На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Выразительность речи, ее богатство и разнообразие
Выразительность речи, ее богатство и разнообразие
Просвещение школьников - Курсы для школьников

Задание 1. Произнесите фразу «Проходите, садитесь», используя разнообразие интонационного рисунка, выражая различные чувства.
Задание 2. Подготовьте высказывание на основе одной из следующих пословиц и поговорок.
1. Пустой орех звонок. 2. Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдётся. 3. Красно говорит, а слушать нечего. 4. Красно поле пшеницей, а беседа умом. 5. Хорошую речь хорошо и слушать. 6. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 7. В многословии не без пустословия. 8. Много говорено, да мало сказано. 9. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 10. Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает.


Задание 3. Прочитайте текст, попытавшись точно передать описанные автором изменения в состоянии природы, окружающей среды.
Звёзды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженный ветвей (Б. Полевой).
Задание 4. Определите виды тропов, выделенных в следующих высказываниях (метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, перифраз, сравнение). Какова их функция в речи?
1. Ах, увял головы моей куст, засосал меня песенный плен, обречён я на каторге чувств вертеть жернова поэм (С. Есенин). 2. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадёт трава. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин). 3. И скоро ночь, по прошлому скорбя, опять раскинет звёзды как попало, закат осыплет облако малиной, дыханье ветра станет погрубей, и жалкий лист на ветке тополиной нахохлится, как старый воробей (С. Сметанин). 4. В смертельном обмороке бледная река чуть шевелит засохшими устами (Н. Заболоцкий). 5. И веет влажная прохлада вокруг неё, и каждый куст обрызган пылью водопада, смеётся тысячами уст (Н. Заболоцкий). 6. Согласно брякнули мудштуки, шумно скрипнули сёдла, и, колыхаясь в ночи, как огромная в омуте рыба, густая вереница людей поплыла туда, где из-за древних сихотэ-алиньских отрогов – такой же древний и молодой — вздымался рассвет (А. Фадеев). 7. На их горячие мольбы, на их сыновние просьбы, на их слёзы он [царь] ответил казацкими нагайками и солдатскими пулями (Из речи на митинге). 8. Защита считает себя не вправе прибегнуть к такого рода приёму, потому что настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца (Из речи адвоката).
Задание 5. О каких качествах речи свидетельствуют данные пословицы и поговорки?
1. Велик звон, да не красен. 2. Звону много, да толку мало. 3. Глупым словам – глухое ухо. 4. Говорит до вечера, а слушать нечего. 5. Говорит, как горох к стене лепит. 6. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. 7. Говорит красиво – да слушать тоскливо. 8. Говорит, что плетень плетёт. 9. Длинный язык – короткие мысли. 10. Глупые речи – что пыль на ветру. 11. Из-за одного слова да вечная ссора. 12. Из пустого в порожнее переливает. 13. Кланяться горазд, а говорить не умеет. 14. Речи – что мёд, а дела – что полынь.
Задание 6. Прочитайте имена собственные, ставшие нарицательными. В каком значении они употребляются?
Пегас, Эскулап, Иппокрена, Морфей, Кассандра, Ксантиппа, Меценат, Фемида, Крез, Марс, Зевс, Немезида, Меркурий, Олимп, Пенелопа, Матурн, Ромул, Орфей.
Задание 7. В приведенных ниже предложениях определите стилистическую роль синонимов.
1. Шестьдесят лет прошло с тех пор, а я не могу забыть его лица, лика, сказал бы я (О. Дымов). 2. Особенно глаза его запоминались – не просто голубые, а лазурно-эмалевые, небесного цвета (Б. Зайцев). 3. В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало (Г. Иванов). 4. Дверь медленно притворилась, и в нее тоже медленно, точно боясь наступить на что-то хрупкое, не вошел, а втиснулся невысокий человек (А. Тыркова-Вильямс).
Задание 8. Проанализируйте лексический состав и синтаксический строй приведенного ниже отрывка из романа И. Одоевцевой «Оставь надежду навсегда». Можно ли утверждать, что здесь не учтены требования богатства и выразительности как качеств «хорошей речи»?
Волков сидел за письменным столом. Сидел и ждал, ничем, кроме ожидания, не занятый. Он не привык ждать, он привык, чтобы его ждали. Он привык действовать, распоряжаться, работать, а не сидеть так, молча, с руками, праздно сложенными на коленях. Он прислушался к шагам в коридоре.
Задание 9. Определите средства речевой выразительности, использованные авторами в произведениях.
1. Казалось, что уже весь, до последнего нищенского угла, заснул Париж (И. Бунин). 2. Как выжженная пáлами (пожарами) степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов). 3. На вершок бы мне синего моря, На игольное только ушко (О. Мандельштам). 4. Страна голубых озер (Беларусь). 5. Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной (А. Ахматова). 6. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (В. Брюсов). 7. Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт… (А. Пушкин). 8. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (Пословица). 9. Осенние дожди в наших местах – сущее бедствие: на дорогах лужи, везде вода, наводнение, настоящий потоп! (К. Паустовский). 10.Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать – и пройти мимо (И. Тургенев).11. Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною и в городе (Л. Толстой). 12. Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня! (А. Блок).
