На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Методическое обеспечение социально-профилактической работы
Методическое обеспечение социально-профилактической работы
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Петух Т.Г.

Директор
социально-педагогического центра
управления образования Лидского райисполкома

Гродненская область
г. Лида
ул. Транспортная, д. 4

Методическое обеспечение
социально-профилактической работы

Одним из условий эффективной работы в Лидском районе с неблагополучной семьей и детьми, воспитывающимися в ней, и признанными находящимися в социально опасном положении, является система информационного и методического обеспечения процесса социально-педагогической деятельности, которая включает изучение
правовых основ, регламентирующих деятельность;
особенности воспитания детей в различных по типу семьях;
системы раннего выявления детей, условия проживания и воспитания которых вызывают опасения и тревогу;
технологии работы с неблагополучной семьей;
системы управленческой деятельности в разрезе данной проблемы.
Специалистами социально-педагогического центра (далее СПЦ) разработана и реализуется модель деятельности по информационной и методической поддержке, которая представлена следующими этапами:
I этап – первичное информирование
II этап – повторное информирование
III этап – целевое или тематическое информирование
IV этап – внеплановое информирование

В качестве основных субъектов деятельности по охране семьи и детства рассматриваются:

  • районная комиссия по делам несовершеннолетних;
  • работники учреждений здравоохранения (врачи скорой помощи, педиатры, гинекологи, наркологи, участковые терапевты, патронатные сестры, фельдшеры);
  • работники учреждений образования (заведующие, заместители заведующей по основной деятельности, психологи, воспитатели, помощники воспитателя детских дошкольных учреждений; директора, заместители по воспитательной работе, специалисты социально-педагогической и психологической службы школы, классные руководители; педагоги-психологи, педагоги социальные, воспитатели СПЦ);
  • участковые инспекторы РОВД, ИДН;
  • специалисты учреждений социальной защиты (социальные педагоги, психологи, социальные работники территориального центра социального обслуживания населения, специалисты управления по труду, занятости и социальной защите);
  • члены комиссий по содействию семье и школе на предприятиях и организациях;
  • председатели сельских исполнительных комитетов;
  • работники учреждений культуры.

Формы проведения информирования:
Семинары, практикумы, индивидуальные и групповые консультации, инструктивно-методические совещания, заседания клубов.

Первичное информирование всех выше названныхучастников осуществлялось с целью ознакомления их с основными требованиями законодательства по охране прав детства, этапами деятельности, а также выработке регионального комплекса мер по профилактике социального сиротства, и представлено следующими мероприятиями.
Мероприятие 1
Форма проведения – районный межведомственный семинар
Тематика: вопросы организации взаимодействия по выполнению требований законодательства в части защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также нуждающихся в государственной защите.
Участники: районная комиссия по делам несовершеннолетних, главные специалисты управления образования, руководители учреждений образования, главные специалисты управления по труду, занятости и социальной защите, директор территориального центра социального обслуживания населения, представители отдела идеологической работы райисполкома, районный отдел внутренних дел, представители прокуратуры, суда, представители центральной районной больницы, жилищно-коммунального хозяйства, председатели сельских советов.
Мероприятие 2
Форма проведения – инструктивно-методическое совещание
Тематика: применение норм Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и принятых на его основании нормативных правовых актов.
Участники: руководители дошкольных учреждений, заместители заведующей ДУ по основной деятельности, психологи, детских дошкольных учреждений; директора, заместители по воспитательной работе, специалисты социально-педагогической и психологической службы школы.
Мероприятие 3
Форма проведения – семинар-практикум
Тематика: основные функции дошкольного учреждения по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и принятых на его основании нормативных правовых актов
Участники: заместители руководителей дошкольных учреждений по основной деятельности
План мероприятия:

  • Деятельность ДДУ по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
  • Признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении (ролевая игра)
  • Подготовка плана помощи несовершеннолетнему (работа в группах)
  • Реализация плана помощи несовершеннолетнему. Анализ результативности выполнения плана
  • Требования к ведению документации по работе с детьми, находящимися в социально опасном положении

Мероприятие 4
Форма проведения – семинар-практикум
Тематика: основные функции школы в рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и принятых на его основании нормативных правовых актов
Участники: заместители директоров школ по воспитательной работе
План мероприятия:
1 Организация деятельности учреждения образования по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

  • Признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении (ролевая игра «Преодоление сопротивления»)
  • Опыт проведения Совета по профилактики СПЦ Лидского района
  • Подготовка плана помощи несовершеннолетнему (работа в группах по заданным ситуациям)
  • Реализация плана помощи несовершеннолетнему. Анализ результативности выполнения плана (выработка алгоритма)
  • Требования к ведению документации по работе с детьми, находящимися в социально опасном положении

