На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Основные этапы психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания детей в замещающих семьях
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания детей в замещающих семьях
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Основные этапы психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания детей в замещающих семьях
1. Понятие «социально-психологическое сопровождение».
В качестве терминов, обозначающих социально-психологическую помощь психически здоровым людям, в литературе предлагаются «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда); «со-бытие» (В. Слободчиков), «со-работничество» (С. Хоружий), «психологическое, или социально-психологическое, сопровождение» (М. Битянова, Ю. Слюсарев, Г. Бардиер, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина). Из всех этих понятий по-настоящему прижился в практике лишь термин — «сопровождение». На это есть свои причины, и одна из них — глубинное смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социально-психологической помощи семье или личности в кризисные периоды жизни.

Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. «Сопровождать, — читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова, — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В самом общем значении сопровождать — значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе.
По В. Далю, путник — это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта... В нашем случае «путник» - это приемная семья, с которой мы работаем.
Сама ситуация обращения в центр за помощью — это ситуация личностного или семейного неблагополучия, когда люди сбились с пути и им необходим помощник, сопровождающий, который поможет заново отыскать этот путь и пережить нелегкий период его освоения.
Сопровождающий (психолог, социальный педагог, учитель, инспектор)— это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова указываются не только достаточно нейтральные «попутчик, сопроводитель (сопроводительница)», но и — «спутник, товарищ на пути, в дороге, в жизни»; «проводник, путевод», то есть «спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра».
Путь (период пребывания ребенка в приёмной семьи: решение, возникающих проблем), по В. Далю, — это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление.
«Сопровождение» — поддержка семьи и личности в переломные, кризисные периоды жизни. В этом понятии заложены изменения функций социального работника на различных этапах пути; совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия; защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий (как человек более опытный, уже ходивший этим путем, знающий его) путнику.
Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.
Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности и (или) семьи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи — патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.
В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение. Это может быть помощь воспитанникам детского дома в снятии напряжения, поддержка в период выбора профессии (Л. Митина). О задачах социально-психологического сопровождения процесса семейного воспитания детей в приемных семьях ниже.
Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение — это:
— во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;
— во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате — эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;
— в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса.
Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни — быть ее автором и творцом.
Принципы социально-психологического сопровождения — это гуманное отношение к семье, каждому ее члену и вера в их силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.
Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Но следует помнить о приоритете потребностей каждого человека, целей и ценностей его развития. Нужно учитывать тот факт, что внутренний мир человека автономен и независим. Специалисты по социальной работе могут сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако они не должны превращаться во внешний психологический «костыль» приемной семьи, на который она может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение.

2. Основные задачи социально-психологического сопровождения приемной семьи.
В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента: диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
Для осмысления динамики процесса можно воспользоваться введенным нами ранее сравнением психологического сопровождения с путешествием.
При первой встрече со специалистом приемная семья (родитель, родной или приемный ребенок) испытывает жизненные затруднения и нуждается в помощи со стороны. В запросе или жалобе, как правило, звучит просьба избавить его от трудностей, помочь выйти из создавшейся ситуации, при которой невозможно удовлетворить свои основные жизненные потребности. Поэтому на данном этапе клиента можно рассматривать скорее как «беглеца», а не «путника».
В процессе сопровождения психолог, социальный педагог должен помочь приемной семье («путнику») в решении следующих основных задач:
1) определить «место», на котором в момент обращения находится приемная семья («беглец»), выявить, в чем состоит проблема, каковы сущность и причины жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии это обозначается как диагностика;
2) превратить «беглеца» в «путника». Для этого необходимо установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации;
3) помочь клиенту («путнику») добраться до своей цели, осуществить свои желания. Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.

3. Основные направления работы социально-психологической службы по сопровождению приемной семьи.
Психологическое сопровождение представляет собой целостную систему, в которую включены специалисты различных учреждений. Рассмотрим основные задачи и направления работы социально-психологической службы учреждений образования в этом направлении.
Конвенция о правах ребёнка утверждает, что «во всех действиях, касающихся детей, отправным пунктом должно быть соблюдение интересов ребёнка». Это требует полного и детального понимания детей, которым мы хотим помочь, и поэтому прежде, чем принимать любое действие, необходимо понять детей и их потребности, рассмотреть возможные для работы средства. Особенно важным такой подход является в работе с семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
1) Одним из направлений работы социально-психологической службы должна быть подготовка семьи к принятию такого ребёнка. Это одно из первых условий его успешного развития и функционирования приемной семьи.
Как показывает опыт, люди, желающие взять ребёнка в свою семью, совершенно не знают особенностей развития таких детей, и стараются переносить на них опыт воспитания своих детей (который пригодится лишь отчасти). Не имея достаточных знаний, они совершают большое количество ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. Обучение помогает предотвратить многие ошибки.
Почему это необходимо?
Цель обучения – показать, в чем разница между воспитанием родных и приёмных детей, показать возможные «подводные камни». Будущие родители должны обладать не только желанием помочь ребенку и огромным терпением, но и знаниями необходимыми для воспитания ребенка, оставшегося без родительской опеки. И поэтому обучение родителей дает возможность достигнуть следующих целей:

  • Дать родителям информацию об особенностях детей воспитывающихся в детском доме и интернате.
  • Информировать приемных родителей о проблемах, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания детей, понять причины неадекватного поведения.
  • Помочь родителям осознать мотивы, по которым они берут ребенка в семью.
  • Обучить родителей как правильно общаться с ребенком и решать проблемы, возникающие в процессе воспитания детей.
  • Дать возможность осознать родителям свои взгляды на воспитание детей.
  • Предоставить родителям возможность собираться вместе и оказывать друг другу поддержку в изучении навыков и умений уважительного общения с детьми.

Сформировать чувство уверенности в роли родителя.

Подготовка родных детей к принятию ребенка.
Для родных детей необходима осторожная тщательная подготовка. Обычно дети положительно и даже с оптимизмом воспринимают известие о приходе в семью еще одного ребенка. Однако потенциальные братья и сестры оказываются далеки от идеала: не умеют играть, дерутся, многое не понимают, грубят и т.д.
Очень важно научить детей не провоцировать конфликтных ситуаций, не испытывать стресса, когда такую ситуацию провоцирует приемный ребенок, организовать общение «порциями», не доводя его до критической точки.

2) Подготовка ребенка к переходу в приёмную семью.
Розалина Фольман изучала вопросы подготовки ребенка к помещению в приемную семью. Ею были выделены несколько защитных факторов, которые помогают ребенку справиться со своими переживаниями, вызванных этим событием:

  • Необходимость знать, что происходит. Вещи должны быть понятными.
  • Адекватная поддержка – пережить с ребенком ту действительность, в которую он попал.
  • Разрешимость проблемы. Наполненность смыслом (это на пользу в будущем).

Какие чувства испытывает ребенок, которого забирают из семьи? По данным зарубежных исследований 50% таких детей переживают боль;
-разочарование;
-паника;
- страх, что не увидятся с родными;
- страх, что не встретятся с братьями и сестрами(50%);
- некоторые чувство беспокойства, что же случится с моей мамой;
- страх, что будет со мной дальше;
- страх попасть в тюрьму или, что их вообще могут убить;
-страх встречи с незнакомыми людьми;
Только 2-3 ребенка почувствовали себя свободными и наконец-то могут отдохнуть от этой ситуации.
На вопрос: «Что будет дальше?» Большая половина детей отвечала: «Не знаю». Некоторые: «Наверное, попаду в тюрьму для подростков». «Могут отдать родственникам», только 5 детей говорили о приемной семье.
15 детям задавали вопрос о том, что такое приемная семья? 10 из них – «в этом доме бьют детей и могут убить». Другие – как усыновление: я попаду в семью и больше никогда не увижу свою мать. Меня закроют в комнате, доме. Другие дети считали, что в приемные семьи помещают плохих, невоспитанных детей.
Причина таких ответов в том, что дети не получили правдивой информации о том, что будет дальше.
Ребенок чувствует себя брошенным, ощущает потерю. Он переживает недостаток информации или непонимание. Многие дети сказали, что им никто не объяснил, что же будет с родителями. В ситуации стресса ребенок перегружен чувствами и не всегда может отвечать на вопросы взрослых или задавать их. Поэтому ребёнка необходимо не только готовить к переходу в приемную семью, но оказывать поддержку ещё в момент изъятия из семьи. В беседе с ребенком нужно постоянно уточнять, понял ли он, то, что ему говорят. Нужно давать ему конкретную информацию шаг за шагом: почему его забирают, где он будет теперь жить, где будут его сестра/брат, родители, как с ними можно будет встретиться. Нужно воспринимать ребенка как главное действующее лицо в этой ситуации, относиться к нему с уважением. Информация должна быть правдивая, т.к. вымышленная информация не дает возможности управлять реальной ситуацией. Даже очень маленькие дети нуждаются в объяснении происходящего. Нужно работать с опережением, чтобы дать ребенку возможность и время понять и осознать происходящее, готовить ребенка заранее.
Основные направления работы специалистов социально-педагогических, интернатных учреждений по подготовке ребенка к переходу в семью освещены в статье Г. С. Красницкой «Подготовка ребенка к жизни в новой семье»

