Чистота и доступность речи
Просвещение школьников - Курсы для школьников

Задание 1. Прочитайте названия заметок и предложения, выписанные из газет, и найдите в них слова и выражения, противоречащие чистоте речи. Оправдано ли такое употребление в средствах массовой информации?
1. Нормальные парни не косят от армии (призыв 2004 г.). 2. Как Волчков накостылял Сафину (о победе теннисиста). 3. Как слезть с нефтяной иглы? 4. Над пропастью во лжи. 5. У россиян душа ширше, чем у белорусов. 6. Генералы разделись до трусов (о соревновании по плаванию). 7. Упал. Отжался, заврался… 8. Швейцарцев интересует, не занимался ли БАБ [Борис Абрамович Березовский] в их стране «отмыванием» денег. Если уголовное дело против БАБа будет возбуждено, то статус политического беженца в Англии ему не поможет. 9. В Иркутской области сперли 80 метров рельсов, из-за чего едва не потерпел катастрофу состав со взрывчаткой. Выяснилось, что рельсы стащили местные жители.


Задание 2. Л. Успенский считает, что жаргон «иссушает, загрязняет и вульгаризирует устную речь, он заглушает живую мысль, подлинное языковое творчество, лишает речь индивидуального своеобразия». Проанализируйте следующие высказывания с точки зрения чистоты речи.
1. Сегодня за баранкой Вадим Овсянкин, а рядом чайник Дмитрий Шунин. 2. Вы устали от своих предков? 3. Адвокаты темнят и не дают комментариев. 4. Это зрелище не для слабаков. 5. Парней она кадрит лихо. Постарайся казаться ей крутой добычей. 6. Это просто дармовая рабсила. 7. Я думал, что слабó, но, к счастью, ошибся. Полный улёт. 8. В общем, «сделали» нашу сборную. 9. Эта песня очень клёвая. 10. Возьмём хотя бы раскрученную песню. 11. В магазине есть все: от лампочки до навороченной электроники. 12. Облом вышел. 13. Это элитарная музыка, это не попса. 14. А легко «пробить» идею?
Задание 3. Прочитайте отрывок из эссе Т. Толстой «Долбанем крутую попсу!». С какой целью употребляет автор жаргонные слова?
А вот читаю в «Неделе» интервью с гендиректором (а как же!) Российского телевидения. «Вроде она уже проходит по рангу крутой передачи», «вроде бы они все крутые», «смотрю по видушнику фильмы. Какие-то крутые там фильмы». Или: «…наберет силы и долбанет так, что..», «многие хотят, чтобы мы не очень долбали коммунистов», «Старик, ну что ж вы столько долбаете коммунистов…», «я могу долбать передачу», «а он долбал и ругал». О «Независимой газете»: «что, она очень лихая? Нет. И по верстке она достаточно ―кирпичовая
‖ …Она долбает и тех, и тех…». Хочется, набравшись христианского смирения и положив дружескую руку на плечо гендиректора – нет, не круто долбануть, а тихо, проникновенно прошептать с нехорошей консервативной улыбкой: «Толя! Зайчик! Товарищ! Верь: есть в нашем языке синонимы. Си-но-ни-мы! Да уж лучше матом, Толя, чем так-то!..»
Но нет, не внемлет и чувствует так же, как и говорит: «Сколько ни вбивали мы в голову классическую музыку, хорошую, высокую – не идет она с экрана. Вот попса – да». «Сегодня выросло поколение, которому даже знания лучше вбивать через телевизор…»
Ну естественно, голубчик гендиректор. Если вбивать высокую музыку, зуботычинами расширять кругозор, поркой учить искусству акварели и рукоприкладством затрагивать тайные струны души, а также выражать все эти мысли с помощью полутора слов, то следующему поколению вбивать знания будет просто некуда.
Опять-таки скажут: че ты на него тянешь? Че тянешь? Нормальный парень. Крутые передачи крутит. Че ты его долбаешь? Не знаю… Под руку попался. Когда «не слышишь сладкой музыки материнского языка», говоря словами поэта, то как-то, знаете, обостряется эта, как ее… чувствительность. <…> Поэтому прошу прощения у Анатолия Григорьевича, – за использование его имени и цитирование его интервью в таких печальных языковых обстоятельствах. Расстроил. Огорчил. Напомнил. Прибил душу к земле.
Парень, извини, парень. Толян, прости. Понял? Все нормально, Толян. Нормально, понял? Усек разницу?
Задание 4. К лексическим ошибкам, нарушающим чистоту, ясность и доступность речи, относятся тавтология (от греч. tauto – то же самое и logos – слово) и так называемый ложный лаконизм, то есть неполнота, неточность высказывания, которая может быть охарактеризована как речевая небрежность. Очень хорошо сказал о такой речи Лев Успенский: «... при такой манере изъясняться человеческая речь постепенно превращается во что-то простое, как мычание». Проанализируйте следующие высказывания и устраните допущенные в них ошибки.
1. Вот такой вот итог нашего круга вопросов. 2. Как тут на самом деле обстоит дело? 3. Представлялся он народному воображению в виде образа. 4. Он в частности заявил любопытное заявление. 5. Возраст собравшихся уменьшился по меньшей мере вдвое. 6. При ближайшем рассмотрении просматривается кризис. 7. Это как бы моя точка зрения. 8. Мне, так сказать, вообще тяжело ответить на этот вопрос. 9. Это, понимаете ли, наиболее тяжелый случай в нашей практике.
Задание 5. Определите, в чем проявляется нарушение ясности и доступности речи.
