Точность и логичность речи
Просвещение школьников - Курсы для школьников

Задание 1. Прокомментируйте следующие высказывания.
1. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, – писал знаменитый Цицерон, – потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина»
2. О необходимости следить за точностью выражения своих мыслей говорил Л.Н. Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».


Задание 2. Определите стилистическую функцию многозначности
слова дорога в приведенном ниже стихотворении
В. Остен. ДОРОГА
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами...
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Стоящим у звезд на погоре,
Мы просто и буднично скажем:
―До встречи! Счастливой дороги!


Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
3адание 3. От следующих названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города / местности».
Образец: Москва (москвич),
1. Псков (пскович), Харьков (харьковчанин), Камчатка (камчадал), Палех (палешанин), Старая Русса (староруссец), Тамбов (тамбовец).
2. Архангельск (архангелогородец), Одесса (одессит), Кострома (костромич), Киев (киевлянин), Пинск (пинчук), Курск (курянин).
3. Баку (бакинец), Пермь (пермяк), Рим (римлянин), Минск (минчанин), Франция (француз), Холм (холмич).
4. Уфа (уфимец), Крым (крымчак), Омск (омич), Полесье (полещук), Тула (туляк), Устюг (устюжанин).
Задание 4. Установите, какими экспрессивными качествами обладают приведенные ниже группы слов, чем определяется различие в экспрессивной окраске каждого из синонимов.
Сообщать, возвещать, доводить до сведения, выкладывать; вкушать, есть, уплетать, принимать (пишу); глаза, зеницы, очи, зенки, глазенки; уста, губы, губки; ланиты, щеки, щечки; книга, книжечка, фолиант, книжонка; послание, письмо, письмецо; зачинатель, инициатор, зачинщик, запевала.
Задание 5. Составьте предложения с приведенными ниже синоними
ческими предлогами. Дайте функционально-стилистическую
характеристику предлогов.
1. Ввиду – вследствие – в силу – в связи с – по причине – благодаря – в результате. 2. О – про – насчет – относительно. 3. С помощью – при помощи. 4. В меру – по мере. 5. По отношению – в отношении. 6. С целью – в целях. 7. Между – меж. 8. Через – сквозь. 9. В – на. 10. По – после. 11. По – о (при глаголах скучать, тосковать). 12. По — за (при существительных грибы, ягоды). 13. За – над (при существительных наблюдение, контроль). 14. В – за (при словосочетании последнее время).
Задание 6. В каждом предложении слово мало замените подходящим по смыслу и сфере употребления синонимом–фразеологизмом (избегайте повторений).
Воды в нашей речке стало мало. Молока у нас осталось мало. Словарей в доме мало. Этой еды ему мало. В начале января дни прибавляются мало. Из-за непогоды сена насушили мало. Жителей в деревне нынче мало. Отец зарабатывал мало.
Задание 7. Укажите, чем отличаются друг от друга данные слова-синонимы.
Настоящий – натуральный – неподдельный – подлинный – естественный.
Дорогой – ценный.
Обманывать – сочинять – заливать – лгать – врать.
Запрещать – воспрещать.
Крикнуть – зыкнуть – цыкнуть – гаркнуть – рявкнуть.
Мешать – препятствовать.
Конечно – разумеется – безусловно – бесспорно.
Свидетельство – подтверждение – доказательство.
Отговорка – предлог – увертка – лукавство.
Анализ – разбор – рассмотрение.
Главный – основной – центральный – первый.
Давать – предоставлять.
Задание 8. Подберите синонимы к данным ниже словам. Составьте предложения со словами синонимического ряда.
Множество, дефект, осторожность, защитник, преимущество, победить, близкий, безграничный, будущий, доказательство, жизнь, истратить, постоянный, предвидеть, приобретать, судьба, неизвестный, длительный, перевес, конфликт.
Задание 9. Расположите синонимы-прилагательные в порядке усиления признака.
а) Жгучий, горячий, палящий, знойный, жаркий, обжигающий.
б) Кровожадный, жестокий, бесчеловечный, бессердечный, безжалостный,
лютый, свирепый, беспощадный.
в) Скупой, ненасытный, скаредный, прижимистый, жадный, алчный.
г) Вежливый, тактичный, обходительный, учтивый, деликатный,
корректный, благовоспитанный.
Ответы: а) горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий);
б) безжалостный, бессердечный, жестокий, бесчеловечный, свирепый,
лютый, беспощадный, кровожадный);
в) прижимистый, скаредный, жадный, скупой, ненасытный, алчный);
г) вежливый, корректный, деликатный, обходительный,
благовоспитанный, тактичный, учтивый).
Задание 10. В отрывке из рассказа М. Зощенко найдите синонимы. Определите стилистическую окраску слов, образующих синонимический ряд.
РАССКАЗ О ТОМ, КАК ЧЕМОДАН УКРАЛИ
Недалеко от Жмеринки у одного гражданина свистнули, или, как говорится, «увели» чемодан.
Дело было, конечно, в скором поезде.
И это прямо надо было удивляться, каким образом у него взяли этот чемоданчик.
Главное, пострадавший попался, как нарочно, в высшей степени осторожный и благоразумный гражданин.
У таких, обыкновенно, даже ничего не воруют. То есть не то чтобы он сам у других пользовался. Нет, он честный. Но только он осторожный.
Он, например, своего чемодана из рук весь день не выпускал. Он, кажется, даже с ним посещал уборную. Хотя это ему, как говорится, было не так легко.
А в ночное время он, может быть, лежал на нем ухом. Он, так сказать, для чуткости слуха и чтоб не унесли во время процесса сна, ложился на него головой. И как-то там на нем спал — не знаю.
