1. Социальный педагог – педагог, основная деятельность которого – работа, направленная на помощь школьникам в их личностном развитии.
2. Основные задачи и направления деятельности социального педагога: - изучение физических и психических особенностей школьников, особенностей личности и коллектива учащихся, условий их развития; - создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как условие нравственного развития школьников; - помощь в личностном развитии школьников, развитие способностей быть личностью (стремление к самосознанию, умение делать разумные жизненные выборы, умение реализовывать свои позитивные качества); - помощь в интеллектуальном развитии (развитие познавательных интересов и заинтересованности в учении, помощь в самоопределении, профориентации и развитии индивидуальности).
3. Основные формы работы социального педагога: - индивидуальная работа со школьниками; - организация коллективной деятельности и общения; - организация воспитывающей среды; - организация повседневного школьного быта учащихся; - координация действий по помощи в развитии личности школьника в сотрудничестве с другими педагогами, родителями, педагогами внешкольных учреждений. 4. Основное содержание работы социального педагога: 4.1. Работа с отдельными категориями школьников: - изучение совместно с психологом состояния здоровья, отношений, интересов, характера познавательных особенностей, семейных условий и внешкольного общения школьника; - помощь в социализации школьников через стимулирование и организацию их участия в кружках, клубах, секциях; - непосредственное общение со школьниками; - помощь школьникам в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной работе; - координация информационных интересов школьника (чтение, кино, видео). 4.2. Работа с классными руководителями: - организация творческих и коллективных совместных дел школьников; - воспитание культуры общения школьника через специально организованные занятия; - организация развивающих коллективных мероприятий, экскурсий, посещение театра, концертов, выставок и пр.; - выработка общественного мнения коллектива через групповые дискуссии, обсуждение дел, проблем и ситуаций классной жизни. 4.3. Организация воспитывающей среды и повседневного школьного быта: - выработка совместно с ребятами правил (законов) общения в классном и школьном коллективе и вне его; - совместно с родителями и школьниками эстетизация среды классного коллектива; - организация самообслуживания, текущих трудовых дел, дежурства; - регулировка школьного питания учеников. 4.4. Координация воспитательных воздействий: - с врачом, психологом; - родителей, учителей, руководителей школьных и внешкольных кружков, объединений; - с библиотекарем.
5. Права социального педагога: 5.1. Право на помощь в работе со стороны врача, психолога, библиотекаря, учителей, администрации школы. 5.2. Право привлекать родителей школьников к своей работе. 5.3. Право присутствовать на уроках.
6. Помощь социальному педагогу: - со стороны врача, психолога, библиотекаря – в изучении школьников, консультировании социального педагога по различным аспектам его работы, в проведении отдельных дел и мероприятий; - со стороны учителей: информирование об учебной работе школьников, совместный анализ их учебных трудностей, помощь в проведении отдельных дел и мероприятий; - со стороны заместителя директора по воспитательной работе – методическая и организационная помощь.
7. Режим работы социального педагога: 7.1. Пятидневная рабочая неделя со средним недельным временем работы в школе и вне школы 40 часов. 7.2. Распределение времени работы по дням варьируется в зависимости от содержания и форм работы. 7.3. Примерное распределение рабочего времени в течение недели:
№ п/п
|
Вид деятельности
|
Время ч
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Помощь школьникам в учёбе
|
4
|
2.
|
Индивидуальная работа с учащимися
|
4
|
3.
|
Подготовка и проведение коллективных дел
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4.
|
Работа с родителями
|
8
|
5.
|
Диагностическая и коррекционно - развивающая работа
|
4
|
6.
|
Методические совещания, семинары
|
4
|
7.
|
Работа с педагогическими кадрами
|
2
|
8.
|
Оформление документации
|
2
|
9.
|
Научно-методическая работа
|
4
|
10.
|
Разное
|
4
|
11.
|
Учебная и другая нагрузка
|
до 9ч. в неделю
|
8. Ответственность за общую организацию работы социального педагога и контроль за его деятельностью возлагается на заместителя директора школы по воспитательной работе.
Примерная циклограмма работы социального педагога
ежедневно
|
1. Индивидуальная работа с учащимися и их родителями. 2. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся. 3. Работа с учителями – предметниками
|
еженедельно
|
1. Работа с психологом школы. 2. Посещение девиантных учащихся на дому. 3. Работа с журналами, запросами педагогов. 4. Взаимодействие с внешкольными учреждениями. 5. Дежурство по школе
|
Каждый месяц
|
1. Посещение уроков. 2. Участие в работе педагогического консилиума. 3. Совещание по планированию работы. 4. Участие в рейде педагогического патруля
|
Раз в четверть
|
1. Семинар (методическое объединение) социальных педагогов. 2. Анализ выполнения плана на четверть, коррекция плана на новую черверть. 3. Участие в проведении родительского собрания
|
Раз в год
|
1. Проведение открытого мероприятия. 2. Составление социального паспорта школы, микрорайона. 3. Анализ и составление плана работы. 4. Составление банка данных на учащихся, семью
|
Источник: Профессиональная деятельность социального педагога: Методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», 2003.- 55с.
Автор-составитель: П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПКиПРРиСО». Рецензенты: В.И. Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», канд. пед. наук; М.В. Кузнецова, ст. преподаватель кафедры экономи-ческой теории и истории УО «ВГАВМ» |