На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Коррекционно-развивающие занятия "Избавимся от трудностей в обучении" для учащихся 3-4-х классов (2)
Коррекционно-развивающие занятия "Избавимся от трудностей в обучении" для учащихся 3-4-х классов (2)
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Продолжение...

Занятие 8
Растяжки "Струночка", "Звезда", "Лучики". Дыхательные упражнения (лежа на спине). Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки, задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А (чередовать со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).
Глазодвигательные упражнения (лежа на спине). Телесные упражнения. Ползание на животе. Ползание на спине. "Бревнышко", "Качалка". Учителю необходимо контролировать синхронность выполняемых упражнений.
Упражнения для развития мелкой моторики рук: "Змейки", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Ухо-нос".

Коммуникативное упражнение "Хвасталки". Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие – рассказывать не всей группе, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали "хвасталку", должен сказать: "Я рад за тебя!" и поделиться своими достижениями со следующим игроком.
Когнитивное упражнение "Найди фигуру" (формирование тактильной памяти). Исходное положение – сидя на полу. Дети поочередно с закрытыми глазами ощупывают ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, скользкие, бархатные и т.д. Затем, не открывая глаз, они должны найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур необходимо увеличивать постепенно. В работе участвуют сначала одна рука, затем другая, обе вместе.
Релаксация "Парусник". Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной. Учитель поясняет: "Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести локотки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой). Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках.
Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимался с пяток на колени.

Занятие 9
Растяжки "Струночка" и "Звезда" (лежа на спине, а затем на животе). Растяжка "Лучики". Дыхательные упражнения (лежа на спине). Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Выполнить несколько раз. Предложить детям полностью расслабить глаза, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, дети должны отмечать то, что они видят, замечать все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечать только темное, затем только светлое.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения (как на 8-м занятии).
Упражнение для развития мелкой моторики рук. "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лягушка".
Положить руки на пол (стол). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. "Замок". Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнения в парах.
Когнитивное упражнение "Поза" (формирование тактильной памяти). Сидящим с закрытыми глазами детям по очереди придается какая-либо поза. Ребенок должен почувствовать и запомнить позы, а затем воспроизвести в нужной последовательности.
Когнитивное упражнение "Движение" (формирование двигательной памяти). Учитель предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.
Релаксация "Потянулись – сломались" (лежа на спине). Руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Учитель поясняет: "Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стоять еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки "сломались" в локтях, в плечах, упали плечи, "повисла" голова, "сломались" в талии, подогнулись колени, "упали" на пол…
Лежим расслаблено, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его". Во время выполнения упражнения детям следует показать разницу между выполнением команды "опустить кисти" и "сломались в кистях" (расслабление кистей достигается только во втором случае), когда дети лежат на полу, учитель должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

Занятие 10
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики", "Медуза". Лежа на спине, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Дыхательные упражнения (лежа на спине). Глубоко вдохнуть. На выдохе произносит звуки: пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения. Исходное положение – на четвереньках. При ходьбе на четвереньках одновременно должны ставиться рука и нога. Взгляд направлен вперед. Усложнение – ускорение темпов.

  • Перекрестная ходьба (левая нога – правая рука, правая рука – левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом); перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); односторонняя ходьба на четвереньках (левая нога - левая рука, правая рука – правая нога); ходьба на четвереньках; рука на одну линию, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа).
  • Упражнение для развития мелкой моторики рук. "Змейка", "Кулак-ребро-ладонь", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок".

Когнитивное упражнение "Ритм" (сидя на полу). Инструктор задает ритм, отстукивая его одной рукой, например "1-2-3" (в начале освоения дается зрительное "подкрепление" – дети видят руки инструктора, а в процессе освоения постепенно переходят только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно. (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, "1" – правой рукой, "2" – левой рукой, "3" – одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.
Коммуникативное упражнение "Равновесие". Дети объединяются в пары и садятся на пол друг против друга, берутся за руки и изображают работу пилы. Затем разворачиваются и садятся спиной к спине. Пытаются вместе встать и снова сесть, опираясь на спину партнера. Повторить это упражнение несколько раз.
Упражнение "Море волнуется". Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалочку: "Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура замри!" Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора "Отомри" упражнение повторяется.