И он даже для верности не приподнимал головы с этой своей вещи. А если ему нужно было перевернуться на другой бок, то он как-то со всем этим предметом вращался.
Нет, он в высшей степени чутко и осторожно относился к этому своему багажу.
И вдруг это у него свистнули. Вот так номер!
А еще, тем более, его предупредили перед сном. Ему кто-то там сказал, когда он ложился:
— Вы, говорит, будьте добры, осторожней тут ездите.
— А что?—спрашивает.
— На всех,—говорит,—дорогах воровство почти что прекратилось. Но тут, на этом перегоне, еще отчасти бывает, что шалят. И даже бывает, что сапоги с сонных людей снимают, не говоря о багаже, и так далее.
Наш гражданин говорит:
—Меня это не касается. Если речь идет о моем чемодане, то я имею привычку спать на нем довольно чутко. И этот перегон меня не волнует.
И с этими словами он ложится на свою верхнюю полку и под голову закладывает свой чемодан с разными, наверное, ценными домашними вещами.
Значит, ложится он и спокойно засыпает.
И вдруг ночью к нему кто-то подходит в темноте и тихонько начинает сапог с ноги стаскивать.
А наш проезжающий был в русских сапогах. И сразу такой сапог, конечно, не снять благодаря его длинному голенищу. Так что неизвестный только немного сдернул этот сапог с ноги.
Наш гражданин сдержался и думает:
«Подожду, что будет дальше. Интересно. Неужели он желает с меня сапоги снять?»
А в это время неизвестный берет его теперь за другую ногу и снова дергает. Но на этот раз дергает со всей силы.
Вот наш гражданин как вскочит с размаху, как ахнет вора по плечу! А тот как сиганет в сторону! А наш проезжающий как брыкнется с полки за ним! Хочет, главное, бежать, но не может, поскольку у него сапоги наполовину сдернуты. Ноги в голенищах болтаются, как звонки.
Пока то да се. Пока ноги взошли вовнутрь, глядит— вора уж и след простыл. Только слыхать, что он, мошенник, дверкой на площадке хлопнул.
Поднялись крики. Тарарам. Все вскочили.
Наш проезжающий говорит:
— Вот интересный случай. Чуть у меня сапоги с сонного не сняли.
И сам вдруг косо поглядел на свою полку, где должен был стоять его чемодан.
Но его, увы, уже не было.
Ну, конечно, опять крики и опять тарарам
Задание 11. Вычеркните один из смежных синонимов и проследите, как при этом изменится смысл предложения.
1. Чтец в соответствии с замыслом может заострять, обнажать мысль автора. 2. Для изучения явления, законы которого еще не выявлены, мы создаем, конструируем упрощенную модель. 3. Известно, что с помощью умственных действий человек способен предварять, упреждать свои практические действия.
Задание 12. Составьте антонимичные пары:

1) минус а) пессимист
2) начинать б) лживый
3) соглашаться в) кончать
4) искренний г) плюс
5) болтан д) фантазия
6) исчезновение е) появление
7) круто ж) трудолюбивый
8) косвенно з) отказываться
9) главный и) полого
10) ленивый к) безопасно
11) оптимист л) запутать
12) опасно м) молчун
13) распутать н) заключать
14) реальность о) второстепенный
Задание 13. Напишите рассказ по одной из пословиц, употребляя антонимы:
1. Живое слово дороже мертвой буквы.
2. Не отведав горького, не узнаешь сладкого. 4. Корень ученья горек, а плод его сладок.
Задание 14. В стихотворении В. Брюсова «Родной язык» найдите языковые антонимы и антонимы, созданные автором.
Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! Ты дал мечте бездумной крылья, Мечту ты путами обвил. Меня спасал в часы бессилья, И сокрушал избытком сил.
Задание 15. Подберите антонимы к следующим словам:

Богатство – …, брать – …, виноватый, виновный – …, внутренний – …, впускать – …, выигрыш …, давать – …, доверие – …, доказывать – …, запрещать – …, защита – …, защищать – …, избыток – …, излишек – …., истина – …, максимально – …, награда – ..., обвинять – …, обогащать – …, поддерживать – …, покупать – …, поощрять – …, прибыльный – …, тайно – …, увеличивать – …, явный – … .
Задание 16. Составьте с приводимыми ниже словами, где возможно, антонимичные и синонимичные ряды слов, указывая в скобках тематическую группу, к которой они относятся.
Мелкий, полезный, свежий, активный, серьезный, содержательный, справедливый, истина, нравственность, скупость, отчаяние, бездарность, корыстный, малочисленный, обделить, одолжить, открывать, распущенный, фальшивый, явный.
Задание 17. Объясните разницу между приведенными ниже словами.
Войти – взойти, деловой – деловитый, усвоить – освоить, неизмеримый – несоизмеримый, эффектный – эффективный, искусный – искусственный, главный – заглавный, командированный – командировочный, абонемент – абонент, будний – будничный, виноватый – виновный – повинный, военный – воинский, выжидать – ждать, выплата – оплата – плата, выплатить – заплатить – оплатить, гарантийный – гарантированный, гостиная – гостиница, гуманизм – гуманность, дареный – даровой – дарственный, двухгодичный – двухгодовалый, динамика – динамичность, доверие – доверительность – доверчивость, единичный – единственный – единый, жилищный – жилой, жуликоватый – жульнический, заверение – заверка, защитительный – защитный, исполнительный – исполнительский, личностный – личный, неисправимый – непоправимый, обсудить – осудить, откровение – откровенность, планирование – планировка, правдивый – правильный, скрытный – скрытый, снискать – сыскать, факт – фактор, судный – судебный, сопровождать – препровождать.
