Основные причины, обуславливающие социально - опасное положение семьи
№ п/п |
Причина неблагополучия
|
Кол-во семей
|
% к общему количеству
|
1
|
Злоупотребление алкоголем
|
4
|
57,2
|
2
|
Отчужденность в отношении с ребенком
|
3
|
42,9
|
Основные причины, обуславливающие рискованное положение семьи
№ п/п |
Причина неблагополучия
|
Кол-во семей
|
% к общему количеству
|
1
|
Злоупотребление алкоголем
|
1
|
20,0
|
2
|
Длительная безработица, малообеспеченность
|
3
|
60,0
|
3
|
Попустительство в выполнении родительских функций
|
1
|
20,0
|
В нормальной семье ребенок получает достаточно внимания, эмоционального тепла, ласки, сравнивает себя с родителями и близкими, подражает им, учится быть взрослым. Ребенок, имеющий пьющих родителей, идентифицирует себя с ними, ибо они значимые взрослые для него. Пребывая большую часть времени в измененном состоянии сознания (алкогольном опьянении), родитель не выполняет должным образом основные родительские обязанности. Он не удовлетворяет основные потребности ребенка в тепле, пище, лечении, должном уходе, а также и потребности в эмоциональной поддержке, внимании, любви, не оказывает помощи в учебе, преодолении трудностей, не организовывает и не контролирует досуг ребенка. Выделяются следующие особенности детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор (так называемые «забияки» и «драчуны»); поведение детей непредсказуемо. У детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Они чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учебой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно. Их взаимоотношения с окружающими, как правило, также неадекватны. Переживания поверхностны, неустойчивы, недостаточно осознаются детьми. Дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. К подростковому возрасту у детей из алкогольной семьи нарастают признаки социальной дезадаптации. Таким образом, физическому и психическому здоровью ребенка наносится большой вред. Наша цель, как специалистов, сопровождающих ребенка в процессе учения, сделать все возможное для улучшения состояния ребенка, семейной ситуации, работая в сотрудничестве с родителями, с ребенком, с педагогами, с врачами (врачом общей практики, наркологом и психиатром). Помощь ребенку и семье, находящейся в социально - опасном положении - комплекс мероприятий. Психологическое воздействие направлено на все основные факторы, способствующие, поддерживающие социально-опасное положение семьи.
|
Основой психологической лечения и реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, является работа с мотивацией на изменение поведения и продвижение в сторону выздоровления, а также профилактика рецидивов. Если человек, злоупотребляющий алкоголем, не приходит к пониманию необходимости изменений своего мышления и стиля жизни, то его лечение и реабилитация не будут удачными. Преодоление зависимости (хотя этот диагноз ставит только специалист-нарколог) — это продолжительный по времени процесс, состоящий из нескольких специфических стадий. На каждой стадии должны быть разрешены определенные задачи и развиты определенные навыки. Если человек не готов постоянно прогрессировать в этом направлении, исчерпывающим образом выполнять поставленные перед собой задачи и достигать целей, если он избегает постоянной работы в направлении изменений и не настроен эффективно преодолевать болезнь, то срыв неизбежен. И этим должен заниматься специалист-нарколог. В последние 10 лет выяснилось, что лечение пациентов, не готовых к изменению своего жизненного стиля, не дает позитивных результатов. Наша задача – побудить родителя к изменению, т.е. подводить его к пониманию,
- зачем ему вести здоровый образ жизни,
- зачем ему не употреблять алкоголь,
- зачем ему выполнять в полной мере свои родительские функции,
- что это дает его ребенку (построение позитивного прогноза),
- что это дает ему лично (его личный позитивный прогноз) как женщине или мужчине, как супругу, как работнику,
- что он приобретает, живя без алкоголя,
- что может быть, если родитель решает все оставить, как есть на данный момент (построение негативного прогноза),
- что он теряет, злоупотребляя алкоголем,
- как трудности ребенка связаны с данной семейной ситуацией.
Т.е. подвести его к осознанию (внутренней готовности) необходимости неупотребления алкоголя и обращением за помощью к специалисту-наркологу.
Вечер - проект для учащихся 8-11 классов: «Идеальная семья»
Цель: Актуализация позитивного образа семьи в системе ценностных ориентаций старшеклассников. Условия проведения: просторное помещение. Материалы: бумага, фломастеры, карандаши, билеты пяти различных цветов. Содержание вечера. Ведущий: Города, как и люди, рождаются, и вот в одной местности родились два красивых города. Каждый из них мог жить и своей, совершенно отдельной жизнью, но горожане быстро поняли, что некоторые связи с другими селами и городами им необходимы. И вот между ними были проложены кое-какие дороги, по ним начались случайные контакты.
