На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов
Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Развитие реабилитационного направления в подростковой психотерапии предполагает системное воздействие на комплекс клинико-биологических и социально-психологических характеристик подростка.
В основе психического здоровья подростка лежат его рациональное воспитание и содержание, обеспечивающее подготовку к сложным проблемам жизни, развитие когнитивных и эмоциональных функций в атмосфере доброжелательности и любви с формированием в самом подростке способности на ответную любовь, умения прогнозировать свое поведение.

Указанные нами принципы были реализованы в процессе решения конкретных лечебно-профилактических задач в виде психотерапевтической коррекции у подростков с девиантным поведением в рамках семейной психотерапии.
Накопленный опыт психотерапевтической работы с подростками и их семьями позволил сформулировать ряд положений в организации этого вида помощи в подростковой психотерапии, психологии, педагогике, социальной работе.
На первом этапе работы исследуются клинико-биологические особенности анамнеза подростков и определяется степень уязвимости их психического здоровья. На втором этапе оцениваются типы акцентуации характера подростка с определением его принадлежности к структуре девиантного поведения и формы агрессивного поведения. И, наконец, третий этап связан с оценкой социальной ситуации; в которой происходит развитие лодростка и социально-психологическая коррекция личностных и поведенческих расстройств.
Опыт психокоррекционной работы позволил сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики девиантного поведения у подростков.
1. Клинико-биологические факторы риска, угрожающие нормальному нервно-психическому развитию подростка
Сам по себе фактор риска не является этиологическим участвует в создании преморбидного фона, на котором происходят процессы, приводящие к нарушению нервно-психического развития (НПР) у детей и подростков.
Клинико-биологические факторы риска, угрожающие нормальному нервно-психическому развитию ребенка: недоношенность; внутричерепное кровоизлияние; задержка внутриутробного развития или несоответствие росто-весовых показателей плода гестационному сроку; перинатальная асфиксия и гипоксически-ишемическая энцефалопатия; биохимические и гематологические нарушения; микроцефалия; врожденные уродства; внутриутробные инфекции и нейроинфекции; хронические заболевания легких; алкоголизм и наркомания матери (Свирский АВ. и соавт., 1999).
2. Выделение форм агрессивного поведения подростков-девиантов с акцентуациями характера.
Агрессия рассматривается как один из основных биологических функции, определяющих способность индивида к целеустремленном действиям в межиндивидуальной сфере. Данная функция подвержена влиянию эндогенных и экзогенных факторов различной природы и способна принимать как нормальные, так и патологические формы выражения ^ подростков с девиантным поведением. В психодиагностической методике 1ST А Г. Аммон&( 1990) используется представление о трех формах реализации агрессии - «конструктивной», «деструктивной» и «дефицитарной», которое охватывает с единых психолого-психиатрических позиций как нормальные её проявления, так и патологические, или сопряженные с патологическими факторами личностной природы.
«Конструктивная» форма реализации агрессии подразумевает социальную приемлемость проявления агрессии, способность индивида противостоять вредным для него воздействиям. При «деструктивной» форме имеет место прямое связанное с нарушением морально-этических норм её проявление, разрушение и деформация отношений с окружающими, присутствуют делинквентные и криминальные компоненты поведения, а также существенную роль играют различные личностные расстррйртва (социопатические, садистские и др.). «Дёфицитарная» форма проявления агрессии1 характеризуется низким уровнем социальной активности, недостаточным развитием поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивных побуждений. В каждой человеческой личности одновременно существуют все эти три формы, но, как правило, одна из них является преобладающей. В группе подростков с преобладанием «конструктивных» форм проявление агрессии (уклонение от учебы и труда, бродяжничество) характерно для лабильной акцентуации характера (ДАХ). «Дефицитарная» форма агрессии (употребление алкоголя и токсических веществ) характерна для подростков с эпилептоидной акцентуацией характера (ЭАХ) и гипертимной (FAX), «деструктивная» форма (хулиганства: и кражи) - для подростков с неустойчивой акцентуацией характера (НАХ) и истероидной (ИАХ).
В группе подростков с НАХ и ИАХ агрессивное поведение связано с внутриличностными проблемами, у подростков с ЭАХ и Г АХ определяющая роль принадлежит ситуационному фактору. У подростков с шизоидной акцентуацией характера (ШАХ) форма агрессии занимает промежуточное положение.
Формы агрессивного поведения у подростков-девиантов являются взаимосвязанными факторами, что отражает нарушенные внутрисемейные отношения, и распространяются на проявление личности в социальных группах, эмоциональная неустойчивость подростков.
3. Нарушение воспитания в семьях подростков-девиантов.
Среди факторов нарушения воспитания отмечаются эмоциональная и физическая отверженность подростков в семье, непростроенность границ.
Физическая отверженность проявляется главным образом недостаточной заботой, неправильным уходом и питанием, физическим и сексуальным насилием и т.д. Подростки вырастают с убеждением, что мир—это небезопасное место, людям нельзя доверять.
При наличии эмоциональной отверженности подростки вынуждены прятать часть себя, чтобы быть принятыми взрослыми. Они чувствуют, что их отвергают, когда они делают ошибки, когда несовершенны или проявляют свои чувства. Подростки не могут соответствовать ожиданиям своих родителей. Нарушены механизмы антиципации у подростков.
