На главную Просвещение школьников Беседы с детьми и подростками Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Поговорим о доброте»
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Поговорим о доброте»
Просвещение школьников - Беседы с детьми и подростками

Башлыкова Е.В.,
Живкова О.А.,
учителя начальных классов
МБОУ «Прибрежная ООШ Новооскольского района Белгородской области»
Методическая разработка интегрированного занятия в рамках внеурочной деятельности «Этика: азбука добра», «Художественное творчество: станем волшебниками».


Тема: «Поговорим о доброте».

Цель: создание условий для понимания значения понятий «добро» и «зло» в жизни человека.

Задачи:
Образовательные:
• способствовать более глубокому усвоению представлений о добре и зле;
• сформировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта, умение правильно оценивать себя и других.

Развивающие:
• создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;
• развивать художественные способности.

Воспитательные:
• воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные;
• формировать стремление к активной практической деятельности, через групповую работу.

Планируемые результаты:
• научиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
• самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Познавательные УУД:
• Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
• Строить речевое высказывание в устной форме.
• Объяснять понятия: добро, добродетель, доброта.

Регулятивные УУД:
• Принимать и сохранять учебную задачу.
• Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:
• Слушать и понимать других.
• Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
• Оформлять свои мысли в устной форме.
• Договариваться о правилах общения и поведения.
• Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД:
• Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
• Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Технологии: проблемного диалога, сотрудничества.

Методы и приемы: проблемно-поисковый, практический, словесный, слушание музыкальных произведений, прогнозирование, опора на опыт детей.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, цветные карандаши, фломастеры, ручки, карточки с заданиями, иллюстрации, аудиозапись песен «Доброта» слова Н. Тулуповой, муз. И. Лученок, «Если добрый ты...» слова М. Пляцковский, муз. А. Савельева.

Возраст обучающихся: 8-9 лет, 3 класс.

Предварительная работа: выполнение иллюстраций на тему «Наши добрые дела».

Ход занятия

I. Организационно-мотивационный этап.
- У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на протяжении всего занятия.
- Ласково и нежно улыбнулись,
Руками к солнышку потянулись,
Лучик солнца взяли,
К сердцу прижали,
Друзьям его послали.
- Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на занятии .» 

II. Актуализация опорных знаний. Первичное усвоение новых знаний.
(Звучит песня «Если добрый ты...»)
- Вы прослушали песню, хорошо вам знакомую.
- Кто её поёт?
- Каким мы знаем кота Леопольда? (Добрый, приветливый, аккуратный, не отвечает злом на зло)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? (О добре)
- Ребята, а что является противоположностью добра? (Зло)
- Что вы можете сказать об этом герое?
- Почему вы так решили?

III. Постановка цели и задач внеурочного занятия.
Целеполагание:
- Ребята, попробуйте сформулировать цели нашего занятия.
Проблемный вопрос: «Почему каждый человек должен уметь различать
«добро» и «зло»?»
- Об этих двух понятиях мы и будем с вами говорить на занятии.
- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляли на протяжении всей истории.
-Можете ли вы ответить на вопрос: что появилось раньше «добро» или «зло»? (Ответы детей) Древние народы и религии тоже пытались найти ответ на этот вопрос.
Ученые выдвигают научные гипотезы, а затем проверяют их правильность. Нам с вами тоже нужно выдвинуть гипотезу, которую мы в течение занятия должны доказать или опровергнуть.
Гипотеза: «Если человек не делает зла и не желает его, то это добрый человек».
- На какие вопросы мы должны ответить, чтобы проверить гипотезу? 
(Что такое зло? Каких людей считают злыми?
Что такое добро? Каких людей считают добрыми?)
- Приведите примеры злых и добрых людей. Можно литературных героев. (Ответы детей)

