На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Межведомственное взаимодействие в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении
Межведомственное взаимодействие в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Годун В. Н., педагог социальный ГУО «Клецкий районный социально-педагогический центр»

Межведомственное взаимодействие в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Взаимодействие социально-педагогического центра и инспекции по делам несовершеннолетних при РОВД в работе с детьми, состоящими на учете в ИДН и находящимися в социально опасном положении.

Согласно критериям и показателям социально опасного положения несовершеннолетнего (приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите), несовершеннолетние, совершившие правонарушения и иные антиобщественные действия, относятся к категории находящихся в социально опасном положении. Безусловно, деятельность по реабилитации этих детей, предупреждению повторных правонарушений и преступлений, контролю над их поведением, вовлечением во внеурочную занятость и т.п. возлагается на плечи различных заинтересованных социальных институтов и для большей эффективности к ней привлекаются как работники учреждений образования, так и других структур.

При организации работы по этому направлению специалисты Клецкого районного социально-педагогического центра взаимодействуют с местными исполнительными и распорядительными органами, органами охраны детства, опеки и попечительства, органами внутренних дел, суда и прокуратуры, инспекцией и комиссией по делам несовершеннолетних, принимая непосредственное участие в их работе. Социально-педагогическая и психологическая служба Центра устанавливает и поддерживает контакты с учреждениями системы социальной защиты населения, системы здравоохранения, районным центром занятости населения, другими государственными и общественными организациями.
ГУО «Клецкий районный социально-педагогический центр» (функционирует с 01.09.2005 г.) активно практикует межведомственное сотрудничество с целью раннего выявления детей и семей, находящихся в социально опасном положении, профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия, пропаганды здорового образа жизни, предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. За время работы Центром налажено взаимодействие с РОВД, КДН, РОЧС, ЗАГСом и др. государственными и общественными организациями, подкрепленное специально разработанными программами сотрудничества.
В связи с тенденцией распространения асоциального поведения среди школьников, особое внимание СПЦ уделило сотрудничеству с инспекцией по делам несовершеннолетних Клецкого районного отдела внутренних дел. Целесообразность такого взаимодействия как повышения эффективности работы по социальной реабилитации несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН и находящихся в социально опасном положении, по предупреждению правонарушений и преступлений подтверждается статистикой, согласно которой в 2005 году на учете в ИДН состояло108 несовершеннолетних, в 2006 – 100, в 2007 – 94. Таким образом очевидно, что за период взаимосотрудничества СПЦ и ИДН (2005-2007 гг.) количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения, снизилось на 13 %.
Результатом двухлетнего сотрудничества Центра с инспекцией по делам несовершеннолетних стало создание в сентябре 2007 г. клуба «Перекресток» для несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН и находящихся в социально опасном положении.
Немаловажное значение в работе по реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в ИДН, играет создание положительной мотивации у детей на снятие их с учета. Ее приоритетность обусловлена тем, что, прилагая определенные усилия для достижения поставленной цели, а не пассивно ожидая желаемого, несовершеннолетние дорожат достигнутым результатом, что во многом предопределяет их дальнейшую жизнь. Следует помнить, что работа специалистов социально-педагогического центра специфична тем, что редко дает мгновенный положительный результат. Наша работа подразумевает долговременный процесс воспитательного воздействия. Очевидно, что мы не в состоянии решить за детей все их проблемы. Но в наших силах активизировать их положительный потенциал, создать условия для успешного развития, а также выработать механизмы эффективного межведомственного взаимодействия с целью социальной реабилитации несовершеннолетних.

План сотрудничества ГУО «Клецкий районный социально-педагогический центр» и
инспекции по делам несовершеннолетних Клецкого РОВД на 2007-2008 учебный год
Цель: осуществление комплекса мер, направленных на профилактику асоциального поведения среди несовершеннолетних.
Задачи:

  1. Выявлять несовершеннолетних, требующих особого педагогического внимания.
  2. Изучать психологические и социальные причины пропусков учебных занятий, совершения правонарушений и преступлений, участия в деструктивных группировках, табакокурения, алкогольной зависимости, наркомании, токсикомании среди несовершеннолетних.
  3. Предупреждать противоправного поведения учащихся.
  4. Пропагандировать безопасное поведение, здорового образа жизни.
  5. Контролировать организацию досуговой деятельности школьников.
  6. Проводить правовое просвещение несовершеннолетних, их родителей, педагогов.
  7. Способствовать социальной реабилитации несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Актуализация банка данных на несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН, ВШК

Сентябрь, январь, июнь

СПЦ, УО, ИДН

2

Информирование о совершенных несовершеннолетними первичных и повторных правонарушениях и преступлениях, постановке на учет и снятии с учета.

