Работа СППС с семьей.
Методика социального патронажа и надзора
Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4—9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.
Работа социального педагога с семьями начинается с выявления дисфункциональных семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются школа, ПДН, КДНиЗП, иногда поликлиники и другие учреждения, а также частные лица, соседи, знакомые. А. К. Железнова предлагает выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа. 1-й этап. Знакомство. Договор с семьей. Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении "правил игры", очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели. К заключению договора семья приходит вследствие работы КДНиЗП либо минуя комиссию. Первый вариант установления контакта с семьей имеет свои преимущества. Заседание комиссии вскрывает проблемы семьи, их социальное значение, создает сильную мотивацию к изменению ситуации, предлагая конкретные пути для осуществления этих изменений. Второй вариант включения семьи в работу предполагает высокую степень осознания проблемы и мотивации к выходу из нее у семьи изначально. Если этого нет, отказ от использования преимуществ первого варианта неоправдан. Предложение помощи социальным педагогом может рассматриваться членами семьи как частное предложение, от которого в какой-то момент можно просто отмахнуться. За КДНиЗП же — авторитет государственного органа с реальными значительными полномочиями. Для мультипроблемной семьи, сжившейся в течение длительного времени с кризисной ситуацией и не предпринимающей попыток к ее изменению, стимулирующее значение может иметь усугубление ситуации, доведение ее до последней черты. Например, принятие КДНиЗП решения о сборе документов на лишение родительских прав. 2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса. В основе мотивов к работе семьи с социальным педагогом лежат:
- осознание семьей необходимости перемен; подчеркнутое внимание к семье со стороны социума;
- выдвижение реально достижимых целей;
- создание для членов семьи ситуации свободного выбора, в основе которого их позитивные намерения;
- хороший контакт, доверие членов семьи социальному педагогу;
- четкие представления о возможностях социального педагога образовательного учреждения и их границах, о способах и методах его работы;
- необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка социальным педагогом усилий членов семьи для достижения успеха;
- реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему;
- постепенное решение проблем.
Для поддержания мотивации необходимы также привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи; свободное прохождение информации в системе: семья — социальный педагог — образовательное учреждение — КДНиЗП, медико-психолого-педагогический консилиум (МППК); своевременный анализ "сопротивления" семьи и неэффективных контактов. 3-й этап. Сбор информации о семье:
- применение широкого диапазона методов сбора информации;
- сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
- сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
- тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;
- сопоставление информации из различных источников.
Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:
- состав семьи;
- характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
- нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
- способности и возможности членов семьи;
- уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
- состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.
Социальный педагог по мере необходимости прибегает к консультативной помощи специалистов и использует их заключения в своей работе. Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов. Прежде всего это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон). Социальный педагог активно применяет для сбора информации диагностические методы. Диагностические процедуры проводятся им самим, психологами, другими специалистами. Составляются акт обследования жилищно-бытовых условий, Карта социальных связей семьи, Карта конфликта и т. п. Собранная информация заносится в Карту семьи, Карту ребенка, анализируется социальным педагогом и другими привлекаемыми специалистами, МППК в той мере, насколько это необходимо для решения проблем семьи, охраняется, как конфиденциальная, от посторонних лиц, служит основой для формирования базы данных по неблагополучным семьям. Сбор информации о семье является перманентным элементом его работы. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса. 4-й этап. Анализ информации о семье. Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи. 5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей. Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и 1 семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы. Контракт намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов. При составлении контракта социальный педагог пользуется принципом необходимости и достаточности. Одновременно социальный педагог и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа (например, план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит социальный педагог. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь. Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации. Организационная помощь состоит в том, что социальный педагог инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем. Сети взаимодействия для решения проблем конкретных семей сливаются в сеть взаимодействия образовательного учреждения. Кроме вышеописанных контактов она содержит контакты с:
- научными учреждениями для получения информации аналитико-методического направления, обучения технологиям социальной и реабилитационной работы;
- учебными заведениями с целью взаимодействия с молодыми людьми;
- психологами и другими специалистами на предмет прохождения практики и трудоустройства;
- спонсорами для финансирования работы с неблагополучны ми семьями;
- коллегами из других организаций по обмену информацией о работе с семьями и детьми.
6-й этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом социальный педагог регулярно информирует МППК, КДНиЗП и членов сети взаимодействия о положении семьи. Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия. Описанные этапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны. Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье и завершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрах первого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могут быть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информации о семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален в начале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи. В деятельности социального педагога используется также надзор,такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них, формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста. Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии и т.д. Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц "группы риска" и девиантного поведения (алкоголики, наркоманы, проститутки и т.п.). В данном случае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального и неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков. При этом объектом повышенного внимания остается соблюдение членами семьи общепринятых морально-нравственных норм, обычаев и традиций.
