На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения в сопровождении подростков
Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения в сопровождении подростков
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

В условиях личностно-ориентированного подхода приобретаемые подростком знания, умения и навыки являются не целью, а средством саморазвития и самореализации личности. При этом подразумевается такое отношение подростка к учению, при котором он проявляет активность, заинтересованность в процессе познания на основе внутренней мотивации, систематически и целенаправленно повышает свой образовательный уровень.
Личностное отношение к учению изменяет самосознание подростка, окрашивает приобретаемый школьником опыт личностным смыслом, содержание учебной информации и творческой деятельности входят в систему его ценностей, становятся его потребностью.

Ориентация на новые цели образования - компетенции - требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение личностно ориентированных развивающих технологий. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.
В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности.

«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму.

Конфуций

 

склонны запомяить

1.1. Активизация обучения как психологическая проблема

] Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке и образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Выделяют три уровня активности:
• Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов, социальных видеороликов и т.д.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Основные отличия форм и методов активного и интерактивного обучения от традиционных являются:

® принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;
® достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;
® Самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;
® создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
® непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающимися и обучающей системой;
® изменение роли воспитателя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;
® субъектно-субъектные отношения между воспитателем и ребенком как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения:

1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок - деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и др.);
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
3. Использование игровых форм;
4. Диалогическое взаимодействие;
5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.);
6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
7. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частичнопоисковый, творческий и др.);
8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.); 
9. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить...», «Для меня сегодняшний урок...», «Я бы сделал так ...», и т.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.);
10. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.);
12. Деятельностный подход в обучении.


Методы обучения можно условно разделить на традиционные и активные.

методы обучения

Таким образом, использование интерактивных форм и методов обучения в процессе учения с подростками способствует
- повышению мотивации обучения;
- повышению активности обучаемых;
- повышению эффективности процесса обучения;
- дает возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
- усиливает межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
- расширяет источники получения новых интересных знаний.

