздаются правила для достижения согласия.
- время на обсуждение в группе 45 минут.
- представление результатов обсуждения перед всем коллективом.
Эксперты задают вопросы, подвергает сомнению высказывания. Протоколисты фиксируют все, что относится к решению проблемы.
3. Итоговое заключение, оценка работы групп.
- продолжение обсуждения и подведение итогов.
- данные полученные группами в процессе обсуждения сравниваются с данными экспертов.
Основные предметы, необходимые человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане это:

  • Предметы, служащие для привлечения внимания
  • Предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей.

Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья, канистра с нефтегазовой смесью. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Основная причина более высокой оценки по сравнению с предметами поддержания жизни, заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженным и спасенным.
- наблюдателям раздаются бумажки, на котором им предлагается оценит участие каждого члена группы на основе заданных критериев (в распечатке – прописать на доске).
- Экспертами подводятся итоги.
в) анализ проведенного мероприятия.
Я считаю, что поставленная цель дискуссии обоснована и была выполнена, в ходе проведения мероприятия. Мне удалось добиться активного участия всех ребят. В ходе дискуссии я старалась побуждать неактивных ребят к обсуждению, поддерживая нерешительных и робких. Так как в каждой группе были очень активные ребята, которое принципиально не хотели прислушиваться к мнению ребят, которые не так активны в классе. В этом плане очень помогли заранее подготовленные памятки с правилами для каждой группы.
Лучше всего мне удалось увлечь ребят в ранжировании предметов. Очень удивило, что они попытались сами определить сначала цель каждого предмета, а затем расставить их по местам. Так же очень удачно были выбраны эксперты, которые задавали очень хорошие каверзные вопросы, что вводило в группу сомнения, а правильно ли они все сделали.
Хуже всего мне удалось продумать итог дискуссии. То есть получилось, что одна группа вынесла правильно е решение, а вторая тоже старалась, но была далека от правильного решения. И надо было придумать заранее похвалу для всех. Ребята расстроились и остался неприятный осадок. Но очень хорошо поработали наблюдатели, которые оценили работу всех ребят положительно и отметили тех, кого не заметила я.
Очень хорошо стимулируют дискуссию наводящие вопросы и проблемные ситуации.
Я считаю, что в целом мероприятие прошло успешно, но следует более детально продумать концовку дискуссии, чтобы грамотно сделать выводы и никого не обидеть, все таки стараются все, хоть и получается не у каждого.

 

Ролевая игра.
а) общее представление об ролевой игре.
Ролевая игра – игра, где в целях обучения используется четкое распределение ролей. Через исполнение роли происходит практическое обучение.

•модель управляющей системы, ючена в конкретную которая включены в социально-экономическую систему
•наличие и распределение ролей. каждый участник получает определенную роль.
•различие ролевых целей при выработке решений.
•взаимодействие игроков, исполняющих те или иные цели.
• наличие общей цели у коллектива.общая цель-приобретение новых знаний и умений и отработка навыков принятия решений
•коллективная выработка решений
•многоальтернативность решений
•наличие управляемого эмоционального решения
•система индивидуального и группового оценивания деятельности участников

Структура ролевой игры, зависит от сюжета.

•Рефлексия
•Игровой этап
•Подготовительный этап
•- сценарий
•- распределение ролей
•- техническое оснащение

б) Ролевая игра «Остров».
Отрочество - в этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование систем личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростка к различным профессиям

  • Цель: знакомства с потребностью народного хозяйства в кадрах, с проблемой непристижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости. Игра позволяет лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества, а так же свою гражданскую, нравственную готовность к тем или иным профессиям.
  • Возраст: 13-14 лет (7-8 классы).
  • Материал: классная доска, где будут фиксироваться высказывания школьников, отражая результат группового решения.
  • Ход игры: Время на игру – 40 минут.
  • Классу объявляется название игры – «Остров» и зачитывается общая инструкция: «Представьте, что все мы чудом попали на заброшенный остров, где-то в южных широтах. Когда нас спасут неизвестно. Перед нами стоят две задачи: 1 – выжить, 2 – остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать сами себе, что способны решить эти задачи. Я, как старший из вас, буду руководителем, но я сразу хочу установить в нашем сообществе демократию. Итак, ваши предложения…»
  • Школьники предлагают то, что необходимо для выживания на острове (постройка жилья, организация питания и т.д.), ведущий записывает все предложения на доске в столбик.
  • Далее все предложения обсуждаются, в результате чего остаются более важные. Все это отражается на классной доске. Желательно 2-3 этапы (вместе) закончить в течение 5-10 минут.
  • Когда установлен перечень работ, необходимых для выживания, следует, исходя из общего количества играющих, определить, сколько человек необходимо для каждой работы. Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает на доске против каждого вида работ названное количество работников. Время на этап – 3-5 минут.
  • Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу и, независимо от требуемого количества, выписывает число желающих на доске. Как правило, всегда возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого. Если времени на игру мало, после данного этапа можно организовать обсуждение, связав его с темой «Несоответствие требуемых профессий и намерений школьников», но игру можно продолжать и дальше.
  • Ведущий объявляет, что «его поразила неизвестная болезнь, и через три минуты он погибнет». За это время необходимо срочно создать из школьников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе Совета и о конкретных кандидатурах.
  • «Умирая», ведущий заявляет, что превращается в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и создать большие трудности для дальнейшего выживания группы. Сказав это, ведущий предлагает Совету организовать дальнейшее выживание, решить нерешенные вопросы, а сам уходит на последние парты и некоторое время не вмешивается в игру.
  • Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать работу в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т.д.). в зависимости от успешности работы Совета, ведущий может несколько осложнять работу Совета в виде вмешательств:

