Упражнение Смирный котенок
Хорошо научиться использовать этот прием с гиперактивными, тревожными, возбудимыми детьми. Важно предупредить родителей, что такие упражнения надо проводить на положительном или нейтральном эмоциональном фоне, т.е. в нужный момент сначала все успокаиваемся, а потом занимаемся. А до этого надо заранее потренироваться/поиграть несколько раз.
Упражнение
— Давай поиграем в «смирного котенка». — Закрой глаза. — Вдохни. Выдохни. Теперь котенку нужно расслабиться. — Пошевели носиком. Облизнись, как после молока. Зажмурь сильно глазки. Пошевели ушками. Сделай «страшную» мордочку. А теперь мордочка котенка должна оставаться неподвижной и полностью расслабиться. — Потяни шейку вверх. Поверни шейку в стороны. Спрячь шейку в плечи. Теперь расслабь шейку и плечи. — Пошевели пальчиками ног. Потяни лапки вверх, в стороны, вниз. Подрыгай ножками. Теперь расслабь их. — Пошевели пальчиками рук. Потяни передние лапки вверх, в стороны. Сожми кулачки. Потряси лапками. Теперь расслабь их. — Надуй полную грудь воздуха. Выдохни. Надуй живот. Выдохни. Пошевели животиком. Теперь расслабь его. — Выгни спинку. Согни туловище в стороны. Покрути хвостиком. Теперь расслабь спинку. — Вдохни. Выдохни. Расслабься. — Теперь ты «смирный котенок». — Котенок лежит, отдыхает, а я посчитаю до 10 (20)/ спою песенку/почитаю стишок.
Дыхание - управление состоянием
Этим методам саморегуляции можно пробовать обучать детей с пятилетнего возраста, выполнять их вместе, напоминая об их использовании в сложных ситуациях. Но эффективнее всего дыхательные упражнения будут работать у детей с мотивацией контроля за своими состояниями и эмоциями, т.е. примерно после 10 лет. Подростки могут обучаться сами, а ребятам помладше лучше тренироваться сначала со взрослыми (многим их которых эти навыки тоже необходимы в жизни!). Некоторые ребята специально приходят с запросом о контроле за своим состоянием: спортсмены, танцоры, музыканты, ученики с высоким уровнем ответственности и, конечно, подростки с разными интересами и проблемами. Хорошо не просто дать им эти техники, но и объяснить, почему это работает, используя данные нейропсихологии и физиологии:
Когда человек нервничает, он начинает часто дышать. Процесс сознательного замедления дыхания посылает обратные импульсы в мозг, и тот РЕФЛЕКТОРНО успокаивается. Знания, умения, навыки — это устойчивые нервные связи, образовавшиеся и закрепившиеся в коре головного мозга. Только что возникшая сильная эмоция - это новейшая нервная связь, которая только-только образовалась. Долгая задержка дыхания вызывает легкую гипоксию мозга, которая разрывает эти новые нервные связи, и эмоция проходит.
Дыхание при различных состояниях
При тревоге, чувстве разбитости, напряжённости: Сесть удобно и считать: «раз» — вдох, «два» — выдох, «три» — вдох, «четыре» — выдох. Считать до 10. Повторить 2-3 цикла.
При возбудимости, беспокойстве, раздражительности: Сесть удобно или лечь. Схема дыхания: вдох — Начать с 5 сек. пауза — выдох При возможности 5 сек. — 5 сек. — 5 сек. довести до 10 сек. Долго так дышать НЕ НАДО. Только до результата — успокоения. Хорошо делать это перед сном, но не перед активной работой.
При снижении общего тонуса, отсутствия сил: Схема дыхания: вдох — При возможности выдох — пауза довести до 6-7 сек. 5 сек. — 5 сек. — 5 сек. Делать НЕДОЛГО, до результата — желания и возможности что-то делать дальше.
