1. Функции участковой социальной службы
1. Социальная диагностика всех семей на участке. 2. Распределение случаев по системе патроната. 3. Социальный патронаж социально-здоровой и проблемной семей. 4. Координация работы служб и учреждений на участке и предоставление информации в КДН. 5. Контрольный патронаж (тип контроля) семей, прошедших реабилитационную программу.
2. Коррекционно-реабилитационное направление работы с семьей
Индивидуальный уровень: социально-педагогическое консультирование; телефонное консультирование; социальный патронаж; индивидуальные коррекционные занятия. Групповой уровень: групповые коррекционные занятия; родительские семинары-практикумы; тренинги для родителей Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
3. Методы реабилитационной работы
• Беседа (диалог между двумя участвующими сторонами). • Лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель – повышение уровня информированности клиента). • Диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса). • Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту). • Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию. Значение этих форм работы в том, что они помогают выявлять проблемы, способствуют их решению, развивают коммуникативные навыки клиента. Для работы с группой необходим организатор, имеющий коммуникативные навыки и владеющий информацией.
3.1. Тренинги
Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арттерапии, мозгового штурма и т.д. Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы, создания тренинговой группы из 8–10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия. Выбор стратегии определяется задачами тренинга, уровнем сплоченности в группе, подготовки ведущего. Возможны следующие стратегии: • программное ведение тренинга, которое предполагает четкое следование программе (контроль времени и ролей участников), жесткий стиль ведения тренинга; • тематическое ведение, когда ведущий обозначает тему тренинга, ставит цель, проводит мини-лекцию, которая должна заинтересовать участников. Далее предлагается участникам самим выбрать деятельность или ведущий предлагает несколько направлений; • свободное ведение, когда группе предоставляется свобода выбора проблемы, действия, ведущий уходит в тень. Этапы тренинга: • знакомство; • решение организационных вопросов: определяются цели, время, что допустимо и что нет. Одно из обязательных правил работы – каждый может свободно говорить в любое время, но запрет на все виды ругательства и насилия; • возникновение «чувства группы», когда люди преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают чтото значить друг для друга, снимают маски; • подведение итогов, сравнение полученных результатов с ожидаемыми. Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет. У групповых тренингов есть экономическое преимущество. Однако тренинги не получили пока широкого распространения, главным образом вследствие отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы.
4. Этапы работы с семьей в период реабилитации
Первый шаг – определение необходимости и возможности работы с семьей. Второй шаг предполагает изучение семьи: сбор сведений о ней и формирование представления о ее жизнедеятельности, взаимоотношениях в ней, микроклимате. Материалы заносятся в реабилитационную карту семьи. Третий шаг имеет информационно-аналитический характер. Основной задачей является обработка данных о семье, полученных с помощью различных методов (диагностическое интервью, акт обследования семьи, выяснение ее социальных контактов, диагностические методики). Аналитикорефлексивный, когда специалисты в форме брейнсторминга (мозгового штурма) находят возможные варианты решения проблемы семьи на основании данных, полученных из отдела кризисной помощи. Обсуждаются критерии, которые позволяют получить гипотетическую картину оказания помощи семье в процессе реабилитации, возможность использования методологических подходов и организационной работы разных специалистов, входящих в общую команду, и определить проблемы, трудности и успехи решения конкретной ситуации семьи. Четвертый шаг – коррекционный. Задачами работы специалистов в этот период являются: восстановление или создание контактов семьи с социумом; решение конкретных проблем семьи, позволяющее ее членам обрести социальную уверенность. Пятый шаг является наиболее конструктивным, поскольку предполагает стабилизацию семьи через создание плана-договора и заключение с ней контракта о сотрудничестве в реабилитационном процессе. Шестой шаг – контролирующий. В этот период осуществляется программа контракта с семьей, отмечаются ее успехи и неудачи в решении проблем. Успешность работы с семьей в реабилитационный период определяется: уровнем осознания семьей своих проблем; мотивацией семьи на сотрудничество со специалистами; установкой ее на длительный контакт со специалистами; желанием семьи выполнять ту деятельность, за которую она несет ответственность. Многое зависит и от специалистов, поскольку они должны целенаправленно работать с семьей по поддержанию и развитию у нее мотивации, демонстрируя ей позитивную перспективу будущей жизнедеятельности ее членов. В основе создания высокого уро
вня мотивации у семьи лежат следующие положения: • хороший контакт, доверие семьи к специалистам; • четкое представление семьи о возможностях Центра, его специалистах, методах его работы; • осознание семьей своей проблемы и необходимости ее решения; • систематическое поощрение семьи за любые (пусть даже небольшие) успехи в восстановлении ее социального статуса.
Для поддержания мотивации в семье необходимо, чтобы специалисты: • грамотно использовали метод Сети социального взаимодействия; • организовывали сотрудничество семьи и специалистов на паритетной основе; • демонстрировали семье ее успехи и достижения с целью укрепления ее веры в успех; • своевременно отслеживали неэффективные контакты в Сети социального взаимодействия и мобильно использовали другие, более успешные; • проявляли креативность, гибкость в поддержании позитивных стремлений семьи к изменению своей ситуации.
Как считает исследователь теории социальной работы В. Кулшед, для осуществления системы совместной деятельности важны: • партнерство – способность объединять свои усилия с усилиями коллег, распределять функции и давать обратную связь; • переговоры – стремление вынести на обсуждение проблемные вопросы; способность к компромиссу и конфронтации; • коммуникативная связь – умение общаться с семьей и коллегами; умение слушать и слышать; • рефрейминг – умение предлагать идеи и обсуждать альтернативные пути их решения; • креативность – умение творчески подходить к проблемам семьи, профессиональным вопросам, создавать банк идей; • эмпатийность – умение сопереживать и становиться на позицию другого.
Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий: Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.
Методы, приемы консультирования: • беседа; • включенное наблюдение; • убеждение; • одобрение или обсуждение – находить компромисс, обсуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать; • прием активного слушания; • прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится – на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение; • использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестететик, аудиал); • прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий; • прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим Я-посланием социальный педагог пытается найти отклик у клиента: «Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу»; • метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Этапы телефонного консультирования: • приветствие, знакомство; • принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию («Внимательно слушаю», «Хорошо, что позвонили» и т.п.); • предложение своей помощи; • исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу; • выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент; • поиск согласия; • подведение итогов, совместный план действий; • расставание, выражение благодарности за звонок.
Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо-поздравление, поддержка клиента.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.
Источник: Основы социально-педагогической работы с семьей Методические рекомендации 2009 Авторы-составители: преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Т.Д. Вакушенко, старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» С.Г. Туболец |