Функции занятий: 1. обучение; 2. терапия. Три блока работы с родителями: Диагностический. Может проводиться до начала групповых занятий, в процессе или по окончании занятий и включать анкетирование, рассмотрение предложенного психологом примерного списка занятий и их содержания, выявление нюансов взаимодействия в паре родитель – ребенок и т.д. Периодичность занятий: примерно 1 раз / месяц.
Информационный. Занятие «Родительская любовь» о принятии ребенка, о безусловной любви, а не любви за достижения, о том, что необходимо видеть в ребенке хорошее, говорить с ним тогда, когда он спокоен и способен воспринимать информацию. Развивающий. Упражнение «Язык принятия – язык непринятия». Какие действия, слова говорят ребенку о родительской любви? А о нелюбви? О принятии, например, свидетельствует выражение заинтересованности в ребенке, в его переживаниях. Необходимо оценивать не личность ребенка, а поступок: «В этот раз ты поступил плохо». Избегать фраз «ты как обычно…», «вечно ты…». Отмечать старания.
Методики и тесты, используемые в группе родителей:
- Проективные методики – позволяют найти зону напряжения;
- Методика PARI (опросник родительских установок), предназначенный для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли);
- Марковская И.М. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВВР);
- Родительское сочинение. Лучше проводить после знакомства, установления контакта. Примерные темы сочинений: «Мой ребенок», «Я как родитель», «Мой ребенок в будущем» и т.д.
Пункты анализа сочинения: - встречается ли имя ребенка в сочинении (отсутствие имени может говорить о напряжении в отношениях); - в каком времени написано сочинение; - методы воспитания в семье; - насколько часто встречается местоимение «мы»; - семейные ценности; - важность для родителей школьных достижений ребенка; - родительские ожидания; - родительский запрос; - любимые занятия членов семьи, любимые совместные занятия, способы проведения досуга; - сочинение – крик о помощи; * слишком большое сочинение часто запутано, не структурировано, что может свидетельствовать о неспособности разобраться в ситуации самостоятельно, о состоянии тревоги, аффекта. Поэтому важно перед написанием сочинения поработать с состоянием родителя. * Хорошо, когда в сочинении есть описание прошлого, настоящего и будущего ребенка. 4. Проективное интервью «Волшебный мир». Назначение: позволяет легче установить контакт с ребенком, выявить очаги напряжения и наметить дальнейшую работу с ним. Материалы для пары родитель – ребенок: 1 фломастер, 1 лист бумаги. Инструкция: «Нарисуйте на выбор дом, выходной день или что-то другое». Интерпретируемые признаки: кто рисует, кто инструктирует, как выполняют, сходятся ли во мнениях, спокойно обсуждают или конфликтуют, что получилось в итоге. 5. Упражнение для пары родитель - ребенок или супружеской пары Инструкция: «Вы должны будете по очереди произносить фразы и заканчивать их. Если один начинает фразу – другой ее заканчивает и наоборот». Мне нравится, когда… Я расстраиваюсь, когда… Я злюсь, когда… Я благодарен(а), когда… Мы могли бы по-другому, например… Другие возможные темы занятий: «Наказание и поощрение как методы воспитания», «Правила, которые нужно учитывать, наказывая детей», «Что такое конфликт?».
- Выяснить, как родители понимают «конфликт», «наказание». Представить эти термины образно (вербально или в виде рисунка).
Сказать о том, что конфликт – это столкновение двух точек зрения, это нормальное жизненное явление. Наказание может проявляться в лишении ребенка чего-то, но не жизненно важного для него. Наказание должно быть адекватно возрасту и проступку и следовать четко за проступком, не быть отсроченным. В семье должны быть правила, тогда ребенок будет понимать, за что его наказали. Этих правил должны придерживаться все члены семьи. Чем младше ребенок – тем меньше правил. В три года одно из основных правил: «не трогать розетку, окно, плиту». Развивающая часть: придумать для своего ребенка список поощрений. Занятие «Играем вместе с детьми»
- Вступительная часть. О важности совместной игры. Функции игры.
- Опрос (устный или письменный) «В какие игры вы играете со своим ребенком?»;
- Игра «Вопрос – ответ». Играют по схеме: вопрос психолога – ответ родителя – ответ родителя за ребенка – ответ ребенка.
Возможен уточняющий вопрос психолога «почему?».
- Упражнение «Билль о правах». Проводится с родителями. Аудитория делится на родителей и детей. При этом хорошо, если в группу детей попадают авторитарные родители.
Правила: присутствующие должны составить список правил - прав (родители составляют для детей, а дети для родителей).
- Обсуждение прав и правил.
- Рефлексия, подведение личных итогов занятия.
- Завершение занятия. Релаксационное упражнение или упражнение для поднятия настроения.
- Г.Клауд, Д.Таунсенд «Дети, границы, границы. Как воспитать у ребенка чувство ответственности», Триада, 2010.
- М.Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Питер, 2010.
- М.Таргакова «Окна в мир ребенка: семинар для родителей, будущих родителей, бабушек, дедушек, педагогов, психологов» ( в интернете есть аудио и видео версии).
- Книги издательства CLEVER из серии "Сделать счастливыми наших детей"
Московский педагогический институт, Е. Жарняк, 2010
|