Педагогические технологии
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

План лекции
1. Классификация педагогических технологий.
2. Технология проблемного обучения.
3. Личностно-развивающее обучение.
4. Информационные технологии обучения.

1. Классификация педагогических технологий

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция обучающегося в образовательном процессе, отношение к нему со стороны педагога. Здесь выделяется несколько типов технологий.
1. Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией учебной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
2. Высокой степенью невнимания к личности отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидакто-центрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
3. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность учащегося в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще
антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманноличностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
4. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к учащемуся, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
5. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ученика. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, со-творчества.
6. Технологии свободного воспитани я делают акцент на предоставление свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере жизнедеятельности ученика. Осуществляя выбор, последний наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
7. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знаний - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ученик) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного
обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
1. Массовая (традиционная) технология, рассчитанная на усредненного ученика;
2. Технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
3. Технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
4. Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто, тифло-, олигофренопедагогика);
5. Технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой системы образования
Названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая
объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.
По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:
1. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильина и др.
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.
3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.
4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.
5. Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития подростка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.
6. Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка.
7. Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончаровк, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).


2. Технология проблемного обучения


Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи (1859-1952).
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного
конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога,
подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.


3. Личностно-развивающее обучение


Личностно-развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистрвега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение учитывает и использует
закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов Д.Б. Элъконина (1904-1984) и В.В. Давыдова (1930-1998), который занимался изучением
значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.
Содержание и методы обучения в начальной школе преимущественно ориентированы на формирование у
школьников основ эмпирического мышления, с точки зрения развития детей они не эффективны. Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями.
С конца 1950-х гг. XX в. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся.
Основу системы обучения по Л.В. Занкову (1901-1977) составляют следующие взаимосвязанные принципы: принцип обучения на высоком уровне трудности; принцип ведущей роли теоретических знаний; принцип осознания школьниками процесса учения; принцип работы над развитием всех учащихся; принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.
При личностно-развивающем обучении, обучение рассматривается как одна из сторон образовательного процесса, направленного на развитие личности, которая обладает сформированным мировоззрением, ценностями и качествами, позволяющими найти свое место в мире, обогатить и реализовать свой потенциал. С этих позиций основной акцент в обучении делается на том, насколько этот процесс способствует:
- целостному развитию учащегося: познавательной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационной и других сфер личности;
- формированию позиции субъекта деятельности и субъектных качеств (активности, инициативы, ответственности, рефлексивности, самостоятельности, саморегуляции), позволяющих достигать цели, решать жизненные проблемы;
- становлению мировоззрения, нахождению учеником собственных жизненных смыслов и значимых целей;
- формированию готовности к дальнейшему самообразованию и саморазвитию
- самовыражению, самореализации личности.
Учебный предмет и учебный материал в данном подходе рассматриваются как «повод и тема для встречи», диалога учителя и ученика, как возможность для продвижения в понимании мира и самого себя, как средство развития способностей и личностных качеств, как сфера самовыражения ученика, формирования и проявления отношения к изучаемым объектам, явлениям, деятельности.


4. Информационные технологии обучения


Информационная технология обучения -это совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.
К ним относятся:
- учебные базы данных;
- электронные библиотечные системы;
- тестовые и контролирующие программы и другие компьютерные средств, позволяющие хранить, передавать учебную информацию и проверять правильность ее усвоения обучающими;
- компьютерные тренажеры;
- компьютерные лабораторные практикумы и др.
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
а) предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;
б) целью процесса является получение информации;
в) средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
г) процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
д) критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
Основу информационных технологий составляют три технических достижения:
- появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях;
- развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и в расстоянии, широкий охват населения средствами связи;
- возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.
Информационные технологии делятся на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие.
Сберегающие экономят труд, время, материальные ресурсы.
Рационализирующие улучшают автоматические системы поиска, заказа и т. п.
Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в систему переработки и использования информации. Примером может служить технология организации телеконференций, на которых может осуществляться «мозговой штурм» определенной проблемы с использованием баз данных, вычислительных средств, моделирования и т. п.
Внедрение информационных технологий обучения способствует:
- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с
учетом уровня подготовленности, способностей,
индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера;
- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
- усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению
- изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и их досуга.
Ведущей задачей информатизации процесса обучения сегодня выступает формирование информационной культуры
личности, выступающей как совокупность знаний и навыков об основных методах представления знаний вместе с умениями применять их на практике для решения и постановки содержательных задач. Информационная культура
подразумевает также умение ученика адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей
совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению, компьютерную грамотность.


Вопросы и задания для самоконтроля.
1. В чем сущность педагогической технологии?
2. Назовите основные признаки педагогической технологии.
3. В чем сущность технологии проблемного обучения?
4. Охарактеризуйте личностно-развивающее обучения.
5. Каково на ваш взгляд значение информационных технологий в современном образовательном процессе?


Рекомендуемая литература.
1. Левитес Д.Г. Педагогические технологии: учебник. - М.: издательство «Инфра-М», 2017.
2. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательсткий центр «Академия», 2014.
3. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / С.А. Герасимов, И.З. Сковородкина.— Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .

Источник: Брыкин, Юрий Вадимович. Педагогика: краткий курс лекций : учебное пособие / Ю. В. Брыкин, Д. Ю. Фролочкина. — Казань : Бук, 2018. — 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.