Правильность речи
Просвещение школьников - Курсы для школьников

Задание 1. Что является основным критерием культуры речи? Прокомментируйте, какие коммуникативные принципы нарушены в следующих высказываниях?
1. Ярким примером служения родине является героический подвиг милиционера (из телепередачи «Закон и криминал»). 2. Спектакль удался. Мне повезло: я работал с шестьмя сумасшедшими женщинами (из телепередачи «Настроение»). 3. «Если вдруг вас закроют, есть планы, перспективы?» – «Ну, во-первых, мы не знаем, закроют или нет. Следите за афишами» (диалог телеведущего и руководителем джаз-группы). 4. Я в 5 классе очень сострадала от негров. 5. Проблема брачности сегодня одна из острых демографических проблем современного общества. 6. Человек, в конечном счете – примат, обезьяна. Старение – это деградация человека. 7. Речь о разводимости в период патриархата не шла. 8. Я стою твердо на этой почве в вопросах различия мужчины и женщины по социальному положению. 9. До тысячи второй год продолжительность жизни мужчин и женщин резко возрастает. 10. Как это утверждать, что мужчины и женщины – одно существо! 11. Господство женского пола рано или поздно будет установлено.

Задание 2. Поставьте ударение в следующих словах. Проверьте себя по словарю.
Средства, яслей, оптовый, приняли, крапива, ровня, трапеза, начавший, безудержный, звонят, ходатайство, банты, красивее, аноним, апостроф, баловать, верба, вероисповедание, втридорога, газированный, газопровод, генезис, глиняный, гравировать, гражданство, давнишний, досуг, договор, еретик, жалюзи, закупорить, запломбировать, заторможенный, исподволь, кашлянуть, кладовая, квартал, кухонный, легкоатлет, намерение, начать, обеспечение, облегчить, одноименный, околесица, перенесенный, принудить, пуловер, рассредоточение, сливовый, созыв, столяр, таможня, торты, углубить, украинец, укупорить, умерший, упрочение, феномен, филистер, христианин, черпать, шасси, шофер, щавель, эксперт.
Задание 3. «Четвертый лишний». Определить, в каком слове ударение падает на другой слог в сравнении со словами цепочки.
1.Некролог, неприязнь, мытарство, духовник. 2. Банты, шарфы, торты, гербы. 3. Углубим, даруем, принудим, преминем. 4. Свекла, сумерничать, убывший, центнер.5. Начать, торта (род. п.), герба (род. п.), щавеля. 6. Цепочка, отрочество, памятуя, шарфы. 7. Ветряная (оспа), броня (на места), звонит, отрочество. 8. Жалюзи, догмат, исполу, кухонный. 9. Жерло, инструмент, колледж, исчерпать. 10. Нефтепровод, арбуз, каталог, ненецкий. 11. Диалог, средствами, недуг, эксперт. 12. Блокировать, премировать, гарантировать, инсценировать.
Задание 4. Произнесите слова, придерживаясь норм современного русского литературного языка. Сформулируйте правила произношения сочетаний согласных.
1. Брызжет, визжать, дрожжи, жужжать, жжёт, разжевать, разжать, разжечь, безжалостный, без жилета, с жилетом, без жира, с жиром, без желания, с желанием, езжу, жужжать, позже, дребезжит. 2. Бесшумный, бесшабашный, из шёлка, из шкафа, без шапки, с шапкой, с шофёром, масштаб, книжка, ложка, низкий, узкий, скользкий, в строю, в парке, в путь, впечатление, девятьсот. 3. Заказчик, извозчик, рассказчик, переписчик, разносчик, счастье, счёт, расчесать, рассчитывать, навязчивый, заносчивый, ни с чем, исчертить. 4. Вокзал, косьба, отдел, просьба, сборник, сдача, с горы, с детства; мягче, нелёгкий. 5. Вестник, сердце, безвозмездно, бездна, здравствуйте, костлявый, чувство, экстремистский, гигантский, детский, благородство, голландский, радостный.
Задание 5. Укажите, какие слова из приведённых ниже можно произносить в соответствии с нормой с [ШН], а какие — с [ЧН] и с [ШН]. О чём свидетельствует наличие произносительных вариантов в современном русском литературном языке?
1. Беспорядочный, булочная, взяточник, горчичники, девичник, Ильинична,
конечно (вводное слово), лоточник, сердечный, скворечник, скучно, яичница,
булавочный, Никитична, лавочник, молочный, подсвечник, прачечная,
пустячный, сливочный, яблочный. 2. Будничный, добавочный, Наталья Кузьминична, двоечник, командировочный, копеечный, спичечный, нарочно, нечто, ничто, чтобы, что-нибудь, не за что, Фоминична.
Задание 6. Какой звук ([о] или [э]) рекомендуется произносить под ударением в следующих словах?
Безнадежный, блеклый, желчь, обнесший, никчемный, планер, поблекший, подсекший, платежеспособный, одновременность, одноименный, местоименный, маневр, белесый, решетчатый, современный, истекший, недоуменный, бытие, опека, острие, отыменный.
