Тренинг «Скажи мне, кто твой ДРУГ»
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Психология дружбы

Дружба имеет большое значение в жизни любого человека. Особое значение дружеские отношения приобретают в подростковом возрасте, когда сверстники становятся референтной группой, а потребность в близком доверительном общение переходит в разряд жизненно важных. Именно в дружеских отношениях закладывается фундамент будущих взаимоотношений с окружающим миром, происходит осмысление жизненных целей и ценностей, прорабатываются различные модели поведения. Однако при всей значимости дружбы для подростка, из-за высокой лабильности психических процессов, характерной для данного этапа развития, эти отношения могут внезапно прерываться без видимых на то причин.

При этом, как и при любых других типах отношений, этот разрыв может носить односторонний характер, и тогда тот, для кого дружба по-прежнему остается значимой испытывает глубокие эмоциональные переживания, чувствуя себя отвергнутым, ненужным и одиноким. Часто повторяя известный афоризм Антуана Де Сент-Экзюпери «Мы ответственны за тех, кого приручили», необходимо помнить, что мы также ответственны за тех, кто нам доверяет. Формирование и развитие ценностного отношения к дружбе способствует гармоничному развитию личности, ориентированной на гуманистическое отношение к ближнему.


Тренинг «Скажи мне, кто твой ДРУГ»


Цель: формирование ценностного отношения к феномену дружбы Целевая группа: подростки (13-18 лет); количество человек должно быть четным и не должно превышать 16 человек.
Продолжительность тренинга - 3 часа.
Программа тренинга
Составление правил тренинга (закон 00:00; правило поднятой руки; правило «STOP!»; правило «Здесь и Сейчас» и др.)

Упражнение 1. Знакомство.
Необходимые материалы: небольшой мяч
Так как тренинг посвящен формированию ценностного отношения к дружбе, то одним из тех качеств, которое мы должны постараться развить, должно быть внимание членов группы друг к другу. Поэтому уже на этом этапе тренинга можно провести упражнения, развивающие это качество:
• «Нравится - не нравится» - каждый из участников называет свое имя и 1 вещь, которую он любит и 1, которую не любит. Следующий участник сначала повторяет сказанное предыдущим, а затем говорит свое и так далее по правилам «снежного кома»;
• Если есть необходимость (прошлое задание выполнено не вполне успешно или участники плохо знакомы друг с другом), можно поиграть в «горячую картошку»: участник кидает мяч и называет имя того, кому он его кинул, тот - следующему и т.д. Потом мяч идет по обратной траектории.

Упражнение 2. «Кредо»
Необходимые материалы: карточки с пословицами, поговорками и афоризмами на тему дружбы, булавки, маркеры, цветные карандаши, глянцевые журналы, клей, ножницы, листы ватмана, флипчарт с блокнотом.
Участникам предлагается подойти к столу, где лежат карточки, на которых написаны известные пословицы, поговорки и афоризмы на тему дружбы. Каждый участник выбирает 1 карточку, содержание которой, он готов избрать своим кредо. После этого свое «кредо» участники прикалывают булавкой на грудь. В свободном порядке, прогуливаясь по комнате, участникам предлагается ознакомиться с кредо других участников. И взять за руку того, чье кредо покажется наиболее схожим. Каждый участник должен взять кого-нибудь за руку - в итоге получится цепочка. Тренер может дать следующую инструкцию: «Если Вам не совсем понятно высказывание, которое участник избрал в качестве своего кредо, Вы можете спросить его, что он под этим понимает». Получившуюся в результате цепочку тренер разбивает пополам - так, чтобы получились 2 равные группы. Эти группы расходятся в разные стороны в комнате, им даются канцелярские принадлежности. Каждой группе предлагается следующее задание: «Совместными усилиями изобразите ДРУГА, зашифровав в его внешнем виде, т.е. в своем рисунке, те качества, которые на Ваш взгляд необходимы настоящему другу. Другая команда постарается угадать зашифрованные Вами качества». Группам дается 15 минут на выполнение задания. После этого одна из групп (та, которая была готова первой) представляет своего ДРУГА. Другая группа говорит, какие качества они в нем видят. Группа, чей рисунок обсуждают, называют те качества, которые были отгаданы. Тренер записывает их в блокноте флипчарта в первый столбик. То же самое происходит со второй группой. Потом тренер обводит одинаковые качества, выработанные обеими группами (или синонимичные, схожие по смыслу). Отдельно выписывается этот список качеств.
Обратная связь: участники садятся в общий круг, им предлагается высказаться по поводу последнего задания, согласны ли они с приоритетным значением названых качеств.

