На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Психологический тренинг. Психологические игры и упражнения
Психологический тренинг. Психологические игры и упражнения
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Глава 3. Психологические игры и упражнения
3 этап

3.1. Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной терапии)

В.Б. Березкина-Орлова, М.А. Баскакова
Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач:
1) нахождение и снятие собственных зажимов;
2) изучение невербальных компонентов общения;
3) осознание языка собственного тела.

Представляемый вид тренинга может рассматриваться как разновидность "телесно-ориентированных" тренингов.
Полноценное общение невозможно без так называемой "обратной связи". Человеку всегда важно знать, насколько его поняли, насколько его приняли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам правильно понял, увидел, услышал то, что ему сообщили. Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, однако человек всегда, осознает он это или не осознает, говорит еще и телом. И именно этот "невербальный" язык может быть и информативнее и даже правдивее (в случаях, когда вербальные и невербальные проявления расходятся или противоречат друг другу). Ситуации, предлагаемые в этом тренинге, дают навык расшифровки невербального языка, дают тем самым новый опыт общения.
Навык приобретается путем освоения упражнений по следующим направлениям (темам):
1. Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых "зажимов"). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые "разогревающие процедуры".
2. Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на "здесь и теперь"), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д.
3. Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.
4. Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).
5. Кульминация цикла занятий – взаимодействие в хэппининге – импровизации.
1. "Напряжение – расслабление"
На первом занятии участники знакомятся с простейшими мышечными зажимами. Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
2. "Перекат напряжения"
Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д.
3."Огонь – лед"
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего "Огонь" участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде "Лед" участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
4."Ртуть"
Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. "Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец". Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки.
5. "Зажимы по кругу"
Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15 – 20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.
После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить "обычное" для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15 – 20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с "обычным" зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3 – 5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1 – 2 раза в день.
6. "Центр тяжести"
Упражнение выполняется всеми участниками.
Инструкция: "Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки (т.е. подвигайтесь, как кошка). Где чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте "на себе" все это. Животные и маленькие дети – самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов".
7."Растем"
Участники в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: "Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста". Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность "роста" до 10 – 20 "стадий".
8. "Скульптор и глина"
Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. "Глина" податлива, расслаблена, "принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем "скульптор" и "глина" меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

9."Групповая скульптура"
Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник, это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек, и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо:
1) действовать в довольно быстром темпе;
2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: "застывшая" скульптура может "ожить".
10. "Марионетки" ("Подвески")
Участникам предлагается представить себе, что они – куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. "Представьте себе, что вас подвесил за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается". Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников
11."Согласованные действия"
Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Участникам предлагается выполнить этюды:
– пилка дров;
– гребля;
– перемотка ниток;
– перетягивание каната и т.д.
Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их участникам необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим участникам (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.). Один из вариантов предлагаемых упражнений – "Канатоходец". "Канатоходец" имитирует проход по канату. Он идет по прямой (воображаемой) линии по полу, но "как бы" по канату: скользя и балансируя, ища равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь "сдуть" канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца – удержаться, несмотря на препятствие.
12. "Оправдание позы"
Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего, каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. "Представьте себе, что вы совершали какое-то осмысленное действие... По команде "Отомри" продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому" .
13. "Тень"
Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения. Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.
14. "Зеркало"
Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия "оригинала":
1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений;
2) не делать мимических движений;
3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время участники меняются ролями.
В ходе выполнения упражнения участники, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.
15. "Японская машинка"
Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущем всегда присваивается номер "ноль". Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет "раз" – удар ладонями обеих рук по коленям, на счет "два" – щелчок пальцами правой руки, на счет "три" – щелчок пальцами левой руки и т.д. Одновременно со щелчком право руки ведущий начинает игру, произнося свой номер "Ноль". На щелчок левой руки он называет номер игрок, который продолжает игру дальше. Например: "Ноль – два". Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). При этом участники, приглашая, к игре друг друга, должна обязательно сопровождать свое приглашение взглядом.
Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например: "Третьего нет", и продолжает игру. Ошибками считаются:
1) сбой темпа;
2) неправильное называние своего номера;
3) неправильное называние номера партнера;
4) приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет);
5) приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом.
Возможные пути усложнения игры: убыстрение темпа; изменение направления расчета участников; расчет нечетными цифрами или буквами. Игра превращается, когда в кругу остается 2 – 3 участника. Это задание, прежде всего на собирание внимания. Невозможно выполнить все требования игры, не сосредоточившись на ее условиях, на ситуации "здесь и теперь". Кроме того, это задание – на умение ориентироваться в окружающих условиях (выбывшие игроки) в ситуации ограниченного времени (заданный темп) и, наконец, это задание – на установление контакта между членами группы. Наблюдая за выполнением упражнения, можно выделить лидеров группы, пары, "отверженных". Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера.
16. "Ритм по кругу"
Группа – в полукруге. Ведущий отстукивает в ладони какой-либо ритм. Участники внимательно слушают и по команде ведущего его повторяют (все вместе или по отдельности). Когда ритм освоен, участники получают команду: "Давайте отстучим этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий участник выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды ведущего "Стоп". Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма; отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д.
17. "Предмет по кругу"
Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, "увиденный" предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение - на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