3) Предположим, семья подготовлена, берет ребенка, действует грамотно и вроде бы в семье ребенок развивается нормально. Но ребенку необходимо посещать детский сад, школу. Казалось проблем не будет, в школе работают квалифицированные специалисты, с образованием… Но они есть.
Проблема отношения общества и, в первую очередь, школы к детям, лишенных родительского попечительства, сегодня одна из наиболее сложных и малоизученных. Остро стоит вопрос подготовки воспитателей, учителей к работе с данной категорией детей. Поэтому ещё одно направление работы служб социально-психологической помощи должно быть направлено на работу с воспитателями, учителями, социальными педагогами учреждений образования к работе с данной категорией детей. Трудности во взаимодействии с детьми, лишённых родительской опеки, по данным исследований, во многом обусловлены и тем, что:
1) при подготовке педагогических кадров во многих вузах не учитывается этот аспект работы, поэтому большинство учителей не знает особенностей развития и воспитания детей-сирот, что и обусловливает трудности во взаимодействии.
2) Эмоциональная отстраненность взрослых.
3) Взаимодействие эмоционально не наполнено. Как показывают исследования и наблюдения, оценки учителем таких детей окрашены более негативно, чем ребенка семейного.
Такие дети, по исследованиям Бардышевской И. С., чаще попадают в категорию так называемых «трудных», «неудобных», часто нуждаются в программе компенсирующего обучения. Педагоги характеризуют таких детей как конфликтных, вызывающих раздражение.
Какие это проблемы? 1. Трудности в обучении. 2. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в классном коллективе.
Очень важно, чтобы взрослый был готов принять ребенка таким, каков он есть, и постараться лучше узнать его. Дж. Джайнотт: «Лучше, если отношение к детям будет не столько равным, сколько ровным и искренне заинтересованым».
4) Хотелось бы обратить внимание на необходимость проведения работы психологической службы непосредственно с детьми и подростками. Многочисленные исследования наших соотечественников, в том числе Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых показывают, что вне семьи у ребёнка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка, - они просто другие. А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:

  • Частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта;
  • Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечёт недифференцированность и неосознанность ребёнком своего я;
  • Педагогическую позицию взрослого, при которой ребёнок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;
  • Жёсткую регламентацию всех действий ребёнка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.

Знание этих причин и психологических особенностей детей должно лежать в основе составляемых психологами, социальными педагогами коррекционно-развивающих программ. Такие занятия должны дать возможность ребёнку поразмышлять о себе, о своих жизненных смыслах, пересмотреть свои отношения с окружающими. Важно, чтобы занятия были направлены на создание ситуаций, которые бы стимулировали развитие основных возрастных изменений. Так, работа с детьми подросткового возраста должны быть направлена на развитие навыков познания себя. Многие авторы, в том числе Л. С. Выготский, А. А. Бодалёв, И. С. Кон, писали о том, что развитие самосознания – центральный психологический процесс подросткового периода. Такие темы, как «Имя», «Внешний вид», «Моя семья», «Права и обязанности детей в семье», «Характер» и другие являются очень актуальными для подростков и что не маловажно для их приёмных родителей. Ведь чувство доверия, чувство привязанности, так необходимые для нормального психического развития ребёнка, формируются в семье, и обсуждение вышеперечисленных тем с приёмными родителями способствуют развитию доверительных отношений в семье, развитию чувства ответственности у подростка за себя и свою семью, развитию положительного отношения к себе, способности занимать активную позицию в жизни.

Литература

  • Горбунова О. Детдомовские дети и учитель: аспекты взаимоотношений// социальная педагогика - 2003г, № 2.
  • Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации.// Школьный психолог - № 31, 2001.
  • Простак Г. И. Социально-педагогические и организационно-методические основы работы по созданию приемной семьи // Сацыяльна-педагагiчная работа - № 6, 2001г.
  • Психология социальной работы / Под общей ред. М. А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002.- 352с.
  • Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: Учеб.-метод.пособие / В. В. Мартынова, Н. С. Поспелова, В. А. Маглыш, Т. П. Михневич, г. И. Руденкова, а. п. лаврович. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004 – 240с.
  • Спиваковская А. С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений./ Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1989.

Брестский областной СПЦ

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.