Ольга Пронина, методист МБУ ДО «Центр детского творчества № 1», г. Ульяновск Утвержденного на федеральном уровне списка методик для психологической диагностики школьников нет. Педагоги-психологи подбирают для себя удобные тесты самостоятельно. В статье – перечень методик, который поможет собрать свою подборку диагностического материала. Цель диагностики психологического развития школьников в начале учебного года – определить особенности каждого ребенка, которые могут влиять на качество его обучения. Предлагаем перечень методик, с помощью которых вы сможете провести диагностику.
Для чего нужны результаты мониторинга психологического развития детей
В работе с детьми педагоги должны учитывать не только их возраст, но и индивидуальные особенности развития. Выявить эти особенности поможет психологический мониторинг. Расскажем, чем он полезен для вас, педагогов и руководства. Польза для педагога-психолога. Во-первых, на основе полученных данных мониторинга вы сможете организовать свою работу с детьми по тому направлению, в котором они действительно нуждаются. Во-вторых, если вы будете проводить диагностику развития детей ежегодно, то сможете отслеживать динамику их личностного и интеллектуального развития. В-третьих, результаты мониторинга подскажут, по каким темам необходимо проконсультировать родителей и педагогов. Польза для педагогов. Результаты психологического мониторинга помогут учителям оценить эффективность тех методов, которые они используют. На педсовете покажите результаты в графике и предложите обсудить, как педагоги совместно с вами могут улучшить показатели. Также определите с ними причины, по которым у детей может быть отрицательная динамика. Польза для руководства. Психологическая диагностика – не только проверка возможностей детей, но и контроль работы учителей, психолога и логопеда. Если руководитель увидит в отчете отрицательную динамику развития учащихся, то сможет вовремя принять меры. Например, отправит педагога на курсы повышения квалификации. Возможно ли совместить психологическую и педагогическую диагностику школьников Чтобы не перегрузить школьников исследованиями, нужно планировать диагностические процедуры в тесном единстве с изучением уровня качества сформированности универсальных учебных действий и личностных компетенций. Например, провести стандартизированную методику исследования навыков чтения Корнева А.Н. и одновременно диагностировать уровень сформированности навыка чтения, установить соответствие уровня интеллектуального развития возрастным нормативам. Эффективно построить диагностику на этапе ее планирования можно во взаимодействии с замдиректора по УВР. Результатом такого взаимодействия станет совместный комплексный план диагностики и мониторинга качества образования и развития школьников.
Методики для проведения психологической диагностики
Методика |
Цель проведения
|
Возраст ребенка, класс
|
Познавательное развитие и развитие основных психических функций
|
«Выбор по аналогии» (Поливанова Н.И., Ривина И.В.)
|
Выявить способность учащихся выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить ее на другую систему по аналогии с первой; провести диагностику аналитического компонента в структуре системного мышления
|
7-9 лет, 1—3-й классы
|
«Поворот фигур. Классификация» (Поливанова Н.И., Ривина И.В.)
|
Определить наличие у учащихся сформированных умений и навыков мыслительных операций. Диагностировать наличие образного компонента в структуре системного мышления
|
7-10 лет, 1—4-й классы
|
«Проба на запоминание "10 слов"» (Лурия А.Р.)
|
Исследовать объем скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема их отсроченного воспроизведения
|
7-10 лет, 1—4-й классы
|
«Полянки» (Венгер Л.А.)
|
Диагностировать уровень сформированности наглядно-образ- ного мышления
|
7-8 лет, 1—2-й классы
|
«Изучение словесно-логического мышления» (Замбацявичене Э.Ф.)
|
Исследовать уровень развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логических операций
|
7-9 лет, 1—3-й классы
|
«Стандартизированная методика исследования навыков чтения» (Корнев А.Н.)
|
Диагностировать уровень сформированности навыка чтения, установить соответствие уровню интеллектуального развития
|
6-10 лет 1—4-й классы
|
«Проба на совмещение признаков» (Коган В.М.)
|
Исследовать уровень интеллектуальной работоспособности. Диагностировать устойчивость психических процессов, переключения, распределения объема внимания
|
8-14 лет, 2—8-й классы
|
«Групповой интеллектуальный тест» (Акимова М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П.)
