На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Методы арт-терапии в психологической реабилитации подростков с ментальной недостаточностью
Методы арт-терапии в психологической реабилитации подростков с ментальной недостаточностью
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Белозерская Ольга Валентиновна, аспирант факультета клинической и специальной психологии, кафедры специальной психологии и реабилитологии, МГППУ
Психологическая реабилитация молодых людей с ментальной недостаточностью представляет собой сложный системный процесс, требующий совместных усилий многих специалистов. В этом процессе арт-терапевтические техники являются во многом универсальным методом, потому что подходят для детей и подростков с различными проблемами, в том числе с речевыми трудностями, когда невозможен вербальный контакт.

На базе Региональной Общественной Организации содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья «Яблочко» нами была сформирована группа из четырех молодых людей со средней степенью умственной отсталости, трое из которых не владеют речью. Основным запросом со стороны родителей этих подростков было формирование готовности к групповому взаимодействию, потому что все четверо не посещали групповые занятия в «Яблочке», потому что не могли самостоятельно включаться или присоединяться к процессу любой деятельности, реализуемой в группе.
Таким образом, перед нами была поставлена задача включения молодых людей с ментальной недостаточностью в групповой творческий проект «Наш волшебный мир», для решения которой была разработана арт- терапевтическая программа. В данной программе под «арт-терапией» подразумевается изобразительная художественная деятельность с элементами игровой терапии и сказкотерапии.


Программа включает в себя четыре основных этапа.
На первом этапе происходит знакомство с молодыми людьми, сбор информации от родителей, наблюдение за поведением, выявление особенностей характера и предпочтений, которые позволяют обозначить тот психологический ресурс, на который будет опираться арт-терапевт в своей работе. На этом этапе проводится только индивидуальная работа в паре – молодой человек и арт-терапевт. Сначала рисует арт-терапевт, предлагая подопечному различные изображения, разные цвета, разные техники и сюжеты, в ожидании интереса и ответной реакции. В зависимости от того, что находит отклик у подростка, арт-терапевт недирективно предлагает ему включиться в процесс. Это может быть работа с цветовыми пятнами, отпечатками, совместное рисование линий, совместное рисование конкретных предметов или зверушек. Этот этап является чрезвычайно важным и может занимать от трех до десяти встреч, потому что именно в течение этих занятий устанавливается контакт между арт-терапевтом и его подопечным, вырабатывается ритуал встречи, осваивается арт- терапевтическое пространство, происходит знакомство с основными правилами занятий.
Второй этап программы так же предусматривает индивидуальную работу с каждым из ее участников. Здесь молодые люди осваивают простейшие приемы изобразительного искусства, которые одновременно развивают моторику и пространственные представления, разнообразные техники, которые в дальнейшем будут использованы в групповом творческом проекте. Каждый подросток переживает этот этап в своем темпе, в своем ритме, и со стороны арт-терапевта усиленное внимание уделяется именно тому, что получается лучше всего. При этом темы занятий становятся более единообразными – участники программы (по-прежнему каждый сам по себе, вместе с арт-терапевтом) учатся закрашивать фон, рисуют на нем снег, рисуют домики, раскрашивают их, вырезают, наклеивают на фон. Далее переходят к пространственно-объемным макетам: раскрашивают домики из коробочек, приклеивают их к «земле», «сажают» цветы и деревья, населяют дома пластилиновыми или глиняными героями. С каждым занятием арт-терапевт предоставляет подростку все большую и большую свободу, ведя его от подражания, через работу по образцу, к работе по вербальной инструкции, в которой сам арт-терапевт (своей кисточкой) уже не участвует.
Когда все участники программы в достаточной степени овладели предложенными приемами (степень «достаточности» определяется индивидуально, исходя из возможностей каждого участника программы), начинается третий этап программы – объединение по двое. На занятии присутствуют уже два молодых человека, участника программы, и арт-терапевт с ассистентом. На этом этапе ребята работают по одной заданной теме каждый на своем листе, но предлагая знакомые инструкции к выполнению задания, арт-терапевт провоцирует их к началу группового взаимодействия. Ассистент арт-терапевта здесь участвует в качестве «подопечного», выполняя то же самое задание и подключаясь к групповому взаимодействию, тем самым подавая пример участникам программы.
На четвертом этапе программы ее участники работают вместе в творческом проекте «Наш волшебный мир», в котором соединяют отработанные навыки и приемы изобразительного искусства на пространстве одного большого листа. Взаимодействуя друг с другом, наблюдая друг за другом, общаясь, они повторяют знакомые по индивидуальной работе задания. Они раскрашивают фон, домики из картонных коробок, расставляют домики по «земле», сажают деревья и цветы, рисуют дороги, лепят пластилиновых и глиняных героев. При этом арт-терапевт поощряет их к участию в том, что у ребят лучше всего получалось в индивидуальной работе. Один лучше всех раскрашивает домики, подбирая яркие красивые цвета, другой прекрасно вырезает, третьему нравится лепить (или составлять из заготовленных пластилиновых деталей) зверей. Вместе с участниками программы на данном этапе работают два ассистента арт-терапевта, которые подключаются к созданию макета по мере возникновения необходимости в помощи тому или иному участнику программы. На завершающем этапе – коллективное творение выставляется на общее обозрение, демонстрируется родителям, гостям, делаются памятные фотографии.

Безусловно, данная программа рассчитана не на один месяц работы, и ее темп достаточно трудно прогнозировать, так как она осуществляется строго с учетом индивидуальных особенностей каждого участника. Арт-терапевт сталкивается с тем, что темы занятий могут спонтанно меняться, на разных этапах программы каждый участник усваивает предлагаемые приемы со своей скоростью и на доступном ему уровне.
Программа «Наш волшебный мир» началась в Региональной Общественной Организации содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья «Яблочко» в октябре 2015 года. Занятия с ребятами проходят один раз в неделю, и к концу января 2016 года мы находимся в конце второго этапа индивидуальной работы с каждым участником и уже можем наблюдать значительные успехи ребят в освоении приемов изобразительного искусства, их интерес и желание к участию в программе.
Источник: Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 587 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.