МАЛООБЕСПЕЧЕННАЯ СЕМЬЯ (малоимущая)
- Оба родителя, или один из них временно не работает.
- Один из родителей временно не трудоспособен (декретный отпуск, продолжительное местонахождение в лечебном учреждении).
- Один из родителей инвалид.
- Неполная или многодетная семья.
- Погорельцы, беженцы, переселенцы.
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ.
В характеристике семьи данной категории обязательно указывается по каждой семье:
- мать одиночка;
- родители разведены;
- оба или один из родителей умер, погиб (указать, кто).
Семья "Группы риска"
Семьи с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями, и это приводит к тому, что усугубляет неблагополучие ребенка в данной семье. Препятствует его нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье. В основном это неполные семьи, каждый третий ребенок из такой семьи правонарушитель. Образовательный уровень родителя на 20% ниже чем в полной семье. Распавшаяся семья – семья в которой один из родителей покинул семью, но продолжает поддерживать с ней контакты и супруги не разведены. Распадающаяся семья – в семье острые конфликты между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи. Регидная псевдосолидарная – семья отличается наличием доминирующего лидера. Которому беспрекословно подчиняются все, в такой семье отсутствует эмоциональная теплота и царствует деспотизм. Деструктивная – семья отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
Неблагополучная семья
Семья, в которой дети нуждаются в социально-педагогической и психологической помощи т.к. проживают в неблагоприятных условиях или оказались в экстремальной жизненной ситуации:
- родители злоупотребляют алкоголем;
- повседневное проявление аморальности в семье;
- стали жертвами преступления;
- жестокости;
- физического и психического насилия;
- с девиантным поведением;
- дети, употребляющие алкоголь, токсические и наркотические вещества;
- с асоциальными формами поведения;
- у которых сложились конфликтные отношения с родителями, учителями, ровесниками;
- которые склонны к бродяжничеству;
- из семей беженцев, семей потерпевших в результате стихийного бедствия, катастроф;
- оставшиеся по разным причинам без родителей и без опеки;
- воспитывающиеся и обучающиеся в детских интернатах;
- вышедшие из спецшкол или мест лишения свободы;
- психологическая обработка и вовлечение семьи в секту с целью материальной выгоды, и социальная дезориентация семьи.
В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов. Педагогический коллектив школы и социально-психологическая служба в работе с неблагополучными семьями должны:
- Содействовать нормализации отношений в семье;
- Защищать права ребенка и создавать условия для благоприятного развития его личности в школе.
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:
- Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.
- Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.
- Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой.
- Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией.
- Криминогенная семья (Г. Г. Шиханцев, 1998).
Псевдоблагополучная семья. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в ежовых рукавицах"), применением физического наказания как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:
- Родители (отец, мать, опекун, попечитель), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать c него пример, вследствие этого у ребенка, подростка задерживается формирование "идеального" Я.
- Частые физические наказания вызывают у ребёнка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещаются на доступных ему людях, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него разминается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.
- Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.
Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям часто вырабатывается негативном, который перерастает во враждебность. Таким образом, отношения неблагополучной, дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребенка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребенок получает признание. Все это приводит к социальной и педагогической запущенности ребёка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становятся употребление психоактивных веществ, правонарушении.
Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствуют его десониализации. Один из негативных факторов неполной семьи — эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний: чувством собственной неполноценности, ущербности, зависти, эмоционального голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к отцу или матери, бросившим семью. Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику, и прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужской роли поведения. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бессознательно боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка развод родителей действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Ребенку не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому — отцу или матери — покой и нормальные условия для воспитания. Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.
Проблемная семья. Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, и они стремятся как можно меньше находиться дома, "улизнуть" под любым предлогом на улицу, где и проводят (большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.
Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются запрошенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все имеете они практически исключают полноценное развитие личности. Так, исследования, проведенные среди осужденных несовершеннолетних, показали, что у этих ребят пьянствующих родителей в 6—7 раз больше, чем у законопослушных. Такие семьи калечат детей не только нравственно, физически, но и интеллектуально. Дети не обеспечены оптимальными условиями для физического, интеллектуального и эмоционального развития. Исследователи отмечают, но в этих семьях формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам. В школу ими приходят плохо или совсем не подготовленными. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют "тупицами", что порождает у них обиду, повышенную чувствительность и душевную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии, такие ребята вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей па стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.
Криминогенная семья — такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4—Зраз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами. Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам "нормы-образцы", "нормы-принципы" антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал. В криминогенных и аморальных семьях дефекты социализации наиболее рельефно выступают в структуре общения. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, практически отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование делинквентной, асоциальной личности. Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы (эталонная группа) или лица с асоциальной направленностью, в отношениях с которыми подросток вынужден усваивать их ценности, поведение, роли, жаргон и пр.