18."Слово-глагол"
Упражнение для двоих участников, которые становятся друг против друга на некотором расстоянии. Первый участник, кидая мяч второму, называет любое пришедшее ему на ум слово (имя существительное). Второй ловит мяч и сразу же бросает его обратно, подбирая подходящий по смыслу глагол. Первый ловит и бросает новое существительное и т.д. Этот вариант техники "свободных ассоциаций" чрезвычайно интересен и информативен для последующей работы с проблемами каждого отдельного участника.
19. "Шахматы"
Водящий поворачивается спиной ко всем остальным участникам, которые располагаются в произвольном порядке и на произвольном расстоянии друг относительно друга. Водящий поворачивается и старается запомнить положение шахмат в течение 30 – 40 секунд. Ведущий дает пояснения: "Вам необходимо запомнить только положение фигур, позы их не имеют значения (если участников много)", либо: "Вы должны запомнить не только положение фигур, но и позу каждой (если участников мало)". Водящий отворачивается, шахматы перемешиваются. Задача водящего - восстановить картину.
20. "Рисунок из точек"
Упражнение может проходить в два этапа:
1) Каждый участник занимается самостоятельно.
2) Один участник "водит", другие наблюдают за ним и пытаются отгадать задуманную им фигуру.
Фигуры "водивших" и наблюдающих сравниваются.
Ведущий предлагает участникам зафиксировать взором какую-либо точку на потолке. Потом еще одну, достаточно удаленную от первой, но чтобы, однако, для фиксации их поочередно достаточно было бы переводить взгляд, не поворачивая головы. Потом третью, четвертую и т.д. Затем эти точки надо мысленно соединить отрезками прямых линий. Проследив несколько раз получившуюся фигуру, участник должен пройти по проекции этой фигуры на полу. Второй этап упражнения направлен на наблюдение за телом водящего.
21."Сколько человек хлопало?"
Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются "водящий" и "дирижер". "Водящий" становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. "Дирижер" занимает место перед участниками и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом "дирижера" участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. "Водящий" должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, "водящий" занимает место в полукруге, "дирижер" идет вводить, а из полукруга выходит новый участник.
22. "Прислушивание"
Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2 –3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге.
23. "Приглядывание – 1"
Группа – в полукруге. Ведущий предлагает участникам приглядеться к какому-нибудь предмету однотонного цвета и разложить этот цвет до цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Например: "Какие цвета "собраны" в паркете?". Обсуждение ведется непосредственно во время приглядывания.
24. "Приглядывание – 2"
Группа – в полукруге. Ведущий предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку, сидящему в полукруге, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать яркие цветные пятна одежды, упоминать о наличии усов, очков, бороды и пр. Вариант: описать особенности движений выбранного другого.
25."Сиамские близнецы"
Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. "Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д." Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.
26. "Разговор через стекло"
Участники разбиваются на пары. Ведущий: "Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте". Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.

