Страница 1 из 2 Психология умственных способностей
«По одежке встречают, а по уму провожают» - гласит народная мудрость. Практически в любой жизненной ситуации ум оказывается одним из важнейших критериев оценки одного человека другим: будь то прием на работу сотрудника, экзаменационный ответ студента или выбор спутника жизни. И если человек подпадает под категорию «умный», то ему можно простить многие промахи и недостатки: на общей чаше весов человеческих достоинств ум способен перевесить многие другие положительные качества. Но что значит быть умным человеком? Каков он?
В далеком и беспечном детстве, свободном от портфелей и домашних заданий, самым умным нам казался тот бесшабашный мальчишка, который с ходу мог придумать веселую игру, и за которым толпами ходила вся детвора из соседних дворов. Школьная парта сменила ориентиры. Теперь самой умной для всех была маленькая девочка с тугими косами и звонким голосом, которая могла с выражением прочитать стихотворение и быстрее всех сосчитать в столбик. А в студенческие годы нас уже не удивляли усидчивые отличницы и по-настоящему умными мы считали тех, кто без подготовки, пробежав конспект по диагонали, мог не только блестяще ответить на семинаре, но еще и поспорить с преподавателем. А уже на работе оказывается, что двоечник и лоботряс Мишка Иванов, чьи родители ни раз краснели на собраниях и в кабинете директора, дорос до исполнительного директора и пользуется большим уважением в коллективе за свой живой ум и деловую хватку. Так что же такое «ум»? И вырастают ли умные дети в умных взрослых? Может ли девочка-заучка стать хваткой бизнес-вумен? Или, наоборот, может ли, как в сказке, Иван-дурак, пройдя все жизненные испытания, поразить всех умом и сообразительностью? В настоящее время существует великое множество теорий и исследований, посвященных интеллекту (от лат. «intellectus» - ум, разум). Большая часть из них пытается ответить на сакраментальный вопрос: может ли интеллект развиваться с годами? И хотя учеными доказано, что 92 % объема интеллекта приобретается к тринадцати годам, но сама структура умственных способностей человека настолько многогранна, что на различных возрастных этапах может динамично развиваться. Именно поэтому интеллект-тренинг – это не только увлекательное мероприятие, но и по-настоящему полезная пища для ума, которая ему обязательно придется по вкусу.
Интеллект-тренинг «Ума палата»
Памятные даты и праздники: 8 февраля – День российской науки, 26 апреля - Международный день интеллектуальной собственности. Цель: развитие интеллектуального потенциала личности Целевая группа: 13-18 лет. Желательно, чтобы группа состояла из ровесников, тем самым будут в значительной степени нивелированы образовательные барьеры между участниками, что повысит эффективность тренинга. Общее число участников – 10-20 человек. Продолжительность тренинга – 3 часа.
Программа тренинга Составление правил тренинга (закон 00:00; правило поднятой руки; правило «STOP!»; правило «Здесь и Сейчас» и др.) Знакомство. Тренер: «Давайте, каждый из нас назовет свое имя и известную личность (это может быть как реальный человек, так и герой какого-либо художественного произведения), чей ум он высоко ценит и кратко обоснует, почему этого человека можно назвать умным». Подсказка для тренера: Чтобы избежать стандартных ответов группы (Эйнштейн, Менделеев и т.п.) и стимулировать их творческое мышление, начните это упражнение сами и приведите нестандартный пример личности, которая отличалась незаурядными умственными способностями. Например, доктор Ватсон: будучи образованным человеком, он не боялся быть номер два в паре с Шерлоком Холмсом. Умение признать, что в чем-то ты разбираешься меньше, чем другой человек, доступно только по-настоящему умному человеку. Групповая дискуссия: критерии ума. Необходимые материалы: флипчарт, маркеры Тренер: «Мы с вами вспомнили многих выдающихся людей, которые прожили разные судьбы, кто-то совершил научное открытие, кто-то обогатил мировую культуру. Так каковы же тогда критерии ума, если под данную характеристику попадают такие разные личности? Давайте от конкретных людей перейдем к более абстрактным понятиям и попытаемся выделить критерии ума. Или сформулируем иначе: умный человек – какой он?» На флипчарте тренер записывает характеристики, предлагаемые группой, направляя дискуссию в необходимом направлении. Теория: