На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Методика проведения ситуационно-ролевой игры в идеологическом сопровождении воспитательного процесса
Методика проведения ситуационно-ролевой игры в идеологическом сопровождении воспитательного процесса
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Методика проведения ситуационно-ролевой игры

Игра существует как система коммуникативных отношений. Игра – это деятельность человека, предметом которой являются модели – заменители предметов тех или иных видов деятельности. Ситуационно-ролевая игра включает два аспекта: инструментальный (решение какой-либо производственной проблемы) и эмоционально-ролевой (решение межличностных проблем, возникающих в рамках коллективного взаимодействия). В этой игре формируется тактика поведения, отрабатывается реализация функций. Для проведения таких игр разрабатывается модель – пьеса, между играющими распределяются роли «с обязательным содержанием». Цель – достижение эффективного взаимодействия с партнерами в условиях проблемной ситуации.

4.1. Ролевая игра
«Так ли хорошо за границей и так ли плохо на Родине»

Цели:

  • коррекция ценностных убеждений учащихся;
  • привитие любви к Родине;
  • воспитание уважения к другим народам и странам;
  • развитие умений и навыков сравнивать и анализировать происходящие в мире события, смотреть на проблему с различных точек зрения, видеть диалектическую связь между явлениями;
  • развитие умений вести дискуссию (выслушать оппонента, проявить уважение к нему, умение аргументировано высказать свою точку зрения, находить объективные аргументы и т.д.)
  • профессиональная ориентация учащихся (создание условий для самореализации себя в роли человека различных профессий).

Подготовительная работа:
1. Знакомство учащихся с темой ролевой игры и главными вопросами, вынесенными на обсуждение.
2. Создание инициативных групп, распределение ролей:
- группа экспертов, которые будут проводить социологический опрос старшеклассников;
- группа корреспондентов различных молодёжных газет и журналов;
- группа дипломатов, представляющих интересы различных стран (Германии, США, Франции, Испании, Англии, Швеции);
- группа, занимающаяся поиском кандидатур, которых можно пригласить на пресс-конференцию в качестве экспертов, т.е. тех, кто провел длительное время в вышеперечисленных странах.
3. Изучение инициативными группами необходимого теоретического материала, поиск статей из периодической печати.
4. Обсуждение и проверка собранного материала.
Оборудование:
- плакаты с высказываниями знаменитых людей о любви к Родине, патриотизме;
- свод правил ведения пресс-конференции;
- лист для проведения экспресс-опроса участников конференции, карточки красного и зелёного цветов;
- диаграммы результатов предварительного анкетирования.

Свод правил ведения композиционно-ролевой игры
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Поднимать руку, если хочешь задать свой вопрос.
3. Ход конференции определяет ведущий.
4. Свое мнение или позицию необходимо аргументировать фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов.
5. Признавать право каждого иметь свою точку зрения, свое собственное мнение.
6. Обсуждать точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

Из мудрых мыслей
Высшее и прекраснейшее в человеческой природе – любовь к родной земле, ощущение свободы и независимости под защитой отечественных законов.
И.Гёте
Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека
Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему миру.
К.Гельвецкий
Кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого.
Осетинский афоризм
Не был на чужбине – не оценишь сполна свою страну.
Туркменская пословица
Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного личного труда: бродягам и тунеядцам всегда было чуждо чувство родины.
Л.М.Леонов
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Д.Байрон
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины.
И.П.Павлов
Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечество, какое бы оно ни было; только надобно, чтобы эта любовь была не мёртвым довольством того, что есть, но желанием усовершенствования.
В.Г.Белинский

Патриотизм – нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе чувств, обычно называемом любовью к Родине, которая включает:
- заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию;
- верность Родине, ведущей борьбу с врагами;
- гордость социальными и культурными достижениями своей страны;
- сочувствие к страданиям народа и переживание за социальные пороки общества;
- уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям.
Философский словарь
Родина – это весь народ, совершающий на данной площади историческое движение. Это – прошлое народа, настоящее и будущее. Это – его своеобразная культура, его язык, его характер, это – цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории.
Л.Н.Толстой
Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился.
Бернард Шоу