1.2. Классификация групп социального обучения

В настоящее время существует большое количество классификаций психологических и психотерапевтических групп.
Классификацию видов социально-психологического тренинга можно провести по трем ключевым критериям:
I. По принадлежности к ведущим психологическим школам. В данном случае выделяются тренинги бихевиористской, психоаналитической, гуманистической ориентации и др.
II. Г одфруа выделяет 2 основных подхода к организации тренинговых групп:
1. Психодинамический
2. Поведенческий
В психодинамический подход входят все тренинги, направленные на осознание людьми своих неадаптивных чувств, на выход бессознательного в групповой работе, можно сказать, что эти группы направлены на работу с сознательным и бессознательным через чувства, эмоции, потребности.
Поведенческий подход включает все группы, направленные на формирование нового адаптивного поведения и устранение неадаптивного поведения. В этих группах не рассматриваются чувства и эмоции, бессознательное, а сразу формируется новое поведение.
Психодинамический подход: гештальт-группы, психоаналитические группы, группы гуманистической направленности, группы встреч, Т - группа.
Поведенческая направленность: тренинги поведения, тренинги делового общения, тренинги управления конфликтом, тренинги коммуникативной компетенции, НПП - группы, танце-двигательная терапия, психодрама.
Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия. Многие утверждают, что психокоррекционная группа - это неструктурированное взаимодействие "здесь и теперь", при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.
Психокоррекционные группы можно разделить на 4 категории:
- группы решения проблем;
- группы развития межличностных навыков;
- группы личностного развития;
- терапевтические группы.
Основными параметрами классификации различных типов групп являются степень, в которой руководитель доминирует в организации группы и управлении её работой и то значение, которое придаётся эмоциональному стимулированию членов группы в противовес рациональному побуждению к работе.
Рассмотрим основные виды тренинговых групп:
1. Тренинг-группы (Т-группы) - это «душа» всей системы активной социально-психологической подготовки. В отечественной литературе опыт социально-психологического обучения отражен в публикациях Н.Н. Богомоловой, Ю.Н. Емельянова, Л.Н. Петровской и др. Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих общий потенциал обучения может быть сведен к следующим:
а) акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и анализируются по типу «здесь и теперь»;
б) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга, выступающих в качестве материала для анализа;
в) атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения относительно друг друга, а также получать в ответ на это «обратную связь» от других членов группы;
г) климат психологической безопасности, при котором обеспечивается индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений.
Немаловажную роль в группе играет обратная связь. Обратная связь в социально-психологическом смысле обозначает получение информации от окружающих о том, как они воспринимают наше поведение. Такая информация часто открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих его людей.
2. Группы обучения (S-группы). Данный вид групп сформировался как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя основные цели этих видов групп общие (изучение и понимание детерминант и моделей группового и индивидуального поведения «здесь и сейчас»). Группа обучения является британской по своему источнику и отражает иные концептуальные и структурообразующие положения. Так, в отличие от Т-групп в группах обучения (S-группах) одной из центральных является проблема власти, авторитета. Вопросы индивидуального отношения к авторитету здесь оказываются более значимыми и сложными, чем вопросы взаимозависимости. В основе групп обучения лежит бихевиоральная ориентация. Для исправления неадекватного поведения необходимо отучить человека от неэффективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции.
Одной из типичных методик тренинга является репетиция поведения. Участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой-либо ситуации. Моделирование может происходит как с помощью видеотехники, так и виде эпизода ролевой игры в группе. Затем наступает фаза репетиции, когда участник опробует новый тип поведения или его фрагмент. При этом руководитель помогает ему, подсказывает при необходимости или предоставляет обратную связь, то есть проводит инструктаж. Наконец, наступает фаза подкрепления, то есть поощрения за успешные действия в виде положительных реакций группы и руководителя или каких-нибудь наград. Существует возможность и отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания) - неодобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительного подкрепления.