|
Диагностировать уровень интеллектуального развития
|
10-11 лет, 4—5-й классы
|
Методика
|
Цель проведения
|
Возраст ребенка
|
«Рисуночный тест» (Силвер Р.)
|
Диагностировать уровень понимания пространственных гори- зонтально-вертикальных и перспективных отношений, отношений формы и расстояния между объектами
|
6-16 лет, 1—10-й классы
|
«Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения» (Екжанова Е.А.)
|
Диагностировать уровень развития перцептивных двигательных навыков, сформированности навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности
|
7-8 лет, 1—2-й классы
|
«Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников» (Ясюкова Л.А.)
|
Спрогнозировать и провести профилактику проблем обучения в средней школе
|
9-12 лет, 3—6-й классы
|
«Школьный тест умственного развития» (Акимова М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П.)
|
Диагностировать уровень умственного развития, соответствие социально-психологическому нормативу
|
13-16 лет, 7—10-й классы
|
«Тест структуры интеллекта» (Амтхауэр Р.)
|
Диагностировать уровень развития вербального и невербального интеллекта (лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, обобщению, математических способностей, пространственного воображения, запоминания)
|
С 13 лет, 7—11-й классы
|
«Интеллектуальный тест Айзенка»
|
Диагностировать интеллектуальные способности, творческое мышление и воображение, тип мышления, оценить память
|
С 15 лет, 9—11-й классы
|
«Тест креативности» (Вишнякова Н.Ф.)
|
Выявить уровень творческих способностей личности
|
С 13 лет, 7—11-й классы
|
«Опросник креативности» (Рензулли Дж.)
|
Идентифицировать проявления креативности
|
14-17 лет, 8—11-й классы
|
«Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М)» (Дашков И.М., Курганский Н.А., Федорова Л.К.)
|
Измерить интеллект старшеклассников
|
14-16 лет, 8—10-й классы
|
«Методика изучения физико-математиче- ских способностей Самойловой-Ясюковой»
|
|
13-17 лет, 7—11-й классы
|
«Нарисуй человека» (Гудинаф Ф.)
|
Измерить уровень интеллектуального развития детей и подростков
|
11-15 лет, 5—9-й классы
|
Личностное развитие учащихся
|
«Тест школьной тревожности Филлипса»
|
Изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой
|
С 8 лет, 2—11-й классы
|
«Многофакторный личностный опросник» (Кеттел Р.Б.)
|
Диагностировать особенности личности человека
|
С 8 лет, 2—11-й классы
|
«Проективная методика для диагностики школьной тревожности» (Прихожан A.M.)
|
Диагностировать школьную тревожность
|
6—9 лет, 1—3-й классы
|
«Кто прав?» (Цукерман Г.А.)
|
Выявить сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)
|
8-10 лет, 2—4-й классы
|
«Рукавички» (Цукерман Г.А.)
|
Выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
|
7-8 лет, 1—2-й классы
|
«Сказочный проективный тест» (Колакоглоу К.)
|
Оценить личностную динамику, личностные черты в их взаимосвязи
|
7-12 лет, 1—6-й классы
|
«Социальный интеллект» (Гилфорд Дж.)
|
Диагностировать способность в структуре социального интеллекта
|
С 9 лет, 3—11-й классы
|
«Цветовой тест отношений» (Эткинд A.M.)
|
Изучить эмоциональный компонент отношений личности, выявить эмоциональные отношения школьников к учителю
|
С 11 лет, 5—11-й классы
|
«Методика диагностики эмоционального отношения к учению» (модифицированный опросник Спилберга Ч.Д., выполненный Андреевой А.Д.)
|
Оценить уровень мотивации учения и определить, какое у школьников эмоциональное отношение к учебе
|
11-15 лет, 5—9-й классы
|
Методика
|
Цель проведения
|
Возраст ребенка
|
«Методика изучения отношения к учебным предметам» (Казанцева Г.Н.)
|
Выявить предпочтения учебных предметов, причины предпочтительного отношения к ним
|
11-17 лет, 5—11-й классы
|
«Методика для диагностики учебной мотивации» (Матюхина М.В., Бадмаева Н.Ц.)
