На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Сущность процесса обучения. Дидактические принципы
Сущность процесса обучения. Дидактические принципы
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Процесс обучения характеризуется двусторонностью: имеет место встречная активность – обучающий излагает учебный материал и руководит процессом его постижения и усвоения, а обучающийся сосредоточивает свои интеллектуальные и духовные силы на учебном материале с целью его интериоризации. Таким образом, следует понимать обучение как процесс активного взаимодействия субъектов.
«Энергетическими источниками», движущими силами процесса обучения выступают ряд противоречий между:

  • постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся (уровнем их знаний, развития; мотивами, способами деятельности, которыми они владеют);
  • содержательной (знания, умения, навыки), мотивационной (побуждения) и операциональной (способы познания) сторонами обучения;
  • личным житейским опытом ученика и научными знаниями;
  • прежним уровнем знаний и новыми знаниями;
  • знаниями и умением их использовать;
  • требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению и обучению в целом;
  • более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов.
  • выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений.

Энергетический потенциал противоречий вскрывается в том случае, если они содержательны для обучающихся в смысловом плане. Тогда разрешение их становится осознанной необходимостью. Смысл, в свою очередь, может быть обретен тогда, когда противоречие оказывается соразмерным с познавательными потенциалами обучающихся и порождается логикой образовательного процесса.
Задачи обучения:

  • становление жизненного целеполагания обучающихся;
  • стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
  • организация учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований обучающихся;
  • выработка научного мировоззрения, картины мира, нравственной и эстетической культуры обучающихся;
  • совершенствование учебных умений и навыков обучающихся.

Функции обучения:

  • Образовательная, направленная на передачу и усвоение системы научных знаний, умений, навыков, способов их реализации и, в случае необходимости, творческого переосмысления и преобразования в практической деятельности.
  • Воспитательная, направленная на формирование ценностных ориентаций и опыта социокультурной деятельности, отвечающего уровню развития культуры в конкретный период времени.
  • Развивающая, направленная на всестороннее развитие личности как целостной системы в гармоничном сочетании интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер.

Реализация задач обучения становится возможной в том случае, если изучаемое содержание, формы активности, особенности взаимоотношений между участниками педагогического взаимодействия находят позитивный отклик в мотивационно-смысловой сфере обучающихся. Это становится возможным в том случае, когда в основу взаимодействий кладется ситуация успеха, уважительное отношение к обучающимся. Мотивационно-смысловая сфера обучающихся – динамичный феномен, опосредующийся динамикой возрастных изменений личности.
Содержание образования в конкретном учебном заведении определяется совокупностью учебных документов: учебными планами, образовательными программами, дидактическими и учебно-методическими материалами. Содержание образования, являясь одним из важнейших факторов социокультурного и экономического прогресса, должно быть ориентировано на создание условий для самореализации личности. Регулирование и контроль учебно-познавательной деятельности должны быть непосредственно связаны с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению) – наука о теоретических основах обучения, отрасль педагогики.
Предмет дидактики – обучение как средство образования и воспитания человека, как специфическое взаимодействие преподавания и учения в их единстве. Она призвана устанавливать и изучать факты и закономерные связи между различными сторонами обучения, выявлять тенденций и перспективы развития субъектов образовательного процесса.
Функции дидактики:

  • Научно-теоретическая (изучение и осмысление связей и закономерностей, возникающих в ходе образовательных процессов).
  • Нормативно-прикладная (разработка принципов и подходов к определению содержания образования, адекватного этапу социокультурного развития общества).
  • Конструктивно-технологическая (разработка методов, форм и средств обучения, соответствующих содержанию образования).

В центре внимания дидактики с момента ее возникновения как самостоятельной научной отрасли знаний (XYII в.) находились дидактические принципы *.

  • Научность и мировоззренческая направленность обучения. Принцип отражает взаимосвязи содержания обучения с современным этапом развития науки и общества, обращает внимание на преодоление оторванности знаний от научной картины мира, формирующейся в сознании обучающихся.
  • Развивающий и воспитывающий характер обучения. Обучение должно преследовать цель всестороннего развития личности и индивидуальности, благодаря чему она становится способной на ответственный нравственный и социальный выбор.
  • Творческая активность и сознательность обучающихся предусматривает целенаправленную работу по формированию мотивации познавательной активности, самоуправления, самоконтроля, самооценки.
  • Систематичность и последовательность обучения выдвигает перед организаторами обучения требование обеспечения внутренней логичности, сбалансированности как в содержании обучения, так и в его методическом обеспечении.
  • Доступность обучения предусматривает такой характер его организации, когда совокупность содержания, выдвигаемых требований и методическое обеспечение учебного процесса соответствует возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Чтобы сделать обучение доступным следует правильно определить содержание обучения (содержание и объем информации, степень ее теоретической сложности), глубину изучения программного материала, определить количество учебного времени, отводимого для изучения учебного предмета или темы внутри предмета, произвести учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Наглядность обучения исходит из того, что эффективность обучения во многом зависит от того, удается ли в ходе восприятия и переработки учебного материала обеспечить взаимодействие различных сенсорных систем.
  • Прочность обучения и его цикличность требуют от организаторов процесса обучения обеспечения полного цикла учебно-познавательных действий, что способствует интериоризации знаний, превращение их в достояние личного опыта и элемента картины мира в сознании личности: а) первичное восприятие и осмысление изучаемого материала (синтез-I), его последующее более глубокое осмысление (анализ), запоминание, применение усвоенных знаний на практике, а также повторение и систематизация (синтез-II).
  • Проблемность обучения лежит в основе современного процесса обучения, поскольку простое сообщение готовой информации сковывает познавательную активность обучающихся. Создание учебных ситуаций, результатом которых является самостоятельное (или с дозированной помощью обучающего) расширение багажа знаний, прирост познавательных способностей представляет собой едва ли не наиболее фундаментальную задачу образовательного процесса.
  • Единство группового и индивидуального обучения нацеливает на поиск их оптимального сочетания. Эта установка обусловливается тем, что индивид становится личностью, благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой, – своему стремлению к обособлению. Поскольку учение является специфическим видом социокультурной практики, то коллективные способы организации учебно-воспитательного взаимодействия играют важную роль в становлении личности и в результативности учебного процесса.

Указанные принципы составляют ядро современного образовательного процесса, но не исчерпывают все его аспекты. В педагогической литературе ведется напряженная работа по расширению совокупности дидактических принципов.

Контрольные вопросы:

  • Докажите, что обучение является двусторонним процессом.
  • Охарактеризуйте основные противоречия, выступающие как движущие силы процесса обучения.
  • Опишите основные задачи обучения.
  • Опишите основные функции обучения.
  • Что такое дидактика и что является ее предметом?
  • Каковы основные функции дидактики?
  • Дайте характеристику дидактических принципов.

*Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – переход извне внутрь.

* Принцип (от лат. princium – основа, первоначало) – исходное положение теории, учения, науки, внутреннее убеждение, руководящая идея и т.п.

 

Источник: Александров Е.П.
Психология и педагогика
Курс лекций

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.