интеллект, ум, разум и мышление. В переводе с латинского “Intellectus” означает ум, рассудок, разум. Единого и полного определения понятия «интеллект» не существует. В самом общем виде большинство авторов определяют интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида. Основой формирования интеллекта являются когнитивные процессы, такие как мышление, память, восприятие, ощущения. Особое значение для формирования интеллектуальных способностей имеет дивергентное мышление, которое означает способность давать разнообразные ответы на стандартные ситуации (по сути именно дивергентное мышление является основой креативности). При оценке уровня развития интеллекта учитываются следующие показатели: • Способности к абстрагированию, обобщению, экстраполяции и интерполяции • Объем и активация памяти, воображения, внимания, вербальных и символьных мыслительных операций. Для оценки этих критериев психологами применяются стандартизированные тесты, самым известным из которых является тест Ганса Айзенка, позволяющий определить индекс интеллектуальности - IQ. И сейчас у вас есть возможность проверить свой коэффициент IQ, пройдя известный тест. Диагностика.
Тест Г. Айзенка. Необходимые материалы: распечатанные тесты и ручки по числу участников тренинга. Классификация IQ-показателей по Векслеру: • 130 баллов и выше - очень высокий IQ - у 2,2% населения • 120-129 баллов - высокий IQ - у 6,7% населения • 110-119 баллов - хорошая норма - у 16,1% • 90-109 баллов - средний IQ - у 50% населения • 80-89 баллов - плохая норма - у 16,1% • 70-79 баллов - пограничная зона - у 6,7% населения • 69 баллов и ниже - умственный дефект - у 2,2%
Тренер: «Теперь, когда мы с вами прошли тест Айзенка, каждый из нас знает свой коэффициент IQ, но о чем он говорит? Я думаю, что вы заметили, что какие-то задания вам давались легко и быстро, а на каких-то приходилось задерживаться. Скажем, для кого-то не составляют труда словесные анаграммы, а кто-то их не может решить, но с легкостью проделывает любые числовые операции. Тогда в первом случае можно говорить о высоком развитии вербального интеллекта, а во втором о математических способностях. И то, и другое - грани нашего интеллекта. Конечно, практически у любого человека, какие-то интеллектуальные способности развиты лучше, чем остальные. Однако, большего жизненного успеха достигают те, кто отличается многогранностью интеллектуального потенциала. Именно поэтому на сегодняшнем тренинге мы попробуем развить с вами разнообразные стороны нашего интеллекта. И начнем мы с дивергентного мышления.»
Упражнение 1. Дивергентное мышление. Необходимые материалы: непрозрачный мешок (пакет), предметы, для которых будет придумываться нестандартная функциональная нагрузка, флипчарт, маркер. Предметы в мешок (примерный список): лампочка, расческа, шариковая ручка, мухобойка, файл, одноразовый стаканчик, вилка, шпилька для волос. Тренер: «В этом мешке много полезных и привычных для всех нас вещей. Каждой из них мы пользуемся в нашей обыденной жизни. Но сейчас ваша задача будет состоять в том, чтобы сходу придумать, как по-новому можно использовать эти предметы. Например, кто-то из вас достает из мешка достает газету. Всем понятно, что ее прямое предназначение - донесение той или иной информации, но кроме того, что газету можно читать, из нее можно сделать подзорную трубу или шапочку от солнца или изготовить маску с помощью техники «папье-маше». Таким образом, кто-нибудь из вас первым вслепую из мешка достает предмет, говорит, как его можно использовать и передает предмет дальше по кругу. Следующий участник, у которого оказалась вещь, придумывает для нее новую функциональную нагрузку и так далее до того участника, кто не сможет придумать ничего нового. Тогда им достается новая вещь, и упражнение продолжается.» Параллельно тренер записывает все идеи, высказанные участниками. Обратная связь: Легко ли было выполнять упражнение? Каким образом появлялись идеи? Влияло ли на продуктивность идей очередность высказывания? Как данное упражнение может пригодиться в реальной жизни? На какие интеллектуальные способности оно влияет? Тренер: «В некоторых случаях выполнять задание было сложно по причине того, что не удавалось абстрагироваться от привычного использования предмета. В данном случае действовал механизм стереотипизации - одного из многочисленных типов обобщения. Поразмыслите над следующей