Задание 7. Произнесите слова. Разделите их на группы в зависимости от произношения твёрдого или мягкого согласного звука перед буквой Е. Для справок используйте орфоэпические словари русского языка.
1. Адекватный, атеист, бутерброд, декада, дельта, дезинфекция, Дели, демагог, денационализация, детектив, детектор, детерминизм, дефис, диспансер, индексация, интеллект, интервью, кашне, кларнет, компьютер, кредо, крем, лотерея, менеджер, модель, нейрохирургия, отель, претензия, прогресс, продюсер, пюре, рейтинг, реле, свитер, сейм, стратегия, тезис, тембр, темп, тенор, теология, термин, термос, терминал, тоннель, экстерн, эссенция, эффект.
2. Академия, анастезия, бассейн, бизнес, брюнет, бутерброд, деградировать, дезинформация, декан, Декарт, деквалификация, декольте, декор, демобилизация, депо, депрессия, дефект, дефолт, децентрализация, интеграция, кодекс, компресс, конгресс, коррекция, кратер, крейсер, кузен, музей, неореализм, Одесса, пастель, патент, пресса, принтер, рейс, сейф, сессия, тенденция, тендер, терроризм, тест, фанера, фланель, шинель, экспресс, эстет, юриспруденция.
Задание 8. Прочитайте слова. Отметьте особенности произношения следующих форм слов.
Большого, весеннего, нашего, твоего, устного, итого, областного, сегодняшнего.
Веселиться, гордиться, гордится, драться, дуется, здороваться, знакомиться, обниматься, одевается, решиться, смеяться, смотрится, улыбаться, умывается, целоваться.
Задание 9. Исправьте ошибки в следующих словах.
Асматик, беспрецендентный, грейфрут, друшлаг, ездиит, кварплата, компроментировать, комфорка, насмотрщик, ньюанс, обсмеять, полюс (страховой), подскользнуться, протвень, светопредставление, скурпулёзный, юристконсульт.
Задание 10. Прочитайте аббревиатуры, учитывая их буквенное или звуковое произношение.
АТС, АЭС, БДТ, вуз, ГИБДД, ГОМ, ГУВД, РФ, ДТП, ИЧП, МГУ, МХАТ, тюз, США, ФРГ, ФСБ, ЦРУ, ЭВМ.
Задание 11. Понаблюдайте за орфоэпической правильностью своей речи и речи окружающих. Приведите примеры нарушения орфоэпической нормы, обнаруженные вами при этом. Чем обусловлены подобные нарушения?
Задание 12. Поставьте ударение в словах. Распределите слова на три группы: 1) допускающие в современном русском литературном языке только одно ударение, 2) допускающие два равноправных ударения, 3) допускающие два варианта ударения, один из которых имеет стилевую окраску (является разговорным или устаревшим). Для справок используйте орфоэпические словари русского языка.
1. Агент, алфавит, баловать, буржуазия, верба, втридорога, гастрономия, диспансер, дремота, заиндевелый, иконопись, иначе, искра, изобретение, каталог, каучук, комбайнер, красивее, кулинария, ломоть, лоскут, налитый, намерение, нефтепровод, обеспечение, отозвались, поднял, понял, принялись, прорвалась, родился, силос, средство, упрочение, усугубить, ходатайство, чистильщик, шофёр.
2. Аналог, багроветь, безудержно, во-первых, добыча, жалюзи, занялись, звались, знамение, клеить, кремень, корысть, начала, озорничать, отдали, откупорить, оторвались, отчасти, под шкафом, позвонишь, понявший, приговор, приданое, призывник, принудить, приобретение, ракушка, набело, случай, созыв, сорвался, статуя, таможня, танцовщица, уведомить, украинский, хозяева, щавель.
3. Августовский, айвовый, алкоголь, балованный, баржа, бармен, в сети, газопровод, грушевый, двери, деньгами, диспансер, договор, донельзя, досуг, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, звонит, индустрия, казаки, квартал, кета, километр, компас, корысть, кухонный, медикаменты, металлургия, моста, мышление, отперла, рвала, солят, торты, удит, хвоя.
4. Брала, гнала, догнала, дрались, звала, кружится, кулинария, нанялся, напоишь, населим, настороженный, начатый, недопитый, непочатый, новорожденный, облегчить, оптовый, партер, петля, перчить, пиала, подростковый, положить, премируют, пуловер, разлили, ржаветь, сажень, свекла, симметрия, сироты, сливовый, творог, убыстрить, тефтели, углубить, угля, феномен.
Задание 13. Подберите к словам белорусские соответствия, запишите полученные пары слов и обозначьте ударения в русских и белорусских словах:
Арест, босой, начался, валенок, верба, восьмеро, глиняный, дочка, замести, ласковый, знахарь, зерно, изредка, икать, заиндевелый, далее, испеченный, одиннадцать, четырнадцать, каменный, кишка, коклюш, конопля, коршун, крапива, крупа, латать, мизинец, мяукать, обруч, обух, осока, ремень, решето, лопух, кулинария, фартук, удалой, родился, украинец, слабый, ездите, идёте, несёте, берёте.
