Цель и подготовка публичной речи
Просвещение школьников - Курсы для школьников

Цель речи непосредственно связана с темой выступления. Тема речи должна соответствовать вашим знаниям и интересам. В выборе темы речи следует учесть такие простые рекомендации, как:
а) обратиться к литературе, опыту или собственным знаниям;
б) провести предварительные беседы со специалистами, заинтересованными лицами или возможными слушателями;
в) продумать и записать возможные варианты темы выступления;
г) выбрать круг вопросов, подготовка по которым даст вам и вашим слушателям больше пользы;
д) выбрать уместную тему, подходящую ситуации, условиям общения, времени;
е) выбрать тему, интересную для аудитории.

В большинстве случае интересы аудитории обычно касаются основных вопросов жизнедеятельности (жизнь, здоровье, безопасность, престиж профессии, надежность и гарантированность благополучия в будущем). Выбор темы, связанной с основными интересами слушателей, всегда актуален. И аудитория обычно охотно включается в обсуждение вопросов, если они не ставятся в отвлеченно-абстрактной форме.
Групповые интересы – другая лучшая тема для выступления. В результате оратор своей речью еще больше сплачивает коллектив, объединяет людей вокруг их группового интереса. Злободневные интересы – это интересы сиюминутные, остроактуальные. Выбор такой темы также способствует успеху речи. Нужно иметь в виду, что актуализирована может быть практически любая тема. Главное – сделать это не искусственно. Для этого нужно обращать внимание на конкретные интересы людей (например, успеваемость учеников). Конкретные интересы – это повседневные интересы людей.
Учитывая различные интересы, необходимо формулировать цели публичной речи. Конкретная цель речи может быть выражена простым и понятным тезисом, например: «Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о текущей успеваемости ваших детей». Конкретная цель дает слушателям установку на восприятие.
Задание 1. Прочитайте речь Иосифа Бродского по поводу получения им Нобелевской премии в Шведской королевской академии. Проанализируйте ее с точки зрения уместности, доступности, а также использования эмоционально-выразительных средств. Определите тип речи с точки зрения поставленной автором цели и темы. Укажите, какие приемы воздействия он использует?
Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитающего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко – и в частности от родины, ибо лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии, – оказаться внезапно на этой трибуне – большая неловкость и испытание.
Ощущение это усугубляется не столько мыслью о тех, кто стоял здесь до меня, сколько памятью о тех, кого эта честь миновала… и чье общее молчание как бы ищет и не находит себе в вас выхода. Единственное, что может примирить вас с подобным положением, это то простое соображение, что – по причинам прежде всего стилистическим – писатель не может говорить за писателя, особенно – поэт за поэта; что, окажись на этой трибуне Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт Фрост, Анна Ахматова, Уистен Оден, они невольно говорили бы именно за самих себя и, возможно, тоже испытывали бы некоторую неловкость.
Эти тени смущают меня постоянно, смущают они меня и сегодня. Во всяком случае, они не поощряют меня к красноречию. В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой – но всегда меньшей, чем любая из них, в отдельности. Ибо быть лучше их на бумаге невозможно; невозможно быть лучше их и в жизни, и это именно их жизни, сколь бы трагичны и горьки они ни были, заставляют меня часто – видимо, чаще, чем следовало бы, – сожалеть о движении времени. Если тот свет существует – а отказать им в возможности вечной жизни я не более в состоянии, чем забыть об их существовании в этой – если тот свет существует, то они, надеюсь, простят меня и качество того, что я собираюсь изложить: в конце концов, не поведением на трибуне достоинство нашей профессии мерится.
Уважаемые члены Шведской академии, Ваши Величества, леди и джентльмены, я родился и вырос на другом берегу Балтики, практически на ее противоположной серой шелестящей странице. Иногда, в ясные дни, особенно осенью, стоя на пляже где-нибудь в Келломяки и вытянув палец на северо-запад над листом воды, мой приятель говорил: «Видишь голубую полоску земли? Это Швеция».
Конечно, он шутил: поскольку угол был не тот, поскольку по законам оптики человеческий глаз может охватить в открытом пространстве только двадцать миль. Пространство, однако, открытым не было.
Тем не менее мне приятно думать, леди и джентльмены, что мы дышали одним воздухом, ели одну и ту же рыбу, мокли под одним – временами радиоактивным – дождем, плавали в одном море, и нам прискучивала одна хвоя. В зависимости от ветра облакá, которые я видел в окне, уже видели вы, и наоборот. Мне приятно думать, что у нас было что-то общее для того, как мы сошлись в этом зале.
А что касается этого зала, я думаю, всего несколько часов назад он пустовал и вновь опустеет несколько часов спустя. Наше присутствие в нем, мое в особенности, совершенно случайно с точки зрения стен. Вообще, с точки зрения пространства, любое присутствие в нем случайно, если оно обладает неизменной – и, как правило, неодушевленной – особенностью пейзажа: скажем, морены, вершины холма, излучены реки. И именно появление чего-то или кого-то непредсказуемого внутри пространства, вполне привыкшего к своему содержимому, создает ощущение события.
Поэтому, выражая вам благодарность за решение присудить мне Нобелевскую премию по литературе, я, в сущности, благодарю за признание в моей работе черт неизменности, подобных ледниковым обломкам, скажем, в обширном пейзаже литературы.
Я полностью сознаю, что это сравнение может показаться рискованным из-за таящихся в нем холодности, бесполезности, длительной или быстрой эрозии. Но если эти обломки содержат хоть одну жилу одушевленной руды – на что я нескромно надеюсь, – то, возможно, сравнение это достаточно осторожное.
И коль скоро речь зашла об осторожности, я хотел бы добавить, что в обозримом прошлом поэтическая аудитория редко насчитывала больше одного процента населения. Вот почему поэты античности или Возрождения тяготели ко дворам, центрам власти; вот почему в наши дни поэты оседают в университетах, центрах знания. Ваша академия представляется помесью обоих; и если в будущем – где нас не будет – это процентное соотношение сохранится, в немалой степени это произойдет благодаря вашим усилиям. В случае, если такое видение будущего кажется вам мрачным, я надеюсь, что мысль о демографическом взрыве вас несколько приободрит. И четверть от этого процента означала бы армию читателей, даже сегодня.
Так что моя благодарность вам, леди и джентльмены, не вполне эгоистична. Я благодарен вам за тех, кого ваши решения побуждают и будут побуждать читать стихи, сегодня и завтра. Я не так уверен, что человек восторжествует, как однажды сказал мой великий американский соотечественник, стоя, как я полагаю, в этом самом зале; но я совершенно убежден, что над человеком, читающим стихи, труднее восторжествовать, чем над тем, кто их не читает.