Задание 10. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение.
Образец: Как говорят о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо? – Тяжелый на подъем.
Как говорят? 1) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо; 3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати; 4) о кротком, безобидном человеке; 5) о человеке, который держится неестественно прямо; 6) о болтливом человеке; 7) о бесследном исчезновении кого-либо; 8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон, 9) о чем- нибудь недоевшем, много раз слышанном; 10) о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 11) о чувстве большой неловкости, стыда; 12) об очень дальних родственниках; 13) о чем-нибудь необычайном, невероятном; 14) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 15) о том, кто не знает чего-либо всем известного.
Задание 11. Прочитайте отрывок из рассказа В. Набокова «Гроза» («Возвращение Чорба»). Прокомментируйте текст с точки зрения употребления средств речевой выразительности. Почему таким образом нельзя строить ораторскую речь?
ГРОЗА
Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.
Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.
Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. Светом сумасшествия, пронзительных видений, озарен был ночной мир, железные склоны крыш, бегущие кусты сирени. Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: вороная масть, гривы – фиолетовый пожар. Они понесли, они брызгали трескучей игристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки, обнажил могучее колено, – а кони, взмахивая пылающими гривами, летели – все буйственнее – вниз по тучам, вниз. Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья, – и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. Пророк был сброшен. Одно колесо отшибло. Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, прыгнул в сумрак. А кони, влача за собой опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот – грозовой огонь исчез в лиловых безднах.
Громовержец, павший на крышу, грузно встал, плесницы его заскользили – он ногой пробил слуховое окошко, охнул, широким движением руки удержался за трубу. Медленно поворачивая потемневшее лицо, он что-то искал глазами, – верно, колесо, соскочившее с золотой оси. Потом глянул вверх, вцепившись пальцами в растрепанную бороду, сердито покачал головой, – это случалось, вероятно, не впервые, – и, прихрамывая, стал осторожно спускаться.
Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. Гроза отлетела, но еще веял дождь. Восток дивно бледнел.
Задание 12. Известный теоретик судебного красноречия XIX века П.Сер-геич (Пороховщиков) так учил молодых ораторов: «У великих писателей каждое отдельное слово бывает выбрано сознательно, с определенной целью, каждый отдельный оборот нарочито создан для данной мысли. <…> Мы… обязаны знать Пушкина наизусть; любим мы поэзию или нет, это все равно; обязаны для того, чтобы знать родной язык во всем его изобилии. <…> Старайтесь богатеть ежедневно» (Искусство речи на суде. Тула, 1998. С. 26–27). А что вы думаете по этому поводу?
Задание 11. Аркадий Арканов (современный сатирик) в одном из выступлений сказал: «Я написал несколько сарказмов о нашей жизни». Правильно ли выразился автор? Объясните значение тропа сарказм и употребите его в ситуации.
Задание 12. Прочитайте пословицы и поговорки о воспитании и учении. Объясните их значение. Обыграйте ситуации, где можно употребить данные выражения.
1. Человек неученый – что топор неточеный (русск.). 2. Учи других – и сам поймешь (русск.). 3. Книга книгой, а своим умом двигай (русск.). 4. Для учения нет старости (русск.). 5. Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, – он постоянно расширяется (япон.). 6. Не давай сердцу стать твоим учителем, будь его учителем сам (япон.). 7. Учишься – не уставай, учишь – не робей (монгол.). 8. Только уважая учителя, можешь сам стать учителем (вьетн.). 9. Груда книг не заменит хорошего учителя (китайск.). 10. Мудрец знает, что он много знает, а глупому кажется, что он знает все (араб.). 11. Строгому учителю учеников не видать (индийск.). 12. Черные буквы красные дни приносят (армян.).
Задание 13. Прочитайте текст. Установите отличия в передаче информации абзацев, выполнив задания, указанные после текста.
Н. В. ГОГОЛЬ О БОГАТСТВЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выражается сильно русский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит оно его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесённое метко, все равно что написанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы – одной чертой обрисован ты с ног до головы!
Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, крестами рассыпано по святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Задания к тексту
1. Основная стилистическая черта современной ораторской речи – литературная разговорность. Укажите элементы разговорности в данном тексте. С какой целью употребляет их автор?
2. Обратите внимание на грамматические формы глаголов. Какая форма наиболее экспрессивная и почему?
3. Какова роль восклицательных конструкций, союзов, частиц в выражении
причинно-следственных отношений?
4. Определите роль союзов в выражении логических отношений во 2-м
абзаце. Найдите повтор, эмоционально-оценочные синонимы и другие
лексические средства, которые помогают установить данные отношения.
Задание 14. Определите, какие языковые средства использует В. Набоков в создании образного значения.