Задание 14. Прочитайте предложения. Следите за правильным ударением в выделенных словах.
1. Она придет в иную пору, когда он некий перевал преодолел, взошел на гору. И отовсюду виден стал. 2. И желательно ему, чтобы в нынешнюю зиму разговор вести любимый за работою в дому. 3. А печник и рад отчасти, по-хозяйски руку в бок, – ведь при царской прежней власти пофорсить он разве мог? 4. Да журится важно и хмуро, как знающий цену себе. 5. В суровую эту и грозную пору ты сердцем любому стократ дорога. 6. Нарубил дубья Данила добрый на зиму запас. 7. Третью за лето невесту упустил шофер из рук. 8. Вышла за околицу, в лес пошла одна. Ходит Поля по лесу. Полдень. Тишина. 9. Вышел из лесу Данила – мухи белые летят.10 Молодая береза в лесу поднялась и ровна и бела. 11. Та память вынесенных мук жива, притихшая в народе. 12. Колонна красная – бензином полным полна, девчонка с профилем орлиным от голода пьяна. 13. И были так густы и строги хлеба. 14. Весна деревенская не страшна, не шумна. 15. Вперед – погода хороша, какая б ни была! Вперед – дождалася душа того, чего ждала. 16. Матушка! Причем же я-то? Будто что я солгала. Села я. Родная хата будто не мила. 17. Нам, только нам горька она была, ее сынам, печать Земли родимой, земли, что столько горя приняла…18. Гром грянул – началась война …19. В глушь непроходимую, жмурясь, пробралась, липкой паутиною вся обволоклась.. 21. И сколько б горьких не было известий, знай, сила наша грозная жива. 22. Я, как бы ни было, обязан той книжке и карандашу.
Задание 15. Укажите функцию ударения в следующих парах слов. Составьте с каждым из слов в определенном лексическом и / или грамматическом значении словосочетание или предложение.
Полки – полки, полы – полы, хлопок – хлопок, стрелки – стрелки, кружки-кружки, пары – пары, потом – потом, еду – еду, насыпь – насыпь, плачу – плачу, мука – мука, пропасть – пропасть, мою – мою, село – село, верхом – верхом, уже – уже, вести – вести, кругом – кругом, молча – молча, обрезать – обрезать, пища – пища, ходите – ходите, ноги – ноги, за городом – за городом, стены – стены.
Задание 16. Сравните произношение следующих слов и словоформ в белорусском и русском языках:
Инструмент, крапива, осока, ворота, апостроф, мытарство, морковь, верба, одиннадцать, арест, магазин, молодёжь, мастерство, ненависть, руку, голову, за год, рука об руку, на голову, землю, далеко, щавель, бороду, документ, детьми, волосы, некоторые, гору, стену.
Задание 17. Объясните значения слов с разными ударениями. В случаях затруднения используйте толковые словари русского языка.
1. Атлас — атлАс, брОня — бронЯ, вИдение — видЕние, вЯзанка —
вязАнка, Ирис — ирИс, кИрка — киркА, клУбы — клубЫ, крЕдит-кредИт,
лОскут — лоскУт, мокрОта — мокротА, острОта — остротА, по срЕдам — по
средАм, стАрина — старинА, хАос — хаОс.
2. ЗабронировАть — забронИровать, лАвровый — лаврОвый, мОрщить —
морщИть, нАрочный — нарОчный, недвИжимый — недвижИмый, погружЁнный
— погрУженный, склОнен — склонЁн, трУсить — трусИть, харАктерный —
характЕрный, языковОй — языкОвый.
Задание 18. Прочитайте стихотворные отрывки. Определите, какое правило произношения лежит в основе выделенных рифм. Соответствует ли это произношение современной орфоэпической норме? Укажите тенденцию в изменении норм в данных случаях.
Крутя лениво ус задорный,
Молчишь – и ум твой безнадежней, Когда полнее твой бокал! Увы – зачем от жизни прежней Ты разом сердце оторвал!.. (М.Лермонтов)
Колокольчик однозвучный, Крик протяжный ямщика, Зимней степи сумрак скучный, Саван неба, облака! (П.Вяземский)
Но в нем мучительный недуг, Развил тогда могучий дух Его отцов…
(М.Лермонтов)
Ты вспоминаешь стук пиро Но берегися думы черной, – Она черней твоих усов.
(М.Лермонтов)
Бывало, слово: друг явись! И уж Денис с коня слезает, Лишь чашей стукнут – и Денис Как тут – и чашу осушает.
(Д.Давыдов)
Лишь хмель литовских берегов, Немецкой тополью плененный, Через реку меж тростников Переправлялся дерзновенный. (А.Пушкин)

Задание 19. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.
Акушер, атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерстый, дебелый, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, истекший, маневр, планер, поблекнуть, холеный, шлем.
Задание 20. Дайте нормативно-стилистическую характеристику следующих произносительных вариантов:
Озлобленный - озлобленный, новорожденный - новорождённый, нагруженный - нагружённый, осведемленный - осведомлённый, проведенный -проведённый, углубленный - углублённый, разгромленный - разгромлённый, разгруженный - разгружённый, раздробленный - раздроблённый, обделенный -обделённый, напоенный - напоённый, настороженный - насторожённый, одновременный - одновременный, недосоленный - недосоленный, новоиспеченный - новоиспечённый, обыденный - обыдённый, первоочередной - первоочерёдный.