Упражнение 3. «Доверие»
Тренер: «Очень часто приходится слышать, что основа дружбы - это доверие. И это действительно так: дружба возможна только при взаимном раскрытии, которое предполагает высокую степень доверия. При этом доверие - это комплексное социально-психологическое понятие, включающее в себя такие, казалось бы, разные составляющие, как доверие к себе, к миру, другим людям. Давайте попробуем немного развить в себе эту личностную характеристику с помощью пары упражнений.

«Колокол»
Все участники тренинга становятся в плотный круг, выставляя перед собой руки, ладонями внутрь круга. Один из участников становится в центр, в роли «языка». Его задача – максимально расслабиться и довериться группе, а задача группы – оправдать это доверие и не уронить «язык». В роли языка должны по очереди побывать все участники.
Обратная связь: легко ли было довериться группе? Какие ощущения от упражнения?

«Слепой-поводырь»
Участники делятся по парам, при этом становятся так, что один смотрит в затылок другому участнику. Тот, что стоит впереди становится «слепым», тот, который стоит сзади – «поводырем». Суть упражнения заключается в том, что «слепой» должен, закрыв глаза, идти вперед, самостоятельно выбирая направление, а «поводырь» должен вовремя сообщать своему напарнику о возможных препятствиях. При этом общаться словами нельзя, можно использовать только систему тактильных обозначений: если «поводырь» касается головы «слепого», надо остановиться, правого плеча – повернуть направо, левого – налево, спины – идти прямо. По сигналу ведущего, пары начинают ходить по комнате. Через 2-3 минуты по сигналу тренера участники меняются ролями.
Обратная связь: в какой роли было находиться легче, комфортнее? Получилось ли довериться партнеру? Какие ощущения после данного упражнения?

Упражнение 4. «Мои друзья»
Участники садятся в общий круг, и им предлагается закрыть глаза и представить тех людей, которых в разные периоды своей жизни они называли своими друзьями. На это задание дается не более пяти минут. Далее каждому из участников предлагается найти себе пару и в паре, за четыре минуты, рассказать друг другу о своем первом друге раннего детства: чем они вместе занимались, почему дружили, что привлекало больше всего, общаются ли сейчас. Затем партнеры меняются, и в новых парах происходит обсуждение по той же схеме, только тема теперь – первый школьный друг. Далее участники опять меняются партнерами и тема следующего обсуждения – друг юности.
Участники садятся в круг и дают обратную связь: что на их взгляд, в соответствии со сказанным и услышанным меняется в дружеских отношениях с годами, с чем это может быть связано.
Теория: социально-психологическая природа дружбы; особенности дружеских отношений на разных этапах онтогенетического развития.
Дружба является важнейшей составляющей жизни человека. Но для каждого этапа развития дружба играет свою роль. Так, на третьем году жизни впервые отмечается возникновение существенного и довольно постоянного интереса к другим детям, потребность в общении с ними. Постепенно это общение превращается в настоящее социальное взаимодействие, которое приводит к созданию маленьких детских сообществ. С возрастом общение со сверстниками начинает приобретать все большое значение для ребенка. И можно проследить определенную динамику в отношении к дружбе и друзьям младших школьников. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга часто определяется внешними причинами: сидят за одной партой или живут в соседних подъездах. Дружеские связи в этот период, обычно, непрочны: легко возникают и довольно быстро могут оборваться. В 8-11 лет дети считают друзьями тех, кто помогает им, кто отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения дружбы становятся важны качества личности, такие как честность, уверенность, доброта. В этом возрасте наиболее распространена групповая дружба, в которой можно выделить два круга: в первый круг входят те, к кому ребенок испытывает постоянную симпатию, а во второй – те ребята, в отношении которых он до конца не определился. Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Для подросткового и юношеского возраста (11-19 лет) характерен поиск близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. Для 15-17-летних дружба является одной из важнейших жизненных ценностей. [4, с. 208, 263, 303, 339, 347]