Конечно, это чертовски окольный путь из Санкт-Петербурга в Стокгольм, но для человека моей профессии представление, что прямая линия – кратчайшее расстояние меду двумя точками, давно утратило свою привлекательность. Поэтому мне приятно узнать, что в географии тоже есть своя высшая справедливость.
Спасибо.
Задание 2. Вступление и заключение – важнейшие части любой речи. Ввести слушателей в речь и сделать это интересно, выразительно – главные условия ее успеха. Умение построить заключение речи, дав слушателям возможность домысливания – не менее важное условие ее восприятия.
Прочитайте вступление и заключение речей (укажите, они эмоциональные или рациональные?) и проанализируйте их с точки зрения выразительности и целесообразности. Как вы думаете, о чем идет речь в основной части?
СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА?
I Вступление.Уважаемые сударыни и судари!
Для меня это первое выступление в жизни как публичного оратора, поэтому мне очень приятно представить речь именно вам, так как вы можете вполне критично отметить все мои ошибки.
Моя речь будет посвящена вопросу выбора: семья или карьера? Я уже второй год женат, и у меня замечательная жена. В то же время у меня отличная работа, на которой я за 5 лет сделал хорошую карьеру. Так как же совместить эти стороны жизни? Что предпочесть? Данные вопросы волнуют меня достаточно остро. И я хотел бы поделиться с вами моими наблюдениями и мыслями на эту тему <…>.
Заключение. Я хотел бы еще раз напомнить суть моего выступления.
Разделение функций в семье привело к росту неуверенности и недоверчивости людей, к росту их безволия и враждебности. Кроме того, ценности семейного воспитания детей и передачи им родительского духовного опыта подменены удовлетворением растущих бытовых потребностей и разрастающихся амбиций. Чтобы остановить этот процесс превращения нас в первобытных людей, всем родителям необходимо осознавать равноценную ответственность за воспитание собственного потомства.
И перестаньте быть «белками в собственном колесе»! Вы когда-нибудь задумывались над таким вопросом: почему успешный рост карьеры работника ведет к увеличению денежного вознаграждения, но практически никогда – к сокращению времени, проводимого на работе?
Благодарю за внимание!
Какие у вас будут вопросы?
II
Вступление. На кухне стоит аромат домашней выпечки. За столом сидит отец семейства и дети. Все в хорошем настроении. Они доедают борщ, за которым последует второе и, наконец, традиционный воскресный пирог. Хозяйка проворно убирает со стола грязные тарелки, ставит новые блюда, одновременно подрезая свежие огурчики и заваривая чай. На ее лице явно самодовольная улыбка, ведь ее блинчики с творогом самые вкусные, пирог с курагой получается даже лучше, чем у свекрови, а фаршированная утка – предмет особой гордости… Вообще все в доме говорит о том, что в нем есть Хозяйка, она же – любящая жена, она же – заботливая мать. «Идиллия», – скажут одни. «Скука», – возразят другие.
Картина вторая. Поздний вечер. За рулем машины – энергичная женщина. В голове у нее рой мыслей: не забыть позвонить Анатолию Петровичу и договориться о встрече на завтра, написать доклад к семинару на 23-е. Да, надо заскочить в магазин и купить что-нибудь на ужин (холодильник пуст)… А еще это новое постановление, которое несет за собой новые проблемы и никак не вписывается в планы на выходные. Хорошо еще, что кошка Эльза – животное молчаливое и не будет докучать своими капризами. Кстати, 28-го выставка в Вене. Не забыть бы дать ключи соседке, чтобы поливала цветы и кормила Эльзу.
Представили? И кто-то в аудитории уже отнес себя к тому или иному типу женщин <…>.
Заключение. Значит, у женщин должно хватать сил на все? А есть другой вариант? По-моему, нет.
III
Вступление. Семья или карьера? Этот вопрос волнует нас, женщин XXI века. Еще совсем недавно, до середины ХХ века, успешной карьерой для женщины считалось удачно выйти замуж. Какая же она теперь, сегодняшняя карьеристка? Журналы, сериалы, истории подруг – и портрет налицо: преуспевающая бизнес-леди, уверенная в себе, знающая дело, настойчивая и пробивная. У нее все под контролем. И даже сама жизнь, кажется, подстраивается под ее график. И так хочется во всем соответствовать ей, поступать как она, быть уважаемой и влиятельной, полностью отдаться любимой работе и, главное, быть хозяйкой самой себе. А что стоит за этим? <…>
Заключение. Все, о чем я вам сказала выше, требует от домохозяйки постоянно быть в курсе событий не только своей семьи, но и всего мира, а также непрекращающегося самосовершенствования. Иначе можно дожить до того, что близким с вами будет просто скучно. В этом вопросе домохозяйка даст большую фору бизнес-леди, так как в ее распоряжении более гибкий график работы и больше свободного времени.
Отсюда вывод: карьера домохозяйки может быть не менее ответственной, чем карьера делового человека. Все дело в отношении к своим обязанностям. А результатом карьерного роста домохозяйки станет любовь и благодарность созданной ею дружной семьи.
Задание 3. Прочитайте фрагменты студенческих выступлений.
Определите их тему. Выделите а) вступление и начало основной части, б) фрагмент основной части и заключения. Введите предложения, связывающие эти фрагменты речи. Сформулируйте темы речей.
I
Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знаний и усилий. О, может быть, любовь – божий дар, выпадающий человеку как счастливы случай, удача! При этом люди вовсе не считают любовь делом неважным. Они ее ждут, они смотрят фильмы о счастливых и несчастных в любовных историях, они слушают сотни глупых песенок о любви, но едва ли кто-нибудь действительно осознает необходимость учиться любви. Почему так происходит? Во-первых, для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить <…>.
Обучение искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый – теория, второй – практика. Но наряду с теорией и практикой есть еще третья составляющая, без которой не достигнуть высот в любом деле, – это одержимость им, сосредоточенность на нем, полная самоотдача. Может быть, именно здесь надо искать ответ на вопрос, почему люди так мало преуспели в постижении искусства любви. Несмотря на присущую человеку потребность любить и быть любимым, все-таки более важными, чем любовь, остаются для него успех, престиж, деньги, власть – и почти вся энергия употребляется на их достижение. Может быть, достойным занятием считается лишь то, что дает ощутимую пользу? Любовь же нужна только душе (а это роскошь в современной жизни)? Пусть так. И все же я советую вам чаще обращать внимание на любовь. Если вы хотите любить и быть любимыми, надо постигать искусство любви всю жизнь, Ведь без этого чувства человек не может быть по-настоящему счастлив.
II
«Исцеление начинается с прощения», – сказал Иисус. Наряду с любовью прощение является великой освобождающей силой во Вселенной. Нельзя любить по-настоящему, не прощая любимого человека. Для многих людей умение прощать – это проблема, как эмоциональная, так и рациональная. Следует ли прощать всегда? Индира Ганди говорила: «Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают». Человек, научившийся прощать, приобретает силу <…>.