3.2. Работа с метафорой

Цель: развитие творческого подхода в решении проблем, осознание своих метафор, что дает доступ к собственным возможностям и предоставляет свободу выбора. Использование метафор в общении. Обучения правилам создания и изложения метафоры, на примерах поучительных историй, сказок, легенд написанных известными психотерапевтами Д. Гордон, Д. Гриндер, Р. Бэндлер, М. Эриксон, Н. Пезешкиан.
Не смотря на разнообразие подходов к толкованию метафоры, многие выдающиеся психологи, психотерапевты высоко оценивали метафору как средство терапии и активно использовали её в своей работе. Та или другая история, предъявляемая психологом слушателю преднамеренно с психотерапевтической или воспитательной целью, становится для него метафорой. Притчи, рассказываемые в разные моменты тренинга, часто имеют вид короткой сказки. Понимание и проживание через неё содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет участникам тренинга распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Эффективность каждой метафоры в психотерапевтической и воспитательной работе определяется многоаспектностью её понимания, а значит и применения. Каждый человек выделяет в ней значимый для себя аспект, что обеспечивает индивидуальность подхода.
1 упражнение. Выбрать метафору, которая символизирует состояние в данный момент. И метафору того, как хотелось бы, чтобы было. В паре с терапевтом, клиент работает с метафорой, изменяя ее маленькими "шагами", каждый из которых приближает к желаемому состоянию. После каждого шага, изменяющего метафору, клиент идентифицируется с получившимся предметом, и говорит о чувствах. Например, "камень в ущелье" может превратиться в "птицу в небесах".
2 упражнение. Придумать метафору своего состояния. По кругу называть имя и метафору. Последующий повторяет всех тех, кто говорил до него. Копируя сказанное точно, говоря от первого лица, в том числе, по возможности, повторяя интонацию и позу.
3 упражнение. Группа располагается вокруг большого числа разнообразных предметов, которые обычно играют бытовую роль. Участникам предлагается выбрать предмет из числа, лежащих перед ними в центре группы. "Этот предмет должен символизировать в каком-то смысле ваше состояние и ваш опыт в данный момент". Те, кто выбрал один и тот же предмет, объединяются в малые группы.
В малой группе расскажите о том, какие именно материальные свойства данного объекта иллюстрируют или по аналогии передают эти особенности вашего личного опыта, "почему он – это вы". Следите за точностью описания. Следите за тем, чтобы именно целостность, то есть все качества, и свойства предмета нашли свое отражение в психической реальности. Обязательно отметьте не только "позитивные" черты предмета, но и "негативное". Другие участники группы отмечают и сообщают свои наблюдения о том, как выполнено это задание, что было говорить легко и что сложно. В обсуждении обратить внимание на различия проекций. После этого сделайте следующий круг обсуждения. "Что вы узнали нового о себе благодаря пользованию метафорой-предметом, какие материальные, функциональные свойства метафоры позволили вам осознать в себе это".
4. "Метафоры чувств"
Участникам группы предлагается описать себя в качестве растения. Опишите, где оно растет, какая обстановка вокруг, какая почва, какой вид, есть ли цветки, как взаимодействует с солнцем, со стихиями.
5 упражнение. Опишите себя в качестве природной стихии, какого-то явления. Обсуждение в группе или по подгруппам.
6 упражнение. Группа располагается вокруг большого числа разнообразных предметов (предметы мебели, игрушки, бытовые предметы). Каждый участник выбирает один из предметов и зарисовывает себе его. Потом, объединившись в малые группы, каждый участник отвечает на вопрос:
– Что это за предмет?
– Для чего предназначен?
– Из чего сделан?
– С кем дружит?
– С кем не дружит?
– Что любит?
– Что не любит?
В своих подгруппах обсудить, свои метафоры и услышанные, обратить внимание на проекции.
7. "Ассоциации"
Один из участников выходит из аудитории. Остальные договариваются между собой, кого из группы они будут загадывать. Вернувшийся должен отгадать, кого из присутствующих загадала группа. Он это делает, задавая участникам по очереди вопросы типа: "Каким бы был этот человек, если бы он превратился в дерево, стал бы ветром, был бы животным, птицей?" и т.д. Тот участник, которому задан вопрос, должен описать предмет или явление, используя ассоциации о характеристиками загаданного человека. Его темперамент, характер, привычки, рост, цвет волос и т.д., но только не впрямую, а как бы описывая характеристики объекта, о котором спрашивает водящий.
Если водящий отгадывает, то следующим водит тот участник, по описанию которого водящий догадался о правильном ответе. Победитель тот, кто определит загаданного, опросив как можно меньше участников.
8. Метафоры, предлагаемые для прочтения на группе:
1. "Один восточный властелин увидел сон, – будто у него один за другим выпали все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив, сообщить тебе радостную вещь! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" – спрашивали они. На что последовал ответ: "Всё зависит от того, как сказать, то, что сказано" (Н. Пезешкиан).