Мероприятие 5
Форма проведения – семинар-практикум
Тематика: деятельность СППС школы по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и принятых на его основании нормативных правовых актов
Участники: педагоги социальные, педагоги-психологи
План мероприятия:

  • Деятельность СППС по раннему выявлению несовершеннолетних, проживающих и воспитывающихся в условиях, которые вызывают опасения и тревогу
  • Методика проведения социального расследования
  • Признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении (ролевая игра «Преодоление сопротивления»)
  • Подготовка плана помощи несовершеннолетнему (работа в группах по заданным ситуациям)
  • Реализация плана помощи несовершеннолетнему.
  • Требования к ведению документации по работе с детьми, находящимися в социально опасном положении

 

Мероприятие 6
Форма проведения – обучающий семинар
Тематика: деятельность по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и принятых на его основании нормативных правовых актов
Участники: председатели комиссий по содействию семье и школе на предприятиях, учреждениях и организациях
План мероприятия:

  • Содержание Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
  • Этапы реализации Декрета. Роль комиссий по содействию семье и школе на предприятиях, учреждениях и организациях в системе деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

1 этап. Выявление несовершеннолетних, проживающих и воспитывающихся в условиях, которые вызывают опасения и тревогу (Видеосюжет «Условия проживания детей. Реальность»)
2 этап. Подготовка и реализация плана помощи несовершеннолетнему и плана по защите прав несовершеннолетнего (по опыту работы КССШ ОАО «Лидское пиво»)
3 этап. Система деятельности по защите законных прав и интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите (Видеосюжет «Семейное неблагополучие глазами ребенка». Знакомство с проживанием детей в детском социальном приюте)
4 этап. Деятельность по поддержке семьи после возвращения в нее ребенка
3. О совместной работе заместителей директоров по идеологической работе и председателей комиссий по содействию семье и школе на предприятиях, учреждениях и организациях по улучшению морально-психологического климата в трудовом коллективе, формированию у работников предприятия чувства ответственности за здоровую, благополучную семью.
Мероприятие 7
Форма проведения - обучающий семинар
Тематика: деятельность по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и принятых на его основании нормативных правовых актов
Участники: председатели сельских исполнительных комитетов
План мероприятия:

  • Координирующая и контролирующая функция комиссии по делам несовершеннолетних в системе деятельности по профилактике социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
  • Обобщение опыта работы КДН Песковского сельского совета

1 Роль сельского совета в деятельности по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и принятых на его основании нормативных правовых актов
2 О работе сельского клуба по формированию здорового образа жизни и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних (посещение сельского клуба)
3 Деятельность учреждения здравоохранения по охране жизни и здоровья детей в неблагополучных семьях (посещение фельшерско-акушерского пункта)
4 Деятельность школы по предупреждению правонарушений, попадания их в социально опасное положение, пропаганде здорового образа жизни сельской семьи (посещение сельской общеобразовательной средней школы-сад)
3. организация деятельности по выявления, сопровождению и поддержанию жизнедеятельности неблагополучной сельской семьи с учетом требований законодательства по защите прав детей
4. Основные направления деятельности КДН сельского совета по реализации требований законодательства в части защиты имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

Повторное информирование осуществляется по результатам анализа комплексного изучение деятельности учреждений образования в разрезе исполнения требований законодательства, которое проводится через шесть месяцев районной КДН, управлением образования, специалистами СПЦ
по предотвращению попадания детей в социально опасное положение,
сопровождению несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении,
сопровождению несовершеннолетних, в отношении которых отменено данное решение.
Повторное информирование направлено на обобщение и систематизацию имеющегося опыта, выработку на его основе тактик и стратегий дальнейшей деятельности и представлено следующими мероприятиями:
Мероприятие 1
Форма проведения – круглый стол
Тематика: управленческая деятельность учреждений образования по исполнению требований законодательства по предотвращению попадания детей в социально опасное положение, сопровождению несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, несовершеннолетних, в отношении которых отменено данное решение
Участники: заместители директоров школ по воспитательной работе, заместители руководителей дошкольных учреждений по основной деятельности
План мероприятия:

  • Организация работы учреждения образования по раннему выявлению семейного неблагополучия
  • Планирование деятельности с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации
  • Контрольно-аналитическая деятельность в рамках реализации нормативных документов по защите прав несовершеннолетних
  • Организация помощи учителям-предметникам, классным руководителям, воспитателям ДДУ в работе с неблагополучными семьями