IV. Усвоение новых знаний.
1. Словарная работа
- Заглянем в книгу мудрости - в толковый словарь С.И. Ожегова.
Откройте словари и прочитайте определение «добра» и «зла».
С.И.Ожегов: «Добро - всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
2. Работа над понятиями «добро» и «зло» на примере басни К.Д.Ушинского «Солнце и Ветер».
(Аудиозапись басни, дети слушают и следят по карточкам.)
Вопросы:
- Почему у сильного ветра не хватило сил снять плащ с путника?
- Как поступило солнце?
- Какие слова выражают главную мысль басни?
3. Групповая работа. Класс делится на группы и получает задание:
На листе бумаги с помощью фломастеров изобразить солнце и ветер, нарисовать их образ, как они представляют, дать характеристику этим героям, используя текст и дополнив своими словами.
4. Проверка самостоятельной работы.
Каждая группа читает слова, которые относятся к солнцу и ветру.
- Какой из героев олицетворяет зло, какой - добро?
- Ребята, относятся ли эти качества героев басни к людям?
5. Работа с гипотезой.
- Какого же человека можно назвать добрым?
- Прочитайте ещё раз нашу гипотезу. Верна ли она?
б. Чтение стихотворения учителем.
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем - совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
6. Физкультминутка «Делайте добро».
Дети встают в круг, передают друг другу сердечко, называя добрый поступок.

V. Закрепление новых знаний.
Работа с пословицами. Пословицы разрезаны на две части.
- Люди издавна стремились к добру и отвергали зло. О добрых делах и поступках складывались пословицы, поговорки, крылатые фразы, которые передавались из поколения в поколение. Давайте проверим, как вы знаете пословицы.
- Ребята, нужно составить пословицы о добре из двух частей (части пословиц развешаны в классе, дети собирают и составляют их на доске).

Доброе слово лечит,

злое калечит

Делай другим добро -

будешь сам без беды

Жизнь дана

на добрые дела

Не суди по силе рук,

суди по силе сердца

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила

Не ищи красоты,

ищи доброты

Худо тому,

кто добра не делает никому

Добрые слова

лучше мягкого пирога.

Доброе слово человеку,

что дождь в засуху


- Ребята, давайте сделаем вывод, прочитав нашу гипотезу (дети отвечают). Вывод (учитель): Иногда большее значение имеет не сделать ДОБРО, а не допустить совершить ЗЛО, и только ДОБРО способно развивать человеческое общество.
Мы видим, что вопросы добра и зла волновали людей во все времена, они и для нас являются важными, поэтому мы и изучаем с вами этот материал.

VI. Итог занятия.
-Ребята, так как вы различаете добро и зло?
-Как вы думаете, почему важно различать добрые и злые поступки? -Трудно ли быть добрым? А как можно стать добрым человеком?
- Ребята, к какому же выводу вы пришли, изучив материал по данной
теме?
-Что расскажете родителям?

VII. Рефлексия. Прием «Продолжи фразу». На доске солнце улыбается, на столе у учителя лучики, на них написаны фразы. Дети читают, продолжая фразу, и прикрепляют к солнышку.
- Мне больше всего удалось...
- Я могу себя похвалить.
- Мне было интересно..
- Я выполнял задания.
- Я понял, что теперь я могу.
- Я попробую.
- Мне было трудно.
-У меня получилось .
- Я хочу сказать спасибо.
- Урок дал мне для жизни.
Вот какое чудесное солнышко у нас получилось!

VIII. Оценивание.
(Ребята, активно работающие на занятии, получают солнышко)


ЛИТЕРАТУРА
1. Козлов, Э. Азбука нравственности / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова // Воспитание школьников. - 2004. - № 1.
2. Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках / Л. Лихачева. - Екатеринбург: Средне-Уральское издательство, 1996.
3. Этикет от А до Я / автор-сост. Н.В. Чудакова. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 112 с.

Источник: Современная образовательная организация от «А» до «Я» : сборник С 56 методических материалов. Серия № 2 / под общ. ред. А.А. Жерновой. - Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. - 404 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.