На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическое сопровождение процесса переживания профессионального кризиса личности
Психолого-педагогическое сопровождение процесса переживания профессионального кризиса личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение процесса переживания профессионального кризиса личности
Модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности
Все страницы

1. Методологические основания психолого-педагогического сопровождения

Теоретико-эмпирическое исследование психологических механизмов переживания профессионального кризиса личности позволило нам сформулировать вывод о том, что для большинства испытуемых профессиональный кризис личности представляет собой ситуацию, когда сталкиваются новая реальность профессиональной деятельности и сложившаяся внутренняя смысловая реальность жизни.

Переживание профессионального кризиса осуществляется за счет действия ценностно-смыслового, рефлексивного и антиципационного механизмов, которые разворачиваются в направлении трансформации системы ценностей и трансформации смыслового поля сознания. При этом, как мы уже отметили, трансформация системы ценностей может осуществляться как по пути полной деструкции ценностей, так и по пути полной перестройки системы ценностей и формирования нового смыслового поля. Для некоторых видов профессиональной деятельности, например, педагогической, медицинской и др., деструкция ценностей не допустима. Деструкция системы ценностей в сочетании с утратой смысла профессиональной деятельности становится фоном, на котором разворачиваются профессиональные деструкции. Их наличие не просто снижает эффективность труда, но в ряде случаев приводит к формированию у личности ложных целевых и ценностных ориентиров.
Полная перестройка системы ценностей и формирование нового смыслового поля требуют от профессионала решимости полностью изменить свою профессиональную траекторию, осуществить профессиональную переориентацию. Преимущественно стратегия полной перестройки системы ценностей приводит к смене профессии и уходу в новую профессиональную реальность.
Стратегии разворачивания ценностно-смыслового механизма переживания профессионального кризиса, лежащие между обозначенными полюсами, можно охарактеризовать как стратегии «сохранения себя в профессии».
Стратегия, построенная на снижении значимости ценностей (в некоторых случаях временном снижении), предполагает своеобразный тайм-аут в профессиональном развитии, который может выражаться, например, в уходе в семью (декретный отпуск), обращении к хобби или к тем аспектам педагогической деятельности, которые не связаны непосредственно с учебным процессом (воспитательная внеучебная работа и пр.).
Стратегия построения новой смысловой реальности вокруг существующей в сознании системы ценностей является, на наш взгляд, наиболее сложной, но при этом и наиболее продуктивной. Суть ее сводится к тому, что профессионал, сохраняя значимые для себя ценности, стремится найти им приложение в новых условиях. Он находит новые смысловые ориентиры профессиональной деятельности, выстраивает свое профессиональное настоящее и проектирует профессиональное будущее, тем самым выступая как активный субъект своего профессионального пути.
Из обозначенных выше стратегий разрешения профессионального кризиса личности наиболее конструктивными являются стратегии, которые обеспечивают сохранение личности профессионала, продуктивность его деятельности и благоприятный фон профессионального взаимодействия.
В контексте этого важным является организация психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности.
Цель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности – актуализация профессионально-психологического потенциала субъекта деятельности для конструктивного разрешения профессионального кризиса личности.
Функции психолого-педагогического сопровождения:
• информационное сопровождение процесса профессионального развития личности: выбора профессии, профессиональной адаптации, профессионализации и т. д., а также формирование компетентности в вопросах переживания личностью трудностей профессионального развития;
• помощь в самопроектировании личностью профессиональных сценариев и профессионального будущего;
• психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении профессиональных кризисов.
Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности заключается в формировании у нее способности самостоятельно находить ресурсы для разрешения кризисных ситуаций.
Реализация психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности основывается на методологических подходах, в качестве которых нами выделены системный, синергетический, контекстный, историко-эволюционный, феноменологический, а также принципах неустойчивого динамического равновесия как источника профессионального развития личности, детерминизма и индетерминизма, субъектности.
