На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Образец Заключения по результатам нейропсихологического обследования подростка с легкими интеллектуальными нарушениями
Образец Заключения по результатам нейропсихологического обследования подростка с легкими интеллектуальными нарушениями
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Образец Заключения по результатам нейропсихологического обследования подростка с легкими интеллектуальными нарушениями
(описание результатов соответствуют характеристикам
функциональным блокам мозга по А.Р. Лурия)

 

ФИО ребенка: Иван

Дата рождения (возраст) 12.06.2007 г., 13 лет.

Цель обследования: обследование проводится по запросу приемной мамы с целью определения нейропсихологических механизмов учебных трудностей ребенка и составления заключения, предоставляемое в ПМПК.

Жалобы со стороны матери: трудности со сложными математическими операциями (делением) и усвоением таблицы умножения, решение задач доступно с организующей помощью родителя, ошибки языкового анализа (отсутствие прописной буквы в начале предложения, пропуск точек в его конце). Жалобы на невнимательность (в том числе, в быту - может надеть вещи брата, меньшие по размеру) и сниженный контроль, особенно в состояниях повышенной эмоциональности. Деструктивные проявления: аутоагрессия (проходил лечение в стационаре в 2020 г.), наблюдается у психиатра. Трудности в коммуникации со сверстниками вследствие наивности и эмоциональности Ивана.

Анамнестические сведения: раннее развитие - преждевременные роды, тяжелое состояние в родильном доме за счет неврологической симптоматики: внутриутробное инфицирование, ранний врожденный сифилис с поражением головного мозга, перинатальная энцефалопатия, гидроцефальный синдром, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных нарушений, парез мягкого неба. Заключение ПМПК от 26.07.2019 г. - легкие интеллектуальные нарушения, является обучающимся с ОВЗ, рекомендовано обучение по АОП/ АООП НОО вариант 7.1. ЭЭГ от 08.11.2018 г. - замедление формирования возрастной ритмики, дисфункция стволовых структур, уплощение кривой ЭЭГ в лобных отделах. Невролог от 25.10. 2018 г. (выписка из истории болезни) - резидуальная энцефалопатия смешанного генеза, умеренно выраженные когнитивные, речевые, поведенческие, эмоциональные нарушения. Психолог от 05.10. 2018 г. - психическая деятельность протекает по органическому типу. Легкое снижение функции внимания, истощаемость, интеллект соответствует пограничному уровню, высокий уровень невротизации.

Объективно: коммуникация - доброжелательный, с психологом контактирует, смотрит в глаза, на просьбы реагирует. Со слов матери с другими детьми взаимодействует. Эмоциональная сфера: аффективный фон положительный, мимика живая и выразительная, эмоциональные реакции по знаку и степени выраженности адекватны ситуации, но часто соответствуют эмоциональным реакциям детей более младшего возраста. Эмоциональную экспрессию психолога понимает. В целом незрелость эмоциональной сферы.

Нейродинамические характеристики психической деятельности: темп психической деятельности относительно равномерный, явные признаки утомления отмечены к концу обследования (длительность обследования - 60 минут).
Результативен в умеренном темпе, при увеличении темпа происходит упрощение/ распад программы действий.

Управляющие функции: навыки самообслуживания сформированы недостаточно, соответствуют дошкольному возрасту. Отмечается недостаточный самоконтроль в повседневной деятельности. Мотив обследования у Ивана сформирован, проявляет интерес к заданиям, волевые компоненты познавательной деятельности сформированы недостаточно. Инструкциям следует, при выполнении более сложных заданий (решение арифметической задачи) требуется организующая и стимулирующая помощь со стороны взрослого (что значительно улучшает способность подростка к сосредоточению). При выполнении более сложных заданий (задачи, задания на простые аналогии) часто отвечает импульсивно, хаотично. При эмоциональном возбуждении наблюдаются стереотипные движения (покачивание). Отмечаются трудности переключения.

Внимание: «Реакция сосредоточения» в зрительной и слуховой модальностях сформирована. Активное внимание может поддерживать небольшие промежутки времени, часто отвлекается, при выполнении заданий параллельно переключается на обсуждение мультфильмов или событий.

