Страница 7 из 7
Психолого-педагогическая помощь семье,воспитывающей ребенка с ОПФР
Уровень социально-ролевой адаптации семьи ребенка с ограниченными возможностями характеризуется тремя основными показателями: - отношением к ребенку; - реабилитационной активностью семьи; - реабилитационной культурой семьи. Отношение к ребенку — одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе реабилитации ребенка. І. Отношение может быть деструктивным или конструктивным. Семьи, демонстрирующие конструктивноеотношение к проблеме ребенка, не углубляются в переживание случившегося, а пытаются изменить ситуацию и свое отношение к ней. Деструктивное отношение проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней. Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий и даже препятствуют оздоровлению ребенка. Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь. Зацикливание на инвалидности ребенка выражается в различных невротических проявлениях у членов семьи: тревожность, низкая самооценка, чувство вины и т.д., которые со временем передаются ребенку. Деструктивное отношение к ребенку может выражаться в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращению, или скрытом, проявляющемся в эмоциональном отчуждении. Под реабилитационной активностью семьи понимаются усилия всех ее членов, направленные на оздоровление, развитие, социализацию ребенка. ІІ. Реабилитационная активность включает в себя: - активность в поиске медицинской помощи, своевременность, последовательность и тщательность в выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениями; - активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка, поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками; - собственно социальная активность семьи, т.е. ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и моральной (например, через образование групп самопомощи), стремление семьи разрешать возникающие конфликты, когда предпочтение отдается жизненной стратегии "выигрывающий", а не пассивной позиции "жертва". ІІІ. Реабилитационная культура представляет собой специфическую систему ценностей, идей, знаний и навыков, помогающих решать конкретные задачи реабилитационного процесса. Аксиологический (ценностный) компонент реабилитационной культуры составляют принципы и ценности. Когнитивный компонент реабилитационной культуры семьи ребенка-инвалида включает знания из различных областей науки и практики, способствующие выполнению задач реабилитационного процесса: - медико-биологические знания о патологии ребенка, ее причинах и следствиях, о продолжительности и содержании лечения, возможном риске и осложнениях в ходе лечения и др.; - гигиенические знания об особенностях кормления и ухода за ребенком, об организации быта, режима дня и др.; - социально-правовые знания о порядке установления инвалидности, о правах и льготах, с ней связанных, о возможных источниках материальной помощи; - психотерапевтические знания о стадиях протекания стресса и его последствиях, о механизмах саморегуляции и методах психотерапии; - психолого-педагогические знания о возрастных особенностях детей, об особых потребностях и специфике развития ребенка в связи с его патологией, о возможных поведенческих отклонениях ребенка и путях их преодоления, о создании ситуации успеха в общении и обучении и др.. Праксиологический компонент реабилитационной культуры включает разнообразные умения и навыки: психогигиенические, коммуникационные, педагогические, лечебные и др.Социально-ролевая адаптированность семьи в какой-то мере зависит от ее психологического, культурного, экономического потенциала, но в значительной степени достигается все же с помощью специалистов. В крупных городах реализация деятельности по увеличению адаптивных возможностей таких семей, актуализации их внутренних ресурсов, решению имеющихся у них проблем и профилактике кризисных ситуаций возложена на центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРО и Р). В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля (медиков, психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и др.) детям и их родителям оказывается комплексная социально-медико-педагогическая помощь. Значимость ее обусловлена тем, что помощь семье, пережившей стресс рождения ребенка с врожденными аномалиями, должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам. В такой ситуации, к которой семья, как правило, оказывается совершенно не подготовленной, она нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Хотя потребность в психолого-педагогической помощи существует у многих семей, они чаще обращаются с вопросами социального характера: оказание материальной помощи, разрешение конфликтов с внешними организациями. Выделим