историей: Отец с маленьким сыном были сбиты на улице автомобилем, водитель которого скрылся с места происшествия. Отец погиб, а сын был серьезно ранен. Мальчика доставили в больницу и немедленно отвезли в операционную, но из уст хирурга вырвались слова: «Я не могу оперировать собственного сына!» Как такое возможно?» Далее участники высказывают свои версии, и в случае, если правильный ответ не прозвучал, тренер наталкивает группу на мысль, что некоторые профессии принято считать «мужскими» или «женскими», и этот стереотип сработал и в данном случае. Хирург - мать мальчика. Тренер: «Заблуждение, в которое вас ввела эта история связано с особенностью работы нашего мозга: любую новую информацию он пытается связать с уже имеющейся, прибегая к некоторым допущениям. Этот механизм позволяет легче кодировать информацию, то есть запоминать, быстрее воспринимать новый опыт и делать выводы. Однако, конечно, этот механизм доставляет и некоторые неудобства. В частности, он препятствует формированию креативных, нестандартных решений. Но мы можем с вами попробовать «обмануть» свой мозг, избежав механизма обобщения и отсечения нелогичных, нетрадиционных идей. Для этого мы опробуем технику, которая получила название Метод фокальных объектов. »
Упражнение 2. Метод фокальных объектов. Необходимые материалы: флипчарт, маркеры, листки бумаги с написанными фокальными объектами по числу участников, бумага, ручки. Тренер: «Метод фокальных объектов - это способ генерации новых идей, созданный профессором Кунце из Берлинского университета в 1923 году. Суть метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на фокальный (находящийся в фокусе внимания). При этом, чтобы метод действительно сработал, фокальный объект лучше предъявлять после выбора случайных объектов и их признаков. Итак, выбираем 5 случайных объектов. Например, это будут: лошадь, музыка, кастрюля, двигатель, продавец. Теперь ваша задача подобрать для каждого из этих объектов по пять свойств или признаков (прилагательных, деепричастий). Важно, чтобы эти признаки были небанальными - слова «большой», «маленький», «красивый» могут подойти практически к любому объекту. Пусть это будут признаки, которые объект проявляет иногда. Например, если мы подбираем признак к слову «платье», то лучше написать не «красивое», а «праздничное» или «вечернее». Когда для каждого из пяти случайных объектов будет подобрано по пять признаков, каждому из вас будет предъявлен персональный фокальный объект. С ним следует составить словосочетания, присоединив по-очереди все признаки, написанные для случайных объектов. Даже если Вам кажется, что словосочетание бессмысленно, все равно стоит его написать, вполне возможно, что именно оно и послужит основой для креативной идеи. Когда вы выпишите все 10 словосочетаний, начнется самая важная работа. Методом свободных ассоциаций вы будете пытаться разобраться, что означает каждое из словосочетаний, каким может быть фокальный объект. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: «Что ЭТО может быть?», «Где ЭТО можно использовать?», «Кому ЭТО может быть надо?». Далее тренер просит группу называть пять существительных из различных областей жизни, которые он записывает на флипчарт. Время на подбор признаков к указанным существительным - 5 минут. Работа может быть организована индивидуально или по парам, по усмотрению тренера. По окончанию этого этапа работы, тренер предлагает каждому подойти к столу, где разложены листы бумаги, чистой стороной вверх. На обратной стороне каждого листа написан один из фокальных объектов. Примеры фокальных объектов (целесообразно подобрать те фокальные объекты, работа с которыми будет интересна конкретной группе): тренинг, школа, институт, автомобиль, телефон, книга, сумка, часы, экзамен. На работу с фокальным объектом стоит отвести 10-15 минут. По истечению этого времени участники должны представить 1 наиболее интересную и оригинальную идею, которая появилась в результате работы по методу фокальных объектов. Обратная связь: Легко ли было работать? Какой этап показался самым сложным (интересным, продуктивным)? Где и как может применяться данный метод? Тренер: «С помощью метода фокальных объектов мы с вами попробовали преодолеть стереотипность нашего мышления и найти новые нестандартные идеи. Но упрощение и сужение жизненного кругозора происходит не только в момент сложных мыслительных операций, но и в любой обыденной ситуации, в которой мы ожидаем определенного развития событий. Для того, чтобы мы могли с вами выполнить следующее упражнение, я прошу вас на время забыть, кто я и представить, что перед вами великий вождь племени Ай-яй-йо, знаменитой своей таинственной системой счисления.» Если есть такая возможность, то хорошо будет облачиться тренеру во что-то символическое. Это может быть какой-нибудь своеобразный головной убор, балахон или длинные бусы, браслеты и т.