1. В зимние дни передняя дверца [трамвая] завешена внизу зеленым сукном, окна помутнели от мороза, у остановки, на краю панели, толпятся рождественские елки, – и зябнут у пассажиров ноги, и кондукторская рука подчас бывает в серой вязаной митенке. 2. Дребезжит фургон с ящиками на крыше, в ящиках изумрудно поблескивают ровные ряды пустых бутылок, собранных по кабакам. 3. Только тогда хриплым утренним лаем залился дряхлый пес, – и хлынула рябь по яркой глади дождевой лужи; от легкого ветра колыхнулась пунцовая герань на балконах, проснулись два-три окна. 4. Когда дверь с тяжелым рыданием раскрылась и пахнуло каким-то особенным, не зимним холодком из гулких железных сеней, Слепцов взял из рук сторожа лампу и вошел в дом один. Паркетные полы тревожно затрещали под его шагами. 5. Но как ни старался Симпсон, как ни прыгал, ему ничего не удавалось: он чувствовал, что расползается по швам, что робость мешает ему метко бить и что в руке он держит не орудие игры, тонко и вдумчиво составленное из янтарных звонких жил, натянутых на прекрасно вычисленную оправу, а неуклюжее сухое полено, от которого мяч отмигивает с болезненным треском. 6. И особенно восхитительно было последнее приобретение полковника, портрет женщины работы Лучиано, проданный Магором за очень пышную цену. 7. Перед домом, где я живу, лежит вдоль панели огромная черная труба, и на аршин подальше – другая, а там – третья, четвертая: железные кишки улиц, еще праздные, еще не спущенные в земляные глубины, под асфальт.
Задание 15. Прочитайте текст. Определите, к какой форме речи – письменной или устной – он относится. Аргументируйте свой ответ. Выполните задания, данные после текста.
А. П. ЧЕХОВ О ВНИМАНИИ К УСТНОЙ РЕЧИ. ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА (Чехов А. П. Хорошая новость / Соч. 1893. Т. 8. С. 499–501.)
В Московском университете с конца прошлого года преподается студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим, или же говорим вяло, беззвучно, тускло «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ – десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект…
У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, у которых по существу их профессии дóлжно предполагать
ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются
«говорильными», потому что в них по обязанности службы долго и много говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто. В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не слыхать. На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. Ходит анекдот про некоего капитана, который будто бы, когда его товарища опускали в могилу, собирался прочесть длинную речь, но выговорил «будь здоров!», крякнул – и больше ничего не сказал. Нечто подобное рассказывают про почтенного В. В. Стасова, который несколько лет назад в Клубе художников, желая прочесть лекцию, пять минут изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстакаде, помялся, да с тем и ушел, не сказав ни одного слова. А сколько анекдотов можно было бы рассказать про адвокатов, вызывавших своим косноязычием смех даже у подсудимого, про жрецов науки, которые изводили своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полнейшее отвращение.
Мы люди бесстрастные, скучные; в наших жилах давно уже запеклась кровь от скуки. Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова, или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания, – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. В этом отношении почин Московского университета является серьезным шагом вперед.
Задания к тексту
1. В чем проявляется, на ваш взгляд, «разговорность» текста и каков характер этой разговорности?
2. Укажите приемы красноречия и приемы ораторского мастерства (аргументации).
3. Какие средства убедительности и воздействия имеются в тексте?
4. Почему автор не отождествляет ораторское искусство и риторику?
5. Найдите в тексте языковые структуры, относящиеся к разным функциональным стиля. Как вы думаете, с какой целью А. П. Чехов использует разностилевые средства языка?
Задание 16. Прочитайте стихотворения, написанные студентами. Какие выразительные средства языка используют авторы и с какой целью?
I Пошел однажды с другом я в кино – и все. И свет померк, и вот оно: Пришло то чувство вдруг ко мне, которое буяет в мартовском коте.
Мне свет не мил, одну тебя лишь вижу на экране.
И в этом колдовском тумане меня вдруг чуть Кондратий не хватил.
И чуть живой домой я прилетел, весь вечер на плакат смотрел. С него она игриво улыбалась, да только в руки не давалась. А как хотелось быть мне рядом с ней! Кормить из ложечки детей! И тут подумал: брак?! О нет!!! Она – звезда, а я – студент!
А на прощанье так скажу, друзья:
Чем разных звезд американских нам любить,
Так лучше сказки на ночь почитать
И – спать!!! (А. Юдицкий)
II Имеют право человеки быть знаменитыми иль нет? И звезды в мире, и калеки составят жизненный сюжет. В кино обычно нет ненастья, нет места горестям, беде. Они наденут маски… Счастье? Но счастья нет практически нигде…
Любить ты можешь Че Гевару (прими фантазию мою). Мечтать вы сможете напару, но брак вам светит лишь в раю. Как людям тяжко расставаться! Прощание – не есть табу. Но если любишь притворяться – тебе аукнется в аду! (С. Короза)
Задание 17. Прочитайте текст. По данному образцу составьте текст-рекомендацию с фразеологизмами, у которых в качестве ключевых являются слова голова, ухо, глаза.
НОСАРИЯ, ИЛИ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫРАЖЕНИЯМИ О НОСЕ
Во фразеологическом словаре русского языка можно найти более тридцати выражений со словом НОС. Но, чтобы умело пользоваться этими выражениями, следует запомнить следующие правила:
Если вы повесили нос (то есть огорчились), то зарубите себе на носу и хоть кровь из носу, выполняйте правило первое: выше нос!