Мероприятие 2
Форма проведения – круглый стол
Тематика: деятельность СППС по исполнения требований законодательства по предотвращению попадания детей в социально опасное положение, сопровождению несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, несовершеннолетних, в отношении которых отменено данное решение
Участники: педагоги социальные, педагоги-психологи
План мероприятия:

  • Проблемы деятельности СППС по раннему выявлению семейного неблагополучия
  • Проблемы взаимодействие учреждения образования с другими ведомствами по поддержке семьи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации
  • Вопросы ведения учета деятельности по защите прав несовершеннолетних
  • Подготовка материалов к заседаниям комиссий по делам несовершеннолетних для признания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите.

Мероприятие 3
Форма проведения – сопроводительнаяиндивидуальная консультация
Тематика: ведение документации в соответствии и требованиями законодательства по предотвращению попадания детей в социально опасное положение, сопровождению несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, несовершеннолетних, в отношении которых отменено данное решение
Участники: педагоги социальные, педагоги-психологи учреждений образования
Мероприятие 4
Форма проведения – круглый стол
Тематика: уровень эффективности деятельности учреждений образования по реализации планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, а также планов межведомственной помощи семьям, дети которых признаны нуждающимися в государственной защите.
Участники: руководители дошкольных учреждений, директора школ района.

Целевое или тематическое информирование адресовано в основном непосредственным исполнителям, носило четко определенный тематический характер и осуществлялось посредством проведения на базе СПЦ заседаний клуба «Диалог» для педагогов-психологов школ района, и клуба «Фарватер» для педагогов социальных школ района:
- заседание 1 Тема: «Школьный психолог в сфере суицидального поведения детей и подростков. Теория и практика»;
- заседание 2 Тема: «Особенности посттравматического стресса у детей. Диагностика и коррекция».
Организация работы клуба «Фарватер» представлена следующими темами заседаний:
- заседание 1 Тема: «Организация и осуществление взаимодействия педагога социального с ДДУ, внешкольными учреждениями как одно из условий повышения эффективности работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказанию своевременной квалифицированной помощи»;
- заседание 2 Тема: «Организация помощи детям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации».
В рамках организации работы методического объединения классных руководителей, работающих с детьми девиантного поведения:
- заседание 1 Тема: «Содержание совместной деятельности классного руководителя и семьи школьника»;
- заседание 2 Тема: «Проблема социализации подростков в неполных семьях».
Данный вид информирования широко применялся специалистами СПЦ с выездом в учреждения образования района с целью обучения педагогов
технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся из неблагополучных семей,
приемам взаимодействия с немотивированными родителями,
организации и проведения педагогических диагностических мероприятий с несовершеннолетними, воспитывающимися в неполных, многодетных семьях, семьях, находящихся в кризисной ситуации и т.п.
Запросы от администрации школ и дошкольных учреждений на проведение тематических встреч с педагогическим составом поступают в СПЦ и рассматриваются до 25 числа каждого месяца. Таким образом, в течение учебного года целевое тематическое информирование педагогов в интерактивной форме проводится в каждом учреждении образования.
Дальнейшая деятельность СПЦ по целевому или тематическому информированию будет планироваться на основании изучения запросов со стороны учреждений образования, сельских исполнительных комитетов, комиссий по содействию семье и школе, с учетом результатов анализа деятельности за предыдущий год, анализа банка данных о несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите, анализа возраста, места проживания и других характеристик детей, отобранных у родителей по постановлению КДН, в тесном взаимодействии с методическим кабинетом и районной комиссией по делам несовершеннолетних

Внеплановое информирование проводится при:
принятии новых нормативных правовых актов либо внесении изменений и дополнений в действующие;
нарушениях требований законодательства, выявленных в результате проверок соответствующих управлений и министерств, прокуратуры;
действиях, повлекших нарушение конституционных прав человека, в отношении которого осуществлялась деятельность;
поступлении информации о совершении действий, повлекших нарушение конституционных прав человека, в отношении которого осуществлялась деятельность, либо о результатах проверок с выявленными нарушениями законодательства в других регионах;
требованиях выше стоящих органов и ведомств.
Внеплановое информирование также осуществлялось в индивидуальной форме с вновь принятыми на работу в течение учебного года педагогами социальными и педагогами-психологами по темам первичного и целевого тематического информирования.

Таким образом, своевременная информационная и методическая поддержка субъектов деятельности по охране семьи и детства выступает в качестве важного фактора результативности процесса снижения воздействия негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка, воспитывающегося в ней.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.