Первый шаг – научиться прощать близких нам людей. Здесь можно вспомнить известную христианскую заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя». А что значит любить ближнего, как самого себя? Осознание отношения к себе дает возможность понять поступки других людей. «Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его», – читаем в Библии. Почему же иногда с таким трудом нам даются казалось бы простые слова «Прости меня»? Психоаналитики считают, что неумение вслух признавать свою неправоту – серьезный недостаток характера.
Вина оставляет рубцы на сердце, не дает спокойно и радостно смотреть на мир, любить родных и близких. И что самое важное, именно обида и вина разрушают тело физически, иссушают душу. Освобождение от обиды и вины дает состояние полета, легкости и чистоты. Здесь уместно привести слова Геральда Ямпольского: «Истинное умение прощать – это мост, пройдя по которому, мы освобождаемся от чувства вины и страха, который позволяет нам испытать рай на земле». В итоге нас ждет жизнь, полная радости, любви и свободы.
Задание 4. Соответствует ли выступление, написанное в стихах, теме «Является ли любовь искусством»? Какие композиционные части в нем присутствуют?
Что есть любовь – огонь или искусство? Мы сей предмет по полочкам разложим, И в этом чувстве, «странном»,
Разобраться пусть этот стих немного нам поможет. Ведь так живешь – все смена декораций, А может быть, и надо разобраться… Вот детство – мир как на ладони! Мы любим так, как в детстве лишь умеют. Когда мы позже в взрослости утонем, Нас чувства детства будущим согреют.
А в юности – встречают, расстаются… О Эроса пленительное чудо! Но юные не любит, когда учат – Ну ладно уж, и я тогда не буду. А вот «шпион», что ничего не любит Под ненависти пестрым покрывалом; И жизнь идет, одетая немодно, Оставив часть себя за перевалом, И понимает все прикосновенья Теперь любви великолепно-грустной. Но Бог свидетель, было б в душах пусто, Без той любви, а может быть, искусства?
Задание 5. Проанализируйте примеры возможных вариантов начала и конца ораторского выступления. Выделите среди вариантов начала выступления: 1) цитату; 2) иллюстративный пример, изложенный в виде интересной истории; 3) вопрос или сообщение, захватывающие внимание аудитории; 4) юмористическое замечание; 5) непосредственное обращение к аудитории; 6) краткую формулировку основной идеи выступления.
Среди вариантов конца выступления выделите 1) краткое изложение основных положений выступления; 2) цитату; 3) иллюстративный или аллегорический пример; 4) впечатляющее аудиторию утверждение; 5) юмористическое замечание. Определите темы речей по вступлению или заключению.
Вступление. Как много вдохновения и удовольствия доставляет человеку мир искусств. Является ли любовь искусством? Этот вопрос не нов. Как правило, ответ всегда одинаков. Да, любовь – это искусство. Но очень немногие люди глубоко задумываются над ответом. «Да» продиктовано пониманием того, что любовь – это высоко духовное, прекрасное чувство, а к искусству принято относить все то, созданное человеком, что можно назвать прекрасным.
Вступление. Вы когда-нибудь задумывались, что может символизировать совершенно обычная, ежедневно встречающаяся нам лестница? На первый взгляд, объект не отличается своей примечательностью, потому что вряд ли у кого-то возникнет мысль сравнить его с жизнью человека, а ведь некоторая параллель существует. Идя по лестнице и строя планы, мы не знаем, где и когда поскользнемся или получим пинка; где, наконец, устанем и упадем с криками «умереть бы!». И, наверное, впервые это будет откровенной ложью, ибо каждому хочется жить, карабкаться по ступеням пусть порой хоть обшарпанной лестницы, но ни на минуту не предаваясь мысли о покое.
Вступление. Невежество в действии, что это? Мне кажется, что это сочетание слов сравнимо с «бомбой в действии»… А что такое бомба? Это смерть, страх и ужас… на войне! А невежество? Это тоже страх и ужас, только в мирное время! Это своего рода бомба замедленного действия, которая разлагает нас изнутри! Сегодня никого не удивит словарь жаргонов или бранной, тюремной лексики. А если скажу, что предложение «Привет, красавчик» сегодня может писаться как «Превед, красавчек!» Удивила? Да, это новый «пароль» общения. Без незнания таких вещей у вас есть риск остаться неуслышанным на многих Интернет-форумах!!! Хочется повторить слова Питера де Врайза: «Причина нынешней эпидемии безграмотности в том, что все умеют писать и читать».
Вступление. Знаем ли мы, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте… Казалось бы, что может быть проще, чем накрыть праздничный стол и позвать гостей… Но стоит только столкнуться с этим однажды, и мы понимаем, что не все так просто. Что надеть? Что сказать? Как сделать так, чтобы каждый из приглашенных почувствовал себя желанным гостем, а организаторы праздника удачно выступили в роли радушных хозяев. «Все добродетели имеют своим источником этикет», – сказал Конфуций, и с ним трудно не согласиться. Для некоторых этикет – это «привилегия» богатых, выдумка, причуда… Так ли это? Попробует разобраться.
Вступление. Как много молодых людей, которые стоят перед выбором профессии. У них десятки идей. Они хотят разбогатеть, добиться успеха, осуществить все свои мечты. Но удается это лишь единицам. В чем же дело? Как исправить это положение? Как научиться превращать свои желания в реальность? Давайте вместе поразмышляем над этими вопросами.
Заключение. Как счастлив человек, который овладел искусством любви! Какой яркой и наполненной радостью становится его жизнь! Ведь любить, быть любимым – значит жить не только в физическом смысле, но и в духовном, значит быть нужным. Именно любовь является тем видом искусства, к овладению которым должен стремиться каждый человек на протяжении всей своей жизни.
Заключение. Французский писатель Андре Моруа говорил: «Любовь начинается с радостного ощущения собственной силы, сочетающегося со счастьем другого человека. Любить – значит и даровать и принимать». И мне очень хочется сказать: давайте будем любящими, а значит, любимыми, и поэтому радостными и сильными.
Заключение. Внешняя и внутренняя красота важны и имеют ценность тогда, когда они находятся в гармонии, дополняют друг друга. Вот что об этом говорит поэт:
Одни кричат: «Что форма? Пустяки!
Когда в хрусталь налить навозной жижи –
Не станет ли хрусталь безмерно ниже?»
Другие возражают: «Дураки!
И лучшего вина в ночном сосуде
Не станут пить порядочные люди».
Им спора не решить… А жаль!
Ведь можно наливать… вино в хрусталь.
