На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Коррекционно-развивающие занятия "Избавимся от трудностей в обучении" для учащихся 3-4-х классов
Коррекционно-развивающие занятия "Избавимся от трудностей в обучении" для учащихся 3-4-х классов
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Психологическое обоснование программы
коррекционно-развивающих занятий по теме
"Избавимся от трудностей в обучении"
для младших школьников

Психологические  трудности, мешающие выработке у учеников приемлемого и хорошего учебного поведения, чрезвычайно разнообразны и имеют разное происхождение:  они могут быть связаны с недостатком развития ученика (инфантилизм); с трудным приспособлением к школьным  условиям (дезадаптация); с нарушениями его эффективной среды (эффект неадекватности); возрастным негативом (негативизм); с неудачными и неверными действиями педагога (дидактогения).

В настоящее время проблемы такого рода наблюдаются у 10-15 % всех учащихся. Проявления эти могут носить различный характер – от затруднения в написании отдельных букв и их элементов до глубоких нарушений графики письма, от замедленного темпа чтения до неспособности воспринимать смысл письменного текста или  соотносить звук и его графическое изображение. В любом случае, даже в самом легком, дисграфия и дислексия порождают серьезные и, к сожалению, хорошо знакомые многим учителям трудности в учебе.
Ребенок тратит огромные усилия и большое количество времени на выполнение учебных заданий, но усвоение школьного материала происходит медленно, тяжело. Результаты не соответствуют затраченной энергии. Постепенно утрачивается интерес к некоторым школьным предметам, а подчас к учебе в целом.
Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое своей половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое ("стараюсь", "хочу"), а правое – как рефлекторное ("могу"). Между двумя полушариями существует анатомическая связь – большая спайка головного мозга, по-другому называемая "мозолистое тело". Однако для слаженной, совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.
Так, еще в младенчестве и в раннем детстве формируется взаимодействие полушарий мозга в процессе деятельности тела. В первом случае, какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Мозолистое тело становится связью, мостом между полушариями.
Во втором случае, активность одного из полушарий "выключает", блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует, нарушается и взаимодействие "мозг-тело". Мозолистое тело становится барьером, отделяющим  одно полушарие мозга от другого.
Людей, которым присуща кооперация деятельности полушарий головного мозга, можно назвать двусторонними. Люди, у которых работает только одно полушарие,  могут быть названы односторонними.
"Односторонние" люди испытывают серьезные трудности как при выполнении сложных, требующих хорошей координации движений, так и при познавательной деятельности. Отсутствие этой слаженности – основная причина трудностей в учебе, в том  числе и порожденных дисграфией и дислексией. Интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия – вот путь устранения этих трудностей.
Коррекционно-развивающие занятия являются доступным способом решения многих проблем, связанных с наличием дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста.
Методика основана на использовании движения как способа разрешения учебных проблем
"Разминка для мозга" – позы, восстанавливающие и приводящие в норму энергию тела, истощенную под внешним воздействием. Таким внешним воздействием может быть погода, неподходящая еда, магнитные поля. Влияние подобных факторов на ребенка усиливается, когда он начинает посещать школу. Тогда телевизор, компьютер, семейные конфликты, несбалансированная диета, дисгармоничная громкая музыка могут приводить к нервному перевозбуждению, мешающему сосредоточиться на учебных занятиях. "Разминка для мозга" представляет собой легкий, удобный и доступный для ребенка способ восстановить нервное равновесие и сконцентрироваться.
Одним из элементов методики являются подготовительные упражнения – разминка для мозга. Они помогают снять эмоциональное напряжение, негативные проявления стресса, способствуют концентрации внимания.
Следующий элемент является стержнем всей методики. Он может использоваться в 2-х вариантах: ползанье или скрестная ходьба, при которой в каждом шаге рука касается поднятого колена противоположной ноги. И ползанье, и скрестная ходьба применяются в медицине для восстановления нервных функций после тяжелых поражений мозга. Их стали использовать и для решения учебных проблем.
Следующий элемент – пересечение средней линии. Оно достигается за счет упражнений, в основе которых лежит воспроизведение на плоскости в пространстве фигуры восьмерки. Способ выполнения восьмерки связан с задачей обучения письму, чтению, тренировки памяти. Восьмерка развивает и совершенствует новый стереотип взаимодействия полушарий мозга.
И еще один элемент методики основан на элементах рефлекторно-точечной стимуляции мозга. Это своего рода массаж "кнопочек мозга".
Когда сильно волнуешься перед контрольной работой или диктантом или на экзамене, когда от страха вдруг все забыл, надо найти на лбу две точки над глазами, как раз посередине между линией роста волос и бровей. Эти точки нужно помассировать, и они включают полушарие "могу", волнение уменьшится, и все вспомнится и получится. Массировать точки лучше, закрыв глаза.
Бывают и другие ситуации. Надо делать уроки или  слушать объяснение учителя в классе, а не хочется. Вместо занятий на ум приходит совсем другие вещи: футбол, телевизор, ролики или еще что-нибудь, следовательно, в этих случаях перевозбуждено полушарие "Могу". Оно забирает всю энергию, и надо его немного успокоить. Это делается с помощью хорошо известной нам "разминки для мозга". Упражнения из нее "Домик" и "Восьмерка" полезны всякий раз, когда трудно сосредоточиться и надо помочь полушарию "Стараюсь".
Чтобы лучше сосредоточиться, когда надо слушать и понимать, дети представляют бабочку, летающую под потолком и, подняв голову, следят за ее движениями. Главное в упражнении – водя головой, носом, повторить очертание крыльев бабочки. Фигура, которая получается, напоминает восьмерку. Эту восьмерку мы назвали, "крылья бабочки".
И еще очень интересное упражнение. Раньше детей в наказание "драли за уши". Держась за край уха, двигаем его вперед-назад, а потом тянем снизу – вверх. Это упражнение помогает лучше воспринимать на слух, обостряет память и внимание. Делать надо так, чтобы не было больно.
Вся коррекционно-развивающая и формирующая работа основана на двигательных методах, включает в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