в произношении приведенных ниже слов дайте их нормативно – стилистическую
Задание 21. Укажите допустимые варианты и характеристику.
Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинична, Савична, булочная, молочный, копеечный, порядочный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный.
Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик, счастье, считать, исчерпать, расчистить, бесчеловечный, мужчина, перебежчик.
Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжег, разжирел.
Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, чтобы, ничто, нечто.
Задание 22. Прочитайте данные ниже слова, соблюдая орфоэпические нормы. Переведите слова на белорусский язык. Укажите, совпадает ли произношение согласных в конце русских и соответствующих им белорусских слов.
Семь, восемь, дробь, степь, голубь, сыпь, полынь, пыль, зверь, дичь, печь, снег, берег, луг, Бог.
Задание 23. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов:
Инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать, скурпулёзный, друшлаг, явства.
Задание 24. Укажите, как произносится в приведенных ниже словах согласный перед е. При наличии вариантов дайте их нормативно – стилистическую характеристику.
Образец выполнения задания: анемия [н'э], антитеза [тэ и допустимо т'э], депо [д'э, устаревает дэ].
Аннексия, агрессор, альтернатива, апартеид, атеист, бандероль, бассейн, берет, бизнес, бифштекс, гантели, дебаты, дегенерат, деградация, дезорганизация, декан, деквалификация, демаскировать, демилитаризация, демобилизация, дефект, дефис, дефицит, деформировать, интенсивно, интервал, интервент, кодекс, конденсация, корректный, музей, нетто, Одесса, пионер, пюре, резерв, резервуар, рейс, реквием, реле, сессия, тезис, темп, тенденция, теннис, тире, тоннель, фонема.
Задание 25. Определите тенденцию в развитии нормы произношения согласных перед [е] в иноязычных словах.
Прочитайте правильно слова (произношение [р'] достигается энергичным действием средней части спинки языка, приподнятой к твердому небу, при дрожащем языке):
Пар – парь, жар – жарь, шар – шарь, удар – ударь, хор – хорь, пожар – пожарь, круг – крюк, рад – ряд, рис – рысь, грозы – грёзы, угар – угорь, ров – рёв.
Капризно, крикнули, прицелился, привык, стрижи, прибыл, рифма, багряный, моряк, буря, рябчик, рюш, Брюллов, брюзга, брюква, брюки, рёва, матрёшка, теперь, пекарь, лекарь, тюрьма, зорька, четырьмя, борьба.
Задание 26. В отрывках из письменных работ учащихся и студентов найдите орфографические ошибки, являющиеся следствием орфоэпических ошибок. Объясните и исправьте их.
Павел Власов нашел свое шчастье в борьбе. 2) Снарядов у Гастелло уже не было. И тут он увидел колонну, а в ней были машины с горучим. 3) Легкий ветерок, налетающий с моря, колышет полотнишча флагов. 4) Старый, обширный сад, выходивший за село и пашти пропадавший в поле, казалось, один освежал эту обширную деревню. 5) Изяшная шляпка украшала голову девушки.
Задание 27. Учитывая род существительных, составьте словосочетания «существительное + прилагательное».
1) ... бра, ... кашне, ... простыня, ... толь, ... туфля, ... тюль, ... шампунь, ... шинель; 2) ... кольраби, ... кофе, ... манго, ... повидло; 3) ... алиби, ... бандероль, ... мозоль, ... пенальти, … пари, ... регби, ... табель, ... такси, ... сажень, ... ханты, ...хинди; 4) ... атташе, ... визави, ... инкогнито, ... конферансье, ... маэстро, … протеже, ... ябеда; 5) ... иваси, ... кенгуру, ... лосось, ...пони, ... шимпанзе; 6) ... Баку, ... Бали, ... Дели, ... Килиманджаро, ...Марокко, ... Миссури, ... Сухуми, ... Тбилиси, ... Чили; 7) ... АТС, ... ДЮСШ (спорт.), ... МИД, … РАН, ... НАТО, ... РИА (пресс.), ... СНГ, ... СОЭ (мед.), ... ЮНЕСКО; 8) … крепость-герой, … машина-автомат, … кресло-качалка, … ракета-носитель, … блок-схема.
Задание 28. Употребите данные слова в форме ед.ч., разделите их на группы в зависимости от родовой принадлежности.
Банкноты, босоножки, ботинки, гетры, идиомы, катаракты, клавиши, компоненты, коррективы, кроссовки, манжеты, метаморфозы, перифразы, плацкарты, расценки, рельсы, сандалии, туфли, эполеты.
Задание 29. Образуйте форму Им. п. мн. ч. следующих существительных.