Занятие 11
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики" То же. Исходное положение сидя на полу.
Дыхательные упражнения (сидя на полу, скрестив ноги, с прямой спиной). Поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по-другому.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения (на четвереньках).
Упражнения для развития мелкой моторики рук. "Змейка", "Кулак-ребро-ладонь", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". Усложнение - упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
Когнитивное упражнение "Шапка-невидимка" (формирование зрительной памяти). Исходное положение – сидя на полу. В течение 20 секунд детям предлагается запомнить предметы, лежащие на столе, которые инструктор закрывает шапкой. Затем детям предлагается вспомнить и перечислить все предметы. Усложнение упражнения – запомнить и перечислить все предметы и порядок их расположения.
Коммуникативное упражнение "Маска" (эмоциональное развитие). Дети садятся в круг. Первый \участник фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маски), демонстрирует его всем детям и "передает" соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и "передать" следующему участнику. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, комическим, угрожающим.
Коммуникативное упражнение "Шалуны" (развитие произвольной регуляции). Инструктор предлагает детям по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму его сигналу все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

Занятие 12
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики".
Дыхательные упражнения (сидя на полу).
Глазодвигательные упражнения. При ходьбе на четвереньках одновременно должны ставиться рука и нога. Взгляд направлен вперед. Усложнение упражнения – ускорение темпа, выполнение упражнения с закрытыми глазами.
Перекрестная ходьба (левая нога – правая рука, правая рука – левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом);
Перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом);
Односторонняя ходьба на четвереньках (левая нога - левая рука, правая рука – правая нога);
Перекрестная ходьба на четвереньках; рука на одну линию, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа).
Перекрестная ходьба на четвереньках: руки делают перекрестные движения, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа).
Односторонняя ходьба – четвереньки боком (левым и правым).
Упражнение для развития мелкой моторики рук. "Змейка", "Кулак-ребро-ладонь", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". Усложнение – упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
Когнитивное упражнение "Лишнее слово" (формирование речевого звукоразличия). Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается исключить из ряда слов то, которое не подходит к остальным словам. Например, в словесном ряду "белка, белок, отбеливатель, белый" исключается слово "белка". Детям необходимо объяснить, почему они исключили именно это слово.
Когнитивное упражнение "Осьминожки" (формирование зрительной, пространственной памяти). Дети располагаются определенным образом по периметру комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.) и запоминают свое место. Включается музыкальный фрагмент, во время которого дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения – дети должны знать место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.
Коммуникативное упражнение "Приветствие". Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом т.д. Дети могут поменять несколько партнеров.

Занятие 13
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики".
Дыхательные упражнения. Стать на колени или сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх, с выдохом – вниз.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения (как на 12-м занятии). Усложнение – упражнение выполняется с проговариванием стихотворения. Дополняются перекрестные четвереньки боком (левая рука – правая нога, правая рука – левая нога).
Упражнения для развития мелкой моторики рук. "Волна", "Лягушка", "Лезгинка", "Замок". Добиваться высокой скорости смены положений. Для усложнения упражнение добавляются движения глазами и языком, сначала однонаправленные, затем разнонаправленные. В последующем возможно выполнение некоторых упражнений в парах.
Когнитивное упражнение "Магазин" (развитие слуховой памяти). Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается "сходить в магазин" и перечисляются предметы, которые нужно купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно менять роли (продавец, мама, ребенок) и магазины "Молоко", "Игрушки", "Булочная". "Продавец" сначала выслушивает заказ "покупателя", затем подбирает "товар". "Покупатель" проверяет и несет "товар" домой, где "мама" проверяет правильность покупки.
Когнитивное упражнение "Запрещенный звук" (развитие речевого звукоразличия). Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается, ответить на вопрос, не употребляя какой-то определенный звук, либо его заменять хлопком в ладоши. Например, исключается звук "м". Тогда на вопрос: "Какие ягоды в лесу растут?" нельзя называть малину и землянику. Используя хлопок, ответ на вопрос будет таким: "(хлопок) – алина, зе – (хлопок)- ляника.
Коммуникативное упражнение "Компас" (на доверие).
Дети выстраиваются друг за другом "паровозиком" и кладут руки на плечи ведущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий (компас) идет с открытыми глазами первым по комнате, меняя направление. Он должен так вести группу, чтобы все находились в безопасности. В роли ведущего поочередно могут быть все играющие. В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в ролях ведущего и ведомого.