 

Программа коррекционно-развивающих занятий по теме
"Избавимся от трудностей в обучении" для 3-4-х классов

Вводное занятие

I. Упражнение №1. "Волшебная шкатулка".
Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.
Содержание
Ведущий: (им может быть педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня и др.) "Нас ждет путешествие в страну "Вообразилию". Давайте на мгновение закроем глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку глаза открываем. Вот мы и в "Вообразилии", а я вас буду сопровождать по этой стране.
У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человек, которого вы  хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: "Как ты мне нравишься". Кого вы видели в шкатулке?
- Себя!
Ведущий: "Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса".

II. Упражнение №2. "Шире уже".
Цель: развить способность манипулирования голосом.
Содержание
1. Задается стихотворение.
2. Объясняются условия:
Ведущий: "Чем шире  расставлены руки руководителя, тем голос громче,  чем уже – тем тише".
3. Выполнение задания.
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой
З.Александрова.
Ведущий: "Скажите, какие чудеса творит наш голос".

III. Упражнение № 3. "Вопрос ответ".
Цель: сформировать представление о значимости задавания вопросов.
Содержание
Ведущий: "В нашей стране "Вообразилии" много разных предметов, они  существуют в нашем воображении. Мы загадываем предмет, а вы с помощью вопросов должны  отгадать, что это за предмет
Выполняется задание.
Ведущий: "Видите, ребята, с помощью вопросов мы можем много узнать об окружающих нас предметах".

IV. Упражнение №4. "Моя история"
Цель: активизация 3-х каналов восприятия для того, чтобы создать историю.
Содержание
1. Выбираем слово (Поляна).
2. Задаем вопрос: какая?
3. Руководитель бросает мяч каждому ребенку, чтобы тот ответил одним словом на вопрос – какая поляна?
4. Руководитель приглашает сочинить историю о том, что происходило на этой поляне, например, с божьей коровкой.
5. Каждый ребенок по очереди берет божью коровку, рассказывает свою историю.
Физкультминутка.
Цель: релаксация детей, снятие чувства тревожности.
Содержание: изобразить божью коровку с помощью физических упражнений. Выполняется на ковре.
1. Прилетела божья коровка, полетела.
2. Присела, потрясла ножками.
3. Опять полетела.
4. Запрыгнула на цветок (на стул).
5. Упала с цветка (дети спрыгивают со стула и ложатся на спину).
6. Потрясла всеми лапками.
7. Перевернулась, расправила крылья.
8. Полетела.

Игра "Дама сдавала в багаж"
Цель: развитие двигательной и слуховой памяти, развитие речи.
Содержание: детям предлагаются карточки. Первый выкладывает на полу одну карточку вниз изображением и говорит: "Дама сдавала в багаж… книгу…"  (называет предмет на карточке). Второй игрок тоже  выкладывает карточку за первой, говоря: "Дама сдавала в багаж слоненка, котенка". Каждый играющий сначала повторяет название всех предыдущих предметов, а потом добавляет к цепочке свой.

