На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагогическая психология (М.В.Зубакин) - Практические занятия №4 - №8
Педагогическая психология (М.В.Зубакин) - Практические занятия №4 - №8
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Педагогическая психология (М.В.Зубакин)
Практические занятия №4 - №8
Все страницы

 


Практическое занятие № 4.
Целеполагание и планирование в педагогической деятельности


Основная задача - усвоение студентами технологии целеполагания и планирования педагогической деятельности. В случае содержательного подхода к обучению студенты учатся ставить цели. Умение ставить цель и планировать действия является ключевым в саморегуляции и организации профессиональной деятельности.


Упражнение № 1. Формулировка целей (диагностика умения студентов)
Вначале студентам предлагается индивидуально сформулировать цель, которая может быть связана с образованием в рамках вуза или за этими рамками. Однако желательно, чтобы цель была связана с обучением каким-либо навыкам, формированием представлений о чем-либо, развитием тех или иных способностей. Цель может быть сформулирована на глобальном уровне (например, цель обучения в университете), либо на локальном уровне (например, цель конкретного упражнения или учебного задания). После того как студенты сформулировали цель индивидуально, в парах или тройках они обсуждают цели друг друга. Итогом этого обсуждения является обратная связь друг другу о том, насколько ясна, понятна, обладает мотивирующим эффектом сформулированная цель.
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов.


Мини-лекция «Цель и постановка целей»
Постановка цели является ключевым аспектом для организации и управления любой деятельностью. Педагогическая деятельность не является исключением. Более того, цель является ключевым элементов самой деятельности как таковой. Без цели сложно говорить о деятельности. Даже за импульсивным поведением или непроизвольной активностью стоят цели, просто часто не осознаваемые индивидом. Однако в контексте курса нас интересуют только цели, которые можно осознавать и использовать в управлении процессом педагогической деятельности. Кроме того, пока мы рассматриваем идеальную ситуацию, в которой педагог и обучающийся действуют в соответствии с основным требованием деятельности. То есть педагог учит, а обучающийся - учится.
В педагогике принято подразделять педагогическую деятельность на деятельность педагога и деятельность обучающегося. Они совпадают по времени и в чем-то похожи. Вместе с тем цели педагога и учащегося совпадают лишь частично. Основная цель педагога - научить или создать условия для того, чтобы его подопечный чему-то научился. Основная цель обучающегося - получить знания, овладеть навыками и сформировать определенные представления об учебном предмете.
Цель всегда представляет собой образ будущего результата деятельности или действий. Этот образ может быть ясным и четким, а может быть неясным, размытым. Он может быть связан с какими-либо материальными предметами и объектами, которые можно увидеть, услышать, пощупать, осязать. А может быть связан с идеальными предметами и объектами - знаниями, представлениями. И в том и другом случае преподаватель должен уметь формулировать образ будущего результата обучения, т. е. цель своей деятельности и отдельных действий.
Одним из инструментов эффективной формулировки целей является алгоритм целеполагания. Он состоит из двух шагов.
На первом шаге описывается и анализируется актуальная педагогическая ситуация. Кроме того, в ходе диалога проясняются запросы субъектов педагогического процесса (обучающихся, их родителей, преподавателей, администрации). Для того чтобы проанализировать ситуацию, студенты могут воспользоваться схемой анализа ситуации, которая была предложена на предыдущем занятии, или одним из методов, который применяется в управлении (например, методом SWOT-анализ).
На втором шаге формулируется цель при помощи техники SMART. SMART - аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов, в переводе на русский язык означает «умный». Каждая буква из аббревиатуры означает критерий, которому должна соответствовать формулируемая цель (табл. 6).


Критерии цели SMART и их расшифровка


Таблица 6

SMART

Критерии цели

Specific

Конкретная (что делать?)
Задача должна быть предельно конкретна, чтобы Вы и другие люди, вовлеченные в процесс ее выполнения, предельно точно ее понимали.