Методика социально-педагогического семейного консультирования
Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа. Предметом социально-педагогического консультирования являются: в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.; в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.; в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.; в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.; в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.; в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений. В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.
Методика и технологии работы социального педагога технологии работы социального педагога с семьей (стр.116 - 127)
1. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:
- физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т.п.);
- потребность в безопасности ("крыша над головой", социальная и материальная защищенность и т.п.);
- потребность в любви и уважении.
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием "неблагополучная семья". К данной категории семей обычно относят:
- семьи с низким материальным достатком;
- семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
- семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).
Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей имеют много общего. Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Неблагополучие семьи волнует социального педагога, в отличие от специалиста по социальной работе, постольку, поскольку оно не обеспечивает благополучие ребенка. Соответственно социально-педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав — права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни. Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный. Технологии работы с неблагополучной семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации семьи и др.
Профилактический уровень. Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Один из путей к улучшению состояния — разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, а к 87% из них в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют физическое наказание как средство воспитания, но желание применить его у них присутствует. Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям. Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая формируется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития. В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком. Например, жестокое обращение с малолетними детьми часто провоцируется одиночеством и усталостью матери, которая весь день находится одна, в напряжении, без всякой поддержки. Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство. При составлении программы педагогического образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике. Таким образом, данная программа должна быть направлена на:
- творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей;
- формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;
- взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.
Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье; познакомить с понятием возрастных кризисов; проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества. Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например:
- хвалить детей за хорошие поступки;
- поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;
- стараться научить ребенка исправить неправильный поступок;
- разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
- вовлекать ребенка в процесс принятия решений;
- избегать пустых угроз;
- не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;
- не требовать от ребенка того, что он не может сделать;
- оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;
- использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания. Назовем некоторые из них:
- нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;
- можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но не надолго;
- маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их с мылом и похвалить за выполненную работу и т.д.
Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения. Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы. Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала. Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный педагог должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. При работе с семьями малолетних детей специалист может порекомендовать понаблюдать за ребенком и постараться понять, почему он плачет: может быть, он голоден или у него что-то болит, или ребенку хочется внимания. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка. Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога:
- при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;
- при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
- сбор информации;
- анализ информации;
- постановка социального диагноза.
Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них. Методологические принципы:
- объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту;
- множественность источников информации;
- достоверность информации;
- клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов
- клиента).
Этические принципы:
- конфиденциальность;
- степень открытости — право клиента;
- невмешательство в частную жизнь.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
- анкета (письменный опрос);
- тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Широко используются в диагностике: а) шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы; б) карточные методики — набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени — настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие; в) проективные методики — разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание); г) ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений; д) экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом; е) анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов — важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов; ж) метод социальных биографий — сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях. При постановке диагноза, обработке информации удобно использовать таблицы. Это помогает систематизировать материал, сделать вывод.
Таблица
|
Точка зрения клиента
|
Точка зрения семьи
|
Точка зрения другого специалиста
|
Собственное мнение
|
Личность клиента
|
|
|
|
|
Проблема
|
|
|
|
|
Потребность
|
|
|
|
|
Слабые стороны и др.
|
|
|
|
|
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком. Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка. Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям (Д. Г. Барнз):
- отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;
- серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;
- отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;
- наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);
- полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;
- отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);
- отсутствие или избыток дисциплинарных методов.
Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи:
- знакомство, оценка проблемы;
- планирование работы;
- выполнение намеченных действий;
- подведение результатов.
Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели. Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней — индивидуального, группового и общинного. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий: Консультирование — процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.
Методы, приемы консультирования:
- беседа;
- включенное наблюдение;
- убеждение;
- одобрение или осуждение — находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
- прием активного слушания;
- прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится — на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;
- использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
- прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;
- прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим Я-посланием социальный педагог пытается найти отклик у клиента: "Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу";
- метод легенд — способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника — телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения. Этапы телефонного консультирования:
- приветствие, знакомство;
- принятие — профессионал показывает, что он готов принять информацию ("Внимательно слушаю", "Хорошо, что позвонили" и т.п.);
- предложение своей помощи;
- исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;
- выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;
- поиск согласия;
- подведение итогов, совместный план действий;
- расставание, выражение благодарности за звонок.