Системный подход заключается в изучении объекта как целого, состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного. Основной акцент делается на выявлении многообразных связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегратив-ными связями объекта. Кроме того, отличительной особенностью системы является то, что она обладает новыми, интегративными качественными характеристиками, не содержащимися в составляющих ее компонентах, на качественную характеристику системы в значительно большей степени влияет ее структура, чем собственно состав компонентов (В. Г. Афанасьев). Исследование переживания как системного явления позволит представить его как сложное составное и единое целое.
Синергетический подход используется в психологии при изучении открытых (обменивающихся веществом, энергией и информацией), нелинейных (многовариантных и необратимых в плане развития), саморазвивающихся (изменяющихся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующихся (спонтанно упорядочивающихся, переходящих от хаоса к порядку) систем. С позиций синергетического подхода профессиональное развитие – это нелинейный (многовариантный, необратимый), открытый («обменивающийся» энергией, информацией), неравновесный процесс. Вследствие этого не существует единственно верного универсального варианта переживания профессиональных кризисов личности.
Контекстный подход позволяет выделить профессиональный кризис из множества трудных ситуаций, переживаемых личностью в процессе своего становления, отделить его от возрастных кризисов. Изменения, которые происходят с личностью, связаны в ряде случаев с действием конкретных специфических ситуационных факторов, контекстом ситуации профессионального развития.
Историко-эволюционный подход исходит из необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и целевой детерминации развивающейся системы, предполагающей освещение вопроса: для чего возникает явление. Этот подход очень важен в контексте анализа сущности психологического сопровождения. Сопровождение базируется на анализе того, почему профессиональный кризис возник в жизни человека.
Обращение к феноменологическому подходу позволит рассматривать переживание как центральный психологический феномен профессионального кризиса личности. Поскольку важным предиктором продуктивного профессионального развития является осознание человеком смысла и значимости своей деятельности, самоопределение в ней, то утрата этого смысла неизбежно приводит к ситуации профессионального кризиса. Интерес к анализу смыслов профессиональной деятельности и профессионального развития, их поиску, способов видения и понимания человеком мира – центральный аспект феноменологической методологии. При этом успешное психологическое сопровождение профессионального развития личности возможно, если психолог имеет представление о том внутреннем образе профессиональной реальности, который есть у профессионала. Принятие этого внутреннего мира, признание его уникальности и очевидности и проектирование на этой основе помогающей деятельности возможно в случае использования особых методов качественного феноменологического исследования: интервью и анализа документации, самоотчетов, бесед.
Принцип неустойчивого динамического равновесия как источника профессионального развития личности постулирует идею о том, что исходным моментом профессионального развития является спектр индивидуальных противоречий и действий, при этом представление о возможном профессиональном будущем выступает решающим фактором продуктивного разрешения профессионального кризиса.
Принцип детерминизма и индетерминизма позволяет говорить о профессиональном развитии как о процессе, который в нормативно заданных ситуациях детерминирован упорядоченными внешними благоприятными факторами. Ситуация кризиса изменяет вектор развития, процесс профессионального развития приобретает индетерми-нированный характер, вследствие чего в профессиональной жизни возможны неожиданные поворотные события, открытие новых потенциальных возможностей, сценариев профессионализации, сложного составного и единого неделимого целого.
Принцип субъектности гласит, что продуктивное переживание профессиональных кризисов обусловлено развитой субъектностью личности, поэтому одна из главных задач психологического сопровождения – формирование у человека уверенности в том, что он субъект собственного профессионального пути.
Обозначенные принципы проектирования и организации психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности и подходы к ним позволяют определить содержание работы психолога в условиях кризисной ситуации, которая может возникнуть в процессе профессионализации.


2. Модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности

Мы придерживаемся идеи о том, что психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться в единстве трех направлений работы: информационного (формирование профессионально-психологической компетентности по проблеме переживания профессионального кризиса личности), диагностического (оценка потенциала личности и кризисной ситуации) и развивающего (актуализация и развитие профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивающего разрешение кризиса).
В связи с этим модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности включает следующие блоки: информационный, диагностический, развивающий.
Рассмотрим каждый из заявленных блоков.
Информационный блок состоит из четырех учебных элементов:
УЭ 1. Введение в проблему профессионального кризиса личности;
УЭ 2. Фазы кризисов личности;
УЭ 3. Факторы, детерминирующие кризисы;
УЭ 4. Показатели успешного преодоления профессионального кризиса личности.
Цель – формирование системы знаний о феномене профессионального кризиса личности, способах его преодоления и показателях успешности этого процесса.
Диагностический блок содержит перечень методик, предназначенных для изучения особенностей переживания профессионального кризиса личности (табл. 3).
Цель – диагностика ресурсов преодоления профессионального кризиса личности.

Таблица 3

Название методики

Цель

Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева

Выявление осмысленности, эмоциональной насыщенности жизни, целей, планов, способность контролировать свою жизнь

Диагностика Е. Б. Фанталовой «Изучение мотивации и внутри-личностных конфликтов»

Выявление степени рассогласованности между показателями «ценности» и «доступности» ведущих жизненных ценностей и, как следствие, вывод о наличии или отсутствии кризисных явлений

Психобиографическая   анкета Р. Норакидзе

Изучение особенностей профессионального пути, кризисов, особенностей их протекания и способов выхода из них

Дифференциальный тест рефлексивности (ДТР) Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина

Изучение особенностей системной рефлексии и ее компонентов (интроспекции, системной рефлексии и квазирефлексии)



Развивающий блок представлен в виде тренинга «Развитие навыков преодоления профессионального кризиса личности».
Цель тренинга – выработка умений конструктивного выхода из профессионального кризиса личности.


Задачи тренинга:
• формирование психологической готовности к осуществлению непрерывной самопрофилактической работы, взаимопрофилактика;
• создание условий для лучшего познания себя;
• разработка способов конструктивного выхода из кризиса в условиях деятельности;
• формирование у участников умения осознавать ситуацию кризиса.
Фазы тренинга: вводная, контакта, лабилизации, обучения, за
ключительная.
Каждая фаза предполагает выполнение упражнений (табл. 4, 5, 6, 7).
Цель вводной фазы – знакомство с целями тренинга,

рассмотрение особенностей профессиональной деятельности.
Цель фазы контакта – создание дружеской и творческой атмосферы, снижение уровня психологической защиты участников группы.
Таблица 4 Выполнение упражнений тренинга (фаза контакта)

Название упражнения

Инструкция

Комментарий

Моя любимая игрушка

У каждого в детстве была любимая игрушка. Хорошо, если мы о ней не забываем. Это связывает нас с миром детства, когда мы были самыми счастливыми. А помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Где она сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и о чувствах, которые вызвали эти воспоминания. Будьте предельно искренни и откровенны, поделитесь своими детскими радостями и огорчениями

Это упражнение настраивает на доброжелательное отношение друг к другу. Оно включает участников в атмосферу тренинга

Кем я хотел стать?

Вспомните, кем Вы хотели стать в детстве. Осуществилась ли Ваша детская мечта? Кем Вы сейчас работаете? Кто Вы по профессии?

Это упражнение способствует объединению команды

Таблица 5 Выполнение упражнений тренинга (фаза лабилизации)

Название упражнения

Инструкция

Комментарий

Кто Я?

Задайте себе вопрос: «Кто Я?» – и запишите ответ, который первым придет вам в голову. А теперь ответьте на этот вопрос еще раз, но по-другому, а теперь еще раз.
Подведите черту под этими тремя ответами и ответьте еще столько раз, сколько сможете найти подходящих вам существительных

Обычно на первом месте стоит самая привычная характеристика, то, как человек себя осознает. Продолжая список, человек начинает осознавать те характеристики, о которых он реже задумывается. А на последнем месте нередко оказывается та характеристика, к которой человек не знает, как относится, или относится плохо

Профессиональные качества

Выберите три человеческих качества, которые, по Вашему мнению, необходимы и важны в профессии. Ответьте на вопросы: на основании чего Вы судите о наличии этого качества у другого человека? как Вы определяете, есть ли у Вас это качество? Написав, участники обмениваются записями, читают их. Затем проводится обсуждение

Умение взглянуть на себя глазами другого человека, проверить привычные представления о себе, обратившись к анализу своих действий, поступков, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми – это путь к тому, чтобы сделать представления о себе как о профессионале более реалистичными

Карта желаний в профессии

На листе формата А4 необходимо нарисовать все самое важное и самое значимое в Вашей профессиональной деятельности, все, что Вы хотите и желаете. Причем все Ваши рисунки должны быть подписаны. У каждого желания, у каждой потребности должен быть свой рисунок. Во время обсуждения участники обмениваются представлениями о базовых жизненных ценностях и целях, выясняют место карьерных целей в жизни

Определение жизненных и карьерных целей и развитие рефлексивных умений. Рефлексивные умения занимают ключевую роль в преодолении кризисов профессионального развития


Цель фазы обучения – выработка умений конструктивного выхода из профессионального кризиса личности.
Таблица 6
Выполнение упражнений тренинга (фаза обучения)

Название упражнения

Инструкция

Комментарий

1                             2                                        3


Определение понятия «кризис»

Ведущий пишет на доске слово «кризис». Участники тренинга называют ассоциации, затем их записывают и распределяют по группам: положительные, отрицательные и нейтральные. Обсуждение, анализ ассоциаций

Определение понятия, общность толкования для всех участников

Чувства

Опишите, что Вы чувствуете, когда испытываете кризис. При обсуждении обратите внимание на то, какие слова были использованы, на их грамматическую основу