Задание 18. Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к данным прилагательным.
Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).
Генеральный, генеральский (сражение, чин, план, директор, уборка квартиры,
погоны). Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм).
Защитительный, защитный (речь, панцирь, приспособление, аргумент,
насаждение). Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль). Ледовый, ледяной (голос, покров, крыша, взгляд).
Задание 19. Определите значение приводимых ниже слов-паронимов. Составьте с ними словосочетания.
Водный – водяной, встать – стать, годичный – годовалый – годовой, деловитый – деловой – дельный, единичный – единственный – единый, жилищный – жилой, поступок – проступок, провести – произвести, скрытый – скрытный, статичный – статический, гуманизм – гуманность, гуманистический – гуманный, глубинный – глубокий, желанный – желательный, оплаченный – уплаченный, помета – пометка, приемник – приемник, субъективный – субъективистский, статус – статут, короткий – краткий, мелкий – мелочный.
Задание 20. К данным словам подберите паронимы и укажите различие в их значении.
Безответный, динамичный, дипломатичный, журнальный, значимый, искусный, криминальный, натуральный, педагогичный, психологический, упростить, усвоить, усложнить.
Задание 21. Объясните значение приводимых ниже слов иноязычного происхождения. Подберите к ним синонимы, исконно русские по происхождению.
Авторитет, аннулировать, апелляция, адекватный, аморальный, бюрократ, дефицит, директива, имитировать, импорт, изолировать, идеология, изолятор, кодекс, конфиденциальный, комментарий, конфликт, индустрия, критерий, аннотация, ликвидировать, доминировать, практика, привилегия, каталог, ситуация, санкционировать, экспорт, фрагмент, энтузиазм.
Задание 22. Выделите в стихотворении Я. Козловского заимствованную лексику и проследите ее стилистическое использование.
И среди своих законных
Слов, в отечестве рожденных,
Есть под властью Словаря
Много слов иноплеменных,
Издалёка завезенных
Через горы и моря.
Так почти что все слова,
Те, что пишут с буквы «А», -
Из числа иноплеменных
Словарем усыновленных.
А из Франции … Привет!
К нам пожаловал балет
И театр, и актрисы,
Декорации, кулисы,
Дирижер и режиссер,
Костюмер и билетер,
Персонаж, танцор, сюжет,
Бис! Антракт … Фойе … Буфет …
Если б я открыл тетрадь,
Начал в ней перечислять
Те французские слова,
Что стоустая молва
Занесла к нам пользы ради,
Не хватило бы тетради.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришел.
Вслед за ним пришел хоккей,
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд.
Чемпион, тайм – аут, спорт.
И явился, например,
К нам от немцев офицер.
С офицером в свой черед
К нам приехал бутерброд.
На конях неодиноко
Прикатил ямщик с Востока,
Был он в красном кушаке
И сидел на облучке.
Он привез с собой башмак,
Он привез с собой армяк
И чулки, и шаровары,
И словечко «тары - бары».
Издалека завезенных
Через горы и моря
Много слов иноплеменных,
С давних лет усыновленных,
Есть под властью словаря.
Задание 23. Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами. Объясните их значение.
Дать, идти, встать, взять, выйти, держать.
(Дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару;
Идти в гору, идти в ногу (с кем-нибудь), идти вразрез, идти своей дорогой; встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги;
Взять себя в руки, взять верх (над кем-нибудь), взять быка за рога, взять за горло, взять в оборот (кого-нибудь);
Выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя;
Держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).
Задание 24. Подберите фразеологизмы-синонимы.
Ад кромешный (вавилонское столпотворение, содом и Гоморра, мамаево побоище, сумасшедший дом), бить баклуши (валять дурака, лодыря гонять, лежать на боку, сидеть сложа руки, плевать в потолок, считать ворон, мух ловить, груши околачивать, собак гонять, голубей гонять, продавать глаза, пень колотить да день проводить), на краю света (у черта на куличках, бог знает где, за тридевять земель, куда ворон костей не заносил, за морями за долами; за семью холмами, за семью реками)
Задание 25. Приведите не менее трех фразеологизмов к каждому из данных лексических значений.
1. Попасть в неприятное, затруднительное положение (попасть впросак, сесть в калошу, попасть в переплет).2. Быть на неправильном пути (катиться по наклонной плоскости, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного). 3. Идти по легкому пути (плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторённой дорожке). 4. Бездельничать (бить баклуши, гонять лодыря, играть в бирюльки). 5. Впасть в уныние, расстроиться (повесить нос, опустить крылья, распустить нюни). 6. Люди, похожие один на другого (одного поля ягода, два сапога пара, из одного текста сделаны). 7. Разоблачить (вывести на чистую воду, сорвать маску, раскрыть чьи-либо карты). 8. Обмануть, ввести в заблуждение (втирать очки, кривить душой, пускать пыль в глаза). 9. Поднимать вокруг чего-либо шум (кричать на всех перекрёстках, трубить в трубы, трезвонить во все колокола).
Задание 26. Определите стилистическую маркированность
приведенных ниже фразеологических оборотов.
