Страница 3 из 4
3. Профессиональная диагностика
В данном разделе мы рассмотрим сущность профессиональной диагностики и смысл понятия «профессионально важные качества». Психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания, это важное составляющее деятельности специалистов по профотбору, профобучению и профориентации. Профессиональная психологическая диагностика - исследование некоторых особенностей личности (способностей, склонностей, намерений и т.д.) в контексте выбора профессии и соотнесение их с требованиями профессии. Психодиагностическое обследование должно помочь учащемуся лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, его результаты используются для активизации стремлений школьников к самопознанию и самосовершенствованию. Цель профдиагностики - изучение психологических особенностей, интересов, способностей и склонностей детей в аспекте обеспечения помощи в профессиональном самоопределении учащихся. Профессиональная диагностика строится на следующих принципах [4]: 1 Принцип активности субъекта выбора профессии. Это означает, что оптант должен испытывать реальную потребность в получении информации от психолога-профконсультанта, который только помогает осознать интересы и способности, а также выработать основные пути освоения профессии. 2 Принцип комплексного подхода к субъекту выбора профессии. В процессе профессиональной диагностики исследуются различные по сложности психические свойства и их взаимосвязи. 3 Принцип добровольности участия в обследовании. Недопустимо любое принуждение к исследованию в целях выяснения интересов и профессиональных намерений без согласия школьников. Принудительная диагностика чаще всего приводит к заведомо ложным результатам. 4 Принцип индивидуального подхода. В процессе профессиональной диагностики необходимо исходить из интересов и склонностей личности. В первую очередь проводится диагностика тех качеств и свойств личности, которые необходимы для профессии, интересующей конкретную личность. 5 Принцип конфиденциальности диагностической информации, который заключается в персональной ответственности за сохранение в тайне результатов психодиагностических обследований, если ознакомление с ними не требуется для проведения коррекционных воздействий. 6 Принцип персональной ответственности за правильность постановки психологического диагноза, адекватность используемых диагностических методов и коррекционных мероприятий. Существует несколько схем или алгоритмов профессиональной диагностики. Рассмотрим некоторые из них. С.С. Бубнова предлагает проводить профдиагностическое обследование на трех уровнях: • на личностно-мотивационном - уровне исследования мотивов, склонностей, интересов, а также некоторых личностных свойств (экстраверсии - интроверсии, эмоциональных особенностей, коммуникативных способностей); • на уровне познавательных способностей, т.е. исследования меры выраженности различных свойств и видов внимания, памяти, мышления, воображения, представления и др.; • на уровне нейро- и психодинамических свойств, т.е. изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента. С.Н. Чистякова в программе развивающей психологической диагностики предлагает охватывать шесть сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности: • психологическую сферу (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы); • мотивационную сферу (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии); • характерологическую сферу (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности: к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру); • эмоционально-волевую сферу (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности); • интеллектуальную сферу (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и своеобразия интеллектуальной деятельности); • социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми). Методы психологической диагностики могут быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним профконсультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга; являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся. В психологической литературе под профессионально важными качествами (ПВК) понимают любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. В контексте профессионального самоопределения ПВК - это профессиональные способности и характеристики личности, обеспечивающие в дальнейшем эффективное выполнение деятельности. Профессиональные способности - это свойства психических процессов и психомоторные функции, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие ее эффективность. Многие считают, что главная цель профориентационного психодиагностического обследования учащегося состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. При этом предполагается, что, с одной стороны, есть объективные требования профессий к психологическим качествам человека, с другой - сами эти качества, поддающиеся диагностике, надо лишь соотнести одно с другим, и сразу будет решен вопрос о том, к какой профессии «предназначен» данный человек. Внешне логичная, эта схема оказывается внутренне противоречивой и несостоятельной в практике профконсультирования. Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации, и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критерием профессионального выбора. Профессиональная диагностика в образовательном учреждении состоит из нескольких этапов: 1) ранняя диагностика интересов и способностей (1-4 классы), разработка и проведение программ по развитию интересов и способностей; 2) диагностика способностей и склонностей младших подростков, дальнейшее осуществление программ их развития (5-6 классы); 3) формирование профессиональных намерений учащихся 7-8 классов, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с требованиями выбираемой профессии; 4) диагностика и коррекция профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов. При использовании профдиагностических тестов необходимо точно знать, с какой целью вы их используете. Для первичной групповой диагностики можно использовать «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, который позволяет выделить предмет труда, интересующий школьника. Далее необходимо определить предпочтительную цель труда. Также для первичной групповой диагностики можно использовать различные Карты интересов, тест Йовайши, ориентировочную анкету и др. Для индивидуальной диагностики и последующей профконсультации можно использовать «Опросник профессиональной готовности», где исследуются не только интересы школьников, но и их отношение к данному виду труда, умение и желание данной деятельностью заниматься. Также можно использовать тест Холланда, где определяется не только психологический тип личности в соответствии с профессиональной сферой, но и предлагается перечень рекомендуемых профессий. Кроме того, существуют методики Г.В. Резапкиной по выявлению интересов, склонностей старшеклассников и подходящего профиля обучения. Результаты тестирования заносятся в профориентационную карту учащегося и анализируются психологом, после чего со школьником и его родителями проводится профконсультация о склонностях, интересах ребенка и предполагаемых сферах применения его профессиональных особенностей. Смысл психодиагностической работы в профконсультации заключается в следующем. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Сама консультация - не одноразовое мероприятие, это большой, иногда длительный, совместный труд психолога и учащегося, в котором полностью применимы принципы педагогики сотрудничества. Решение о выборе профессии или области должно рождаться в ходе совместной работы. Школьный психолог в своей профконсультационной работе должен проводить идею о том, что нет практически ни одной профессии, в которую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.
Контрольные вопросы 1 Объясните смысл профессионально-психологической диагностики. 2 Проанализируйте предложенные схемы профдиагностики и выделите в них общее. 3 Объясните на примерах компоненты структуры профессиональной пригодности. 4 Обоснуйте связь профессиональной пригодности и ПВК. 5 Какие предрассудки существуют в вопросе профессиональной пригодности?
|