формы работы, которые могут использоваться при оказании психолого-педагогической помощи семьям детей с ограниченными возможностями. В условиях низкой мотивации обращения семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает семье справиться с возникающими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической деятельности, посреднической помощи, поэтому посещение на дому является неотъемлемой формой работы во взаимодействии с такими семьями. Еще одной активно используемой формой работы с такой категорией семей является консультация. Поскольку семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, относится к тем категориям клиентов, взаимодействие с которыми может продолжаться в течение нескольких лет, периодические контакты позволяют не терять связь с семьей, своевременно замечая здесь неблагоприятные процессы, облегчая и разрешая их. Объективная необходимость использования рассматриваемого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих такого ребенка, находится в острых или хронических стрессовых ситуациях, испытывают трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И, помимо новых знаний, им необходимо специально организованное доверительное общение. Центры коррекционно-развивающего обучения должны помочь не только ребенку, но и его семье и, в первую очередь, матери, т.к. вся тяжесть ухода за больным ребенком лежит на ней. Этот вид работы должен строиться таким образом, чтобы родители понимали, что они не одиноки в своей беде. Есть другие семьи, которые столкнулись с теми же проблемами и нашли пути их решения. Общение со специалистами и другими родителями должно способствовать повышению самооценки матерей с пассивной личностной позицией, поддержке матерей с повышенной тревожностью, формированию убеждения в том, что к будущей взрослой жизни их ребенка можно подготовить, формированию готовности включиться в реабилитационные мероприятия с ребенком. Несмотря на увеличение в последние годы числа семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, остаются еще достаточно неизученными отношения, которые складываются между родителями и детьми, здоровыми братьями, сестрами и больным ребенком; личностные особенности детей, имеющих различные нарушения. Возможно, это связано с тем, что зачастую такие семьи существуют как замкнутые системы, не всегда с готовностью идут на контакт со специалистами, которые могут оказать помощь и поддержку. Это возлагает большую ответственность на тех людей, которые организуют различные виды деятельности по оказанию помощи семьям детей с ограниченными возможностями.
Литература
- Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию /Г.С.Абрамова – Брест, 1992.
- Авсиевич М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов /М.Т.Авсиевич, Н.А.Крылова — Мн.: Бестпринт, 2000.
- Авсиевич, М.Т. Как избегать конфликтов в семье /М.Т.Авсиевич — Мн.: УП Бестпринт, 2003.
- Авсиевич, М.Т. Семейное воспитание: учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и спец-ов образования /М.Т.Авсиевич — Мн.: УП Бестпринт, 2002.
- Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие /Т.В.Андреева — СПб: Речь, 2004.
- Бархерит, Г.Я. Подходы к преодолению осложнённого поведения подростков /Г.Я.Бархерит, Я.В.Кахнович //Адукацыя і выхаванне, 2001. - №3. – С. 19 – 26.
- Беличева, С.А. Основы превентивной психологии /С.А.Беличева – М., 1993.
- Белкин, А.С. Ситуация успеха: Как её создать /А.С.Белкин – М., 1991.
- Битянова, М.Р. Работа психолога в старшей школе /М.Р.Битянова – М., 1998.
- Бракшевич, С.А. Неполная семья и социальный педагог: пути взаимодействия /С.А.Бракшевич //Сацыяльна-педагагічная работа. 2003.— №2.
- Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций /А.Я.Варга. — СПб: Речь, 2001.
- Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2001.
- Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности. /О.С.Гребенюк. — Калининград, 1995.
- Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н.Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Диковицкая, Е.М. Проблемы семьи глазами подростков /Е.М.Диковицкая //Сацыяльна-педагагічная работа. —2003.— № 5.
- Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. /Зборнік нарматыўных дакументаў.— 2004. — №22.
- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Текст Кодекса по состоянию на 1 июля 2002 г. — Минск: Амалфея, 2002.
- Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков /В.Т.Кондратенко. – Минск, 1998.
- Кочубей, А. Визит в семью или практика работы с семьями /А.Кочубей, Н.Умарова.— Псков, 2002.
- Кузьмичева, С.М. Семейное воспитание в сельском социуме: аспект социологического исследования /С.М.Кузьмичёва //Сацыяльна-педагагічная работа. — 2003. — №4.