1. Держи карман шире, железная дорога, иметь место, марионеточное правительство, море по колено, рукой подать, ума не приложу;
2. Валять дурака, задать баню, кот наплакал, с ножом к горлу (пристать), типун (бы) на язык, умыть руки;
3. Ломать голову, попасть впросак, тертый калач, тяжелый на подъем, уши вянут, фиктивный капитал;
4. Губа не дура, нелегкая дернула, положа руку на сердце, прямой угол, средь бела дня, с одной стороны … с другой стороны;
5. В ус не дуть, головной убор, делать из мухи слона, единовременное пособие, грецкий орех, дать стрекача, переливать из пустого в порожнее, шевелить мозгами;
6. Загребать жар чужими руками, командировочное удостоверение, первая ласточка, попасться на удочку, семь пятниц на неделе, ходить на задних лапках, час от часу.
Задание 27. Прочитайте фразеологизмы со словами язык. Объясните их значение и определите стилистическую окраску.
Говорить на разных языках, находить общий язык, русским языком говорить (спрашивать), что-либо вертится на языке у кого-либо, что-либо не сходит с языка у кого-либо, что-либо сорвалось у кого-либо с языка, язык не повернулся сказать, у кого-либо развязался язык, у кого-либо язык хорошо (неплохо) подвешен, у кого длинный язык, у кого острый язык или кто-либо острый (остер) на язык, злые языки, держать язык за зубами, придержать язык, прикусить язык, что на уме, то и на языке, язык без костей у кого-либо.
Задание 28. Подберите русские синонимы к иностранным словам.
Амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.
Задание 29. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» заведующий старкомхозом Гаврилин, выступая на митинге по случаю открытия старгородского трамвая, говорит, что трамвай пущен «благодаря всех рабочих... а еще... благодаря честного советского специалиста, главного инженера Треухова». Найдите в его речи ошибку, связанную с нормами управления. Поставьте словосочетания, данные в скобках, в нужную падежную форму.
1. Больше времени уделять (чтение книг). 2. Включиться (строительство дороги). 3. Вопреки (противопожарные действия). 4. Восхищаться (благородный поступок). 5. Гордиться (свои ученики). 6. Грустить (школьные друзья). 7. Избежать (серьезная опасность). 8. Исходить из (это предположение). 9) Обращать внимание (физическая подготовка). 10) Озабоченность (положение дел
в стране). 11. Оплатить (проезд). 12. Остановиться (разные стороны проблемы).
13. Отчитаться (израсходование полученных средств). 14. Побудило (решительные действия). 15. Подчеркнуть (необходимость созыва собрания). 16. По истечении (десять дней). 17. Согласно (действующая инструкция). 18. Уверенность (наша победа). 19. Удостоить (беглый взгляд). 20. Факт (грубое нарушение правил).
Задание 30. «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»,– записал в жалобной книге один из чеховских героев. Какую грамматическую ошибку он допустил? Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
1. День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения. 2. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 3. Продолжая традиции Радищева, Пушкиным была создана ода «Вольность». 4. Борясь за свое счастье, Савелий был отправлен на каторгу. 5. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 6. Выйдя на улицу, ему стало холодно. 7. Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои. 8. Окончив учебный год, перед выпускниками встала проблема устройства на работу. 9. Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье. 10. Медленно и четко произнося слова, правило легче заучивается наизусть.
Задание 31. Исправьте ошибки, вызванные незнанием лексического значения слов.
1. Литература играет большую эстетическую функцию. 2. Желание сделать рекорд заставило его много тренироваться. 3. Мы можем отчетливо представить себе ситуацию, происходящую тогда в Киевской Руси. 4. Создавая комедию «Горе от ума», А. Грибоедов пытался передать жизнь, которая господствовала в то время. 5. Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию. 6. Героем рассказа А. Чехова «Ионыч» является образ Старцева. 7. Обратимся к дружбе Онегина и Ленского, которой в романе также выделено место. 8. Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор. 9. В голове у него метнулась мысль о побеге. 10. В стихах С. Есенина особую роль имеют сравнения.
Задание 32. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим.
1. На конгрессе присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями стран-участниц. 2. Премирован… 4 картины из 70, поступивших на конкурс. 3. Женщина-врач решительным шагом направил…сь в операционную. 4. Большинство высказал…сь за предложение спикера парламента. 5. Ряд сотрудников нашего института направлен… в Гомель, часть
командиру…тся в Россию. 6. На суд жюри представлен… сто фильмов –
игровых, документальных, телевизионных, учебных, мультипликационных. 7.
Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм.
8. Много возможностей поразить ворота соперников остал…сь
неиспользованным… 9. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная. 10. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты. 11. Я с моими сыновьями уед… раньше, а затем ты с девочками отправляй… 12. «Короли и капуста» О. Генри пользу…тся спросом. 13. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 14. Мать и дочь долго не могл… уснуть от волнения.
Задание 33. Прочитайте отрывок из письма А. Кафинькина (сочиненного Ф. Раневской). С какой целью автор допускает речевые и грамматические ошибки?
«Татьяна! Привет с Парижа. Я нахожусь в преддверии для наблюдений над явлениями. Конечно, город на уровне, плохого не скажу, но и хорошего мало... Как вы знаете с газет, была в Париже «Неделя марксистской мысли». Я всю неделю делился мыслями с другими нашими советскими. Сейчас начинаю изучать все по-ихнему, для обмена опытом... Наша комиссия, где я работаю над проблемами, уже пришла к выводу. По слухам, следующая командировка намечается в Австралию, так что по приезде с Парижа придется углубиться в изучение австралийского языка... Теперь моя специальность – «наше будущее». Скоро увидите мое фотографие за круглым столом прогнозистов-оптимистов».
Задание 34. Установите, какие ошибки допущены говорящими. Исправьте их.