|
Изучить мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, избегания неудачи, творческой самореализации, достижения успеха
|
11-16 лет, 5—10-й классы
|
«Тест диагностики мотивации достижения у детей (МД-решетка Шмальта)» (Афанасьева Н.В.)
|
Получить данные о выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности
|
9-11 лет, 3—5-й классы
|
«Цветовой тест отношений» (Эткинд A.M.)
|
Изучить эмоциональные компоненты отношений личности, выявить эмоциональное отношение школьников к учителю, одноклассникам
|
С 10 лет, 4—11-й классы
|
«Шкала социально-психологической адаптированности (СПА)» (Роджерс К., Даймонд Р., адаптация Снегиревой Т.В.)
|
Диагностировать состояние школьной адаптации-дезадаптации, особенностей представления школьника о себе
|
С 12 лет, 6—11-й классы
|
Опросник «Саморегуляция» (Осницкий А.К.)
|
Определить уровень сформированности регуляции у школьников
|
7-17 лет, 1—11-й классы
|
«Метод мотивационной индукции» (Нюттен Ж.)
|
Изучить структуру мотивационно-смысловой сферы школьников, временную перспективу будущего
|
С 10 лет, 4—11-й классы
|
«Тест аксиологической направленности школьников» (Капцов А.В.)
|
Диагностировать ценностную сферу
|
11-17 лет, 5—11-й классы
|
«Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)»
|
Определить уровень состояния агрессии и враждебности: физическую агрессию, косвенную агрессию, раздражение, негативизм, обиду, подозрительность, вербальную агрессию, чувство вины
|
С 14 лет, 8—11-й классы
|
«Шкала "Я-концепции"» (Пирс Е., Харрис Д. адаптация Прихожан A.M.)
|
Изучить общий уровень самоотношения подростка, отношения к себе в следующих сферах: поведение, интеллект, ситуация в школе, внешность, тревожность, общение, удовлетворенность жизненной ситуацией, положение в семье, уверенность в себе
|
12 6-
|
-16 лет, 10-й классы
|
«Шкала личностной тревожности» (Прихожан A.M.)
|
Определить уровень личностной тревожности
|
6- 1-
|
13 лет, 7-й классы
|
«Определение мотивов учебной деятельности» (Гинзбург М.Р.)
|
Изучить сформированность мотивов учения, выявить ведущий мотив
|
7- 1-
|
17 лет, 11-й классы
|
«Личностная агрессивность и конфликтность» (Ильин Е.П., Ковалев П.А.)
|
Выявить в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности
|
15 9-
|
-17 лет, 11-й классы
|
«Подростковый личностный опросник (Junior EPQ)» (Айзенк Г.)
|
Определить тип личности (экстраверт, интроверт, амбиверт)
|
7- 1-
|
15 лет, 9-й классы
|
«Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (Орел А.Н.)
|
Оценить склонность подростков к двигательной расторможен- ности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии
|
14 8-
|
-16 лет, 10-й класс
|
«Выявление суицидального риска у детей» (Кучер А.А., Костюкевич В.П.)
|
Выявить признаки суицидального поведения; диагностировать школьную мотивацию для учащихся среднего старшего звена. Модифицированный текст анкеты содержит вопрос об отношении ребенка к классному руководителю. Данная анкета может быть использована для скрининговой оценки уровня школьной мотивации
|
11- 5-
|
-17 лет, 11-й классы
|
«Анкета для определения школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.)
|
Проверить уровень школьной мотивации учащихся
|
11- 5-
|
-17 лет, 11-й классы
|
Методика
|
Цель проведения
|
Возраст ребенка
|
«Тест руки» (Вагнер Э.)
|
Диагностировать агрессивность. В варианте теста для детей до 11 лет могут быть выделены следующие основные оценочные категории: активность; пассивность; тревожность; агрессивность; директивность; коммуникация; демонстративность; зависимость
|
7-11 лет, 1—5-й классы
|
«Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)» (Ясюкова Л.А.)
|
Спрогнозировать и провести профилактику проблем обучения, социализации и профессионального самоопределения старшеклассников
|
15-17 лет, 9—11-й классы
|
Межличностные отношения
|
«Социометрия»
|
Изучить особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы
|
11-17 лет, 5—11-й классы
|
«Детский апперцептивный тест (CAT)» (Беллак Л.)