Если кто-то сует свой нос в ваши дела и пытается водить вас за нос, и даже оставить с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре!» и он поймет, что вам это не нравится, и сразу перестанет крутить носом и задирать нос. Если же он и носом не поведет, суньте ему под нос настоящие Правила.
Только тот, кто не видит дальше своего носа, может держать нос по ветру (то есть изменять своим принципам). Пользы ему от этого будет с гулькин нос, а все порядочные люди будут воротить нос от такого человека. Ваш нос – это ваша гордость. Не позволяйте ему полоскаться по ветру.
Не стоит клевать носом, лежать, уткнувши нос в подушку, и не казать носа на улицу. Действуйте! А если кто-то скажет, что у вас нос не дорос, постарайтесь доказать: вы можете утереть нос любому. Но только так, чтобы комар носа не подточил.
Итак, у вас на носу новый день. Проживите его по этим Правилам, и тогда у вас всегда будет нос в табаке. Другими словами, наступит полная носарúя.
Задание 18. Найдите в текстах, составленных студентами, фразеологизмы и определите адекватность их содержания ситуации употребления.
1. Посмотрите правде в глаза и согласитесь с тем, что в течение семестра необходимо работать в поте лица, чтобы на экзамене не кусать себе локти, не разводить руками и не ломать себе голову. Да, пожалуйста, не воротите носа от сделанного предложения, а ухватитесь за него обеими руками.
2. Как известно, языки подаются у нас не только как второе блюдо, но и в роли средства коммуникации. Такие языки – «говорящие», но в силу принадлежности к различным типам людей (со своими особенностями поведения, мышления и этикета) они сами оказываются «пестрыми», так сказать, индивидуальными. При этом некоторые из них так и выпячивают свое негативное «я», что неприятно для языков интеллигентных, «чистых». Поэтому стоит все-таки их воспитать, «построить». А так как все они разные, следует нам их дифференцировать, чтобы найти управу для каждого.
Самые яркие правонарушители из них – злые, острые, длинные, бумажные, пустые, цифирные, эзоповские. Так, длинные языки – языки без костей; они так свербят, так зудят и чешутся, что нам приходится не только уши закрывать, но и убегать от них. Пора бы им давно к гортани прилипнуть или отсохнуть. Мой совет в этом случае – придержать язык, помолчать. Злые языки вообще стоит завалить за щеку, чтоб совсем отнялись. Бумажный язык следует оживить, облагородить и эстетизировать, придать ему экспрессивно-эмоциональную окраску, «сделать его с язычком».
Пустой язык лучше бы не ворочался, он и так плохо подвешен. А лучше его, в конце концов, повесить. Цифирные и эзоповы языки следует упростить, сделать доходчивыми и понятными, многоликими и цветистыми.
И если нам все это учесть, то в жизни людей, наверняка, не будет вавилонского столпотворения, и все индивидуальные языки облагородятся и будут вести себя достойно, с поднятой головой.
3. Прошлые поколения почему-то считают молодежь бельмом на глазу.
Постоянно говорят, что у нас нос не дорос, что мы живем без царя в голове, сидим на шее у родителей, пытаются выбить дурь из наших голов. Все их порицания настолько многочисленны, что не укладываются в голове. От всего этого лезут мозги набекрень и можно потерять голову или вообще протянуть ноги, но приходится брать себя в руки и терпеть. Вот только интересно, будем ли мы также вправлять мозги своим потомкам, когда станем на свои ноги. Может, конфронтация поколений – это закономерность неизменная, и, хоть кол на голове теши, согласия между ними не будет. И все-таки молодое поколение не должно вешать нос, а должно пошевелить мозгами и даже лечь костьми, но не допустить продолжения этой чудовищной закономерности.
Задание 19. Прочитайте речи, составленные студентами и определите их функционально-смысловой тип (описание, повествование, рассуждение). Проанализируйте их с точки зрения использования выразительных средств языка. Какая речь вам понравилась больше и почему?
Осень бывает разная: школьная, осень любви, осень жизни. Я же хочу рассказать о поре года.
Природа осенью увядает, готовится ко сну. По небу ползают тяжелые, мрачные тучи. Они несут проливные дожди. На улице становится сыро и грязно. В такую погоду даже не хочется выходить из дому. На меня находит сонливость и тоска.
Но осенью бывает и хорошая пора – бабье лето. Ласковое осеннее солнышко согревает нас остатками своего тепла. Оно весело играет среди облаков, словно хочет сказать: «Любуйтесь мною, возможно, это последний раз вы видите меня этой осенью». Солнце ласкает уже багряную листву и высохшую, но все же еще кое-где зеленеющую травку. В такой день и настроение у меня становится солнечным. Появляется какая-то непонятная радость, жизнелюбие.
Эльдар Рязанов в стихах говорит: «У природы нет плохой погоды». Не знаю, может и так, но на мое настроение погода влияет.
«Осенняя пора, очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса…»
* * *
Если вы меня спросите, какая есть связь между порой года и состоянием моей души, я отвечу: очень сильная. Когда на улице стоит весна, то и в моей душе все просыпается, зеленеет, поет, расцветает и улыбается. Когда за окошком млеет лето, то и моя душа греется, нежится, загорает, наслаждается, смеется и смотрит на звезды. Если пришла осень и с ней холодный ветер и бесконечный дождь, моя душа плачет, мокнет, кутается в теплый плед, тоскует и улетает на юг. Когда же наступает царство снега и мороза, моя душа замерзает и засыпает.