Занятие 14
Растяжка "Травинка на ветру". Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох).
Поясняется: "Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер: руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
Растяжка "Лучики".
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения (как на 12-м и 13-м занятиях).
Усложнение: упражнения выполняются с закрытыми глазами, с проговариванием стихотворения.
Дополняется перекрестная ходьба на четвереньках с подключением языка.
Упражнение для развития мелкой моторики рук "Волна", "Лягушка", "Лезгинка", "Змейка", "Массаж ушных раковин". В конце упражнения растереть уши руками. Усложнение – упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
Когнитивное упражнение "Рыба, птица, зверь" (формирование слуховой пямяти). Исходное положение – сидя на полу. Учитель указывает на каждого ребенка и произносит: "Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь". Тот игрок, на котором остановилась считалочка, должен быстро назвать любого зверя. Если ответ правильный, инструктор продолжает игру, если ответ неверный – ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться в разных вариантах.
Когнитивное упражнение "Скажи слово наоборот" (формирование речевого звукоразличия). Детям предлагается по очереди сказать предложенное инструктором слово с конца. Начинать необходимо с коротких слов (кот, дом, сад), постепенно переходя к более длинным.
Коммуникативное упражнение "Сиамские близнецы". Дети разбиваются на пары и встают как можно ближе к своему партнеру. Учитель бинтом обматывает правую руку одного партнера с левой рукой другого. Аналогично соединяются и ноги. Затем детям даются различные задания: пройти по комнате, станцевать, нарисовать рисунок и др. Для оживления игры одному из партнеров можно завязать глаза.

Занятие 15
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики". Дыхательные упражнения (сидя на полу). Прямые руки вытянут вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом – левая кисть вниз, правая вверх.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения (как в 14-м занятии). Усложнение упражнения – ускорение тела, выполнение упражнения назад, с закрытыми глазами, с проговариванием стихотворения. Дополняется ходьба на четвереньках с подключением языка (язык двигается в противоположную от шагающей руки сторону). Голова поднята и неподвижна, лицо направлено вперед.
Упражнение для развития мелкой моторики рук "Волна", "Лягушка", "Лезгинка", "Змейка", "Массаж ушных раковин", "Замок", "Паровозик". Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение. Усложнение – знакомые упражнения выполняются с закрытыми глазами.
Когнитивное упражнение "Ритм по кругу". Дети садятся полукругом. Инструктор отстукивает какой-то ритм. Дети внимательно слушают и по команде инструктора его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "давайте прохлопаем этот ритм следующим образом". Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко или выбывает из игры. Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также можно предлагать для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка (например: тихие и громкие).
Когнитивное упражнение "Визуализация цвета". Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается "заполнить" мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве и различии цветов. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.
Когнитивное упражнение "Пуантизм" (формирование тактильных ощущений). Детям предлагаются чистые листы бумаги, гуашевые краски, свобода творчества и возможность рисовать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для каждого пальца правой и левой руки выбирается свой цвет краски. Рисунок можно начать одной рукой, затем продолжить другой и обеими одновременно.
Коммуникативное упражнение "Путаница". Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети "запутываются" в круге кто как может. Задача водящего распутать детей в круге.

