Страница 2 из 7
МНОГООБРАЗИЕ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Философия Арт-терапии Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством изобразительного творчества помогал психически больным людям выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу. В настоящее время понятие «Арт-терапия» имеет несколько значений: — совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; — комплекс арттерапевтических методик; — направление психотерапевтической и психокоррекционной практики; — метод. Современная Арт-терапия включает в себя следующие направления: — изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.; — имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию; — музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки; — сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды; — кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию и т. д. Существует несколько моделей Арт-терапии: эклектическая, интегративная, гуманистическая, медицинская, педагогическая. На наш взгляд, наибольший интерес представляет интегративная модель Арт-терапии, в которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений. В психокоррекционной практике Арт-терапия психологами рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, которые позволяют с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка (взрослого) осуществить коррекцию психоэмоциональных, поведенческих и других нарушений личностного развития. Сущность Арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекци-онном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в: — реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно—творческой деятельности; — актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; — создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении; — актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении. Функциями Арт-терапии являются: 1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний. 2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния. 3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки. В Арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности. Задачи Арт-терапии: 1. Адаптация имеющихся арттерапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной работы с детьми и их родителями. 2. Выявление особенностей и определение эффективности использования Арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми разного возраста и разными нарушениями личностного развития. 3. Разработка арттерпевтических технологий и коррекционных программ, обеспечивающих коррекцию различных нарушений у детей. 4. Гармонизация психоэмоционального состояния ребенка и его социальная адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик. Необходимо указать также преимущества метода Арт-терапии перед другими психокоррекционными методами. А. И. Копытин выделяет следующие из них: • Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый человек, будучи ребенком, рисовал, лепил, играл. Поэтому метод Арт-терапии практически не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе. • Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти, благодаря этому, путь к их решению. • Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между психологом (педагогом, социальным работником) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднениях в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета. - Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни. • Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. • Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений. • Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. • Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации: раскрытие широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире [2]. Анализируя данные преимущества, можно сделать вывод о «мягкости» арттерапевтических методов. По своему характеру Арт-терапия чаще всего является не директивной. Клиенту предоставляется максимальная степень свободы. Он становится «ведущим» арттерапевтического процесса, выражая себя в том стиле и тех формах, которые соответствуют его состоянию и потребностям. Основываясь на гуманистическом подходе, Арт-терапия преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства. Специфика использования Арт-технологий в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов. Ребенок приобретает чувственный опыт, развивается ощущение и восприятие. Через манипуляцию с предметами практические действия интериоризируются, переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, ребенок производит продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт. Особое значение Арт-технологий для развития дошкольника и младшего школьника заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт [3]. Для эффективного развития высших психических процессов очень важно развитие сенсорно-перцептивной сферы, моторики. Для решения этой задачи подходят такие технологии, как лепка из глины, соленого теста, пластилина; рисование «Волшебными красками»; «каракули»; игры с пальчиковыми куклами, изготовление таких кукол; составление мозаик, аппликаций и др. В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка, когда усваивается «язык» чувств. Изобразительные материалы являются лучшими помощниками для выражения своего эмоционального состояния и для обогаще- ния эмоционального мира ребенка. Здесь помогут следующие технологии: «Монотипия», «Волшебные краски», «Парное рисование», «Рисование истории», «Рисование фигуры» и др. Важно еще и то, что на занятиях с элементами Арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может порвать непонравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины, пачкаться изобразительными материалами, полностью закрасить свою работу и создать на ее месте новую и др. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения. Важной особенностью этого возрастного периода является также постепенное зарождение истинных мотивационных форм поведения, направленных на достижение успеха. При проведении индивидуальной или групповой форм коррекционно-развивающей работы важно подчеркивать успешность каждого ребенка, делать выставки работ, обсуждать с каждым ребенком особенности его индивидуального видения мира и т. д. Так формируется мотивация достижения успеха, которая необходима в дальнейшей жизни. В развитии Я—концепции появляется сложная и достаточно устойчивая система самовосприятия ребенка: осознание особенностей своего тела, своих физических возможностей, идентификация себя с определенным полом, восприятие себя как члена определенной социальной группы. Для этих целей можно использовать следующие Арт-техники: «Рисование фигуры», «Маски», «Грани моего Я», работа с соленым тестом и др. Так как ведущими факторами развития детей в-этом возрасте являются игра и общение со взрослыми и сверстниками, хорошо было бы использовать предложенные в данном издании технологии, «упаковывая» их в игровой контекст. При индивидуальной работе, используя изобразительные и другие материалы, можно тоже придумывать интересные игры, в рамках которых ребенку предлагается создать «Каракули», «Монотипию» или действующих лиц — кукол из соленого теста. При включении Арт-технологий в коррекционно-развивающие программы обязательно необходимо учитывать задачи, которые решает выбранная технология, наличие необходимых материалов (их должно быть достаточное количество), время. необходимое для ее проведения.
|