Если вы меня спросите, какая есть связь между порой года и состоянием моей души, я отвечу: никакой! Потому что единственное, что имеет значение, – это любовь. А у нее, как известно, свои часы и месяцы, свой календарь, пятый и самый могущественный сезон, жаркий и холодный одновременно, приходящий без предупреждения и устанавливающий свои правила. И если я люблю и любима, то в моей душе живет весна, независимо от того, какую погоду обещали на завтра.
И дождь, и холод мне не страшен, И будет мне тепло тогда. Совсем-совсем станет неважно: Зима ли, осень иль весна. Дождю и снегу дверь закрою, И холод в душу не пущу. И жарко будет мне с тобою! Любви я время посвящу!
* * *
Какое ваше любимое время года? Осень? Вы шутите. Как же так: сотни, тысячи людей всю зиму ждут лета, готовы пойти на все, чтобы ускорить процесс и с головой окунуться в теплое море, а вы говорите – осень. Объясните.
Дело в цвете, в ассоциациях, в умении приметить то, чего не замечают другие. Можно идти в январе по заснеженным улицам, уткнувшись носом в воротник и обмотавшись шарфом, вдыхать морозный воздух и ощущать хруст снега под ногами, приводящего вас в восторг. Но как только вы переступите порог своего дома, то забудете и про снег, и про хруст, и будете радоваться уюту родного очага.
Можно слушать первых птиц на заре апреля и наблюдать за набухшими почками яблонь и акаций, с радостью сбрасывать тяжелую зимнюю одежду. Но за этим наслаждением стоит всего лишь желание побыстрее дождаться лета, которое уже дышит своими теплыми легкими.
Ну и что же. Вот оно. Оно за окном. Вы дорабатываете свои последние рабочие дни и строите планы на отпуск. Кругом много зелени: цветы, деревья, кустарники – большие, маленькие, кучерявые, округло-пышные, и все зеленовато-матовой или салатовой окраски. Это сумасшедшее лето кружит вам голову.
Отпуск, наконец-то. Уйма времени, можно столько всего сделать-переделать. Первая неделя – блеск. Но не успеет она закончиться, как что-то станет давить на вас изнутри. Те самые дни, которые вы ждали столько времени, моментально угасают у вас на глазах. Последняя неделя проходит в истерике, и вы, покоренный судьбой, возвращаетесь домой с ненавистной обязанностью начать новый рабочий год.
Вот здесь-то все и начинается. Сентябрь. Вы попадаете под его влияние. Он король человеческой души, волшебник и чародей, и только ему подвластно растворять депрессию, из плохого делать хорошее и наоборот, выворачивать все наизнанку, успокаивать людские сердца.
Как вы думаете, какого он цвета? Он вобрал в себя все оттенки картин Пикассо и Рубенса, помноженные на пять, а то и на десять тысяч раз. Вам тяжело пускаться в дорогу, но это только кажется – вы ведь отдохнули, обдумали все свои жизненно-необходимые дела, и со свежей, ничем не задурманенной головой
принимаетесь за новую жизнь. Вернее, это сентябрь делает из вас нечто, способное творить и совершать грандиозные поступки. Сентябрь запускает вас в трехмесячное плавание под названием «осень».
Октябрь возьмет эстафету и своим первым колким морозом к разбушевавшемуся порыву добавит еще этакой злости и упорства. И не только вам, а и всем, кто рядом: пожилой женщине с черной сумкой, детворе с букетом разноцветных листьев, студентке-первокурснице, опаздывающей на лекцию, угрюмому дворнику, закурившему сигарету, а также многим людям в Нью-Йорке, Барселоне и Праге, попавшим в осенний круговорот.
И только когда весь город застынет, окаменеет в морозной дымке ноября, люди начнут просыпаться и скажут: «Нам приснилась осень».
Но пока еще сентябрь. Тело дышит, душа поет. Вы пинаете багровые листья каштанов. Парки, сады – все горит: ярко-красное, бордовое, желто-перламутровое, серо-зеленое и золотое. Даже резкие капли дождя не заставляют вас остановиться и задуматься: куда же я иду? Капли со стуком отскакивают от скрипучих ботинок, и уже не так обидно получить удар зонтиком, на это можно только улыбнуться и идти дальше. Идти творить и любить, пока не опал последний кленовый лист. Время ведь еще есть. Вперед, друзья!
Задание 20. Прочитайте текст. Определите, какими языковыми средствами создается ирония и сарказм?
13-Й (САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ) СЪЕЗД ОЛИГАРХОВ
Неизгладимое впечатление произвели аплодисменты, переходящие в
бурную овацию, которыми приветствовали президента В. Путина делегаты 13-го
съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В
едином порыве и с чувством глубокого удовлетворения капитаны
промышленности и прорабы реформ выслушали слова глубокоуважаемого руководителя государства о том, что поворота в прошлое не будет.
