Страница 2 из 2
2. Модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности
Мы придерживаемся идеи о том, что психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться в единстве трех направлений работы: информационного (формирование профессионально-психологической компетентности по проблеме переживания профессионального кризиса личности), диагностического (оценка потенциала личности и кризисной ситуации) и развивающего (актуализация и развитие профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивающего разрешение кризиса). В связи с этим модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности включает следующие блоки: информационный, диагностический, развивающий. Рассмотрим каждый из заявленных блоков. Информационный блок состоит из четырех учебных элементов: УЭ 1. Введение в проблему профессионального кризиса личности; УЭ 2. Фазы кризисов личности; УЭ 3. Факторы, детерминирующие кризисы; УЭ 4. Показатели успешного преодоления профессионального кризиса личности. Цель – формирование системы знаний о феномене профессионального кризиса личности, способах его преодоления и показателях успешности этого процесса. Диагностический блок содержит перечень методик, предназначенных для изучения особенностей переживания профессионального кризиса личности (табл. 3). Цель – диагностика ресурсов преодоления профессионального кризиса личности. Таблица 3
Название методики
|
Цель
|
Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева
|
Выявление осмысленности, эмоциональной насыщенности жизни, целей, планов, способность контролировать свою жизнь
|
Диагностика Е. Б. Фанталовой «Изучение мотивации и внутри-личностных конфликтов»
|
Выявление степени рассогласованности между показателями «ценности» и «доступности» ведущих жизненных ценностей и, как следствие, вывод о наличии или отсутствии кризисных явлений
|
Психобиографическая анкета Р. Норакидзе
|
Изучение особенностей профессионального пути, кризисов, особенностей их протекания и способов выхода из них
|
Дифференциальный тест рефлексивности (ДТР) Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина
|
Изучение особенностей системной рефлексии и ее компонентов (интроспекции, системной рефлексии и квазирефлексии)
|
Развивающий блок представлен в виде тренинга «Развитие навыков преодоления профессионального кризиса личности». Цель тренинга – выработка умений конструктивного выхода из профессионального кризиса личности. Задачи тренинга: • формирование психологической готовности к осуществлению непрерывной самопрофилактической работы, взаимопрофилактика; • создание условий для лучшего познания себя; • разработка способов конструктивного выхода из кризиса в условиях деятельности; • формирование у участников умения осознавать ситуацию кризиса. Фазы тренинга: вводная, контакта, лабилизации, обучения, за ключительная. Каждая фаза предполагает выполнение упражнений (табл. 4, 5, 6, 7). Цель вводной фазы – знакомство с целями тренинга, рассмотрение особенностей профессиональной деятельности. Цель фазы контакта – создание дружеской и творческой атмосферы, снижение уровня психологической защиты участников группы. Таблица 4 Выполнение упражнений тренинга (фаза контакта)
Название упражнения
|
Инструкция
|
Комментарий
|
Моя любимая игрушка
|
У каждого в детстве была любимая игрушка. Хорошо, если мы о ней не забываем. Это связывает нас с миром детства, когда мы были самыми счастливыми. А помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Где она сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и о чувствах, которые вызвали эти воспоминания. Будьте предельно искренни и откровенны, поделитесь своими детскими радостями и огорчениями
|
Это упражнение настраивает на доброжелательное отношение друг к другу. Оно включает участников в атмосферу тренинга
|
Кем я хотел стать?
|
Вспомните, кем Вы хотели стать в детстве. Осуществилась ли Ваша детская мечта? Кем Вы сейчас работаете? Кто Вы по профессии?
|
Это упражнение способствует объединению команды
|
Таблица 5 Выполнение упражнений тренинга (фаза лабилизации)
Название упражнения
|
Инструкция
|
Комментарий
|
Кто Я?
|
Задайте себе вопрос: «Кто Я?» – и запишите ответ, который первым придет вам в голову. А теперь ответьте на этот вопрос еще раз, но по-другому, а теперь еще раз. Подведите черту под этими тремя ответами и ответьте еще столько раз, сколько сможете найти подходящих вам существительных
|
Обычно на первом месте стоит самая привычная характеристика, то, как человек себя осознает. Продолжая список, человек начинает осознавать те характеристики, о которых он реже задумывается. А на последнем месте нередко оказывается та характеристика, к которой человек не знает, как относится, или относится плохо
|
Профессиональные качества
|
Выберите три человеческих качества, которые, по Вашему мнению, необходимы и важны в профессии. Ответьте на вопросы: на основании чего Вы судите о наличии этого качества у другого человека? как Вы определяете, есть ли у Вас это качество? Написав, участники обмениваются записями, читают их. Затем проводится обсуждение
|
Умение взглянуть на себя глазами другого человека, проверить привычные представления о себе, обратившись к анализу своих действий, поступков, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми – это путь к тому, чтобы сделать представления о себе как о профессионале более реалистичными
|
Карта желаний в профессии
|
На листе формата А4 необходимо нарисовать все самое важное и самое значимое в Вашей профессиональной деятельности, все, что Вы хотите и желаете. Причем все Ваши рисунки должны быть подписаны. У каждого желания, у каждой потребности должен быть свой рисунок. Во время обсуждения участники обмениваются представлениями о базовых жизненных ценностях и целях, выясняют место карьерных целей в жизни
|
Определение жизненных и карьерных целей и развитие рефлексивных умений. Рефлексивные умения занимают ключевую роль в преодолении кризисов профессионального развития
|
Цель фазы обучения – выработка умений конструктивного выхода из профессионального кризиса личности. Таблица 6 Выполнение упражнений тренинга (фаза обучения)
Название упражнения
|
Инструкция
|
Комментарий
|
1 2 3
Определение понятия «кризис» |
Ведущий пишет на доске слово «кризис». Участники тренинга называют ассоциации, затем их записывают и распределяют по группам: положительные, отрицательные и нейтральные. Обсуждение, анализ ассоциаций
