Программа коррекционной работы, реализуемая в условиях общеобразовательной школы, должна быть разработана в соответствии с требованиями закона «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта, а также с учетом опыта работы школы. Программа должна быть направлена на создание системы коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, оказание комплексной помощи в освоении образовательной программы. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель — организация коррекционно-образовательного процесса для учащихся, испытывающих трудности в учебной деятельности. Задачи программы: - своевременное выявление учащихся с трудностями адаптации; - определение особых образовательных потребностей учащихся, испытывающих трудности в обучении; - создание условий, способствующих освоению учащимися, испытывающими трудности в обучении, образовательной программы; - разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий; - создание условий, способствующих преодолению учащимися затруднений, возникающих в учебной деятельности на ступени среднего (полного) общего образования; - создание условий развития потенциала учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Основные направления работы: — диагностическое направление: выявление учащихся, испытывающих трудности в обучении; — коррекционно-развивающее направление: специализированная помощь в освоении содержания образования учащимися, испытывающими трудности в обучении; — консультативное направление: специальное сопровождение подростков, испытывающих трудности в обучении, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; — информационно-просветительское направление: разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории подростков, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Характеристика содержания коррекционной работы Диагностическая работа включает: — своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; — диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; — выявление психологических особенностей подростка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; — изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка, испытывающего трудности в обучении и общении; — разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом возрастных особенностей; — анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает: — выбор оптимальных для развития подростка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; — организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; — системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; — коррекцию и развитие высших психических функций; — развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; — социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает: — разработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся; — консультирование по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы; — консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения.
Информационно-просветительская работа предусматривает: — различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы); — проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. I этап (сентябрь), этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; решение педагогического совета о необходимости формирования психолого-педагогической комиссии для определения индивидуальной траектории обучения. II этап (октябрь — март), этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении. III этап (апрель), этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям подростка. IV этап (май), этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения подростков, испытывающих трудности в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Механизм взаимодействия — психологическое и педагогическое сопровождение. Механизм реализации программы — организация индивидуальной траектории обучения: 1. Индивидуальное обучение по адаптационному учебному плану. 2. Внеурочная индивидуальная работа или работа в группах с целью ликвидации пробелов в знаниях. Социальное партнерство: родительская общественность.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение: — обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок) — обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных и компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); — обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы педагога-психолога. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения.
Информационное обеспечение Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения подростков с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы. - Соблюдение интересов обучающегося. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему с максимальной пользой в интересах школьника. - Целостность воздействия на личность подростка. Ошибочно и неконструктивно «разделение» подростка на различные психологические сферы и ведение коррекционной деятельности в отношении отдельно взятых социальных, эмоционально-личностных или познавательных сфер. Это не исключает выделение приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, интересов и желаний школьников, но любая коррекционная деятельность должна разворачиваться как процесс воздействия на личность ребенка в целом, во всем разнообразии её социально-психологических проявлений. - Реалистичность. Активно опираться на знание особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежат школьники. - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции проблем «психологически неблагополучных» детей, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса, всесторонний подход, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем подростка. - Непрерывность. Принцип гарантирует обучающимся и их родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. - Последовательность и преемственность в формах и методах проводимой в школе коррекционной работы. Участие школьника в различных формах коррекционной работы в течение всех лет обучения в школе будет значительно более продуктивным, если он будет чувствовать в этой работе определенную логику, последовательность, методическую преемственность. - Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для решения проблем «психологически неблагополучных детей». - Добровольность посещения коррекционных занятий школьником. - Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) «психологически неблагополучных» обучающихся выбирать формы получения помощи, защищать законные права и интересы школьников, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Кадровое обеспечение Важным условием реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться педагогом-психологом в сотрудничестве с классными руководителями, учителями-предметниками и социальными педагогами. Педагогические работники школы должны иметь четкое представление об особенностях «психологически неблагополучных» школьников, о методах и приемах работы с ними. Необходимо постоянное повышение квалификации педагогических работников школы, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей.
Планируемые результаты коррекционной работы
- своевременное выявление «психологически неблагополучных» детей с трудностями в обучении, проблемами в адаптации, в поведении, общении или во внутреннем психологическом состоянии; - создание условий, способствующих освоению «психологически неблагополучными» детьми основной образовательной программы основного общего образования и их социальной адаптации в образовательном учреждении; - положительная динамика индивидуальных достижений «психологически неблагополучных» школьников; - оказание индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи «психологически неблагополучным» детям с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с результатами диагностики); - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) «психологически неблагополучных» детей.
Источник: Основы педагогической психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / сост. : М. В. Башкин, О. А. Бахвалова ; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. — 128 с. |