- Если я не ошибаюсь, в человеческих отношениях это уровень знакомства.
Пригляделись эти два города друг к другу и увидели, что контакты между ними очень даже перспективны: то, что в избытке здесь, крайне необходимо там, и наоборот. Города открыли друг друга, и первые же сделки обогатили обоих: вот было радости! Далее было, как всегда при освоении новых богатых территорий: много и мечтаний, и реальных проектов, расцвет рекламы, развитие представительств, торговый бум и первые быстрые капиталы. Отношения раскручиваются круто, аж голова кругом идет…
- Между людьми – ситуация романа. «Я встретил вас… Очаровательные глазки, очаровали вы меня». В общем, без прекрасной принцессы не прожить мне и дня.
Прошло время. Два отдельных города уже хорошо узнали друг друга, наладили постоянные и выгодные торговые связи, но первоначальное воодушевление прошло: сливки уже сняты, супердивидендов уже не будет. Они рядом и нужны друг другу, но каждый из них цветет по отдельности.
- Совместная жизнь. Роман закончился, осталось удобство и взаимная заинтересованность.
Но вот пробил час «Х», в одном из городов пришел к власти новый мэр, и возник Великий Проект: два дружественных города слить в один. А это значит очень конкретные вещи: развивать далее не две отдельные, а сделать одну общую телефонную сеть, соединить и сделать одно общее дорожно-транспортное управление, общими усилиями построить аэропорт и даже метро. Хороший проект, и мэр другого города видит, что Проект действительно обещает очень многое. И два города слились в один.
- Итак, образовалась Семья.
Ведущий: Сейчас нам всем вместе предстоит совершить проект под названием «СЕМЬЯ». Для этого надо разбиться на группы. Принцип объединения – цвет тех самых билетиков, которые получили при входе. Каждая группа получает задание и все необходимое. Время подготовки – 25-30 минут. Работа групп. Представление проектов.
Ведущий: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему» - говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Не женат лишь я хожу!»
- «А кого же на примете Ты имеешь?» - «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит». Пушкин, Сказка о Царе Салтане Ведущий: Главный итог нашего увлекательного действа можно выразить одной короткой фразой: «СЕМЬЯ - это мы!» От каждого зависит, какой станет семья, какие мысли и чувства в ней будут главными.
Приложение Задание для группы № 1 Вам необходимо представить идею: Ради чего создается СЕМЬЯ? Какие мечты у ее основателей? Идею можно представить:
- в виде описания,
- изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
- живой скульптуры,
- концертного номера,
- нарисовать.
Задание для группы № 2 Вам необходимо представить модель идеального ДОМА СЕМЬИ. Каким его хотелось бы видеть? Модель можно представить:
- в виде описания,
- изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
- живой скульптуры,
- концертного номера,
- нарисовать.
Задание для группы № 3 Создайте ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЫ. Какими качествами должна обладать идеальная жена? Образ можно представить:
- в виде описания,
- изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
- живой скульптуры,
- концертного номера,
- нарисовать.
Задание для группы № 4 Создайте ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО МУЖА. Какими качествами должна обладать идеальный муж? Образ можно представить:
- в виде описания,
- изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
- живой скульптуры,
- концертного номера,
- нарисовать.
Задание для группы № 5 Создайте ОБРАЗ ДУХОВНОГО МИРА СЕМЬИ. Какие общие мысли и чувства есть у всех членов СЕМЬИ? Что их объединяет? Чего они хотят достичь? Образ можно представить:
- в виде описания,
- изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
- живой скульптуры,
- концертного номера,
- нарисовать.
Рекомендации классным руководителям по взаимодействию с родителями, злоупотребляющими алкоголем:
- Обратить серьезное внимание на сотрудничество с родителями. Привлекать к участию в детско-родительских мероприятиях, встречах с педагогами.
- Знакомить родителя с реальными проблемами ребенка, его потребностями.
- Обсуждать пути преодоления трудностей ребенка. Выстраивать алгоритм помощи ребенку.
Можно
- Снижать привлекательность употребления психоактивных веществ.
- Подчеркивать личную ответственность.Ответственность — это то, что родитель не брал на себя в течение длительного времени. Все вокруг несут ответственность за его нынешнюю ситуацию.
- Поддерживать поиск альтернативных вариантов поведения.В течение длительного времени родители не были по-настоящему озабочены поиском альтернативы своему нынешнему существованию.
