На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Современные социальные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении
Современные социальные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Государственное учреждение образования «Стародорожский детский дом»
отделение социально-педагогического центра

Современные социальные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении

Игнатчик Валентина Васильевна
заместитель директора социально-педагогического центра г. Старые Дороги

Служебный адрес:
г. Старые Дороги, Минская область, ул. Московская, д.8А
ГУО «Стародорожский детский дом»

 

Игнатчик В.В.- заместитель директора социально - педагогического центра г. Старые Дороги, ГУО «Стародорожский детский дом»,
Блакитная О.А. – педагог социальный социально-педагогического центра г. Старые Дороги, ГУО «Стародорожский детский дом»,

Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение. Укрепление системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, работа по профилактике неблагополучия детей и их семей, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей- одно из важнейших направлений работы социально-педагогического центра государственного учреждения образования «Стародорожский детский дом».

Становится наиболее актуальным активизация работы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семью. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально- средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом. т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
Важно, чтобы ребенок с детства видел полноценную модель семьи, чувствовал любовь и заботу со стороны родителей, ощущал свою безопасность и защищенность.
В работе социально-педагогического центра с семьей выделяем следующие направления:
- диагностическое;
- коррекционное;
- профилактическое;
- просветительское;
- консультативное.
Наиболее эффективные методы взаимодействия с семьей:
- беседа;
- наблюдение;
- посещения;
- тренинги;
- консультации;
- диагностика;
- поиск положительных ресурсов;
- составление сетевой карты и др.
Работа с семьей проводится в форме клубов, круглых столов, семейных советов, совместных с детьми культурно-массовых мероприятий, консилиумов, социального патроната.
Организуя работу социально-педагогического центра с семьями, находящимися в социально опасном положении, мы выделяем три аспекта понимания данного термина:
1.Медицинский - это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.
2.Социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития ребенка.
3.Психолого-педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.
Сложность работы заключается в том, что семьи с хроническими проблемами не обеспокоены своим состоянием, ко всему равнодушны. И для специалистов составляет большую проблему убедить семью на сотрудничество, пригласить на консультацию и т.д.
Работа специалистов центра с семьями проводится поэтапно.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом нашей работы с неблагополучной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.
Сигналом к началу действия становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Бывают случаи анонимных телефонных звонков. Тогда информация проверяется путем бесед с ребенком и его родителями. Важно настроить родителей сотрудничать со специалистами центра, установить контакт с семьей. Если при посещении членов семьи не оказалась дома, оставляем письменное приглашение на беседу и семейные советы в наш центр с целью определения положительных ресурсов семьи и поиску путей выхода из кризисной ситуации. И родители к нам приходят. После знакомства с семьей проводится социальное расследование и заполняются соответствующие бланки.
Для прямого руководства действиями родителей, социально-педагогического сопровождения семьи, посещения проводятся не менее двух раз в месяц. Это дает возможность видеть положительные изменения в семье, подстегивает членов семьи к конкретным действиям.
По результатам взаимодействия с семьей принимается решение о целесообразности проживания ребенка в семье. Проводятся контрольные рейды в семьи, которые свыше шести месяцев состоят на учете, с целью оказания более действенной помощи. Предлагаем схему работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

неблагополучные семьи

Работа с семьей организована в тесном сотрудничестве с педагогами социальными учреждений образования, сельскими исполнительными комитетами, детскими дошкольными учреждениями, КДН, ИДН, ТЦСОН, ЦРБ.

 

сотрудничество

На заключительном этапе работы с семьей возможны два пути:
– отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении в случае устранения причин неблагополучия;
- признание детей нуждающимися в государственной защите, помещение ребенка в детский социальный приют.
Специалистами социально-педагогического центра определены несколько моделей организации работы с дисфункциональными семьями.
Диагностическая - основывается на предположении дефицита знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - социально-психологический климат внутрисемейных коммуникаций, т.е. диагностика системы " семья - дети". Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационных решений. Методы диагностики: анкеты, беседы, тесты, направленные на определение внутрисемейных проблем.
Педагогическая - базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Объект жалобы - ребенок. Вместе с родителями анализируем ситуацию, намечаем программу по повышению педагогической компетенции родителей, ориентируясь на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Методы повышения педагогической компетенции родителей: лектории, тренинги, выступление узких специалистов /инспектор ИДН, психолог, методист отдела образования/, проведение тематических недель.
Социальная - используем в тех случаях, когда семейное неблагополучие связано с действием социогенного фактора. В этих случаях, помимо анализа ситуации и рекомендаций, привлекаем органы социальной защиты, опеки и попечительства.
Медицинская - предполагает, что в основе семейного неблагополучия лежит болезнь одного из членов семьи. Формы оказания помощи: социально-медицинское сопровождение ребенка и членов семьи во взаимодействии с органами здравоохранения.
Психологическая - используем, когда причины неблагополучия семьи лежат в области общения. Анализируем ситуацию, проводим диагностику семьи, тренинги по решению семейных проблем. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения, причин их появления, коррекции внутрисемейных коммуникаций.
Семьи и дети, оказавшиеся в социально опасном положении - это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

В соответствии с анализом ситуации риска, специалисты социально-педагогического центра определили следующие «проблемные зоны» в работе с семьями:

  • Алкоголизм родителей или детей;
  • Отсутствие работы у одного или обоих родителей;
  • Насилие в семье;
  • Нарушение детско-родительских отношений;
  • Безнадзорность детей и подростков.