3. Группы встреч (Е-группы). Термин “ Encounter” был введен Карлом Роджерсом. В начале 60-х они назывались «группами обучения сензитивности». Это комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько методов групповой работы, в том числе и метод Т-групп.
За Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов относительно человеческого существования: «как жить полноценно и испытывать более глубокие чувства?», их концепция более экзистенционально ориентирована.
М.А. Лиеберман, И.Д. Ялом и М.В. Майлс выделяют до десяти известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием «Группы встреч».
Рассмотрим несколько:
а) Гештальттерапия - стимуляция организмических процессов и побуждение участников к развитию осознания своего “Я” и продвижению к зрелости. Долговременная цель группы заключается в достижении каждым её участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. В гештальториентированной группе основной акцент делается на создании атмосферы повышенной эмоциональности, на понимании того, что говорит нам тело своими движениями, позами и жестами, многочисленными скелетно - мускульными изменениями как сигналами наших психических состояний. Лидер группы чаще всего помогает остальным членам группы разрешать свои внутренние конфликты посредством установления взаимосвязи между частями целостной психической организации человека.
б) Транзактный анализ - осознание членами терапевтической группы того, в пределах какого эго-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Структурный анализ даёт возможность членам групп представить и отделить друг от друга свои эго-состояния, а затем добиться доминирования Взрослого над Ребёнком. Понятие «транзактный анализ» предусматривает скорее исследование транзакций между различными состояниями «Эго» человека, как при психоанализе, нежели транзакции между индивидуумами. Выделяются и анализируются три состояния этого «Я» (Эго»): «родитель» - «ребенок» - «взрослый». «Родитель» репрезентирует авторитарные тенденции человека относительно себя и других людей. Человек в позиции «Ребенок», как правило, занимает зависимое, подчиненное положение относительно других. Наиболее оптимальным и здоровым психическим состоянием является позиция взрослого, умеющего занимать и отстаивать свое собственное мнение, организующего свои взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.
в) Метод «Эзален эклектик» разработан У. Шутцем и основан на использовании невербального поведения и невербальной коммуникации для обеспечения группового и личностного роста. В качестве теоретической основы этой работы выступает модель трехкомпонентной структуры человеческий межличностных потребностей, состоящая из потребности во включении в общность, потребности в контроле и потребности в близости и любви. Эти потребности одновременно являются и стадиями как личностного, так и группового развития. Люди учатся испытывать более разнообразные, более полные ощущения своего тела, более правильно воспринимать других людей. Лидер группы ориентируется на индивидуальные проблемы участников и на межличностные отношения в группе. Он активен и часто конструктивно вмешивается в процесс, чтобы помочь освободиться от его внутренних психических тормозов, выражающихся в его телесной организации.
г) Психодрама или ролевая игра, широко используется в качестве и самостоятельного метода. Особенность психодрамы состоит в импровизированном разыгрывании участниками процесса заданной проблемной ситуации, в ходе которой они исполняют различные роли персонажей ситуации. Кроме действенного осознания личных проблем данный метод дает возможность участникам практически отрабатывать и закреплять новые, более эффективные формы поведения в значимых ситуациях и условиях с наименьшей степенью риска получения психологической травмы. Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:
Дублирование: Здесь руководитель психодрамы группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. От своего лица он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии. Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако, оно может быть также провоцирующим, кон- фронтирующим и даже парадоксальным.
Зеркало: Здесь член группы - часто по просьбе руководителя - копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.
Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания другого (Ты) - когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль своей матери.
Также к числу техник психодрамы принадлежат также "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии). Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка.
д) Арт-терапия - является частной формой терапии творчеством и связана с визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).