SMART

Критерии цели

Measurable

Измеримая (как я узнаю, что справился?)
Задача должна содержать критерии, которые позволяют определить, выполнена она или нет. Отсутствие таковых затрудняет объективный контроль результатов. В качестве критериев достижения цели (реализации задачи) могут быть использованы следующие параметры:

  1. процентное соотношение (повышение оценок на ...%)
  2. частота происходящего (количество жалоб, нарушений, повторных действий и т.д.)
  3. средние показатели
  4. время (достижение показателей за определенный срок)
  5. соответствие стандартам

Achievable

Достижимая (есть ли у меня все необходимые ресурсы?) Сотрудник должен реально обладать ресурсами, необходимыми для достижения результата. Такими ресурсами являются: знания, навыки, оборудование, финансы, время, полномочия и т.д.

SMART

Критерии цели

Relevant*

Значимая (почему это важно?)
Человека достаточно сильно мотивирует понимание смысла работы, а также оценка места и роли данной задачи в достижении более высокого уровня.

Timebound

Определенная во времени (когда?)
Выполнение задачи должно соотноситься с реалистичным сроком. Поэтому для каждой задачи должны быть намечены временные рамки. Должен быть определен срок для конечного и промежуточного результатов.

Примечание: * в некоторых литературных источниках встречается термин realistic (реалистичные), однако по смыслу «реалистичность» складывается из критериев «достижимость» и «значимость».


Упражнение № 2. Формулировка цели при помощи SMART Сначала студенты индивидуально формулируют цель педагогической деятельности или педагогических действий, используя технологию SMART. Они могут, например, переформулировать свои цели, которые формулировали в предыдущем упражнении. Затем в микрогруппах студенты делятся своими целями и получают обратную связь от других участников о том, насколько их цель соответствует всем пяти критериям. В конце упражнения - общее обсуждение возникших сложностей.
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов.


Мини-лекция «План и планирование»


Педагогическая деятельность планируется при помощи нескольких разных инструментов.
Первый инструмент - это содержательное или, по-другому, тематическое планирование курса или занятия. Этот инструмент предполагает, что в центре внимания оказывается логика изложения содержания курса. Далее определяется последовательность изучения тем во времени.
Второй инструмент - «дерево целей» или «дерево задач». Этот инструмент предполагает, что основная цель декомпозируется на подцели, задачи, действия. Если делать это графически, получаем пирамиду, в верхней точке которой - главная цель, а в основании - действия.
Третий инструмент - график Парето. Он представляет собой таблицу, в которой в крайнем левом столбце указаны задачи, а остальные столбцы обозначают сроки решения задач с указанием начала и окончания работы. Детализация задач определяется тем, кто использует данный инструмент. Главным критерием является важность задачи и то, насколько необходимо контролировать ее выполнение. Сроки устанавливаются также исходя из того, какой временной промежуток для выполнения задачи является критическим. Это могут быть часы, дни, недели, месяцы (табл. 7).


Таблица 7
График Парето для подготовки курсовой работы студента

Задачи

Сроки

1-я
неделя

2-я
неделя

3-я
неделя

4-я
неделя

1. Подготовка титульного листа и оглавления курсовой работы

/////

 

 

 

2. Анализ теоретических и эмпирических предпосылок исследования

 

/////

/////

 

3. Подготовка текста Главы 1 курсовой работы

 

 

/////

/////

4. Встреча с научным руководителем

/////

 

 

/////

И т.д.

 

 

 

 

Важно отметить, что график Парето не используется для планирования последовательно выполняемых задач. В этом случае более адекватно использовать предыдущий инструмент дерева целей и затем определить алгоритм достижения цели. График Парето необходим в том случае, когда разные задачи нужно решать параллельно. Кроме того, нет нужды использовать график Парето в случае небольшого количества задач или при их относительной простоте, поскольку исполнение и контроль легко удерживаются в памяти.