1. Автослесарь, бойлер, боцман, брат, бухгалтер, вензель, возраст, ворох, вымпел, диктор, директор, договор, жемчуг, инженер, инспектор, конвейер, конструктор, корректор, лектор, месяц, округ, пальто, полис, порт, прииск, профессор, редактор, ректор, сестра, табель, торт, тренер, шофер, шрифт, эксперт. 2. Борт, буфер, веер, вексель, вензель, директор, доктор, жёлоб, жернов, катер, кивер, китель, купол, кучер, лемех, невод, окорок, округ, ордер, отпуск, парус, паспорт, погреб, сорт, сторож, тетерев, тополь, цех, шомпол. 3. Бункер, воз, госпиталь, диспетчер, драйвер, инструктор, корректор, короб, комбайнер, крейсер, кузов, обод, пекарь, писарь, приговор, прииск, принтер, плейер, свитер, сектор, слесарь, стог, токарь, том, флигель, флюгер, хутор, штурман, ястреб. 4. Адрес (новосёлов) — адрес (поздравление юбиляру), орден (рыцарский, монашеский) — орден (знак отличия), ток (электрический) — ток (место молотьбы), тон (музыкальный звук) — тон (перелив цвета), хлеб (выпечка) — хлеб (посевы), зуб (у животных и человека) — зуб (у пилы, у бороны), корень (у растений, в математике) — корень (лекарственный), лист (в книге) — лист (на дереве), муж (государственный деятель) — муж (супруг, по отношению к жене), сын (Отечества) — сын (у родителей), колено (сустав) — колено (в песне, танце).
Задание 30. Употребите данные существительные в форме Род. п. мн. ч.
1. Аптекари, башкиры, болгары, бушмены, грузины, казахи, калмыки, коми, лезгины, манси, монголы, осетины, татары, турки, туркмены, тунгусы, узбеки, хакасы, ханты, хорваты, цыгане, якуты. 2. Амперы, вольты, герцы, граммы, гектары, динары, килограммы, километры, манаты, мегабайты, риалы, сантиметры, ярды. 3. Ботинки, ботфорты, боты, бутсы, валенки, гетры, гольфы, кеды, ласты, носки, сапоги, туфли, чулки. 4. Госпитали, конюшни, пекарни, кухни, таможни, деревни, домны, хоромы, оконца, рельсы. 5. Статьи, ведомости, слоги, купоны, места, жирафы, цапли, копны, георгины. 6. Сабли, лампасы, партизаны, плечи, погоны, копья, солдаты, эполеты. 7. Брызги, распри, брОни, нападки, потёмки, узы, свадьбы, жалованья, заморозки, критерии. 8. Абрикосы, апельсины, баклажаны, бананы, вафли, грейпфруты, гренки, макароны, мандарины, помидоры, томаты, торты, яблоки. 9. Блюдца, браслеты, брелоки, скатерти, петли, грабли, клипсы, панталоны, сардины, шпроты, джинсы, зеркала, зеркальца, полотенца, простыни. 10. ГлазкИ (у растений почки), глАзки (уменьшительное от «глаз»), рожкИ (пищевой продукт), рОжки (от «рог»).
Задание 31. Образуйте формы Им. п. мн. ч. и Тв. п. мн. ч. данных существительных.
Блиндаж, блюдо, верблюд, госпиталь, грош, грунт, дверь, досуг, дочь, жезл, змея, клад, кран, крем, ломоть, миндаль, песня, плеть, плот, призыв, профиль, ребёнок, свитер, сеть, средство, стержень, ступня, торт, туфля, флаг, флагман, флот, человек, шофёр, штепсель, ярус.
Задание 32. Выберите вариант, соответствующий нормам
литературного языка. При наличии двух вариантов укажите их стилистическую окрашенность (если она имеется).
1. Билет (с плацкартом — с плацкартой), красивый георгин — красивая георгина, ГЭС уже дал электроэнергию — ГЭС дала электроэнергию, (синий — синее) платье-костюм. 2. Прибыла партия (макарон — макаронов), двести (грамм — граммов) кофе, песни (грузин — грузинов), несколько пар (носок — носков), пять (килограмм — илограммов) (яблок — яблоков), запах (апельсинов — апельсин, мандаринов — мандарин, бананов — банан). 3. Много (народа — народу), принял таблетку (аспирина — аспирину), навалило (снега — снегу), упустил из (вида — виду), мёда — мёду, чая — чаю, коньяка — коньяку, мела — мелу, сахара — сахару, супа — супу, сыра — сыру, цемента — цементу, плеч — плечей, свеч — свечей, ясель — яслей, в быте — в быту, в аэропорте — в
аэропорту, на счёте — на счету, в спирте — в спирту. 4. Годы — года, дизели — дизеля, крейсеры — крейсера, редакторы — редактора, слесари — слесаря, тракторы — трактора.
Задание 33. Допишите окончания.
