На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования - "Парное рисование"
Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования - "Парное рисование"
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования
Многообразие арттерапевтических технологий
«Монотипия»
"Парное рисование"
Грани моего "Я"
"Неполная семья"
Арттерапевтическая коррекционно-развивающая программа «Лабиринты Я»
Все страницы

 

«Парное рисование»
Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.
Техника проводится в парах.
Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.
Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы должны лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам (что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне о том, что именно будут рисовать и т. д.).
Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
«Каракули»
Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения.
Технология проводится в индивидуальном и групповом режиме.
Необходимые материалы • карандаши или мелки, бумага.
Ход работы: ребенок свободно^двигает карандаш по листу бумаги без цели. Получается сложный «клубок» линий, в котором следует увидеть какой-либо образ и развить его. Затем нужно вы-
разить свои чувства и ассоциации в связи с этим образом, можно сочинить историю о нем.
Второй этап работы — трансформация полученного образа с помощью трех движений руки (3-х каракулей).
Создавая работу в групповом режиме, каждый по очереди должен рисовать каракулю, стараясь создать какой-то единый образ.
С маленькими детьми и детьми, имеющими слабо развитую моторику либо сенсорную депривацию, можно проводить рисование каракулей пальчиками, которые макаются в разную краску. Лучше в таких целях пользоваться жидкой гуашью.
«Рисование фигуры»
Задачи: осознание границ своего тела, развитие самоинтереса, формирование половой идентичности, повышение самооценки, снятие тревожности, формирование доверия, снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии и воображения.
Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.
Необходимые материалы: простой карандаш, стирка, краски, кисти (разного формата), баночки для воды, карандаши, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, ватман или обои.
Ход работы: ребенку предлагается постелить ватман или кусок обоев на пол и затем лечь на него так, чтобы психолог или другой '• ребенок мог обвести его силуэт карандашом. Затем каждый ребенок, используя любые материалы, заполняет фигуру содержанием. Это может быть какой-то наряд, костюм; автопортрет, дополненный вырезками из журнала (из чего же сделаны эти мальчишки, девчонки). Можно украшать фигуру, дополнять ее какими-либо
образами.
Далее следует сделать выставку фигур, прикрепив их скотчем к стене, и провести презентацию с последующим обсуждением.
Данная методика вводится в комплекс мер при работе с детьми, имеющими нарушения половой идентичности.


«Магазин» («Полки», «Страна» и др.)
Задачи: обучение через игру, развитие таких функций, как обобщение, классификация, развитие внимания, воображения и др.
Необходимые материалы: бумага, краски, кисточки, баночка для воды, карандаши, фломастеры или мелки, клей, ножницы,
Ход работы: Каждый ребенок получает лист бумаги с соответствующим заголовком, например: «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Обувной магазин» и др. Дети должны нарисовать либо вырезать из журналов соответствующие товары и заполнить ими свой листок.
При варианте «Полки» предлагается разлинованный лист с изображением полок и заголовком: «Полки в магазине», «Полки в мастерской плотника», «Полки в книжном магазине» и др. Ребенок заполняет их на своем листе в соответствии со своими представлениями. Он может рисовать, делать аппликацию либо вырезать образы из журналов.
При варианте «Страна» детям предлагается лист бумаги, на котором написано название страны: «Германия», «Индия» и т. д. Ребенок рисует все, что он знает об этой стране: флаг, герб, животных, которые там обитают, национальный костюм, какое-то известное сооружение, национального сказочного героя и др. Здесь так же можно использовать вырезки из журналов или аппликацию из цветной бумаги. Рекомендуется заранее рассказать детям о стране, а затем рисовать ее. Хорошей идеей, на наш взгляд, было бы создание программы путешествия по миру.
Apr-технологии в коррекционно-развивающей работе с подростками
Все чаще в последнее время психологами используются Арт-технологии в работе с подростками «группы риска», имеющими эмоциональные или поведенческие нарушения. Использование этих технологий в коррекционно-развивающей работе приводит не только к эмоциональному развитию или изменению моделей поведения ребят, но и улучшает их школьную успеваемость.