1. Директор справедливо отвечал на вопросы журналистов. 2. Давайте осмотрим небольшой сюжет по этому вопросу. 3. Атмосфера вокруг этого спектакля в своем большинстве дружелюбная. 4. Всегда пытались рассеять опасения размахом протестного движения. 5. Ему легче поменять привычное амплуа. 6. Это самый удачливый гол. 7. У нас очень много вопросов, мы стопроцентно на них не ответим. 8. Обсуждение человека обернулось в разговор. 9. Он (политик) сумел обнародовать свою речь. 10. Вы могли увидеть эту музыку. 11. Это было в начале семидесятых лет. 12. Президент объявил о планах своего правительства. 13. Надо ясно, четко себе понимать, что… 14. К сожалению, от разработки до внедрения проходит очень большой путь. 15. Особенно хотелось бы подчеркнуть мне это выступление молодежной команды. 16. Анализ тех процессов, которые начинают проистекать в сельском хозяйстве… 17. Он переживал, страдал и делал все что от него возможное. 18. А мы являемся оптимистами в успешном исходе. 19. Затем эти организации слились в какой-то степени и организовались вокруг «Совета».
Задание 6. Прочитайте предложения. В чем причина «затемнения» смысла?
1. Я, может быть, ошибаюсь, вы уточните меня. Так много известных людей кончило этот университет. 2. Я внимаю вашему разуму. 3. Не надо в таком сложном процессе доверяться на мнение помощника. 4. Сергей Иванович, у вас хорошие человеческие качества, не сгорайте их в думском горниле. 5. Жизнь в республике становится в свое обычное русло. 6. Что вам больше всего симпатизировало в Захаревич. 7. Мы поддерживаем те кандидатуры, которые вами озвучены. 8. Мы надеялись получить ответ на эти опасности. 9. Я понимаю, что даже самых выспренных благих намерений недостаточно. 10. Эта проблема посетила нас в прошлом году (о возгораниях троллейбусных проводов). 11. Кто из знаков зодиака может повлиять на эту импульсную натуру (натуру овна)? 12. Сегодня пойдет в парадных коробках весь цвет белорусской армии.
Задание 7. Объясните, какими языковыми средствами пользуется автор для достижения комического эффекта.
Любит лесной хозяин полакомиться многокостянковыми и покрытосеменными... А как задует сиверко, как распотешится лихое ненастье – резко замедляется общий метаболизм у топтыгина, снижается тонус желудочно-кишечного тракта при сопутствующем нарастании липидной прослойки. Да не страшен минусовой диапазон Михайло Иванычу: хоть куда волосяной покров, да и эпидермис знатный... (Т. Толстая).
Задание 8. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов.
1. «А если, на случай, – чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Ф. Достоевский). 2. – Мужу нравится только одна твоя «материальная красота», а нам ты вся нравишься, – за что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (А. Чехов). 3. «Это кто ж там такой вышедши?» – Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина! И оратор первейший» (М. Зощенко). 4. Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию… (Н. Тэффи). 5. Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые цветки по степи, травка молодая, кобылки пасутся, солнышко пригревает, – одним словом, полный тебе ажиотаж! (М. Шолохов).
Задание 9. Найдите и устраните слова-паразиты и другие речевые ошибки.
1. Каждый из глаголов закреплен, значит, за каким-нибудь, ну, видом. Но многие глаголы не имеют, ну, видовых пар. Ну, в общем, это, значит, одновидовые глаголы. 2. Что мы видим, что когда Чичиков приехал, чем он сразу заинтересовался? 3. Значит, первый старославянизм, такой самый яркий, это брег.
4. Старославянский язык потом, со временем, значит, он постепенно, ну это, исчезает, а древнерусский язык, это развивается. 5. Произношение не является постоянным, оно меняется, ну, на протяжении истории языка.
6. Фразеологические единства – это такие, допустим, выражения, ну, допустим, как смотать удочки, плыть по течению и другие.
Задание 10. В следующих предложениях выделите немотивированно использованные высокие слова и устаревшие канцеляризмы.
1. Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы. 2. Тот факт, что в «Динамо» плохо пестуют смену, еще раз красноречиво доказал проходивший в январе на Медео чемпионат. 3. После двух туров впереди шествует российский шахматист. 4. Остаются втуне вопросы применения комплекса удобрений на мелиорируемых землях. 5. Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства. 6. Госналогслужба тщетно пытается воспрепятствовать сокращению внебюджетного фонда. 7. Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым являются мотоциклы и коляски к ним. 8. В заключение своего выступления Алексей Иванович провозгласил: «У нас еще есть недостатки …». 9. Полагаю, что новые веяния в гимнастике грядут и что они пойдут на пользу этому прекрасному виду спорта. 10. Надо постоянно напоминать устами мастеров и профсоюзных активистов, что нарушители трудовой дисциплины лишаются премий, льготных путевок.

Задание 11. Прочитайте текст. Найдите канцеляризмы. Изложите текст в нейтральном стиле.
Как допускается порча хорошего настроения.
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятий. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила тот момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причём как в ходе своего
выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований
различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и
колхозников.
После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Вот так у нас порой ещё допускается порча хорошего настроения, а также аппетита («Литературная газета»).

Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.