Четвертый инструмент - установление рамок учебной программы. Он заключается в следующем. На листе бумаги или флип-чарте обозначается регламент программы: начало, перерывы, окончание. Затем определяются цели и задачи образовавшихся блоков. После этого получившиеся блоки называются таким образом, чтобы сами названия стимулировали интерес участников. И только на последнем шаге блоки заполняются конкретным содержанием (Табл. 8).
Упражнение № 3. Подготовка плана занятий.
Студенты выбирают два инструмента планирования и применяют их по отношению к сформулированным в предыдущем задании целям. Они прописывают результаты работы индивидуально в своих тетрадях или на отдельных листах.
Данное задание может быть предложено студентам в рамках самостоятельной работы.
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов; при самостоятельном выполнении необходим персональный компьютер с установленным текстовым редактором, в котором возможно добавление таблиц и рисунков.


Таблица 8

Начало программы: 10.00.

Обеденный перерыв 13.30. - 14.30.

Выступление
руководства

Цель: мотивировать участников, показать значимость данного события для компании

Блок 4

«Управление коммуникацией: Ты или Тобой»

Блок 1

«Цели и задачи программы»

Цель: освоение инструментов управления контактом

Цель: презентация тренера, знакомство участников с целями и задачами программы, регламентом, правилами взаимодействия в группе

Перерыв 16.00 - 16.15.

Блок 2

«Знакомство
участников»

Блок 5

«Практика управления контактом»

Цель: познакомить участников друг с другом, создать доброжелательную и рабочую атмосферу в группе

Цель: усвоение техник и инструментов в ролевой игре

Перерыв 11.30 - 11.45.

Перерыв 17.45 - 18.00.

Блок 3

«Искусство
установления
контакта»

Завершение программы

Цель: подведение итогов и обратная связь от участников

Цель: усвоение техник установления контакта с незнакомыми людьми

Оценка и планирование будущих действий

Цель: участники планируют свои действия по реализации полученных на тренинге знаний и умений

Практическое занятие №5
Оценка результатов обучения (воспитания) и развития

На пятом практическом занятии основной задачей является усвоение студентами материала по инструментам оценки результатов обучения и развития и методов контроля, которые используются в педагогической деятельности. Овладение студентами этими инструментами повышает компетентность в области целеполагания, планирования и организации педагогической деятельности.


Упражнение № 1. Методы оценки результата обучения.
В микрогруппах по три-пять человек студентам предлагается вспомнить все известные им методы и методики, которые известны в психологии и при помощи которых можно оценить ментальные способности, навыки и умения, знания, изменяемые личностные особенности. Затем предлагается вспомнить те методы, с которыми студенты сталкивались в собственном опыте обучения (в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования, вузе). После этого от каждой микрогруппы выступает студент, который рассказывает о том, какие методы вспомнили участники группы и с какими из них они сталкивались в собственном опыте. Необходимо указать: сильные и слабые стороны описанных методов; как, по мнению студентов, можно повысит объективность оценок, снизить негативные эффекты некоторых инструментов оценки.
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов.


Работа с кейсами.
Каждая микрогруппа получает заранее подготовленное преподавателем небольшое описание педагогической ситуации (кейс). Преподавателю рекомендуется разрабатывать для каждой учебной группы новые описания, поскольку это будет поддерживать актуальные запросы конкретной аудитории. После того, как студенты осмыслили и обсудили суть педагогической ситуации и сформулировали педагогические цели и задачи, им необходимо выбрать одну или две методики для оценки результата обучения или развития в описанной ситуации. Выбор необходимо аргументировать, указать возможные сложности, которые могут возникнуть при использовании выбранных методов или методик. Методики должны быть конкретными, а не абстрактными. Например, «Методика стандартизированного наблюдения за групповым взаимодействием по Р. Бейлзу» или «Тест личности Г. Айзенка», а не «наблюдение за поведением» или «какой-нибудь тест на оценку IQ».
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов, листы с описанием кейсов по количеству микрогрупп.


