Страница 2 из 2
Основные виды неблагополучных семейных отношений
- Деструктивная семья – отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
- Распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.
- Распавшаяся семья – семья, в которой один из родителей покинул семью, но продолжает поддерживать с ней контакты.
- Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей.
- Ригидная псевдосолидарная семья – отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняются все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.
Основные типы неправильного воспитания в неблагополучных семьях
- Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, в жестком контроле за поведением, в чрезмерном навязывании собственной воли.
- Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.
- Условия эмоционального отвержения. Характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.
- Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.
- Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка гораздо больших результатов, чем он может достичь.
ВЛИЯНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ НА ПОВЕДЕНИЕ И ХАРАКТЕР РЕБЕНКА
Типы неправильного воспитания
|
Словесная характеристика
|
Способ обращения с детьми
|
Последствия
|
Гиперпротекция
|
"Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему"
|
Ограничение его самостоятельности
|
Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность
|
Условия повышенной моральной ответственности
|
"Не хочу иметь такого ребенка"
|
Никогда не хвалят, отсутствует система поощрений, часто ругают
|
Подавление желаний, неуверенность в себе, страх
|
Условия эмоционального отвержения
|
"Ненавижу всех детей", "не стану из-за них расстраи-ваться"
|
Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки
|
Агрессивность, замкнутость, замед-ленное эмоциональное развитие
|
Гипопротекция
|
"Делай, что хочешь, только оставь меня в покое"
|
Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей
|
Агрессия, асоциальное поведения
|
Условия жестких взаимоотношений
|
"Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья"
|
Частые наказания, побои
|
Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений
|
Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие
Тип выживания
|
Характеристика
|
Возможная помощь педагогов и семьи
|
"Герой семьи"
|
Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, пониженная само-оценка, чувство одиночества
|
Убеждать, что не стоит приносить в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Не ставить в ситуацию, когда от него ждут слишком многого. Учить радовать себя, развивать психи-ческую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач. Не советоваться с ребенком по вопросам сохранения семьи.
|
"Возмутитель спокойствия" ("козел отпущения")
|
Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности.
|
Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, но не им самим, чаще обращайтесь к его внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объяс-няйте, почему поступать надо так , а не иначе. Хвалите его за любой положительный поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.
|
"Талисман"
|
Юморист, вжился в роль шута горохового, раздво-енный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе.
|
Надо учить открыто выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объснять ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.
|
"Потерянный ребенок" ("девочка – сущий ангел")
|
Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация в семье накаляется – преображается, появляется ярость. Живет мечтами. Хочется родительской любви.
|
Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в "куче". Поощряйте ребенка, побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе. Работа или игра для ребенка "потерянного" незримо лучше. О победах ребенка рассказывайте другим, показывайте рисунки, поделки. Записывайте, сколько раз вы к ребенку обратились и сколько произнесли позитивных реплик.
|
Алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с неблагополучной семьей (при условии заинтересованности обеих сторон)
Этапы
|
Средства
|
- Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию
- Выявление реальный возможностей улучшения обстановки в семье
- Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье
- Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания
- Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи
- Согласование воспитательных действий семьи и школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль
- Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей
- Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости
|
Наблюдение Анкетирование Тестирование Беседа
Анкетирование Беседа
Консультации Тренинги
Консультации Совместное планирование Беседы
Беседы. Обсуждение литературы
Консилиум Наблюдение Анкетирование
Беседа Тестирование
Письма Ходатайства
|
Примечание. Обязательно проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.
Основные функции педагогов в работе с неблагополучной семьей и детьми из неблагополучных семей
- Создание банк данных о неблагополучных семьях и детей из неблагополучных семей.
- Определение причины семейного неблагополучия. Планирование работы с неблагополучными семьями.
- Выявление неблагополучных семей, способных принять педагогическую помощь, планирование и проведение с ними работы.
- Выявление детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите. Совместно с инспектором ИДН, органами опеки решение вопросов защиты прав ребенка.
- Организация и проведение психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия.
- Создание на уроках благоприятных условий для усвоения учебного материала.
- Эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из неблагополучных семей.
- Дифференцированный подход к домашним заданиям.
- Вовлечение детей из неблагополучных семей в клубы и кружки по интересам.
- Создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка из неблагополучной семьи.
- Установление отношений партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
- Создание и реализация индивидуальных программ обучения и воспитания детей из неблагополучных семей.
- Работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
|