Нельзя
- Осуждать.В жизни родителя многое уже произошло до того, как мы предложили помощь. Много негативных для него событий произошло в семье, на работе, в отношениях с друзьями, в финансовой и юридической областях. Наша задача — не судить поведение родителя, а помочь вызвать изменения. Самая важная задача— избавиться от сопротивления и добиться полной откровенности со стороны родителя.
- Обвинять.
- Оспаривать мнение.
- Подвергать сомнению, противостоять точке зрения родителя.
- Вешать «ярлык».
- Неадекватно направлять. Избыточная директивность ведет к сопротивлению. Сопротивление изменениям — нормальный человеческий феномен. Любой человек, который сталкивается с изменением привычного образа жизни без понимания появляющихся преимуществ, начинает испытывать чувство сопротивления, которое может быть открытым и скрытым.
Примеры открытого сопротивления: - отрицание проблемы («Я – не пьяница, не алкоголик»); - агрессивное поведение по отношению к лицу, которое объявляет о необходимости изменений. Примеры скрытого сопротивления: - опоздание, пропуски, беспечное отношение к профилактическим мероприятиям, приглашению в школу; - возражения против вмешательства посторонних лиц (педагогов, администрации).
Рекомендации классным руководителям по взаимодействию с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении:
- Изучать и использовать в работе психолого-педагогические характеристики учащихся.
- Учитывать индивидуально-типологические особенности детей, видеть не только отталкивающие, но и привлекательные стороны характера.
- Предупреждать конфликтогенные ситуации.
- При возникновении сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее на «потом».
- Обсуждать конфликтную ситуацию наедине.
- Давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе.
- Использовать резервные возможности ребенка для реализации его социальных потребностей (во внимании, принятии, уважении, безопасности).
Памятка родителю о совладающем поведении Данные меры помогут вам наладить жизнь, свободную от алкоголя:
- Альтернативная деятельность: физические упражнения, отвлечение, расслабление, хобби, молитва.
- Подкрепление неупотребления: чтение списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению, составление списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению, вознаграждение себя за воздержание, получение дополнительной информации о том, как поддержать себя.
- Избегание деятельности, связанной с повышенным риском: избегание провоцирующих ситуаций, избегание знакомства с лицами, употребляющими алкоголь, избегание районов «повышенного риска».
- Социальная поддержка: помощь самому себе, звонок другу или члену семьи, поддержка кого-то, кто в свое время прекратил употреблять алкоголь, поддержка окружающих.
- Отношения в социуме — позитивные последствия: мысли о поддержке друзей, мысли о том, что ваш партнер будет счастлив после вашего отказа от алкоголя, мысли о детях: желание подать им хороший пример.
- Отношения в социуме — негативные последствия: мысли о том, насколько вы будете отвратительны для окружающих, мысли о близких, которые будут очень расстроены, мысли о том, что друзья будут думать, что вы не способны бросить употреблять алкоголь.
- Здоровье — негативные последствия: мысли о том, насколько сильно связан алкоголь с вашими болезнями, мысли о том, что употребление алкоголя может привести к смертельному исходу, мысли о других рисках для здоровья, связанных с алкоголем.
- Мотивирование себя: отрицание, что алкоголь вам необходим, рассмотрение причин бросить употреблять алкоголь.
- Сила желания: твердо принято решение бросить. Вы сжимаете зубы и заставляете себя не думать об алкоголе.
- Каждодневное напоминание: активное вытеснение мыслей об алкоголе из сознания.
- Закон: мысли о том, что вы не сможете заботиться о своих детях.
- Обесценивание алкоголя: обращение к себе:
- «нет ничего хуже этого»; - «это страшный наркотик».
- Напоминание себе: алкоголь не может решить проблем, алкоголь и не может ничего исправить, алкоголь не поможет мне чувствовать себя лучше.
- Позитивные обращения к себе:
- вера в себя: «Я могу это сделать»; - достижение: «Посмотри, как прекрасно я с этим справился»; - надежда: «Мне станет лучше (легче)»; - базовое позитивное отношение к себе.
- мысли о себе как о человеке, свободном от злоупотребления алкоголем.
Литература:
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М., 1988.
- Богословская В.С., Янчий А.И. Программа САН. Мн., 2004.
- Кондрашенков В.Т., Игумнов С.А. Девиантное поведение у подростков. Мн., 2004.
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.
- Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье. Мозырь, 2006.
Современные социальные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении
Для нашего микрорайона основной причиной, обуславливающей социально - опасное положение большинства семей является алкоголизация, то есть злоупотребление родителями алкоголем.
АВТОР:
|
Мартинкевич Эльвира Владимировна,
|
|
педагог-психолог УО «ГОСШ № 3» г.Поставы, ул.17 Сентября, д.115
|
|
|
|