Дополнительное задание
Каждому студенту на листе бумаге предлагается кратко описать то, что нового он узнал на этом занятии, какие знания собирается применить в ближайшее время.
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов.
Задание для самостоятельной подготовки
Данное задание необходимо выполнить для того, чтобы на практическом занятии № 6 не тратить время на поиски необходимых материалов. Студентам нужно найти в психологической и психолого-педагогической литературе материал по методам стимулирования и мотивирования учащихся. Их описание следует скопировать в свою рабочую тетрадь или на электронный носитель информации, к которому будет доступ во время практического занятия.


Практическое занятие № 6. Методы стимулирования и мотивирования
в процессе педагогической деятельности


На шестом практическом занятии основной задачей является усвоение студентами практик стимулирования и мотивирования учебной деятельности, которые используются при работе с детьми и взрослыми. Овладение студентами этими инструментами повышает компетентность в области организации педагогической деятельности.

Упражнение № 1. Анализ методов стимулирования и мотивирования
В микрогруппах участники рассказывают друг другу о тех методах стимулирования и мотивирования, о которых они ухнали в ходе самостоятельной работы. В результате этого обсуждения каждая микрогруппа готовит короткое сообщение, в котором представляет «банк методов стимулирования и мотивирования группы».
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов.

Упражнение № 2. Применение методов стимулирования и мотивирования в педагогическом процессе.
В микрогруппах (парах или тройках) участники сначала обсуждают, а затем докладывают результаты обсуждения следующих вопросов:
• С какими методами стимулирования, которые используются в педагогическом процессе в школе и вузе, вы непосредственно знакомы? В чем их по
ложительные эффекты? Какие негативные эффекты использования этих методов вы наблюдали?
• С какими методами мотивирования, которые используются в педагогическом процессе в школе и вузе, вы непосредственно знакомы? В чем их положительные эффекты? Какие негативные эффекты использования этих методов вы наблюдали?
При обсуждении и в ходе доклада студентам необходимо обратить внимание не только на непосредственные (кратковременные) эффекты, производимые методами стимулирования и мотивирования на когнитивную, аффективную сферу и поведение, но и долгосрочные последствия применения этих методов.
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов.

Упражнение № 3. Применение методов стимулирования и мотивирования в реальной практике
Сначала индивидуально участники выбирают из совокупности обсужденных методов стимулирования и мотивирования несколько приемов или методов, которые они использовали в своем реальном опыте обучения или планируют использовать в будущем. Затем участники делятся на микрогруппы. Каждая микрогруппа получает краткое описание потенциальной аудитории для проведения обучающих мероприятий (кейс). После этого участники обсуждают и выбирают методы стимулирования и мотивирования, которые будут наиболее адекватны для использования в описанной ситуации. Кейсы необходимо заготовить заранее. Преподавателю рекомендуется разрабатывать для каждой учебной группы новые описания, поскольку это будет поддерживать актуальные запросы конкретной аудитории.
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов, заранее подготовленные кейсы с описанием потенциальных обучающих ситуаций.

Задание для самостоятельной подготовки

Данное задание рекомендуется выполнить для того, чтобы на практическом занятии № 7 не тратить время на поиски необходимых материалов. Студентам необходимо найти в психологической и психолого-педагогической литературе материалы по методам обучения, которые можно использовать для обучения детей, подростков и взрослых социально-психологическим навыкам. Их описание необходимо скопировать в свою рабочую тетрадь или электронный носитель информации, к которому будет доступ во время практического занятия.

 

Практическое занятие № 7.
Методы обучения


На седьмом практическом занятии основной задачей является усвоение студентами методов обучения, которые используются при работе с детьми и взрослыми. Студентам необходимо сформировать представления о том, как адекватно целям и ситуации применять те или иные методы обучения в педагогическом процессе.

Упражнение № 1. Анализ методов обучения.
В микрогруппах участники рассказывают друг другу о тех методах обучения, о которых они узнали в ходе самостоятельной работы. В результате этого обсуждения каждая микрогруппа готовит короткое сообщение, в рамках которого представляет «банк методов обучения».
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов.

