Страница 1 из 7 ЧАСТЬ 1 АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ В последнее время все чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности, технологии Арт-терапии. Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Многие арттерапевтические технологии уже давно используются при работе с умственно отсталыми детьми. У таких детей могут наблюдаться сложности в осмыслении заданий, возникает тревога при попытках работы с новыми материалами, появляются реакции протеста. Вот почему им необходима индивидуальная помощь. Подробно о специфике работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития, можно ознакомиться в книге «Артпедагогика и Арттерапия в специальном образовании» [1]. Очень эффективны упражнения с элементами Арт-терапии при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепци, которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий. Представляют интерес арттерапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование арттерапевтические технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию. В первую главу данного пособия включены технологии, часто используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми и их родителями. Технологии могут использоваться как самостоятельно, так и быть включенными в коррекционные программы. Во второй главе описана арттерапевтическая авторская программа «Лабиринты Я», целью которой является содействие формированию позитивной Я-концепции у подростков «группы риска».
|