1. В тексте приведены цитаты из латинского языка, для того, чтобы усилить восприимчивость информации. 2. Автор сам в своей статье начинает перечислять различные предметы, но и в то же время говорит о том, что утомляют бесконечные перечисления. 3. Цитаты лучше не употреблять. Необходимо мыслить самому, чем повторять чужие слова. 4. Избегание ненужных красивостей – важное условие доступности текста. 5. Не говорю про то, что предание гласности ряда конфиденциальных бесед журналистки, мягко говоря, неэтично. 6. Если тебе от 16 до 25 лет, ты активен, полон творческих идей, хочешь стать знаменитым, собирай команду 3 – 6 себе подобных человек. 7. Когда вагоновожатый ищет новых путей, вагон сходит с рельсов. 8. Я иду в кино, я – в концерт, я – в казино, а я – на дискотеку. 9. Организм новорожденного на заботы социума отреагировал неадекватно. 10. Духи, одеколоны, туалетные воды – все это сегодня в изобилии в магазине.
Задание 35. Прочитайте отрывки из курсовой работы студентки.
Прокомментируйте их с точки зрения правильности и уместности по отношению к данному стилю.
1. По моему мнению, телевидение и радио – это своеобразное увеличительное стекло. Именно в этом стекле видно, как за последнее время границы литературного языка размылись и продолжают это делать. 2. В прошлой курсовой работе я немного упомянула о речи ведущих, но это было очень-очень мало. Поэтому я надеюсь получить не только новые знания по этой проблеме, но и доставить себе удовольствие, побыв в роли исследователя. 3. Прежде, чем говорить о культуре и правильности речи, нужно разобраться, что же такое язык. 4. Ведущие должны владеть не простым языком, а литературным. 5. Очень хорошо тема моей работы разбирается в московском журнале «Журналистика и культура русской речи». Хочу отметить, что именно в этом сборнике можно найти последние новости о том, как рассматривается и решается проблема культуры речи. 6. Древние грамматики различали два вида ошибок: варваризмы (лексические и морфологические ошибки, т. е. ошибки в употреблении слов и их форм) и солецизмы (нарушение правил синтаксиса, т. е. ошибки в сочетании слов и предложений). 7. В языке есть разные лексические слои, уметь пользоваться этими разными слоями и стилями нужно учиться.
Задание 36. Определите, соответствуют ли данные высказывания требованию точности речи. Отметьте случаи неполноты высказываний и многословия. Предложите приемлемые для полного стиля речи варианты выражения мыслей.
1. Павел Петрович с первого знакомства чувствует сильную антипатию. 2. Автор, приводя конкретные аргументы, факты и оценку, правильно доносит до нас все критерии проблем. 3. Чичиков выработал в себе безошибочно определять сильные и слабые стороны людей. 4. Роман сыграл огромную роль в формировании нравственного облика. 5. По примерам можно отследить эпоху и особенности того времени. 6. Несколько раз на заседаниях приходилось слушать о наркомании. 7. Система почтовой связи у нас сейчас, на мой взгляд, достаточно эффективна, просто она достаточно разветвлённа (Из телепередачи «Времена»). 8. Суффикс — чик служит для образования профессий. 9. Обратите ... ещё раз на доску. 10. Я полюбила и привыкла к ребятам. 11. Отношение, если не скажу, что совсем другое, то мне кажется, что мои такие впечатления первые... правильные, как всегда бывает, отношение нормальное, деловое, спокойное (В. Черномырдин). 12. Считаю то, что американизмы вредны. 13. В подготовке к урокам я старалась как можно больше приготовить дидактического материала. 14. Мы приветствуем всех инвесторов, которые вкладывают в реконструкцию и строительство новых объектов.
Задание 37. Разложите сложную мысль на несколько простых, заменив данные сложные предложения простыми, не нарушая логики высказывания.
Какие средства связи отдельных предложений в одно смысловое целое вы используете?
1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали (И. Тургенев). 2. На задаваемые вопросы он объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя (В. Арсеньев). 3. В это мгновение она увидела высоко над водой белую чайку; её, вероятно, вспугнули, и она летала молча, неровным полётом, будто высматривая место, где бы можно было опуститься (И. Тургенев). 4. Таким образом, противник сам для себя создаёт обстановку, в которой, если мы без колебания будем решительны и смелы, он сам подставит нам для разгрома свои головные силы (Л. Толстой).
Задание 38. На основе данных простых предложений составьте сложные предложения, используя различные средства связи частей (служебные слова, вводные слова, конструкции и др.).
1. Алёша внутренне стыдился этих похвал. Ему совестно было. Его ставили в пример товарищам. Он вовсе этого не заслуживал. 2. Вскоре пансион наполнился. Не было уже места для новых пансионеров. Учитель с учительницей начали думать, что нужно нанять дом попросторнее. Они жили в этом доме. (На основе произведений А. Погорельского). 3. Счастлив младенец. Нежное ушко его ласкают колыбельные песни. В них материнская любовь, нежность и ласковость родного слова. Целая симфония звуков, красок и чувств. Значение колыбельных для младенца трудно переоценить. Они и поныне являются истинным средством убаюкивания ребенка. Они создают неповторимую атмосферу уюта и покоя. 4. Грибоедов хорошо знал московское общество. Он долго жил в Москве. Представителей московского общества он изобразил в своей комедии - Горе от ума. Эта комедия была закончена в 1823 году. 5. Лермонтов в детстве побывал на Кавказе. Он дважды ссылался на Кавказ. Лермонтов полюбил Кавказ. 6. Евгений Онегин воспитывался иностранцами. Он получил неглубокое образование. Это образование не дало ему полезных для практической деятельности знаний. Жизнь в столичном высшем свете отдалила его от народа.