Упражнение № 5. "Волшебная палочка".
Цель: направить фантазию детей на положительные проявления.
Содержание: каждому ребенку предлагается совершить чудо, представив себя добрым волшебником.

Упражнение № 6. "Дразнилочки, хвалилки, жалелки.
Цель: изменение поведения в положительную сторону путем  получения определенного знания, формирования отношения к положительному и отрицательному поведению, выработки навыка положительного поведения.
Содержание.
- Вас когда-нибудь дразнили?
- Да.
- Давайте послушаем разговоры невоспитанных зверей, которые дразнят друг друга.
1. Что квакает одна лягушка другой лягушке про подружку?
- Она всю жизнь живет в болоте
И ведь по собственной охоте
2. Что прилюдно и повсюду говорит верблюд верблюду:
Плюю на вас,
А вы плюете
На то, что я плюю на вас?
- Когда нас дразнят, мы огорчаемся.
Дразниться все готовы
Дразниться каждый может.
А кто отыщет слово,
Которое жалеет?
Которое согреет?
Которое поможет?
Искать его труднее,
Зато оно дороже.
- Давайте вместе с вами придумаем хвалилку для лошади: (выделенные слова проговариваются вместе с детьми).
Очень простое животное – лошадь:
С виду мила
И характер хороший.
Лошадь за стол никогда не садится
Лошадь в постель никогда не ложится
Ест она стоя и спит она стоя
Лошадь – животное очень простое.
Когда нас хвалят, мы радуемся. А теперь похвалим (имя ребенка). Вы достойны похвалы и на других уроках мы будем каждого хвалить. Каждый ребенок хвалит выбранного. Обратить внимание детей на реакцию того, кого хвалят.

 

Занятие 1
Упражнение "Яйцо". Предложить ребенку сесть на пол, подтянуть колени  к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть  представит себя цыпленком, который будет вылупляться из  гнезда.
Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.
"Тоннель". Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по "тоннелю", достраивая его в конце. Можно использовать тоннель из стульев.
Растяжка "Струночка". Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шероховатым,  ровным или бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растряхивает, (другая рука лежит, расслаблено), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растряхиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растряхивать тело, потягиваясь сначала  двумя руками, двумя ногами, затем – правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
Растяжка "Кобра". Исходная позиция – лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры:
- медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;
- приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены;
- вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.
Дыхательные упражнения.
Исходная позиция – лежа на спине. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как модно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой  и с шумом "пьют" воздух.
Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз. По четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе переносицы. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др.
В начале освоения этих упражнений ребенок  следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе.  Тем  областям в поле зрения ребенка, где происходит  "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Занятие 2
Растяжка "Струночка". Исходная позиция – лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно  натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом  не должна напрягаться и выгибаться.  Упражнение повторяют лежа на животе.
Растяжка "Кобра". Исходная позиция – лежа на животе, выполняется аналогично растяжке "Струночка".
Дыхательные упражнения. Исходная позиция – лежа на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза. При  выполнении дыхательных упражнений более эффективно  дополнительно использовать образное представление, т.е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритм дыхания. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.
Глазодвигательное упражнение. Исходная позиция – лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (верх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру.
Телесные упражнения. Исходная позиция – лежа на спине.

  • Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног (см 1-ое занятие).
  • "Лодочка" Выполняется лежа на спине, затем на животе. Ребенку предлагается, изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку. Усложнение – "покачиваясь на волнах".
  • "Эмбрион". Прокатывание туда – обратно, свернувшись калачиком.

Упражнение для развития мелкой  моторики рук.
Исходное положение – сидя на полу.

  • "Лезгинка". Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой  прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

Когнитивное упражнение "Формирование пространственных представлений". Исходная позиция – сидя. Инструктор проводит с детьми отработку понятий по горизонтальной оси: "над", "под", "между", "выше", "ниже", "за", "перед", "ближе к ", "дальше от".
Когнитивное упражнение "Послушать тишину" (формирование  произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса). Исходная позиция – лежа на спине. Закрывать глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
Релаксация "Огонь и лед". Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде "Огонь" дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и  степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде  "Лед" дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая все тело до предела. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения этой и другой.