В течение года

ИДН

3

Признание несовершеннолетних, совершивших противоправные действия, находящимися в социально опасном положении (с учетом степени тяжести противоправного действия, индивидуальных особенностей и сложившейся семейной ситуации)

По мере необходимости

Советы профилактики, педагогические советы УО, СПЦ

4

Разработка межведомственных индивидуальных планов помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и состоящим на учете в ИДН

В течение 1 недели со дня признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

СПЦ, УО

5

Проведение психолого-педагогических и социально-педагогических диагностик для выявления несовершеннолетних, требующих особого педагогического внимания

В течение года

СПЦ, УО

6

Организация и проведение рейдов по месту жительства несовершеннолетних и местам массового сбора молодежи

В течение года

СПЦ, УО, ИДН

7

Организация и проведение воспитательных мероприятий, направленных на профилактику противоправного поведения и вредных привычек у несовершеннолетних

В течение года

СПЦ, УО, ИДН

8

Разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий для несовершеннолетних, требующих особого педагогического внимания

По мере необходимости

СПЦ, УО

9

Организация и проведение недели правовых знаний

Согласно перспективным годовым планам УО

УО, СПЦ, ИДН

10

Обеспечение вовлечения во внеурочную занятость несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН, ВШК

Постоянно

УО, ИДН, СПЦ

11

Выступления специалистов в УО по пропаганде безопасного поведения, об ответственности за свое поведение

В течение года

СПЦ, РОВД

12

Планирование и организация работы клуба «Перекресток»

Сентябрь

ИДН, УО

13

Обеспечение соблюдения законности прав несовершеннолетних

По мере необходимости

ИДН, СПЦ, УО

14

Проведение профилактических дней в УО района

Согласно графику РОВД

ИДН

15

Выявление фактов домашнего насилия, принятие мер оперативного реагирования

В течение года

СПЦ, ИДН, УО

16

Социально-педагогическая и психологическая реабилитация несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы

По мере необходимости

ИДН, СПЦ, УО

17

Оказание педагогической и правовой помощи несовершеннолетним, состоящим на учете в ИДН, их родителям и педагогам

В течение года

СПЦ, УО, ИДН

18

Анализ состояния профилактической работы с несовершеннолетними

Ежегодно

СПЦ, УО, ИДН

 

Клуб для несовершеннолетних «ПЕРЕКРЕСТОК»

Наш девиз:

О нас такое понаписано!
В нас столько всякого напихано,
В нас столько всякого ненужного,
В нас столько чистого и дружного,
В нас столько всякого нарочного,
В нас столько всякого хорошего.

Положение о клубе для несовершеннолетних

«Перекресток».

  1. Общие положения.
    1. Клуб является органом самоуправления и предназначен оказывать содействие в социально-педагогической помощи несовершеннолетним.
    2. Учредителем клуба для несовершеннолетних является ГУО «Клецкий районный социально-педагогический центр» совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних Клецкого РОВД.
    3. Клуб разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах детей.
    4. Выполнение членами клуба своих функций осуществляется на безвозмездной основе.
  2. Цели, задачи, направления, принципы деятельности:
    1. Цель: помощь в социализации личности несовершеннолетних через организованное воспитательное пространство социума.

Задачи: - социально-правовое просвещение несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, повышение правовой культуры подростков;

  1. разностороннее изучение личности несовершеннолетних путем анкетирования, опроса, наблюдения, интервью и т.д.;
  2. организация познавательного досуга членов клуба;
  3. содействие в построении дальнейшей жизненной стратегии подростков;
  4. сотрудничество с различными заинтересованными институтами в целях создания организованного воспитательного пространства;
  5. профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних путём создания единого воспитательного пространства.

2.2 Направления работы:

  1. социально-педагогическое и правовое просвещение несовершеннолетних;
  2. активный отдых членов клуба;
  3. профориентационная работа.