Специфика коррекционно-развивающей работы с подростками заключается в том, что развитие познавательных процессов очень часто опережает личностное развитие. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Характерны: резкая смена настроений, повышенная возбудимость, импульсивность, велик диапазон полярных чувств. Использование Арт-техяелогий позволит психологу расширить круг интересов подростка, поможет развить само-
сознание и получить новый опыт общения со сверстниками, что приведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.
Существуют различные варианты применения Арт-технологий при индивидуальной и групповой работе с подростками. При групповой форме проведения можно выделить студийную форму занятий и тематические группы. Студийная форма предполагает наличие постоянно действующей Apr-студии для подростков. Она может быть организована на базе кабинета психолога либо изо-кабинета. Режим работы студии — 1 раз в неделю по 1,5—2 часа.
В студии должны находится различные изобразительные материалы, магнитофон и набор аудиозаписей, куклы (перчаточные, марионетки и т. д.), элементы различных театральных костюмов, большое зеркало. Занятия в студии не предполагают постоянной группы и тем. Любому подростку разрешается прийти в студию, чтобы участвовать в ее работе. Тема определяется потребностями собравшейся группы. Можно работать и без общей темы, главным будет творческое самовыражение каждого участника группы.
Тематическая группа предполагает работу над определенной темой. Режим работы такой же: 1 раз в неделю по 1,5—2 часа. Работа над темой предполагает от 5 до 12 встреч (занятий, сессий). Тема определяется психологом и ее разработка должна быть направлена на решение конкретных задач. Так, задачами занятия по теме «Лабиринты Я» будут: рефлексия Я-схем подростка; развитие самоинтереса, повышение самооценки, реабилитация Я-концепции подростка; формирование мотивации на саморазвитие и самореализацию и др. Для проработки темы могут использоваться различные Арт-технологии: «Коллаж», «Герб и символ», «Маски», «Метафорический автопортрет» и др. Следует вводить элементы драматерапии, сказкотерапии, танцевально-двигательной терапии и др.
Рекомендуются техники Арт-терапии, направленные на решение задач развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы и др*. Примером тому является авторская программа «Лабиринты Я», представленная во второй главе данного пособия. Желательно проводить комплексные занятия, характеризующиеся сочетанием нескольких технологий, т. к. они более эффективны.
«Коллаж»
Задачи: развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я~схем», развитие креативности.
Необходимые материалы: журналы, газеты, ножницы, фломастеры, клей, бумага.
Ход работы: необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему.
Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами. Темы могут быть различными, но в контексте данной работы наиболее интересны темы «Грани моего Я», «Я глазами разных людей», «Я глазами родителей», «Я глазами учителей», «Реальное Я — Идеальное Я» и т. д. Допускается проведение этой работы как в индивидуальном, так и в групповом режиме.
По окончании работы каждый коллаж должен быть назван и представлен. Психолог получает достаточно большое количество информации о каждом подростке или о всей группе, если работа групповая. Во-первых, появляется возможность отследить стратегии взаимодействия подростков в группе в процессе деятельности, определить социальный статус подростка. Во-вторых, анализируя коллаж, делаются выводы об уровне развития Я-концепции подростка, ее полярности, степени выраженности тех или иных качеств. Часто у подростков с негативной Я-концепцией в коллаже присутствует тема разрушения. Негативного намного больше, чем позитивного, поэтому при обсуждении работ ребята начинают со своих отрицательных черт, не зная, что сказать о положительных.
Эту технику можно использовать самостоятельно, а можно включать в различные коррекционные программы. Целью является рефлексия составляющих Я.
«Маски»
Задачи: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего Я и принятие различных его сторон, повышение самооценки.
Необходимые материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, ножницы, журналы, газеты, цветная бумага.
Ход работы: подросткам предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Маска для родителей», «Маска для друзей», «Персона», «Тень» и др. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта. Затем, используя краски, карандаши, журналы и др., маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап — маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления. Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала маска, будучи одетой на партнере. «Хозяин» маски должен рассказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску на другом человеке и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.
«Метафорический автопортрет»
Задачи: развитие интереса к себе, осознание различных ролей и развитие гибкого ролевого поведения, формирование эго-иден-тичности, развитие креативности.
Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши, фломастеры, журналы, ножницы, клей, цветная бумага.