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя.
Беларусь – именно эта страна является для вас местом проживания, местом на огромной планете Земля, которое вы называете Родиной. В настоящее время наша страна переживает сложный исторический период развития и становления. Меняются эпохи, меняются и наши представления о мере жестокости и злодейства, величии и подвиге. Изменились ли наши представления о таких понятиях, как Родина, патриотизм? Так ли хорошо за границей и так ли плохо на Родине? В этих непростых вопросах вам поможет разобраться сегодняшняя пресс-конференция.
2. Проведение экспресс-опроса.
Все участники опроса проводят голосование по вопросу ведущего:
К листу, вывешенному на доске, приклеиваются карточки разных цветов:
* зелёный – согласен с высказыванием,
* красный – не согласен.
3. Представление участников
Гости опроса (люди, которые продолжительное время провели за
рубежом).
Дипломатические работники Англии, Америки, Беларуси, Испании, Швеции, Германии (обращается внимание на то, что все эти специалисты находятся в подчинении С.И. Мартынова – первого заместителя Министерства иностранных дел Республики Беларусь, выпускника СШ № 9, а ныне гимназии № 2 ).
Корреспонденты молодежных газет, журналов, радио: «Комсомольская правда», «Знамя юности», «АиФ», «Радио Свобода», «Спид-инфо», «Свободные новости», «Балясы».
4. Выступление экспертной группы
Группой экспертов был проведен опрос учащихся 10-11 классов по следующим вопросам:
1. Были ли вы за рубежом?
2. Где бы вы хотели побывать? Почему?
3. Сколько ваших знакомых было за рубежом?
4. Вы бы хотели уехать навсегда? Почему?
5. Что бы вы взяли из их жизни и перенесли к нам?
6. Что знают о нас за рубежом?
7. Патриотизм – это …
8. Любовь к Родине – это …
Оглашаются результаты анкетирования.
Учитель обращает внимание на то, как трактуют понятия «патриотизм» и «любовь к Родине» известные люди и философский словарь.
5. Презентация стран
Учащиеся, выступающие в роли дипломатов, представляют «свои» страны, давая краткую характеристику политической, экономической и социальной систем.
6. Проведение диалога в форме «вопрос-ответ»
Вопросы задаются гостям пресс-конференции.
Основные направления обсуждения:

  • молодёжная политика государств;
  • возможность получения образования;

- высшее, среднее специальное, среднее техническое, среднее, платное, бесплатное;

  • социальная защита (страховки, программы, льготы);
  • занятость молодёжи, влияние образования на уровень оплаты труда;
  • программы по поддержке молодой семьи;
  • здоровый образ жизни.

7. Телемост “Витебск—Маунт Плэзэнт (США)”.
Не осталась равнодушной к нашей игре и ваша одноклассница, обучающаяся в этом году в Америке, Лена Орлова. Давайте послушаем её мнение:
“Привет, одноклассники! Скажу сразу – радуйтесь, что учитесь в такой хорошей, умной школе, где вам дают много полезных знаний. И не надо ныть, что всё у нас так плохо. Нужно гордиться нашей Беларусью, хотя во всём мире знают о ней очень мало и почти все спрашивают, где находится Беларусь. Тут, в моей американской школе, каждое утро перед первым уроком по школьному радио обязательно включают патриотический гимн и слова типа “присяги” американскому флагу. И песня у них самая популярная “I am proud to be an American».
Я считаю, что с их патриотизма нужно брать пример – мы же ничем не хуже, наоборот, мы самые умные и красивые!!!»
8. Проведение повторного экспресс-опроса
Все участники ролевой игры вновь голосуют по главному вопросу. В ходе голосования по желанию высказываются кратко аргумента и мнения. Идёт сравнение результата с первоначальным.
9. Подведение итогов
В ходе нашего сегодняшнего диалога мы неоднократно подходили к таким важным для каждого человека понятиям, как патриотизм, любовь к Родине. Тема патриотизма сегодня жгучая и больная.
М.Ю.Лермонтов называл свою любовь к Отчизне странной: ни военная слава предков (“купленная кровью”), ни “тёмной старины заветные преданья” не пробуждали ещё любви к Родине. А вот “чета белеющих берёз”, “полное гумно”, “с резными ставнями окно” – это было любимо, на это смотрел “с отрадой многим незнакомой”.
Любая страна рассыплется в пух и прах, если её граждан не объединяет привязанность к родной земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Джон Кеннеди говорил: “Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”. Именно таким вопросом, обращенным к каждому из вас, хотелось бы завершить сегодняшнюю игру.
Лелей лоскут отеческой земли
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за чернозёмом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!