2.3 Клуб действует на основе принципов:

  1. добровольности членства;
  2. равноправия членства;
  3. гласности.
  4. Членство:
    1. членами клуба могут быть несовершеннолетние в возрасте 11- 18 лет.
    2. Членство осуществляется на безвозмездной основе.
    3. Член клуба имеет право:
  5. обсуждать;
  6. вносить предложения;
  7. отстаивать свою точку зрения;
  8. получать информацию, имеющуюся в распоряжении клуба;
  9. участвовать во всех мероприятиях проводимых клубом, а также в работе других общественных объединений, принципы и деятельность которых не противоречит Конституции Республики Беларусь.
    1. Член клуба обязан:
  10. признавать и выполнять требования Положения;
  11. принимать посильное участие в деятельности клуба;
  12. уважать права других членов клуба.

4. Организационная структура:
4.1. Высшим органом управления клуба является совет, состоящий из членов клуба, который проводится не реже 1 раза в год.
4.2 Совет членов клуба для несовершеннолетних:

  1. определяет основные направления и формы деятельности клуба;
  2. утверждает устав, вносит в него дополнения и изменения;
  3. разрабатывает программы, проекты деятельности клуба;
  4. совет может принимать к рассмотрению любой другой вопрос деятельности клуба.

4.3. Руководство работы клуба организовывает председатель совета.
4.4. Председатель совета:

  1. организует реализацию решений совета;
  2. созывает совета;
  3. организует проведение заседаний клуба;
  4. занимается организационной деятельностью в соответствии с Положением о клубе;
  5. представляет клуб при взаимодействии с другими учреждениями и организациями.

5.Формы и методы работы:

  1. взаимодействие с другими общественными организациями;
  2. привлечение специалистов для осуществления поставленных задач;
  3. проведение круглых столов, экскурсий, дискуссий и т.д
  4. осуществление благотворительной и иной деятельности, не противоречащей действующему законодательству и Положению о клубе.

6. Количественный состав – непостоянный.
7.Задействованные социальные институты:

  1. Клецкий районный отдел по чрезвычайным ситуациям;
  2. Суд Клецкого района;
  3. Сельскохозяйственный профессиональный лицей;
  4. РТМО Клецкого района.

8.Специфика клуба.
Согласно классификации клубов, предложенной Литвиновичем В. Г., данный клуб мы отнесем к виду социотерапия.
Если следовать общепризнанному мнению, что одним из важнейших факторов, влияющих на становление личности ребенка, является окружающая среда, то можно предположить, что используя положительные воспитательные ресурсы среды и организуя их в единое воспитательное пространство мы сможем направить формирующуюся личность несовершеннолетнего в нужное русло.
Исходя из этого, мы будем ориентироваться на дополнительные, характерные для данного вида клуба, направления:

  1. перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
  2. воспитание нравственно-правовой убежденности;
  3. формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
  4. развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умение управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
  5. организация педагогического влияния на мнения окружающих.

План работы клуба.


Дата

Мероприятие

Ответственный

 

Октябрь

 

 

Декабрь

 

 

Февраль

 

 

Апрель

 

 

 

Май

 

  1. Вводное занятие. Посещение Центра здоровья молодёжи, беседа с врачом-наркологом Клецкого РТМО Ромашко Н.М. Цель: познакомить несовершеннолетних со спецификой клуба, приоритетными формами и направлениями работы; пропаганда здорового образа жизни.
  1. Посещение Клецкого СПЛ. Цель: знакомство с жизнью лицеистов, помощь в профессиональном самоопределении подростков.

 

 

  1. Посещение Клецкого РОЧС. Цель: познакомить ребят с деятельностью клуба «Тушилка», действующего на базе РОЧС; расширить круг представлений о профессии пожарного, его личностных качествах и организацией его рабочего времени; беседа со специалистом РОЧС Уласевич И.П. об основах безопасного поведения.
  1. Посещение Клецкого районного суда. Цель: дать возможность учащимся косвенно поучаствовать в процессе заседания суда; наглядным примером показать несовершеннолетним возможные результаты противоправного поведения.

 

 

  1. Заключительное занятие. Просмотр и обсуждение кинофильма. Цель: привлечь внимание учащихся к существующим проблемам молодёжи, подведение итогов работы клуба за год.

 

 

 

Пед. соц. СПЦ
Годун В.Н.
нач. ИДН
Турейко В.А.

Пед. соц. СПЦ
Годун В.Н.
нач. ИДН
Турейко В.А.

Пед. соц. СПЦ
Годун В.Н.
нач. ИДН
Турейко В.А.

 

Пед. соц. СПЦ
Годун В.Н.
нач. ИДН
Турейко В.А.

 

Пед. соц. СПЦ
Годун В.Н.
нач. ИДН
Турейко В.А.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.