1. С рекламного щита улыбалась красавица, весь наряд которой составлял... ярк... бикини. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн... инженю. 3. У входа девушка оставила сво... маленьк... сабо. 4. Густ... контральто её звучал ровно и красиво. 5. В нашей коллекции оказал...сь маленьк... цеце. 6. Крошечн... колибри привлекл... внимание орнитолога. 7. Перед глазами до сих пор стоит забавн... пони в ярк... попоне. 7. В углу комнаты стоял... стар... рояль, у котор... не хватало уже нескольких клавиш... 8. В совещании издательства приняли участие многие автор..., редактор..., корректор... . 9. На завтрак каждому полагалось 25 грамм... сливочного масла, два ломтика сыр..., немного джем... . 10. Тон... сердца были нечёткими. 11. Море окрасилось в тёмно-синие тон… . 12. Камень в 18 карат... . 13. В городке стоял полк гусар... . 14. Он что было дух... пустился наутёк. 15. У причала стояли катер..., на внешнем рейде — крейсер... . 16. Подайте все счет... за прошедший месяц на проверку. 17. На столе корки апельсин... . 18. Вес самородка достигал нескольких килограмм... .
Задание 34. Образуйте форму повелительного наклонения следующих глаголов.
Ехать, лечь, ложиться, махать, напоить, чистить, пойти, лазить, накрыть, лазать, класть, положить, высыпать, выстроить, завлечь, брать, взять, дать, давать, прийти.
Задание 35. Устраните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.
1.Многие сделки крупные предприятия совершают с помощью бартеров.
2. Вынести заливное на холода. 3. Наконец-то выпали долгожданные снега. 4. Все инженера на предприятии с высшим образованием. 5. Купи на рынке килограмм вишен. 6. В такие вьюги редкий зверь выйдет из укрытия. 7. Эти вещи постоянно выставляются на продажу. 8. Во всем всегда есть свои неопределенности.
Задание 36. Укажите предложения, в которых есть речевые ошибки, связанные с употреблением причастий. Отредактируйте приведенные примеры.
1. Студенты, сумеющие выполнить все контрольные работы на «отлично», получат зачет автоматом. 2. Всю ночь ее тревожил наступающий день.
3. Владельцы участников вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 4. Пять картин висели на стенах, написанные известными художниками-импрессионистами. 5. К нам, будующим менеджерам, обратился ректор университета. 6. Каждый студент,
пожелавший бы отдохнуть в летнем лагере на черноморском побережье, должен
подать заявление в профком. 7. Выступавшие скулы придают лицу сходство с
статуей. 8. Студенты и преподаватели, пожелавшие бы участвовать в
соревнованиях, приглашаются в спортзал.
Задание 37. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
1. В лесу ночной порой и дикий зверь, и лютый человек, и леший брод…т.
2. Не менее двадцати дам, иные с детьми, сидел… на зеленых скамейках и неотрывно глядел… в сторону бухты. 3. Гибл… молодость, сила, здоровье. 4. В углу, за карточным столом сидел… трое из генералов пикника. 5. Однажды Наташа вместе с Еленой отправил…сь на дальний рынок за линию. 6. Жена с мужем пошл… в театр. 7. Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остал…с… только Давыдов с Макаром.
Задание 38. Охарактеризуйте формы деепричастий, использованных в предложениях (нормативная, устаревшая, разговорная, просторечная, народно-поэтическая). Устраните ошибки.
1. Умеревши, и то не найду я покоя. (Л. М.). 2. Зачем же, торопливо бежа по важному делу, с озабоченным видом, мы вдруг остановились на лугу? (Бел.). 3. Дмитрий прошел через раскрытую дверь в темные сени, где толпились ребятишки и подростки, жгя махорку. (Сол.) 4. Васька, босой, чеша лохматую голову, пошел отворять ему. (А. К.) 5. И следом за ним, гонясь и сжирав, солнце погналось – желтый жираф. (Маяк.) 6. Пришед во флигель, учитель засветил свечку. (П.) 7. И, сберегаючи хозяйский дом, здесь под забором сплю (Крыл.) 8. Вас полюбя, люблю я добродетель (П.) 9. Ростовы, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали. (Л. Т.) 10. Не давщи слова, крепись, а давши – держись (посл.) 11. Матвей свалился на землю, рыдая и биясь головою (М. Г.) 12. Вас полюбя, люблю я добродетель. (П.)
Задание 39. Найдите ошибки в использовании оборотов со словами кроме; несмотря на то, что; вместо; помимо и др. Исправьте предложения.
1. Кроме сел больших, в малых тоже нет хороших дорог в нашем районе. 2. наряду с такой загруженностью, Богданов находит время для занятий лыжами. 3. Ничего хорошего, кроме плохого она о своем соседе не сказала. 4. Несмотря на то, что сессию сдали неплохо, на курсе много недостатков, что затрудняло работу с ними. 5. Помимо изучения основного материала, у нас стало традицией привлечение сведений из дополнительных источников. 6. Вместо луны на небе светило солнце. 7. Кроме арендной платы фирма обязана распространять нашу литературу и всячески ее рекламировать. 8. Здесь были построены не только детские сады, но и налажено производство детского питания.
Задание 40. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их и определите значение фразеологизмов.
1. Раскинуть головой. 2. Низко потупить голову. 3. Точить баклуши. 4. Бить лясы. 5. Все изменяется, все течет. 6. Не мудрствуя долго. 7. Прячет топор за пазухой. 8. Чем дальше в лес, тем больше дров. 9. Гроша выеденного не стоит. 10. Заморочить червячков. 11. Не из робкой десятки. 12. Убелен сединой. 13. Не с полной мерой. 14. Семи пядей во лбу. 15. Скатерть на дорогу. 16. В голове все идет кругом. 17. Жить как Христос за пазухой. 18. Брать быков за рога.