Занятие 16
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики". Дыхательные упражнения (сидя на полу). Вдыхать левой ноздрей, выдыхать через правую. На вдохе представлять, как с воздухом "золотисто-серебряная" энергия проходит через левую ноздрю, левые стороны горла, сердца и желудка и доходит до конца. При выдохе "желтая больная энергия" выходит через правую часть тела (печень, почки, правые стороны сердца, горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Циклы повторить по три раза.
Глазодвигательные упражнения (сидя на полу). Голова фиксирована. Выполнять движения глаз по траектории лежащей восьмерки, фиксируя взгляд на расстоянии вытянутой руки, локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:
- глаза и язык двигаются вправо по траектории лежащей восьмерки; вдох – пауза, исходное положение – выдох – пауза;
- глаза и язык двигаются влево по траектории лежащей восьмерки; вдох – пауза, исходное положение – выдох – пауза;
- глаза двигаются вправо по траектории лежащей восьмерки, язык – влево, вдох – пауза, исходное положение – выдох – пауза;
- глаза двигаются влево по траектории лежащей восьмерки; язык – вправо, вдох – пауза, исходное положение – выдох – пауза;
Телесные упражнения (как в 15-м занятии).
Упражнение для развития мелкой моторики рук "Волна", "Лягушка", "Лезгинка", "Змейка", "Массаж ушных раковин", "Замок", "Паровозик". Усложнение – упражнения выполняются с закрытыми глазами.
Когнитивное упражнение "Зашифрованное предложение" (формирование слуховой памяти). Исходное положение – сидя на полу. Для запоминания даются короткие предложения, например: "Дети играли во дворе". Предлагается зашифровать предложение, добавляя через каждый слог вставку "хве". Де (хве) ти, иг (хве)Ра (хве) ли во (хве) дво (хве)ре (хве).
Когнитивное упражнение "Колпак мой треугольный". (старинная игра). Дети садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фраз: "Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак", заменяют его жестом (легкий хлопок).

Занятие 17
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики". Дыхательные упражнения (сидя на полу). Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. Задержать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки медленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком У-У-У. Медленно руки опустить вниз, голову на грудь.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения (как в 15-м занятии). Дополняется ходьба на четвереньках с подключением глаз (без языка, глаза двигаются в противоположную сторону от шагающей руки); ходьба на четвереньках с подключением глаз и языка (одновременно за шагающей рукой), голова поднята и неподвижна, лицо направлено вперед.
Упражнения для развития мелкой моторики рук. "Волна", "Лягушка", "Лезгинка", "Змейка", "Массаж ушных раковин", "Паровозик", "Рисующий слон".
Детям предлагается сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ею горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) большими мазками. Затем повторить то же другой рукой.
Когнитивное упражнение "Я знаю пять" (развитие номинативных процессов). Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается одновременно с ударом по мячу называть пять имен мальчиков, девочек, названия растений, животных и т.д.
Упражнение для развития мелкой моторики рук "Волна", "Лягушка", "Лезгинка", "Змейка", "Массаж ушных раковин", "Замок", "Паровозик". Усложнение – упражнения выполняются с закрытыми глазами.
Когнитивное упражнение "Визуализация трехмерного объекта". Детям предлагается поместить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, затем представить ее целиком. Затем необходимо изменить размер, форму, цвет.
Когнитивное упражнение "Тух-тиби-дух" (эмоциональное развитие). В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово "Тух-тиби-дух". Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово "Тух-тиби-дух". После этого продолжать движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не смогут смеяться.
Когнитивное упражнение "Зеркальные движения" (развитие тела). Инструктор встает спиной к детям и выполняет движения руками, ногами, телом. Дети повторяют все движения инструктора. Усложнение упражнения заключается в том, что инструктор встает лицом к детям, которые должны повторять его движения.