Занятие 3
Растяжка "Звезда". Исходная позиция – лежа на сине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом "звезду", слегка разведя руки и ноги, а затем  выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягивается сначала правая рука и левая нога, а потом – левая рука и правая нога.
Растяжка "Кобра". Дыхательные упражнения. Исходная позиция – лежа на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки ("А", "О", "У" и др.) и их сочетания.
Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четыре основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательных направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.
Телесные упражнения (см занятие II).
Упражнения для развития мелкой моторики рук (см 2-е занятие)
Когнитивное упражнение "Организация пространства листа". Исходное положение – сидя на полу. Необходимо показать детям, как различать рисунки на альбомном листе, сканировать строчки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать стрелками направления движения глаз. Работу  следует выполнять строго внутри клетки или полосы.
Коммуникативное упражнение "Скала". Дети на полу (сидя, лежа) выстраивают "скалу", принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора: "Скала готова? Замри!" альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не "сорваться". Он может  держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли альпиниста.
Релаксация "Ковер-самолет". Исходное положение – лежа на спине. Ведущий поясняет: "Мы ложимся на волшебный  ковер-самолет, он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивается, ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер – самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся".

Занятие 4
Растяжка по осям. Исходное положение – лежа на спине. Детям  предлагают напрячь тело, расслабиться. Напряжение и расслабление по осям: верх – низ (напряжение верхней части тела, напряжение нижней части), левостороннее и правостороннее (напряжение левой и затем правой части тела), напряжение руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
Растяжка "Лучики". Исходное положение – лежа на спине. Поочередно напряжение и расслабление:
- шеи, спины, ягодиц;
- правых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы;
- левых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы.
Дыхательные упражнения. Исходное положение – лежа на спине. Дыхание только через левую, а потом через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы  смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активирует работу правого полушария мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению реальных задач.
Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Движение глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания.  Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
Телесные упражнения (сидя на полу)

  • Отработка сочетающихся движений глаз, языка, рук.

-  Руки лежат на коленях, попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука – по левому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем в противоположную от руки  сторону. Челюсти сильно сжаты.
- Скрещенные руки лежат на коленях, попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука по правому колену. Одновременно с ударами выполняется движение глаз, в одноименную, а затем в противоположную сторону от руки. Рот максимально открыт, язык спрятан.
- Выполняются сочетательные движения рук, глаз и языка таким образом, что руки двигаются в последовательности, описанной выше, а глаза – сначала в ту же сторону, что и язык, а потом – в противоположную сторону.

  • "Вездеход". Передвижение передом  (лицом вперед), а затем задом (спиной вперед) с прямыми ногами при помощи попеременных движений ног и ягодиц.
  • "Качалка". Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед – назад, прокатываясь всеми позвонками по полу.

Упражнения для развития мелкой моторики рук. "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Ухо-нос".
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой  - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Когнитивное упражнение "Формирование пространственных представлений" (сидя на полу). Инструктор проводит с детьми обработку понятий по вертикальной оси: "право", "лево", "правее чем", "левее чем", "справа от", "слева от", "впереди", "сзади". Участники садятся в круг. Детям предлагается определить свое место "Я вижу слева от Пети, справа от Миши, левее Сережи, напротив и.т.д.". Затем дети меняются местами и игра продолжается.

Занятие 4
Когнитивное упражнение "Чаша доброты" (эмоциональное развитие). "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою  любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша  чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты".
Релаксация "Пляж". Исходное положение – лежа на спине. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит  на теплом пляже. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над  водой.
Пусть прислушается к своему телу, почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох,  открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Занятие 5

Растяжка по осям (лежа на спине).
Растяжка с дыханием. Ребенку предлагается удобно лечь, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем  теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться, проделать то же самое с каждой частью тела – правая, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая, левая нога. По позе ребенка и "волне" его дыхания можно легко определить "зажатое" место. Снова предложите детям прислушаться  к своему телу и при необходимости  дополнительно поработать с напряженными участками тела, например, сделать несколько медленных круговых движений головой или расслабить икры ног.
Дыхательные упражнения (лежа на спине).
Глазодвигательные упражнения (лежа на спине). Выполняются с широко открытым ртом.
Телесные упражнения (сидя на полу).

  • Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук.
  • "Перекрест". Сидя на полу, ноги вытянуты вперед и скрестить их. Сделать наклон вперед, пытаясь достать руками пальцы ног. Наклоните голову. Вдыхать при подъеме тела, выдыхать при наклоне. Повторять упражнение трижды и менять перекрестное положение ног.
  • "Вездеход", "Качалка".

Упражнение для развития мелкой моторики рук (сидя на полу).

  • "Змейки". Детям нужно представить, что их пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаясь  направо, налево, снизу вверх, сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например: большой палец правой руки и мизинец левой руки).
  • "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Ухо-нос".

