Страница 4 из 7
Модели помощи неблагополучной семье.
Основные направления коррекционной работы с семьёй
Выделяют пять моделей оказания помощи современной семье:
- Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя ребёнка, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Работа с семьёй в этом случае направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку памяток для родителей.
- Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Акцент в работе с семьёй на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи, координация деятельности различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, посредническая роль в решении жизненных трудностей.
- Психологическая (психотерапевтическая) модель. Существуют различные подходы к психотерапии семьи, акцентирующие различные особенности жизнедеятельности семьи и расходящиеся в понимании задач и способов психодиагностики.
- Теоретико-практический подход, который является обобщением опыта семейного консультирования. Обычно фиксируется какой-нибудь один важный аспект семейных отношений. Согласно данному подходу выделяется определённый тип семьи и направление психотерапевтической помощи. Выделяют следующие типы семей:
- демонстративные, т.е. стремящиеся произвести впечатление на окружающих;
- летаргические, т.е. не инициативные при преодолении трудностей;
- гиперстабильные, т.е. слишком жёстко, без учёта изменяющихся условий следующие ранее установленным правилам, не доверяющие себе, избегающие внешних и внутренних конфликтов и новых решений;
- динамические, т.е. слишком деятельностные, не обладающие внутренним постоянством.
В данном подходе уделяется внимание на подсознательные связи с родительской семьёй. Психолог, исследуя семью, должен опираться на отчёты о семейных связях.
- Подход последовательности-повторяемости. Оценивая семейные отношения, можно руководствоваться причинной связью явлений или исходить из того, что они взаимосвязаны. Семейные отношения описываются утверждениями "если … то", "причина – следствие". Причина и следствие могут меняться местами. Подавленное, депрессивное состояние жены может быть объяснено невнимательностью мужа. Но, реагируя на состояние жены, он может быть заботливым. Тогда она чувствует себя лучше, а муж снова может заниматься своими делами, снова меньше уделяет времени общению с женой, на что она реагирует депрессивным состоянием. Возможна линейная или циклическая модель взаимоотношения мужа и жены. Изучается контекст взаимоотношений, взаимосвязь симптомов, их изменчивость.
- Стуктурно-процессуальный подход. Исследование структуры семьи позволяет причислить её к соответствующей модели семейных отношений. Семья характеризуется двумя факторами:
- взаимодействие членов семьи (эмоциональная зависимость);
- семейная адаптивность (изменчивость семейных отношений).
Изучаются отношения в супружеских парах и отношения "родители – дети". Отношения родителей и детей имеют свою специфику, которая обычно выявляется через модели воспитания, т.е. изучаются уровни контроля и самостоятельности детей, согласованность родительских требований, особенности поощрений и наказаний, эмоциональная близость родителей и детей. В данном подходе делается акцент на семейных процессах, основное внимание уделяют датам событий, важных для семьи, выявлению доминирования и контроля в семье, особенностям коммуникаций между её членами.
- Системно-индивидуальный подход. В соответствии с этим подходом выясняются связи между членами семьи или условия их нахождения в семье, влияние семьи на личностные качества и самочувствия. Индивидуальное обследование семьи позволяет выделить три модели семей:
- семьи, в которых их члены близки по своим индивидуальным качествам;
- семьи, в которых их члены дополняют друг друга;
- семьи, в которых свойства их членов трудно совместимы.
Семья может быть показана через определение её места в обществе, по ориентации на социум, по качеству семейных отношений. Выделяют следующие типы семей:
-
- оптимально функционирующие;
- адекватно функционирующие;
- средне функционирующие;
- семьи в "пограничном состоянии";
- "повреждённые" семьи.
Психологическая помощь направлена на коррекцию личностных особенностей членов семьи, успешную интеграцию семьи в общество.
- Подход "прошлого – настоящего – будущего" в развитии семьи. С точки зрения данного подхода необходимо изучить прошлое семьи, влияние родительских семей на будущих супругов и передачу им жизненного сценария.
При изучении настоящего семьи самонаблюдение и самоотчеты членов семьи позволяют выяснить, что они считают постоянным в своих нынешних отношениях. Обычно такие данные своеобразно искажают реальность семьи, подтверждают одни и отвергают другие аспекты семейного взаимодействия. Поэтому при исследовании настоящего семьи всегда целесообразно учитывать ее способность рефлексировать внутрисемейные отношения. Хотя более приемлемое будущее является целью психотерапии семьи, психологической помощи ей, методик, позволяющих предсказывать вероятность определенного развития семьи, явно не хватает. На практике иногда используются опросы, цель которых — установить ожидаемые, возможные и желаемые изменения. Такое обследование позволяет хотя бы диагностировать оптимистически, пессимистически, реалистически, фантастически и т. п. образом ориентированные семьи. Более четкое представление о будущем семьи могло бы стать фактором, корректирующим это будущее. Например, обучение будущих родителей позволяет им лучше подготовиться к рождению ребенка, договор об общении родителей и детей после развода смягчает его последствия.
- Конкретно-метафорические парадигмы. Интервью с семьей, ответы ее членов на вопросы опросников позволяют причислить ее к заранее установленным семейным моделям. Ознакомив семью с результатами такого исследования, не так уж редко психолог ничего нового семье не сообщает, а только подтверждает то мнение, которое члены семьи выразили.
Метафорическая оценка семейных отношений (например, рисунок или скульптура семьи) — недостаточно точный способ понять семью, трудносопоставимый по своим результатам с данными о других семьях. Но он может позволить раскрыться плохо осознанным чувствам, может быть толчком к новому видению семейной ситуации.
- Субъективно-объективные парадигмы. Основным способом получения субъективных данных о семье является самонаблюдение членов семьи. Обычно они имеют соответствующее их самоконцепциям объяснение отношений. Чтобы расширить свойственное им понимание семьи, психолог, исследующий семью, предлагает более подробные схемы самонаблюдения, метафорически интерпретирует наблюдаемую картину отношений и изучает реакции на свои интерпретации.
Объективные данные о семье — это однозначные факты семейной жизни, хронологии ее развития, результаты медицинских исследований и фиксированные результаты наблюдения за семейным взаимодействием. В практике психотерапии семьи непосредственное наблюдение за ней считается наиболее достоверным способом сбора данных. Противопоставление объективной и субъективной парадигм познания семьи, как и противопоставление некоторых других парадигм, не всегда оправдано, но все же исследователю всегда следует давать себе отчет о преобладающих акцентах исследования.
- Диагностическая модель. Она основывается на предположении наличия дефицита знаний у родителей о ребёнке или своей семье. Объектом наблюдения является семья, а также дети и подростки с нарушениями поведения. Предоставленные семье результаты диагностики помогут семье в решении семейных проблем.
- Медицинская модель. Предполагается, что в основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помощи семье – содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным.
В реальной практике оказания помощи семье в большинстве случаев используется несколько моделей одновременно: диагностическая, социальная, психологическая. Условиями эффективности оказания помощи современной семье является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.
|