На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социально-психологическая помощь семье - Модели помощи неблагополучной семье. Основные на-правления коррекционной работы с семьёй
Социально-психологическая помощь семье - Модели помощи неблагополучной семье. Основные на-правления коррекционной работы с семьёй
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социально-психологическая помощь семье
Типологизация семей
Семья как объект исследования
Модели помощи неблагополучной семье. Основные на-правления коррекционной работы с семьёй
Психологическая поддержка ребенка в семье
Психолого-педагогический портрет семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития
Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОПФР
Все страницы

Модели помощи неблагополучной семье.

Основные направления коррекционной работы с семьёй

Выделяют пять моделей оказания помощи современной семье:

  • Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя ребёнка, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Работа с семьёй в этом случае направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку памяток для родителей.
  • Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Акцент в работе с семьёй на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи, координация деятельности различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, посредническая роль в решении жизненных трудностей.
  • Психологическая (психотерапевтическая) модель. Существуют различные подходы к психотерапии семьи, акцентирующие различные особенности жизнедеятельности семьи и расходящиеся в понимании задач и способов психодиагностики.
  • Теоретико-практический подход, который является обобщением опыта семейного консультирования. Обычно фиксируется какой-нибудь один важный аспект семейных отношений. Согласно данному подходу выделяется определённый тип семьи и направление психотерапевтической помощи. Выделяют следующие типы семей:
  • демонстративные, т.е. стремящиеся произвести впечатление на окружающих;
  • летаргические, т.е. не инициативные при преодолении трудностей;
  • гиперстабильные, т.е. слишком жёстко, без учёта изменяющихся условий следующие ранее установленным правилам, не доверяющие себе, избегающие внешних и внутренних конфликтов и новых решений;
  • динамические, т.е. слишком деятельностные, не обладающие внутренним постоянством.

В данном подходе уделяется внимание на подсознательные связи с родительской семьёй. Психолог, исследуя семью, должен опираться на отчёты о семейных связях.

  • Подход последовательности-повторяемости. Оценивая семейные отношения, можно руководствоваться причинной связью явлений или исходить из того, что они взаимосвязаны. Семейные отношения описываются утверждениями "если … то", "причина – следствие". Причина и следствие могут меняться местами. Подавленное, депрессивное состояние жены может быть объяснено невнимательностью мужа. Но, реагируя на состояние жены, он может быть заботливым. Тогда она чувствует себя лучше, а муж снова может заниматься своими делами, снова меньше уделяет времени общению с женой, на что она реагирует депрессивным состоянием. Возможна линейная или циклическая модель взаимоотношения мужа и жены. Изучается контекст взаимоотношений, взаимосвязь симптомов, их изменчивость.
  • Стуктурно-процессуальный подход. Исследование структуры семьи позволяет причислить её к соответствующей модели семейных отношений. Семья характеризуется двумя факторами:
    • взаимодействие членов семьи (эмоциональная зависимость);
    • семейная адаптивность (изменчивость семейных отношений).

Изучаются отношения в супружеских парах и отношения "родители – дети". Отношения родителей и детей имеют свою специфику, которая обычно выявляется через модели воспитания, т.е. изучаются уровни контроля и самостоятельности детей, согласованность родительских требований, особенности поощрений и наказаний, эмоциональная близость родителей и детей.
В данном подходе делается акцент на семейных процессах, основное внимание уделяют датам событий, важных для семьи, выявлению доминирования и контроля в семье, особенностям коммуникаций между её членами.

  • Системно-индивидуальный подход. В соответствии с этим подходом выясняются связи между членами семьи или условия их нахождения в семье, влияние семьи на личностные качества и самочувствия. Индивидуальное обследование семьи позволяет выделить три модели семей:
    • семьи, в которых их члены близки по своим индивидуальным качествам;
    • семьи, в которых их члены дополняют друг друга;
    • семьи, в которых свойства их членов трудно совместимы.

Семья может быть показана через определение её места в обществе, по ориентации на социум, по качеству семейных отношений. Выделяют следующие типы семей:

    • оптимально функционирующие;
    • адекватно функционирующие;
    • средне функционирующие;
    • семьи в "пограничном состоянии";
    • "повреждённые" семьи.

Психологическая помощь направлена на коррекцию личностных особенностей членов семьи, успешную интеграцию семьи в общество.

  • Подход "прошлого – настоящего – будущего" в развитии семьи. С точки зрения данного подхода необходимо изучить прошлое семьи, влияние родительских семей на будущих супругов и передачу им жизненного сценария.

При изучении настоящего семьи самонаблюдение и самоотчеты членов семьи позволяют выяснить, что они считают постоянным в своих нынешних отношениях. Обычно такие данные своеобразно искажают реальность семьи, подтверждают одни и от­вергают другие аспекты семейного взаимодействия. Поэтому при исследова­нии настоящего семьи всегда целесообразно учитывать ее способность реф­лексировать внутрисемейные отношения.
Хотя более приемлемое будущее является целью психоте­рапии семьи, психологической помощи ей, методик, позволяющих предска­зывать вероятность определенного развития семьи, явно не хватает. На прак­тике иногда используются опросы, цель которых — установить ожидаемые, возможные и желаемые изменения. Такое обследование позволяет хотя бы диагностировать оптимистически, пессимистически, реалистически, фанта­стически и т. п. образом ориентированные семьи.
Более четкое представление о будущем семьи могло бы стать фактором, корректирующим это будущее. Например, обучение будущих родителей по­зволяет им лучше подготовиться к рождению ребенка, договор об общении родителей и детей после развода смягчает его последствия.

  • Конкретно-метафорические парадигмы. Интервью с семьей, ответы ее членов на вопро­сы опросников позволяют причислить ее к заранее установленным семей­ным моделям. Ознакомив семью с результатами такого исследования, не так уж редко психолог ничего нового семье не сообщает, а только подтверждает то мнение, которое члены семьи выразили.

Метафорическая оценка семейных отношений (например, рисунок или скульптура семьи) — недостаточно точный способ понять семью, трудносопоставимый по своим результатам с данными о других семьях. Но он может позволить раскрыться плохо осознанным чувствам, может быть толчком к новому видению семейной ситуации.

  • Субъективно-объективные парадигмы. Основным способом получения субъективных данных о семье является самонаблюдение членов семьи. Обычно они имеют соответствующее их самоконцепциям объяснение отношений. Чтобы расширить свойственное им понимание семьи, психолог, исследующий семью, предлагает более подроб­ные схемы самонаблюдения, метафорически интерпретирует наблюдаемую картину отношений и изучает реакции на свои интерпретации.

Объективные данные о семье — это однозначные факты семейной жиз­ни, хронологии ее развития, результаты медицинских исследований и фик­сированные результаты наблюдения за семейным взаимодействием. В прак­тике психотерапии семьи непосредственное наблюдение за ней считается наиболее достоверным способом сбора данных. Противопоставление объективной и субъективной парадигм познания семьи, как и противопоставление некоторых других парадигм, не всегда оправдано, но все же исследователю всегда следует давать себе отчет о преобладающих акцентах исследования.

  • Диагностическая модель. Она основывается на предположении наличия дефицита знаний у родителей о ребёнке или своей семье. Объектом наблюдения является семья, а также дети и подростки с нарушениями поведения. Предоставленные семье результаты диагностики помогут семье в решении семейных проблем.
  • Медицинская модель. Предполагается, что в основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помощи семье – содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным.

В реальной практике оказания помощи семье в большинстве случаев используется несколько моделей одновременно: диагностическая, социальная, психологическая. Условиями эффективности оказания помощи современной семье является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.