|
Выявить ведущие потребности и мотивы, особенности восприятия и отношения ребенка к родителям, особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами, содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка, особенности защитных механизмов как способов
|
7-10 лет, 1—4-й классы
|
«Подростки о родителях "ADOR"» (Шафер Э.)
|
Изучить установки, поведение и методы воспитания детей родителями так, как видят их дети в подростковом возрасте
|
14-16 лет, 8—10-й классы
|
«Тест интеллектуального потенциала (ТИП)» (Ржичан П.)
|
Диагностировать особенности взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей
|
С 12 лет, 6—11-й классы
|
«Незаконченные предложения» (вариант Михала В.)
|
Диагностировать отношение ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детским неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям; выявить цели, ценности, конфликты и значимые переживания
|
7-16 лет, 1—10-й классы
|
Профессиональная направленность
«Активизирующий опросник "Перекресток"» (Пряжников Н.С.) |
Сформировать у консультируемого подростка интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, обучить доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив
|
15-17 лет, 9—11-й классы
|
«Опросник профессиональных предпочтений» (Холланд Дж.)
|
Исследование профессиональных интересов и предпочтений человека
|
15-17 лет, 9—11-й классы
|
«Карта интересов» (модификация Филимоновой О.Г.)
|
Изучить интересы и склонности школьников старших классов в различных сферах деятельности
|
16-17 лет, 10—11-й классы
|
Ориентационный опросник «Диагностика направленности личности Б. Басса (опросник Смекала-Кучера)»
|
Определить направленность личности в профессиональной сфере, исследовать особенности личности
|
16-17 лет, 10—11-й классы
|
«Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Климов Е.А.)
|
Выявить склонность (предрасположенность) школьника к определенным типам профессий
|
С 12 лет, 6—11-й классы
|
«Тест механической понятливости Беннета»
|
Выявить технические способности
|
С 12 лет, 6—11-й классы
|
«Анкета "Ориентация"» (Степанов А.Н., Соломин И.Л., Калугин С.В.)
|
Выявить профессиональные склонности и представления о собственных профессиональных способностях учащихся старших классов
|
С 16 лет, 10—11-й классы
|
«Опросник профессиональной готовности (ОПГ)» (Кабардова Л.Н.)
|
Определить предпочтительную сферу профессиональной деятельности (по классификации Климова Б.А.), обоснованность или необоснованность профессионального плана консультируемого
|
15-17 лет, 9—11-й классы
|
|
Как оформить результаты мониторинга психологического развития учащихся. Образцы документов
В статье – заполненный образец индивидуальной психологической карты учащегося и образец психолого-педагогической характеристики. Оба документа психолог заполняет на основе данных мониторинга психологического развития. По результатам диагностики личностных и познавательных особенностей школьников педагог-психолог получает информацию о развитии каждого ребенка. Эти данные понадобятся, чтобы оформить индивидуальную психологическую карту учащегося и психолого-педагогическую характеристику.