1.3. Принципы воздействия и механизмы социального обучения

Сейчас используется термин психологическое воздействие, т.е. целенаправленный перенос движения информации от одного участника взаимодействия к другому. Понятие психологического воздействия связывают с понятием влияние + влияние -цель, воздействие -средство.
Сам термин психологического воздействия применительно к тренингу только отчасти правилен (С. Макшанов), т.к. само по себе воздействие не может быть целью тренинга, воздействие не во всех случаях предполагает изменения, иногда отсутствие воздействия оказывается более продуктивным. В большей степени подходит термин «преднамеренное изменение».
Основополагающие установки при организации занятий с применением методов активного социально-психологического обучения включают четыре основных принципа:
1. Принцип активности участников: в ходе занятий обучаемые постоянно вовлекаются в различные действия - выполнение устных и письменных упражнений, обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, наблюдение по за данным критериям за поведением участников ролевых игр и т.д. Особенно эффективны в достижении учебных и воспитательно-развивающих целей те упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции: в процессе занятий создаются такие ситуации, когда обучаемым необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности и принципы общения, взаимодействия и т.п. Исходя из этого принципа, руководитель занятия конструирует и организует такие ситуации, которые дают членам учебной группы возможность осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения и деятельности.
3. Принцип объективации поведения: особым образом организованная обратная связь, в том числе с использованием видеозаписей.
4. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов участников общения. Реализация этого принципа в тренинговой группе создает в ней атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.
Выделяют основные принципы социально-психологического воздействия в процессе обучения:
Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии предполагает:
- глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально- психологических особенностей его субъектов;
- определение конкретных задач влияния в соответствии с их личностными характеристиками;
- постоянный анализ итогов психологического воздействия;
- своевременное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенностей каждого конкретного объекта воздействия.
Принцип психологического воздействия в группе и через коллектив требует:
- приоритетно влиять на неформальных лидеров и руководителей группы или коллектива;
- определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех ее членов, и именно на них сосредоточивать фокус основного влияния субъекта воздействия;
- умело использовать силу группового мнения в интересах повышения эффективности воздействия;
- заставлять всех членов коллектива подчинять личные интересы общим;
- обеспечивать единство и сплоченность актива в действиях, способствующих воплощению целей осуществляемого на коллектив психологического воздействия.
Психологическое воздействие в процессе деятельности_предполагает, что в ее ходе влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно.
Принцип сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта предполагает осуществление непрерывного достижения целей психологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь в том случае, когда необходима его корректировка исходя из специфического проявления конкретных психологических особенностей людей, осмыслить которые заранее не представлялось возможным.
Принцип опоры на положительное или отрицательное в личности и группе требует изучать и учитывать прежде всего то, что может способствовать или препятствовать психологическому воздействию. Те или иные положительные или отрицательные характеристики личности или группы могут как затруднять воздействие, так и повышать его эффективность, что необходимо заранее принимать во внимание.
Принцип единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии предполагает:
- единство взглядов всех субъектов психологического воздействия на его задачи;
- достижение единства во всех элементах и содержании психологического воздействия;
- использование достижений современной науки в интересах повышения эффективности общего воздействия на различных людей и их группы;
- согласование линии психологического воздействия по отношению к отдельным людям;
- обобщение опыта по достижению согласованности и преемственности в психологическом воздействии в различных социальных условиях.
Главной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Все чисто психологические механизмы воздействия опосредованы этой деятельностью. Воздействие с помощью знаков, использование механизмов идентификации, рефлексии реализуются в ходе деятельности, в том числе учебной, в содержательном плане задаются ее характеристиками.
Традиционным для социальной психологии можно считать выделение следующих механизмов воздействия в процессе общения: заражение, внушение, убеждение и подражание. Все эти механизмы используются при применении методов активного социально-психологического обучения.
Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, а не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления их эмоционального воздействия. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. При заражении большая масса людей испытывает общее психическое состояние, кроме речевого воздействия используются иные средства (восклицание, ритмы и пр.).
При активном обучении может актуализироваться компенсаторная функция в условиях организации занятия руководителем при пассивности поведения обучаемых.
Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что человек принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Внушение вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательстве и логике, это преимущественно эмоционально-волевое воздействие. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе.
Внушение имеет одностороннюю направленность - это персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу. При этом внушение, как правило, носит вербальный характер.
Больше всего внушению поддаются дети, чем взрослые; люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием. Экспериментальными исследованиями выявлено, что решающим условием эффективности внушения служит авторитет суггестора (человека, осуществляющего внушение), поскольку он создает особый, доверительный фактор воздействия - доверие к источнику информации. Авторитетность суггестора выполняет функцию так называемой «косвенной аргументации», своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.
Как фактор внушения может рассматриваться предшествующая восприятию в общении заданная (или сложившаяся) социальная установка.
Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При убеждении выводы человеком, принимающим информацию, делаются самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие, ориентировано на формирование сознательной деятельности масс.
Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо.
Заинтересованность - это стремление получить определенную информацию, потребность осмыслить что-либо.
Убеждение - это также элемент культуры личности, неразрывно связанный с ее эмоциональной сферой и побуждениями к действию.
Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение - это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.
Согласно А. Г. Ковалеву, эффективность убеждающего воздействия достигается, если
а) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
б) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей воспи- туемого;
в) убеждение выглядит последовательным и доказательным;
г) оно содержит как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры;
д) опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
е) убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает.
Процесс убеждения - это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого.
Подражание относится к способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно внеколлективного поведения, хотя его роль в группах также достаточно велика.
Подражание - это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску.
Согласно Г. Тарду, подражания делятся на следующие виды: логические, внелогические, внутренние, внешние, мода, обычай и пр.
В результате подражания формируются групповые нормы и ценности. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются нововведения, которым подражают массы.
В группе подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существует два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае проблема подражания тесно смыкается с проблемой конформности, иными словами, с проблемой давления группы на индивида.
Подражание определяют и как механизм массового поведения, и как творческий механизм "психологического наследования".
По А. М. Агальцову же, подражание есть воспроизведение образа или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения.
Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.
Мода - это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений. Мода выполняет следующие функции:
- коммуникативную,
- интеракционную (согласования),
- компенсаторную.
Таким образом, рассмотренные социально-психологические механизмы воздействия являются каналами психического регулирования, используются ведущим при активном социально-психологическом обучении в той или иной мере. Эффективность их воздействия во многом определяется авторитетностью ведущего для обучаемых, уровнем его профессионально-психологической компетентности.