Упражнение № 2. Методы обучения в педагогическом процессе.
В микрогруппах (парах или тройках) участники сначала обсуждают, а затем докладывают результаты обсуждения по следующим вопросам:
• С какими методами обучения, которые используются в педагогическом процессе школы и вуза, вы непосредственно знакомы?
• Как вы полагаете, насколько они эффективны в достижении поставленных целей обучения?
• Какие, на ваш взгляд, методы обучения не соответствуют современным условиям и задачам современного образования?
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов.

Упражнение № 3. Применение обучения в реальной практике.
Сначала индивидуально участники выбирают из комплекса обсужденных методов обучения несколько приемов или методов, которые они использовали в своем реальном опыте обучения или планируют использовать в будущем. Затем участники делятся на микрогруппы. Каждая микрогруппа получает краткое описание потенциальной аудитории для проведения обучающих мероприятий (кейс). После этого участники обсуждают и выбирают методы обучения, которые будут наиболее адекватны для использования в описанной ситуации. Кейсы необходимо заготовить заранее. Преподавателю рекомендуется подготавливать для каждой учебной группы новые описания, поскольку это будет учитывать актуальные запросы конкретной аудитории.
Необходимые материалы: учебная аудитория, ручка, бумага или рабочие тетради студентов, заранее подготовленные кейсы с описанием потенциальных обучающих ситуаций.
Задание для самостоятельной подготовки
Данное задание является базовым элементов подготовки к итоговому контрольному мероприятию. Задание заключается в подготовке программы обучения или развития для детей, подростков или взрослых. На последнем, восьмом занятии, результаты этой работы презентуются каждым участником в устном и/или письменном виде с последующими ответами на вопросы.

Практическое занятие № 8.
Программа обучения (развития) для детей или взрослых


На последнем практическом занятии студенты презентуют результаты обучения в рамках первой части курса «Психология и методика педагогической деятельности». Они представляют программу обучения или развития детей, подростков или взрослых.
Доклады по результатам самостоятельной работы
Каждый студент самостоятельно выбирает тип программы, которую он готовит для демонстрации. После предварительного согласования с преподавателем возможны доклады в парах или тройках. Однако в этом случае студенты должны аргументировать, почему они готовят доклад вдвоем или втроем, а также по итогам доклада показать вклад каждого в общую работу. Например, такого типа доклад возможен, когда студенты на практике реализуют (или реализовали) программу обучения или развития. При этом студенты могут показать свободное владение инструментами, которые рассматривались на практических занятиях, объясняют логику своих действий, указывают на возникающие проблемы и собственные ошибки.
Необходимые материалы: учебная аудитория, бумага или тетрадные листы, ручки, доска или флип-чарт, проекционное оборудование и персональный компьютер (ноутбук) с программами для презентации.
Итоговое упражнение. Рефлексия опыта обучения.
Студенты получают листы, в которых (в рамках первого занятия) они обозначали свои ожидания в связи с предстоящим изучением курса, и сверяют то, что они получили в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы, со своими первоначальными ожиданиями. Далее обучающиеся в произвольном порядке делятся результатами своих наблюдений, анализа и действий.
Необходимые материалы: учебная аудитория, бумага или тетрадные листы, ручки, листы с результатами первой работой по курсу (входной контроль).


Библиографический список
Бакли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. СПб.: Питер, 2002. 352 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 304 с.
Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2017. 624 с.
Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2007. 224 с.
Рыбакова М. М. Педагогические ситуации и конфликты // Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепели- на. СПб.: Питер, 2006. С. 214 - 224.
Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. СПб.: Речь, 2007. 224 с.
Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Пед. о-во России, 2002. 297 с.
Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. М.: Генезис, 2003. 267 с.
Хуторской А. В. Дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2017. 720 с.

Источник: Зубакин М. В., Полянина О. И. Психология и методика педагогической деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М. В. Зубакин, О. И. Полянина; под общей ред. О. И. Поляниной; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Электрон. дан. - Пермь, 2019. - 1,47 Мб; 110 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.