Вопросы, прозвучавшие во время проведения
ситуационно-ролевой игры

  • Что знают за рубежом о нашей стране?
  • Чем объясняется изучение Америкой образовательной системы

в странах бывшего Советского Союза?

  • Можно ли повторить модель «шведского социализма» в Беларуси?
  • Какова перспектива поступления белорусских абитуриентов в престижные английские университеты?
  • Какова стоимость обучения в высших учебных заведениях других стран?
  • Нужно ли по окончании вуза возмещать стоимость обучения, если обучение субсидировалось государством?
  • Как молодёжь относится к употреблению наркотиков?
  • Как правительство поддерживает молодые семьи, решает вопросы демографического кризиса?
  • Почему бытует мнение, что американская молодёжь слишком распущена?
  • Как можно оценить качество образования в рассматриваемых странах?
  • Как относится немецкая молодёжь к проблеме семьи и брака?
  • Является ли молодёжь активной в политической жизни страны?
  • Заботится ли шведская молодёжь о своём будущем, как она относится к проблеме выбора профессии?
  • Является ли престижным получение высшего образования, все ли стремятся к этому?
  • Как испанская молодёжь относится к корриде?
  • Существуют ли какие-либо льготы при поступлении в вузы?
  • Идёт ли в вашей стране процесс урбанизации?
  • Какой музыкой увлекается молодёжь?
  • Какие профессии являются наиболее востребованными на экономическом рынке страны?
  • Существуют ли молодёжные организации?
  • На каком месте в жизни молодёжи стоит религия?


4.2. Ситуационно-ролевая игра «Моя Беларусь»

Оборудование: государственные символы: флаг, герб, гимн РБ, плакат-выписка из ст.1 Конституции, определяющая наше государство, комплект «звезд», «планет» и «лабиринтов», комплект рисунков к заданию 5, чистые карточки для записи эпиграфа (3 шт.), тексты Конституции Республики Беларусь, свежие газеты (3 шт.), классная доска (3 шт.), ножницы (3 шт.), жетоны с номерами (для жеребьевки), карточки к заданию 3 и 4, песочные часы.
Цели:
- закрепить знания о Республике Беларусь, нашей идеологии;
- учить применять знания в нестандартной ситуации;
- развивать мировоззрение учащихся, умение работать в коллективе;
- воспитывать гражданственность, правовое самосознание;
- развивать умение самостоятельно отбирать материал.
В игре принимают участие 3 команды по 5 игроков, 2 ведущих, 2 ассистента ведущего. До игры представители команд тянут жребий, определяя очередность вступления в игру. Звучит музыка И.Лученка.

Ход игры
Вступление
1-й ведущий: Здравствуйте, друзья!
2-й ведущий: Мы приветствуем юных граждан нашей страны на сегодняшней интеллектуальной игре «Моя Беларусь»!
1-й ведущий: Представляем игроков 1-й (по жеребьевке) команды, а вы приветствуйте их аплодисментами, они будут начинать игру.
2-й ведущий: Представляем игроков 2-й команды, они будут продолжать игру, приветствуйте их аплодисментами.
1-й ведущий: Завершать игру будут игроки 3-й команды, аплодисменты им.
2-й ведущий: Закрепление знаний о нашем государстве, его идеологии, развитие правового самосознания, воспитание гражданственности – вот основные цели нашей игры.
1-й ведущий: Быть гражданином – значит активно проявлять себя в мире людей, формировать в себе законопослушание, утверждать права человека, содействовать процветанию общества, гордиться своим государством.