Непростроенность родительско-детских границ предполагает нарушение адекватного ощущения границ (и своих, и детских), подростки чувствуют себя заброшенными. Родители не воспринимают подростка как отдельное существо со своей собственной ценностью, считают, что подросток должен чувствовать, выглядеть, делать то же, что и они, часто ожидают, что подросток выполнит то, что им не удалось когда-то, завершит начатое ими. Родители могут хотеть, чтобы подросток взял на себя ответственность за их чувства. Самооценка родителей нередко, зависит от поведения подростка. Они относится к подростку как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком, проецируют на подростка взрослые проблемы.
Отверженность, заброшенность и нарушение границ ведут к тому, что подростки чувствуют себя неадекватными, неоцененными, они начинают стыдиться себя, чувствуют страх, тревогу, что определяет формирование копинг-поведения (совладения) в социуме.
4. Основные факторы риска, определяющие девиантное доведение подростка.
Факторы риска, определяющие девиантное поведение у подростка, можно условно разделить на две группы: экзогенно-церебральные и психосоциальные. Однако это деление условное, т.к. чаще имеет место сочетание факторов. Нами выделяются:
• эндогенно-генетическая предрасположенность и особенности развития в раннем детстве (экзогенно-церебральные факторы);
• негативные эмоциональные реакции матери на беременность, первое шевеление плода, роды;
• дисфункциональная семья;
• эмоциональное и физическое напряжение в семье;
• непростроенность границ родительско-детских отношений;
• семейная нестабильность (социальная, психологическая, личностная);
• психологическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство вины и страха, отсутствие навыков решения личностных проблем);
• неудовлетворенность духовных потребностей ребенка.
5. Уровни профилактики
Профилактика - система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня. здоровья населения и предупреждение заболеваний.
Первичная профилактика:
• изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
• изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Вторичная профилактика:
• раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
• исследование генограмм семьи;
• коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
• наличие четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами (Костыря Е.А., Петрова Е.Э., 2000).
6. Комплексная медико-психологическая и социально-педагогическая программа профилактики девиантного поведения у подростков
Для получения объективного анализа данных и практической реализации принципов профилактической направленности выделены три основных блока мероприятий с учетом деятельности ведущих структурных подразделений выполнения программы.
1. Школа (учителя, школьный психолог, социальный работник):
1.1. Динамический анализ поведения ребенка в школе с первого класса; выявление причин школьной незрелости в начальных классах школы; определение коэффициента интеллектуальности (IQ).
1.2. Определение дисфункциональных семей; формирование доверительных отношений с подростками и их родителями.
1.3. Индивидуальный подбор школьной программы; обучение навыкам заботы и защиты, когда это по силам самому ребенку.
1.4. Определение типа акцентуации характера у подростков указывает на слабые места личности и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, что в свою очередь открывает перспективы для психопрофилактики.
1.5. Работа с родителями подростка" при их позитивном настрое.
1.6. Выделение фактора социальной уязвимости подростка из социопатических семей (низкий социально-экономический статус, бедность, безработица, распад семьи, заболевания родителей, статус беженцев).
1.7. Организация социального образования в школе.
2. Детская поликлиника (участковый педиатр, медицинский психолог, психотерапевт):
2.1 Роль педиатров - в раннем выявлении детей, в анамнезе которых имеются фактору риска НИР; своевременное включение ребенка в программу раннего вмешательства (РВ), направление к реабилитологу, психотерапевту, психологу.
2.2 Врачу-психотерапевту отводится роль коррекции поведения родителей; в реабилитационной программе ребенка; анализ внутрисемейных отношений, при необходимости включение в группу семейной психотерапии; психокоррекционная работа с ребенком старше трех лет.
2.3. Медицинский психолог осуществляет:
• психодиагностику отношении детей и родителей;
• выделение целей психотерапевтического воздействия в ребенке и родителях;
• формирование установок родителей на активную реабилитацию ребенка;
• проведение индивидуального, группового и семейного консультирования;
• проведение первичной профилактики с беременными женщинами и их мужьями.
Таким образом, перспективным направлением деятельности психологов в педиатрии является их ориентация на решение задач реабилитации и психопрофилактики с Использованием психодиагностических методик совместно с врачом-педиатром, невропатологом, психотерапевтом.


3. Органы правосудия:
Утверждение самостоятельных судов для несовершеннолетних, которые существуют в США более ста лет, что определяет:
• отсутствие формального судебного процесса;
• упрощенность процедуры рассмотрения;
• отсутствие гласности проводимых разбирательств;
• отсутствие формального обвинения в совершенном преступлении;
• в качестве мер воздействия в большинстве случаев попечительский надзор;
• оперативность и простота совершенного правосудия.
Все эти особенности продиктованы, исходя из двух принципиальных положений: учета возрастных особенностей и обеспечения правовых гарантий прав личности.

Авторы: Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.