Кто бы мог подумать, что крупнейшие наши предприниматели способны на такое бурное выражение чувств? И совсем немного понадобилось для этого: всего лишь устроить показательную разборку с одним членом уважаемого собрания, напомнив остальным старую русскую поговорку: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». А потом сказать: не волнуйтесь, это к вам пока не относится.
На самом деле, конечно, атмосфера всеобщего одобрения создавалась сознательно. Руководству РСПП нужно было любой ценой затащить президента страны на этот съезд. Во-первых, чтобы показать членам «клуба олигархов», каким влиянием пользуется глава РСПП А. Вольский. Его авторитет покачнулся после отказа В. Путина встречаться с предпринимателями по делу «ЮКОСа». Во-вторых, бизнес-сообществу было важно показать прокурорским работникам, что президент страны предпринимателей просто так в обиду не даст. Наконец, нужно было продемонстрировать президенту лояльность предпринимателей, а то, не дай бог, заподозрит в оппозиционности накануне президентских выборов…
Все сложилось: сюзерен приехал, принял присягу на верность, ответил обещанием бесплатной приватизации земли под уже приватизированными предприятиями. Предприниматели счастливы! Они были бы довольны уже одним тем, что их не сажают, а тут такая щедрость!.
Задание 21. Газета «Комсомольская правда» объявила о новом молодежном проекте «Делай. Себя. Сам» с девизом «Все пойдет по твоему сценарию!» Как называется такая стилистическая фигура? Уместно или не уместно ее использование в этой ситуации? Как бы вы сформулировали данный проект?
Задание 22. Прочитайте отрывок из книги В. Набокова «Возвращение Чорба». Вместо точек вставьте слова, которые ассоциативно связаны с подчеркнутыми словами. Проверьте свои ассоциации с авторскими по ключу, данному после текста.
Было тихо, как бывает тихо только в погожий, … день. Слепцов, высоко подняв ногу, свернул с тропы и, оставляя за собой в снегу …ямы , пробрался между стволов удивительно … деревьев к тому месту, где парк обрывался к реке. Далеко внизу, на … глади, у проруби, горели вырезанные льды, а на том берегу, над снежными крышами изб, поднимались тихо и прямо … струи дыма. Слепцов снял каракулевый колпак, прислонился к стволу. Где-то очень далеко кололи дрова – каждый удар звонко отпрыгивал в небо, – а над … крышами придавленных изб, за легким … туманом деревьев, слепо сиял церковный крест.
Ключ: морозный, синие, светлых, белой, розоватые, белыми, серебряным.
Задание 23. Прочитайте отрывок и сформулируйте его основную мысль.
Мне думается, что в этом смысл писательского творчества: изображать обыкновенные вещи так, как они отразятся в ласковых зеркалах будущих времен, находить в них ту благоуханную нежность, которую почуют только наши потомки в те далекие дни, когда всякая мелочь нашего обихода станет сама по себе прекрасной и праздничной – в те дни, когда человек, надевший самый простенький сегодняшний пиджачок, будет уже наряжен для изысканного маскарада (В. Набоков).
Задание 24. Передайте содержание следующих стихотворений с помощью соответствующей интонации. Совпадает ли их речевая выразительность?
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БЛАГОДАРНОСТЬ»
За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне, За все. Чем я обманут в жизни был… Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.
Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. «РЕКВИЕМ» (отрывок)
Помните! Через века,
через года – помните! О тех, кто уже не придет
никогда, – помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой
секундой, каждым
дыханьем будьте достойны!.. …Во все времена
бессмертной Земли
помните! К мерцающим звездам
ведя корабли – о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!
Но о тех,
кто уже не придет никогда, – заклинаю – помните!
Задание 25. Прочитайте тексты, составленные слушателями курсов «Речевая коммуникация». Расставьте синтагмы, обозначающие паузы, и выделите в синтагмах ключевые слова, на которые падает логическое ударение. Определите стиль текстов. Проанализируйте тексты с точки зрения коммуникативных качеств речи.
ВРЕМЯ ГОДА И СОСТОЯНИЕ ДУШИ
I
Как замечательно, что у нас есть четыре совершенно разных времени года, с которыми мы связываем определенные состояния своей души. Зима – это величественное царство безмолвия и тишины. Ее бескрайние снежные поля властвуют над миром. И такие же белые, бесцветные облака закрывают от нас пространство. Тотальный деспотизм холода, сковывающего движения и сгибающего фигуры людей своей тяжестью. Злобный мороз, сокрушающий улыбки на лицах и смех. Ощущение гнетущей могучей силы, подавляющей жизнь…
И вдруг мы слышим: «Новый год! Ура! Ура!» Что же это?
А это надежда на лучшее будущее, это вечная сила любви к жизни, это вера в собственные силы и успех.
Появляются пушистые снежинки, совсем маленькие, но живые, искрящиеся в лучах солнышка. Заливистый смех детей, играющих в снежки. Снеговики и их снежные бабы. Санки, лед, снежные горки. Невероятная скорость на спуске. Какая бодрость и задор! Румяные щеки, раскрасневшиеся лица.