- с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников;
- с помощью ветров, ливней осложнять работу некоторых рабочих групп;
- пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно-гигиенических объектов (выход на непристижные профессии) и т.д. если Совет плохо справляется со своими обязанностями, вмешательства ведущего могут и не понадобиться.
9. За 5-7 минут до конца урока ведущий объявляет о прекращении игры.

  • Обсуждение игры.

Если обсуждение не удается организовать на этом уроке, можно перенести его на другое занятие. Начинается обсуждение с вопроса: «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая, школьники должны кратко обосновать свое мнение. Ведущий может так же и сам ответить на эти вопросы. Обращаясь к теме «Потребности народного хозяйства в кадрах», целесообразно использовать таблицу, которая возникла в ходе игры. Наглядность таблицы позволяет ведущему почти не комментировать ее. Так как в игре практически моделируется общество, можно легко перейти к проблемам, характерным для общества. Примечательно, что иногда в игре образуются группы, принципиально не участвующие ни в каких работах.

  • Диагностические возможности игры.

Игра позволяет дать ориентировочную оценку готовности школьников подчинить себя решению общей задачи, их понимание необходимости выполнять разные, даже непристижные работы.

  • Типичные трудности.

Данная игра достаточно богата по своим возможностям, поэтому есть риск увлечься каким-либо аспектом игры (обсуждение конкретных работ, увлечение географическими деталями острова, борьба с тунеядцами и т.д.) и потерять главную линию игры – обеспечение конкретных потребностей для выживания. Так как многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и вести правила обсуждения: хочешь сказать – подними руку, один говорит – остальные молчат, время высказывания – 1-2 минуты. Чтобы ведущему меньше стоять спиной к классу, многочисленные записи на доске можно делать одному из учащихся

  • Перспективы использования игры.

Следует заметить, что независимо от данной игры существуют игры, построенные на аналогичном принципе: организация взаимодействия на необитаемом острове, организация создания театра, музея, предприятия и т.д. Вариациями данной игры могут быть дополнительные усложнения инструкции: «на острове существует дикое племя, с которым необходимо поддерживать контакт» и т.д. при наличии большего времени в ходе игры можно обсуждать соответствие качеств учащихся требуемым работам и даже организовывать игровые группы подготовки кадров.
В) анализ проведенного мероприятия.
Я считаю, что поставленная цель была выполнена, в ходе проведения мероприятия. Мне удалось добиться активного участия всех ребят. Так как возможности игры очень большие, то заняты были все, для всех нашлись роли (вакансии).
Лучше всего мне удалось увлечь ребят игрой. Всех очень увлекло проживание на острове. А также новые для них вакансии. Очень понравилось обсуждение игры и мнения ребят.
Хуже всего мне удалось в ходе игры организовать дисциплину. Так все хотели высказаться. Трудности были в том, чтобы прийти в группах к единому общему мнению, возникали ссоры. Подвела так же классная доска, так записи было очень плохо видно и это мешало общему восприятию вакансий. Многие ребята хотели занимать управляющие должности и на этой почве возникали общие споры, вплоть до отказа от игры. Но их удавалось сглаживать, увлекая как на первый взгляд кажущейся неперспективной и непристижной должностью. Показывая, что все профессии важны и нужны и у каждой есть свои как плюсы, так и минусы.
Очень хорошо стимулируют дискуссию наводящие вопросы и проблемные ситуации.
Я считаю, что в целом мероприятие прошло успешно, но следует более детально продумать концовку дискуссии, чтобы грамотно сделать выводы и никого не обидеть, все таки стараются все, хоть и получается не у каждого.

Библиографический список

  • Истратова, О. Н. Большая книга подросткового психолога [Текст]/О. Н. Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 636 с.
  • Огонесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]/ Н. Т. Огонесян.- М.: Ось-8а, 2002.- 176 с.
  • Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Е. С. Полат.- М.: Академия, 2007.- 368 с.
 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.