Задание 39. Прочитайте текст. Определите в нём а) основное положение (тезис), б) доказательства выдвинутого тезиса, аргументы, в) вывод.
Языковой материал собирается и систематизируется в различного рода словарях. Все словари можно разделить на две группы: энциклопедические и лингвистические.
Энциклопедические словари являются научными справочными пособиями, содержащими сведения из различных областей знания. В них даны сведения о явлениях природы и общественной жизни, о выдающихся общественных деятелях, разъясняются различные научные и технические термины и т.д.
Словарные статьи обычно иллюстрируются. Следовательно, в энциклопедиях объясняются не слова, а предметы, лица, явления и понятия, обозначаемые теми или иными словами.
В лингвистических (языковых) словарях основное внимание уделено словам; в них объясняются с разных точек зрения сами слова. Лингвистические словари в свою очередь делятся на двуязычные (переводные), например, англорусский, русско-английский, русско-немецкий и т.п., и одноязычные, вся информация в которых даётся на одном языке. В зависимости от целей и задач одноязычные словари делятся на несколько категорий: толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, этимологические словари, словообразовательные, фразеологические, грамматические, орфоэпические, орфографические и другие.
Таким образом, словари содержат огромную информацию и являются первыми помощниками и друзьями в учении, в жизни.
Задание 40. Продолжите текст, развивая мысль в заданном направлении.
1. Все люди хотят быть счастливыми. Много я слышал споров о счастье. Одни говорили: «Сила, здоровье — в них всё счастье». Другие не соглашались: «Богато жить, всё иметь — вот что такое счастье!». «Дело свое в жизни хорошо знать — значит счастливым быть», — утверждали многие. А иные добавляли: «Главное для счастья — это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть»…
Задание 41. Составьте текст из данных предложений, представленных в неупорядоченном, «рассыпанном», состоянии, расположив их в порядке последовательного развития мысли.
А 1. Точная, буквальная копия того или иного произведения поэзии — самый неточный изо всех переводов. 2. Переводчик должен свободно владеть языком, с которого он переводит. 3. Поэтому переводчик должен знать прекрасно и свой родной язык, иначе лошадь у него всегда будет только лошадью, а не конём, жеребцом, рысаком, вороным или скакуном. 4. Нельзя забывать: буквальный перевод никогда не может быть переводом художественным. 5. Переводя, нужно помнить ещё о том, что особым законам подчиняется перевод пословиц и поговорок. 6. Только по-настоящему большие поэты могут работать по подстрочникам. 7. Ведь звукопись, звуки слов в стихах очень сильно воздействуют на читателя. 8. Здесь нужен переводчику хороший эстетический вкус, он должен обладать чувством ритма.
Б 1. Почти невозможно запомнить какой-нибудь текст, если во время чтения голова занята посторонними мыслями. 2. Когда на память начинают жаловаться учащиеся, люди молодые, невольно возникает вопрос: а интересует ли их изучаемый материал? 3. И наоборот, когда какое-либо сообщение, факт или
цифра произвели впечатление, взволновали, обрадовали или огорчили, они врезаются в память иногда на всю жизнь. 4. К тому же, если был пробел в знаниях, значительно труднее выучить новый материал, находящийся в логической связи с тем, что пропущено. 5. Скучные, неинтересные сведения, как правило, запоминаются с трудом. 6. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». 7. Итак, старайтесь изучать предмет глубже, и тогда, без сомнения, он вас заинтересует. 8. Материал запоминается гораздо надежнее и прочнее, если в тот же день через какой-то срок посмотреть его еще раз. 9. Приведенные соображения иллюстрируют важную закономерность: нормальная память фиксирует все, что затрагивает чувства человека, а то, что оставляет равнодушным, не запоминается. 10. Тогда, вернувшись к нему перед очередным уроком, вы обнаружите, что многое уже запомнили. 11. Конечно же, память каждого из нас имеет свои особенности. 12. Поэтому одному помогает запомнить те или иные сведения повторение, другому — пересказывание прочитанного, третий лучше воспринимает учебный материал на слух. 13. Задания трудные, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.
Задание 42. Докажите или опровергните истинность следующих мыслей; аргументируйте свою точку зрения.
1. У короткого ума длинный язык (Аристофан). 2. Дружба возможна только между хорошими людьми (Цицерон). 3. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется (Сенека). 4. Красива не красавица, а любимая. 5. Если убивают цвет, процветают бесцветные. 6. Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков. 7. Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. 8. Развитие мышления человека может проходить только в процессе самостоятельной деятельности, а развитие способностей — через самопознание (Сократ). 9. О вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки (Жан-Жак Руссо).
Задание 43. Завершив начатые высказывания, создайте собственные афоризмы.
1. Заслуживает уважения тот, ... 2. Тот, кто духовно совершенствуется, ... 3. Настоящую ценность представляет то,…
Задание 44. Прокомментируйте, какие коммуникативные принципы нарушены в следующих высказываниях?
1. Ярким примером служения родине является героический подвиг милиционера (из телепередачи «Закон и криминал»). 2. Спектакль удался. Мне повезло: я работал с шестьмя сумасшедшими женщинами (из телепередачи «Настроение»). 3. «Если вдруг вас закроют, есть планы, перспективы?» – «Ну, во-первых, мы не знаем, закроют или нет. Следите за афишами» (диалог телеведущего и руководителем джаз-группы). 4. Я в 5 классе очень сострадала от негров. 5. Проблема брачности сегодня одна из острых демографических проблем современного общества. 6. Человек, в конечном счете – примат, обезьяна. Старение – это деградация человека. 7. Речь о разводимости в период патриархата не шла. 8. Я стою твердо на этой почве в вопросах различия мужчины и женщины по социальному положению. 9. До тысячи второй год продолжительность жизни мужчин и женщин резко возрастает. 10. Как это утверждать, что мужчины и женщины – одно существо! 11. Господство женского пола рано или поздно будет установлено.