Ход работы: необходимо представить себя в виде какого-нибудь предмета или животного, которым подросток себя ассоциирует. Можно нарисовать с одной стороны листа предмет, а с другой — животное либо растение. После создания образа необходимо рассказать о нем от первого лица либо придумать историю (сказку), в которой бы рассказывалось о том, кто он, как его зовут, что он любит и что не любит и т. д.
Далее разрабатывается и разыгрывается сценарий, в котором должны участвовать все эти герои.
«Герб и символ»
Задачи: интеграция «Я-схем», повышение самооценки, формирование культурной идентичности, развитие креативности.
Необходимые материалы: бумага, картон, ножницы, клей, цветная бумага, фольга, краски, карандаши, журналы, пластилин, соленое тесто.
Ход работы: подросткам предлагается из бумаги, пластилина или соленого теста изготовить символ или герб, отражающий как можно полнее свойства его личности. Следует привести примеры известных в истории гербов и символов, рассказать о смысле включенных в гербы образов.
После выполнения этого задания необходимо провести обсуждение. Каждый подросток должен представить свой герб или символ, расшифровать образы, включенные в него. Можно сделать выставку гербов и символов.
«Вырезанные формы»
Задачи: развитие воображения, актуализация чувств и снятие эмоционального напряжения.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, фломастеры, мелки, краски, кисточки, баночка для воды.
Ход работы: ребятам предлагается на листах бумаги начертить какую-нибудь фигуру, затем вырезать ее и создать на ней изображение. Затем рисуется другая фигура, которая тоже заполняется изображением. Когда у каждого есть по 2 готовые фигуры, можно сделать выставку фигур с последующим обсуждением. Ребята должны ответить на следующие вопросы:
— зависит ли содержание созданного образа от формы фигуры;
— на какие размышления наводит форма фигуры и т. д.
«Дневные события»
Задачи: актуализация чувств, связанных с каким-либо событием; дистанцирование от события с целью взглянуть на него с другой стороны; накопление положительного опыта; снятие психоэмоционального напряжения.
Необходимые материалы: журналы, фотографии, ножницы, клей, бумага, цветная бумага, фольга, краски, кисти, баночка для воды, карандаши, фломастеры, мелки.
Ход работы: подросткам предлагается определить, события какого дня они хотели бы восстановить в памяти, а затем передать их содержание на бумаге с помощью изобразительных материалов. Важно вспомнить людей, участвующих в этих событиях, обстановку, детали. Когда эта работа будет завершена, нужно провести обсуждение и сделать выставку поделок.
Ребята узнают тему занятия заранее и приносят из дому материалы, которые можно будет использовать в работе (фотографии, журналы и др.).
Таким образом, подростки снова смогут пережить свой прошлый опыт, негативный или позитивный, абстрагироваться от него, осуществить контроль за своими чувствами, актуализирующимися в процессе работы. Кроме того, ребенок может проиграть события того дня, используя метод драматизации: побывав в разных ролях, у ребенка появляется возможность взглянуть на ситуацию с разных точек зрения.
В конце необходимо обсудить в группе возможные варианты тех «дневных событий».
«Окружающая среда»
Задачи: осознание своих телесных границ, причинно-следственных связей человека и среды, социальная идентификация, развитие вариативности мышления.
Необходимые материалы: журналы, фотографии, ножницы, клей, бумага, цветная бумага, фольга, краски, кисти, баночка для воды, карандаши, фломастеры, мелки.
Ход работы: подросткам предлагаются журналы, в которых необходимо выбрать понравившуюся фигуру человека и вырезать ее. Эта фигура приклеивается на лист бумаги и вокруг нее создается окружающая среда (предметное пространство или пейзаж). Затем проводится выставка и обсуждение.
«Автопортрет»
Задачи, психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции, развитие саморегуляции и самоуправления.
Необходимые материалы: бумага, обои, ватман, краски, кисти, стаканчик для воды, журналы, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, фольга, пластилин, соленое тесто или глина, ветошь для вытирания рук, материалы для изготовления марионетки (даны ниже).