Экстренная активация внутренних ресурсов: Сесть, свести плечи чуть вперёд. Схема дыхания: вдох (спокойно) — выдох (форсированно, с препятствием «сквозь зубы») 3 сек. — 6 сек. На выдохе одновременно напрягать мышцы рук, груди, живота. Сделать 5-6 дыханий.
При слезливости, резком возбуждении, сильных негативных эмоциях: Задержать дыхание до последней возможности, «нырнуть на глубину». Можно повторить при необходимости не 1, а 2-3 раза (лучше сидя).
Кроме дыхания эффективны и такие методы саморегуляции:
• Визуализация - это метод, который помогает детям представить себе приятную ситуацию или место, чтобы успокоиться и расслабиться. Для этого можно использовать различные техники, например, придумать сказку или рассказать детям о красивом месте.
• Физические упражнения помогут снять накопившееся напряжение и разрядить энергию. Для этого можно использовать, например, занятия спортом, бег или даже танцы.
• Музыка - средство, которое помогает детям умиротвориться и снизить уровень стресса. (Музыкотерапия)
• Можно учиться саморегуляции через игру и развлечение. Для этого можно использовать различные игры на внимание, на развитие памяти, на управление своим поведением.
• Методы массажа и йоги - это способы, которые позволяют детям расслабиться и успокоиться. Для этого можно использовать множество приемов массажа и йоги, которые помогают контролировать свои эмоции и улучшить самочувствие.
Методы самоуспокоения
Эти методы нужны для того, чтобы не просто успокоиться, а иметь возможность эффективно решить проблему. Сильные негативные эмоции активируют те отделы головного мозга (более древние с точки зрения филогенеза), которые тормозят деятельность центров планирования и мышления префронтальной зоны лобных долей коры головного мозга. Т.е. «лишние» эмоции снижают способность человека мыслить и искажают восприятие — возникает «ошибка атрибуции» (неправильная трактовка причин поведения другого человека).
Метод четырех «О»
Подходит для взрослых во время конфликтного общения и сложных ситуаций для сдерживания первичных автоматических реакций. 1. Остановиться: прекратить делать то, что делаете, и расслабить мышцы лица. 2. Опустить: опустить-расслабить плечи и взгляд. 3. Открыться: глубоким вдохом «открыть» грудь и живот. 4. Обмякнуть: позволить всему телу немного «сникнуть», расслабиться.
Метод «Найди 5 красных предметов»
Подходит для взрослых и детей с достаточным уровнем мотивации к саморегуляции. Надо поставить себе задачу для переключения внимания найти пять предметов с определенным признаком по цвету, составу, структуре, качеству и т.п.: синие, деревянные, тяжелые, шершавые, горячие и т.д. Искать можно в комнате/квартире/на улице в зависимости от ситуации.
«Физиологические» методы успокоения
Подходит взрослым и детям. Взрослые переключаются сами, детей сначала надо научить действовать подобным образом, а в эмоциональных ситуациях их надо направлять/помогать или напоминать. Это использование восприятия органов чувств, лучше нескольких, вместе или последовательно: зрение, обоня- ние, осязание, вкус, слух, проприорецепция/кинестезия (мышечные ощущения тела) — для переключения внимания мозга на физические действия. Их надо пробовать и подбирать индивидуально по предпочтениям/возможностям/ситуациям. Время воздействия тоже может быть очень разным: от нескольких секунд до одного часа.
Примеры:
■ попить воды, погрызть твердый/хрустящий продукт (огурец); ■ умыться, помыть руки; ■ взять рассматривать журнал, картинки; ■ использовать духи, эфирные масла, ароматные продукты; ■ погладить кошку, покрутить четки, сделать самомассаж; ■ сделать пять отжиманий, попрыгать/поприседать; ■ включить музыку/потанцевать.
Методы самоуспокоения
Научится использовать несколько методов самоуспокоения, подходящих для разных ситуаций, состояний и возрастов, очень полезно и взрослым, и детям. Хорошо при этом еще и понимать, как это работает и зачем это надо.
|
|