С. Черный. «Два толка»
Заключение. Бог, создав человека, поставил его на первую ступеньку огромной лестницы. Несчастен тот, кто возненавидел жизнь с первых минут и остался на нижней ступеньке. И как прекрасен тот, кто сумел оценить этот дар и начал продвигаться вверх, призывая остальных. Человек рожден для выбора, он сам творец своей жизни, полной страстей и противоречий, ошибок и удач. И тот, кто сумел сделать правильный выбор, всегда достигнет цели. Главное помнить, что лестница как путь в жизнь, может служить не только для подъема, но и для спуска.
Заключение. Все мы не идеальны и в своей жизни иногда проявляли признаки невежества. Но давайте исправляться. Давайте воспитывать себя и своих детей так, чтобы в старости, оглянувшись, не воскликнули: «А наше поколение было лучше!» И хорошо сказал поэт:
На Бога не пеняй, живя убого:
Бог всем дает. Не все берут у Бога.
Заключение. Главное требование современного этикета – гармония внутренней и внешней культуры. Человек, владеющий этой гармонией, счастливый человек. И, глядя на него, кажется, что этикет – действительно безобидная причуда, хотя на самом деле это результат долгой и упорной работы над собой. С хорошими манерами не рождаются, их надо воспитывать. Об этом хорошо сказал Джонатан Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Задание 6. Прочитайте отрывки речей, составленных учащимися и студентами. Установите, какой композиционной частью они являются (вступление, основная часть, заключение). По цели, которую ставят перед собой выступающие, определите тип каждой речи (информационная, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная). Соответствуют ли они предъявляемым к публичной речи требованиям? Наполните их приемами привлечения внимания и по возможности продолжите.
МОЯ СОВЕСТЬ И Я
Совесть. Это слово мы слышим ежедневно. Но задумывались ли вы над его значением? Ведь, к сожалению, очень часто люди употребляют в действительности слова с глубоким смыслом, не осознавая всей серьезности сказанного. Почему мы бросаемся словами? Что есть совесть для каждого из нас?
Моя совесть и я… Мое мнение заключается в том, что совесть – неотъемлемое составляющее, благодаря которому формируется личность. Я считаю, что совесть есть абсолютно у каждого человека, даже у людей, совершающих самые дерзкие и жестокие преступления. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, сказал, что совесть – это суперэго, то есть высшая мораль. А С. И. Ожегов в «Толковом словарь русского языка» дает такую формулировку понятию ‗совесть': «Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
Для меня, даже на уровне подсознания, совесть является непреодолимым барьером, не позволяющим мне лишний раз совершить поступок, о котором я могу пожалеть. А ваше мнение? Что значит совесть для вас?
С 1 АПРЕЛЯ
I
1 апреля. День смеха. Трудно сказать, откуда пошел этот праздник. Обычай веселиться, шутить и обманывать друг друга именно 1 апреля существует во многих странах. Исландские саги гласят, что он был введен богами в память о Скадеи, дочери Тиасса. В Древнем Риме первоапрельский обман был связан с праздником в честь божества Смеха. Еще по одной версии, обычай шутить 1 апреля связан с переносом Нового года. До второй половины XVI века европейский Новый год начинался в конце марта. К этому событию готовились, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Сама встреча Нового года происходила 1 апреля. Позднее, по указу французского короля, начало года официально стали отмечать 1 января, но многие продолжали праздновать 1 апреля. Чтобы изжить старые традиции, этих людей стали называть «первоапрельскими дураками», стало модным их разыгрывать и высмеивать.
Прошли годы, а традиция встречать первый день апреля шутками осталась. Главное – чтобы шутки были добрыми и улучшали настроение.
II
Шуток существует очень много, и 1 апреля – праздник не только смеха, но и вашей изобретательности, так что дерзайте. Только не забывайте, что все должно быть в меру. Есть еще особый момент в этом всенародно любимом празднике. Помните: разыгрывать лучше тех, кто имеет чувство юмора. И еще: шутки лучше продумывать заранее. Но даже если вам совсем ничего не приходит в голову – не отчаивайтесь. Затертая, казалось бы, фраза У вас спина белая пройдет с успехом. Возможно, первые 10 человек вам не поверят, но всегда найдется тот, кто, охая, станет крутить свою курточку или свитер с целью ликвидировать белое пятно.
Вывод можно сделать следующий: смех продлевает, как известно, жизнь человека. Поэтому смейтесь сами и продлевайте жизнь другим. С 1 апреля!
Задание 7. Предложите возможные варианты начала и конца выступления на предложенные темы. Составьте подробный план выступления на одну из предложенных тем по приведенному ниже образцу, учитывая, что выступление, рассчитанное на понимание и эффективное
воздействие, не должно включать более 6–7 основных положений.
ТЕМЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ
1. Кумиры молодежи и авторитеты взрослого человека.
2. Необходимость охраны культурно-исторического облика города.
3. Что мы едим?
4. Самообразование – залог непрерывного развития личности.
5. Основные проблемы современной молодежи.
6. Здоровый образ жизни.
7. Библия в мировой культуре.
8. Музыка в жизни молодежи.
9. Что может компьютер?
10.Моя профессия – мечты и реальность.
11.Что привлекательнее – красота внешняя или внутренняя?
12.Как стать интересным собеседником?
13.Возможности женщины в современном мире.
14.«Национальность – это язык и культура» (В. Токарева).
15.Семья или карьера?
16. Нужны ли сегодня интеллигентные люди?
ОБРАЗЕЦ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Прагматизм определяет жизнь сегодняшней молодежи»
1. Введение.
2. Основная мысль. Будучи особой социальной группой общества, молодежь имеет свою систему ценностей (отличную от системы ценностей взрослого человека), которая определяется во многом социальными условиями в обществе.
3. Конкретная цель. Показать те ценности, которые наиболее важны для современной молодежи.
4. Пояснение. Эти ценности касаются как условий жизни, предметов обихода, так и определенных сторон деятельности, которым молодежь отдает предпочтение.
5. Предварительный обзор основных пунктов главной части:
а) для молодых людей очень важно соответствовать некоему общепринятому в их среде стандарту, не выделяться среди своего окружения.
Этот стандарт охватывает как манеру поведения, стиль одежды, так и характер увлечений;
б) в «джентльменский набор» молодежных увлечений входит бизнес, музыка, а также (в зависимости от уровня образования) книги, модные философские и религиозные течения, реже спорт, политика;
в) большую ценность для молодежи представляют вещи, демонстрирующие высокий уровень быта: импортная одежда, машины, аппаратура;
г) оценку сверстником молодежь дает в основном по их соответствию выработанному стандарту. Меньшее значение имеют чисто человеческие качества, такие как доброта, порядочность, трудолюбие и другие.
6. Заключение. Молодежь представляет собой достаточно прагматичную группу населения с четкой иерархией ценностей, которая изменяется по мере взросления человека.
