На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования - "Неполная семья"
Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования - "Неполная семья"
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования
Многообразие арттерапевтических технологий
«Монотипия»
"Парное рисование"
Грани моего "Я"
"Неполная семья"
Арттерапевтическая коррекционно-развивающая программа «Лабиринты Я»
Все страницы


«Неполная семья»
Задачи: развитие способности посмотреть на проблему с другой стороны, интеграция опыта, снятие психоэмоционального напряжения.
Необходимые материалы: карандаши, фломастеры, мелки, краски, кисти, стаканчик для воды, журналы, ножницы, клей, бумага.
Ход работы: эта технология проводится с членами неполной семьи. Каждому человеку предлагается лист бумаги и различные изобразительные материалы. Необходимо на бумаге изобразить все плюсы и минусы неполной семьи. Можно делить лист на равные части, можно создавать коллаж.
Когда работа закончена, необходимо рассказать о своей композиции, останавливаясь на каждом образе. Важно, чтобы высказался каждый член семьи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
Структура коррекционно-развивающего занятия с элементами Арт-терапии
Арт-терапевтические занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.
При индивидуальной форме работы, на каждом занятии разрабатывается какая-либо тема с использованием разных материалов и технологий. Здесь возможны 2 варианта:
1. Психолог предлагает темы для разработки, подобранные в соответствии с поставленной целью. Например, цель занятий — снижение уровня агрессивности подростков. Первой темой в данном цикле может быть тема «Изображение своего состояния». Ребенку предлагаются всевозможные материалы, с помощью которых он попытается выразить свое отношение к данной проблеме. Затем происходит обсуждение психологического состояния ребенка. Психолог выясняет что чувствует ребенок, когда приходит гнев, злость, что он хочет сделать в этот момент, как реагирует на изменение состояния и т. д.
Следующей темой может быть «Злость». Ребенок должен нарисовать данное чувство пибо вылепить его из теста или пластилина. Интересным вариантом было бы выражение его через музыку или пластику. Важно «познакомиться» со злостью, научиться распознавать ее и управлять ей. Логическим продолжением темы «Злость» будет тема «Способы выражения злости и гнева». Разрешается рвать и резать бумагу, депать шары и скульптуры из шаров, ломать пластилиновые поделки и другие способы выражения агрессии. Решению этой задачи нужно посвятить несколько занятий. Затем темы встреч должны быть посвящены самоисследованию, поиску внутреннего ресурса, гармонизации эмоционального состояния.
2. Учащимся предоставляется свобода выбора тем. Ребенок, который приходит на занятие, сам определяет, что он будет сегодня делать и какая проблема его интересует. Психолог выступает как лицо, сопровождающее процесс Арт-терапии и самовыражения, инициируя обсуждение продуктов деятельности.
Как же следует проводить обсуждение? J. Bowers предлагает следующие инструкции по обсуждению изобразительного материала:
• «Дайте клиенту рассказать о своей работе так, как он этого
хочет» — это основополагающее, «золотое» правило.
• «Попросите клиента прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы как персонажи». Следование этому плану поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы.
* «Попросите клиента описать работу от первого лица и, возможно, сделать это с каждым из элементов изображения. Клиент может построить диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами». Комментарии клиента могут касаться внешних или внутренних свойств предмета. Если ребенок вылепил из теста или пластилина какого—то героя, следует спросить: какую сказку он любит больше остальных, из нее ли этот герой, похож ли он на любимую игрушку, какой это персонаж — добрый или злой и т. д.
- «Если клиент не знает, что означает та или иная часть изображения, Арт-терапевт может дать объяснение, однако следует спросить клиента, насколько это объяснение представляется ему верным». Верность интерпретации проверяется как по вербальным, так и по невербальным реакциям клиента. Если объяснение не вызывает никакой реакции, оно неверно, либо клиент еще не готов принять его.
- «Побуждайте клиента фокусировать внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете он может что-то осознать». Необходимо учитывать, что цвета могут использоваться по- разному: отражать свойства объектов или отношение автора к этим объектам.
• «Старайтесь фиксировать особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания клиента. Используйте эти наблюдения для дальнейшего расспроса клиента либо, при сильном напряжении, для переключения на другую тему».
• «Помогайте клиенту осознать связь между его высказываниями о работе или ее частях и его жизненной ситуацией, осторожно задавая ему вопросы о том, что в его жизни происходит и как это может отражать его работа». * «Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке». Отсутствие той или иной части необязательно должно иметь символическую нагрузку. Важно, как объясняет это сам клиент. • «Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности, если есть основания для такого предположения». Если изображение не соответствует реальному образу, то это может быть изображение клиента с сильным Эго, уверенного в себе, либо нереалистический (идеальный) образ Я клиента со слабым Эго.
• «Просите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения». Необходимо спрашивать о самочувствии клиента в разные периоды работы, таким образом можно избежать многих защитных реакций.
• «Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых он готов». Хорошо, чтобы клиент почувствовал, что он сам контролирует процесс и его результаты.
• «Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые темы и образы». Со временем клиент будет готов увидеть в своих работах единые смысловые линии [6, с. 144]. Хотя арттерапевтическая работа с детьми и подростками чаще проводится с обсуждением, существует немало исследований, в которых доказывается, что эффект достигается без какой-либо вербализации.
Групповые формы арттерапевтической работы подразделяются на студийную, аналитическую и тематическую. Особенности этих
форм описаны в главе, посвященной специфике работы с подростками. Тематические групповые коррекционно-развивающие занятия частично директивны. Они имеют свою структуру (см. таблицу). Структура коррекционно-развивающего арттерапевтического занятия
Этап Цель этапа Содержание этапа
Разогрев Включение в работу. Индивидуальное, по-
Повышение тонуса труп- парное или коллектив-пы. Создание настроя на ное упражнение — про-коллективное творчество, стое, приемлемое для
всех. Может ритуализи-
___________________________________роваться.______________
Основное Приобретение нового Применение арттера-
задание опыта. певтических техник,
Освоение различных ма- направленных на разра-териалов. ботку какой-либо темы.
Возможность использования разнообразного изобразительного материала, костюма, музыкальных инструментов
___________________________________и др.______
Обсужде- Осознание проделанной Выставка работ, обсуж-ние работы, актуализирован- дение в парах, обмен
ных чувств. чувствами, сочинение
историй, стихов, назва-
___________________________________ний к работам._________
Заверше- Закрепление нового опы- Коллективные упраж-ние та, получение «группово- нения, позволяющие
го ресурса», обратной закрепить новый опыт и связи. получить «ресурс», повысить самооценку, улучшить эмоциональный фон. Медитатив-________________________ные техники.__________
С маленькими детьми встречи проходят 2 раза в неделю по 35 минут. С подростками и взрослыми — 1 раз в неделю по 60—90 минут.

Количество занятий определяется целями, которые ставит психолог, индивидуальными и возрастными особенностями детей. Как правило, программа содержит в себе не менее 7—12 занятий. Количество детей в группе от 4 до 12 человек, в зависимости от целей коррекционной программы. Группы, состоящие из старшеклассников или родителей, по количеству участников могут быть несколько больше.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.