Постепенно угнетающий холодный мрак начинает терять свою власть: вот солнышко выглянуло – и заискрились вокруг снежинки. Выбежали дети – и смех расковал безмолвие. Зима (как театр борьбы, борьбы жизни со смертью) – это воля к жизни, это суровая проверка на прочность характера.
Весна – это цветение души, цветение природы. Это и чарующий аромат свежего ветерка, и завораживающая бархатная зелень травы. Земля окрашивается изумрудом. Реки и ручейки игриво сверкают в лучах ласкающего солнца. А звуки? Как незабываемо поют птицы по весне! Да вы просто вслушайтесь в звучание самого слова «весна». Ве-е-с-на-а-а! Такое легкое, теплое, такое радостное.
Весна, как возрождение жизни, несет новые планы и идеи, новые встречи и знакомства. Весна легка и стремительна. Она поет нам: «Смотрите! Жизнь проста и прекрасна! Но спешите жить! Иначе вы рискуете пропустить всю ее прелесть!»
Лето. Чудесная пора. Особенно для ленивых. Мысли только об отпуске и выходных. Желание думать, а тем более работать, полностью пропадает: хочется позагорать, поплавать в теплой, расслабляющей речке и снова полежать на жарком песке, неторопливо посидеть с удочкой, сонно наблюдая за поплавком, съесть сладкую клубнику и пощелкать крепких черешен, погулять по лесу, наслаждаясь пением ветра и птиц, поискать «веселые» грибы, насобирать душистой земляники. О, сколько развлечений, не требующих особых усилий! Сколько приятных впечатлений!
Но к хорошему быстро привыкаешь. После сладостного лета приходит осень. Природа издает прощальный возглас и одаривает своими последними богатствами. Деревья сверкают в золотых, багряных одеждах, солнце по крупицам отдает свое уже холодеющее тепло.
Момент наслаждения кратковременен. А дальше что? А дальше серость, грусть и тоска, приходящие вместе с нудными дождями. И мысли, мысли…
Что делал? Как прожил?
И что ты в жизни смастерил?
А жил со смыслом или без?
И есть ли хоть какой прогресс?
Гулял, кутил и развлекался!
Нести добро хоть отвлекался?
Ведь, может, где-то преуспел
И сотворил прекрасных дел? –
Так голос совести звенит
По осени, когда забвенье
Уносит в бездны монолит
Простой души моей цветенье. Такова она – осень. Вопрошающая. Как учитель, как на экзамене по курсу «собственной жизни».
Как замечательно, что у нас есть четыре совершенно разных времени года – зима, весна, лето и осень.
II
Осень… Какая разная она бывает! Теплая, золотая, дождливая, туманная… Эту пору года можно описывать как хочешь, но только осенью человеку присуще особенное, ни с чем не сравнимое настроение.
За окном сентябрь. Еще зеленые листья напоминают нам об ушедшем лете, тепле и ярком солнце. Скоро придет череда дождей, которая смоет последние зеленые краски. Деревья наденут золотые и оранжевые наряды, освещая промокшие улицы каким-то особенным осенним светом. Запоздалые птицы, мелкими стаями спешащие на юг, будут сеять своими прощальными песнями какую-то необъяснимую приятную грусть. Ведь именно осенью мы больше всего задумываемся о серьезных и важных делах, о прожитых днях, о своих и чужих поступках. Порой мы просто уходим в себя, отдаваясь воспоминаниям, навеянным печальной красотой увядающей природы. И почему-то сразу вспоминается пушкинская строка: «Унылая пора, очей очарованье…».
Ноябрь… Деревья «разделись» полностью, приготовившись к наступающей зиме. В светлом, выцветшем за лето небе, тускло светит солнце. Но оно уже не так радует, как раньше. С каждым днем вечер приходит все раньше, небо становится все тяжелее… Уже наступили первые морозы, сковав землю невидимыми оковами. Хочется больше сидеть дома, свернувшись калачиком под теплым пледом, и мечтать о будущей весне. Кажется, что весь воздух пропитан какой-то неспешной дремой.
И вдруг все резко меняется. Утром ты просыпаешься оттого, что на улице становится как-то не по-осеннему светло и чисто. Подходишь к окну и видишь: на земле блестит, переливается, горит белым пламенем первый снег! Настроение меняется, силы прибавляются. Тебя не пугает даже холод. Просто наступает новый период осени. Она уже не та, пропитанная холодными дождями и пронизанная огненными ветрами. Как будто все начинается с нового, чистого листа. Проходит месяц. Дороги уже давно заметены снегом и покрыты коркой льда, а в воздухе витает ощущение наступающего праздника. И хочется жить, работать, готовиться к Новому году и Рождеству. Куда-то уходят тоска и грусть, а душа полна ощущением чего-то волшебного и доброго, что обязательно должно совершиться, как в настоящей зимней сказке. А осень уходит в прошлое, становясь очередным печальным воспоминанием.
III
А вы любите осень так, как люблю ее я?! Точнее, ее первую половину? У природы тоже есть своя золотая середина – между удушливым летом и капризной зимой. Как будто устанавливается равновесие максимальных жизненных сил человека и буйства красок природы. Полная гармония!
