Задание 1. Н.Ф. Кошанского, профессор Московского университета, теоретик красноречия ХIХв. присал: «Всякая мысль рождает другую. В каждом предложении таится другое, в другом – третье… и так далее». Составьте текст, используя в качестве средства связи предложений слова тучи, дождь, земля, весна. Задание 2. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника», микротексты которого даны в измененном порядке. Восстановите их последовательность. Постарайтесь доказать, что она должна быть именно такой, какую вы предлагаете. Проанализируйте композицию рассказа: укажите в нем экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
1. «Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо: 2. Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно… 3. Ничего, ничего… 4. Ради бога, извините. Я ведь… я не желал! 5. Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать! 6. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна неожиданностей! 7. Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. 8. В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. 9. Чихать никому и не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? 10. Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и … апчхи!!! Чихнул, как видите. 11. Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. 12. «Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… я ему объясню…» 13. Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась. – А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. – Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь! – То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать. 14. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал: – Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то чтобы… – Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же! – сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой. 15. На другой день Червяков надел новый мундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между посетителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова. – Вчера в «Аркадии», ежели помните, ваше-ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул-с и … нечаянно обрызгал… Изв… – Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю. 16. «Какие уж тут насмешки? – подумал Червяков. – Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять. Когда так, не стану я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним. Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» Так и подумал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал и никак не выдумал этого письма. 17. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. – И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает». 18. В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и … помер. 19. Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал: – Ваше-ство! Ежели я осмелюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с! Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой. – Да вы просто смеетесь, милостисдарь! – сказал он, скрываясь за дверью. 20. Пришлось на другой день идти самому объяснять. – Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, – забормртал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, – не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет… – Пошел вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. – Что-с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса. – Пошел вон!! – повторил генерал, затопав ногами. Задание 3. Составьте текст на тему «Один день нашего университета», используя только номинативный строй речи. Задание 4. Прочитайте отрывки из романа И.А. Гончарова «Обломов». Объясните, каково назначение в них восклицательных и вопросительных предложений (выражение восторга или иронии, прямого или риторического вопроса). Какими еще языковыми средствами автор выражает свое отношение к обломовцам? 1. Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке! 2. Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений? Может быть, когда дитя еще едва выговаривало слова, а может быть, еще вовсе не выговаривало, даже не ходило, а только смотрело на все тем пристальным немым детским взглядом, который взрослые называют тупым, оно уже видело и угадывало значение и связь явлений окружающей его сферы, да только не признавалось в этом ни себе, ни другим. Задание 5. Сравните стилистическую окраску союзных и бессоюзных сложных предложений. Определите, в каких сферах общения и функциональных стилях возможно употребление каждого из них. 1. Согласен работать с нами – подпиши заявление. – Если согласен работать с нами, подпиши заявление. – Кто согласен работать с нами, пусть подпишет заявление. 2 Ты обещал – сделай. – Если ты обещал, сделай. – Поскольку ты обещал, сделай. – Так как ты обещал, сделай. – Раз ты обещал, сделай. 