Задание 8. Прочитайте речи. Соответствуют ли они основным коммуникативным требованиям – правильность, точность, логичность, выразительность? В соответствии с поставленной целью определите их вид (информационная, убеждающая, развлекательная) и структуру. Адекватны ли речи заявленным темам? Удачно или нет раскрыли их авторы? Используют ли авторы (если используют, какие) средства привлечения внимания? Есть ли в речах заключение?
ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ
Что такое плохое настроение? Открываем «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой и видим: «Настроение – это 1) ‗внутренне, душевное состояние'; 2) ‗склонность делать что-то'. Сначала остановимся на первом значении: наше внутреннее душевное состояние влияет на наше поведение, поступки, жесты, мимику, почерк, взгляд, интонацию, манеру общения, а также на близких людей, их настроение и поведение.
Наверняка некоторые из вас сталкивались с этим и знают, что одним своим плохим настроением с его внешними проявлениями можно разрушить то, что строилось долгое время: взаимоотношения с родными, с друзьями; можно просто обидеть ни в чем не повинного человека; иными словами, сделать то, что потом исправить можно будет с трудом.
Что же это за напасть такая?! Как ее избежать и как от нее избавиться? Единого мнения не существует. Но есть несколько способов, советов, которые могут помочь если не всем, то многим. А это уже хорошо.
Итак, тут мы переходит ко второму значению плохого настроения: ‗склонность делать что-то'. Надо сказать, что для устранения плохого настроения надо знать либо причину его появления (а это, согласитесь, не всегда легко установить), либо просто знать, что вы любите делать, что вам доставляет удовольствие.
Что обычно делают люди? – жалуются, плачут, огрызаются или начинают рвать и метать: мол, не подходите ко мне, не трогайте меня!
Одна моя знакомая при плохом настроении начинала одновременно убирать квартиру, стирать, готовить обед (ужин) – и все успевала! И как-то она мне призналась: это не потому, что надо, и не потому, что хочется, а потому, что, если не загрузить себя работой, можно сорваться и наорать на мужа или ребенка. Поэтому, дабы избежать этого, она, стиснув зубы, работает! И нет времени думать о плохом настроении.
Если обратимся к советам психологов, увидим, что большинство советует кривляться перед зеркалом. Разберемся, почему они так думают. Все, что мы делаем, чувствуем, о чем думаем, – все отражается на лице и во взгляде. На лице – значит, через мимику. И наоборот. Значит, мы можем как бы обмануть мозг. Мышцы лица подают сигналы, соответствующие выражению лица – и организм начинает перестраиваться. Еще Цицерон говорил: «Лицо – зеркало души».
Далее… Вспомните рекламу. Еще древние ацтеки знали о целебных свойствах какао и какао-масла (то есть шоколада). Оно повышает умственные способности, обладает тонизирующим и общеукрепляющим свойством, так что упадок сил можно компенсировать плиткой настоящего шоколада. И порой, чтобы почувствовать себя лучше, нужна лишь какая-то мелочь для поднятия настроения. Поэтому не стоит пренебрегать той маленькой помощью, которую шоколад может оказать в трудную минуту. Главное, знайте меру!
Итак, несколько практических советов: петь, танцевать, принимать горячую ванну (баня, сауна), гулять на природе (в парке), смотреть комедии, писать стихи, играть с животными, готовить (вкусное!!!), плакать, купить себе цветы, пересмотреть все старые фото, работать (гладить, стирать, убирать), написать все, что волнует, на бумаге, перечитать несколько раз – и сжечь! целоваться!
Так что кривляйтесь, целуйтесь, ешьте шоколад и – хорошего вам настроения!
КАК БОРОТЬСЯ С ПЛОХИМ НАСТРОЕНИЕМ
Все идет хорошо, но мимо – вот типичные мысли человека в плохом настроении. Но ведь отрицательные эмоции, скверное настроение – плохие попутчики в жизни человека. Они вызывают растерянность, разочарование, уныние, тоску, сковывают волю, влияют на самочувствие. Так как же бороться с плохим настроением и меланхолией?
Часто плохое настроение – это усталость. Выдающийся английский психиатр Дж. Хелфилд в своей книге «Психология силы» пишет: «Усталость, от которой мы страдаем, по большей части имеет психическую природу. Очень редко встречается крайняя усталость, вызванная чисто психическими причинами». Получается, что скука, огорчение, тревога, беспокойство – вот эмоциональные причины усталости человека умственного труда. И что мы видим? – Замкнутый круг: плохое настроение вызывает усталость, а усталость влияет на наше настроение.
Давайте попытаемся переключиться. Не «зацикливайтесь» на бесплодных сожалениях, а стремитесь к достижению реальной цели. Займите себя приятными делами и развлечениями настолько, чтобы не оставалось ни одной свободной минуты. Пусть не будет времени на длительные размышления о жизни, о том, что в ней было плохого, а что хорошего. Все равно, находясь в плохом настроении, вы ничего положительного в своей жизни не найдете, а об отрицательном вам просто нельзя в таком состоянии думать! Так думайте о приятном. Постарайтесь сделать свою жизнь как можно более насыщенной. Однообразие и скука кого хочешь вгонят в депрессию – даже стопроцентного оптимиста!
Иногда помогает общение с людьми, у которых те же проблемы. С одной стороны, вы отлично понимаете друг друга, а с другой – видя, как они сами себя расстраивают, причем без существенных причин, вы начнете понимать, насколько пребывание в плохом настроении глупо, противно, скучно, вредно и, наконец, смешно. Очень помогает выплеснуть накипевшее на бумагу. Запишите все свои переживания, и они потеряют силу реальной жизни. А заодно вы научитесь анализировать ваши переживания и поступки.
Кстати, не стоит подавлять и скрывать свои эмоции. Не говорите, что счастливы, если душат слезы. Честно признайтесь, что вам сейчас плохо, – одно это признание снимет половину тяжести с вашей души; возможно, вы почувствуете поддержку – и ваше унылое настроение исчезнет.
Известный психолог Дейл Карнеги советовал: «Когда судьба вручает вам лимон, попытайтесь сделать из него лимонад». Начните вести счет удачам, а не проблемам. А если причина вашего плохого настроения в желании отомстить недоброжелателю – не пытайтесь поквитаться с ним. Лучше не теряйте ни минуты, думая о тех, кто вам неприятен. Больше думайте о хорошем. Ведь, в конце концов, наша жизнь – это то, что мы о ней думаем. В психологии существует очень важный закон, который гласит, что любой человек, какими бы исключительными умственными способностями он ни обладал, может думать только об одном предмете.
А если, испробовав все вышеприведенные способы, ваше настроение осталось плохим, попробуйте заняться творчеством. Быть может, пребывая в состоянии меланхолии, вы напишете замечательное стихотворение или, на худой конец – детектив.