Занятие 18
Растяжка "Лучики".
Дыхательные упражнения. (как в 16-м занятии).
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения.
Упражнение для развития мелкой моторики рук "Волна", "Лягушка", "Лезгинка", "Змейка", "Массаж ушных раковин", "Паровозик", "Рисующий слон". Усложнение – упражнение выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.
Когнитивное упражнение "Золотая рыбка" (формирование произвольной регуляции и самоконтроля). Исходное положение – сидя на полу. Каждому участнику предлагается описать известный сюжет, например "Сказку о рыбаке и рыбке", от лица какого-то персонажа: старика, старухи, рыбки, моря и др. При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы в рассказе звучало именно то, в чем действительно принимал участие данный персонаж, и задавать провокационные вопросы: "А что ты при этом чувствовал?", "Откуда ты это знаешь, ведь тебя там не было?"
Когнитивное упражнение "Визуализация крупного объекта". Детям предлагается визуализировать дом, квартиру, улицу. Для этого необходимо представить себя открывающим дверь и входящим в квартиру. Дети могут сконцентрироваться на деталях фурнитуры, штор, картин и т.д. Затем необходимо вернуться обратно и тщательно исследовать внешний вид здания.
Когнитивное упражнение "Зеркало" (развитие тела). Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать их, быть его "зеркальным отражением". В ходе выполнения упражнения дети, работающие на "отражение", довольно быстро учатся чувствовать партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче, и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий.
Когнитивное упражнение "Восковая фигура" (формирование произвольной регуляции и саморегуляции). Участники с закрытыми глазами "лепят" друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается в ранее приданную ему позу и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза, сравнивают полученные фигуры и обсуждают результат.
Релаксация "Росток". Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками. Инструктор предлагает: "Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и стремясь ввысь. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста". Вначале освоения этой игры на каждый счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: "одни" – медленно выпрямляют ноги, "два" – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; "три" – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); "четыре" – разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; "пять" – дети поднимают руки вверх, смотрят на них, будто тянутся к солнцу. После этого полезно сразу перейти к упражнению "Потянулись – сломались".

Занятие 19
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики". Дыхательные упражнения (как в 9-м занятии).
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения.
Упражнение для развития мелкой моторики рук (как в 18-м занятии). Дополнительно: "Сова". С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо, расслабиться. сделать три полных цикла дыхания на 3 поворота головы. Повторить то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох: голова на груди – выдох с вокализацией – "У-У-Х" - голова у другого плеча – вдох и т.д.
Когнитивное упражнение "События по порядку" (развитие причинно-следственных отношений). Исходное положение – сидя на полу. Каждому участнику предлагается расставить события по порядку: я ложусь спать, я обедаю, я сплю, я смотрю телевизор, я чищу зубы, я играю в футбол и т.д. и еще варианты: через год, позавчера, сегодня, завтра, месяц назад, послезавтра.
Когнитивное упражнение "Шепчем вместе". Дети садятся в круг. Инструктор задает вопросы группе. Каждый, кто знает ответ на вопрос, молча поднимает руку. Когда большинство группы будет готово, инструктор начинает считать: "Раз, два, три". На счет "три" дети все вместе должны прошептать ответ. Возможные вопросы: "Сколько минут длится урок? Сколько дней в неделе? Какое сейчас время года?"
Когнитивное упражнение "Зашифрованное предложение" (формирование слуховой памяти). Исходное положение – сидя на полу. Для запоминания даются короткие предложения, например: "Меня зовут Гера". Детям предлагается зашифровать предложение, добавляя перед каждым слогом вставку "фи": " (фи)Ме (фи) ня (фи) зо (фи) вут (фи) Ге (фи) ра".
Коммуникативное упражнение "Тачка". Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает "упор лежа", другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