Ход работы: подросткам предлагается, используя различные материалы, создать свой автопортрет. Существует несколько вариантов такой работы:
• Обвести свою фигуру на ватмане или куске обоев, затем дорисовать автопортрет. Можно использовать для заполнения фигуры разные материалы, придумывать оригинальную одежду, отражающую внутренний мир подростка, отобразить в рамках силуэта свои ощущения в разных частях тела и др.
• Нарисовать шарж на себя с преувеличением тех черт, которые не нравятся в себе. Рекомендуется сделать изображение в полный рост, используя при этом различные материалы.
• Вылепить из соленого теста, пластилина или глины свой автопортрет, фигуру или маску. Перед работой над маской подросткам предлагается закрыть глаза и медленно исследовать руками свое лицо, стараясь запомнить его особенности, а затем приступить к лепке. Можно усложнить это упражнение. Для этого подросткам предлагается вылепить свой автопортрет с закрытыми глазами.
• Изготовить изображающую подростка марионетку, для чего каждому ребенку понадобятся следующие материалы:
— два куска ткани размером 50x50 см для верхнего платья и 70x70 см для нижнего платья (брюк);
— футляр от киндер-сюрприза как основа для головы;
— четыре-пять мелких предмета: бусинки, кнопки, скобки, бисер и т. п. Эти предметы помещаются в футляр от киндер-сюрприза. Каждый предмет наделяется качеством, которого у подростка нет, но хотелось бы иметь или развить в себе (эффект «мозгов» Страшилы из сказки «Волшебник изум-
рудного города»). При движении марионетки мелкие предметы в футляре будут шуметь, создавая тем самым эффект действия заложенных качеств, их присутствия;
— вата для головы и рук;
— чулок для головы и рук;
— нитки, мочалка, магнитная лента от аудиокассеты либо что-то другое для изготовления волос;
— пуговицы или клеящаяся бумага для глаз и рта;
— нитки типа ирис для «подвязывания» марионетки;
— 2 иглы (маленькая и большая), ножницы, клей;
— украшения для марионетки.
Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от киндер-сюрприза (с начинкой из мелких предметов) плотно оборачивается ватой. Если у куклы должна быть большая голова, значит ваты понадобиться побольше. После того, как основа головы готова, она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на «затылке» куклы. Затем поверх облицованной основы голова снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т. д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.
Костюм куклы (верхнее платье) шьется из цветной красивой ткани. В середине ткани делается надрез, куда продевается «шея-хвостик» куклы. Далее ткань расправляется и пришивается к «шее» куклы.
Для изготовления нижнего платья рекомендуется взять ткань размером 70x70 см. В середине кусочка нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее «хвостик», к которому уже пришито «верхнее платье». Далее «нижнее платье» тоже пришивается к «шее» куклы.
Руки куклы изготавливаются из той же ткани, что и лицо. Из нее нужно вырезать два квадрата размером 7x7 см. В центр этой заготовки кладется вата. Затем квадрат связывается узелком, в результате чего получается «кулачок» куклы. Для того, чтобы пришить руки, нужно положить куклу на стол, разложить «верхнее платье» треугольником и, слегка подвернув ткань в двух верхних углах вовнутрь, пришить туда руки.
Когда костюм куклы готов и руки вшиты, следует подумать об украшении куклы: сделать ей прическу (нитки, магнитная лента, мочалка и др.), дополнительные детали костюма — все, что подскажет воображение изготовителей куклы.
Когда кукла будет полностью готова, ее нужно «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается насквозь в области висков. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12—15 см, чтобы ребенку было удобно ей управлять. Концы нити связываются. Подвязать руки можно следующим образом: один конец длинной нити привязывается к запястью правой руки куклы, а другой — к левому запястью. Кукла готова.
Следующим этапом будет обучение подростка управлять марионеткой. Учась управлять ей, он учится управлять собой.
Готовые марионетки потом будут использоваться для импровизаций как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Когда автопортрет (марионетка, шарж или др.) готов, можно провести выставку с обсуждением:
— что получалось, а что нет;
— понравилось ли работать над созданием автопортрета;
— какие качества в себе нравятся, а какие нет и т. д.
С художественной точки зрения, основа работы над автопортретом —- осмысление художником своего духовного склада, постижение характера, своих привязанностей и склонностей, достоинств и недостатков, воззрений на мир, человека, природу. Момент создания автопортрета — итог самопознания [4].



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.