Когнитивное упражнение "Шумящие коробочки" (формирование аудиальной памяти). Исходное положение – сидя на полу. Учителю необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и др.), которые при сотрясании создают различные шумы. Дети с закрытыми глазами прислушиваются к шуму одной из коробочек, которую трясет учитель, затем перебирают свои коробочки и находят аналогичную.
Когнитивное упражнение "Моя рука, твоя рука" (формирование пространственных представлений). Дети разбиваются на пары, и сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
Коммуникативное упражнение "Костер". Дети садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующие команды инструктора. По команде "жарко" дети должны отодвинуться от "костра", по команде "руки замерзли" – протянуть руки к "костру", по команде "ой, какой большой костер" – встать и помахать руками, по команде "искры полетели" – хлопать в ладоши, по команде "костер принес дружбу и веселье", – взяться за руки и ходить вокруг костра. Затем игра выполняется  с ведущим ребенком.

Занятие 6
Растяжка по осям. Растяжка с дыханием.
Дыхательные упражнения (лежа на спине). Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать  на середине ладони. Медленно выдохнуть, руки опустить.
Глазодвигательные упражнения (как на предыдущих занятиях). Упражнение выполняется с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо –вдох, пауза, в и.п. – выдох, пауза, глаза и язык влево – вдох, пауза, в и.п. – вдох, пауза т.д.)
Телесные упражнения. Отработка согласованных движений глаз, языка, рук. "Перекрест", "Вездеход", "Качалка".
Упражнение для развития мелкой моторики рук. "Змейки", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Ухо-нос".
Когнитивное упражнение "Формирование квазипространственных представлений". И.п. – сидя на полу. Отработка понятий: "до", "после", "раньше", "позже", "между". Предлагается структурировать  последовательность  времени суток, года, дней недели, месяцев в году. Затем можно формировать навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.
Коммуникативное упражнение "Комплимент". Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами "Мне нравится в тебе…" Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
Коммуникативное упражнение "Сороконожка". Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде "сороконожка" начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д.
Главная задача участников – не разорвать цепочку  и сохранить "сороконожку".

Занятие 7
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики". Дыхательные упражнения "лежа на спине". Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как  на вдохе рука поднимается, а на выдохе опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (рука поднимается до уровня груди, а на выдохе опускается). Далее ребенок должен  плавно и медленно  поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения. Исходное положение – лежа на животе или на спине. Контролировать синхронность выполнения упражнения.

  • Ползание на животе:

- синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед);
- только при помощи рук;
- только при помощи ног.

  • Ползание на спине:

- синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед);
- только при помощи рук;
- только при помощи ног.

  • "Бревнышко". Ребенок прокатывается "бревнышком" по полу туда – обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища.
  • "Качалка".

Упражнения для развития мелкой моторики рук "Змейка", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Ухо-нос".
Коммуникативное упражнение "Мост дружбы". Учитель просит детей образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при  помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или  ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы "построить" мост втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая "мост дружбы".
Упражнение для развития  пространственных представлений "Холодно-горячо". Учитель прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведет игрока к цели. Команды могут быть: "шаг направо, два шага вперед, три налево, и т.д.". Если ребенок хорошо ориентируется в пространстве, то можно использовать план-схему.
Когнитивное упражнение "Лабиринт" (формирование пространственных представлений). Ребенок должен обходить стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, под стулом. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.

Занятие 8
Растяжки "Струночка", "Звезда", "Лучики". Дыхательные упражнения (лежа на спине). Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки, задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А (чередовать со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).
Глазодвигательные упражнения (лежа на спине). Телесные упражнения. Ползание на животе. Ползание на спине. "Бревнышко", "Качалка".  Учителю необходимо контролировать синхронность выполняемых упражнений.
Упражнения для развития мелкой моторики рук: "Змейки", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Ухо-нос".
Коммуникативное упражнение "Хвасталки". Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах  и достижениях в любой сфере. Обязательное условие – рассказывать не всей группе, а одному конкретному  человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали "хвасталку", должен сказать: "Я рад за тебя!" и поделиться своими достижениями со следующим игроком.
Когнитивное упражнение "Найди фигуру" (формирование тактильной памяти). Исходное положение – сидя на полу. Дети поочередно с закрытыми глазами ощупывают ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, скользкие, бархатные и т.д. Затем, не открывая глаз, они должны найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур необходимо увеличивать постепенно. В работе участвуют сначала одна рука, затем другая, обе вместе.
Релаксация "Парусник". Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за  спиной. Учитель поясняет: "Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести локотки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой). Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках.
Можно также изобразить большой парусник,  на вдохе поднимался с пяток на колени.

Далее

Из опыта работы педагога-психолога УО «ГОСШ № 29 г. Витебска» Гончаровой В.Н.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.