Индивидуальная карта учащегося
Психологическая карта – одна из форм закрытой документации педагога-психолога. Все индивидуальные карты учащихся нужно хранить в недоступном для общего обозрения месте. В карту запишите не только данные диагностики ребенка, но и основные выводы. Характеристика учащегося. Психолого-педагогическую характеристику на учащегося нужно будет заполнить при переводе ребенка в другую школу или из начальной школы в среднюю. Также ее оформляют при выпуске учащегося из образовательной организации. Характеристику пишут и по мере запроса в органы суда или органы социальной защиты. Образец заполнения карты ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ 1. Психолого-педагогическое исследование социальной ситуации развития личности Общие сведения Ф. И. О. **** Елена Сергеевна Возраст: 14 лет Класс: 7 «Б» Ф. И. О. матери: ****Галина Михайловна Год рождения: 1977 Образование: высшее Место работы: Ф. И. О. отца: **** Сергей Петрович Год рождения: 1973 Образование: среднее-специальное Место работы: Домашний адрес: Тип семьи: полная / неполная, материально обеспеченная / материально необеспеченная, с одним ребенком, с двумя детьми, многодетная. Результаты обследования жилищно-бытовых условий семьи: акт обследования ЖБУ от 10.09.2017. Семья проживает в 2-комнатной квартире 9-этажного панельного дома. Материальное и санитарное состояние квартиры хорошее, созданы необходимые условия для проживания, учебы учащейся: у ребенка отдельная комната, оборудованное рабочее место (стол, ПК, мебель соответствует росту). В квартире чисто и уютно, внешний вид учащейся опрятен. Психологическая атмосфера в семье благоприятная, родители доброжелательно общаются друг с другом и с ребенком. Оценка физического и психологического состояния ребенка на момент обследования: физическое и психологическое состояние хорошее, внешних признаков заболевания или психологических проблем не наблюдается. Внешне опрятна, одежда аккуратная, чистая. Анализ состояния здоровья (выписка из медицинской карты): здорова, хронических заболеваний не имеет. Уровень физического развития – средний. Стиль семейного воспитания: демократический, доверительные отношения между родителями и ребенком. Психолого-педагогические сведения Анализ образовательного статуса: В обучении трудностей нет, по всем предметам достигает образовательных результатов на уровне «Выпускник научится»; по ИЗО и музыке – на уровне «Выпускник получит возможность научиться», в соответствии с требованиями ФГОС. Педагоги отмечают способности к художественно-творческим видам деятельности: пению, рисованию. Отношения с одноклассниками хорошие, однако лидерские качества не развиты, девочка часто принимает мнение большинства, склонна к конформизму, имеются трудности с выражением собственной позиции. Мотивы учебной деятельности: определяется внешней оценкой окружающих, учится хорошо, чтобы не расстраивать родителей, учителей; желанием быть «предпочитаемой» среди сверстников. Анализ социального профиля:
Социальный статус ребенка
|
Класс
|
1–4-й
|
5-й
|
6-й
|
7-й
|
Лидер
|
|
|
|
|
Предпочитаемый
|
|
|
+
|
+
|
Ведомый
|
+
|
+
|
|
|
Пренебрегаемый
|
|
|
|
|
Отверженный
|
|
|
|
|
Изгой
|
|
|
|
|
Неформальный лидер
|
|
|
|
|
Дезорганизатор
|
|
|
|
|
Особенности девиантного поведения учащейся (при наличии): выявлены / не выявлены.
Виды девиант-ного поведения
|
Признаки и проявления поведения
|
Класс
|
1–4-й
|
5-й
|
6-й
|
7-й
|
Школьная неуспеваемость
|
Неуспеваемость по двум и более предметам
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Отсутствие интересов к учебе
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Педагогическая запущенность
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Отсутствие позитивных контактов с педагогами
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Несформированность мыслительных процессов
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Ограниченные возможности здоровья, дефекты развития
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Асоциальные проявления личности
|
Отказ от выполнения общественных обязанностей
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Нарушение нравственных норм поведения и морали, грубость в общении с окружающими
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Демонстративное (вызывающее) поведение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Аддиктивные формы поведения
|
Суицидальные наклонности
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Употребление психоактивных веществ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Интернет-зависимость
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Увлечение азартными играми
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Вхождение в асоциальные группы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Курение, прием алкоголя
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Нездоровое сексуальное поведение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Стремление к риску, острым ощущениям
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Пищевые нарушения невротического характера (анорексия, булемия)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Антисоциальные (делин-квентные) формы поведения
|
Прогулы, пропуски уроков
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Агрессивность (драки, жестокость, насилие)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Совершение правонарушений
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Грубые дисциплинарные проступки
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Склонность к бродяжничеству (побеги из дома)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Выводы: *** Елена хорошо развита, не имеет трудностей в обучении, серьезных проблем психологического развития не выявлено. Проявляет склонности к художественно-творческим видам деятельности, общительна, не конфликта. Рекомендуется развитие учебной мотивации содержательного характера.
2. Индивидуальная программа реабилитации учащегося
Направление психолого-педагогической работы: развитие мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств подростка (умение выражать свое мнение). Стратегия психолого-педагогической работы: развитие заинтересованности содержательной стороной учебной деятельности, развитие кругозора. Формирование навыков самовыражения.