Задание 41. Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант фразеологической единицы.
1.Не делайте из мухи криминал. 2. В Минфин со своим уставом. 3. Валюта строить и жить помогает. 4. Илья не играет в хоккей. 5. Велика Россия, а жить негде. 6. После дождичка на поле. 7. Английская бабушка еще надвое сказала. 8. Вот, тебе, бабушка, и Павлов день. 8. Ближе к «телу». 10. Гадание на зеленой гуще. 11. О бедном солдате замолвите слово. 12. Смело, товарищи, в лапу. 13. Не плюй в колодец – сам там будешь. 14. Большому кораблю – большое плавание. 15. У демократов собственная гордость. 16. Деньги на дороге не валяются.
Задание 42. Какие фразеологизмы обыгрываются в следующих примерах?
1.А в соборе давка – просто страсть! Здесь не то что яблоку, - здесь негде рисовому зернышку упасть. (Е. Евг.). 2. Во всю ивановскую трачу деньги…. (А.П. Чех.). 3. Большая и тяжелая гора свалилась с плеч заведующего хозяйством (И. и П.). 4. Если бы все хватали звезды с неба, не было бы звездных ночей (Э. Коротк.). 5. Занимательная ботаника: когда распускаются языки, уши вянут (А. Кныш.). 6. Новое в архитектуре М. Фрункеля на главной площади г. Уйска строители возвели напраслину (А. Кныш.). 7. Для концессионеров началась страдная пора. Остап утверждал, что стулья нужно ковать, пока они горячи (И. и П.).
Задание 43. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
Стать рано; я вас разоблачу; не надо преувеличивать; это ему не поможет; написано неразборчиво; изучить основательно; ребенок растет быстро; опаздывая, мы мчались быстро; он был мастер фантазировать; у него много денег; он учится с большим напряжением; пирог был очень вкусным; ему все безразлично; администрация не замечает этих недостатков; он очень умный; путешественникам пришлось поголодать.
Задание 44. Разграничьте случаи омонимии и полисемии.
1.Отлить немного молока – кровь отлила от лица - отлить статую. 2. Метать гранату – метать молнии – метать икру – метать швы. 3. Лист бумаги – лавровый лист – похвальный лист – лист опроса. 4. Гнать из дому – гнать спирт. 5. Батарея бутылок – батарея парового отопления – батарея минометчиков. 6. Запустить камнем в окно – запустить кролика в клетку – запустить хозяйство – запустить спутник. 7. Ветер валит деревья - снег валит хлопьями. 8. Мотать нитки – мотать головой – мотать нитки.
Задание 45. Найдите в предложениях лексические ошибки.
Отредактируйте предложения.
1. Это единственный способ заработать деньги на поддержание машин в исправленном состоянии. 2. Эти словосочетания получили право гражданственности. 3. Бурное противоречие вызвало это решение у сельских жителей. 4. Производились демонстрации, но они ни к чему не привели. 5. И дети перестают сравнивать слова «щетиниться», «щенок» с собакой, не задумываясь о внутреннем противоречии этих слов. 6. Тем не менее в нашей речи много таких словосочетаний и слов, и они приняли право гражданства. 7. С этими явлениями мы связываемся на каждом шагу. 8. Дядюшка взял костлявыми руками гитару, сдунул пыль, стукнул полюбовно покрышке.
Задание 46. К данным словам подберите русские синонимы.
Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр, мораторий, персона нон грата, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный.
Задание 47. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
1.Кричать шепотом – любимое занятие моей сестренки. 2. За стеклянными витражами магазина была видна новая коллекция одежды. 3. И вот в 1941 году наступила война. 4. В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение. 5. Вдали охотников заприметили стаю уток и зайцев. 6. Прежде всего, все в руках человека, а не техники. 7. Буду в районе двух часов. 8. Решайте свои проблемы сами. 9. Правила следует выполнять, для того их и пишут. 10. Перед «коронованными» глазами испанцы не могли ударить лицом в газон (о футбольном матче). 11. Дети наших эмигрантов на голову опережают аборигенов Америки – и это правда.
Задание 48. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.
1. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3.Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести перестройку, провести организацию, провести оценку, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки. изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.
Задание 49. Прочитайте синонимические ряды, с каждым из синонимов составьте словосочетание и запишите.
1.Активный, деятельный, энергичный, инициативный. 2. Важный, существенный, значительный, весомый. 3. Верный, надежный, испытанный, проверенный. 4. Видный, крупный, известный, выдающийся. 5. Интересный, занимательный, увлекательный, захватывающий. 6. Сильный, мощный, могучий, могущественный. 7. Правильный, верный, точный, безошибочный. 8. Легкий, несложный, нетрудный, простой.
Задание 50. Вставьте подходящий пароним.