п. Это создаст своеобразную игровую обстановку и настроит участников на новую деятельность. Упражнение на внимание. Племя Ай-яй-йо и его таинственная система счисления. Необходимые материалы: спички, антураж для вождя. Вождь, он же тренер, говорит группе, что перед ними стоит задача разгадать древнюю систему счисления племени, которую не могут понять чужаки. Вождь с помощью 4 спичек выкладывает разнообразные «цифры», при этом само число показывает пальцами на коленке. Все участники должны заметить это и суметь «отгадать любую цифру», если кто-то в группе догадывается, он не должен подсказывать другим участникам, но может вслух «угадывать» показанные цифры или, по согласованию с «вождем», показывать их самостоятельно. По окончанию упражнению (даже, если вся группа не отгадала «систему счисления», не стоит его проводить более чем 10-15 минут, т.е. дать группе 10-15 попыток отгадать «числа»), тренеру стоит обсудить с группой, какие способности и навыки могли сейчас быть задействованы и как это связано с умственными способностями. Тренер: «Перед тем как перейти к упражнению с племенем Ай-яй-йо, мы с вами говорили о стереотипах. Может кто-то догадался и связал эту информацию с самим упражнением. Дело в том, что очень часто мы сами ограничиваем свои возможности решения той или иной задачи, сужая область поиска ответа. Мы смотрим только туда, куда говорит нам условие (тренер, жизненные обстоятельства и т.п.), забывая, что ответ может быть совсем близко, надо лишь оглянуться. Конечно, это упражнение - шутка, которая позволила вам передохнуть и отвлечься, но я также хочу, чтобы вы его запомнили и вспоминали о нем всякий раз, когда вам надо будет найти какой-то ответ в жизни: не зацикливайтесь, умейте смотреть широко и непредвзято.»
Логическое мышление. Загадка Эйнштейна. Необходимые материалы: задача, напечатанная на листе А4. Тренер: «Мы с вами уже рассмотрели несколько критериев умственных способностей: это и возможность преодолевать стереотипы, и креативность, и способность подмечать детали. Но, пожалуй, самым распространенным критерием ума является логика. И именно развитию логического мышления и посвящено следующее упражнение. Есть легенда, что задача, которая лежит в основе упражнения, которое вам будет предложено, была придумана самим Альбертом Эйнштейном. Считается, что с помощью нее он отбирал себе ассистентов и утверждал, что в уме ее могут решить только 2% людей на земном шаре. Не знаю, правда ли это или вымысел, но определенных умственных усилий она от вас точно потребует. Вы тоже не получите возможности пользоваться бумагой и ручкой для решения задачи, но у вас будет одно существенное преимущество - ваш коллективный разум. Я жду одного ответа от группы. У вас - 20 минут.» Условие задачи: С одной стороны улицы подряд стоят пять домов, каждый — своего цвета. В каждом живёт человек, все пять — разных национальностей. Каждый человек предпочитает определенное блюдо, напиток и домашнее животное. Кроме того: Англичанин живёт в красном доме. Швед держит собаку. В зелёном доме пьют кофе. Датчанин предпочитает чай. Зелёный дом — по соседству слева от белого. Любитель фаршированной утки разводит птиц. В жёлтом доме предпочитают жареную форель. Молоко пьют в доме посередине. Норвежец живет в первом доме. Человек, который любит куриный бульон, живёт рядом с хозяином кошки. Дом, где готовят жареную форель, — рядом с тем, где держат лошадь. Любитель овощного рагу пьёт кока-колу. Немец любит сардельки. Норвежец живёт рядом с синим домом. Тот, кто любит куриный бульон, живет рядом с тем, кто пьет воду. Ответ см. в Приложении 2. По окончанию времени выслушивается ответ группы и проводится обсуждение: Каким образом осуществлялось решение? Как были распределены функции в группе? Легко ли было справиться с задачей? Облегчило ли решение то, что вы обсуждали его всей группой или проще было бы решить в одиночку?