- Кедярова, Р.Н. Социально-педагогические рекомендации классному руководителю по работе с семьей. /Р.Н.Кедярова //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2003.— №1.
- Методика работы социального педагога /Под ред. А.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семенов — М.: Школьная пресса, 2003 (Библиотека ж-ла "Воспитание школьников", вып. 43).
- Мицкевич, Ж.И. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в современной семье /Ж.И.Мицкевич //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2002.— №4.
- Мицкевич, Ж.И. Содержание и методы социально-педагогической деятельности школы в семейном социуме в условиях реформирования школы /Ж.И.Мицкевич //Сацыяльна-педагагічная работа. — 2003.— №3.
- Минияров, В.М. Психология семейного воспитания: учеб.-метод, пособие /В.М.Минияров /Рос. Акад. Образования. — М.: МПСИ. Воронеж, НПО "МОДЭК", 2001.
- Невский, И.А. Подростки группы риска в школе. /И.А.Невский, Л.С.Колесова. – М., 1997.
- Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема. /А.С.Никончук //Сацыяльна-педагагічная работа. — 2004. — №4.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студентов /Р.В.Овчарова. – М., 2003.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. / Р.В.Овчарова. – М., 2001.
- Поспелова, Н.С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно-правовые механизмы. /Н.С.Поспелова //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2003.— №2.
- Поспелова, Н.С. Социальный портрет неблагополучных родителей (на основе анализа статистических данных) /Н.С.Поспелова //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2003.— № 5.
- Психологическая помощь. – Мн., 2003.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др; Под ред.
Силяевой Е.Г. — М.: Изд. центр "Академия", 2002.
- Психология социальной работы. — Под ред. М.А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2002.
- Словарь социального педагога и социального работника. — 2-е изд. /Под ред. Н.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского — Минск: Белорусская энциклопедия, 2003.
- Стурлис, Т.К. Социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей. /Т.К.Стурлис //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2002. —№5.
- Семья: прошлое, настоящее и перспективы: Пособие для педагогов /А.К.Воднева, Л.И.Смагина, А.С.Корнейчик и др.: Под общ. ред. А.К. Водневой, Л.И. Смагиной. — Мн.: Маст. літ-ра, 2001.
- Смагина, Л.И. Организация психолого-педагогического сопровождения детей "группы риска". /Л.И.Смагина //Адукацыя і выхаванне.— 2003. — №5.
- Социальная работа с ребенком и семьей: Пособие для учителей, социальных педагогов и специалистов органов охраны детства /Сост. С.С.Бубен. — Мн.: Нар. асвета, 2000.
- Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ-ов ВУЗ /Под ред. Н.Г.Зайнышева. — Москва: Владос, 2002.
- Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психо-социальной практики: Учеб. пособие /М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро — Москва: Академия, 2002.
- Фалевич, Н.А. Программа "Семья" в работе социально-педагогической службы. /Н.А.Фалевич //Адукацыя і выхаванне.— 2003.— № 7.
- Фоменок, И.Н. Особенности работы с кризисной семьей. /И.Н.Фоменок //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2003.— № 3.
- Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы). /О.В.Хухлаева — Москва, 2003.
- Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. /В.М.Целуйко. — Москва: Владос, 2003.
- Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания. Учеб. пособие для студ-ов пед. специальностей ВУЗов. /В.В.Чечет. — Мозырь: "Белый ветер", 2003.
- Шульга, Т.Н. Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи. /Т.Н.Шульга, Л.Я.Олиференко //Сацыяльна-педагапчная работа.— 2003. — №2.
- Шеремет, Н.В. КДН — координационный орган по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. /Н.В.Шеремет //Сацыяльна-педагагічная работа. — 2003.— № 2.
- Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога. /М.В.Шакурова. – М., 2002.
- Шикун, А.И. О проблеме формирования здорового образа жизни молодежи. /А.И.Шикун //Адукацыя і выхаванне.— 2003.— № 2.
Далее
Источник: Методические материалы Социально-психологическая помощь семье Авторы-составители: П.В.Зязюлькин, Г.Д.Воднева, Е.С.Боброва, М.И.Ставицкая
|