Метод "письмо-обращение". Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо-поздравление, поддержка клиента. Социальный патронаж. Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение. Технология патронажа:
- предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
- оповещение клиента о времени визита;
- представление себя (нагрудный знак, визитка);
- обеспечение личной безопасности;
- представление и сообщение о цели визита;
- время посещения — 20 — 30 минут;
- подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа — это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака. Методы групповой реабилитации:
- беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);
- лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель — повышение уровня информированности клиента);
- диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
- дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);
- собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.
Значение этих форм работы в том, что они помогают выявлять проблемы, способствуют их решению, развивают коммуникативные навыки клиента. Для работы с группой необходим организатор, имеющий коммуникативные навыки и владеющий информацией.
Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арт-терапии, мозгового штурма и т.д. Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы, создания тренинговой группы из 8—10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия. Выбор стратегии определяется задачами тренинга, уровнем сплоченности в группе, подготовки ведущего. Возможны следующие стратегии:
- программное ведение тренинга, которое предполагает четкое следование программе (контроль времени и ролей участников), жесткий стиль ведения тренинга;
- тематическое ведение, когда ведущий обозначает тему тренинга, ставит цель, проводит мини-лекцию, которая должна заинтересовать участников. Далее предлагается участникам самим выбрать деятельность или ведущий предлагает несколько направлений;
- свободное ведение, когда группе предоставляется свобода выбора проблемы, действия, ведущий уходит в тень.
Этапы тренинга:
- знакомство;
- решение организационных вопросов: определяются цели, время, что допустимо и что нет. Одно из обязательных правил работы — каждый может свободно говорить в любое время, но запрет на все виды ругательства и насилия;
- возникновение "чувства группы", когда люди преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга, снимают маски;
- подведение итогов, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.
Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет. У групповых тренингов есть экономическое преимущество. Однако тренинги не получили пока широкого распространения, главным образом вследствие отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы. Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы — анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных. Методы общинной работы — лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). Цели — воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д. Для проведения акций нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы. Одна из базовых технологий социальной педагогики — это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций, пропагандирование ценностей (экологических, художественных, моральных). Основной инструмент связи с общественностью — средства массовой информации (кабельное телевидение, листовки, объявления, приглашения, анкетирование, уличное или телефонное интервьюирование). Можно провести и митинг — стихийное разовое мероприятие с участием большого количества людей. Это быстрое реагирование на событие, вызывающее всеобщее волнение. Цель — снятие эмоциональной напряженности, создание у участников определенной установки, мотивации деятельности. Это способ мобилизации усилий против чего-то или для поддержки чего-то. Для работы с общественностью специалист должен иметь орга-низаторско-демонстративные способности, уметь зажечь массу, быть искренним, и конечно главное — тщательно продумывать свои выступления. Локализация общественной работы обычно происходит в микрорайоне, в дворовом клубе. Возможно привлечение общественности, волонтерского движения к решению не только хозяйственных и экономических, но и воспитательных, развивающих, социокультурных задач в рамках помощи семье. Такая помощь может понадобиться для воздействия на трудные семьи, где, как достоверно известно, плохо обращаются с детьми. В таких случаях привлечение общественного мнения, осуждение и контроль со стороны соседей становятся необходимы, особенно если ресурс самих родителей оказывается недостаточным для решения проблем и удовлетворения потребностей детей. Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов. Задача социального педагога — создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента—с позиции клиентоцентризма. Занятие 12. "Соотнесшие самооценки и профессиональных требований" Практическое задание. По желанию участников практикума производится выбор одного школьника, который должен описать собственные индивидуальные особенности, оценить их и подобрать соответствующую профессию. При выборе профессии разрешается учитывать индивидуальные склонности и интересы. Остальные участники практикума и сам педагог отдельно от школьника также дают ему оценку и подбирают соответствующую профессию. На общем обсуждении, в котором участвуют школьник, педагог и группа участников, производится сравнительный анализ самооценки школьника при соотнесении ее с оценкой педагога и группы участников. В процессе дискуссии обсуждаются моменты несоответствия самооценки ученика и оценок со стороны педагога и группы участников, подбирается профессия, наиболее соответствующая выбранному учащемуся. Методический прием. Метод организации взаимной групповой; оценки.
Занятие 13. "Как мы играли "в профессию" Занятие посвящено повтору пройденного в процессе практических занятий материала. Педагог акцентирует внимание школьников на основных этапах игровых занятий: анализ объективных и субъективных условий выбора профессии, соотнесении их при осуществлении выбора профессии в конкретных ситуациях. Учитель и школьники обмениваются опытом, полученным на играх: что нового они узнали, какие занятия были самыми интересными. Ученики рассказывают, какую профессию они хотели бы выбрать. Методический прием. Коллективное обсуждение.
[1] [2] [3] [4]
|