ПОВЕСТЬ О СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ
Каждый день мы сталкиваемся со своими проблемами, решаем всевозможные вопросы и поставленные задачи. В суматохе бежим из дома на работу, с работы на учебу. Времени крайне не хватает. Но посреди этой ежедневной суеты мы можем не заметить чего-то необыкновенного. Что же это такое? – спросите вы. Это современные женщины. Нет, я не ошибаюсь. Это не женщины, это – феи. Волшебницы, которые успевают все: растить детей, быть серьезными и строгими, но через минутку смеяться и кокетничать. Однако, есть еще одна немаловажная деталь в жизни современной женщины: однажды она на время останавливается перед выбором: семья или карьера? В этот период действительно важно сделать правильный выбор для себя. Одна решит: пока у нее есть силы и знания, нужно становиться на ноги, а другая подумает о том, как важно отдать себя семье. Сложно выбрать какую-нибудь однозначную позицию и яро ее пропагандировать. Хочется рассмотреть только лучшие стороны каждого варианта.
Женщины, выбирающие карьеру, умны, целеустремленны, сильны духом. Они знают, чего хотят, и непреклонно движутся к своей цели. Эти очаровательные колдуньи знают, каким зельем приворожить сослуживцев и начальство, какое заклинание добавляет больше денег к зарплате, как по направлению часовой стрелки двигать волшебный ключик, чтобы «карета» «Пежо-206» вмиг доставила ее до нужного места. А главное, как взмахнуть волшебной палочкой, чтобы закончить работу до того, как стрелки на часах образуют линию. И затем она поднимает свою ручку – и миллион разноцветных блесток кружат над ней, исполняя все желания. Как же приятно чувствовать себя самостоятельной и независимой феей!
Стоит заметить, что домашние эльфши счастливы не меньше. В их дворце все сияет чистотой, каждая вещь имеет свое место. Хозяйка знает старинные магические рецепты приготовления блюд, и любой отведавший их, будет навсегда покорен кулинарными талантами волшебницы. Но ни один гость не сможет выведать, в чем заключается секрет всеобщего обожания и безграничной любви к хозяйке. Видимо, эту тайну положено знать только ей одной.
Своих детей фея воспитывает с умом. Она всегда внимательна, справедлива и добра к ним. Как любящая мать разделяет их интересы и помогает решать проблемы. Мужчина, женившийся на такой женщине, всегда окружен домашним уютом, теплом, нежностью, заботой и любовью.
Да, как чудесно быть и офисной колдуньей, и дворцовой эльфшей… Только почему нужно что-то выбирать? – обидятся молоденькие феи. Не стоит расстраиваться, ведь испокон веков все волшебницы рано или поздно открывают тот секрет, который помогает сделать все возможным. А пока, для начала, знаете ли вы девиз чародеек всех возрастов и талантов? Нет? Так вот, в любой ситуации нужно оставаться женщиной!.
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ВЫЙТИ ЗАМУЖ
Все вы, наверное, помните что у Антона Павловича Чехова есть рассказ, который называется «Руководство для желающих жениться». Помните его? Конечно. Но надо сказать, что рассказ этот был написан давно, когда мужчина думал, что он выбирает себе женщину, которая потом станет его женой. Сейчас он так не думает. Сейчас женщина сама намечает себе «жертву» на всю жизнь, а потом уж позволяет на себе жениться. И вот, желая помочь женщине в этом трудном деле, я решила составить это руководство. Позвольте этот научный трактат здесь вам и доложить.
Женщина, которая собирается выйти замуж, должна прежде всего знать, что же такое мужчина. Наука дает следующее определение: Мужчина – это существо семейства позвоночных, которое легко приручается и поддается дрессировке. Оно может даже научиться натирать полы, мыть посуду, приносить картошку и деньги.
Теперь к делу. Выйти замуж может каждая: красивая, симпатичная, хорошенькая, нехорошенькая и совсем плохонькая. Легко выходят худые, полные и глупые. Труднее всего выйти замуж умной. Кто же захочет иметь жену умнее себя? Поэтому, если уж женщине не повезло, что ее угораздило родиться умной, – она должна прикидываться и выглядеть глупее, чем есть на самом деле.
Далее… Мужа, не глядя, не бери. Обрати сначала внимание на наружность. Прежде всего, на рост. Рост у мужчин бывает разный, причем мужчины высокого роста в хозяйстве нерентабельны. Маленькие мужчины, наоборот, удобны и выгодны в эксплуатации. При маленьком муже нет нужды выбрасывать старые платья. Из одной мини-юбки ему можно сшить две макси-кепки. Мужчины среднего роста похожи на маленьких, но едят как большие.
Выбирая себе мужа, не забудь заглянуть ему в глаза. Глаза бывают черные, карие, серые, синие, голубые, зеленые и глупые, независимо от цвета. Выпуклые глаза бывают у тех, кто часто посещает устные журналы «Хочу все знать».
И, наконец, цвет волос. Сначала блондины. Блондины в рекомендациях не нуждаются: скромны, доверчивы, по-детски наивны, всю зарплату отдают жене до копейки, потом всю забирают обратно.
Брюнеты темпераментны и заботливы. Очень ревнивы. При малейшем подозрении на измену жены, брюнеты очень скандалят и обещают убить ее и себя. Но не знают, с кого начать.
Рыжие добры и жизнерадостны. Нахальны, расточительны и азартны. Если уж ты вышла замуж за рыжего, никогда не ругайся с ним голодным – это опасно, он может озвереть. При малейшем подозрении на измену жены все рыжие очень расстраиваются, собирают свои вещи и уходят из дома навсегда… До ужина.
И, наконец, лысые… Серьезны и расчетливы, не стригутся, не теряют расчесок, не пользуются дорогими шампунями. Дешевыми тоже. Лысому быстрее причесываться. Зато дольше умываться. Умываться вообще не надо – тряпочку взял, пыль смахнул и… потом бархоткой. В народе говорят: лысина спереди – от ума, сзади – значит, гуляет. А если спереди и сзади – значит, гуляет с умом.
Если ты хочешь выйти замуж, помни: лысый муж – это находка. Правильно, с ним в квартире всегда светло!.
Задание 8. Проанализируйте речи с точки зрения лексических и грамматических норм употребления средств выразительности языка и их соответствия языковым значениям.
O TEMPORA! O MORES!
Я больше чем уверена, что, когда прогремели эти грозные слова, стрелы гнева великого оратора были направлены на то, чтобы уязвить юных патрициев. Граждане Рима и представить себе не могли, что наступит день, когда их дети станут во всем подражать этим грекам, напрочь позабыв о том, что они – римляне. Какой позор! Старшее поколение посыпáло голову пеплом и толковало о закате Рима, глядя на бесчинства, которым предавалась молодежь. А молодежь посмеивалась в кулак и продолжала поступать по-своему.