Занятие 20
Растяжка "Дерево". Исходное положение – сидя на корточках. Детям предлагается спрятать голову в колени, обхватить их руками. Ребенок изображает семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Он медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь тело и выпрямиться. Подул ветер – ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.
Растяжка по осям (стоя).
Растяжка "Подвески" (стоя). Детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Инструктор предлагает: "Представьте себе, что вас подвесили за руку, за плечо, за шею. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное расслаблено". Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Инструктор следит за степенью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряженных местах.
Дыхательные упражнения. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. Во время быстрого вдоха свободные руки подтягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.
Глазодвигательные упражнения (стоя).
Телесные упражнения (стоя).
Предложить детям встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; дети передвигаются вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево приставным шагом – двигаются одновременно рука и нога (руки параллельно ногам), а затем противоположные рука и нога.
"Перекрестное марширование". На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). Инструктор при освоении упражнения отсчитывает 1-12 в медленном темпе. На втором этапе ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (одностороннее движение). Так же на счет 1-12. На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом – одностороннее. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того, как ребенок освоил упражнение под счет, можно предложить проделать его самостоятельно, самому считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение.
"Мельница". Предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз.
Дыхательное упражнение.
Упражнение для развития мелкой моторики рук (сидя на полу). Усложнение – при каждом движении пальцев или рукой ребенок должен вслух произносить "хве". Выполняются упражнения "Волна", "Лягушка", "Змейка". Усложнение – упражнение "Массаж ушных раковин", "Паровозик", "Рисующий слон", "Сова" выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.
Когнитивное упражнение "Время и антивремя" (развитие причинно-следственных отношений). Исходное положение – сидя на полу. Каждому участнику предлагается описать какое-то событие (экскурсию, кинофильм, рассказ) сначала правильно, а затем от конца к началу.
Когнитивное упражнение "Визуализация геометрических фигур". Каждому участнику предлагается представить круг (квадрат, треугольник и т.д.), затем мысленно изменить его размер, цвет, форму, вращать вокруг своей оси, отдалить и приблизить фигуру.
Коммуникативное упражнение "Тяни-толкай". Дети разбиваются на пары, встают спиной друг к другу, сцепляются руками на уровне локтевых суставов. В таком положении оба приседают и встают, стараясь соприкасаться всей поверхностью спины и не упасть.

Занятие 21
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики". Дыхательные упражнения – стоя, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно "растряхивая" все тело, напрягая его и не отрывая пяток от пола, на выдохе постепенно расслабить тело, опустить руки и согнуться в пояснице. Выполнить несколько раз.
Глазодвигательные упражнения (стоя)
Телесные упражнения (стоя). "Перекрестное марширование", "Мельница", "Руки-ноги". Детям предлагается выполнять прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:
- ноги вместе – руки врозь;
- ноги врозь – руки вместе;
- ноги вместе – руки вместе;
- ноги врозь – руки врозь;
Цикл упражнений повторить несколько раз.
Упражнение для развития мелкой моторики рук (как в 20-м занятии).
Когнитивное упражнение "Ранжирование" (развитие иерархии понятий). Исходное положение – сидя на полу. Учитель объясняет, что такое ранжирование, и предлагает ранжировать по определенному признаку слова-понятия:
горох-абрикос-арбуз-апельсин-вишня;
младенец-юноша-мужчина-старик-мальчик;
молчать-говорить-кричать-шептать;
снежинка-сосулька-айсберг-льдинка-сугроб;
город- квартира-страна-Земля-улица.
Когнитивное упражнение "Фотография" (эмоциональное развитие). Учитель показывает детям фотографию с изображением человека с определенным настроением. Один из участников должен воспроизвести заданную ему фразу с интонацией, соответствующей эмоции на фотографии. Необходимо сопроводить высказывание соответствующей мимикой и жестами. Остальные дети должны оценить правильность выполнения задания.
Когнитивное упражнение "Визуализация перемещений" Детям предлагается представить себя в любом месте земного шара. Для этого необходимо почувствовать себя легко плывущим над Землей, почувствовать тепло солнечных лучей и дуновение ветерка, замечать запахи и звуки…
Коммуникативное упражнение с правилами "Тень" (развитие пространства тела). Участники разбиваются на группы. Одни из нас будет Человеком, а другой – его тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

