ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Задачи: · анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанников; · обеспечение социально-педагогической поддержки дезадаптированных детей и подростков; · включение всех воспитанников в социально полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями; · координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоление комплекса неполноценности; · защита и охрана прав детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.
№ п/п
|
Содержание деятельности социального педагога
|
Сроки
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Выявление воспитанников «группы риска»: - изучение личных дел воспитанников; - изучение комплектации класса; - составление социально-педагогического паспорта класса; - корректировка списков детей по социальному статусу; - определение детей «группы риска»
|
сентябрь
|
Соц.педагог, зам.дир. по воспитательной работе, кл.руководи-тель, воспитатели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2.
|
Изучение психолого – медико - педагогических особенностей детей: - наблюдения в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; - беседы с воспитанниками и воспитателями; - тесты личностных особенностей; - диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем
|
октябрь
|
Соц.педагог, психолог, руководители кружков, воспитатели
|
3.
|
Анализ полученных результатов. Отслеживание динамики развития ребёнка: - анкетирование «Адаптация в школе»; - ДДО А.Е.Климова «Профессиональное предпочтение» – помощь в выборе кружковой деятельности; - проведение педконсилиумов по классам, требующим особого внимания; - еженедельный Совет по дезадаптированным детям совместно с инспектором по ИДН; - информация о текущей работе на совещаниях воспитателей и педагогов
|
ноябрь - март
|
Соц.педагог, психолог, руководители кружков, кл. руководитель, воспитатели, инспектор ИДН
|
4.
|
Разработка индивидуально – коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности.
Обеспечение реализации программ
|
1-я неделя месяца
в течение года
|
Соц.педагог, психолог, дефектолог
|
5.
5А
5Б
|
Работа с детьми, требующими повышенного внимания: Контрольное диагностирование: - цветопись настроения; - графические (рисуночные) методы тестирования; - опрос старшеклассников по актуальным темам («Про это…»); - карты и дневники наблюдений специалистов. Работа с девиантными детьми и подростками: - постоянное наблюдение и своевременная помощь; - специальная работа Совета с детьми, стоящими на учёте в ИДН; - участие в районных ИДН; - оформление документов для дальнейшего обучения в училище (школе); - проведение профилактической работы через беседы с представителями ИДН
|
сентябрь - октябрь
январь - февраль
в течение года
|
Психолог, соц.педагог, дефектолог
Соц.педагог
Инспектор ИДН
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5В
5Г
|
Работа с детьми – инвалидами: - своевременное оформление инвалидности и пенсионного пособия; - санаторное пролечивание или системное обследование; - участие в реализации программы «Дети-инвалиды». Профилактическая работа с подростками: - направление для психологического консультирования в специализированные центры; - посещение консультаций; - направление в тренинговые коррекционные группы; - посещение консультаций; - направление для обследования или пролечивания в отделение неврозов, соматические отделения; - цикл бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр)
|
в течение года
|
Соц.педагог, педиатр, специалисты отдела соц. защиты, руководители кружков
Соц.педагог, психолог, психотерапевт, нарколог, гинеколог
|
6.
|
Оказание консультативной помощи ребёнку в семье: - через обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, малообеспеченных, с асоциальным поведением; - индивидуально-консультативная помощь родителям; - проведение классных родительских собраний
|
в течение года
|
Соц.педагог, зам.дир. по воспитательной работе, воспитатели, психотерапевт, логопед, дефектолог, администрация
|
7.
|
Способствование формированию благоприятного микроклимата: - информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещаниях учителей и воспитателей; - анализ работы с детьми группы риска на методических объединениях; - индивидуальная помощь классным руководителям и воспитателям; - консультативные совещания при директоре совместно со специалистами специализированных центров; - роль защитника интересов в разрешении конфликтов; - пропаганда знаний о правах ребёнка
|
в течение года
|
Соц.педагог, администрация
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8.
|
Координация различных видов социально ценностной деятельности воспитанников, направленных на развитие социальных институтов: - участие в город. конкурсе творчества юных; - участие в конк. программе «Дети-инвалиды»; - участие в праздниках детско-юношеских библиотек; - участие в работе учреждений дошкольного образования; - изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников в связи с выбором профессии; - проведение профконсультирования; - устройство воспитанников на учёбу; - контроль за предоставлением льгот воспитанникам детского дома во время учёбы
|
в течение года
|
Соц.педагог, библиотекарь, педагог-организатор, учитель литературы
|
9.
|
Защита и охрана прав детей: - выявление статуса ребёнка по запросам в различные социальные институты; - восстановление жизненно важных документов ребёнка; - оформление пенсий по утере кормильца; - работа со сбербанком, оформление и проверка поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников; - оформление пенсий по инвалидности; - ведение наследственных дел с оформлением документов; - определение статуса воспитанника на основании решения суда о лишении родительских прав, оформление документов; - участие в судебном процессе в роли защитника прав ребёнка; - решение вопроса о жилье в пользу несовершеннолетнего; - оформление пакета документов в банк данных на детей – сирот; - отслеживание адаптированности в приёмной семье воспитанников, защита их интересов; - устройство выпускников на учёбу или работу; - контроль за предоставлением льгот воспитанникам детского дома; - оказание помощи в решении бытовых проблем; - оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счёт учреждения
|
постоянно
|
Соц.педагог, психолог, отделы соц. защиты, специалисты по охране прав детей, работники прокуратуры
|
10.
|
Повышение профессиональной компетентности
|
Семинары соц. педагогов, самообразование, курсы ПК
|
Источник: Профессиональная деятельность социального педагога: Методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», 2003.- 55с.
Автор-составитель: П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПКиПРРиСО». Рецензенты: В.И. Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», канд. пед. наук; М.В. Кузнецова, ст. преподаватель кафедры экономи-ческой теории и истории УО «ВГАВМ»
|