3. Небо потемнело: приближается гроза. – Небо потемнело, так как приближается гроза. – Небо потемнело, потому что приближается гроза. – Если небо потемнело, значит, приближается гроза. – Небо потемнело – это приближается гроза. – Небо потемнело, приближается гроза. Задание 6. Прочитайте текст. Отметьте экспрессивные средства синтаксиса. В 1820 году некто неизвестный придумал и распустил слух, что поэт Пушкин был высечен розгами в тайной канцелярии. Так вот, полагаю, что не кто-то иной, а тот же неведомый пустил вдогонку слушок дополнительный: насчет розог – это, говорят, выдумка, а сочинил ее граф Федор Толстой, по прозванью Американец. Если бы поэт не был выслан на юг России, что было бы дальше? Неизбежная дуэль. С неизбежным исходом. Прославленный дуэлист, к тому времени сразивший не то девять, не то одиннадцать противников, пристрелил бы тогда же, в 1820 году, и двенадцатого. В 1820-м. На семнадцать лет раньше. Судьба - штука сложная. Выходит, что неожиданное решение Александра I о высылке поэта на юг помешало чьей-то дьявольской затее. Хитроумное покушение на смертоубийство посредством дуэли на сей раз сорвалось. У того, кто придумал двухходовую ловушку, кроме враждебности политической, могли быть и дополнительные мотивы. Зависть к чужой славе, оскорбленное самолюбие или ревность. Впрочем, как правило, озлобленность соразмеряется не столько с поводом, сколько с характером завистника и ревнивца. Что предпринял находившийся на юге Пушкин? Именно то, что от него и ожидалось. Писал на Федора Толстого эпиграммы в выражениях самых оскорбительных. Более того, тут же рассылал их с тем расчетом, чтоб они стали известны Американцу. Иначе говоря, готовил предлог для дуэли. Чтоб сжечь все мосты, вставил эпиграмму в текст послания к Чаадаеву и напечатал послание в "Сыне Отечества". Затем в отдельном издании своих стихотворений сократил эти строки - прежде всего потому, что послание из-за них становилось растянутым ( Лацис А.). Задание 7. Прочитайте стихотворение Н. Асеева. Найдите инверсию и определите ее стилистическое назначение. ПОРТРЕТЫ Зачем вы не любите, люди, своих неподкупных поэтов? Взывая к векам о бессудье, глядят они грустно с портретов. Одни на дуэли убиты, другие, не сладив с судьбою, от сердца смертельной обиды покончили сами с собою. Не верят созданий их пользе, осмеивают и ругают, пока они живы, а после — им памятники воздвигают. Верните их к жизни скорее! Пусть вышли из моды костюмы, пусть выцвели снимки, серея, но живы их мысли и думы. Зачем вы не любите, люди?! Зачем вы их губите, люди?! Но нет на вопросы ответов, глядят они грустно с портретов. Задание 8. Установите стилистические различия в данных текстах, определив научное и научно-популярное изложение истории слов 1. Банк. Заимств. в Петровскую эпоху (вероятно, через франц. посредство) из итал., где banco «банк» < ‗конторка, стол менялы'> восходит к нем. "стол, скамья". Семантика нем. Bank подобна значению др.-рус. стол, ‗скамья, стол'; ‗престол, столица'. Банка. Заимств. в XVII в. из польск., где banka - суф. производное от ‗выпуклый сосуд', восходящего к общеслав. баня ‗посуда для воды' < ‗ванна'>. См. баня. Баня. Общеслав. заимств. из народной латыни, где banea <balnia> -видоизменение balneum ‗баня, купальня' ‗ванна' (отсюда бальнеология). Лат. balneum - из греч. balanein. 2. Банк. Что общего между банкой и лавкой? Финансист, делец, вероятно, нашел бы между ними какое-нибудь сходство по существу; мы же видим его в этимологии обоих слов. Русское лавка первоначально значило ‗скамья в избе', потом - ‗прилавок торговца' в его рабочем помещении. Наконец, так стали называть всю ту избу, в которой производилась торговля, - ‗балаган с прилавочком'. Точно так же немецкое банк сначала значило ‗скамейка', затем - ‗скамейка менялы', т. е. тот прилавок, за которым в средневековых городах производился размен всевозможной монеты (властителей-то было числом не счесть; монетных систем - столько же!). Лишь много позже слово это стало названием учреждения, занятого всевозможными денежными, финансовыми операциями, банка. Банка. Похоже на предыдущее слово, а сходства и родства между ними не ищите. Зато по отношению к бане банка близкая родственница. Корень обоих слов встречается во многих европейских языках. По-украински пузырек, кувшинчик банька. Латинское бальнэум, греческое баланэйон означали одновременно и ‗купальня' и ‗ванна' - сосуд для мытья. Как видите, от всего этого рукой подать в одну сторону до нашей банки, в другую - до бани. Задание 9. Учитывая приведенные ниже основные черты рекламы, придумайте рекламу вашего факультета, своей профессии, какого-нибудь товара. Реклама существует очень давно. Вот основные ее черты. В рекламе всегда утверждалось, что такой-то торговец может предложить товар, который исключительно полезен и привлекателен. У этого торговца товар лучше и дешевле, чем в любом другом месте. Товар можно будет по мере надобности купить у него снова. При оптовой покупке цена ниже, чем при розничной, и вовсе не обязательно тут же оплачивать купленное в полном размере. В следующем году этот продавец появится здесь снова, и это говорит о том, что люди будут счастливы встретиться с ним опять. И, наконец, он просит запомнить его фирменный знак, по которому покупатели в будущем узнавали бы его товар. Задание 10. Прочитайте текст. Составьте формулировку приказа, изданного мэром города. Это произошло в те времена, когда на улицах городов не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр столкнулся с тем же горожанином. – Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито. – Читал, – ответил горожанин. – Вот мой фонарь. – Но в фонаре у вас нет ничего. – В приказе об этом не упоминалось. Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина. – Где фонарь? – закричал мэр. – Вот он. – Но в нем нет свечи! – Нет, есть. Вот она. – Но она же не зажжена! – В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу. И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу. Задание 11. Прочитайте стихотворение Л.Н. Толстого. Какими способами выражена тема стихотворения? К кому автор обращается? Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить? И что такое я? Что такое жизнь? Что смерть? Какая сила управляет всем? Задание 12. Прочитайте отрывок из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза». Какие другие значения слова ассоциация вы знаете? Найдите в цитате М.В. Ломоносова архаизм. Что он означает? Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание морская раковина? Составьте и запишите текст на тему «Морская раковина». Можно взять любой пример ассоциации. При этом надо помнить, что у каждого из нас ассоциации связаны с его жизнью, биографией, с его воспоминаниями. Поэтому ассоциации одного человека могут быть совершенно чужды другому. Одно и то же слово вызывает разные ассоциации у разных людей. … Простейший пример ассоциации приводит Ломоносов в своей «Риторике». Ассоциация, по словам Ломоносова, «есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряженные, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем – бурю, с бурею – волны, с волнами – шум в берегах, с берегами – камни и так далее». Это, так сказать, «хрестоматийные» ассоциации. Часто ассоциации бывают гораздо сложнее. Задание 13. Постройте высказывание, используя одну из следующих пословиц или поговорок. 1. Сырое дерево гни, пока не высохнет, ребенка учи в свое время (хакасская). 2. Из маленькой лени – большая лень, из маленького дела – большое дело (бурятская). 3. Что узнал в юности – высечено на камне, что узнал в старости – написано на льду (татарская). 4. Широкой душе и мир широк, а узкой и мир узок (уйгурская). 5. Есть такие люди, которые живут, как крапива среди цветов: зла много, а добра мало; они хотят подняться выше других, но остаются ниже всех (мордовская). 6. Чем быть лицом добрым, лучше быть сердцем добрым. Сам себя не хвали, пусть народ похвалит (шорская). 7. Минута спора – сто дней раздора (каракалпакская). 8. Чем без дела сидеть, лучше, прихрамывая, двигаться (бурятская). 9. Рукой не пошевелишь – и счастье мимо пройдет (нивхская). 10. Увидел – поверь, услышал – проверь (чукотская). 11. Для всякого дела нужен ум (эвенкийская). 12. Добром за добро платит каждый, добром за зло - настоящий герой (татарская) 13. Не делай зла – не будешь в вечном страхе (даргинская) Задание 14. Прочитайте и озаглавьте текст. Сформулируйте темы абзацев. Имя Ивана Алексеевича Бунина, вместе с именами А. Пушкина, Н.Гоголя, Ф. Достоевского, А. Чехова, составляет славу и гордость нашей родной литературы. Стихи поэта прекрасны своей удивительной, почти неправдоподобной точностью. Начнешь читать Бунина – и попадаешь в многоцветный, радостно-яркий мир природы. Зрение у поэта острое, безошибочное. В треугольную цепь строится птичья стая, и вот цепь уже плывет и размеренно качается. Так это и есть на самом деле. Вот тополь. Какого он цвета? Матово-зеленый. А леса на дальних косогорах. Осенью они желто-красные и похожи на лисий мех. А как остер слух поэта. Он слышит все: каждый малый шелест, шорох, треск. Намеренно подбирает слова, которые создают звуковой образ того, о чем он пишет. Незаметно, неощутимо для нас поэт учит видеть, всем существом вбирать, впитывать окружающий мир и ценить его красоту. Познакомьтесь глубже с творчеством писателя. Чтение произведений Бунина заставит вас почувствовать тепло его сердца, обаяние живой природы и музыку родного слова (В. Приходько). Задание 15. Прочитайте текст и разделите его на абзацы. Составьте план. Определите функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Озаглавьте текст. На ранней заре, когда еще кричат петухи и дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце, и побежишь умываться на озеро. Вода за ночь стала прозрачная, студеная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и, позавтракав горячей картошкой, печенной в жару, и черным хлебом, с наслаждением отправляешься на прогулку. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш. Всюду сильно пахнет яблоками, а тут особенно. Около шалаша вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный обед, вечером греется самовар, и тогда по саду стелется голубоватый дымок. Когда вечером возвращаешься мимо сада домой, из него тянет душистым дымом вишневых сучьев. Вырисовывается тогда во мраке сказочная картина: пылает около шалаша багровое пламя, вокруг него двигаются чьи-то черные, точно вырезанные из дерева силуэты. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, а высоко в небе заблещут бриллиантовые созвездия, еще раз побежишь в сад. Тихим шепотом провожает тебя листва, и падающие звезды чертят небо огненными полосками. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. Как хорошо все-таки жить на свете! (И. Бунин). Задание 16. Сверните текст в несколько предложений. КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Само собой разумеется, что чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных? Первая книга – это, конечно же, стихи Александра Пушкина. Ничто не имело и не имеет для духовной жизни моей, для жизни в Прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришел ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он всегда был со мной – и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моем военном багаже. Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. А посему вот хотя бы одно пушкинское стихотворение – то, что мне всех милей и дороже: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем... Я вас любил безмолвно, безмятежно, То робостью, то нежностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Я не знаю ничего лучшего в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, человеческого, благородного. Это сама Поэзия, само Сердце. И то и другое необходимы мне всегда. Без них я жить не могу. Вторая книга – это «Война и мир» Льва Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал. Никто не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, творившие после Толстого. Третья книга – это «Мертвые души» Николая Гоголя. Гоголь – явление чрезвычайное. Мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы «Мертвых душ» невозможно оспорить. Страшная сказка, рассказанная им, прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого Четвертая книга – это стихи Владимира Маяковского. Я не люблю Маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Он слишком много якает. Он бесцеремонен, груб и излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою луженую глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиняться. Но я почел за благо примириться. Я глубоко благодарен Маяковскому, много потрудившемуся над уничтожением всяческих культов всяческих личностей. Он самый современный из современных писателей. Он современен весь, целиком, с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, неуравновешенностью, словарем, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец – всегда и во всем. Он первооткрыватель и первопроходчик. Он профессиональный Колумб. Это его призвание и его специальность. Прекрасная и ни с чем не сравнимая специальность (по Бражнину). Задание 17. Прочитайте стихотворение Р. Киплинга (перевод С. Я. Маршака), установите использованные автором средства речевой выразительности. Озаглавьте текст и перескажите его. О, если ты спокоен, не растерян, Когда теряют головы вокруг, И если ты себе остался верен, Когда в тебя не верит лучший друг, И если ждать умеешь без волненья, Не станешь ложью отвечать на ложь, Не будешь злобен, став для всех мишенью, Но и святым себя не назовешь, И если ты своей владеешь страстью, А не тобою властвует она, И будешь тверд в удаче и несчастье, Которым в сущности цена одна, И если ты готов к тому, что слово Твое в ловушку превращает плут, И, потерпев крушенье, можешь снова Без прежних сил – возобновить свой труд, И если ты способен все, что стало Тебе привычным, выложить на стол, Все проиграть и вновь начать сначала, Не пожалев того, что приобрел, И если сможешь сердце, нервы, жилы Так завести, чтобы вперед нестись, Когда с годами изменяют силы И только воля говорит: «Держись!», И если можешь быть в толпе собою, При короле с народом связь хранить, И, уважая мнение любое, Главы перед молвою не клонить, И если будешь мерить расстоянье Секундами, пускаясь в дальний бег, Земля – твое, мой мальчик, достоянье! И более того, ты – человек! Задание 18. Придумайте четверостишья, в которых в качестве ключевых были бы использованы следующие слова: кино, звезда, прощание, брак. В качестве образцов прочитайте тексты, составленные студентами. Отметьте удачные. Образцы: 2. Вся наша жизнь с тобой – кино, И я и ты в ней – яркая звезда. Тоской прощание с тобой полно, А брак изменчив, как сама вода. 4. Жизнь в кино подобна сказке. Звезды сыплются в кулак. Здесь прощанья, встречи, ласки И в конце – счастливый брак. 1. Вчера ты пригласил меня в кино. Конечно, то не мудрено. Зато с тобою я всегда звезда! А на прощанье подарил кольцо: Намек о браке – налицо! 3. В кино (так принято сейчас) Всё выставляют напоказ. Кинозвезда, играя роль, Покажет вам всей жизни соль. Любовь, прощание и брак – И в каждом фильме только так. Задание 19. Прочитайте советы В. А. Сухомлинского будущему учителю и родителям. Дополните их своими рекомендациями, выразив согласие или несогласие с аргументами автора. 1. Доброжелательность – азбука педагогической культуры. Учитель должен относиться к ученику так же, как он относился бы к своему ребенку. 2. Чтобы знать ребенка, надо не только изучить педагогику, психологию и анатомию. Надо научиться любить ребенка…Любовь к детям должна быть мудрой и одухотворенной знанием ребенка, пониманием его слабых и сильных сторон. 3. Главное, что определяет эффективность слова учителя, – его честность. Ученики очень точно чувствуют правдивость слова учителя. 4. Умейте слушать, умейте конспектировать. Конспектирование учит мыслить. Учитесь думать над конспектом. Записывайте то, над чем следует подумать. 5. Постарайтесь, чтобы у дочери была хоть одна красивая вещь, особенно ею любимая. 6. Ребенок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши. 7. Угощая, дайте ребенку две конфеты, чтобы он мог поделиться. 8. Для воспитания детей нужны шахматы, лыжи и собака. Есть ли у вашего ребенка хоть что-нибудь из этого списка? Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.
|