Основные виды неблагополучных семейных отношений
- Деструктивная семья – отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
- Распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.
- Распавшаяся семья – семья, в которой один из родителей покинул семью, но продолжает поддерживать с ней контакты.
- Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей.
- Ригидная псевдосолидарная семья – отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняются все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.
Основные типы неправильного воспитания в неблагополучных семьях
- Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, в жестком контроле за поведением, в чрезмерном навязывании собственной воли.
- Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.
- Условия эмоционального отвержения. Характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.
- Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.
- Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка гораздо больших результатов, чем он может достичь.
ВЛИЯНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ НА ПОВЕДЕНИЕ И ХАРАКТЕР РЕБЕНКА
Типы неправильного воспитания
|
Словесная характеристика
|
Способ обращения с детьми
|
Последствия
|
Гиперпротекция
|
"Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему"
|
Ограничение его самостоятельности
|
Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность
|
Условия повышенной моральной ответственности
|
"Не хочу иметь такого ребенка"
|
Никогда не хвалят, отсутствует система поощрений, часто ругают
|
Подавление желаний, неуверенность в себе, страх
|
Условия эмоционального отвержения
|
"Ненавижу всех детей", "не стану из-за них расстраи-ваться"
|
Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки
|
Агрессивность, замкнутость, замед-ленное эмоциональное развитие
|
Гипопротекция
|
"Делай, что хочешь, только оставь меня в покое"
|
Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей
|
Агрессия, асоциальное поведения
|
Условия жестких взаимоотношений
|
"Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья"
|
Частые наказания, побои
|
Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений
|
Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие
Тип выживания
|
Характеристика
|
Возможная помощь педагогов и семьи
|
"Герой семьи"
|
Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, пониженная само-оценка, чувство одиночества
|
Убеждать, что не стоит приносить в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Не ставить в ситуацию, когда от него ждут слишком многого. Учить радовать себя, развивать психи-ческую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач. Не советоваться с ребенком по вопросам сохранения семьи.
|
"Возмутитель спокойствия" ("козел отпущения")
|
Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности.
|
Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, но не им самим, чаще обращайтесь к его внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объяс-няйте, почему поступать надо так , а не иначе. Хвалите его за любой положительный поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.
|
"Талисман"
|
Юморист, вжился в роль шута горохового, раздво-енный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе.
|
Надо учить открыто выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объснять ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.
|
"Потерянный ребенок" ("девочка – сущий ангел")
|
Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация в семье накаляется – преображается, появляется ярость. Живет мечтами. Хочется родительской любви.
|
Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в "куче". Поощряйте ребенка, побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе. Работа или игра для ребенка "потерянного" незримо лучше. О победах ребенка рассказывайте другим, показывайте рисунки, поделки. Записывайте, сколько раз вы к ребенку обратились и сколько произнесли позитивных реплик.
|
Алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с неблагополучной семьей (при условии заинтересованности обеих сторон)
Этапы
|
Средства
|
- Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию
- Выявление реальный возможностей улучшения обстановки в семье
- Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье
- Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания
- Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи
- Согласование воспитательных действий семьи и школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль
- Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей
- Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости
|
Наблюдение Анкетирование Тестирование Беседа
Анкетирование Беседа
Консультации Тренинги
Консультации Совместное планирование Беседы
Беседы. Обсуждение литературы
Консилиум Наблюдение Анкетирование
Беседа Тестирование
Письма Ходатайства
|
Примечание. Обязательно проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.
Основные функции педагогов в работе с неблагополучной семьей и детьми из неблагополучных семей
- Создание банк данных о неблагополучных семьях и детей из неблагополучных семей.
- Определение причины семейного неблагополучия. Планирование работы с неблагополучными семьями.
- Выявление неблагополучных семей, способных принять педагогическую помощь, планирование и проведение с ними работы.
- Выявление детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите. Совместно с инспектором ИДН, органами опеки решение вопросов защиты прав ребенка.
- Организация и проведение психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия.
- Создание на уроках благоприятных условий для усвоения учебного материала.
- Эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из неблагополучных семей.
- Дифференцированный подход к домашним заданиям.
- Вовлечение детей из неблагополучных семей в клубы и кружки по интересам.
- Создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка из неблагополучной семьи.
- Установление отношений партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
- Создание и реализация индивидуальных программ обучения и воспитания детей из неблагополучных семей.
- Работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
|