2. "Однажды я с друзьями возвращался из колледжа, и вдруг мимо нас на большой скорости помчалась беглая лошадь с надетой уздечкой, и она влетела в ближайший фермерский двор,… чтобы попить воды. Она вся была взмылена. Фермер не признал её, и тогда мы загнали её в угол двора, и я стреножил её задние ноги.… И так как на ней была уздечка, я взялся за повод и сказал: "Ну, проказница", и повел лошадь к дороге. Я знал, что она повернет в правильном направлении, хоть и не знал, какое направление будет правильным. И лошадь зарысила по дороге. Поминутно она забывала, что идет по дороге, и порывалась свернуть в поле. Тогда я чуть подталкивал её обратно и привлекал её внимание к тому факту, что дорога находится там, где, как лошадь сама знает, должна бы быть. В конце концов, мили через четыре от того места, где я оставил её, она повернула к ферме, и фермер сказал:
"Вот как, эта бродяга вернулась! Где вы её нашли?"
Я сказал: "В милях четырех отсюда".
"Но откуда вы знали куда идти?"
Я ответил: "Не знаю… Лошадь, знает, я всего лишь привлек её внимание к дороге".
Думаю, что именно таким способом вы проводите психотерапию (М. Эриксон)".

3. Метафора на преодоление трудностей

"Среди высоких гор и скал, где тихий бархат тишины мирно сосуществует с, пронизывающим грохотом обвалов и водопадов, где яркое солнце лишь изредка закрывается мощными крыльями, гордых птиц, жил веселый звенящий ручей. Он любил бегать среди высоких шуршащих трав, узких ущелий, журча веселую песенку. Вился тонкой лентой и легко прыгал со скал, оставляя им как подарок свои прозрачные капельки – смешинки. В его глазах отражалась теплая сверкающе желтая улыбка солнца и мягкая зелень травы, и мраморный отблеск гор, и бездонная густота голубого неба.
Жизнь ручья была легка, весела и безоблачна. Так он жил, игриво перебегая из одного ущелья в другое, пока на его пути не возник огромный, тучный, склизкий, весь покрытый темно-кровавым мхом – скрипуче-серый валун. Он закрыл собой выход из глубокого, темного ущелья и из-за него не было видно ни ласкового персикового солнца, ни манящего неба, ни изумрудной травы. Лишь гнетущая и давящая, смрадная и черная пустота, ужасающая своей безысходностью, витали вокруг него.
"Что мне делать? Как быть?" – безмолвно журчал опечаленный ручей. Его охватили паника и страх. Они сжали его так сильно, что он задрожал всем телом. "Мне никогда не выбраться отсюда, я никогда больше не погреюсь в апельсиново-сочных лучах, не увижу яркой травы и синевы неба, не буду резвиться, и прыгать с высоких гор. Никогда не почувствую своего единства с миром и природой. Помогите же мне кто-нибудь, помогите-е-е-е.…". Но в ответ раздавалось лишь ядовито скрипучее подсмеивание ненавистного валуна.
"У меня нет сил бороться", – подумал ручей, и стал медленно затихать.
Он почти полностью погрузился в образованное пространство, его сил явно не хватало для преодоления преграды. Внутренние потоки стали медленно закручиваться, постепенно опускаясь и всасываясь в липкую грязь и цепкие щупальца мха, находившиеся вокруг камня. Голос ручья становился всё тише и глуше, некогда прозрачная вода мутнела, теряя способность и желание двигаться и отражать окружающий мир. А темнота необратимо накрывала его своим страшным одеялом. Через некоторое время все замерло и затихло.
Но вдруг тело ручья пронзила тоненькая струйка родничка вырвавшегося откуда – то из самых глубин Земли. "Что это?", – спросил ручей? Он прислушался к тихому голоску. Этот маленький жгутик холодной до жесткости воды вырывался снизу из-под земли, где тишина в кромешной тьме царствует уже много лет. Он тихо звенел о солнце, его манила синева неба и сочные цвета ярких трав, о которых он только слышал, но так сильно хотел увидеть и почувствовать.
Ручей в изумлении наблюдал за этим действом, такой маленький, подумал он. Как он сможет преодолеть преграду??? Ему ведь не по силам сделать такое. А родничок тем временем карабкался по стенкам ущелья и снова и снова обрывался вниз в недвижимое тело ручья. Большой и уже успевший наводниться своей печалью ручей подставлял свои воды маленькому герою.
"Может быть, он сможет перепрыгнуть эту преграду", подумал ручей и вытолкнул струйку родничка над собой. На вид такой маленький родничок прыгнул без страха и легко перелетел преграду. "Идем со мной" слышался издалека игривый полный счастья голос родничка. "Счастливчик", подумал ручей с тоской в голосе, "я ему смог помочь, а вот кто поможет мне?" Перед его глазами пролетели яркие картинки былой жизни. Они заставили тихие воды кружиться и бурлить, жгутики внутренних течений упрямо цеплялись за уступы ущелья и поднимались вверх. "Я хочу увидеть то, что закрывает этот ненавистный камень", – решил ручей. Он дотянулся до верхней кромки и увидел Солнце, оно как прежде ярко светило отражаясь и искрясь во всем. Ручей широко улыбнулся, и в его водах тоже отразилась игривая желтизна солнечных лучей. И тогда, раздался страшный треск, и то, что считалось непобедимым, оказалось обычным известняком, который разлетелся на мелкие кусочки. Воды, скопившиеся за это время в ущелье, с грохотом устремились вниз, сметая со своего пути грязь, мох и такой жалкий теперь валун.
Ручей несся вперед, и горное эхо подхватило его победную песню и в его глазах еще ярче засветило солнце, громче зашуршали травы, взбодренные его капельками-смешинками и даже горы улыбнувшись, уступали ему дорогу, а голубое небо запело вместе с ним: "Теперь я знаю, я могу, я победил…" И жизнь покатилась своей чередой. Веселый ручей превратился в сильную, жизнерадостную, уверенную реку, которая понесет свою веселую песню к новым берегам".(авт.)