1.4. Понятие сопровождения, его методы и формы

Понятие «сопровождение» рассматривается в научной литературе неоднозначно:
- это специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъекта к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций (Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский);
- это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения проблем жизненного выбора (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына);
- деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (и подросткам) в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, личным и профессиональным самоопределением (Педагогический словарь).
Таким образом, под сопровождением, принято понимать метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. При этом, под субъектом развития понимается, как развивающийся человек, так и развивающаяся система.
Т.Н. Гущина определяет социально-психологическое сопровождение как целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, способствующее решению проблем самим обучающимся.
М.Р. Битянова определяет психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на успешное обучение и психологическое развитие ребенка в ситуациях взаимодействия.
Под социально-педагогическими условиями сопровождения понимается - специально организованная деятельность по созданию благоприятных условий социализации личности. К общим признакам социальнопедагогического сопровождения относится:
- непрерывность (педагогическое внимание, направленное на семью должно носить постоянный характер, так как только последовательное и выдержанное в течение значительного временного отрезка взаимодействие педагога и семьи может дать позитивный результат);
- целостность (деятельность социального педагога должна носить комплексный характер, выявлять затруднения и актуализировать процесс саморазвития родителей);
- гуманистическая направленность.
Шипицына Л.М. утверждает, что необходимо выстроить системное сопровождение, которое должно строиться поэтапно, по определенному алгоритму. Она выделила несколько основных этапов:
- диагностический (цель - осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения),
- поисковый (цель - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым),
- консультативно-проективный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы),
- деятельностный (достижение желаемого результата) и рефлексивный (этап осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы).
Психотехнологии - это совокупность способов, приёмов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности. Особенностью психотехнологий является их направленность на раскрытие и развитие позитивных личностных черт, на активизацию и реализацию их потенциала, на оптимизацию межличностных взаимоотношений.
Психологическое сопровождение представляет собой активное психологическое воздействие, направленное на развитие личностных и профессиональных качеств клиента.
Психологическое сопровождение включает следующие направления деятельности:
- диагностику,
- развитие и коррекцию,
- обучение, тренинги,
- профилактику,
- просвещение и консультирование.
Первым этапом в работе психолога в рамках психологического сопровождения является психологическая диагностика, целью которой является определение характера целостной социальной ситуации развития подростка, а также особенностей Я-концепции и показателей субъективного благополучия, его личностных и эмоциональных особенностей.
Диагностика нужна для отслеживания эффективности тех вмешательств, которые могут проводиться в рамках психологического сопровождения.
При выборе методов психологической диагностики можно исходить из следующих факторов:
- соответствие запросу и выявленной психологической проблеме, методы должны быть направлены на проверку выдвинутых диагностических гипотез;
- соответствие индивидуальным и возрастным особенностям обследуемого;
- достаточность для достижения целей в сочетании с экономичностью;
- уровень компетентности самого психолога.
Широко используется индивидуальное консультирование, которое включает в себя несколько этапов:
1) создание доверительных, откровенных отношений с родителями, особенно с теми, кто отрицает возможность и необходимость сотрудничества;
2) проводится по итогам всестороннего обследования ребенка;
3) коррекционная работа, предполагающая формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психологопедагогических знаний и представлений.
Психологическое сопровождение может осуществляться как в процессе индивидуальной, так и групповой работы с подростками.
При индивидуальной форме работы решающим фактором эффективности психологического воздействия является контакт психолога с клиентом, основанный на взаимном доверии, уважении, способность психолога к сопереживанию (эмпатии).
Г рупповая форма работы проводится, если группу составляют клиенты со сходными проблемами, связанными с проявлением ассертивности.
В групповой работе придерживаются принципа - не выносить за пределы группы обсуждение личных проблем членов группы. Соблюдение этого принципа должно способствовать установлению откровенных взаимоотношений между членами группы.
В условиях группового тренинга члены группы имеют возможность установления обратной связи и получения поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания. В процессе группового взаимодействия человек учится: учитывать потребности, мотивы, ценностные ориентации, личностные качества других людей; понимать важность наличия чувства быть принятым окружающими людьми; ценить их доверие.
К активным групповым методам в отечественной психологии принято относить:
а) дискуссионные методы,
б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые);
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства)
г) социально-психологический тренинг (позволяет активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дает ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров).
Основными методами работы с подростками могут быть:
- арт-терапия - специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
- игровая терапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
- сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
В социально-психологическом сопровождении подростков используются всевозможные методы и формы:
- наглядная пропаганда (стенды, листовки, выставки, буклеты),
- собрания, круглые столы (информация по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер),
- беседы, дискуссии и консультации (решение возникающих проблем),
- конференции (обмен опытом, интересами),
- анкетирование (опросы, интервью)
- дни открытых дверей (получение новой информации, расширение кругозора),
- организация клубов (по интересам),
- флешмобы, тематические квесты,
- организация деловых игр (выработка и закрепление определенных навыков, творческие задания, навыки принятия решений, ориентация в реальной обстановке и т.п.).

1.5. Возрастные психологические особенности подростков

Развитие подростка - это начало поиска себя, своего уникального «Я». Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны.
Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте.
Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.
В этот период подросток проходит великий путь - это путь становления индивидуальности: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать наибольшее значение, чем оценки взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей;
у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
Общая характеристика подросткового возраста отличаются следующими чертами поведения:
- эмоциональной неустойчивостью;
- резкими перепадами настроения;
- повышенным самолюбием;
- резкостью суждений;
- застенчивостью и неуверенностью в своих силах.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
У подростков появляются специфическая поведенческая реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.
Ключ к пониманию психологических перемен подростка - в смене интересов, в возникновении у него новых социальных потребностей, в отказе от увлечений и стремлений детства.
То, что вчера привлекало, становится сегодня неинтересным.
Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр.
В это время происходит большинство случаев неповиновения старшим, нарушения учебной дисциплины, пререканий с учителями, проявлений своеволия и упрямства. Возникает сходная с ранним детством ситуация: малыш ка
призничает, потому что устал, а мы наказываем его за неповиновение.
Схожесть подростков с 3- хлетним ребенком показана на рисунке.