|
Определение понятия, общность толкования для всех участников
|
Чувства
|
Опишите, что Вы чувствуете, когда испытываете кризис. При обсуждении обратите внимание на то, какие слова были использованы, на их грамматическую основу
|
Есть несколько грамматических форм, помогающих человеку сохранять и усиливать свои психологические проблемы. Одна из них – это формулирование своих желаний, целей, опасений с использованием грамматической формы отрицания. Упоминание о себе в грамматической форме дополнения, обстоятельства или в страдательном залоге является еще одной особенностью речи, консервирующей проблему. Обозначение своих состояний и переживаний посредством существительных делает эти переживания устойчивее
|
Любящий взгляд
|
Один из участников выходит за дверь. Среди участников выбирается тот, кто будет смотреть на водящего любящим (варианты: равнодушным, заинтересованным, обиженным, ироничным, угрожающим и т. п.) взглядом. Участник должен по мимике и позе остальных участников догадаться, кто смотрит на него любящим или каким-либо другим взглядом. Обсудить, что помогло догадаться, как удалось изобразить взгляд
|
Успешная профессиональная деятельность напрямую связана с эмоциональной устойчивостью. Повышению эмоциональной устойчивости способствует высокий уровень эмоциональной культуры, включающий прежде всего эмоциональную гибкость (способность понимать чувства и адекватно выражать собственные чувства и эмоции)
|
Внутренний луч
|
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, «освобождаются» шея и грудь. Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получить внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
|
Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Упражнение может применяться человеком для снятия утомления и обретения эмоциональной стабильности Данное упражнение также может использоваться для стабилизации эмоционального состояния
|
Вверх по радуге
|
Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4
|
Данное упражнение также может использоваться для стабилизации эмоционального состояния
|
Голова
|
Предлагаем упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения, связанные с головной болью. Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли
|
Многие профессии относятся к разряду стрессогенных. Как следствие, человек может испытывать перенапряжение, различные физические недомогания
|
Игры-формулы
|
Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз. При этом важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых Вами. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли. Формула 1. Уверенность в себе. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь».
|
Вполне вероятно, что у человека может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае рекомендуется использовать метод вербального самовнушения, широко апробированный Г. Н. Сытиным в психотерапевтической практике
|
|
Формула 2. Любовь к коллегам. «Я люблю своих коллег. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт для диалога со своими коллегами». Формула 3. Любовь к работе. «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом жизни». Формула 4. Спокойствие, стабильность. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». Формула 5. Уменьшение напряжения в процессе работы. «Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способен к огромным волевым усилиям»
|
|
Цель заключительной фазы – подведение когнитивных, эмоциональных итогов работы. Таблица 7 Выполнение упражнений тренинга (заключительная фаза)
Название упражнения
|
Инструкция
|
Комментарий
|
Релаксация
|
Представьте себя на берегу моря. Обратите внимание на волны, наблюдайте их прилив и отлив. В это время Вы чувствуете, как Вы все больше и больше успокаиваетесь. Затем, когда Вы будете ощущать абсолютное спокойствие, покиньте берег
|
Упражнение помогает расслабиться, восстановить силы. Оно также может использоваться для снятия усталости и восстановления работоспособности. В конце тренинга каждый из участников высказывает свои впечатления от тренинга, задает вопросы. Затем тренер благодарит всех за работу и все прощаются
|
Представленная модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности позволит актуализировать внутренние ресурсы личности для конструктивного разрешения возникшей кризисной ситуации. Итак, изучение вопроса о психолого-педагогическом сопровождении переживания профессионального кризиса личности позволило сделать ряд выводов.
1. Цель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности – актуализация профессионально-психологического потенциала субъекта деятельности для конструктивного разрешения профессионального кризиса личности. 2. Основными функциями психолого-педагогического сопровождения являются:
• информационное сопровождение процесса профессионального развития личности: выбора профессии, профессиональной адаптации, профессионализации и т. д., а также формирование компетентности в вопросах переживания личностью трудностей профессионального развития; • помощь в самопроектировании личностью профессиональных сценариев и профессионального будущего; • психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении профессиональных кризисов.
3. Психолого-педагогическое сопровождение переживания профессионального кризиса личности должно основываться на современных методологических подходах: системном, синергетическом, контекстном, историко-эволюционном и феноменологическом. Также в качестве методологического основания разработки и реализации психолого-педагогического сопровождения могут выступать принципы неустойчивого динамического равновесия как источника профессионального развития личности, детерминизма и индетерминизма, субъектности. 4. Модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности включает следующие блоки: информационный, диагностический, развивающий. Каждый из обозначенных блоков направлен на решение конкретной прикладной задачи: начиная с формирования профессионально-психологической компетентности личности в вопросах конструктивного разрешения кризиса и заканчивая формированием системы умений по его преодолению. Источник: Н.О.Садовникова, Т.Б.Сергеева Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности Монография ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018, Екатеринбург
|