4. "Взрослое послание для внутреннего ребенка"
"Ты есть.
Готовишься родиться, тебе страшно. Тебе беспокойно и слезы рядом.
Рождаться страшно малыш, я знаю. Я чувствую, как ты дрожишь, как решаешься – уйти или остаться, спрятаться или обнять.
Ты тревожишься, ты ждешь, – что в тебе возьмет верх – страх или любопытство, покой или привязанность, необходимость или настойчивость. Это трудный выбор.
И ты чувствуешь, каков он, и ты чувствуешь слабость сделать его своим.
Сейчас твоя минутка, малыш. Выглянуть или спрятаться, заснуть или подрасти, объяснить или удивиться.
Тебе страшно, и слезы рядом.
Рождение – это и смерть. Приобретение – это и потеря. Это правда, – бинарность мира. Но твой сегодняшний выбор имеет оппозицией лишь время…
Он уже сделан тобой – утаенный от себя самого, ещё спрятанный выбор – твое тайное желание встречи с возможным, ещё небывалым и уже необъяснимым, – с УДИВЛЕНИЕМ.
Оно ждет тебя – непростое, долгожданное, мечтанное, твое.
Прикоснись к нему, возьми в ладошки. Оно награда твоей отваге, твоей неугомонности. УДИВЛЕНИЕ – награда за ПРЕОДОЛЕНИЕ.
Теперь ты знаешь, что всякий раз пешком по знакомой дорожке – стоит сделать шаг в сторону – ещё, ещё – и новое удивление ждет тебя, и новый опыт, и новый ты.
Ты ещё тревожишься, – но это радостное возбуждение от того, что ты смог.
Ты бежишь вперед по зеленой-зеленой траве, и тебе уже не нужно протоптанной дороги.
Впервые легко. Тебя ведет удивление, и ты веришь".( О. Маркова)
9. "Рекламный ролик"
Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты.
После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку – десять минут.
10. "Козлятушки-ребятушки"

Бывают ситуации, когда мы должны убедить человека или большое количество людей или, наоборот, на нас происходит такое воздействие, и мы не всегда понимаем, что стоит за этим воздействием: желание помочь или обмануть. Всем хорошо известна сказка "Волк и семеро козлят". В сказке семеро козлят и один волк. У нас будет семеро козлят и семеро гостей, но под личиной 4-х из них будут скрываться настоящие волки. Гости будут приходить, и проситься в дом. Задача гостей: уговорить козлят их пустить. Козлята должны разгадать, кто есть кто, но из семерых гостей, четырех они должны пустить обязательно. Решение козлята принимают сообща.


11. "Сказка"
Предлагаем вам призадуматься о своей жизни и сочинить каждому небольшую сказку, в которой бы емко и образно отобразилось самое яркое и важное из неё. Попробуем понять себя и друг друга в сказочном контексте. Вы можете использовать для этого известные литературные персонажи, а можете придумывать свои, никому ранее не известные. На обдумывание сюжета дается 15 минут. Затем участники делятся на пары или на малые группы и один из партнеров начинает рассказывать свою сказку, но заключительную часть, на чем дело кончилось, опускает. Задача другого: придумать продолжение сказки, а потом сравнить результаты с концовкой партнера. Обменяться своими впечатлениями с партнером. Поменяться ролями, а затем и парами.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

Источник: Бука Татьяна Леонидовна, Митрофанова Марина Леонидовна "Психологический тренинг"

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.