трехлетки и подростки

К сожалению, в настоящее время некоторые увлечения подростков становятся вредными для их возраста: долгое времяпровождение за экранами компьютера или игровых автоматов может привести к психической депрессии подростка.
Именно в подростковой среде возникают основные проблемы, связанные с пустыми разговорами во дворах, в сети интернет, с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией, наркоманией, бродяжничеством.
У подростков появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой жертвой становятся самые близкие люди - родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность.
Подросткам свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Временами подросток ищет уединения, ему необходимо как-то осмыслить происходящее. Естественно некоторое отчуждение по отношению к родным и усиление тяги к сверстникам. Если в такие периоды настойчиво вызывать подростка на откровенность, то можно встретить враждебность, за которой скрывается подавленность и уныние.
Физическое возмужание подростка дает ему ощущение зрелости, но социальный статус его ни в семье, ни в школе не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельность. Подросток требует, чтобы все - и взрослые, и сверстники - к нему относились не как к маленькому, а как к взрослому; появляется желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей, определяются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подростки противоречивы. В семье они стремятся к своей независимости, праву поступать по-своему. А среди сверстников они соглашатели, проявляющие чрезмерную зависимость от чужого мнения.
Половое развитие властно заявляет о себе и накладывает отпечаток на поведение подростка. Появляется интерес к противоположному полу, повышается внимание к своей внешности. Подростки могут страдать от пониженной самооценки, придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами.
Г лавным стержнем подростковых переживаний является поиск смысла жизни. Нелегко ему на нравственном перепутье найти правильную, разумную дорогу. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на все его сомнения. Найдись нежелательный авторитет, поразивший подростка своим «знанием жизни», своей уверенностью, а порой и мнимой щедростью, криминальной псевдоромантикой, и он пойдет по дороге, ведущей к преступлению.
Наш выдающийся педагог В.А. Сухомлинский обобщил главные личностные черты подростка, показал, как можно их учитывать взрослым.
1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой. Погасите эмоциональный порыв, и вы получите холодного, расчетливого человека. Поэтому вслушайтесь в то, что волнует, тревожит подростка, не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от него.
2. Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Истина всегда дороже, если вы открыли ее сами. Еще в прошлом веке была известна педагогическая аксиома: плохой учитель сообщает истину, хороший
- открывает ее вместе со своим воспитанником. Подростки четко улавливают воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное. Альтернатива «виноват - не виноват» слишком упрощает дело. В жизни бывает немало ситуаций и обстоятельств, которые нельзя оценить однозначно.
3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребности к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду.
4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство влечений. «Мудрые» поучения старших - «не разбрасывайся», «думай только об учебе» - порождают лишь конфликт. Подростку очень важно найти свой путь, чтобы одно из увлечений стало призванием. Надо помочь подростку найти себя в труде, в увлечении творческой деятельностью.
5. В подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью. Если нет нравственной культуры, то можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы.
Психологические особенности подросткового возраста характеризуются противоречивостью во всем:
- с одной стороны подросток крайне болезненно относится к любой критике, но с другой - ждет общения с ним как с взрослым человеком.
- из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться иногда даже с повседневными обязанностями, но становятся более ответственными и способными на выполнение сложных дел.
- внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной душевной черствостью и порой даже с жестокостью.
- желание быть «как все» спорит с утверждением собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих.
- независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.
Факторами риска являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное социальное окружение.
Из вышесказанного следует, что подростковый период - время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка является формирование чувства взрослости, развитие самосознания.

Вопросы для аттестации по теме:
1. Уровни активности бучения.
2. Активные и интерактивные методы обучения.
3. Классификация групп социального обучения (тренинг-группы. группы обучения, группы встреч).
4. Принципы воздействия и механизмы социального обучения.
5. Понятие сопровождения, его методы и формы.
6. Возрастные психологические особенности подростков.
Источник: Славутская Е. В. Методы активного социально-психологического обучения в сопровождении подростков: учебное пособие / Е. В. Славутская. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - 121 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.