Задание 1
2-й ведущий: Мы долго спорили, выбирая эпиграф к сегодняшней игре, и решили обратиться за помощью к вам. Пусть это будет первым нашим заданием: вспомнить, записать и прочитать 1-2 строчки из произведений любого поэта, прозаика, выражающие патриотические, гражданские чувства, подходящие для нашей темы.
1-й ведущий: (раздает карточки, на которых следует записать эпиграф и поворачивает часы, обращаясь к зрителям). За самый удачный ответ игроки будут получать «звезду», за ответ с недочетами – «планету», за путанный ответ – «лабиринт». Поможет нам правильно оценить ответы жюри.
2-й ведущий: Послушаем, какие эпиграфы к нашей игре подобрали ребята. Слово 1-й команде, затем 2-й, затем 3-й.
Участники игры читают эпиграфы, например:
Мой родны кут,
Як ты мне мілы
Я.Колас

Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.
Д.И.Фонвизин

1-й ведущий: Жюри подводит итоги.

Задание 2
2-й ведущий: Следующее задание – описать символику нашего государства (предлагает карточку на выбор каждой команде). На обсуждение – 1 минута (поворачивает часы).
1-й ведущий: Внимание: ответы.
Флаг нашей Республики …
Герб нашей Республики …
Гимн нашей Республики …
Задание зрителям: сравнить описание и символы, если допущены неточности, то устранить.
Обсуждение.
1-й ведущий: А теперь послушаем гимн.
2-й ведущий: Все ли ребята знают, что при звуках государственного гимна нужно встать? Зачем? (В знак уважения).
Подведение итогов.

Задание 3
1-й ведущий: Республика Беларусь – какое это государство? Командам предлагается дать определение (подходит и дает каждой команде карточку, поворачивает часы).
2-й ведущий: Давай сами пока спросим у ребят ответы на оставшиеся вопросы.
1-й ведущий: (Читает первую карточку).
Беларусь не имеет в своем составе каких-либо самостоятельных образований, в отличие от, например, США, где есть штаты, России, в состав которой входят автономии. Значит Республика Беларусь – это _____________ государство.
2-й ведущий: Как справились с заданием наши команды? Ответ 1-й команды…
Ответ 2-й команды …
Ответ 3-й команды …

Задание зрителям
Cопоставим ответы с выпиской из Конституции Республики Беларусь (обращается к плакату-выписке, читает определение).
1-й ведущий: (Подведение итогов).

Задание 4
2-й ведущий: Очень важно уметь находить актуальную, объективную, значимую, достоверную информацию. Поэтому следующее задание – работа с газетами (дать каждой команде по газете). Газеты выбраны произвольно. Нужно вырезать и приклеить к своему стенду материалы указанных в карточках направлений (поворачивает часы) за 9 минут.
1-й ведущий: Музыкальная пауза.
1-й ведущий: А теперь каждая группа объяснит свой выбор:
- соблюдение какого-либо права;
- защита прав;
- отношение к другим странам и народам.

Задание зрителям:
Какого рода материалов больше? Почему? Отражает ли такое отношение реальную ситуацию в обществе? Ответы зрителей.

Подведение итогов
2-й ведущий: Высшей целью нашего государства является обеспечение прав и свобод граждан.

Задание 5
Каждой команде предлагаются картинки. Нужно к своей картинке за 5 минут подобрать максимальное количество статей из Конституции Республики Беларусь. Ассистенты фиксируют результаты на доске.
Получаются 3 столбика с номерами статей и их общим количеством.
Зрители сопоставляют рисунки и содержание статей, ведущие помогают им в этом.
1-й ведущий: А сейчас подведем итоги. Каждая команда по очереди предъявляет выигранные «звезды», «планеты», «лабиринты». Побеждает тот, у кого звёзд больше, чем лабиринтов. А 5 «планет» можно обменять на 1 «звезду».
2-й ведущий: Поздравляем победителей и вручаем им призы.
1-й ведущий: Наша игра закончена, и мы желаем вам успехов и побед!

В нашей стране власть осуществляется самим народом в его интересах через свободно избранных представителей. Все граждане равны и соучаствуют в осуществлении власти. Поэтому Республика Беларусь – это демократическое государство.
Каждому гражданину гарантируется «создание условий для свободного и достойного развития личности». Конституция последовательно проводит демократический принцип верховенства права. Поэтому Республика Беларусь – это правовое государство.
Наше государство не только провозглашает в Конституции, но и осуществляет защиту прав личности через свою экономическую и социальную политику, обеспечивая условия жизни. Поэтому Республика Беларусь – это социальное государство.

Источник: Методика идеологического сопровождения воспитательного процесса: методические рекомендации. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2005. – 41 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.