Праксис: в манипуляциях с предметами предпочитает правую руку. Мелкие и крупные движения недостаточно точные. Реципрокная координация сформирована недостаточно (при увеличении темпа программу упрощает, гипотонус кисти). Проба «Кулак, ребро, ладонь» выполняется поэлементно, с первоначальной вертикализацией кулака, с повторяющимися сбоями и с тенденцией к упрощению программы, гипотонус кисти. При увеличении темпа - упрощение программы до 2 элементов (аналогично при двуручном выполнении пробы). Графомоторная проба выполняется плавно, с отрывами и «площадками» между элементами для облегчения переключения, а также с тенденцией к расширению программы (появление лишнего компонента внутри серии). Темп в пробе снижен.

Пространственно-конструктивный праксис: стереотипное рисование, пропуск элементов и линий, негрубое упрощение, топологические ошибки, детали не включены в целостную картину. Копирование куба: грубые метрические и проекционные ошибки. При воспроизведении фигур на память отмечаются единичное изменение фигуры по типу угловой дизметрии.

Гнозис: зрительный предметный гнозис, соматогнозис сформированы. Слуховой гнозис - восприятие ритмов не нарушено, слухо-моторная координация сформирована.
Речевые функции: Экспрессивная речь: собственная речь состоит из достаточного количества слов, относительно правильно артикулируется. Речевая активность достаточная.
Память: Зрительная память без особенностей. Слухоречевая память исследовалась при помощи методик «10 слов», воспроизведение рассказа. Кривая запоминания носит характер увеличения объёма при многократном повторении: 6, 7, 9, 8 ... Воспроизведение после интерференции - 7 слов. Отмечаются многочисленные персеверации. Объем данного вида памяти лежит несколько ниже возрастного норматива. Пересказ рассказа при самостоятельном прочтении передает точно. Переданный смысл рассказа не точен.
Навыки счета, чтения, письма, другие сложные когнитивные процессы: чтение беглое, счет сформирован. Процессы обобщения сформированы недостаточно, по мере усложнения заданий может неправильно определить лишний предмет. При выполнении заданий может использовать метод «проб и ошибок», способность к переработке незнакомой информации снижена. Но после разъясняющей помощи может выполнить аналогичные по трудности задания. Отмечаются парциальные трудности в установлении причинно-следственных связей.

Благоприятные факторы дальнейшего психического развития ребенка: активное участие семьи в коррекционных мероприятиях; относительная эмоциональная адекватность ребенка; желание коммуницировать со сверстниками; познавательная мотивация.


Заключение.

Таким образом, выявляются:
• умеренно выраженное снижение слухоречевого запоминания, возможно обусловленное незрелостью управляющих функций и нарушениями нейродинамики;
• недостаточность функций контроля, программирования (и серийной организации) психической деятельности (управляющих функций) средней степени выраженности;
• умеренные нарушения нейродинамического фактора (невысокая работоспособность, утомляемость, недостаточная сбалансированность процессов возбуждения и торможения, долгий «период врабатывания», колебания продуктивности, колебания темпа деятельности);
• характерные особенности эмоциональной сферы: трудности адаптации, тенденция к стереотипному реагированию при необходимости привыкания к новым условиям, эмоциональная «вязкость», легкость образования невротических привычек.
• недостаточное развитие пространственно-конструктивного и кинетического праксиса. Общая моторная неловкость.
• недостаточная сформированное^. когнитивных процессов, требующих сложной интегративной деятельности мозга.
• недостаточная сформированность холистической правополушарной стратегии переработки информации.
Выявленные нарушения мозговых функций могут свидетельствовать о: функциональной слабости правополушарных функций; функциональной недостаточности субкортикальных (подкорково-стволовых) структур мозга; вторично на фоне измененной активации со стороны подкорково-стволовых структур отмечается функциональная недостаточность префронтальных отделов головного мозга (основной вид нарушений при этом — снижение произвольного контроля на фоне нейродинамических дисфункций); функциональная слабость правого полушария.


Рекомендуется: занятия с нейропсихологом (формирование управляющих функций), психологом (психолого-педагогическая сопровождение в образовательном учреждении), психотерапевтом (психотерапия эмоционального состояния), разнообразные спортивные занятия (развитие общей моторной ловкости); музыкальные занятия; посещение коллективов, музеев, театров и т.п. При этом коррекционные мероприятия должны быть ежедневными, на постоянной основе, в разных условиях и выполняться всеми, кто окружает ребенка.
Источник: Филатова, О. А. Нейропсихология детского возраста: теория и практика : учебно-методическое пособие / О. А. Филатова ; научный редактор А. А. Бехтер ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2022. - 227, [1] с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.