Работу с пьющими родителями ведем по трем направлениям: медико-физиологическому, социально-педагогическому и правовому.
Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, прежде всего наркологами и психиатрами.
Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно СПЦ совместно с иными организациями. Главная цель – раскрыть родителям отрицательное влияние алкоголя на взаимоотношения между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который пьянство наносит семье путем проведения бесед, консультаций, круглых столов и т.д.
Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение юриста СПЦ последствий от действия и поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и их ответственности перед законом.
Таким образом, основная задача в работе с семьей алкоголиков – укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности за воспитание, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения. Мы ставим целью восстановить воспитательный потенциал семьи.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Мы предлагаем программу работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Цель: оказание помощи в создании комфортных условий для воспитания и развития ребёнка в неблагополучной семье для обеспечения в полной мере первичной социализации личности.

Основные направления работы с семьёй:

  • Диагностическое.
  • Прогностическое.
  • Переориентационное.
  • Поддерживающее.

I Происхождение программы.
Одной из основных причин проявления девиаций и деликвенций среди несовершеннолетних является неблагополучие в семье, где обстановка не отвечает нуждам ребёнка, а в ряде случаев представляет опасность для его жизни. 70% детей, стоящих на учёте в ИДН и КДН воспитываются в проблемной семье, где родители злоупотребляют спиртными напитками и являются ярким примером аморального поведения.
II Задачи:

  • Диагностирование и анализ факторов, оказывающих негативное влияние на становление и развитие личности ребёнка в семье, обуславливающих социальную дезадаптацию.
  • Прогнозирование результатов взаимодействия с семьёй, определение стратегии и тактики интервентной работы.
  • Активирование и мобилизация потенциальных возможностей семьи, педагогизация родителей, коррекция стереотипов поведения всех членов семьи.
  • Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.

Обоснование программы
Семья, находящиеся в социально опасном положении, имеет низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания либо малорезультатный, либо нет его.
В зависимости от характера проблем, программа работы с семьёй может носить долгосрочный характер. Она опирается на идеи гуманистической психологии, методики поведенческой коррекции и может собой представлять проблемно-ориентированную модель взаимодействия.
Внедрение программы

  • Диагностическая работа.
  • Используя методы наблюдения, анкетирования, опроса, тестирования выявляем категории несовершеннолетних, воспитывающихся в дискомфортных условиях семьи.

На основании полученных результатов определяем проблему семьи путём её более глубокого изучения:

  • Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приёмов воспитательного воздействия.
  • Диагностика причин социально опасного положения.

Средства:

  • Посещение на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос.
  • Обработка результатов исследований. Установление ведущей причины социально опасного положения.
  • Прогностическая работа предполагает прогнозирование конечного результата работы при выборе оптимальных методов и форм работы.
семья алкоголики

III. Взаимодействие с семьёй может осуществляться на двух уровнях:

  • Индивидуальном
  • Коллективном

При этом исходным и решающим является индивидуальный уровень работы с семьёй. Он предполагает целенаправленное влияние на семью с учётом её конкретных особенностей и осуществляется последовательно и в чёткой системе с использованием методики контактного взаимодействия.
Формы работы с семьёй:

  • Индивидуальная (педагог социальный СПЦ, инспектор ИДН, КДН, классный руководитель , педагог-психолог и педагог социальный учреждения образования и т.д. ).

а) Психолого-педагогические консультации:

  • Ответственность семьи за воспитание детей
  • Как стать хорошими родителями.
  • Влияние алкоголизма родителей на формирование личности ребенка.
  • Детско-родительские конфликты и их разрешении.

б) Педагогические поручения:

  • Организация домашнего учебного труда
  • Режим дня ребенка в семье
  • Организация труда в семье
  • Семейный праздник
  • Профилактика заболеваний у детей
  • Знакомство с друзьями ребёнка и т.д.
  • Коллективная:

а) Школьные (классные) родительские собрания.
б) Лектории для родителей:

  • «Искусство понимать друг друга»
  • «Мамины руки самые добрые» и т.д.

в) Встречи за круглым столом
г) Вечера вопросов и ответов
д) Педагогические практикумы:

  • «Какой у вас ребенок»
  • «Какой вы родитель»

е) Диспуты и деловые игры
Семья- это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка- чтобы его любили таким, каким он есть. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)».

Работа с семьёй должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития.
Специалисты социально-педагогического центра основными результатами своей деятельности по работе с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении считают:
- выполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
- повышение спроса среди родителей и детей на помощь специалистов в решении конфликтных ситуаций;
- уменьшение неблагополучных семей, снижение количества несовершеннолетних, совершивших противоправные действия;
- совершенствование межведомственного взаимодействия с социальными институтами, заинтересованными в решении проблемы социального сиротства;
- укрепление системы по раннему выявлению семейного неблагополучия;
- достижение хороших результатов по определению детей сиротской категории в приемные семьи.
Наш девиз: «Семья для ребенка- ребенок для семьи».

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.