Упражнение 5.
«Tabula rasa» (лат. чистая доска)

Всем участникам выдается по чистому белому листу бумаги А4 и предлагается сделать с ним все, что им придет в голову – выразить себя так, как они только могут это сделать. На выполнение задания дается пять минут. После этого тренер предлагает подарить свое произведение тому человеку, из сидящих в кругу, кого они считают своим другом или хотели бы, чтобы он им стал. (Исходя из опыта проведения этого задания, предлагаю тренеру заранее подготовить подарки из бумаги для каждого из участников, так как часто большое количество сделанных произведений отдается именно тренеру, чтобы никто из участников тренинга не ушел разочарованным надо сделать так, чтобы каждый получил знак дружеского расположения). Подводя итог, тренер говорит, что не случайно им был дан лист белой бумаги. « Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты» - во многом очень верный афоризм. Как на этом листе бумаги каждый из нас отразил свою личность, так и мы влияем на своих друзей: изменяем их, оставляем неизгладимый след, иногда портим, а иногда и облагораживаем.

Приложение 1.
Афоризмы, поговорки, пословицы о дружбе


Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Русская пословица
Друг – это одна душа, живущая в двух телах. Аристотель
Дружба между людьми истинна тогда, когда им хорошо вместе молчится.
Д.Т. Джентри
Верный друг познается в неверном деле. Квинт Энний
Дружба – это любовь без крыльев. Джордж Байрон
Низок душою тот, кто стыдится своей дружбы с людьми, чьи недостатки стали всем известны. Люк де Клапье Вовенарг
Основой дружеской привязанности являются те выгоды, которые друзья рассчитывают получить друг от друга. Лишить их этих выгод – и дружба перестанет существовать.
Поль Анри Гольбах
Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Иоганн Вольфганг Гете
Я не нуждаюсь в друге, который повторяет каждый мой жест: это проделывает гораздо лучше моя тень. Плутарх
Храбреца испытывает война, мудреца - гнев, друга - нужда. Арабское изречение
Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже.
Ф. Ларошфуко
Не так трудно умереть за друга, как найти друга, который стоил бы того, чтобы умереть за него.
Э. Бульвер
Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел ни одного друга. С. Колридж
Дружба, которая прекратилась, никогда собственно, и не начиналась. Публилий Сир
Из двух друзей один всегда - раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. М. Ю. Лермонтов
Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести. Фрэнсис Бэкон
Упрекай друга наедине, хвали - публично. Солон
Настоящий друг тот, кто может, как на духу, поведать вам о всех своих бедах, - но не делает этого. Неизвестный автор
Друг - это то человек, который знает о тебе все, но продолжает с тобой общаться!
Виктория Маныч (Вагеник)
Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не можешь уважать.
Чарльз Дарвин
Скрывать что-либо от друзей опасно; но еще опасней ничего от них не скрывать.
Жан де Лафонтен
Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны.
Поль Валери
Дружба есть равенство. Пифагор Самосский
Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Русская пословица


Советуем почитать:
1. Кон И.С. Дружба (Историко-психологический этюд). М., 1973.
2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.
3. Кон И.С., Лосенков В.А. Проблемы исследования юношеской дружбы // Сов. Педагогика. 1974. №10. С. 35-45.
4. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002.
5. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.

Источник: Левшина А.А. Тренинг под ключ: психологические тренинги для подростков и молодежи. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 125 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.