Задание 45. Составьте синонимические ряды со следующими словами. Употребите приведенные слова в ситуациях.
Образец: опытный – искушенный, умудренный, бывалый, матерый, тертый, стреляный, ученый, наторелый, побывавший в переделках.
Бдительный, банальный, величественный, иллюзорность, знаменитый, вежливо, ласково, пренебрежение, прочный, эффективный, благородный.
Задание 46. Определите оттенки значения и характер стилистической принадлежности слов, объединенных в синонимические ряды. Установите доминирующее слово (нейтральное) в каждом ряду.
1. Изведать, пережить, узнать, попробовать, понюхать, вкусить, набраться, испытать на собственной шкуре. 2. Большой, значительный, изрядный, здоровый, титанический. 3. Высокомерие, гордость, спесь, чванство, фанаберия, гордыня. 4. Радостный, ликующий, торжествующий, светозарный. 5.Мошенник, аферист, авантюрист, прохвост, проходимец, жулик, прощелыга.
Задание 47. В отрывке из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать
стульев» найдите синонимы и определите их стилистическую
принадлежность. Прокомментируйте авторское употребление разностилевых синонимов.
– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.
– Ну, царство небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают, это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, – значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдает…
– То есть как это считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, то в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые
могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
– Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастерá скажут?
– Я – человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут, – и строго добавил:
– Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая.
Задание 48. «Почему вы пишете о том, чего в жизни не видели? Почему у вас пеньюар – это бальное платье?» (И. Ильф и Е. Петров). Ошибки, вызванные употреблением слова в несвойственном ему значении, ведут к неточности речи.
Найдите такие ошибки в следующих предложениях и устраните их.
1. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 2. И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся обогнать паровоз. 3. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. 4. Он попытался сформулировать свое замечание в корректорской форме. 5. Он это хорошо запамятовал. 6. Имеют ли право адмиралы сводить счета друг с другом? 7. Каждый кремлевский клерк в любом сюжете будет высматривать антипрезидентские настроения. 8. Сначала запретили говорить о реальном положении дел в Чечне, потом о реальном положении в армии, затем наложили запрет на информацию о борьбе питерских чекистов и московских чиновников. 9. Это все он, Сергей Кузин. А ранее – обыкновенный парень, который в школе начал собирать музыкальные диски, учился в музыкальной школе, занимался борьбой, армия, вуз. 10. Кошки – это очень яркие личности. 11. Мы много работали над фильмом, но иногда случались барьеры, которые не преодолевались никаким образом.
Задание 49. «Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение...», – пишет чеховский герой «ученому соседу». В приведенных ниже примерах устраните тавтологические ошибки.
1. На примере конкретных примеров показывает своеобразие чеховского пейзажа. 2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагонов. 3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег. 4. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону. 5. На середину вышел его близкий приближенный. 6. Исследуемый вопрос уже был расследован французскими учеными. 7. В образе Базарова изображен типичный представитель революционеров-демократов 60-х годов. 8. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин. 9. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны. 10. В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях. 11. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 12. Впереди лидирует команда наших спортсменов. 13. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 14. На площади он увидел огромную массу народа. 15. Книгу для внеклассного чтения открывают произведения народного фольклора. 16. Художник подарил музею свой автопортрет. 17. Проливной ливень помешал походу. 18. С коллегами по работе он старался поддерживать дружеские отношения.
Задание 50. Запишите словосочетание, выбрав одно из двух слов-паронимов.
Точный (адресат, адресант), (враждебный, вражеский) тыл, (гарантийные,
гарантированные) привилегии, (гармоничный, гармонический) аккорд,
(гуманистический, гуманный) поступок, (деловитый, деловой) разговор,
(доверительный, доверчивый) разговор, (лирическая, лиричная) песня,
(обосновать, основать) компанию, (предоставить, представить) отчет,
(экономный, экономический) хозяин, (эффектная, эффективная) девушка,
(добротный, добрый) характер, (анекдотический, анекдотичный) случай,
(бережное, бережливое) отношение, (будний, будничный) костюм,
(демократичный, демократический) союз, (деловой, дельный) работник, (динамическая, динамичная) теория, (дружеская, дружественная) улыбка, (интеллигентный, интеллигентский) поступок, (органическая, органичная) целостность.
Задание 51. Выберите и составьте из предложенных слов синонимические ряды. Определите в каждом из них доминанту. Установите стилистическую принадлежность слов.
Образец: хороший (нейтр.), клевый (жарг.) – прекрасный (книжн.) – великолепный (книжн.) – замечательный (книжн.) – превосходный (книжн.) – потрясающий (высок.), потрясный (разг.).
Выговор, физиономия, субъект, внушение, взбучка, лик, фигура, элемент, нахлобучка, головомойка, разнос, личность, морда, особа, нагоняй, лицо, рожа, тип, персона, вид, рыло, видимость, проборка, баня, внешность, облик, обличье, наружность, лицо (человек).
Задание 52. Составьте ассоциативные ряды со следующими
прилагательными. Определите, в каких случаях словосочетания из разных рядов могут быть синонимичными.
Образец: великолепный – мастер, портной, сад, характер, дом, квартира, мебель, спортсмен, голос, врач, цвет, профиль (лица), предложение, спортивный зал, специалист, условия, артист, танцор, погода, человек.