Сегодня не находить в новых поколениях недостатков стало своего рода моветоном. Старики склонны обвинять «юнцов» во всем, начиная от очередного повышения цен до стихийных бедствий и конца света. Они холят и лелеют воспоминания о «старых добрых временах», когда еда была дешевле и вкуснее; музыка была танцевальной, а не оглушительной; а ужасной сегодняшней молодежи не было и в помине. Разумеется, не было! Просто сегодняшние бабушки забывают сказать, что именно они и были молодежью того времени.
Похоже, что ситуация повторяется. Совершенно неважно, какой на дворе век, – родители всегда негодуют, глядя на деяния своих отпрысков.
Могу себе представить праведный гнев добропорядочного семьянина периода палеолита, когда тот обнаружил в пещере своего сына вырезанную из кости мамонта женскую фигуру! Старейшины племени, наверняка, пришли в ярость, когда узнали, что молодые водятся с каким-то племенем бродяг, обосновавшимся по соседству. Напрасно дети старались объяснить вождю племени смысл какого-то «товарообмена», который они практиковали с новыми соседями, – старик только презрительно фыркал в ответ и с сомнением качал головой: ведь куда проще было бы просто прогнать этих пришельцев. Он был убежден, что, если все пойдет по новому пути, для человека будущего нет. Согласитесь, сейчас приятно сознавать, что старик ошибался!
Средневековый дворянин, должно быть, не раз выговаривал своей дочери за то, что она чрезмерно увлекается чтением новомодных книг – романов, вместо того чтобы заняться чем-нибудь, подобающим девушке. Мало того, какой-то юный бездельник каждую ночь шатается под ее окнами и бренчит на своей мандолине какие-то серенады (кажется, он их так называет). Думаю, я не ошибусь, если скажу, что сегодня каждый был бы крайне польщен, услышав персональную любовную песню.
Наверное, каждый выход Жорж Санд неизменно сопровождался шепотом за ее спиной; кстати, вряд ли ошибется тот, кто предположит, что осуждающие голоса были скорее всего сопрано, нежели баритоны. Молодая женщина посмела курить и носить брюки, как мужчина! Будет ли разумно в наши дни клеймить женщин, зачастую предпочитающих мужской стиль в одежде и прическе, как бессовестных и безнадежных?
Двадцатый век не исключение: чарльстон, подражание модели-худышке Твигги, стиляги, хиппи, рок-н-ролл – все это когда-то считалось образчиками возмутительного поведения. Время иначе расставило акценты, и теперь музыку той эпохи называют не иначе как «классика рок-н-ролла» – нечто неслыханное несколько десятилетий назад.
Получается, что каждое следующее поколение является лишь новым звеном в бесконечной цепи: недовольные рано или поздно принимают то, что считали постыдным, а осуждаемые с течением времени сами начинают осуждать. Это просто в природе вещей, поэтому бессмысленно подвергать беспощадной критике нравы молодых. Но все-таки…
Все-таки каждый раз, когда я вижу подростков, у которых там, где нет пирсинга, обязательно есть татуировка, я чувствую в себе возмущенного римского оратора.

O tempora! O mores!
Задание. 9. Сравните два выступления на тему «Пять нетрудных шагов к замужеству». Определите вид речи (информационная, убеждающая, побуждающая). В чем особенность каждой речи с точки зрения языковых качеств, авторского отношения к теме.
I
Каждая девушка мечтает о принце, о белоснежном свадебном платье, о безоблачной семейной жизни. И в этих поисках каждая руководствуется своими правилами и критериями. Итак для того чтобы легко выйти замуж, необходимо подобрать подходящую кандидатуру. Есть некоторые критерии, по которым ваш брак будет обречен на успех, если:
– вы со своим бойфрендом закадычные друзья или хотя бы близкие приятели;
– вы одного социального круга. Сказки про Золушку хорошо, потому что это сказки;
– у вас совпадают биоритмы и представления об идеальном отдыхе;
– вы оба стремитесь к браку;
– у обоих достаточно развито чувство долга.
Если рядом вами есть такой мужчина, то ваша удача в ваших руках.
У меня идеальный брак. Я замужем за таким мужчиной. Кареглазый ангел, который не только красив, не нуждается в поводах, чтобы дарить подарки, готовит завтраки по утрам. Хотите еще невероятнее? Он даже помнит, как зовут моего косметолога. Вам мало? Он еще дружит с моей мамой! Во общем, вполне стопроцентный мужчина.
Тех, кто решил, что все перечисленное выше – это такая специальная мантра для одинокой девушки, мечтающей удачно выйти замуж, спешу разочаровать. Это не мантра, это правда. Хочешь большой и чяистой любви? Тогда приготовься оплатить счет, по которому выдают и плечистого кузнеца, и сказочный ночной сеновал.
Дорога к светлому будущему, то есть тернистый путь к неминуемой свадьбе, очень нелегка. Но я расскажу, что приходилось делать мне, чтобы сохранить весь этот рай.
1. Говорить комплементы своему будущему избраннику, разумеется. Очень много комплементов. Я восхищалась, удивлялась, охала, ахала. Его взгляд, улыбка, осанка, манера ковырять в зубах вилкой, непревзойденный способ открывания бутылок. Центра насыщения лестью нет ни одного мужчины в мире. Как, впрочем, нет в мире ни одного мужчины, которого нельзя было бы этой лестью и приручить.
2. Говорить надо только о нем. Нет, конечно, изредка можно брякнуть и о своей особе, но – негромко. Если хочешь, чтобы твой избранник обожал тебя, как подобранная на улице дворняжка, говори с ним только о нем (как о мужчине).
3. Внимательно слушать, разумеется, все, что он говорит. Всегда. Даже если это редкая ахинея. Особенно, если это редкая ахинея!
4. Уважать своего мужчину, даже если он самый вялый и неспортивный
рохля на земле. Все равно он должен чувствовать себя супер-мачо.
5. Терпеть. А терпения понадобится много. И для того, чтобы найти принца и чтобы выйти замуж, и в браке (так как штамп в паспорте и кольцо на пальце – как поступление на работу). Но самое главное – на этой работе не бывает выходных и прогулов.
6. Или на компромисс. Привычка всегда уступать – вот без чего лопаются, как мыльные пузыри, отношения. Разумеется, я всегда уступаю, во-первых, потому, что я женщина, во-вторых, я умнее, в-третьих, я еще не забыла, что мужчине надо самооутверждаться.
7. Осваивать науку перевоплощения. Для того чтобы с минимальным
вредом для собственной психики идти на все вышеперечисленные уступки и
компромиссы. И гасить любые бури, не позволяя вырваться за пределы стакана. И
надо понять, что стоит только освоить нехитрое правило перевоплощения, все
поводы для обид и конфликтов исчезнут сами собой.