Коллективный разум. «Мозговой штурм» Тренер: «Вам только что довелось проанализировать возможности своего логического мышления. При этом вы могли оценить и преимущества совместной умственной деятельности. Если эта деятельность грамотно организована, то она может давать поистине удивительные результаты. Одним из методов такой организации является метод мозгового штурма, который был создан в 30-е годы Алексом Осборном и до сих пор является одной из самых популярных технологий нахождения новых идей и решений. На сегодняшний день существует более 50 модификаций мозгового штурма, но есть некоторые общие правила, которые делают его эффективным методом: 1. Суть метода заключается в разделении этапов выдвижения и анализа идей при решении проблем. 2. Во время первого этапа - выдвижения (генерации) идей -категорически запрещена какая-либо критика. Все высказанные идеи записываются. 3. До начала генерации идей все участники штурма должны знать, какую идею они будут «штурмовать», что должны получить в итоге. Хорошо, если проблема, над которой работает группа написана на флипчарте или экране. 4. Заранее стоит оговорить какое количество идей необходимо сгенерировать и за какое время. Работа будет эффективней, если участники будут ощущать легкий дефицит времени. 5. Общее количество участников не должно превышать 10 человек. Если группа больше, то лучше ее разделить на 2 подгруппы. Целесообразно выделить 3 роли: ведущий (он будет направлять, подбадривать, мотивировать участников), записывающий идеи (важно, чтобы он обладал хорошим почерком и высокой скоростью письма) и следящий за временем (здесь просто: у него должны быть часы). 6. По завершению генерации идей начинается этап анализа. Иногда для этого этапа приглашается другая группа, задача которой откинуть лишние и найти оригинальные решения. Однако эту функцию может выполнить и та же группа, которая генерировала идеи. Итогом штурма должны стать 2-3 жизнеспособные идеи решения поставленной проблемы. А теперь перейдем от теории к практике. Проблемой вашего мозгового штурма станет тема, близкая нашему тренингу: Как развить свой интеллект?» Далее тренер по своему усмотрению и в зависимости от сплоченности и уровня подготовки группы, либо помогает участникам выбрать ведущего и организовать мозговой штурм, либо определяет время и предоставляет все остальные вопросы решить группе самостоятельно. По окончанию отведенного времени группа презентует результаты мозгового штурма.
Завершение тренинга. Групповая рефлексия. Завершающая обратная связь по итогам всего тренинга может быть проведена в форме групповой рефлексии над результатами тренинга. На флипчарте тренер делает 3 заголовка: «УЗНАЛ», «НАУЧИЛСЯ», «ПОНЯЛ». Тренер: «Одним из наиболее значимых качеств умного человека является способность к рефлексии - умение анализировать, объективно оценивать свои собственные поступки и делать выводы, почему те или иные обстоятельства происходят в нашей жизни. Логичным завершением нашего сегодняшнего тренинга, посвященного интеллекту, будет как раз рефлексия того, чему мы с вами научились, что узнали и что поняли». Далее каждый из участников тренинга по очереди выходит к флипчарту, записывает, чему он научился, что понял и узнал, поясняя написанное.
|