Что вы чувствуете, когда вдыхаете сентябрьский воздух? Я – силу! Силу жить, дыша всей грудью. Ласковое солнце днем, еще теплые ночи, легкая паутина, приятно шуршащие под ногами листья, воздух, насквозь пропитанный запахом грибов… – все становится как-то ощутимее, заметнее. Включаются и работают на полную мощь все чувства. Но при этом срабатывает подсознание, что вот-вот все исчезнет, и, боясь потерять возможность обладать этим, хочется впитать в себя все и сразу.
Чувствую силу любви, которая непременно каждую осень какой-то новой волной настигает меня, лениво лежащую на берегу моря жизни. Не весна – любовь. А осень? Природа не стесняется показать себя во всей красе. Она сама знает, что уснет под снегом до весны, и надевает все самое лучшее.
С чем же это можно сравнить? С карнавалом! И я живу осенью по-настоящему, наслаждаясь этим праздником жизни. И даже когда подует холодный ветерок, напомнив, что это все скоро закончится, а за ним прилетит более холодный и установит новые правила, – меня это не пугает. Если человек успел впитать весь сок щедрого лета и осени, то его обязательно хватит на всю ненастную осень и долгую зиму – пору воплощения в жизнь идей, родившихся в ворохе разноцветья листвы. И долго еще не поблекнут эти краски в сердце человека, открытого прекрасному…
Заканчивается весна, которая всегда как-то застает врасплох. Организм за зиму уже слегка поизносился. А природа своим пробуждением утверждает, что жизнь продолжается. Скоро лето – значит, не за горами осень. Так что встретимся на карнавале!

Задание 26. Известно, что выразительные средства уместны в любой речи, в том числе и судебной. Они должны помочь усилить звучание аргумента, выразить важную, с точки зрения оратора, мысль.
Прочитайте рассказ А. Чехова «Случай из судебной практики».
Обратите внимание на использование героем рассказа риторических приемов. Как вы думаете, почему адвокат не добился поставленной цели – защитить подсудимого?
Подсудимый Шельмецов обвинялся в краже со взломом, мошенничестве и проживании по чужому паспорту. Защищал его «знаменитейший и популярнейший адвокат. Этого адвоката знает весь свет. Чудные его речи цитируются, фамилия его произносится с благоговением… Когда товарищ прокурор сумел доказать, что Шельмецов виновен и не заслуживает снисхождения, когда он уяснил, убедил и сказал: «Я кончил», – поднялся защитник. Все навострили уши. Воцарилась тишина. Адвокат заговорил, и … пошли плясать нервы N…ской публики! Он вытянул свою смугловатую шею, склонил на бок голову, засверкал глазами, поднял вверх руку, и неизъяснимая сладость полилась в напряженные уши. Язык его заиграл на нервах, как на балалайке… После первых же двух-трех фраз его кто-то из публики громко ахнул, и вынесли из зала заседаний какую-то даму. Через три минуты председатель вынужден был потянуться к звонку и трижды позвонить. Судебный пристав с красным носиком завертелся на своем стуле и стал угрожающе посматривать на увлеченную публику. Все зрачки расширились, лица побледнели от страстного ожидания последующих фраз, они вытянулись… А что делалось с сердцами?!
– Мы – люди, господа присяжные заседатели! – сказал между прочим защитник. – Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал
шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена была лишена горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны… Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им их отца! Их здесь нет, но вы можете себе их представить. (Пауза). Заключение… Гм… Его посадили рядом с ворами и убийцами… Его! (Пауза). Надо только представить себе его нравственные муки в этом заключении, вдали от жены и детей, чтобы… Да что говорить?!
В публике послышались всхлипывания…Заплакала какая-то девушка с большой брошкой на груди. Вслед за ней захныкала соседка ее, старушонка.
Защитник говорил и говорил… Факты он миновал, а напирал больше на психологию.
Знать его душу – значит знать особый, отдельный мир, полный движений. Я изучил этот мир … Изучая его, я, признаюсь, впервые изучил человека. Я понял человека… Каждое движение его души говорит за то, что в своем клиенте я имею честь видеть идеального человека…
Судебный пристав перестал глядеть угрожающе и полез в карман за платком. Вынесли из залы еще двух дам. Председатель оставил в покое звонок и надел очки, чтобы не заметили слезинки, навернувшейся в его правом глазу. Все полезли за платками. Прокурор, этот камень, этот лед, бесчувственнейший из организмов, беспокойно завертелся на кресле, покраснел и стал глядеть под стол… Слезы засверкали сквозь его очки. «Было б мне отказаться от обвинения! – подумал он. – Ведь этакое фиаско потерпеть! А?»
Взгляните на его глаза! – продолжал защитник (подбородок его дрожал, голос дрожал, и сквозь глаза глядела страдающая душа). Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под этой грубой, уродливой грудью бьется далеко не преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?!
Тут не вынес сам подсудимый. Пришла и его пора заплакать. Он замигал глазами, заплакал и беспокойно задвигался …
Виноват! – заговорил он, перебивая защитника. – Виноват! Сознаю свою вину! Украл и мошенства строил! Окаянный я человек! Деньги я из сундука взял, а шубу краденную велел свояченице спрятать… Каюсь! Во всем виноват!
И подсудимый рассказал, как было дело. Его осудили».
Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.