1.Это наказание носит чисто … характер (воспитательский,
воспитательный). 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал … должности (выборочный, выборный). 3. Осторожно: во дворе … собака (злостная, злая). 4. Его … талант был высоко оценен критикой (исполнительный, исполнительский). 5. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия … (логичный, логический). 6. … анализ этого исследования был не очень … (критичный, критический). 7. К моему пребыванию в этом учреждении относятся … . Это уже стало для меня … (нестерпимый, нетерпимый). 8. Мы с вами должны собраться и … те вопросы, которые не были … в соглашении (оговорить, обговорить). 9. На громкий … послышался отчетливый … (оклик, отклик). 10. … держали опытные руки … (отбойник, отбойщик). 11. В глубине … сада распустились нарядные … мальвы (цветистый, цветастый). 12. Сестра дала ему …. совет обзавестись одеждой из …. материала (практичный, практический). 13. В декабре в … обществе приняли … взносы на особенно крупную сумму (акционерский, акционерный). 14. … столик – одна из обязательных … принадлежностей (гримерный, гримерский).
Задание 51. Устраните речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.
1. Любой поступок заслуживает осуждения. 2. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом. 3. Один берег реки был луговой, а другой глиняный. 4. Следовательно, эффектное управление тепловым потоком имеет огромное значение. 5. У лисы пушной хвост. 6. Название не отражает существа фильма. 7. Их уговор с транспортниками оказался пустой бумажкой. 8. Потребовались экскурсии в математику, геометрию, тригонометрию. 8. Грипп очень заразителен. 9. На собрании станичников царствовала разноголосица. 10. Свое призвание он видит в службе искусству.
Задание 52. Определите стилистические функции антонимов:
1) выражение антитезы; 2) отрицание контрастных признаков предмета;
3) создание каламбура; 4) объединение несочетаемых признаков предмета
(оксюморон); 5) указание на чередование, последовательность фактов;
6) указание на охват всего явления целиком.
1. Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и беден (А.С. Пушк.). 2. О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соидененность и разобщенность близких душ (Е. Евг.). 3. Не веселая, не печальная. Словно с темного неба сошедшая, ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая (Н. Заболоц.). 4. Чую с гибельным восторгом -пропадаю, пропадаю … (В. Высоц.). 5. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб (Б. Окудж.). 6. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (С. Есен.). 7. Спят богатые и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и лютые (А.П. Чех.). 8. Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла (А. Блок.). 9. Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений. 10. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей? (ЛГ). 11. В свете наших решений, точнее в их тьме (А. Кныш.). 12. Канцелярская басня. Сверху дали «добро». Внизу зло выругались, но пошли выполнять. Так добро побеждает зло (А. Кныш.).

Задание 53. Определите характер речевой ошибки: 1) повторение слов;
2) плеоназм; 3) тавтология.
1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление. 2. Сегодня у нас в гостях гость их Акмолинска. 3. Он был настолько болезненный, что постоянно простужался и болел. 4. Его поэзия имеет в своей основе живые переживания жизнелюбивого поэта. 5. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 6. Правительство в это трудное время должно представлять единый монолит. 7. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана. 8. Толпа людей ворвалась в здание.
Задание 54. С данными омографами составьте словосочетания. Объясните лексическое значение каждого неполного омонима.
ВиПдение - видеПние, за □ мок - замоПк, иПрис - ириПс, на □ голо -наголо □, обходноПй - обхоПдный, подвиПжный - подвижно Пй, призы Пвный -призывно Пй, про □ клятый - прокляПтый, рефлеПкторный - рефлектоПрный, уПгольный - угоПльный, хараПктерный - характеПрный, хлоПпок - хлопоПк, чуПдный - чудно Пй.
Задание 55. Найдите в предложениях ошибки, связанные с нарушением порядка слов, устраните данные ошибки.
1.Стены украшают флажки, вырезанные из яркой бумаги снежинки и цветы, детские рисунки. 2. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 3.Таня пошла в нарядной блузке на работу, которая ей очень шла. 4. Отец был их столяром. 5. Опавшие листья с деревьев шуршали под ногами нашими. 6. Кутузов, как показывал Л. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 7. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 8. Стены были оклеены белыми очень дорогими в голубые цветочки обоями. 9. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 10. Дерзкий ответ близкого человека особенно ранил. 11. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 12. Владелец «Москвича» В. В. Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом. 13. Перед включением электрических приборов должны быть сняты все плакаты с надписью: «Не включать – работают люди», повешенные перед началом строительства.
Задание 56. Найдите в предложениях речевые ошибки. Отредактируйте предложения.
1. Охотник широко закрывал глаза и выстрелил. 2. Дед вылечил зайца и стал жить у него. 3. И мы на это созреваем. 4. И тебе я этого советую. 5. Для нас везде открываются широко распахнутые двери. 6. Об этом всерьез озабочены торговцы вооружениями. 7. После прочтения рассказа у меня возникло желание придумать свой конец этой грустной истории. 8. У Базарова не было сообщников, поэтому его дело не получило распространения. 9. Он был любимцем с детства матери. 10. Базаров говорил Аркадию, что твой отец – человек с детства отсталый.
Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.