Свежий, высокий, круглый, алый, бревенчатый, быстрый, васильковый, жаркий, звериный, грозный, весенний, идеальный, идейный, переходный, родственный, исторический, царский, щекотливый, молодой.
Задание 53. Определите значения слов-паронимов, составив с ними предложения.
Обосновать – основать, парламентарий – парламентер, индейский – индийский, доверительный – доверчивый, исполнительный – исполнительский, логический – логичный, представить – предоставить, демонстративный – демонстрационный, дружеский – дружественный, абонемент – абонент, болотистый – болотный, анекдотический – анекдотичный, адресат – адресант, гуманный – гуманистический, скромный – скоромный, чувственный – чувствительный, эффектный – эффективный.
Задание 54. В приведенных ниже предложениях, взятых из сочинений школьников и абитуриентов, имеются лексические, лексико-фразеологические, грамматические и стилистические ошибки, нарушающие логическое развертывание мысли. Установите их и, где возможно, отредактируйте предложения.
1. Тоска о чем-то ушедшем и непостижимом тенью окружает сердце. 2.Ему удалось заглянуть в дырку пистолета. 3. Афганистан. Это наши ребята, те, кто ходили на дискотеки, снимали девочек, киряли в подъездах. 4. Семен Давыдов приехал в колхоз для пополнения семенного фонда. 5. Зоя Космодемьянская, в трескучий мороз, лежа на снегу, заражает верой своих товарищей. 6. Моя школьная учительница 10 лет стойко учила меня первому слову: «Мама». 7. Он ставит перед собой цель не только личную – жить полноценно, но и другую – быть корыстным людям. 8. Крестьяне прямой наводкой шли в партию. 9. Быки потеряли производительность, и поэтому поднялся бабий бунт. 10. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков. 11. И вот уже родные провожают сыновей и дочерей комсомола в места не столь отдаленные Советского Союза. 12.Ранее неизлечимые болезни становятся доступны моему современнику. 13. Безалаберность Манилова подтверждается тем, что он даром отдает души. 14. То, о чем я хочу написать, нельзя будет назвать обычными высокими словами и фразами. Это будут мои мысли, мои мечты.

Задание 55. Установите нарушение логических связей в следующих предложениях.
1. Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санаторно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом. 2. Коллектив предприятия борется не только за то, чтобы больше выпускать продукции для народного хозяйства страны, но и высокого качества. 3. Комиссия предложила перенять ценный опыт работы отделения другим профсоюзным организациям объединения. 4. Почти каждый пятый студент учится у нас на «хорошо» и «отлично». Казалось бы, кому, как не этим студентам, оказать помощь тем, кто только пришел на студенческую скамью, поделиться личным опытом? 5. Приглашаем на консультацию всемирно известных врачей-офтальмологов клиники Святослава Федорова. 6. Серебряный (кличка лошади) – сын Самоцвета, который ничем не уступает своему знаменитому отцу.
Задание 56. Установите значение следующих словообразовательных элементов.
Ауди (аудитория), библио (библиотека), гуман (гуманист), дром (аэродром), косм (космонавт), прото (прототип), псевдо (псевдоним), терм (термометр), фот (фотография), сан (санаторий), микро (микрометр), моно (монолог), тека (картотека), эпи (эпиграф), баро (барометр), ге(о) (география), пери (периферия), тип (типический), псевдо (псевдоним), лог (геология), теле (телевидение), пре (президиум).
Задание 57. В художественных произведениях часто можно встретить архаизмы. Установите значение следующих устаревших слов, составьте с ними предложения.
Авантажный, алтын, аршин, балаган, бенефис, боливар, ботфорты, бренный, будуар, бурса, вепрь, вертеп, ветрило, вещий, вития, волхв, вотще, вояж, гильдия, гренадер, денница, дилижанс, душегрея, дышло, затрапезный, земство, кабриолет, ланиты, лорнет, мадригал, мезонин, оказия, погост, позор, фижмы, фря, фунт.
Задание 58. Установите смысл следующих высказываний.
1. Мой стакан невелик, но я пью из своего стакана (Альфред де Мюссе). 2. Его стакан невелик, но пьет он из чужого стакана (Жюль Ренар).
Задание 59. Прокомментируйте с точки зрения логики и грамматических норм следующие высказывания.
1. По итогам совещания мы получили соответствующее усиление работ. 2. В воскресенье и праздничные дни баня работает до полного помоя граждан. 3. Слезами девчонки умоятся. 4. Плеяда лабораторных, семинарских занятий, работ останутся в нашей памяти надолго. 5. Новая мебель вдохновляет нас на получение знаний. 6. Гуманное отношение к преподавателям мы пронесем через все годы обучения в институте. 7. Булочки всухомятку, закрытые библиотеки и другие мелочи никоим образом не омрачают нашу жизнь. 8. Я вас (преподавателей) запомню до гробовой доски (положительные эмоции). 9. Я желаю артисту сохранить в себе все те качества, над которыми время не подвластно. 10. Я познакомлю вас с анонсом событий сегодняшнего дня. 11. На факультете проводятся мероприятия. И очень важно, какая нравственная, моральная, этическая линия будет проводиться на факультете. 12. Эти вопросы являются для нас очень и очень важны. 13. Мы обсуждаем занятия аспирантов в товарúщеском кругу. 14. Наша кафедра – здоровая кафедра, и мы будем работать. 15. В процессе реорганизации аудиторного фонда мы хотим выразить большую благодарность ректорату за выделенную краску. 16. К чему приводят результаты данной работы на факультете?

Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.