Занятие 22
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики". Дыхательные упражнения. Потягивание стоя, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней, кулаки прижаты к низу живота. На входе – поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову, потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представить, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). На выдохе – вернуться в исходное положение, выполняя движения в обратном порядке.
Глазодвигательные упражнения (стоя)
Телесные упражнения (стоя). "Перекрестное марширование". Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. "Парад". Марширование на счет: "раз-два-три-четыре". В первом цикле шагов хлопок руками на счет "раз", во втором на счет "два", в третьем – на счет "три", в четвертом – на счет "четыре". Повторить несколько раз.
Упражнение для развития мелкой моторики рук (как в 20-м и 21-м занятиях).
Когнитивное упражнение "Визуализация волшебника". Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается представить перед собой доброго и мудрого человека, которому можно задавать любые вопросы. Необходимо внимательно слушать ответы этого волшебника. Он может рассказать необычайную историю про себя.
Коммуникативное упражнение "Канатоходец" (развитие тела). Ребенок – "канатоходец" имитирует проход по канату (идет по прямой воображаемой линии по полу): скользит и балансирует, удерживает равновесие. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь "сдуть" канатоходца с каната. Дует с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель "канатоходца" – удержаться, несмотря на любые промахи.
Когнитивное упражнение "Ранжирование" (формирование иерархии понятий). Инструктор просит встать в ряд около стены по цвету волос, затем по росту, затем в алфавитном порядке по первой букве имени и др.
Релаксация "Раскачивающееся дерево" (стоя). Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается: наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, кровообращение головного мозга.

Занятие 23
Растяжка по осям. Растяжка "Лучики" (стоя). Растяжка "Снеговик". Ребенку предлагается представить, что он – только что слепленный снеговик. Тело должно быть твердым, как замерший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок легко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облако. Дует ветер и гонит облачко по небу…
Дыхательные упражнения (стоя). Во время медленного вдоха руки плавно разводятся в стороны и вверх (или в стороны и к груди), во время выдоха опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя света и распространении его сверху в низ по всему телу.
Глазодвигательные упражнения (стоя)
Телесные упражнения. "Перекрестное марширование". Прыжки на месте с одновременными движениями рук и ног в разных вариантах.
Упражнение для развития мелкой моторики рук (как ранее).
Когнитивное упражнение "Визуализации волшебной восьмерки". Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается представить лежащую восьмерку, которая располагается внутри головы и тянется от уха до уха. Необходимо мысленно следить глазами по траектории восьмерки.
Когнитивное упражнение "Животные". Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ухо говорит название какого-то животного: собака, корова, кошка и т.д. Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и "превращаются" в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу ит.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех "животных", объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга "собаки", "коровы", "кошки" берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.
Коммуникативное упражнение "Сиамские близнецы" (см .занятие 14)

Занятие 24
Растяжка "Тянемся к солнышку". Детям предлагают встать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Сделать вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание. Ребенок должен представить, что он кончиками пальцев рук пытается дотронуться до солнышка. При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. На начальном этапе освоения упражнения инструктор должен дать почувствовать ребенку ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх за руки.
Дыхательные упражнения (стоя). Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо. Развести плечи с силой. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть. Посмотреть назад через правое плечо, снова с силой развести плечи. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть. Опустить руки вдоль тела, голову уронить на грудь. Вдохнуть, выдохнуть. Повторить упражнение, держа левой рукой правое плечо.
Глазодвигательные упражнения (стоя)
Телесные упражнения
- Ходьба, а затем бег "змейкой" (ноги перекрещиваются) с изменением направления движения по команде инструктора (поворот кругом во время бега). Усложнением упражнения может быть ходьба или бег на носках.
Прыжки:
- ноги врозь и ноги вместе;
- ноги врозь и ноги перекрещены – поочередно правая и левая нога впереди, то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой;
- ноги врозь и руки перед собой параллельно, руки перекрещены перед собой и ноги перекрещены;
- с поворотом и без него: прыжок с поворотом на 180 градусов, два прыжка вперед без поворота, прыжок с поворотом на 180 градусов, прыжок назад и т.д.
Упражнение для развития мелкой моторики рук (как ранее)
Когнитивное упражнение "Лишнее слово". Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается из группы слов (можно на карточках) выбрать лишнее, не подходящее по значению:

  • тарелка, чашка, стол, чайник;
  • красный, синий, красивый, желтый;
  • много, чисто, мало, наполовину;
  • вчера, сегодня, утром, послезавтра;
  • запятая, точка, шире, союз;
  • старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Когнитивное упражнение "Совместный рисунок". Детям предлагается большой лист ватмана, карандаши, мелки. Инструктор дает задание: "Молча, не договариваясь заранее, нарисовать совместный рисунок на определенную тему". Это может быть "Рыцарский замок", "Море", "Поляна" и т.д.
В сплоченной группе можно предложить детям рисование красками при помощи пальцев без кисточек (пуантизм).
Когнитивное упражнение "Визуализация водопада". Исходное положение – сидя на полу. Детям предлагается представить водопад, высокое голубое небо, яркое солнце, детали горных порогов, огромную лавину воды. При этом дети стараются почувствовать прохладу, ощутить мельчайшие брызги на лице и запах свежести, услышать звуки падающей воды и камней.
Коммуникативное упражнение "Ладонь в ладонь". Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.
Релаксация "Море". Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: "На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны, сцепленные в замок руки рисуют большие волны). По волнам плывут дельфины (волнообразные движения всей рукой вперед).

Занятие 25
Праздничная эстафета. Эстафета проводится по обычным традиционным правилам. Инструктор объясняет детям эти правила и этапы эстафеты. Каждый ребенок проходит последовательно все этапы, соревнуясь сам с собой.
Упражнение "Цыганочка". Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в исходное положение. Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки, при этом согнутая в колене правая нога отводится назад. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, но для левой руки и правого колена, правой руки и левой пятки. Весь цикл выполняется три раза.
Упражнение "Разведчик". Каждый участник встает на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый шаг правой руки и левой ноги делает вдох, отводит голову назад, прогибает позвоночник вниз. На каждый шаг левой руки и правой ноги делает выдох, шипит, опускает подбородок к груди, выгибает спину вверх.
Упражнение "Руки-ноги". Ребенок должен сделать прыжки с передвижением, используя в качестве ориентира линию на полу, между стопами ног.

  • ноги вместе – руки врозь;
  • ноги врозь – руки вместе;
  • ноги вместе – руки вместе;
  • ноги врозь – руки врозь.

Упражнение "Лабиринт". Ребенок обходит стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, назад, под ним. Обязательным условием является проговаривание вслух своих действий.
Упражнение "Лежащая восьмерка". Участник должен делать движения правой, а затем левой рукой по траектории "лежащей восьмерки" (по три раза).
"Обсуждение" Участники садятся в круг и обсуждают результаты эстафеты: что же удалось, что было сложно сделать, что понравилось больше всего?
Далее каждый участник проходит эстафету еще раз.

Заключительное упражнение "Распускающийся бутон" (под музыку). Участники садятся на пол, берутся за руки. Необходимо всем вместе, не опуская рук, встать на ноги и превратиться в "распускающийся бутон".
Для этого дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за руки, и хором сказать: "Мы благодарим друг друга". Важно, чтобы группа была хорошо сбалансирована. Затем инструктор предлагает детям встать прями и молча передавать из рук в руки зажженную свечу. Желательно поощрить всех участников памятными призами и сувенирами.

ДОБАВИТЬ ДИАГРАММУ!!!

Источник: Коррекционно-развивающие занятия по теме "Избавимся от трудностей в обучении" для учащихся 3-4-х классов: из опыта работы педагога –психолога УО "ГОСШ № 29 г.Витебска" Гончаровой В.И. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.

Начало

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.