Итак, чтобы успешно выйти замуж, найдите себе подходящую кандидатуру. Проверьте его, испытайте в разных ситуациях. Действуйте по подсказкам вашего сердца. Перевоплощайтесь, играйте (но не заиграйтесь, чтобы не стать лживой и притворной). Учитесь быть мудрой Все в ваших руках. И будет принц, и белоснежное платье, и счастливые годы брака!
II Говорят, что браки заключаются в загсах и на небесах. Каждая девушка мечтает о красивой свадьбе. Сказка, свадебный спектакль, ожидание вечной любви… Однако порой заключение брака становится чуть ли не навязчивой идеей. У меня есть твердое убеждение, что настоящие браки заключаются только на небесах. И достаточно сделать лишь несколько самых простых шагов к счастливому замужеству. Все эти шаги связаны только с одним условием: наличием ЛЮБВИ.
Итак, пять нетрудных шагов к замужеству.
Шаг первый: поверить в любовь. При кажущейся простоте вопроса это очень сложно. Особенно после того, когда за плечами остался неудачный жизненный опыт, а на сердце едва затянулись прежние раны. Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретим единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны судьбе. Но поверить в любовь обязательно нужно. Анна Ахматова писала:
21-е. Ночь. Понедельник. Очертанье столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь не земле.
И от лености или от скуки
Все поверили. Так и живут.
Ждут свиданий. Боятся разлуки.
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна.
И почиет на них тишина.
Я на это наткнулась случайно.
И с тех пор все как будто больна. Тому, кто поверил в любовь, остается ее найти.
Шаг второй: найти любовь. Найти – и сложно и легко. Дарите улыбку – и у вас появится шанс встретить любовь. Отдавая частичку своей души, вы сможете увидеть самое прекрасное, что есть в человеке. Никогда не переставайте улыбаться, даже если вам грустно, потому что кто-то может влюбиться в вас именно сейчас.
Мне нужно на кого-нибудь молиться!
Подумайте, простому муравью
Вдруг захотелось в ноженьки валиться,
Поверить в очарованность свою.
И муравья тогда покой покинул
Все показалось будничным ему.
И муравей создал себе богиню
По образу и духу своему.
И а день седьмой, в какое-то мгновенье
Она возникла из ночных огней
Без всякого небесного знаменья.
Пальтишко было легкое на ней.
И тени их качались на пороге.
Безмолвный разговор они вели,
Красивые и мудрые, как боги,
И грустные, как жители Земли. По моему глубокому убеждению, это чувство дается нам свыше. И зачастую бывает так, что любовь подобна бабочке: чем больше ловишь ее, тем быстрее она ускользает. Но если просто радоваться жизни и дарить радость другим, она прилетит и тихонько усядется на вашем плече. И тогда вы поймете, что пришла настоящая Любовь. Теперь нужно сделать третий шаг.
Шаг третий: принять любовь. И это необходимо потому, что любовь двух сердец может раскрасить наш мир яркими цветами счастья.
Все люди разные, глубина чувств каждого тоже различна. Принимая любовь, не забывайте, что любовь надеется на взаимность. Вы можете отдавать не любя, но вы не можете любить не отдавая.
Шаг четвертый: дарить любовь. Дарите любовь, и пусть щедрость ваша будет безграничной и не оставит равнодушным вашего любимого. ИТ его душа отзовется желанием ответить вам тем же.
Шаг пятый: сохранить любовь. К сожалению, в повседневной жизни часто случается так, что, возвышая любовь в словах, мы поступаем иначе. И его любовь становится ничтожно малой.
Береги меня любимый, самый близкий человек.
Не капризна я – ранима. У любви не долгий век.
Он нежнее паутинки, тоньше тихой тишины,
Не страшны любви заимки, холод, голод, гул зимы.
Но неласковое слово, но косой, недобрый взгляд,
Глупой ревности оковы нас любви не сохранят.
А моя любовь тревожна, настороженна, горда.
Оборвать ее несложно. Вмиг уйдет и навсегда.
Но участливо хранима, не пройдет, не сгинет вдруг,
Не капризна я, ранима. Береги меня, мой друг!!! Чтобы получить желаемый подарок судьбы, выйти замуж, жить с любимым в гармонии и счастье, будьте яркими, щедрыми, радуйтесь жизни и дарите эту радость другим. И помните: у каждого человека есть сердце, именно оно помогает поверить в любовь, найти ее, принять, подарить и сохранить.
Задание 10. Сочините сказку, взяв за основу сюжета какое-либо положение из области лингвистики, физики, математики, истории или любой другой науки. Текст может иметь динамический характер (повествование), раскрывая сюжет в конфликте противоборствующих сил, или статический характер (описание), последовательно описывая какой-либо объект, объясняя принцип его действия.
Задание 11. Найдите аргументы, которые помогут убедить
1. Заниматься бегом по утрам:
а) даму средних лет;
б) пожилого мужчину.
2. Бросить курить:
а) шестиклассника;
б) тридцатилетнюю женщину.
3. Изучить курс ораторского искусства:
а) выпускника педагогического университета;
б) выпускника политехнической академии;
в) сотрудника фирмы;
г) директора фирмы.
Задание 12. Кто из студентов убедительнее докажет, что
1. а) должно быть свободное посещение лекций;
б) нельзя разрешать свободное посещение лекций;
2. а) дачный участок – это прекрасно;
б) дача – это чемодан без ручки; 3. а) счастье в браке возможно только, если молодые люди страстно любят друг друга;
б) счастье в браке невозможно, если молодые люди страстно любят друг друга.
Задание 13. Подготовьте публичное выступление. Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Продумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи.
Сделайте анализ своего выступления по схеме:
1. Место и время выступления, тема речи.
2. Уложился ли в отведенное время.
3. Удачные места в проведении выступления. Почему я считаю это
удачным?
4. Недостатки в проведении выступления. Почему они возникли?
5. Выводы (соотношение удач и недостатков).
6. Реакция аудитории; реплики слушателей. Выводы.
7. Вопросы аудитории. Мои ответы. Мой ответ, который может мне пригодиться в дальнейшем.
8. Как бы я сейчас ответил на вопрос, с которым не справился в аудитории.
9. Оценка выступления в целом.
10. Мое настроение после выступления. А сейчас?
11. Что мне следует делать, чтобы следующее выступление было лучше.

Сделайте анализ прослушанной речи по следующим пунктам:
1. Какова главная цель говорящего – информирование, убеждение или развлечение?
2. Можете ли вы определить структуру речи?
3. Определите главную тему речи. Выделил оратор ее особо или развертывал в процессе выступления?
4. Сколько проблем затронуто в речи? Адекватно ли они подтверждали главную тему?
5. Сделал ли оратор детальное резюме в заключении?
6. Какой тип заключения использовал оратор?
7. Владеет ли оратор паралингвистическими средствами?
Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.