На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психологическое сопровождение нестандартных семей. - Основные виды неблагополучных семейных отношений
Психологическое сопровождение нестандартных семей. - Основные виды неблагополучных семейных отношений
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Психологическое сопровождение нестандартных семей.
Основные виды неблагополучных семейных отношений
Все страницы

 

Основные виды неблагополучных семейных отношений

  • Деструктивная семья – отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
  • Распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.
  • Распавшаяся семья – семья, в которой один из родителей покинул семью, но  продолжает поддерживать с ней контакты.
  • Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей.
  • Ригидная псевдосолидарная семья – отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняются все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.

Основные типы неправильного воспитания в неблагополучных семьях

  • Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, в жестком контроле за поведением, в чрезмерном навязывании собственной воли.
  • Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.
  • Условия эмоционального отвержения. Характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.
  • Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.
  • Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка гораздо больших результатов, чем он может достичь.

ВЛИЯНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ НА ПОВЕДЕНИЕ И ХАРАКТЕР РЕБЕНКА

Типы неправильного воспитания

Словесная характеристика

Способ обращения с детьми

Последствия

Гиперпротекция

"Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему"

Ограничение его самостоятельности

Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность

Условия повышенной моральной ответственности

"Не хочу иметь такого ребенка"

Никогда не хвалят, отсутствует система поощрений, часто ругают

Подавление желаний, неуверенность в себе, страх

Условия эмоционального отвержения

"Ненавижу всех детей", "не стану из-за них расстраи-ваться"

Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки

Агрессивность, замкнутость, замед-ленное эмоциональное развитие

Гипопротекция

"Делай, что хочешь, только оставь меня в покое"

Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей

Агрессия, асоциальное поведения

Условия жестких взаимоотношений

"Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья"

Частые наказания, побои

Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений

Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие

Тип выживания

Характеристика

Возможная помощь педагогов и семьи

"Герой семьи"

Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, пониженная само-оценка, чувство одиночества

Убеждать, что не стоит приносить в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Не ставить в ситуацию, когда от него ждут слишком многого. Учить радовать себя, развивать психи-ческую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач.  Не советоваться с ребенком по вопросам сохранения семьи.

"Возмутитель спокойствия" ("козел отпущения")

Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности.

Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, но не им самим, чаще обращайтесь к его внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объяс-няйте, почему поступать надо так , а не иначе. Хвалите его за любой положительный поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.

"Талисман"

Юморист, вжился в роль шута горохового, раздво-енный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе.

Надо учить открыто выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объснять ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.

"Потерянный ребенок" ("девочка – сущий ангел")

Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация в семье накаляется – преображается, появляется ярость. Живет мечтами. Хочется родительской любви.

Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в "куче". Поощряйте ребенка, побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе. Работа или игра для ребенка "потерянного" незримо лучше. О победах ребенка рассказывайте другим, показывайте рисунки, поделки. Записывайте, сколько раз вы к ребенку обратились и сколько произнесли позитивных реплик.

Алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с неблагополучной семьей
(при условии заинтересованности обеих сторон)

Этапы

Средства

  • Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию
  • Выявление реальный возможностей улучшения обстановки в семье
  • Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье
  • Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания
  • Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи
  • Согласование воспитательных действий семьи и школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль
  • Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей
  • Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости

Наблюдение
Анкетирование
Тестирование
Беседа

Анкетирование
Беседа

Консультации
Тренинги

Консультации
Совместное планирование
Беседы

Беседы. Обсуждение литературы

Консилиум
Наблюдение
Анкетирование

Беседа
Тестирование

Письма
Ходатайства

Примечание. Обязательно проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.

Основные функции педагогов в работе с неблагополучной семьей
и детьми из неблагополучных семей

  • Создание банк данных о неблагополучных семьях и детей из неблагополучных семей.
  • Определение причины семейного неблагополучия. Планирование работы с неблагополучными семьями.
  • Выявление неблагополучных семей, способных принять педагогическую помощь, планирование и проведение с ними работы.
  • Выявление детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите. Совместно с инспектором ИДН, органами опеки решение вопросов защиты прав ребенка.
  • Организация и проведение психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия.
  • Создание на уроках благоприятных условий для усвоения учебного материала.
  • Эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из неблагополучных семей.
  • Дифференцированный подход к домашним заданиям.
  • Вовлечение детей из неблагополучных семей в клубы и кружки по интересам.
  • Создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка из неблагополучной семьи.
  • Установление отношений партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
  • Создание и реализация индивидуальных программ обучения и воспитания детей из неблагополучных семей.
  • Работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.