Виды и формы работы
|
Тема мероприятия
|
Периодичность и продолжительность занятий
|
Психологическое консультирование (индивидуально, в проблемной группе)
|
«Почему важно хорошо учиться?». «Почему важно иметь свое мнение»
|
30 минут, по мере необходимости
|
Проведение коррек-ционно-развивающих занятий
|
«Я по этому поводу думаю…». Заполнение дневника достижений, ведение портфолио
|
1 раз в неделю
|
Консультация-практикум с родителями
|
Как научить ребенка иметь и выражать свое мнение – пример родителей
|
1 раз в месяц
|
Повторное диагностическое исследование
|
Методика изучения мотивации учения подростка (Калинина Н.В., Лукьянова М.И.)
|
1 раз в полугодие
|
Профилактический тренинг с участниками образовательных отношений
|
Ищем смысл в изучении наук вместе с ребенком
|
По мере необходимости
|
Результаты психолого-педагогического воздействия: по итогам первого полугодия учебного года наблюдается динамика развития учебной мотивации с преобладанием познавательных мотивов «хочу хорошо учиться, так как мне это пригодится в будущей профессии». Учащаяся пробует выражать свое мнение в доступных формах деятельности: рисунке, написании сочинения.
Психолого-педагогическая характеристика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 1. Анкетные данные Фамилия, имя: *** Елена Дата рождения: 07.03.2004 Класс: 7 «Б» 2. Сведения о состоянии здоровья 2.1. Часто ли болеет: часто, средне, редко. 2.2. Хроническое заболевание (выписка из медицинской карты): хронических заболеваний не имеет. 3. Результаты психолого-педагогической диагностики 3.1. Особенности функционирования нервной системы: – быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим; – быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроения; стабилен в проявлении настроения; – преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешенны; преобладает торможение. 3.2. Уровень развития интеллектуальных процессов: высокий; выше среднего; средний; ниже среднего; низкий. 3.3. Направленность интересов: – на учебно-познавательную деятельность; – на художественно-эстетическую деятельность; – на достижения в спорте, туризме; – на межличностное общение. 3.5. Уровень социальной активности: – принимает активное участие в общественных делах; – не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет; – редко принимает участие в общественных делах; – отказывается участвовать в общественных делах. 3.6. Отношение к себе: – адекватная самооценка; завышенная самооценка, заниженная самооценка. – преобладает: скромность; уверенность в себе; самокритичность. 3.7. Адаптация в коллективе сверстников (классном коллективе): – в классе является лидером: формальным, неформальным; – является предпочитаемым лицом для общения в микрогруппах; – в общении в коллективе избирателен, но есть друзья; – держится изолированно, но не изгой; – изолирован в коллективе. 3.8. Особенности психических процессов и эмоции. 3.8.1. Внимание: – произвольность: высокая, выше среднего, средняя, ниже среднего, низкая; – концентрация: высокая, выше среднего, средняя, ниже среднего, низкая. 3.8.2. Память: – произвольность: высокая, выше среднего, средняя, ниже среднего, низкая; – преобладающий тип запоминания: механический, ассоциативный, смысловой; – скорость запоминания: высокая, средняя, низкая; – долговременная память: развита, средне развита, не развита. 3.8.3. Мышление: – преобладающий тип мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; – признаки творческого мышления: проявляет, не проявляет, проявляет ярко. – скорость мыслительных процессов: высокая, выше среднего, средняя, ниже среднего. 3.8.4. Уровень развития интеллекта: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего. 3.8.5. Эмоциональный статус: – подверженность эмоциональным переживаниям: высокая, средняя, низкая; – проявление эмоций: не проявляет, проявляет сдержанно, проявляет ярко; – влияние эмоций на поведение, произвольность: значительное, незначительное, среднее (адекватное), демонстрирует эмоциональное равновесие. 3.9. Признаки асоциального поведения: проявляет / не проявляет. Заключение: учащаяся является разносторонне развитой, способной, целеустремленной личностью. Проявляет способности в освоении гуманитарных предметов, имеет адекватную самооценку, эмоционально уравновешенна, уровень интеллектуального развития – выше среднего. Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, №8, 2018г |