Есть несколько грамматических форм, помогающих человеку сохранять и усиливать свои психологические проблемы. Одна из них – это формулирование своих желаний, целей, опасений с использованием грамматической формы отрицания. Упоминание о себе в грамматической форме дополнения, обстоятельства или в страдательном залоге является еще одной особенностью речи, консервирующей проблему. Обозначение своих состояний и переживаний посредством существительных делает эти переживания устойчивее

Любящий взгляд

Один из участников выходит за дверь. Среди участников выбирается тот, кто будет смотреть на водящего любящим (варианты: равнодушным, заинтересованным, обиженным, ироничным, угрожающим и т. п.) взглядом. Участник должен по мимике и позе остальных участников догадаться, кто смотрит на него любящим или каким-либо другим взглядом. Обсудить, что помогло догадаться, как удалось изобразить взгляд

Успешная профессиональная деятельность напрямую связана с эмоциональной устойчивостью. Повышению эмоциональной устойчивости способствует высокий уровень эмоциональной культуры, включающий прежде всего эмоциональную гибкость (способность понимать чувства и адекватно выражать собственные чувства и эмоции)

Внутренний луч

 

 

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, «освобождаются» шея и грудь. Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получить внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Упражнение может применяться человеком для снятия утомления и обретения эмоциональной стабильности Данное упражнение также может использоваться для стабилизации эмоционального состояния


Вверх по радуге

 

Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4

Данное упражнение также может использоваться для стабилизации эмоционального состояния

Голова

Предлагаем упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения, связанные с головной болью. Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли

Многие профессии относятся к разряду стрессогенных. Как следствие, человек может испытывать перенапряжение, различные физические недомогания

Игры-формулы

Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз. При этом важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых Вами. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли. Формула 1. Уверенность в себе. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь».

Вполне вероятно, что у человека может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае рекомендуется использовать метод вербального самовнушения, широко апробированный Г. Н. Сытиным в психотерапевтической практике

 

Формула 2. Любовь к коллегам. «Я люблю своих коллег. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт для диалога со своими коллегами». Формула 3. Любовь к работе. «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом жизни». Формула 4. Спокойствие, стабильность. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». Формула 5. Уменьшение напряжения в процессе работы. «Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способен к огромным волевым усилиям»

 

Цель заключительной фазы – подведение когнитивных, эмоциональных итогов работы.
Таблица 7 Выполнение упражнений тренинга (заключительная фаза)

Название упражнения

Инструкция

Комментарий

Релаксация

Представьте себя на берегу моря. Обратите внимание на волны, наблюдайте их прилив и отлив. В это время Вы чувствуете, как Вы все больше и больше успокаиваетесь. Затем, когда Вы будете ощущать абсолютное спокойствие, покиньте берег

Упражнение помогает расслабиться, восстановить силы. Оно также может использоваться для снятия усталости и восстановления работоспособности. В конце тренинга каждый из участников высказывает свои впечатления от тренинга, задает вопросы. Затем тренер благодарит всех за работу и все прощаются

Представленная модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности позволит актуализировать внутренние ресурсы личности для конструктивного разрешения возникшей кризисной ситуации.
Итак, изучение вопроса о психолого-педагогическом сопровождении переживания профессионального кризиса личности позволило сделать ряд выводов.

1. Цель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности – актуализация профессионально-психологического потенциала субъекта деятельности для конструктивного разрешения профессионального кризиса личности.

2. Основными функциями психолого-педагогического сопровождения являются:

• информационное сопровождение процесса профессионального развития личности: выбора профессии, профессиональной адаптации, профессионализации и т. д., а также формирование компетентности в вопросах переживания личностью трудностей профессионального развития;
• помощь в самопроектировании личностью профессиональных сценариев и профессионального будущего;
• психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении профессиональных кризисов.

3. Психолого-педагогическое сопровождение переживания профессионального кризиса личности должно основываться на современных методологических подходах: системном, синергетическом, контекстном, историко-эволюционном и феноменологическом. Также в качестве методологического основания разработки и реализации психолого-педагогического сопровождения могут выступать принципы неустойчивого динамического равновесия как источника профессионального развития личности, детерминизма и индетерминизма, субъектности.
4. Модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности включает следующие блоки: информационный, диагностический, развивающий. Каждый из обозначенных блоков направлен на решение конкретной прикладной задачи: начиная с формирования профессионально-психологической компетентности личности в вопросах конструктивного разрешения кризиса и заканчивая формированием системы умений по его преодолению.
Источник: Н.О.Садовникова, Т.Б.Сергеева Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности Монография ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018, Екатеринбург

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.